Научная статья на тему 'Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе'

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА / ЦЕЛОСТНОЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Натапья Геннадьевна

Предлагаемая статья представляет собой попытку создания психолого-педагогических условий перехода от безличностных знаний к личностным смыслам в реальной учебной практике. В статье рассмотрены вопросы использования образно-эмоциональных факторов в процессе обучения, способствующих раскрытию учащимися своих личностных смыслов. Вскрывая сущность понятия «образно-эмоциональная основа» урока, автор показывает необходимость и значимость ее использования в обучении с целью гармоничного целостного развития личности ученика. Представлены способы построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building the process of education on the form-emotional base

The offering article is an attempt of creation of psychological and pedagogical conditions to transition from non-personal knowledge to the real educational practice. The questions of using form emotional factors were considered in the article, promoting the students' opening of their personal senses. Exposing the essence of the conception «the form emotional base» of a lesson, the author shows the necessary and the significance of its using in the education in order to give harmonic, integrated development of student's personality. Methods of the building of the educational process on the form emotional base are presented in the article too.

Текст научной работы на тему «Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе»

Тищенко Н.Г.

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе

Предлагаемая статья представляет собой попытку создания психолого-педагогических условий перехода от безличностных знаний к личностным смыслам в реальной учебной практике.

В статье рассмотрены вопросы использования образно-эмоциональных факторов в процессе обучения, способствующих раскрытию учащимися своих личностных смыслов. Вскрывая сущность понятия «образно-эмоциональная основа» урока, автор показывает необходимость и значимость ее использования в обучении с целью гармоничного целостного развития личности ученика. Представлены способы построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе

Ключевые слова: образно-эмоциональная основа, целостное гармоничное развитие личности учащихся.

Согласно современной парадигме образования основной целью учебного процесса является целостное гармоничное развитие личности учащихся. Понимание многими исследователями развитие личности как «смыслообразование, как становление в человеке способности к саморефлексии» (1, с.164) переводит решение этого вопроса в контекст личностно-смыслового развития школьников. А поскольку одной из форм существования личностного смысла, как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.К. Вилюнаса, являются эмоции, создающие внутреннюю опору психического образа и вычленяющих в нем смысловой субъективный слой, на основе которого происходит обозначение целей и побуждение человека к их реализации, требуется обращение к образно-эмоциональной сфере учащихся.

Между тем действующий учебный процесс базируется на значениях, носителями которых являются понятия, идеи, законы. Практика показывает, что в рамках существующего учебного процесса продолжает господствовать традиция передачи безличностных знаний, недостаточное обращение учителей к образно-эмоциональной сфере ребенка. Парадокс в школьном образовании заключается в расхождении цели (всестороннее развитие личности обучающегося) и способов ее достижения (доминирование «левополушарной» стратегии, направленной на развитие логического мышления). В то время как целостное развитие личности в ходе обучения, раскрытие творческого потенциала школьников возможно при условии равной активации как левополушарных компонентов мышления, так и правополушарных способностей, стимуляции образного мышления (2, с.164). В результате школьного образования мы получаем личность с жестко ограниченными установками, с ярко выраженным логико-знаковым мышлением, позволяющим создавать только однозначные контексты, и требуем от неё творческих усилий, новизны, инноваций, что является для неё крайне

затруднительным. В этих условиях невозможно гармоничное развитие целостной личности человека. Следовательно, имеются веские основания определенным образом преобразовать такой учебный процесс в сторону повышенного внимания к эмоциональному образу, который понимается нами как смыслообразующий фактор, как субъектный носитель эмоций, способствующих открытию учащимися собственного личностного смысла в учебной деятельности.

Вопросы обучения с опорой на образы и эмоции в педагогической науке нашли свое отражение в работах Г.И. Щукиной, В.Т. Фоменко, В.В. Шогана, И.В. Абакумовой, М.С. Атаманской, В.С. Ротенберга, С.М. Бондаренко, М.И.Мееровича, Л. И. Шрагиной и др.

Исследование возможностей использования образно-эмоциональных факторов, способствующих раскрытию личностных смыслов учащихся, привело нас к необходимости построения процесса обучения на образно-эмоциональной основе, которая бы презентовала учащимся образы, вызывающие у них эмоциональный отклик. Эмоция, вызванная у учащихся содержанием данного предъявленного образа и актуализированной потребностью, содействует созданию эмоционального образа в структуре сознания школьника и обозначению им личностного смысла. «Образно-эмоциональная основа» понимаемая нами как исходное основание для учебной деятельности, характеризуемая принципами, содержанием, методами, формами организации обучения, дидактическими средствами, опирающимися на знания особенностей смыслообразования и формирования эмоциональных образов в субъектном сознании, позволяет регулировать образно-эмоциональный хаос сознания учеников, способствует открытию ими собственных личностных смыслов, определяет условия для создания свободной творческой атмосферы в процессе урока, мотивирующей личность ученика на результативную учебную деятельность.

Специально организованная система обучения, учитывающая указанные свойства человеческой психики, строит иной тип знаний и познавательных процессов. Знания, полученные и развивающиеся у учащихся на образно-эмоциональной основе, имеют ярко выраженную направленность к открытию личностного смысла, включают процессы смыслообразования.

Способы построения учебного процесса на образно-эмоциональной основе разнообразны (3). В их числе: преобразование теоретического материала в образный, и наоборот, перевод образного предметного содержания в теоретическое; представление теоретического материала и организация исследовательской деятельности в образно-эмоциональном контексте; создание образно-эмоционального дидактического центра урока.

Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе позволит управлять эмоциональными образами учащихся, направлять вектор поиска их личностного смысла, выводить их из смыслового «хаоса» к целому ценностно-смысловому восприятию действительности, будет способствовать развитию смысловых структур сознания учащихся, что в свою очередь повлечет повышение качества предметных знаний школьников.

Литература

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.

2. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.Функциональная ассиметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост.В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. - СПб.: Питер, 2006.

3. Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.