Научная статья на тему 'Построение национальной инновационной системы как фактор ускорения экономического развития'

Построение национальной инновационной системы как фактор ускорения экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION / GOVERNMENT PRIORITIES / NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Евгения Александровна

В статье рассматриваются предпосылки, необходимые для становления национальной инновационной системы в России. Анализируется формирование российской инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM AS FACTOR IN ACCELERATING OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article reviews the preconditions which are necessary for the formation of national innovation system in Russia. The formation of Russian innovation system is analyzed.

Текст научной работы на тему «Построение национальной инновационной системы как фактор ускорения экономического развития»

УДК 330

Авдеева Евгения Александровна Avdeeva Evgeniya Alexandrovna

аспирантка кафедры теоретической экономики Кубанского государственного университета [email protected]

ПОСТРОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

post-graduate student of the chair of theoretical economy, Kuban State University [email protected]

FORMATION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM AS FACTOR IN ACCELERATING OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассматриваются предпосылки, необходимые для становления национальной инновационной системы в России. Анализируется формирование российской инновационной системы.

The summary:

The article reviews the preconditions which are necessary for the formation of national innovation system in Russia. The formation of Russian innovation system is analyzed.

Ключевые слова: Keywords:

инновации, государственные приоритеты, националь- innovation, government priorities, national innovation system.

ная инновационная система.

По мере углубления глобализационных процессов положение государства на мировой арене все больше определяется экономическим развитием, которое зависит от структуры и эффективности инновационной системы страны. Именно инновационная система позволяет государству занять определенную нишу в системе международного разделения труда, приобрести вес и статус в системе международных отношений.

Проблема построения национальной инновационной системы остро стоит перед Россией. Несмотря на провозглашенный руководством страны курс на модернизацию экономики и инновационное развитие, инновационная система в России до сих пор не сформирована. Предпринимаемые Правительством России действия по построению в стране инновационного пространства еще не дали ожидаемого результата. Необходимость формирования инновационной системы в России - это возможность преодоления сырьевой направленности экономики, трансформация ее в экономику знаний.

Формирование общества знаний в стране и вхождение ее в мировое сообщество возможно лишь при наличии эффективного инновационного пространства. Общеизвестно, что инновационные преобразования экономики являются условием и следствием изменений в производительных силах и производственных отношениях. Инновации лежат в основе процесса общественного разделения труда и соответственно экономического развития. Инновационный процесс из «точечного» экономического явления постепенно превратился в доминанту экономического развития. Инновационность стала существенной особенностью развитых экономических систем, где началось активное формирование экономики знаний.

Изменение условий социально-экономического развития общества, интеллектуализация производства влияют на количественную и качественную стороны производительных сил. В последнее время отмечается изменение системы общественного воспроизводства: меняется его структура, пропорции и формы накопления, структура расходов и потребления общества. Знания становятся важнейшим производственным фактором и фактором быстрого развития высокотехнологичных отраслей, основой для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и ее безопасности.

Страны-лидеры мировых экономик считают знание важнейшим фактором социально-экономического развития постиндустриального общества, уделяют первостепенное внимание развитию национальных систем генерации, распространения, передачи и использования знаний, а в обычном традиционном восприятии - наличие науки, образования, национальных инновационных систем [2, с. 476-516].

В экономико-институциональном аспекте НИС представляет собой комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании новых знаний (фирмы, научно-исследовательская система, элементы технологической и экономической инфраструктуры), а также элементы, непосредственно и опосредованно влияющие на инновационный процесс (государственная экономическая политика, рынок труда, система образования и переподготовки, конкурентные рынки, финансовая и информационнотелекоммуникационная системы и т.д.) [3].

Инновационные системы разных стран различны, также как различны инновационные стратегии государств. Это объясняется различиями в уровне развития промышленности, технологического развития, в объемах инвестиций в НИОКР и другими факторами, включая исторические и национальные особенности. Национальные инновационные системы имеют определенные общие черты, и опыт экономически и технологически более конкурентоспособных стран может и должен приниматься на вооружение странами менее конкурентоспособными.

В 2000 г. страны Европейские Союза приняли решение к 2010 г. создать наиболее конкурентную общеевропейскую инновационную экономику, однако эта задача была выполнена не в полном объеме. Страны-участники Европейского Союза осознали, что формирование национальной инновационной системы - проблема достаточно сложная и инвестированием научной деятельности ее не решить. В насто-

ящее время продолжается работа по формированию европейской инновационной системы, она активно строится на базе общеевропейского научного и инновационного пространства. При этом в определенной степени сохраняется особенность национальных инновационных систем, что определяет выбор форм и методов национальной инновационной политики. Применяются и новые формы и методы ведения и стимулирования инновационной деятельности, создаются условия для сохранения и привлечения из-за рубежа наиболее квалифицированных научных кадров.

Путь, способный обеспечить долговременный экономический рост России, ведущий к ее конкурентоспособности, остался один, как «ответ на вызовы XXI века»: ускоренное освоение мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства [4]. Поэтому в экономике знаний государство должно быть движущей силой развития, накопления и использования знаний, организуя общество для целей инновационного развития в интересах повышения качества жизни людей. Для этого государство определяет цели и приоритеты, создает институты эффективного использования знаний и развития человеческого капитала, инфраструктуру доступа к знаниям всего общества.

Вопрос о формировании инновационной системы в России - это представление, какую мы хотим видеть Россию в будущем. Построение национальной инновационной системы России возможно при грамотном формировании региональных инновационных систем, созданных на основе особенностей пространственного размещения сырьевых ресурсов, а также переориентированного научно-технического потенциала. Таким образом, в каждом регионе необходимо создать региональные инновационные системы, учитывающие экономические особенности, исторические и культурные традиции, обеспечивающие необходимые темпы роста.

Одновременно на федеральном уровне необходимо создать инновационную систему, базирующуюся на макроэкономической политике, федеральном законодательстве. Интеграция федеральной и региональной составляющей позволит создать единую российскую инновационную систему.

Основная цель создания инновационной системы России может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики России на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Создание российской инновационной системы только начинается. Важнейшей задачей является определение меры и степени государственного участия в непосредственном регулировании деятельности участников национальной инновационной системы. В основу ее решения должна быть положена двуединая функция государства в реализации инновационной политики. С одной стороны, государство должно определять создание экономической среды посредством принятия соответствующих законодательных актов, с другой -функционировать в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и осуществлять инвестиции в их развитие.

Для государства и политиков понимание национальной инновационной системы может стать основой для определения не только меры и степени участия государства в регулировании инновационного процесса, но и тех отправных точек, которые позволят усилить инновационную активность в стране, а следовательно, национальную конкурентоспособность. Такие инструменты государственного регулирования, как налоговая система, финансы, антимонопольная политики, политика в области охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности могут облегчить или, наоборот, затруднить различные виды взаимодействия между элементами и участниками национальной инновационной системы, интенсифицируя или, наоборот, снижая потоки информации, знаний и технологий внутри страны и за ее пределы.

Значительную роль играет и общая экономическая политика государства. Инновационное развитие происходит в рамках определенной промышленной структуры и национального инвестиционного климата. Лучшее понимание взаимодействия национальной инновационной системы с общей экономической системой страны обеспечивает большую управляемость технологическим и инновационным развитием, позволяет развивать конкуренцию в нужном направлении и обеспечивать при этом соблюдение стратегических интересов государства и его экономической и оборонной безопасности.

Государство принимает меры для активизации инновационной деятельности. Президент Д.А. Медведев, продолжая линию своего предшественника, прилагает усилия к тому, чтобы перевести решение проблем модернизации экономической и политической системы России в практическую плоскость.

Создание федеральных и исследовательских университетов, ориентированных на подготовку специалистов для инновационной сферы, и новый всплеск реформы системы образования, - весомые шаги в этом направлении.

В стране создаются настоящие, а не фиктивные технопарки, выполняющие свои функции в разработке и освоении инновационного продукта. Принята обширная программа создания и использования нанотехнологий, объединяющая в единый комплекс науку, технологию и производство. Выделены значительные финансовые средства. Это реальный шаг в сторону улучшения ситуации в инновационной сфере. Примером является инновационный центр «Сколково» - 12 ноября 2009 г. Президент России поручил Правительству Российской Федерации создание «...мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров» [4]. В настоящее время ведется работа по пяти приоритетным направлениям - это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии. Однако инновационный центр в настоящее время действует в виртуальном режиме и от российской науки изолирован. Наукоград представляет анклав российских и зарубежных ученых, которые не могут генерировать и запускать инновации в масштабе всей страны. Этот зональный подход относится не только к науке, но и к экономической и социальной сфере. Созданный анклав не может стать независимым, само-

стоятельным пространством. Поэтому видится необходимость создания центра адаптации к российской действительности и обеспечения механизма реализации проектов на инновационный рынок. Инновационный центр «Сколково» - значительный шаг в формировании инновационный системы России. Несмотря на отсутствие научных результатов работы лабораторий, результаты работы научного центра «Сколково» уже есть. Статус участника наукограда присвоен 51 компании, подписаны соглашения, представляющие собой меморандумы о намерениях [5].

Формирование НИС является начальной стадией построения экономики, основанной на знаниях. В рамках государственной программы инноватизации всей страны целесообразно было бы обозначить четкую и ясную федеральную инновационную политику, в которой были бы выделены приоритетные направления развития научно-технического комплекса России, обеспечивающие развитие высокотехнологичной промышленности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, позволяющее стабилизировать внутренний рынок. В деле реализации обозначенной проблемы видятся основные принципы формирования национальной инновационной системы:

- системный подход к формированию инновационной политики;

- самостоятельное формирование региональных инновационных систем, учитывающее специфику территорий с последующей интеграцией в единую систему;

- согласованность региональных и федеральных приоритетов;

- приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях с четким определением источников финансирования;

- формирование российской инновационной системы необходимо осуществлять, опираясь на собственные научно-технические, интеллектуальные и финансовые возможности.

Ориентация на указанные принципы построения национальной инновационной системы в ближайшей и среднесрочной перспективе послужит базисом для закладки фундамента экономики, основанной на знаниях. Ситуация в мире такова, что недооценка этой проблемы способна отбросить страну в разряд государств, занимающих на мировом рынке нишу сырьевых экспортеров, что существенно понизит уровень социально-экономического развития страны, которая в настоящее время отстает на 15-20 лет от стран Запада.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Портер М. Международная конкуренция / пер. с англ. под ред. В.Д. Щетинина. М., 1997.

2. Человеческое развитие: новое измерение социальноэкономического прогресса: учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ). М., 2008.

3. Lundvall B.-A. Innovation as an Interactive Process: from User Producer Interaction to Nation System of Innovation. In: Technical Change and Economic Theory. - Ed. by G. Dosi, C. Freeman and R. Nelson. L., 1988.

4. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. uRl: http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html (дата обращения 14.05.2011).

5. Участники и партнеры инновационного центра «Сколково». URL: http://www.i-gorod.com/participants/ (дата обращения 12.05.2011).

1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya / transl. from eng. ed. by V.D. Shchetinin. M., 1997.

2. Chelovecheskoe razvitie: novoe izmerenie sotsial'no-

ekonomicheskogo progressa: uchebnoe posobie pod ob-shchey redaktsiey prof. V.P. Kolesova (ekonomicheskiy fakul'tet MGU). M., 2008.

3. Lundvall B.-A. Innovation as an Interactive Process: from User Producer Interaction to Nation System of Innovation. In: Technical Change and Economic Theory. - Ed. by G. Dosi, C. Freeman and R. Nelson. L., 1988.

4. Poslanie prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 12 noyabrya 2009 g. URL: http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html (date of access 14.05.2011).

5. Uchastniki i partnery innovatsionnogo tsentra «Skolkovo». URL: http://www.i-gorod.com/participants/ (date of access 12.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.