ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА И СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
С. В. Новицкий
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Обучение теории и методике избранного вида спорта (туризм) на кафедре проходит в три последовательных этапа. На первом этапе у студентов формируются представления о туризме как явлении, имеющем свои правила и законы, о его достоинствах как средстве воспитания человека, о том, что существуют понятия туристской техники и тактики, которыми нужно овладевать в процессе организованных занятий. На втором этапе включаются упражнения, связанные с эксплуатацией туристского снаряжения, в том числе различные способы передвижения со снаряжением. На третьем этапе решаются задачи достижения определенного уровня, характеризующегося стабильностью и автоматизмом в применении наиболее рациональных технико-тактических приемов в различных условиях.
Ключевые слова: последовательные этапы, этапы обучения, сетевой график, учебный план, успех обучения, контроль, подготовка организации походов.
В ходе обучения туризму на кафедре применяют три последовательных этапа: ознакомление с основными представлениями о туризме; овладение структурой рациональных двигательных действий, свойственных тому или иному способу передвижения на местности, а также усвоение элементов туристской тактики и приемов организации быта в условиях местности; совершенствование полученных знаний и технико-тактических действий на маршруте похода. Особо следует подчеркнуть важность экологического воспитания студентов на всех этапах обучения туризму и дальнейшего совершенствования физических качеств, умений и навыков.
На первом этапе обучения с помощью различных средств и методов информации (словом и показом) необходимо создать у студентов представления о туризме как явлении, имеющем свои правила и законы, о его достоинствах как средстве воспитания человека, о том, что существуют понятия туристской техники и тактики, которыми нужно овладевать в процессе организованных занятий. Следует обратить внимание студентов на существующие особенности техники и тактики в одном из видов туризма (как правило, обучение начинают с пешего или горного туризма). Очень важны на этом этапе наглядные пособия (видеофильмы, компьютерная графика). Кроме того, сле-
дует в доступной форме объяснить права и обязанности занимающихся туризмом.
В целом на этапе ознакомления с основными представлениями о туризме надо добиться того, чтобы студенты усвоили главное, что отличает туризм, а также его взаимосвязь с другими средствами системы физического воспитания. Проверку знаний можно проводить в форме ответов на поставленные вопросы.
На втором этапе обучения нужно широко использовать различные средства общей физической подготовки, обращая больше внимания на упражнения естественно-прикладного характера (бег, ходьба, прыжки, метания). В программу обучения необходимо включить также упражнения, связанные с эксплуатацией туристского снаряжения, в том числе различные способы передвижения со снаряжением. Одновременно надо обучать приемам ориентирования на местности по карте и компасу, разным вариантам преодоления естественных препятствий. Все это можно проделать на учебно-тренировочных сборах. На втором этапе обучения важно уметь создать для студентов упрощенные условия, для чего можно использовать: укороченные маршруты продвижения с рюкзаком; выбор мест для преодоления естественных препятствий, где есть возможность применить несколько вариантов; эксплуатацию простейшего туристского снаряжения: организацию на маршруте более частых привалов; передвижение на местности вдоль заметных ориентиров (кромка леса, высоковольтные линии электропередач и т. п.); тщательно промаркированную трассу, на которой легко определить местонахождение, используя карту и компас.
Для овладения тактическими действиями на этапе обучения применяются различные задания, например: выбор оптимального варианта (с точки зрения обеспечения безопасности) преодоления естественного препятствия или прохождения определенного участка маршрута, применяя для этого визуальные наблюдения и карту. У студентов должны сформироваться условно рефлекторные связи как результат, свидетельствующий об овладении основными умениями и навыками, необходимыми для углубленных занятий этим видом.
На третьем этапе обучения туризму должна решаться задача достижения определенного уровня, характеризующегося стабильностью и автоматизмом в применении наиболее рациональных технико-тактических приемов в различных условиях. Особенно это касается участков маршрута, требующих от туриста значительных усилий. В
организме занимающихся происходят существенные мор-фофункциональные перестройки - результат целенаправленного воздействия многократных сложных упражнений.
Совершенствование специальных навыков и двигательных способностей занимающихся туризмом, рассматриваемое как завершающий этап обучения, осуществляется главным образом в условиях походов 1-Ш категории сложности.
Организация и подготовка походов (массового многодневного, учебного или спортивного) - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода, которыми в совершенстве должны владеть студенты.
Учебный план включает в себя самоподготовку студентов, которая состоит из трех последовательных этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления: подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение похода.
Сетевой график организации и подготовки похода содержит все этапы работы в максимуме; при этом учитывается организация спортивного похода. При организации и подготовке массовых многодневных и учебных походов те или иные этапы выпадают, и сетевой график упрощается. Так, комплектование и подготовка группы к многодневному некатегорийному походу на значок «Турист России» или походу 1 категории сложности по родному краю, маршрут которой проходит в равнинном районе с умеренным климатом, - задача более простая, чем подготовка группы к спортивному походу в горном или северном районе. Для участников массового похода предыдущий туристский опыт заключается лишь в совершении похода выходного дня, для которого не требуется ни специальной технической подготовки, ни специального снаряжения и т. п. Комплектование групп для массовых или учебных походов основано на принципиально других положениях, чем комплектование спортивной группы (команды). Маршрутная же работа, имея, конечно, качественные различия, по форме и содержанию едина.
Разработка маршрута - ключевой этап всей работы по организации и подготовке похода, во многом определяет успех его проведения. Так, при организации массового похода особое значение имеет правильный выбор участков дневных переходов с обязательным достижением максимально удобных мест ночлега или населенных пунктов. Для учебных походов характер маршрута, последовательность и особенности естественных препятствий определяют эффективность учебных мероприятий, а для маршрутов спортивных походов важны еще и красота, логичность, полное соответствие опыту участников.
Изучение района и подготовка картографического материала позволяют приступить к разработке маршрута и определению сроков похода. Последние определяются прежде всего по метеорологическим условиям, характерным и наиболее благоприятным для данного района, а также по условиям обеспечения безопасности.
К началу работы над маршрутом необходимо подготовить предварительные тактические соображения, основанные на оценке технико-тактических характеристик участков маршрута, таких как: скорость течения реки, заранее планируемое полное прохождение ее или обнос некоторых препятствий; характер снежного покрова, наиболее
типичный для данного района, участки, характеризуемые лавинной опасностью; предполагаемое для планируемых сроков похода состояние ледников (открытые или закрытые); состояние троп, дорог, мостов и т. д. Для планирования маршрута по протяженности и продолжительности его прохождения, по числу и характеру естественных препятствий необходимо, кроме того, иметь ясное представление о «рисунке» маршрута: будет ли он чисто линейным, линейно-кольцевым или кольцевым.
«Нелинейность» маршрута редко присутствует в водных походах, за исключением походов I и, значительно реже, II категории сложности, поскольку сам характер водного путешествия (спортивный сплав) подразумевает линейность маршрута. Однако и туристам-водникам необходимо определиться в некоторых важнейших технико-тактических вопросах: однозначно выявить точки начала и конца сплава, прохождение или обнос тех или иных препятствий, участок волока, особенно когда этот участок перевальный. В пешеходных, горных и лыжных походах, осуществляемых в среднегорных и высокогорных районах, сложная орография и гидрография этих районов определяют большое разнообразие маршрутных схем, однако всегда следует стремиться к сохранению логики маршрута и целесообразности того набора препятствий, который в этом маршруте заключен.
Не только для студентов, но и для многоопытных руководителей основным пособием по разработке маршрута служит «Перечень классифицированных туристских маршрутов», который является неотъемлемой составной частью разрядных требований по туризму, а также специальных контрольных нормативов, наиболее характерных для туризма.
Прием нормативов осуществляется на соревнованиях по технике и тактике. Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в процессе занятий туризмом, - хорошая база для начала регулярных занятий спортивным ориентированием, ибо туризм, как никакое другое средство, способствует становлению и последующему совершенствованию спортсмена-ориентировщика. Кстати, занимающиеся спортивным ориентированием нередко переходят в туризм, где продолжают совершенствовать свои умения и навыки. Таким образом, туризм и спортивное ориентирование - наиболее взаимосвязанные средства физического воспитания.
Успех обучения во многом зависит от того, как понимают преподаватель и студент свои задачи. Причем это касается не столько общих, сколько частных (дифференцированных) задач, учитывающих многие факторы (усвоенности предыдущего материала, индивидуальные особенности строения занимающихся, их возраст, уровень физической подготовленности и др.).
Обучение туризму как направленный процесс должно:
- во-первых, обеспечивать первоначальное овладение техникой передвижения на местности (имеются в виду различные виды передвижения с преодолением естественных препятствий);
- во-вторых, способствовать усвоению умений, необходимых для организации быта в полевых условиях;
- в-третьих, знакомить со способами ведения общественно полезной работы в походах;
- в-четвертых, формировать основы знаний картографии и топографии, краеведения и природоведения.
Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности.
№3 • 2008
67
Особое внимание следует обратить на комплектование группы. Сложно формировать группы новичков. Руководитель плохо знает детей. И этот пробел необходимо ликвидировать, знакомясь с ними в процессе подготовки. Полезно пообщаться с родителями. Попросить их рассказать об индивидуальных особенностях своего ребенка без утайки, ведь в случае чего, хуже будет в первую очередь ребенку. Обязательно надо узнать у родителей о хронических заболеваниях детей, о том, какими лекарствами они пользуются и какие противопоказаны.
Следует обратить внимание на подготовку общественного и личного снаряжения. И если общественное снаряжение - больше забота руководителей, то подбор личного снаряжения остается за участниками и их родителями.
Об этом надо подробно рассказать на собрании. Мнение многих специалистов: за день-два до выхода в поход надо провести общий осмотр группового и личного снаряжения.
Во время осмотра руководитель отмечает, кто и что забыл, просит убрать из рюкзака ненужные вещи. Затем предлагает принести недостающие вещи. Рюкзаки лучше домой не отдавать (иначе что-то опять туда добавят, а что-то уберут), а оставить в школе.
Студенты должны освоить основные задачи медицинского обеспечения в походе - предупреждение (профилактика) заболеваний, травм в межсезонье и в походе, непосредственное оказание своевременной и полноценной помощи туристам, круглогодичный медицинский контроль состояния здоровья туристов-спортсменов, а при необходимости - лечение и полное восстановление всех функций организма, позволяющих заниматься туризмом.
Основными принципами профилактики заболеваний и травматизма в активных туристских путешествиях являются соответствие опыта и физического состояния каждого участника похода трудности и технической сложности маршрута, наличие у группы полного комплекта необходимого снаряжения и умелое его использование; умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим обязательно для всех участников похода.
Главная особенность врачебного обследования спортсменов - комплексный подход, направленный на изучение целостной деятельности организма спортсмена, обусловливающей его приспособляемость к физическому напряжению.
К основным причинам спортивных травм, в том числе и в спортивном туризме, специалисты относят недочеты и ошибки в проведении тренировок, недостатки в материально-техническом обеспечении тренировок, соревнований, походов и экспедиций; неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при проведении тренировок, соревнований, походов; нарушение требований врачебного контроля; недисциплинированность спортсменов. Для предупреждения спортивных травм осуществляется комплекс мер: правильная методика тренировок; обеспечение соответствующих мест занятий, инвентаря, одежды, обуви; применение защитных приспособлений; регулярный врачебный контроль; выполнение гигиенических требований; проведение воспитательной работы со спортсменами.
Медицинский контроль в походе позволяет выявить ранние признаки переутомления организма туристов и таким образом предупредить негативные последствия (заболевания, травмы и т. п.). В походе максимальные нагрузки приходятся на сердечно-сосудистую и мышечную системы. Поэтому физическое состояние группы определяется показателем основных функциональных систем организма: мышечной, сердечно-сосудистой и нервной. Наиболее доступным показателем работы сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (пульс). Для мышечной системы таким показателем является величина мышечной силы, которая измеряется динамометром, а для центральной нервной системы - время зрительно-моторной реакции. Кроме того, измеряется артериальное давление крови. С помощью этих показателей определяется реакция организма туристов на дневную нагрузку и восстановление сил за ночь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие. - М., 2001.
2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие. - М., 2000.
3. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебное пособие. - М., 2003.
4. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. - М., 2000.
5. «Русский турист» // Нормативные акты по спортивному туризму в России на 2001-2004 гг. / под ред. И. Е. Востокова. - М., 2001.
ORGANIZATION OF STUDIES - TRAINING PROCESS AT THE DEPARTMENT OF CYCLING AND SPORTS TOURISM
S. Novitsky, Teacher
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
While teaching the theory and methods of a chosen sport (tourism) the three consequtive stages are used at the Department. On the first stage images of tourism as a phenomenon are formed in students. The tourism as a phenomenon has its rules and laws, its dignities. It serves as a means of bringing up a person, and there are certain notions of tourist technique and tactics which should be mastered in the process of organized studies. On the second stage exercises connected with the exploitation of tourist equipment
are included into the teaching course, among them there are different ways of moving with the needed equipment.
On the third stage tasks of reaching a certain level, characterized by the stability and automation in adoption of the most rational technical - tactical movements in different conditions are realized and solved.
Key words: consequtive stages, stages of teaching, net graph, curriculum, control, organizational preparation of marches (tours).