Научная статья на тему 'Постсоциализм и государство: мобилизация против координации'

Постсоциализм и государство: мобилизация против координации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
187
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОЦИАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / МОБИЛИЗАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ / POST-SOCIALISM / STATE / MOBILIZATION / COORDINATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сморгунов Леодин Владимирович

В статье возрождение государства рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, реальная практика постсоциалистических стран дает примеры усиления мобилизационной функции государства. Здесь государство приобретает значение основного центра публичности в ущерб спонтанности выражения позиций гражданской публичностью. Этому подходу противопоставляется практика координационного государства, которое учитывает необходимость вовлечения в публичность, но сохраняет условия жизненного мира человека и самоорганизацию гражданской публичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-socialism and state: mobilization versus coordination

In the paper a revival state is considered in two aspects. On the one hand, the actual practice of the post-socialist countries provides examples enhance mobilization functions of the state. Here the value of the basic state becomes the center of publicity at the expense of spontaneity of attitudes expression of civil publicity. This approach is opposed to the practice of coordinating state, which takes into account the need to engage in publicity, but maintains the conditions of life-world and self-organization of the civil rights of publicity.

Текст научной работы на тему «Постсоциализм и государство: мобилизация против координации»

Л. В. Сморгунов

ПОСТСОЦИАЛИЗМ И ГОСУДАРСТВО: МОБИЛИЗАЦИЯ ПРОТИВ КООРДИНАЦИИ

В статье возрождение государства рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, реальная практика постсоциалистических стран дает примеры усиления мобилизационной функции государства. Здесь государство приобретает значение основного центра публичности в ущерб спонтанности выражения позиций гражданской публичностью. Этому подходу противопоставляется практика координационного государства, которое учитывает необходимость вовлечения в публичность, но сохраняет условия жизненного мира человека и самоорганизацию гражданской публичности.

Ключевые слова: постсоциализм, государство, мобилизация, координация.

Двадцатилетие разрушения СССР и социализма на постсоветском пространстве, включая Восточную и Центральную Европу, не принесло ясного ответа на вопросы, какое общество и какой строй были построены, какая модельная политика возобладала и какая политическая система сформировалась. Общее мнение о гибридности, неполноте, лиминальности, потерянности и т. д. мало что проясняет и не дает возможности двигаться дальше. Отсюда следуют попытки как-то определиться с нынешним состоянием, поставив впереди прошедшего времени приставку «пост» — постмодернизм, постколониализм, постсоветизм, постсоциализм (Chari, Verdery, 2009). Все эти понятия так или иначе фиксируют разрыв с прошлым, но при этом не до конца раскрывают смысловую связь с прошедшим временем. Что-то остается непережитым, ностальгическим или все еще отвергаемым.

Понятие «постколониализм» используют (Украина, Белоруссия, Польша) для описания состояния все еще продолжающейся зависимости от советской метрополии. Применительно к самой России это понятие трансформируется в концепт «внутренней колонизации» (столица и периферия, власть и пространства зависимости), освободиться от которой также не удается (Там, внутри, 2012). Определенное возрождение советских символов и практик породило стремление описать реальность понятием «постсоветизм» как идеологии и политики так называемой «путинской эпохи». Наконец, «постсоциализм» проникает в описание реальности в связи с анализом не только политических, но и экономических практик и институтов. Это понятие распространяется на более широкий круг объектов исследования, включая в этот список не только Восточную и Центральную Европу, бывшие

© Л. В. Сморгунов, 2013

советские республики, но и Китай, Вьетнам. Определенная логика в последнем случае есть, так как в современной России, например, все большее значение придается китайскому образцу постсоциализма. При этом «следы» китайского образца видны и в политических дискурсивных практиках, и в реальном политическом процессе.

Постсоциализм как некоторая концептуальная модель имеет три основные разновидности ^ган 2009; Picles, 2010; Cervincova, 2012). Во-первых, этот термин часто используется во временном смысле как некоторый период начавшегося перехода от государственного социализма к новому общественному порядку, который (переход) описывается процессами приватизации, демократизации и глобализации. В таком смысле он активно использовался в первой половине 1990-х годов. Во-вторых, постсоциализмом стали обозначаться концептуальные схемы движения освобождения от зависимости. При этом активно разрабатывались различные обоснования совместимости и различия между постколониализмом и постсоциализмом. Общими считались такие концептуальные темы, как империализм, преодоление понятия «трех миров» (соответственно, утверждение мира пост-«холодной войны») и определенная этнонациональная (расовая) доктрина политических (правительственных) практик. Различия же проистекали из особенностей отношения к глобализации, элитных дифференциаций, исторических влияний. В-третьих, в последние годы концепт постсоциализма начинает приобретать характер более фундаментальной модели описания существующей общественной реальности в странах с социалистическим прошлым, когда при всем многообразии путей и форм движения от социализма наблюдается не поступательное движение к либеральному рынку и демократии (тран-зитология и консолидология) и не простое восстановление и укоренение прежних социалистических форматов жизни путем простого к ним возврата, а появление таких общественных порядков, которые трудно вписываются и в концептуальную схему «переход от социализма к капитализму» и в «социалистическую/коммунистическую реставрацию». Хотя некоторые исследователи подчеркивают, что речь не идет о «третьем пути», однако сложившиеся общественные системы перестают соответствовать линейному порядку развития. Некоторые исследователи даже пишут об условиях постсоциализма, которым характеризуются такие процессы, как глобализация, постфордизм, социальный капитализм, государство благосостояния.

В общем плане, характеризуя постсоциализм, можно отметить некоторые признаки этого общественного феномена. Как и постколониализм, первоначальное понимание постсоциализма связано с отрицанием реального социализма, критикой его основных признаков, которые в целом связаны с господством политики над всеми сферами

общественной жизни. Однако то, что описывалось как результат модернизации и перехода от социализма к рынку и демократии, на деле оказалось иным. Новое общество практически во всех странах Центральной и Восточной Европы стало проявлять признаки ушедшего социализма. Поэтому постсоциализм — это не только критическое отрицание прошлого, но еще и то, чего трудно было избежать, так как история бесследно не проходит. При этом результат был стимулирован не в последнюю очередь политикой приватизации и демократизации, которую поддерживали страны Запада, часто навязывая свои модели и не учитывая историческую «тропу зависимости». Протагонисты концепции постсоциализма отмечают, что социализм остался в качестве господствующей тенденции преобладания политики над основными сферами общественной жизни (Peshkopia, 2008). Главными признаками этого господства стали следующие основные проявившиеся тенденции: (1) приоритет публичной сферы по отношению ко всем сферам жизни человека; (2) захват публичной сферы государством и навязывание им своих мерок и практик дисциплинирования публичного пространства посредством мобилизации (вовлечение в публичность), долг участия и конституционного патриотизма; (3) превращение сферы гражданского общества в сферу деятельности профессионалов (ее бюрократизация), а не самоорганизации общественности; (4) проведение политики идентичности на основе этнонационализма с желанием стать акторами глобальных процессов, что вызывало рост в ряде случаев национализма и консерватизма; (5) симбиоз публичного и частного в сфере жизненного мира человека — науке, культуре и морали, превращение их в сферу конкуренции и предпринимательства под контролем государства и на этой основе лишение автономии и самоорганизации; (6) развитие сообществ (сетей) как инструмента государственной политики и управления. В этом отношении были потеснены или деформированы практики нормальной жизни, когда политическая корректность стала вновь востребованной.

Концепт «постсоциализм», на наш взгляд, дает возможность более реалистично описать российскую действительность последних десятилетий не в качестве борьбы демократизма и авторитаризма, а как восстановление господства публичности под флагом государ-ственничества, патриотизма и мобилизации. Общественное движение за «честность» было слабым выражением протеста против такой публичности с использованием ее же оружия. Борьба за открытость ироничным образом способствовала тому, чтобы «чистки» затронули не только министерства, представительные органы власти, политические партии, но и науку, образование и искусство. В этом отношении основная проблема российского политического проекта состоит в том, что он прямо следует эпохе «постсоциализма», расширяя про-

странство публичности для управляемости и дисциплинированности, и оставляет мало места для автономии, независимости и взаимности. Понятие «внутренняя колонизация» в этом отношении применимо скорее к российской современности, чем к ее истории.

В целом влияние трансформационных процессов в публичной сфере сказывается на изменении миссии государства, структуры, функций и технологий его политики и управления в современном обществе. Основная гипотеза здесь состоит в том, что трансформационные процессы в публичной сфере приводят одновременно к повышению роли государственных и негосударственных акторов в производстве и осуществлении публичной политики и изменяют систему их отношений в направлении сотрудничества. В противоположность постсоциализму при этом осуществляется переход от административного государства к государству координационному, а в сфере негосударственной активности возрастает значение «вовлечения в публичные дела». Роль координационного государства в этом случае состоит в том, чтобы обеспечить равный доступ к политическому решению, защитить понятное использование и стимулировать подходящие институты публичного управления.

Общий смысл изменений в подходе к проблеме управляемости здесь заключается в переносе акцента с государства на взаимодействие государств и общества. В этом отношении внимание к обществу при решении задач управляемости является показательным. Уже концепция "governance", противопоставленная новому государственному менеджменту, подчеркивала, что управляемость в социетальной системе достигается за счет не внешних условий, а организации взаимодействия общества, государства и бизнеса. Общий смысл концепции "governance" состоит в том, что государственное управление утрачивает прежнюю жесткость, детализированность и регламентированность; оно базируется скорее на горизонтальных, чем на вертикальных связях между правительственными органами, ассоциациями гражданского общества и бизнесом. Подобное управление отличается как от простого администрирования, при котором источником политических решений выступает исключительно политическое руководство, так и от рыночной модели с ее акцентом на торговой сделке, где каждый участник пытается максимизировать свою выгоду. Реализуясь посредством переговоров между государственными и негосударственными структурами, заинтересованными в совместных усилиях для достижения взаимоприемлемого результата, оно способно более эффективно удовлетворять общественные потребности, т. е. вырабатывать социально значимые решения.

В противовес привычной практике публичного управления, основанной на иерархии и предполагающей неукоснительное выполнение

приказов, главными параметрами новой концепции становятся согласие и договор. Традиционное администрирование уделяло преимущественное внимание праву и регламентам, современное — согласительным нормам, коллективным рекомендациям, моральным суждениям. Традиционная власть осуществлялась правительствами, бюрократией и парламентами, новая — все больше вовлекает в свою орбиту комиссии, форумы, большие демократически организованные группы. Если раньше информация в управленческой сфере была централизованной и закрытой, то сейчас она доступна и открыта для всех.

Понятие "governance" отражает изменения в отношениях между гражданским обществом и публичной властью, а также внутри организационной структуры государства. Межорганизационные сети нового публичного управления (совместные предприятия, стратегические альянсы, деловые группы, организации с особыми правами, исследовательские консорциумы, контрактные, межминистерские, межведомственные и межотраслевые образования и т. п.) отличаются от внутриорганизационных сетей бюрократических иерархий, где отношения между акторами зависят от управленческой структуры, которая регулирует разрешение конфликтов и направляет поведение. Хотя в межорганизационных сетях тоже возникают конфликты, уровень доверия и кооперативного сотрудничества там существенно выше, что ведет к значительному сокращению трансакционных издержек, более рациональному использованию совместных ресурсов, большей открытости к инновациям, т. е. к повышению эффективности управленческой деятельности. Интернет и новые информационные технологии создают для этого дополнительные стимулы.

В принципе данная концепция является подходящей для описания таких административных изменений, которые включают в систему как инструментальные, в том числе и бюрократические, элементы, так и механизмы нового государственного менеджмента и концепции политических сетей. При этом все инструментальные механизмы подчиняются общему режиму государственного управления, который и характеризуется понятием «governance».

Между тем данный подход имеет и свои ограничения. Анализ административных реформ в ряде стран и дискуссия о «качественном управлении» демонстрируют, что данная концепция в случае умаления роли государства ведет к нежелательным последствиям, когда активные заинтересованные группы укрепляют свои позиции в горизонтально-сетевом взаимодействии и за счет общих ресурсов увеличивают свой выигрыш. Ситуация меняется с восстановлением государства как центрального актора разработки и внедрения политических решений относительно публичных дел. Конечно, при этом сохраняются и формы сетевого взаимодействия, и общий этос ко-

операции. Следует подчеркнуть, изменяется и идейное наполнение термина «государство».

Государство начинает приспосабливаться к новым реалиям публичной сферы и участвовать в создании современных механизмов реализации публичных ценностей. В этом отношении государство не берет на себя ничего лишнего, но и не способствует умалению новых форм публичной политики и управления. В таком случае координационное государство сетевого общества отличается от мобилизационного государства постсоциализма. Что имеется в виду?

Во-первых, сфера публичной политики и управления становится многослойной и разносторонней, прежде всего, по составу ее участников. Теоретически это выражается в концепциях сетевого публичного управления, многоуровневого публичного управления, управления через сообщества. Здесь есть свои опасности, но очевидна трансформация публичности. В таких системах публичного управления государство начинает все сильнее брать на себя функцию гражданской координации взаимодействий, противостоя семейным, клановым, т. е. партикулярным, его формам.

Во-вторых, государство, реализуя присущую ему функцию оказания публичных услуг (непосредственно либо через электронное правительство), трансформирует свою служебную политику в направлении усиления публичной ценности предоставляемых услуг. Теоретически этот процесс выражается в концепции менеджмента публичных ценностей, который находится под влиянием ряда интеллектуальных подвижек в теории публичного управления, что наблюдалось в последние десятилетия. Особое значение здесь имеют теория политических сетей и новая концепция управления "governance", в которых интенсивность отношений государства и общества рассматривалась в качестве основы повышения эффективности публичного управления, с одной стороны, и его демократичности, с другой. Явно на философию этого нового направления повлияла коммунитарист-ская критика либерализма и либерального государства.

В-третьих, государство начинает стимулировать участие в публичности тех акторов, без которых невозможно распределить сегодня равномерно все тяготы по удовлетворению публичных нужд. Имеются в виду, прежде всего, бизнес и партикулярное гражданское общество. Наблюдается существенная трансформация традиционных отношений бизнес—государство—профсоюзы (эволюция трипартизма в направлении вовлечения в этот процесс ассоциаций гражданского общества, новых социальных движений), усиливается значение частно-государственного партнерства (социальная ответственность бизнеса и система корпоративной гражданственности), возникают новые механизмы и технологии взаимодействия государства и СМИ и т. д.

В данном случае речь идет о целой системе «вовлечения в публичность» (вЯ-связи с государством, 2012). Не благими ли пожеланиями являются вышеобозначенные процессы и тенденции? Эволюция форм и методов отношений возрожденного государства с бизнесом, обществом и СМИ предполагает перестройку самого государства. Отсюда то внимание, которое уделяют все современные глобальные и региональные политические и экономические институты управления (ООН, Всемирный банк, Европейский союз) проблеме реформ под флагом «построения новых способностей государства» — институциональных, идейционистских, организационных, коммуникационных и т. д. В связи с этим большое значение приобретают так называемые «динамические способности государства», т. е. реализация его потенциальных возможностей быстро и четко реагировать на динамично изменяющиеся внутренние и внешние условия его деятельности, тем самым, создавая условия для повышения конкурентоспособности государства и новой публичной сферы.

Все это, конечно, порождает определенные угрозы, главная из которых, как полагают, состоит в том, что государство, колонизирующее публичную сферу, становится неподконтрольным, а сфера публичных ассоциаций управляемой. Проникновение государства в публичную сферу при такой оценке явно создает неэффективную схему «управляемая публичность — бесконтрольное государство». Неэффективность здесь создается таким сформированным порядком, который можно определить как «порядок в плохо организованном обществе». Общим императивом такого порядка выступает несправедливость. Если государство и способно в таких условиях осуществить мобилизацию для развития, то это будет мобилизация без внутренних стимулов, а сформированная легитимность будет поддержкой без доверия. Парализованная гражданская публичность и неограниченное государство создают, с одной стороны, удобные каналы подмены публичного порядка порядком приватным, когда частные интересы порабощают и тело государства, и пространство публичности. С другой стороны, опять возникает механизм сдерживания самоорганизации и спонтанной политической инновации.

Противостоять такой угрозе предлагают традиционными средствами, легитимность которых проистекает из либерального дискурса о публичности. Обычное решение сводится к сочетанию более совершенной репрезентации интересов, публичной конкуренции и развития свободы слова. Внедрение принципов минималистской концепции демократии, как считается, усиливает контроль над государством и способствует свободе выбора в публичном пространстве.

По-видимому, восстановление дихотомии «государство-публичная сфера» вряд ли возможно. Новое публичное пространство, с одной

стороны, захватывает государство и делает его агентом публичности. Но и государство в таком случае не может оставаться прежним. Оно меняет свою структуру, функции и миссию. Координация посредством сотрудничества, а не мобилизация посредством навязывания становятся императивным правилом деятельности современного государства. С другой стороны, прежние публичные акторы, контролирующие государство, но все же находящиеся в относительной безответственности по выполнению ими же признанных публичных приоритетов, уже не могут и не должны быть лишь свидетелями публичной политики. В этом отношении государство, конечно, вовлекает в публичность, но и способствует созданию условий для автономии формирования гражданской публичности.

Трансформационные процессы в публичной сфере влияют как на изменение миссии государства и структуры, функций и технологий его политики и управления в современном обществе, так и на содержание деятельности публичных ассоциаций и структур. Трансформационные процессы в публичной сфере приводят одновременно к повышению роли государственных и негосударственных акторов в производстве и осуществлении публичной политики и изменяют систему их отношений с гражданскими ассоциациями в направлении сотрудничества. При этом осуществляется переход от административного государства к государству координационному, а в сфере негосударственной активности возрастает значение «вовлечения в публичные дела». Анализ административных реформ в ряде стран и дискуссия о «качественном управлении» (good governance) демонстрируют, что умаление публичной роли государства ведет к нежелательным последствиям, когда активные заинтересованные группы укрепляют свои позиции в горизонтально-сетевом взаимодействии и за счет общих ресурсов увеличивают свой выигрыш. Ситуация меняется с восстановлением государства как центрального актора разработки и внедрения политических решений относительно публичных дел. Конечно, сохраняются и формы сетевого взаимодействия, и общий этос кооперации. Но следует подчеркнуть, что изменяется и идейное наполнение термина «государство», когда автономия государства является относительной и ограничивается структурами социальной власти (Bieling, 2007, p. 5).

Возможно, выбор мобилизационной модели определяется не только стратегической культурой и «тропой зависимости», но и контекстуальными проблемами развития постсоциалистических государств, столкнувшихся в последнем десятилетии с вызовами финансового кризиса, терроризма и глобализации. Не в последнюю очередь этот выбор определялся потребностями обостряющейся конкуренции и необходимостью развития (модернизации). Однако современные формы и модели развития предполагают все же большую степень

свободы и самоорганизации, которые отвечают более мобильно на сложность и неустойчивость общества. Отсюда и проистекает относительная эффективность координации по сравнению с простой мобилизацией.

Литература

Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России / под ред. А. Эткинда, Д. Уффельмана, И. Куклина. М.: Новое литературное обозрение, 2012 (There, inside. Practices of internal colonization in the cultural history of Russia / Ed. by A. Etkind, D. Uffelmana, I. Kouklina. Moscow: New Literary Review, 2012).

GR-связи с государством: Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2012 (GR — ties with the state: the theory, practice, and mechanisms of interaction between business and civil society with the state / Ed. by L. V. Smorgunova and LN Tymofeeva. Moscow: ROSSPEN, 2012).

BielingH.-J. The Other Side of the Coin: Conceptualizing the Relationship between Business and the State in the Age of Globalisation // Business and Politics. 2007. Vol. 9. N 3.

BrarBh. Theorising Transitions: Post-Coloniality, Post-Socialism and the Coming Age of Globalization // International Studies. 2009. Vol. 39. N 4.

Chari Sh., Verdery K. Thinking between the Posts: Postcolonialism, Postsocialism, and Ethnography after the Cold War // Comparative Studies in Society and History. 2009. Vol. 5. N 1.

Cervincova H. Postcolonialism, Postsocialism, and the Anthropology // East-Central Europe. 2012. Vol. 48. N 2.

Peshkopia R. In Search of the Private, Public, and Counterpublic: Modernity, Postmoder-nity, and Postsocialism // New Political Science. 2008. Vol. 30. N 1.

Picles J. The Spirit of Post-Socialism: Common Spaces and the Production of Diversity // European Urban and Regional Studies. 2010. Vol. 17. N 2.

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.