Научная статья на тему 'Построение структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы'

Построение структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОГНИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дозморова Е. В., Лыба А. А.

В настоящее время в Российском образовании сложилась сложная ситуация: переход на новый образовательный стандарт требует от педагогов овладения деятельностными методами в образовании, система оценивания образовательных результатов расширяется в пользу оценивания некогнитивных результатов. Однако опыта построения такой системы в массовой школе нет. В связи с этим Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования реализует проект «Построение структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы». Структурно-функциональная модель оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся профильной школы, являясь элементом образовательного процесса на старшей ступени общего образования, позволит обеспечить планомерный, прогнозируемый переход к качественному и эффективному профильному обучению. Кроме того, результаты проекта будут иметь практическое значение в рамках курсов повышения квалификации, так как дадут возможность сформировать у томских педагогов целостное представление о новых результатах образования, новых формах и процедурах их оценивания, новых смыслах оценочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы»

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Важность (значимость) выполняемой работы Адекватность управления требованиям развития Достаточность кадрового потенциала Наличие условий самообразования и роста квалификации Достаточность технического и методического оснащения Возможность развития образовательного пространства Соответствие состава коллектива функциям учреждения Ответственное отношение сотрудников к работе Адекватность самооценки результатам деятельности Приемлемость условий труда и быта сотрудников Доброжелательные взаимоотношения в коллективе Удовлетворенность оценкой (оплатой) труда

НДа ЕЭ Пожалуй Да □ Затрудняюсь В Пожалуй Нет ЭНет

Рис. 1. Состояние средств и условий деятельности учреждений ДОД Мурманской области (фрагмент)

Поскольку превышение показателей «желательного» состояния средств над «существующим» по доле утвердительных ответов «да» выявлено по всем факторам, то при окончательном выборе необходимо учитывать и суждение «пожалуй, да», которое несет утвердительный ответ, но с определенной вероятностью (рис. 2).

доля утвердительных ответов "Да" и "Пожалуй Да", %

0 20 40 60 80 100

Доброжелательные взаимоотношения в коллективе Важность (значимость) выполняемой работы Адекватность самооценки результатам деятельности Наличие условий самообразования и роста квалификации Ответственное отношение сотрудников к работе Соответствие состава коллектива функциям учреждения Адекватность управления требованиям развития Достаточность кадрового потенциала Приемлемость условий труда и быта сотрудников Возможность развития образовательного пространства Достаточность технического и методического оснащения Удовлетворенность оценкой (оплатой) труда

///////////////////////////////////////{//Л

V//////////////////////////////////ZZJ

0 Существующее

□Желательное

Рис. 2. Оценка ресурсов развития учреждений системы ДОД Мурманской области

Превышение оценки «существующего» уровня состояния средств и условий деятельности - это отражение суждений экспертов о достаточности ресурсов для успешного развития системы ДОД, а превышение «желательного» указывает на необходимость повышения их уровня. Прежде всего, это относится к факторам с наибольшими значениями полученных соотношений: достаточность технического и методического оснащения; удовлетворенность оценкой (оплатой) труда; приемлемость условий труда и быта сотрудников; соответствие состава коллектива функциям учреждения; адекватность управления требованиям развития.

Таким образом, обоснованному выбору приоритетных направлений совершенствования ресурсов образовательной деятельности в отдельных учреждениях и в регионе будет способствовать информационное обеспечение о существующем состоянии и тенденциях развития. Предложенный методологический подход может быть использован органами управления и власти, учреждениями подготовки и повышения квалификации работников образования для максимального развития потенциальных возможностей системы ДОД.

Дозморова Е.В.

кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Лыба А.А.

заведующий кафедрой сопровождения инноваций в образовании Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ НЕКОГНИТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время в Российском образовании сложилась сложная ситуация: переход на новый образовательный стандарт требует от педагогов овладения деятельностными методами в образовании, система оценивания образовательных результатов расширяется в пользу оценивания некогнитивных результатов. Однако опыта построения такой системы в массовой школе нет.

48

В связи с этим Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования реализует проект «Построение структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы».

Структурно-функциональная модель оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся профильной школы, являясь элементом образовательного процесса на старшей ступени общего образования, позволит обеспечить планомерный, прогнозируемый переход к качественному и эффективному профильному обучению. Кроме того, результаты проекта будут иметь практическое значение в рамках курсов повышения квалификации, так как дадут возможность сформировать у томских педагогов целостное представление о новых результатах образования, новых формах и процедурах их оценивания, новых смыслах оценочной деятельности.

Ключевые слова: некогнитивные результаты, оценочная деятельность

Key words: non-cognitive results, activity of assessment

Социально-экономические условия в России, важнейшей составляющей которых является рынок труда, актуализируют следующее понимание качества образования: «Качество образования показывает, насколько хорошо учащийся достигает успеха в каждой из следующих областей: реализация своего полного потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование».

Очевидно, что в этой ситуации акцент - прежде всего, в профильной школе - должен быть смещён от знаниевой составляющей к деятельностной. У личности, стремящейся реализовать свой потенциал, должны быть сформированы следующие метаумения:

• теоретическое мышление;

• критическое мышление;

• творческое мышление;

• регулятивные умения;

• коммуникативные умения;

• навыки переработки информации и др.

На сегодняшний день остается нерешенным целый круг проблем, связанных с созданием системы оценивания образовательных результатов, включающей некогнитивные, с выходом на инструментарий оценивания этих результатов.

Решение этих проблем осложняется социокультурными и экономическими особенностями региона, что предполагает использование специальных методик системы оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся профильной школы.

В связи с вышесказанным в 2012 году сотрудниками ТОИПКРО был подготовлен проект «Обновление содержания профильного образования в Томской области», в рамках которого осуществляется разработка модели профильного образования, обеспечивающей планомерный, прогнозируемый переход к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования, а также возможности оценивания некогнитивных результатов.

Образовательный процесс в профильной школе можно представить в виде модели:

Одним из элементов этой модели является структурно-функциональная модель оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы.

Модель оценивания результатов образования в профильной школе предполагает два уровня оценивания:

1. освоенные действия;

2. присвоенные действия.

Для оценивания степени освоения того или иного действия в качестве критериальной базы может использоваться ориентировочная основа (пошаговый алгоритм) данного действия, сверяясь с которым и педагог, и ребёнок смогут определить уровень сформированности действия.

Степень присвоения действия также предполагается оценивать с помощью специально разработанных учебных и учебнопрактических ситуаций, представленных в виде тренажёров на бумажных и цифровых носителях.

Для оценивания метапредметных результатов, по замыслу разработчиков, можно использовать дидактические возможности вопросов, а также методики их применения в целях развития коммуникативных и информационных компетентностей обучающихся, а также рефлексивных умений обучающихся.

Создание структурно-функциональной модели оценивания некогнитивных результатов образования обучающихся профильной школы предполагает выходы на:

1. оценочный инструментарий и способы фиксации некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы:

• типология вопросов по уровням организации познавательной деятельности обучающихся;

• карты мониторинга сформированности информационно-коммуникативных, познавательных компетентностей обучающихся;

• карты мониторинга сформированности стратегических действий обучающихся;

• диагностические карты;

• рефлексивные тетради;

• дневник социальных (социально-профессиональных) проб;

• тренажеры на бумажных и/или цифровых носителях;

49

• технологические карты ориентировочных основ метапредметных результатов.

2. методические рекомендации по разработке оценочного инструментария и способов фиксации некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы;

3. методические рекомендации по использованию оценочного инструментария и способов фиксации некогнитивных результатов образования обучающихся в условиях профильной школы;

Разработка и внедрение карт мониторинга, технологических карт и др. для оценивания некогнитивных результатов образования будет способствовать осуществлению планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.

Кузнецова Т.В.

канд. пед. наук, доцент кафедры Н и ДО ТОИПКРО г Томск ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Kuznetsova T.V.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor of Primary and Pre-school Education Department.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACH TO TEACHING YOUNG LEARNERS

В данной статье рассматриваются принципы личностно-ориентированного обучения, а также объективные факторы, влияющие на эффективность использования данных технологий обучения. Представлены некоторые технологии, наиболее адекватные для использования в начальной школе.

Ключевые слова: принципы, технологии личностно-ориентированное обучение

Key words: principles, technologies, personality-oriented teaching

В настоящее время в практике российских школ при обучении младших школьников большое значение уделяется личностноориентированным технологиям обучения. Данные изменения продиктованы активно развивающимися процессами модернизации современного образования, которые предъявляют всё больше требований к профессиональным качествам современных педагогов. Тем не менее, традиционная практика существующей образовательной системы во многом вступает в противоречия со сформулированными теоретическими позициями. Одной из причин этого, на наш взгляд, является особенности взаимоотношений участников образовательного процесса в рамках классно-урочной системы, характеризующиеся консервативными взглядами на организацию учебных занятий. Указанная нами проблема может быть решена за счёт реализации личностно-ориентированных технологий в рамках современного урока. Методологическую базу личностно-ориентированного образования разрабатывали как отечественные учёные-педагоги (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Шаталов, В.В. Давыдов, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), так и зарубежные (К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Эриксон и др.). Многолетние исследования учёных-педагогов позволили сформулировать на современном этапе развития образования несколько основополагающих принципов личностно-ориентированного обучения, положенных в основу учебно-воспитательного процесса школы [2, 3]:

• принцип уникальности и ценности личности заключается в признании неповторимости индивидуальности каждого ребёнка, его способностей, в утверждении необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности (гибкие учебные планы и программы, подстраивающиеся под каждого ребёнка);

• принцип приоритета личностного развития - процесс личностного развития ребёнка как ведущее звено в образовательном процессе школы (обучение выступает как средство развития личности, а не как цель);

• принцип ориентации на зону ближайшего развития ребёнка включает в себя классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребёнка, обеспечивающую доступный для него уровень трудности в освоении материала и построение совместно с каждым ребёнком индивидуальной зоны личностного развития;

• принцип субъектности учебно-воспитательного процесса предполагает ориентацию на внутреннюю, а не внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, а также на свободу выбора ребёнком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни;

• принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (поддержание особой системы доверительных отношений, специальное построение учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребёнка и единую эмоционально наполненную картину мира);

• принцип формирования личностного знания инициирует дидактический эффект формирования знания (использование в обучении разного рода педагогических ситуаций, направленных на применение предметных и междпредметных знаний).

Образовательный процесс, основанный на выделенных принципах, принимает ребёнка таким, каков он есть, видит в нём целостную личность и помогает ему формировать из себя свободного, развитого, образованного, ответственного человека. Кроме того, при организации образовательного процесса, педагогами должны учитываться объективные факторы, влияющие на эффективность использования технологий, это[1]:

конкретные педагогические и образовательные цели на определённый период обучения (для развития творческого мышления -технологию проблемного обучения, «мозговой штурм»; для развития коммуникативных компетенций - диалоговое обучение, дискуссию и пр.);

особенности предметного содержания (технологии должны быть адекватны содержанию, например, для «филологии» ведущими будут коммуникативно-диалоговые, имитационные и ролевые игры; для «окружающего мира» проблемно-исследовательское обучение, исследовательские проекты и т. д.);

индивидуальные и личностные особенности учащихся (слабоуспевающие учащиеся наиболее комфортно будут чувствовать себя в учебном процессе, построенном на алгоритмической технологии, технологии сотрудничества в команде с разноуровневым обучением; для учащихся с развитыми познавательными способностями - технология проблемного обучения, исследовательские и творческие проекты, информационные технологии; для детей с потребностью в самоактуализации - коммуникативно-диалоговые технологии, обучение в командах по интересам и пр.);

учебно-методическая и материально-техническая оснащённость образовательного процесса, отсутствие которых препятствует внедрению в образовательный процесс эффективных современных технологий;

эргономические и социальные условия, в которых реализуется образовательный процесс (свобода планирования своих действий и свобода перемещения во время занятий, размеры и форма классных комнат, расположение столов, в частности «децентрализация учебного пространства», количественный и качественный состав учащихся и др.).

Таким образом, деятельность педагога направлена на постоянное решение ряда организационно-методических и образовательных задач в меняющихся обстоятельствах. Педагогом постоянно вырабатываются и воплощаются в деятельности с детьми оптимальные, органичные для данной индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.