Тищенко Н.Г.
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе
Предлагаемая статья представляет собой попытку создания психолого-педагогических условий перехода от безличностных знаний к личностным смыслам в реальной учебной практике.
В статье рассмотрены вопросы использования образно-эмоциональных факторов в процессе обучения, способствующих раскрытию учащимися своих личностных смыслов. Вскрывая сущность понятия «образно-эмоциональная основа» урока, автор показывает необходимость и значимость ее использования в обучении с целью гармоничного целостного развития личности ученика. Представлены способы построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе
Ключевые слова: образно-эмоциональная основа, целостное гармоничное развитие личности учащихся.
Согласно современной парадигме образования основной целью учебного процесса является целостное гармоничное развитие личности учащихся. Понимание многими исследователями развитие личности как «смыслообразование, как становление в человеке способности к саморефлексии» (1, с.164) переводит решение этого вопроса в контекст личностно-смыслового развития школьников. А поскольку одной из форм существования личностного смысла, как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.К. Вилюнаса, являются эмоции, создающие внутреннюю опору психического образа и вычленяющих в нем смысловой субъективный слой, на основе которого происходит обозначение целей и побуждение человека к их реализации, требуется обращение к образно-эмоциональной сфере учащихся.
Между тем действующий учебный процесс базируется на значениях, носителями которых являются понятия, идеи, законы. Практика показывает, что в рамках существующего учебного процесса продолжает господствовать традиция передачи безличностных знаний, недостаточное обращение учителей к образно-эмоциональной сфере ребенка. Парадокс в школьном образовании заключается в расхождении цели (всестороннее развитие личности обучающегося) и способов ее достижения (доминирование «левополушарной» стратегии, направленной на развитие логического мышления). В то время как целостное развитие личности в ходе обучения, раскрытие творческого потенциала школьников возможно при условии равной активации как левополушарных компонентов мышления, так и правополушарных способностей, стимуляции образного мышления (2, с.164). В результате школьного образования мы получаем личность с жестко ограниченными установками, с ярко выраженным логико-знаковым мышлением, позволяющим создавать только однозначные контексты, и требуем от неё творческих усилий, новизны, инноваций, что является для неё крайне
затруднительным. В этих условиях невозможно гармоничное развитие целостной личности человека. Следовательно, имеются веские основания определенным образом преобразовать такой учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, который понимается нами как смыслообразующий фактор, как субъектный носитель эмоций, способствующих открытию учащимися собственного личностного смысла в учебной деятельности.
Вопросы обучения с опорой на образы и эмоции в педагогической науке нашли свое отражение в работах Г.И. Щукиной, В.Т. Фоменко, В.В. Шогана, И.В. Абакумовой, М.С. Атаманской, В.С. Ротенберга, С.М. Бондаренко, М.И.Мееровича, Л. И. Шрагиной и др.
Исследование возможностей использования образно-эмоциональных факторов, способствующих раскрытию личностных смыслов учащихся, привело нас к необходимости построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе, которая бы презентовала учащимся образы, вызывающие у них эмоциональный отклик. Эмоция, вызванная у учащихся содержанием данного предъявленного образа и актуализированной потребностью, содействует созданию эмоционального образа в структуре сознания школьника и обозначению им личностного смысла. «Образно-эмоциональная основа» понимаемая нами как исходное основание для учебной деятельности, характеризуемая принципами, содержанием, методами, формами организации обучения, дидактическими средствами, опирающимися на знания особенностей смыслообразования и формирования эмоциональных образов в субъектном сознании, позволяет регулировать образно-эмоциональный хаос сознания учеников, способствует открытию ими собственных личностных смыслов, определяет условия для создания свободной творческой атмосферы в процессе урока, мотивирующей личность ученика на результативную учебную деятельность.
Специально организованная система обучения, учитывающая указанные свойства человеческой психики, строит иной тип знаний и познавательных процессов. Знания, полученные и развивающиеся у учащихся на образно-эмоциональной основе, имеют ярко выраженную направленность к открытию личностного смысла, включают процессы смыслообразования.
Способы построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе разнообразны (3). В их числе: преобразование теоретического материала в образный, и наоборот, перевод образного предметного содержания в теоретическое; представление теоретического материала и организация исследовательской деятельности в образно-эмоциональном контексте; создание образно-эмоционального дидактического центра урока.
Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе позволит управлять эмоциональными образами учащихся, направлять вектор поиска их личностного смысла, выводить их из смыслового «хаоса» к целому ценностно-смысловому восприятию действительности, будет способствовать развитию смысловых структур сознания учащихся, что в свою очередь повлечет повышение качества предметных знаний школьников.
Литература
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
2. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.Функциональная ассиметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006.
3. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1985.