Научная статья на тему 'ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ БУДУЩЕЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ'

ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ БУДУЩЕЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
секуляризм / постсекуляризм / модернизация / постмодернизм / религия / традиция / современность.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муродова Нигина Сулаймоновна

В статье проблема становления постсекулярного общества и кризис секуляризма анализируется с точки зрения социально-политических учений. На основе формирования идеи модернизации и секуляризма, автор анализирует вопросы современного развития в постсекулярной теории. Причины формирования постсекулярного процесса в современных условиях связаны с социальными и экономическими проблемами. По мнению автора, в современное время существуют противоречия между секуляризмом и религией, и возникает необходимость определения их взаимосвязи. В статӣе отмечается, что проблема формирования постсекулярной теории связан с развитием эпохи постмодерна. Автор отмечает, что если в историческом прошлом под возникновением секуляризма понимается борьба с религией, то сегодня светское особенность государства, даёт возможность странам, сотрудничать с религии в целях формирования стабильного общественного развития, что безусловно является принципом политического управления современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ БУДУЩЕЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ»

Б01 10.24412/2709-1201-2024-522-527

ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ БУДУЩЕЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ

МУРОДОВА НИГИНА СУЛАЙМОНОВНА

Доцент кафедры политологии Таджикского национального университета,

Душанбе, Таджикистан

Аннотатация. В статье проблема становления постсекулярного общества и кризис секуляризма анализируется с точки зрения социально-политических учений. На основе формирования идеи модернизации и секуляризма, автор анализирует вопросы современного развития в постсекулярной теории. Причины формирования постсекулярного процесса в современных условиях связаны с социальными и экономическими проблемами. По мнению автора, в современное время существуют противоречия между секуляризмом и религией, и возникает необходимость определения их взаимосвязи. В статие отмечается, что проблема формирования постсекулярной теории связан с развитием эпохи постмодерна. Автор отмечает, что если в историческом прошлом под возникновением секуляризма понимается борьба с религией, то сегодня светское особенность государства, даёт возможность странам, сотрудничать с религии в целях формирования стабильного общественного развития, что безусловно является принципом политического управления современности.

Ключевые слова: секуляризм, постсекуляризм, модернизация, постмодернизм, религия, традиция, современность.

Постсекуляризм - это современная теоретическая концепция в политике, философии и теологии, согласно которой идея секуляризации оказалась в кризисном положение. В современных обществах религия стремится занять видное место. В начале светского подхода основной идеей Просвещения было освобождение человеческого сознания из плена суеверий и религиозного догма. В результате эта идея породила концепцию, согласно которой модернизация сопровождается неизбежной секуляризацией и непрерывным снижением роли религии в обществе. Современное состояние мира, особенно бурный рост новых религиозных течений, показало, что реальные процессы гораздо более тревожны, чем светскость общественной жизни.

Ю. Хабермас популяризировал термин «постсекулярный» и широко признал его объективность. [8, с. 24]. Ссылаясь на его мнение, можно сказать, что современное мнение отвергает религиозные ценности как забытые, а иногда и нравственно несостоятельные. Вместо стратификации или разделения возникает новый термин мирного диалога и толерантного сосуществования между сферами веры и разума, называемый постсекулярным [8, с. 26]. В этом смысле Хабермас подчеркивает, что и религиозное, и светское не должны исключать друг друга, а должны учиться друг у друга и терпимо сосуществовать [8, с. 26].

М. Росати подчеркивает, что в постсекулярном обществе религиозные и светские взгляды находятся в равном положении, то есть имеют равное значение с теоретической точки зрения. Современные общества, до недавнего времени считавшие себя полностью светскими, должны соответствующим образом изменить свою систему ценностей, чтобы приспособиться к правильному сосуществованию религии и секуляризма [5].

В светской работе Ч. Тейлора также часто упоминается понятия постсекуляризм как описание светской эпохи. Хотя иногда возникают разногласия по поводу того, что каждый автор имел в виду под этим термином. Особенно спорный вопрос заключается в том, относится ли термин «постсекулярный» к новому социальному явлению или к новому осознанию существующего явления, то есть было ли общество светским и становится ли постсекулярным, или общество никогда не становилось светским, поскольку она просто считалось светским.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Некоторые утверждают, что этот термин настолько противоречив, что мало используется. Другие считают, что универсальность термина является одной из его сильных сторон. В литературной критике этот термин использовался для обозначения своего рода постмодернистской религиозной или духовной чувствительности в некоторых современных текстах [5].

В современном мире причины возникновении постсекулярных процессов связаны со следующими факторами.

Во-первых, развитие постсекулярных теорий и усиление роли религии в светском обществе. Постсекуляризм проявил себя в ряде теорий о сохранение или возрождение религиозных верований или практик в нынешнюю эпоху. Согласно этим теориям, «пост» может относиться к концу секуляризма.

В понимание светскости, получившей распространение в середине ХХ века, говорится о том, что со временем религия будет полностью удалена из жизни общества посредством науки и техники. Более мягкий пример этой гипотезы состоит в том, что религия не исчезает полностью, а скорее теряет свое влияние. Многие исследователи, придерживающиеся гипотезы секуляризации, отмечают, что она порождает ряд социальных и психологических проблем, ведущих к распространению равнодушия, безнравственности, чрезмерного стремления к приобретению и потреблению материальных благ в ущерб духовным ценностям. Секуляризация также способствует распространению атеизма в различных формах, от активного отрицания Бога и значения религии в светском гуманизме до пассивного безразличия членов религиозных организаций к религиозной морали.

В 1950-х и 1960-х годах П, Бергер, Харви Кокс и другие были ярыми сторонниками теории секуляризации. Эта теория утверждала, что с совершенствованием технологий и развитием культуры религия начнет приходить в упадок, и человечество будет жить словами Кокса в «светском городе». Кокс изменил свою позицию в «Светском городе» (1984), утверждая, что будущее религии лежит в массовых движениях, таких как фундаментализм и теология освобождения [6].

По сути, теория секуляризации и один из ее главных создателей — П. Бергер в своей основополагающей статье, опубликованной в 1999 году, предсказал конец религии. Его предположение оказалось неверным в светском мире. По сути, появление следующих факторов привело к формированию кризиса секуляризма, проявившегося в научной теории. Идея полной победы секуляризации вызывает все больше вопросов и возражений. Американский социолог П. Бергер заявил: «Я думаю, что я и большинство других социологов религии писали о секуляризации в 1960-х годах, было неверным. Мы исходили из идеи, что секуляризм и современность идут рука об руку. Чем больше модернизации, тем более светскости. Это не была сумасшедшая теория, потому что были доказательства, подтверждающие ее. Но на самом деле я думаю, что это было лицемерием. Сегодня большая часть мира не светская. Он очень религиозен»

Сейчас П. Бергер собирает ряд эссе, в которых создается впечатление, что религия в современном мире не только не приходит в упадок, но и переживает развитие. В своем вступительном эссе Бергер отмечает, что «предположение, что мы живем в секуляризованном мире, ложно... Современный мир так же глубоко религиозен, как и прежде» [6]. Он отмечает, что религиозные движения не адаптировались к светской культуре, чтобы выжить, а успешно развивались по форме и содержанию и подчеркивали свой сверхъестественный характер в своих убеждениях и подходах. Затем Бергер исследует его происхождение и размышляет о будущем этого глобального религиозного возрождения. Хотя он признает, что не может предсказать будущий путь, он указывает, что «.светская критика всех движений раскрывает человеческое существование как бедное и в конечном итоге беспомощное государство» [6].

[6].

В конце ХХ века гипотеза о неизбежности секуляризации была отвергнута рядом ученых, поскольку она противоречит следующим явлениям:

1. Статистические данные показывают, что даже в странах с высоким уровнем развития науки и техники (например, в США) высок интерес к религии и низок уровень атеизма.

2. Тенденция в современной религии не изменилась с древних времен.

3. Тенденция к отказу от религии со стороны части общества приводит к неотделимой тенденции религиозных людей в целом.

4. Секуляризация в регионах, где уровень религиозности значительно ниже (например, в Европе), является аномалией, вызванной необычными социокультурными факторами.

Как поясняют американские социологи В. Сватос и К. Кристиано, экзистенциальные вопросы вечны и их решения всегда выходят за рамки рационального определения, поэтому в человеческом опыте они всегда будут иметь религиозные ответы. В результате религия в целом возрождается, а секуляризация имеет свои пределы.

Американский социолог Хосе Казанова в своей книге «Общественные религии в современном мире» попытался выделить три ключевых смысла, вкладываемых в понятие секуляризации.

1) исчезновение его социальной значимости с религией;

2) о приватизации религии;

3) о социальном разделении и превращении религии в одну из подсистем общества наряду с некоторыми другими социальными институтами [4, с.174].

По мнению Казановы, в современных условиях термин «секуляризация» сохраняет свое эмпирическое значение лишь в третьем значении. Ведь достаточно просто следить за новостями, чтобы заметить значительный рост социальной роли религии и ее все более активную деятельность, при которой общественное пространство развивается вполне правомерно и успешно. В частности, Х. Казанова показывает, как религии помогли сформировать общественное пространство в Польше, а также способствовали общественным дискуссиям о либеральных ценностях в США [4, с.177].

В связи с пересмотром некоторыми исследователями теории секуляризации возникло предположение о религиозном обращении. Это предположение основано на том факте, что секуляризация и культурные изменения, такие как рост индивидуализма и социальной фрагментации, ведут не к исчезновению религии, а к увеличению привлекательности более индивидуальных религиозных и духовных практик. Рост религиозности ведет к активизации религиозной деятельности вне светского влияния. Это выражается в следующих тенденциях:

1. Расширение статуса религии как внутри, так и вне религиозных организаций;

2. Религиозная и духовная эклектика;

3. Распространение новых религиозных течений и духовных течений нового века, а также возрождение древних языческих верований и обычаев [6].

Чарльз Тейлор указывает, что для многих неприемлемы модернистские и светские взгляды, поскольку они связаны с ощущением пустоты и бессмысленности жизни. Но в то же время отказ от традиционной религии не приводит к исчезновению их веры, большинство людей обращаются к различным альтернативным формам религии. Человек может стать религиозным по форме, но не быть религиозным, или он может просто поддерживать религиозные институты и религиозные обряды, выполняемые другими людьми. Тейлор предсказал, что после того, как концепция секуляризма потерпит неудачу, атеизм потеряет свою привлекательность, а реформированная религия получит широкую поддержку.

Исследование американских ученых, опубликованное в 2008 году, частично подтвердило достоверность гипотезы секуляризации среди ведущих ученых США. Так, доля представителей естественных наук, не исповедующих религию, увеличилась с 40,3% в 1969 г. до 55,0% в 2005 г.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Однако в социальных науках это число уменьшилось с 50,4% в 1969 году до 47,4% в 2005 году. Авторы исследования указали на несоответствие этих результатов ожиданиям сторонников гипотезы секуляризации и подчеркнули необходимость ее пересмотра [1].

Американский социолог и политолог Р. Инглхарт разработал концепцию постматериализма и предложил новую теорию глобальных тенденций в религиозной сфере, представляющую собой обновленную версию гипотезы секуляризации. На основе анализа социологических данных Р. Инглхарт предположил, что одной из важнейших мотиваций, побуждающих людей к религии, является необходимость обеспечения социальной и экономической безопасности [3, с.35]. Экономический рост в европейских странах повысил уровень безопасности, а снижение ограничений образа жизни привело к секуляризации и снижению рождаемости в Европе. Однако в развивающихся странах уровень безопасности не только не повышается, а, наоборот, снижается. Это усиливает позиции религии в странах третьего мира, что в свою очередь ведет к укреплению семейных ценностей и росту населения в этих странах.

Сочетание тенденций сокращения населения в секуляризованных регионах и роста населения в регионах с высоким уровнем религиозности означает, что за последние полвека мир в целом стал более религиозным, чем когда-либо прежде. Инглхарт считает, что такая ситуация приводит к культурным различиям между светскими и религиозными обществами, а также к противопоставлению религиозных ареалов мира влиянию светских ценностей, которое они могут рассматривать как угрозу. Теория культурного разрыва ставит без ответа вопросы о том, почему в США поддерживается высокий уровень религиозности и чем объясняются различия в степени секуляризации между различными частями Европы.

Кризис секуляризма связан с главенством религии в жизни общества. Например, в результате анализа статуса религии и уровня религиозности граждан разных стран можно увидеть такую ситуацию. Процесс секуляризации в США отличается от секуляризации в европейских странах тем, что подавляющее большинство населения США считает себя религиозным. Согласно опросу, проведенному Pew Research Center в 2012 году, пятая часть населения США не считает себя принадлежащей к какой-либо религии. Эту группу людей иногда называют «негативными». За последние 5 лет процент граждан США, не принадлежащих к какой-либо религии, увеличился с 15% до 20%. Среди них 13 миллионов американцев (6 процентов населения) идентифицируют себя как атеисты или агностики, а еще 33 миллиона (14 процентов населения) говорят, что не имеют какой-либо конкретной религиозной принадлежности. Две трети граждан США считают, что религия в целом теряет свое влияние на американскую жизнь. Большинство из них считают это чем-то плохим. Но люди, не принадлежащие к какой-либо конкретной религии, считают снижение роли религии плохим явлением, а атеисты и агностики часто видят в этом благо для общества [1].

Существует несколько теорий о причине увеличения числа людей, не принадлежащих к какой-либо религии в Соединенных Штатах. Исследование Pew Research Center приводит четыре теории.

Первый связывает этот процесс с политическим контекстом. Некоторые ведущие исследователи считают, что молодые люди отходят от организованной религии, потому что они глубоко отождествляют себя с консервативной политикой и не хотят иметь с ней ничего общего. Среди проявлений консерватизма, тормозящего молодёжь, в числе прочих выделяются вопросы права на аборт и права геев.

Вторая теория связывает этот процесс с более широкими социальными и демографическими тенденциями, в том числе с тем, что молодые люди откладывают вступление в брак и заводят детей. Исследования показали, что молодые люди, состоящие в браке, более религиозны, чем те, кто не женат.

Третья теория связывает этот процесс с полной социальной независимостью. Согласно этой гипотезе, увеличение числа нерелигиозных людей является частью общей тенденции среди американцев вести более изолированный образ жизни и меньше участвовать в общественной деятельности (участие в любых социальных объединениях).

Четвертая теория связывает рост числа нерелигиозных людей с секуляризацией. В 1960 -е годы, когда стали известны теории секуляризации, они иногда сопровождались предсказаниями о снижении роли религии в XXI веке. Сейчас эти теории стали уязвимыми: например, утверждается, что религия снижает свое влияние в странах с высоким уровнем жизни, тогда как в районах с низким уровнем, где люди больше рискуют своим благополучием и здоровьем, они более религиозны. Эта зависимость подтверждена исследованиями в разных странах мира. Но исследование 2007 года в США показало, что они являются исключением из этого правила, поскольку высокая религиозность у американцев коррелирует с хорошим уровнем благосостояния. Однако некоторые теоретики видят в увеличении числа нерелигиозных людей признак распространения секуляризации в США [1].

Одным из факторов, совместимым с формированием постсекуляризма, является формирование постмодернистского процесса. Понятие постмодернизма впервые использовал в 1917 г. немецкий писатель Р. Панвист в работе «Кризис европейской культуры». В 1934 испанский литературовед Ф. Де Онис представил постмодернизм как проект поэтики начала XX в. Понятие постмодернизма в его широкой и популярной форме используется Арнольдом Тойнби для определения исторической фазы, которая начинается после Первой мировой войны. В 1947 г. А. Тойнби придал постмодернизму культурный смысл в своей книге «Постижение истории». Он видит постмодернизм как символ конца западного господства в религии и культуре.

Еще одним фактором, влияющим на формирование постсекулярного процесса, является распространение ислама. Аргумент затрагивает пересмотр устоявшихся представлений о религиозном мире позднего мира, великое переселение мусульманских народов в победившие светские страны и появление так называемого политического ислама или исламизма, занявшего в мусульманском мире главенствующее положение. место импортированных западных (европейских) идеологий - светский национализм. И все это совпадает с глобализацией. Если честно, глобальный ислам, точнее его политический подъем, стал катализатором постсекуляризма. Переломным моментом стала Исламская революция в Иране (1978-1979 гг.), за которой вскоре последовало советское вторжение в Афганистан, вызвавшее ожесточенное сопротивление афганских моджахедов - «борцов за веру» (1979-1989 гг.). Сегодня мы видим долгосрочные последствия такого поворота, когда наблюдаем столкновение «секуляристов» и «исламистов» в странах «арабской весны».

Ислам является не только инициатором новых постсекулярных течений, но и указывает на его выдающиеся черты. Выступая на национальной и международной арене, политический ислам разрушает основную догму секуляризма: религия находится вне политики, как и вне других автономных секторов всего социокультурной иерархии. Идеология исламизма претендует на универсальность и, следовательно, на высшую религиозную значимость. Могут появиться исламское государство, исламская партия, исламский закон, исламская культура, даже исламская экономика и т. д.

Политический ислам обнаруживает в себе два основных постсекулярных элемента.

Во-первых, нет противоречия между религией и современной европейской наукой, между верой и рационально-техническим развитием мира. Можно использовать любой эффект современной техники, при этом ее идеологический аспект и превосходство можно категорически отвергнуть. Если для европейских гуманистов, воспитанных на рациональных идеалах интеллигенции религия есть верх иррационализма, мракобесия, то для последователей постсекулярной религии, наука есть инструмент, технология, но ни в коем случае не источник

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

истины о мире и человеке. Последователи этой идеии не видят высшего разума в так называемом научном мировоззрении, а, наоборот, признают его в древней и проверенной временем религиозной традиции, говорящей о реальности и конечных основах мира и существование. И это касается не только мусульман, но и последователей других религий, в том числе и христианства. Ясно, что этот подход научно обоснованного секуляризма используется в его претензиях на фундаментальную и универсальную истину.

Во-вторых, на первом месте стоит религиозное знание (включая самопознание). Самое удивительное для светского сознания, что религиозность есть сознательное состояние человека, проявляющееся в соответствующих ему поступках. Но в то же время религия, которая не видна в публичном пространстве, по сути является личностной сущностью и самопознанием религиозного человека. При этом разумные секуляристы признают наличие элемента определенной религиозности даже в настоящей религиозной атмосфере.

Если коротко, то возникновение секуляризма - это борьба с религией и изменения в религии, то в постсекуляризме религия признает свой статус и роль и становится средством использования власти государства для управления обществом.

1. Актуальные проблемы исследования религиозности... URL: moluch.ru>archive/309 /69720/

2. Гришаева Е.И., Фархитдинова О.М., Хазиев Г.П. От секулярного к постсекулярному: эклектичность религиозного сознания верующих в современной России URL: cyberleninka .ru...ot-sekulyanogo.. ..postsekulyarnomu

3. Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности изменяющегося общества / Р. Инглехарт // Полис. - 1997, № 4. С. 35-44.

4. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения "секулярного" и три возможности выхода за его пределы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2018. № 4. - С. 174-187.

5. Постсекуляризм — Википедия URL: ru.wikipedia.org>Постсекуляризм.

6. Социологическая концепция постсекулярного общества... URL: cyberleninka .ru>article/n .. .konts eptsiya .. .obschestva...

7. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1999.

8. Хамбермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер с нем. / Ю. Хамбермас. - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - С. 24-39.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.