Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЯХ УЗБЕКИСТАНА'

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЯХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное государство / Узбекистан / конституционные реформы / социальная защита / политические реформы / модернизация / social state / Uzbekistan / constitutional reforms / social protection / political reforms / modernization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — С.Ш. Саидов

Сегодня системные реформы, проводимые в Узбекистане, правовой и идеологический принцип «Узбекистансоциальное государство», заложенный в новой редакции Конституции, стали важным историческим шагом для развития. Исходя из этого, в данной научной статье анализируются политические, нормативные, морально-идеологические основы концепции социального государства и ее роль в реформах, реализуемых в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A SOCIAL STATE IN THE REALITIES OF UZBEKISTAN

Today, the systemic reforms carried out in Uzbekistan, the legal and ideological principle of “Uzbekistan is a social state”, embedded in the new edition of the Constitution, have become an important historical step for development. Based on this, this scientific article analyzes the political, regulatory, moral and ideological foundations of the concept of a social state and its role in the reforms being implemented in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЯХ УЗБЕКИСТАНА»

ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЯХ УЗБЕКИСТАНА С.Ш. Саидов, д-р полит. наук

Узбекский государственный университет мировых языков (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-5-173-176

Аннотация. Сегодня системные реформы, проводимые в Узбекистане, правовой и идеологический принцип «Узбекистан - социальное государство», заложенный в новой редакции Конституции, стали важным историческим шагом для развития. Исходя из этого, в данной научной статье анализируются политические, нормативные, морально-идеологические основы концепции социального государства и ее роль в реформах, реализуемых в Узбекистане.

Ключевые слова: социальное государство, Узбекистан, конституционные реформы, социальная защита, политические реформы, модернизация.

Сегодня концепция социального государства формируется как форма социально-экономической организации общества, включающая в себя такие идеи, как обеспечение достойной жизни и социально-правовая защита граждан. С резким увеличением средств, расходуемых на социальное обеспечение населения и развитие государственных социальных программ, возрастает и ответственность общества и государства. Однако неверно интерпретировать феномен социального государства применительно только к процессу расширения социальных программ и увеличения социальных расходов. Под социальном государством понимается как нечто большее, чем набор социальных программ в конкретных политических условиях. Социальная функция свойственна любой стране, но каждую страну, которая заботится о своих гражданах, вряд ли можно назвать социальной.

Понятие «социальное государство» впервые использовал немецкий учёный Лоренц фон Штейн, который рассматривал его как форму правления, обеспечивающую экономическую защиту и социальное благополучие граждан, имеющую правовые основы, обеспечивающие социальное равенство представителей разных классов. Однако духовно-идеологические основы этой концепции напрямую связаны с развитием исторического мышления, сформировавшегося в Средние века на Востоке.

В научной литературе выделяются преимущественно три подхода к идее социального государства.

Первая точка зрения связана с тем, что социальное государство - это государство, ответственное за существование общества. Это концепция, называемая государственным патернализмом.

Вторая позиция означает, что социальное государство включает в себя обязательства человека перед другими людьми и обществом, и само государство должно об этом напоминать и заботиться.

Третья точка зрения, частично интегрированная, наиболее распространена в европейских странах. Это объясняется тем, что социальное государство является организацией, которая помогает более слабым слоям общества и стремится влиять на распределение экономического благосостояния общества в духе справедливости [1].

В международных отношениях набирает силу понятие «социальное государство» как сложный и важный признак государства. В то же время концепция социального государства качественно отличается как от традиционных либеральных, так и от марксистских взглядов. Социальное государство - это не только теоретический, но и практический, конструктивный ответ на фундаментальные недостатки демократического правового государства (в его классической, либеральной версии), а также на неудавшуюся попытку государственного

социализма материально обеспечить каждого [2]. Концепция социальной государственности в представлениях о свободе, равенстве и справедливости разрешает конфликт между либерализмом и социализмом на новом этапе цивилизационного развития [3].

Конкретный образ идеи «социального государства» определяется уровнем экономического развития и характером отношений государства и общества в данной стране, идеологическими взглядами правящей элиты и стереотипами в общественном сознании. Основные вопросы, по которым существуют серьезные разногласия между различными политическими партиями и движениями в этом плане, отражены в следующем:

- отношение к роли государства в обеспечении благополучия членов общества;

- оценка реальных возможностей государственной политики в реформировании социальной сферы;

- определение влияния социального государства на экономику;

- представления о том, каким должно быть идеальное общество и, соответственно, социальное государство.

В Узбекистане проводятся важные и стратегические реформы по формированию социального государства. Исходя из этого, Президент Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении, посвященном 29-летию принятия Конституции Республики Узбекистан 7 декабря 2021 года, отмечал: «Сегодня Узбекистан уверенно идет по пути построения социального государства и справедливого общества. Поэтому настало время закрепить принцип «Новый Узбекистан - социальное государство» в качестве конституционной нормы» [4].

Следует отметить, что социальное государство - это государство, обеспечивающее качественное образование, квалифицированную медицинскую помощь, всестороннюю поддержку семьи, детей, женщин, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, предоставляющее жилье нуждающимся, обеспечивающее занятость, создающее безопасные условия труда и снижение уровня бедности.

Диалог между государством и обществом, объединение заинтересованных сторон, широкомасштабное сотрудничество на национальном и международном уровне - это основа повышения эффективности фундаментальных реформ, реализуемых в Новом Узбекистане. В центре этих реформ находится сильная социальная политика, направленная на человека и его ценность.

Развитие событий в этом направлении можно объяснить в нескольких аспектах: во-первых, это реализация сильной и адресной социальной защиты в сотрудничестве со всеми заинтересованными партнерами; во-вторых, наладить взаимное партнерство с зарубежными странами и международными организациями в целях дальнейшего совершенствования системы социальной защиты в стране; в-третьих, проведение открытой, взаимовыгодной и конструктивной политики, основанной на интересах многонационального народа страны в формате «человек-общество-государство».

Сегодня создание «единого социального регистра» является одной из важных задач в системной реализации социальной защиты как основы социального государства. Полноценная реализация программы единого социального регистра позволит существенно снизить человеческий фактор и, как следствие, максимально исключить коррупцию при распределении социальной помощи. Следует также отметить, что политика социальной защиты и поддержки малообеспеченного населения не ограничивается оказанием материальной помощи, целью которой является создание условий и возможностей для повышения экономического благосостояния населения. Выйти из бедности обычно сложнее, чем в нее попасть. Поэтому социальная поддержка со стороны государства проявляется в постепенном выведении людей из состояния бедности, иными словами, в создании соответствующих условий для реализации их потенциала и способностей.

Сегодня Узбекистан на конституционном уровне провозглашен социальным государством. Нормы, касающиеся социальных обязательств государства, увели-

чились почти в три раза. В частности, обеспечение жильем социально нуждающихся категорий граждан, определение минимального размера оплаты труда с учетом обеспечения достойного проживания человека, права граждан на получение гарантированного объема медицинской помощи при определялись расходы государства и т. д.

Следует также отметить, что в обновлённой Конституции были дополнительно усовершенствованы положения, предусматривающие государственную поддержку лиц с ограниченными возможностями. В частности, государство создало условия для полноценного использования инвалидами социальных, экономических и культурных объектов и услуг, помогло им трудоустроиться, получить образование, предоставило возможность беспрепятственно получать необходимую информацию.

Вышеупомянутая и усиленная нормативно-правовая база, безусловно, является положительной тенденцией. Однако реализация их на практике, в нашей общественной жизни, достижение прочных позиций в сознании наших граждан, особенно молодого поколения, является одной из стратегических целей [5].

Также, глобализация является самой большой проблемой существования и деятельности социального государства в со-

но с глобализацией экономики, возникновением определенных угроз в выполнении социальных функций государства, нравственного кризиса, происходящей под влиянием глобализации. В такой ситуации необходимо дальнейшее развитие и популяризация принципов социального государства через разработку и внедрение национальных социальных стандартов. Прежде всего, в политическом мышлении молодежи Узбекистана необходимо обеспечить ее социальную ответственность, вовлеченность и духовно-идеологическую зрелость в обществе.

Нужно отметит, что сегодня Узбекистану необходимо учитывать опыт развитых социальных государств и стремиться к достижению положительных результатов, традиционно связанных с социальным государством. Основное внимание уделяется таким факторам, как снижение уровня бедности, высокий уровень жизни граждан, широкие социальные права и гарантии, частная и социальная автономия, политическая стабильность, удовлетворение духовных и идеологических потребностей. В этом отношении большое значение имеет философско-политический анализ теории и практики социального государства, определение его важных инвариантных особенностей, методологического и аксиологического воздействия принципов на общественные науки и реальную политику.

// Социально-

временных условиях. Это напрямую связа-

Библиографический список

1. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: цели и функции гуманитарные знания. - 2008. - № 3. - С. 69-70.

2. Общая теория прав человека // под ред. д.и.н. Е.Л. Лукашева. - М., 1996.

3. Бычек Т.В. Политико-правовой режим социального государства: вопросы теории и практики в Российской Федерации: дисс... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2007. - С. 47.

4. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, посвященное 29-летию принятия Конституции Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.uz.

5. Конституция Республики Узбекистан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.uz/ru/clause/index.

- ПомитомогиR -

BUILDING A SOCIAL STATE IN THE REALITIES OF UZBEKISTAN

S.Sh. Saidov, Doctor of Political Sciences Uzbekistan State University of World Languages (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. Today, the systemic reforms carried out in Uzbekistan, the legal and ideological principle of "Uzbekistan is a social state", embedded in the new edition of the Constitution, have become an important historical step for development. Based on this, this scientific article analyzes the political, regulatory, moral and ideological foundations of the concept of a social state and its role in the reforms being implemented in Uzbekistan.

Keywords: social state, Uzbekistan, constitutional reforms, social protection, political reforms, modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.