Научная статья на тему 'Построение структурной модели лекарственного обеспечения больных соци-ально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан'

Построение структурной модели лекарственного обеспечения больных соци-ально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. Г. Сатаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение структурной модели лекарственного обеспечения больных соци-ально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан»

ждународного семинара «Институциональная теория и ее практическое применение на постсоветском пространстве». Под ред. Г.М.Мкртчян. - Новосибирск. - 2005. - С.11-15.

12. Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования. // Вопросы экономики, 1997, №3.

13. Eggertsson T. Economic behavior and institutions. Cambridge, 2000.

Казакстан Республикасыньщ KOFaMFa мацызды ауруларымен наукастарды дэрЬдэрмектермен камтамасыз етудщ ^йымдык- институттык модельдерiн К¥РУ

Сатаева Л.Г.

Макалада когамдык; мацызды аурулармен наукастарды дэршк камтамасыз етудiн уйымдастырылган -институционалды моделi сипатталган. взiндiк iзденулердiц нэтижелерi келтiрiлген жэне нормативтi - ^кьщтьщ база анализi жYргiзiлген.

Construction of structural model of medicinal maintenance sick of socially significant diseases in Republic Kazakhstan

Sataeva L.G.

In this article make author organization-istitucional model remedy supply. In this model remedy use result own sociological researcher and analysis law base in remedy supply.

УДК: 614.27:001.8:36

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Л.Г.Сатаева

Кафедра фармакогнозии КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

Актуальность темы. В РК проблемы, связанные с обеспечением лекарствами больных СЗЗ, в настоящее время приходится решать в условиях ограниченного бюджетного финансирования, отсутствия систем ценообразования на ЛС, наличия огромного количества лекарств на фармацевтическом рынке и высоких цен на них

/1, 2, 3, 4, 5/.

Многие больные этими заболеваниями вынуждены на протяжении всей жизни принимать лекарственные препараты и лечить неизбежные осложнения, вызванные этими заболеваниями. Важное значение приобретает лекарственное обеспечение больных, состояние здоровья которых требует постоянной или курсовой медикаментозной поддержки, а материальное положение не позволяет самостоятельно приобретать жизненно важные и необходимые ЛС /1, 3, 5, 6, 9/.

Материалы и методы. Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения собственных социологических исследования, SWOT - анализа, существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.

Результаты и обсуждения. Модель представляет собой алгоритм действий моделируемого процесса. В моделировании выделяют несколько этапов. Основным является формирование качественных и количественных закономерностей, описывающих основные черты явления. На этом этапе необходимо широкое привлечение знаний и фактов о структуре и характере функционирования рассматриваемой системы, ее свойствах и проявлениях. Этап завершается созданием качественной (описательной) модели объекта, явления или системы.

С использованием метода структурного моделирования нами предлагается подход к управлению развитием процесса лекарственного обеспечения в РК для совершенствования ЛО больных СЗЗ (рис. 1).

Целью разработанной нами структурной модели является предоставление справедливого доступа к высокоэффективным и безопасным ЛС, обеспечение равных прав и возможностей в получении лекарственной помощи. В данной модели нами определено, что доступ к ЛС для данных больных должен быть равным независимо от социального и материального положения для поддержания и улучшения здоровья. В настоящее время механизмы ответственности за низкое качество ЛО не отработаны. Поэтому разработанные нами механизмы снижения рисков, характерных для процесса ЛО были призваны снижать роль человеческого фактора в процессе ЛО больных СЗЗ. Для эффективного ЛО больных этими заболеваниями невозможно опираться только на рыночные механизмы фармацевтического рынка, а необходимо основываться на взаимовыгодном использовании социальных и экономических целей развития.

В настоящее время фармацевтический рынок РК - это система, которая не способна конструктивно разрешать внутренние противоречия. Если не управлять процессом ЛО как целым, то что-то обязательно будет «перевешивать». На сегодня у основных участников процесса ЛО в РК превалируют экономические цели. Разработанные нами модели отражают программно-целевой подход к преодолению негативного воздействия

внешней среды посредством специальных методических приемов и методов, а также путем всестороннего анализа и организационно-методического и институционального решения внутренних проблем. Универсальность данной модели позволяет использовать ее в качестве инструмента разработки управленческих решений органами, ответственными за ЛО данных больных. Разработанные нами модели послужили основой для написания Проекта программы «Комплексное лекарственное обеспечение больных СЗЗ в РК», которая включает два направления: разработку организационно-экономических подходов к оптимизации систем ЛО льготных категорий населения и разработку нового формулярного списка ЛС, отпускаемых больным СЗЗ на бесплатных и льготных условиях.

Как показывает построенная нами структурная модель, для эффективного лекарственного обеспечения больных этими заболеваниями невозможно опираться только на рыночные механизмы фармацевтического рынка, а необходимо основываться на взаимовыгодном использовании социальных и экономических целей развития.

Фармацевтическая отрасль здравоохранения РК

Необходимость улучшения основных показателей деятельности отрасли в целом

1. Оценка результатов эффективности использования экономических ресурсов , " Цеди экономической

2. Сравнение с целями развития отрасли

Выбор основных стратегий ^раз-вития отрасли

выгоды

3. Регулирование всех процессов, происходящих на фармацевтическом рынке, участников процесса ЛО

тг

Цели социального развития

4. Принятие эффективных управленческих решений в области использования выделяемых финансовых средств, развития собственных фармацевтических производств, выпускающих ЛС для лечения социально зна чимых заболеваний, эффективной работы аптечной и дистрибьюторской сети

Обеспечение эффективности процесса управления лекарственной помощью в РК, что будет способствовать достижению одной из основных целей развития фармацевтической отрасли - эффективному социальному развитию и как следствие качественному лекарственному обеспечению больных СЗЗ в РК.

Рис. 1 Структурная модель оказания лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями

Как было установлено нами в ходе исследования процесса лекарственного обеспечения больных данными заболеваниями в РК, в настоящее время фармацевтический рынок РК - это система, которая не способна конструктивно разрешать внутренние противоречия.

После проведенного анализа нами предлагается следующий методологический принцип - это разработка системы управления социальным механизмом фармацевтического рынка для улучшения качества оказания лекарственной помощи населению РК. Интересы конечных потребителей (больных СЗЗ) должны быть учтены в показателях развития фармацевтической отрасли.

В ходе проведенного нами анализа предлагаются для использования следующие принципы:

1. Главный принцип - больные СЗЗ должны стать ключевой группой процесса лекарственного обеспечения.

2. Фармацевтический рынок РК и организация процесса лекарственного обеспечения данных больных должны рассматриваться как целостная система.

В настоящее время процесс лекарственного обеспечения больных СЗЗ органами управления здравоохранением, а также участниками процесса лекарственного обеспечения не рассматривается как единое целое, как система.

В новых экономических условиях процесс лекарственного обеспечения в РК рассматривается как площадка, на которой борются интересы ее участников (дистрибьюторов лекарств, отечественных и зарубежных производителей, больных, а также государства в лице его органов управления). Именно поэтому, по нашему мнению, органам, ответственным за лекарственное обеспечение, тяжело выработать единую концепцию в области лекарственного обеспечения этих больных.

Только, если определить процесс лекарственного обеспечения как единое целое, учитывая интересы государства, пациентов, фармацевтических производителей, дистрибьюторов, розничных аптечных организаций возможно управление развитием отрасли при эффективном взаимодействии участников процесса лекарственного обеспечения и власти.

Поэтому, используя основные положения стратегического менеджмента, органы управления здравоохранением должны управлять процессом лекарственного обеспечения согласно целям развития, намеченным совместно с бизнесом, которые должны отражать концепцию стратегии развития отрасли как целого и ее социо-логизацию.

Согласно данному методологическому принципу, органам управления, с одной стороны, необходимо поставить цели социального развития, а с другой - расширить экономические возможности перед бизнесом, тогда появляется возможность управлять отраслью при сочетании целей социального и экономического роста.

3. В такой социально значимой сфере, какой является система лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями, рынок не может рассматриваться в виде единственного и надежного регулятора качества лекарственной помощи для данной категории пациентов. Поэтому со стороны органов государственной власти (МЗ РК) особое внимание должно быть уделено именно этой категории населения.

4. Основные стратегические группы, работающие на фармацевтическом рынке РК в настоящее время, должны быть экономически заинтересованы в эффективном, рациональном и качественном лекарственном обеспечении больных социально значимыми заболеваниями.

Основными принципами функционирования моделей «Лекарственное обеспечение больных социально значимыми заболеваниями» являются:

1. Прозрачность при оказании лекарственной помощи (при тендерных закупках, отпуске ЛС в стационарах, поликлиниках и т.д.).

2. Медико-социальная необходимость и экономическая обусловленность бесплатной лекарственной помощи.

3. Постоянное Государственное регулирование и контроль за отпуском, потреблением и использованием ЛС, получаемых за счет государственного бюджета.

4. Принцип солидарного партнерства всех участников процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями.

Принцип медико -социальной необходимости и экономической обусловленности предоставления лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями является синтезным. Его сущность состоит в разработке критериев, определяющих медико-социальную необходимость (тяжесть состояния, клинический диагноз, необходимость в курсовой или поддерживающей терапии, материальное положение больного, сопутствующие заболевания, наличие трудоспособных родителей и детей) и экономическую обусловленность предоставления льгот при оплате покупки ЛС (соотношение уровня доходов с прожиточным минимумом на региональном уровне).

Принцип солидарного партнерства означает объединение усилий, направлений деятельности, средств и возможностей заинтересованных сторон (органов управления лекарственным обеспечением в РК - Комитета Фармации, Министерства здравоохранения, фармацевтических производителей, дистрибьюторов ЛС, аптечных организаций) в решении важнейших вопросов в области лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. Актуальной является также межведомственная консолидация на всех уровнях (государственном, местном) систем: здравоохранения, аптечной службы и службы социальной защиты. Социально уязвимые слои населения наиболее часто обращаются в учреждения именно этих систем, это требует взаимного сотрудничества, гласности, единства информационного пространства.

Именно деятельность, основанная на принципах солидарности и партнерства, будет способствовать повышению доступности лекарственной помощи больным СЗЗ.

Перечень видов заболеваний и групп населения, обладающих законодательным правом на бесплатное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях, это тот базовый минимум (стандарт), который должен гарантироваться государством и подтверждаться финансированием из бюджета. Регионы должны расширять его, исходя из демографических характеристик, социально-экономических возможностей и экономического уровня развития, эпидемиологии социально значимых заболеваний.

Принцип государственного регулирования потребления ЛС, отпускаемых на бесплатных условиях. Приоритетным является разработка государственной политики развития лекарственного обеспечения населения, совершенствование нормативно-правовой и законодательной баз, рационализация использования финансовых ресурсов. Выполнение всех вышеперечисленных принципов будет способствовать повышению доступности эффективных и безопасных лекарств больным СЗЗ. От доступности эффективных и безопасных лекарственных средств зависит оказание качественной медицинской помощи населению. Проблема доступности лекарственных средств носит комплексный характер. Включает равноправную физическую и экономическую доступность лекарственных средств.

Выводы:

1. Разработанная нами структурная модель представляет собой оптимальную организационную структуру, ориентированную на данных больных и отражает программно-целевой подход к преодолению негативного воздействия внешней среды посредством специальных методических приемов и методов, а также

путем всестороннего анализа и организационно-методического и институционального решения внутренних проблем.

2. Разработанная нами модель отражают программно-целевой подход к преодолению негативного воздействия внешней среды посредством специальных методических приемов и методов, а также путем всестороннего анализа и организационно-методического и институционального решения внутренних проблем.

Литература

1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Влияние реформирования системы здравоохранения Республики Казахстан на распространенность социально значимых заболеваний и на адекватность лекарственного обеспечения больных данными заболеваниями // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - Москва - 2008. - №6. - С.33-37

2. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Анализ процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в Республике Казахстан // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - Москва - 2008. - № 4. - С.51-54

3. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Анализ законодательства Республики Казахстан в области лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 34 - 36

4. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Исследование вопросов справедливости и этики при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями по регионам РК // Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». - Москва. - 2007. - С. 37 - 39

5. Максимкина Е.А., Сатаева Л.Г. Программно-целевой подход к процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК // Фармация. 2008. - №5. - С. 32-36

6. Лопатин П.В. Значимость социального критерия при оценке инновационных проектов в фармации // 2007. - www.formmed.ru/

7. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа. Вопросы экономики. - 2005. - №3. - С.16-18. УДК: 614.27:001.8:36

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СЗЗ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН С ПОЗИЦИИ НОВОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Сатаева Л.Г.

КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова

В статье представлена разработанная автором методология лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. В статье приведены результаты собственных исследований автора.

Формирование, внедрение и осуществление действенной методологии лекарственного обеспечения -сложный и ответственный процесс, имеющий свои особенности и различия для каждой отдельной страны.

Целью проводимого нами исследования было разработать методология оптимизации процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ в Республике Казахстан.

Актуальность исследования. В РК проблемы, связанные с обеспечением лекарствами больных СЗЗ, в настоящее время приходится решать в условиях ограниченного бюджетного финансирования, отсутствия систем ценообразования на ЛС, наличия огромного количества лекарств на фармацевтическом рынке и высоких цен на них /1, 2, 3, 4, 9/.

Многие больные СЗЗ вынуждены на протяжении всей жизни принимать лекарственные препараты и лечить неизбежные осложнения, вызванные этими заболеваниями. Некоторые из этих заболеваний опасны для окружающих, к числу которых относится туберкулез (открытая форма), СПИД и ВИЧ - инфекция, сифилис. Важное значение приобретает лекарственное обеспечение больных, состояние здоровья которых требует постоянной или курсовой медикаментозной поддержки, а материальное положение не позволяет самостоятельно приобретать жизненно важные и необходимые ЛС /1, 3, 9/.

Методика исследования. Основным методом исследования был контент-анализ законодательной базы, регламентирующей процесс представления лекарственной помощи, логический анализ.

Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения собственных социологических исследования, SWOT - анализа, существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.

Результаты исследования и обсуждение. Анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на процесс лекарственного обеспечения (ЛО), дает возможность его постоянно совершенствовать и разрабатывать на основе анализа данных факторов методологию улучшения качества лекарственного обеспечения больных СЗЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.