Второй период - «период оппозиции» - начинается с 1866 г., после введения обязательного преподавания русского языка под влиянием административного давления. Во второй половине XIX в. начальная школа национальных меньшинств становится ключевым средством для достижения важнейших политических целей имперского курса. Политика «единения» инородцев с русскими приобрела форму борьбы за культурное доминирование, а вместо «единения» преследовалась цель сохранения империи от ее «завоевания инородцами». В это время расширяется сеть немецких центральных училищ, но позиции русского языка в них остаются еще слабыми. В начальных школах появляется обязательный предмет - русский язык.
Третий период - «период конфронтации», в течение которого обучение ведется на русском языке, начинается вытеснение немецких учителей, слабо владеющих русским языком, заведование школами переходит в руки учителей русского языка. Апогей этого периода пришелся на годы Первой мировой войны, когда применялись жесткие административные и даже полицейские меры против немецкого языка и немецких учебных заведений. Насильственные действия, направленные на сокращение или запрет национального языка и культуры, ставили под угрозу существование школы как таковой.
Таким образом, национальная политика царской России в сфере образования в конце XIX - начале ХХ в. была противоречива и непоследовательна, и важной её частью по-прежнему оставался путь религиозного угнетения неправославного, в большинстве своём нерусского, населения империи.
С. В. Федулов, И. В. Банникова
Постройка и приобретение за рубежом кораблей для Балтийского флота накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Мощный военно-морской флот всегда являлся олицетворением силы государства, претендующего на статус морской державы. Руководство Советского Союза, понимая это, уделяло огромное внимание развитию не только флота, но и судостроительной промышленности. Оно определило следующую кораблестроительную политику в представленные годы: «Необходимость для государства иметь не две базы гражданского и военного судостроения, а одну общую, выполняющую и те и другие задачи в мирный период, и задачи чисто военного судостроения в предвоенный и военный
270
период, когда торговое судостроение будет свернуто»1. Фактически это стало происходить в 1934 г., когда доля военного кораблестроения в общем объёме производства морского судостроения превышала 60 %2. В середине 30-х гг. XX в. в СССР фактически заново были созданы подводные силы. По количеству подводных лодок Советский Союз в 1936 г. вышел на первое место в мире - 113 единиц (в том числе 106 новых), обогнав флоты США (84), Франции (77), Японии (70), Италии (69), Англии (54). Соотношения надводных флотов сложились явно не в пользу СССР3.
Изменить создавшуюся ситуацию без сотрудничества с развитыми зарубежными странами было весьма сложно. Проблема заключалась не столько в закупке кораблей, сколько в освоении и совершенствовании технологии их строительства. Необходимо было развивать отечественную судостроительную базу. Характерным примером такого сотрудничества является постройка для СССР в Италии лидера-эсминца «Ташкент» и закупка в Германии тяжёлого крейсера «Лютцов».
Лидер-эсминец «Ташкент» предназначался для Балтийского флота4. В апреле 1935 г. итальянские верфи, имеющие опыт строительства кораблей данного класса предложили торгпреду СССР в Италии Б.С. Беленькому и военно-морскому атташе в Италии Анци-по-Чикунскому следующую техническую помощь5:
«Поручить им постройку одного целого лидера в Италии и, наряду с этим, приступить к постройке такого же корабля в СССР, для которого они поставляют необходимые механизмы и окажут полную техническую помощь. Вместе с тем группа советских инженеров могла бы работать в Италии на постройке головного корабля, знакомясь тут же со всей техникой и организацией его строительства. Одновременно с этим на лидере, который начат был бы строительством в Советском Союзе, могли бы работать итальянские инженеры и конструкторы».
Свои услуги предлагали фирмы Орландо, Адриатике и Ансаль-до. Фирмами за поставку (корабль, техническая помощь, второй комплект механизмов) были заявлены при условии платежей наличными (в млн. итальянских лир или тыс. золотых рублей) следующие цены Орландо - 54,1/5,410, Адриатико-63,47/6,347, Ансальдо-
1
' Российским Государственный архив Военно-морского флота (далее РГА ВМФ). Ф. р - 352. Оп. 3. Д. 518. Л. 8.
2 История Отечественного судостроения. Т. 2. Судостроение. - СПб. -1996. - С. 2.
3 История Отечественного судостроения Т. 2. Судостроение. - СПб., 1996. - С. 31.
4 РГА ВМФ. Ф. р - 1877. Оп. 1. Д. 140. Л. 5.
5 РГА ВМФ. Ф. р - 1483. Оп. 1. Д. 305. Л. 8-9.
271
л
76,8/7,680'. Учитывая сложившееся экономическое положение в Италии и ожидаемое падение курса лиры, фирмы сочли невозможным заключать договор на четыре года в необеспеченной валюте и настаивали на платежах в золотых лирах или английских фунтах. Однако фирма Орландо предложила следующий вариант платежей: половину в фунтах и половину в лирах. Принимая во внимание более высокие технические показатели, предложенные фирмой Орландо, ее опыт в постройке кораблей подобного типа, мощное конструкторское бюро (КБ), значительно низкую цену, заявленную фирмой, руководством страны и флота через организацию «Судопроект» был заключен договор на строительство лидера-эсминца «Ташкент»1 2. Стоимость заказа была определена в 44 млн итальянских лир3. 11 января 1936 г. этот корабль и был заложен строительством4. 28 ноября 1937 г. он был спущен на воду, а окончательная достройка и вооружение проводились в СССР.
Однако говорить, что лидер «Ташкент» построен полностью итальянской фирмой Орландо, было бы не совсем верно. В строительстве корабля принимали участие и отечественные предприятия и организации5:
1) КБ завода № 190 им. Жданова (разработка части чертежей корабля);
2) электромеханический трест (радиоаппаратура);
3) завод № 13 0 (торпедные аппараты);
4) Наркомат Оборонной Промышленности (артиллерийские орудия, полуавтоматы, боезапас, устройства для мин и глубинных бомб, навигационная аппаратура, компасы, штурманское оборудование и др.);
5) достройка произведена на Николаевском заводе № 198.
Как отмечалось ранее, лидер «Ташкент» был предназначен для Балтийского флота. Однако с целью избежать провокаций со стороны итальянцев, в связи с расширением отечественного судостроения, базирование корабля с итальянской сдаточной командой и администрацией на Ленинградской и Кронштадтской базах было признано нежелательным6, руководство страны приняло решение включить лидер «Ташкент» в состав Черноморского флота, а передачу его проводить в Одессе, куда корабль прибыл в мае 1939 г. под итальянским военно-морским флагом, с итальянской командой и без
1 РГА ВМФ. Ф. р - 1483. Оп. 1. Д. 305. Л. 39-41.
2 РГА ВМФ. Ф. р - 1483. Оп. 1. Д. 305. Л. 39-41.
3 РГА ВМФ. Ф. р - 1678. Оп. 1. Д. 20. Л. ЗЗ.
4 Корабли и суда ВМФ СССР (1928-1945 гг.) - М.: Воениздат, 1988. -С. 25-26.
5 РГА ВМФ. Ф. р - 1678. Оп. 1. Д. 22. Л. 135-136.
6 РГА ВМФ. Ф. р - 1678. Оп. 1. Д. 22. Л. 129.
272
вооружения1. Великую Отечественную войну лидер «Ташкент» начал боеготовым кораблем со следующими характеристиками:
• водоизмещение - 3200 т;
• скорость хода - 42/20 узлов;
• вооружение 6 - 130-мм, 2 - 76,2-мм, 6 - 45-мм, 8 - 20-мм орудий; 3x3 - 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбовыбрасывателя; ПО мин; экипаж - 250 человек2.
В феврале 1938 г. руководство страны приняло «Программу строительства боевых и вспомогательных кораблей на 1938-1945 гг.». В соответствии с ней планировалось построить четыре линейных корабля проекта 23 («Советский союз»); два тяжелых крейсера проекта 69 («Кронштадт», «Севастополь»); девять легких крейсеров (два - проекта 26 и семь - проекта 68); четыре лидера проекта 48; 69 эсминцев проектов 7 и 30; 130 подводных лодок.
Учитывая большую загруженность производственных мощностей и имея цель ознакомиться с новинками иностранной корабельной техники и вооружения, руководство Советского Союза приняло решение о закупках в счет торгового соглашения с Германией от 11.02.1940 г. отдельных новых образцов немецкой морской техники и вооружения. Одним из таких образцов был недостроенный крейсер «Лютцов» (спущенный на воду корпус, поставки вооружения, оборудования, проектных материалов, документации для достройки крейсера в СССР)3. В мае 1940 г. был заключен договор между заказчиком - Всесоюзным объединением «Машинимпорт СССР» и поставщиком - Обществом по продаже кораблей с ограниченной ответственностью Германии на достройку крейсера «Лютцов» (водоизмещение - 16500 т; скорость - 32,5 узла; вооружение - 8 - 203мм орудий)4. Заказчика представляли П.А. Зайцев и П.И. Соловьев, поставщика - контр-адмирал Геле. В соответствии с договором поставщик передал заказчику крейсер «Лютцов», строящийся фирмой «Дешимаг» в Берлине для германского ВМФ. А также обеспечивал достройку крейсера в Ленинграде всеми строительными материалами, снабжая вооружением, боезапасом, торпедами, машинами, аппаратами, корабельными самолетами, бомбами, оборудованием, устройствами, запчастями, инструментами, материалами, которые по чертежам, техническим предписаниям, представленным для оборудования германского ВМФ, относились к кораблю. Поставщик назначал на верфь в СССР представительство по шефмонтажу для технических указаний по строительству корабля. Заказчик организо-
1 РГА ВМФ. Ф. р - 1877. Оп 1. Д. 140. Л. 5.
2 Корабли и суда ВМФ СССР (1928-1945 гг.) - М.: Воениздат, 1988. - С. 25-26.
3 РГА ВМФ. Ф. р - 1876. Оп. 1. Д. З. Л. 3-25.
4 РГА ВМФ. Ф. р - 441. Оп. 16. Д. 359. Л. 2-273.
273
вал достройку крейсера на верфи в Ленинграде по германским чертежам и техническим предписаниям; а также производство монтажа на корабле оборудования, предусмотренного для него поставками заказанными фирмой «Дешимаг».
Перед буксировкой в СССР поставщик проводил на корабле мероприятия для безопасной буксировки, передал заказчику описания состояния готовности, список установленных механизмов, трубопроводов, вспомогательных механизмов, брони и вооружения, перечень всего погруженного на крейсер. Поставщик осуществлял буксировку на Ленинградский рейд. В это время уже шла Вторая мировая война, поэтому военный риск за корабль и находящиеся на нем материалы нес поставщик до перехода 56°30' северной широты, а после его принял заказчик. Для оказания помощи при монтаже оборудования и для консультации специалистов верфи при достройке корабля поставщик прислал в Ленинград представительство и шефмонтажный персонал. Представительство состояло из 20 человек и должно было находиться в распоряжении заказчика до окончания ходовых испытаний, но не позже 31 июля 1942 г.
За выполнение договора заказчик обязался выплатить 100.000.000 германских марок (в том числе расходы за буксировку, за командированный персонал по шефмонтажу) германскому банку в Берлине. Заказчик обязался не передавать документацию и технологию и строительства крейсера третьей стороне и не использовать для строительства своих кораблей. В договоре особо определялись условия работы и оплата труда командированных немецких специалистов. Оплата работников шефмонтажа в зависимости от их квалификации составляла:
• почасовая за каждый нормальный рабочий час от 3 до 3,25 германских марок;
• возмещение за каждый календарный день в отъезде с завода поставщика от 8 до 65 германских марок;
• содержание за каждый календарный день во время пребывания СССР от 105 до 125 рублей.
Германский персонал по шефмонтажу имел право покупать продовольствие, предметы первой необходимости по тем же самым ценам и на тех же самых условиях, как и граждане СССР. Им представляли бесплатно меблированные комнаты с отоплением, ванной и кухней, освещением и обслуживанием или соответствующие комнаты в гостинице, лечение, медикаменты, уход и пребывание в больнице.
31 мая 1940 г. крейсер «Лютцов» был прибуксирован в Ленинград. 25 сентября 1940 г. он был переименован в «Петропавловск». Великую Отечественную войну он начал недостроенным: водоизмещение 15340 т; вооружение - 4 - 203-мм, 1 спаренное 37-мм и 8 -
274
20-мм орудий. При обороне Ленинграда использовался как плавба-
i
тарея1.
Таким образом, накануне Великой Отечественной войны (19411945 гг.) из двух боевых кораблей иностранного производства Балтийский флот получил только один, да и тот недостроенный. Однако полученный опыт в их проектировании, строительстве, вооружении, применении новых технологических процессов сыграл положительную роль в развитии отечественного судостроения.
Л. В. Шевнина
Проблемы детской преступности в России (конец XIX - начало XX в.)
Детская преступность в России дореволюционного периода, на наш взгляд, является одной из острейших «социальных язв» общества того периода. Оставаясь по сей день наиболее заметной и изучаемой, данная тема содержит в себе главным образом проблематику причин детской преступности.
Нужно отметить, что исследователи проблем детской преступности в дореволюционной России выдвигали различные причины ее происхождения. На первом месте, несомненно, стояли причины социального характера. Так например, М.Н. Гернет в своих исследованиях обозначил, такую важную причину как семейное положение и среда, в которой воспитывался ребенок. «Отчеты уголовной статистики - тюремной и исправительных заведений, специальные анкеты о детской преступности представляют ряд убедительных доказательств о влиянии дурной семейной обстановки с пьяницами-отцами, проститутками-матерями, детьми-сиротами, подкидышами и внебрачными», - утверждал М.Н. Гернет2. Таким образом, исходя из данных отчетов русского главного тюремного управления, можно сказать о том, что не менее половины всех детей, поступавших в исправительные колонии, были сироты, полусироты или внебрачные. Естественно, что такое положение не давало им должного родительского воспитания, заботы, любви, а следовательно, в дальнейшем могло служить поводом к совершению необдуманных поступков, правонарушений или преступлений. А дети, не видевшие в своей жизни никакого положительного примера каких-либо нравственных ценностей со стороны взрослых, в особенности собственных родителей, были подвержены преступлению более всего.
1 Корабли и суда ВМФ СССР (1928-1945 гг.). - М.: Воениздат, 1988. -С. 19.
2 Гернет М.Н. Моральная статистика. - М., 1922. - С. 109-110.
275