Научная статья на тему 'Необходимость контроля за изменениями институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан'

Необходимость контроля за изменениями институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АМБУЛАТОРНЫЙ ОТПУСК ЛЕКАРСТВ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / SUPPLY OF DRUGS / ORGANIZATIONAL-INSTITUTIONAL MODEL / SOCIALLY IMPORTANT DISEASES / LAW SAND REGULATIONS / CONTRACT RELATIONS / OUTPATIENT DISPENSING / MANAGING SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатаева Л. Г.

В статье приведена построенная автором организационно-институциональная модель совершенствования процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сатаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of control over changes in institutional sphere of the drugs provision process of patients suffering from socially important diseases in new economic conditions in Republic of Kazahstan

In the article there is presented built by the author an organizational-institutional model of enhancing the process of provision patients suffering from socially important diseases with drugs.

Текст научной работы на тему «Необходимость контроля за изменениями институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан»

Л.Г. Сатаева,

к.ф.н., преподаватель кафедры менеджмента в здравоохранении и фармации с основами

> права КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан, [email protected]

НЕОБХОДИМОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОЦЕССА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

УДК: 614.27:001.8:36

Сатаева Л.Г. Необходимость контроля за изменениями институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан (кафедра менеджмента в здравоохранении и фармации с основами права КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы, Казахстан}

Аннотация. В статье приведена построенная автором организационно-институциональная модель совершенствования процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. Ключевые слова: лекарственное обеспечение, организационно-институциональная модель, лекарственные средства, социально значимые заболевания, законодательные и нормативно-правовые акты, контрактные отношения, амбулаторный отпуск лекарств, управленческие решения.

За годы экономических преобразований произошли коренные институциональные изменения в фармацевтическом секторе здравоохранения Республики Казахстан. Вместо централизованной системы лекарственного обеспечения сформировалась новая система лекарственного обеспечения: появились новые дистрибьюторские компании, аптечные организации практически все стали частными. Целью статьи было охарактеризовать структуру институциональной среды процесса лекарственного обеспечения (ЛО) больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях в Республике Казахстан (РК).

Актуальность исследования

В настоящее время основным перспективным методом исследования в здравоохранении является институциональный анализ, который может быть широко применен к процессу оказания лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями (СЗЗ). Процесс изменения экономических отношений привел к смене всей институциональной среды в государстве, что не могло не сказаться на процессе лекарственного обеспечения. Анализ показал, что в настоящее время в РК в составе Министерства здравоохранения РК организован Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности с территори-

Л.Г. Сатаева, 2012 г.

1енеджер №4

здравоохранения 2013

альными подразделениями на местах, которые выполняют государственные функции по организации лекарственного обеспечения населения. В структуре областных департаментов и управлений здравоохранения созданы отделы лекарственного обеспечения населения.

В процессе институциональных изменений фармацевтического сектора здравоохранения эксперты ВОЗ выделяют следующие приоритеты:

1. Улучшение экономической доступности лекарственных средств, особенно для стационарных больных.

2. Выработка политики управления лекарственным обеспечением, ее внедрение в практическую деятельность.

3. Улучшение информационного обеспечения больных и общения.

4. Управление качеством — от контроля качества к обеспечению качества по всему технологическому процессу.

5. Повышение профессионального уровня специалистов.

6. Рациональное использование лекарств.

7. Реформирование базового медицинского и фармацевтического образования, целенаправленные программы постдипломной подготовки специалистов.

В новых экономических условиях назрела необходимость определения стратегии дальнейшего развития системы лекарственного обеспечения на основе совершенствования имеющейся системы, изыскания новых подходов и моделей управления, перехода от затратных методов работы к рациональному использованию выделяемых государством средств, повышения ответственности, а также уровня оплаты труда работников отрасли по результатам их деятельности.

Методика исследования

Основным методом исследования был контент-анализ законодательной базы, регламентирующей процесс представления лекарственной помощи, логический анализ.

Материалы для проведенного моделирования были получены путем проведения анализа существующей нормативно-правовой базы в области лекарственного обеспечения.

Результаты исследования и обсуждение

При проведении анализа институциональной среды мы руководствовались основными законодательными документами Республики Казахстан — Стратегией развития страны «Казахстан-2030», Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», Государственной программой «Здоровье народа», Программой «Реформирование здравоохранения РК на 2005-2010 гг.» и иными принятыми в стране государственными целевыми и комплексными программами, а также действующими приказами и другими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения. Законодательная база является основной, на которой строится весь процесс лекарственного обеспечения. Невнимание к процессу построения эффективных институтов сказалось на качестве проводимых реформ во всех сферах (социальной и экономической).

В настоящее время структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ может быть представлена следующим образом (см. рис. 1).

Государственное управление процессов лекарственного обеспечения осуществляется на формальном уровне. Нами были выделены основные формальные и неформальные институты процесса лекарственного обеспечения в РК.

Основу формальных институтов составили Конституция, общие законы РК, постановления Правительства, указы Президента РК, законы РК в области системы здравоохранения, постановления Правительства, указы Президента РК в области системы здравоохранения, программы, прикладные отраслевые стандарты (приказы, методические указания).

№4 Менеджер

3013

Институциональная среда процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ

ИНСТИТУТЫ

ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

1 1

КОНСТИТУЦИЯ — (формальный институт 1 уровня) Культура и традиции процесса лекарственного обеспечения

1 1

Общие законы РК, постановления Правительства, указы Президента РК (формальный институт 2 уровня)

I

Этика оказания лекарственной помощи больным СЗЗ с точки зрения самих больных, провизоров и врачей

ОРГАНИЗАЦИИ

1. Органы госуправления процессом лекобеспе-чения (МЗ РК, Комитет фармации МЗ РК)

2. Дистрибьюторы ЛС

3. Отечественные производители ЛС в РК

4. Розничные аптечные организации

5. Представительства зарубежных фирм

Законы РК в области системы здравоохранения, постановления Правительства, указы Президента РК в области системы здравоохранения, программы (формальный институт 3 уровня)

Прикладные отраслевые стандарты (программы, приказы, методические указания)

(формальный институт 4 уровня)

Основу неформальных институтов составили культура и традиции, модели поведения экономических агентов фармацевтического рынка и анализ оказания лекарственной помощи.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза: обширная законодательная база в области лекарственного обеспечения способствует повышению качества оказываемой лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями.

Важно, что неформальные нормы более устойчивы, в отличие от формальных. Поэтому изменения в процессе лекарственного обеспечения в РК при невнимательном отношении к неформальным нормам привели к конфликту с новыми формальными институтами, например, рассмотрение лекарственного обеспечения не с социальной точки зрения, а с коммерческой привело к ухудшению ситуации для больных. Институт конкуренции лишь в последние годы заставил отечественных

Рис.

1. Структура институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных СЗЗ

производителей фармацевтической продукции обратить внимание на развитие структуры медицинских представителей и т.п. В настоящее время законодательство РК о здравоохранении основывается на Конституции Казахстана и состоит из Закона РК «О системе здравоохранения» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Анализ системы законодательства РК показал, что высший представительный орган страны с законодательными функциями — Парламент — состоит из двух палат: Сената (высшая палата власти) и Мажилиса (нижняя палата власти). Данные органы власти под руководством Правительства принимают все законодательные акты, в том числе и связанные с вопросами лекарственного обеспечения населения. Главой исполнительной власти в Республике является Премьер-министр, возглавляющий Правительство Республики, которое в своей деятельности ответственно перед Президентом и подотчетно Парламен-

1енеджер ЛМ

здравоохранения 2013

Президент Республики Казахстан

и =

Правительство Республики Казахстан

и_=

Парламент Республики Казахстан

Сенат (Верхняя ветвь власти) Мажилис (Нижняя ветвь власти)

1 1

Отраслевые министерства — исполнители принятых законов

1 1 1 1

Внутренние подразделения на местах в министерствах Департаменты здравоохранения на местах в РК

Рис. 2. Структура органов законодательной власти, ответственных за внедрение и исполнение новых нормативно-правовых и законодательных актов в РК

ту в части заслушивания, одобрения или отклонения Программы Правительства (рис. 2).

Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой. Президент РК является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Обеспечение конституционных прав и гарантий граждан является определяющим фактором функционирования и развития системы здравоохранения, социальной защиты и лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями. Законы и Конституция определяют правовую основу системы лекарственного обеспечения, в соответствии с ними осуществляется регулирование отношений в обществе, в том числе представление равных возможностей получения лекарственной помощи. Согласно Закону РК «О системе здравоохранения», государственное регулирование фармацевтической деятельности осуществляют

Правительство РК, местные органы государственного управления здравоохранением, государственный орган, осуществляющий руководство в области фармацевтической деятельности. Проведенный нами контент-анализ и логический анализ нормативно-правовых актов, регулирующих процесс лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями, показал, что в настоящее время в стране разработаны стратегические программы «Казах-стан-2030» и «Здоровье, образование и благополучие граждан», в которых провозглашено, что государственные органы должны всемерно способствовать совершенствованию доступа к лекарственной помощи, быть заинтересованы в становлении развитой фармацевтической промышленности.

В настоящее время систему действующих законодательных актов можно классифицировать по ряду признаков:

1. По видам государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов (Президента, Правительства, Министерства здравоохранения РК).

№4 Менеджер

3013

2. По юридической силе (законодательные нормативно-правовые акты, Гражданский кодекс РК, правовые акты Главы государства, указы и распоряжения, приказы, инструкции органов системы исполнительной власти и др.).

3. По характеру правового регулирования (административно-правовые акты, гражданско-правовые акты).

В настоящее время в РК осуществляется бесплатный отпуск ЛС больным социально значимыми заболеваниями, находящимся как на стационарном, так и на амбулаторном лечении.

Обслуживание по выписанным в поликлиниках льготным рецептам осуществляется через аптеки. Аптеки ведут учет рецептов на выдачу ЛС больным социально значимыми заболеваниями в специальном журнале регистрации. Расходы на ЛС и специализированное питание возмещаются аптекам и аптечным пунктам Департаментами здравоохранения по стоимости, установленной договорами о государственных закупках. При отсутствии ЛС, указанных в выписанных рецептах, поставщик обязан предложить заменитель (аналог, не превышающий стоимость ЛС, предусмотренных договором). Перечень препаратов по большинству социально значимых заболеваний включает несколько препаратов, например, для сахарного диабета — только инсулин и некоторые таблетирован-ные сахароснижающие препараты.

И хотя многие проанализированные законы, приказы, программы по замыслу Правительства РК были утверждены для повышения качества лекарственного обеспечения, повышения выпуска отечественной фармацевтической продукции, однако в настоящее время большинство законодательных актов носит декларативный характер.

С целью государственной поддержки в стране принимался ряд нормативных правовых актов по отмене НДС на производство и импорт лекарственных средств, был снят акцизный налог на спирт, используемый для производства лекарственных препаратов.

Существуют законодательно закрепленные льготы для вновь создаваемых проектов, отменен налог на имущество и на землю, если создаются новые предприятия или производства.

Однако, несмотря на существующую нормативно-правовую базу, поддерживающую отечественную фармацевтическую промышленность, сегодня основную долю выпускаемого ими ассортимента ЛС составляют препараты, которые по фармакологической эффективности, а также по используемым технологиям недостаточно конкурентоспособны с зарубежными производителями. А, следовательно, большое количество бюджетных средств при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями затрачивается на закупку лекарств импортного производства.

Согласно созданным в новых экономических условиях нормативно-правовым актам, государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляют уполномоченный орган в области здравоохранения — МЗ РК, а также департаменты здравоохранения на местах. Они должны обеспечивать проведение государственной политики в области здравоохранения, реализовать государственные программы в этой области, определять порядок оказания лекарственной помощи гражданам, разрабатывать и утверждать нормативно-правовые акты в области здравоохранения и т.д. Как показал анализ, в настоящее время в Казахстане система здравоохранения использует два основных источника финансирования: государственный бюджет и собственные средства населения.

Согласно закону РК «О системе здравоохранения», финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет средств государственного бюджета. Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

1енеджер ЛМ

здравоохранения 2013

В новых экономических условиях назрела необходимость определения стратегии дальнейшего развития системы лекарственного обеспечения на основе совершенствования имеющейся системы, изыскания новых подходов и моделей управления, перехода от затратных методов работы к рациональному использованию выделяемых государством средств, повышения ответственности, а также уровня оплаты труда работников отрасли по результатам их деятельности.

При этом необходимо руководствоваться основными законодательными документами нашей страны: Стратегией развития страны «Казахстан-2030», Законом Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», Государственной программой «Здоровье народа», Программой «Реформирование здравоохранения РК на 2005-2010 гг.» и иными принятыми в стране государственными целевыми и комплексными программами, а также действующими приказами и другими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения.

Выводы:

1. Анализ структуры институциональной среды процесса лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в новых экономических условиях Республики Казахстан показал, что агенты участвующие в настоящее время в процессе ЛО, должны быть больше сориентированы на потребности больных СЗЗ.

2. В целях обеспечения экономической доступности лекарственных средств в РК необходимо предпринять следующие меры: осуществляется закупка лекарственных средств только на конкурсной основе по таким социально значимым заболеваниям, как сахарный диабет, туберкулез, онкологические заболевания и др.

3. С целью обеспечения сельского населения качественными, экономически доступными лекарственными средствами Постановлением Правительства РК от № 621 от 10 июня 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РК № 1624 от 28 октября 2000 года» разрешить реализацию лекарственных средств через ФАПы.

1. Менабде Н., Стобелар Ф, Дуйсекеев А. и др. Стратегия реформы фармацевтического сектора в новых независимых государствах. Фокус на пациента. — ВОЗ, Женева, 1998. — 39 с.

2. Максимкина ЕА. Институциональные основы формирования и функционирования системы саморегулирования фармацевтического рынка России//Автореферат дисс......доктора фармацевтических наук. ММА. им. И.М. Сеченова — М., 2004.

3. Максимкина Е.А., СатаеваЛ.Г. Программно-целевой подход к процессу лекарственного обеспечения больных социально значимыми заболеваниями в РК// Фармация. — 2008. — № 5. — С. 32-36.

4. Максимкина ЕА, Лоскутова Е.Е. Реализация институционального подхода в фармацевтической экономике//Конференция «Человек и лекарство». Тезисы докладов. — М., 2000. — 581 с.

5. Максимкина Е.А. Институциональная среда фармацевтического рынка//В сб. докл. Международной конференции «Фарм. дело — прошлое, настоящее, будущее». — М., 2002. — С. 185-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Исследование вопросов справедливости и этики при оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями по регионам РК//В кн. Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». — Москва, 2007. — С. 37-39.

№4 Менеджер

3013

7. Багирова В.Л, СатаеваЛ.Г. Развитие инновационного потенциала фармацевтической отрасли РК как возможность повышения справедливости в оказании лекарственной помощи больным социально значимыми заболеваниями//В кн. Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». — Москва, 2007. — С. 41-43.

8. Багирова В.Л., Сатаева Л.Г. Экспертные оценки лекарственных средств, используемых для лечения туберкулеза и вопросы справедливости при оказании лекарственной помощи в Республике Казахстан//В кн. Материалы Международной конференции «Фармацевтическая биоэтика». — Москва, 2007. — С. 43-45.

UDC: 614.27:001.8:36

Sataeva L.G. Necessity of control after changes in institutional field of the drugs provision process among patients suffering socially important diseases in new economic conditions in Republic of Kazakhstan (Department of management in health care and formation with the basics of right after S.D. Asfendiayrova, Almata, Kazakhstan)

Annotation: In the article there is presented built by the author an organizational-institutional model of enhancing the process of provision patients suffering from socially important diseases with drugs. Keywords: Supply of drugs, organizational-institutional model, drugs, socially important diseases, law sand regulations, contract relations, outpatient dispensing, managing solutions.

С места событий

С 2014-2015 Г. В РОССИИ БУДЕТ ВВЕДЕНО ЛЕКАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ЛЬГОТНИКОВ, ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ НЕКОТОРЫМИ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

□ б этом сообщила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова в интервью «РГ». По словам министра, ключевым здесь является вопрос установления референтной цены. «В России разброс по ценам в каждой группе препаратов одного спектра действия очень большой. Очевидно, сразу «бросаться» в такие дебри нельзя. Правильнее всего, просчитав разные варианты теоретически, на примере конкретного региона провести пилотный проект в рамках имеющихся финансовых ресурсов — определить, дешевле это окажется или дороже, возрастает удовлетворенность населения или нет, а затем принять решение для всей страны», — заявила Т. Голикова.

Начинать введение лекарственного страхования нужно с тех, кто сегодня имеет право на льготные лекарства, считает министр. Это федеральные льготники и те, кто сегодня является льготниками в субъектах РФ.

В общей сложности, по предварительным оценкам, речь идет о 26-27 миллионах человек. «В 2014-2015 годах уже могут быть введены элементы возмещения или страхования на примере льготных категорий граждан», — считает глава Минздравсоцразвития.

Это — первый этап. «Если же говорить обо всем населении, для начала я бы взяла самых социально незащищенных: пожилых и детей, а также людей, страдающих некоторыми хроническими заболеваниями, в том числе онкологическими. Хотя я далека от мысли, что мы сможем полностью за счет государства обеспечить их лекарствами, но можно было бы ориентироваться на частичное возмещение стоимости наиболее дорогих препаратов», — отметила Т. Голикова.

Источник: Российская газета

1енеджер №4

здравоохранения SOIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.