Научная статья на тему 'Построение модели экономики Древнего и современного Египта методами клиометрики (США) и Антропологической политэконо- мии (Россия)'

Построение модели экономики Древнего и современного Египта методами клиометрики (США) и Антропологической политэконо- мии (Россия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель экономики Древнего Египта / клиометрия / Антропологическая политэкономия / макроэкономический анализ и прогноз / model of the economy of Ancient Egypt / cliometrics / Anthropological political economy / Macroeconomic Analysis and Forecast

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Владимир Петрович

С помощью методов Клиометрики и Антропологической политэкономии впервые построена целостная визуальная модель экономики Древнего Египта времен правления Птолемеев (332 г. до н.э.). Выполнена оценка ВВП и доходов на душу населения в текущих ценах и по паритету покупательной способности в долларах США 2015г. Приведен общий порядок построения визуальной макроэкономической модели национальной экономики по сумме первичных доходов субъектов экономики, который целесообразно использовать для анализа и прогнозирования эволюции современных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the visual macroeconomic model of Ancient Egypt (332 BC), which is obtained by using methods of Cliometrics and Anthropological political economy. The estimation of the GDP of Ancient Egypt and per capita income at current prices and purchasing power parity in the prices and the USD in 2015. An order of the overall construction of a visual macroeconomic model of the national economy by cliometrics income generating economic entities.

Текст научной работы на тему «Построение модели экономики Древнего и современного Египта методами клиометрики (США) и Антропологической политэконо- мии (Россия)»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

133

Реклама критикуется не только за функцию, которую она исполняет в сбытовой деятельности, наряду с этим, реклама подвергается критике и за то, какое влияние она оказывает на общество.

Отдельные критики говорят о том, что реклама в лучшем случае даёт только лишь положительную информацию о товарах, а в худшем - просто необъективна.

Кто-то обвиняет рекламу в психологическом манипулировании людьми: в тот момент, когда их побуждают купить те товары, которые они не в состоянии себе позволить. Другие же критикуют рекламу за оскорбительный тон, откровенную безвкусицу и просто за то, что её слишком много.

Реклама - информация, распространенная в любой форме, любым способом, и с использованием любых инструментов и средств, направленная на неопределённый круг лиц и предназначенная для привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования либо поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке [1].

На сегодняшний день реклама, являясь неизменным спутником человека, ежедневно и массированно влияя на него, играет значительную роль в жизни общества. Данная роль не ограничивается ни рамками средств массовой информации, ни, даже, всей рыночной деятельности. В особенности значительна роль рекламы в сферах экономики и социальной жизни. Как никогда прежде, реклама выступает одним из важнейших ключей к успеху во всяком деловом предприятии развитого мира. Сегодня рынок всё больше и больше наполняется конкурентоспособными товарами и услугами, и при таких обстоятельствах квалифицированные работники по рекламе, а также, совершенно новые способы сбыта приобретают особую значимость. Можно отметить, также, её немаловажную образовательную и эстетическую роль.

Реклама совместно с инструментами стимулирования сбыта и торговли, составляющими пропаганды является сильным маркетинговым средством неценовой конкуренции. Если коммерческие стремления предприятия обращены на улучшение товара и его адаптацию к специфике спроса, то реклама осуществляет противоположную задачу - адаптирует спрос потребителей к уже изготовленному товару. Одна из задач рекламы в современной рыночной экономике - доведение товаров от производителя до потребителей, формирование спроса на них с учётом социально-демографической специфики отдельных групп потребителей для того, чтобы побудить их к приобретению конкретных товаров и услуг.

Поэтому способность рекламы воздействовать на потребителя и формировать спрос на товары позволяет применять её для развития рациональных нужд, эстетических вкусов и потребностей людей [3, с. 30].

Новейшие возможности для рекламы появляются по причине интернационализации отраслей средств массовой информации. Рекламные средства делятся на средства с обратной связью и средства без обратной связи.

Первые - это персональные письма, опросы, реклама по телефону. Вторые представляют собой средства массового рынка - это журналы, газеты, ТВ, радио, прямая корреспонденция, плакаты, щиты, доски объявлений.

Расходы на рекламу, составляя издержки обращения, в конечном счёте, перекладываются на потребителя, повышая стоимость товара. При этом от расходов на рекламу приобретает выгоду и общество.

Эффективность рекламы зависит не только и не столько от вложенных средств, сколько от тщательно продуманной и спланированной стратегии рекламной кампании.

Организация рекламной кампании - это, прежде всего, выверенный план. Необходимо дать ответ на главные вопросы: с какой целью, кому, что? Какую цель преследует реклама, конкретно данная рекламная кампания, кому она адресована, чем необходимо располагать в ходе её проведения? Необходимо присутствие тесной связи рекламы с товаром, маркетингом, психологией и многим другим.

Своеобразие рекламного рынка России заключается в его динамике. Появляется необходимость в рекламной информации. Признаки этого заметны повсеместно. Большие рекламные агентства становятся всё крупнее. Немалые отчисления на рекламу способствуют получению большей коммерческой известности. Всё это в большей мере присуще России. Границы данного рынка постоянно увеличиваются за счёт появления новых компаний и, соответственно, новых потребителей. Реклама в интересах рынка упорно навязывает аудитории свои ценности, активно формируя массовое сознание, тиражируя нравственный кодекс и жизненные ориентиры её заказчиков [2, с. 125]. Современную бизнес-среду невозможно представить без рекламы. Так как реклама - наиболее действенное средство в попытках предприятия донести информацию до своей клиентуры, изменить её поведение, создать интерес к предлагаемым услугам, сформировать положительный имидж предприятия как такового, продемонстрировать его социальную значимость. Поэтому эффективная рекламная деятельность является основным инструментом достижения целей стратегии маркетинга в целом и коммуникационной стратегии в частности [4, с. 93].

Список литературы

1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ в редакции от 07.05.2013

2. Бердышев С. Н. Информационный маркетинг: практ. пособие. М.: Дашков и К, 2009. — 214 с.

3. Романцов А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности орг.: практ. пособие. М.: Дашков и К, 2009. — 114 с.

4. Тангейт М. Всемирная история рекламы: пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2008. - 269 с.

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО ЕГИПТА МЕТОДАМИ КЛИОМЕТРИКИ (США) И АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ (РОССИЯ)

Пономарев Владимир Петрович,

Проф., доктор эконом. наук, Горный институт НИТУ «МИСиС», Москва

АННОТАЦИЯ

С помощью методов Клиометрики и Антропологической политэкономии впервые построена целостная визуальная модель экономики Древнего Египта времен правления Птолемеев (332 г. до н.э.). Выполнена оценка ВВП и доходов на душу населения в текущих ценах и по паритету покупательной способности в долларах США 2015г. Приведен общий порядок построения визуальной макроэкономической модели национальной экономики по сумме первичных доходов

134

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

субъектов экономики, который целесообразно использовать для анализа и прогнозирования эволюции современных экономических систем.

ABSTRACT

The article describes the visual macroeconomic model of Ancient Egypt (332 BC), which is obtained by using methods of Cliometrics and Anthropological political economy. The estimation of the GDP of Ancient Egypt and per capita income at current prices and purchasing power parity in the prices and the USD in 2015. An order of the overall construction of a visual macroeconomic model of the national economy by cliometrics income generating economic entities.

Ключевые слова: модель экономики Древнего Египта, клиометрия, Антропологическая политэкономия, макроэкономический анализ и прогноз.

Keywords: model of the economy of Ancient Egypt, cliometrics, Anthropological political economy, Macroeconomic Analysis and Forecast.

Общепризнано, что работы лауреатов Нобелевской премии по экономике (1993 г.) Дугласа Норта [7] и Роберта Фогеля [9], выполненные в области истории экономики в ее американской версии - «клиометрики», дают новое представление о факторах экономической эволюции. Вместе с тем, антропологическая направленность этих исследований роднит их с Антропологической политэкономией, имеющей ориентацию на изучение политэкономических законов эволюции человека и человечества, [8].

Главный вывод, сделанный Р.Фогелем в нобелевской лекции [10], - на рост численности населения и производительность труда существенное влияние оказывает сбалансированное питание и здоровый образ жизни людей. Это очень важный вывод для объяснения динамики численности населения стран мира на длинных интервалах исторического времени и построения прогнозов. Однако для целостного восприятия динамики национальных экономик этого явно недостаточно. Более того, в современной истории экономики мы не найдем примеров целостного представления национальных систем древних стран. Все работы этого направления хорошо обоснованы археологическими исследованиями и артефактами, однако носят фрагментарный характер. Во многом, по-видимому, это связано с тем, что историки мало внимания уделяют фундаментальному макроэкономическому анализу древних стран, а экономисты сосредоточены на изучении современных проблем экономического развития, и ретроспектива их интересует лишь с академической точки зрения. Предлагаемый в данной статье подход может быть полезным, как историкам для углубленного комплексного изучения древних цивилизаций, так и экономистам для

сквозного изучения процесса экономической эволюции вплоть до наших дней, а также построения вероятных прогнозных оценок.

Экономисту-практику относительно легко изучать современные статистические ряды. Но, когда статистика отсутствует в силу разных причин, на помощь приходит клиометрика, построенная на синтезе гуманитарных, естественных и общественных наук. Однако для преобразования этих знаний в целостные макроэкономические модели национальных экономик требуется антропологическая политэкономия.

Рассмотрим особенности этого инструментария на примере построения визуальной макроэкономической модели экономики Древнего Египта.

Запишем исходные данные о составе и численности населения Древнего Египта, площадях земельных угодий (в арурах), особенностях экономических отношений между основными субъектами, их доходах, урожайности (в мерах зерна), налоговых платежах, бартерных соотношениях при обмене продукцией, ценах отдельных продуктов в меновой и денежной форме (в дебенах меди и серебра) и других параметрах, которые приводятся в опубликованных работах историков, скрупулезно изучивших папирусы и другие исторические документы. Эти сведения в обобщенном виде приведены, например, в работах египтологов Берлева О.Д. [1] и Лурье О. Д. [5].

В настоящее время нет общепринятых научно обоснованных сведений о численности и составе населения Древнего Египта. Поэтому автору пришлось прибегнуть к различным источникам, опубликованным на эту тему, рис.1.

Численность и структура населения - это ключевые показатели предлагаемого метода, от которых зависят конечные результаты исторического анализа. Однако для понимания данного метода точность расчетов не так важна. Главное - оценить общее направление развития

экономической системы. Итак, первый шаг в построении модели национальной экономики - сбор имеющихся данных и их клиометрическое пополнение до целостной системы.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

135

Второй шаг - определение производительного потенциала сельского хозяйства Древнего Египта и использования национальной территории в целом. Для этого необходимо оценить площади пахотных земель под зерновые культуры. По данному показателю существует обширная информация [2, 6, 3, 4], дающая представление о перечне и расположении основных районов (номов) Верхнего и Нижнего Египта. Однако целостной информации о площадях номов в этих и других источниках мы также не находим. Поэтому автор выполнил построения условных (прямоугольных) равновеликих площадей 42 номов, адекватных по площади реально существовавшим неправильной формы номам в дельте Нила, где располагался Нижний Египет, и вдоль русла Нила, где располагался Верхний Египет, рис. 2.

Здесь также важно для сопоставления привести (элиминировать) общую территорию Древнего Египта к границам, соответствующим современной территории Арабской Республики Египет (АРЕ).

Зная общие площади участков земли, можно определить их распределение по целевому использованию: для пашни, для скотоводства, для строительства городов и храмов, а также дамб, задерживающих воды Нила при его разливе, которые одновременно использовались в качестве насыпных дорог.

Третий шаг в построении макроэкономической модели состоит в оценке доходов основных субъектов экономики Древнего Египта, приведенной в табл. 1.

Рисунок 2. Оценка площадей номов (районов) Древнего Египта

Таблица 1

Структура населения Египта по видам деятельности (332г. до н. э.)

Вид деятельности Численность, чел. Доля от населения, % Доля от активного населения, %

Крестьяне 1000000 30% 49%

Скотоводы 300000 9% 15%

Охотники и рыбаки 100000 3% 5%

Ремесленники 350000 10% 16%

ИТОГО работников 1750000 52% 85%

Фараон и вельможи 100 0% 0%

Жрецы 50000 1,5% 2,5%

Чиновники 100000 3% 5%

Воины 150000 4,5% 7,5%

ИТОГО госаппарат и службы 300100 9% 15%

136 Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вид деятельности Численность, чел. Доля от населения, % Доля от активного населения, %

ВСЕГО активное население 2050100 61% 100%

Старики и дети 1025050 30%

Рабы 300000 9%

Всего население 3375200 100%

При этом принято, что урожайность в благополучные годы составляла от 30 до 60 центнеров с гектара, а в отдельные годы даже доходила до невероятно высоких значений - 90 центнеров с гектара, что отражалось в папирусах как получение «тройного урожая». От урожайности зависели налоги, которые составляли соответственно 5, 7-и 10 мер зерна с одного арура, [5]. Расчеты показывают, что это соответствовало стабильной ставке налога, равной 38% от валового сбора зерна.

Четвертый шаг данного алгоритма состоит в построении пирамиды доходов основных субъектов экономики, приведенной на рис. 3. При этом используются данные папирусов и оценки этого показателя профессиональными египтологами, которые дополнены логическими построениями и клиометрическими расчетами. Поскольку документы по эллинскому периоду истории Египта наиболее полно фиксируют информацию о доходах, это время принято за базу настоящих расчетов.

10. Фараон:

годовой доход =Ад16,5 млн. дб 9. Визирь: годовой доход = Ад1,6 млн. дб

8. Номарх: годовой доход = Аg 0,395 мл н дб

7. Вельможа: годовой доход= Аg 0,330 мл н. д б

6. Жрец: годовой доход = А д330 дб

5. Писец чиновник: годовой доход=Ад165 дб

4. Воин: годовой доход 2*Ад66дебен = Ад99 дебен

3. Ремесленник: годовой доход=Ад55г*12=Ад660г =Ад66 дебен

2. Крестьянин: годовой доход по найму Ад55г *3 + чистый доход от урожая 6*Ад25 г = Итого Ад315г=Ад 33 дебен

1. Раб: годовой доход=4*Ад25г = Ад100г = Ад10 дебен

Рисунок 3. Пирамида доходов субъектов экономики Древнего Египта

Формирование ВВП Древнего Египта (332г. до н.э.) в млн. EDB

Доходы на человеческий фактор-капитал H Yh=% Доходов (крестьян + скотоводов+охотников+рыболовов)+потребности рабов = 32 млн.EDB

Доходы на экономический фактор-капитал K Yk=% доходов крестьян + доходы ремесленников= 40 млн.EDB

Доходы на социальный фактор-капитал S Ys=Цоходы государства (фараона + визиря + номархов + вельмож + жрецов + чиновников + воинов) = 98 млн.EDB

ИТОГО ВВП (Y), млн. Египетских дебен серебра 32Yh + 40Yk + 98Ys = 170Y

Структура отношений субъектов Древнего Египта эллинского периода (по отношению к доходам государства - 98Ys) 0,19Yh : 0,23Yk : 1,00Ys

Таблица 2

На пятом шаге выполняется формирование ВВП по полученным доходам субъектов экономики, которые объединены в соответствующие группы факторов-капиталов по методологии [8], табл. 2.

Зная основные соотношения стоимости зерна и коровы в дебенах серебра Древнего Египта (EDB) и долларах США (2015г.) современной АРЕ, можно рассчитать ВВП Древнего Египта по ППС:

ВВП= Ag170 млн. EDB*43USD/EDB= USD7,3 млрд. (1)

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

137

Таким образом, ВВП на душу населения в Древнем Египте в 332г. до н.э. был равен 50,4 дебен серебра на человека, что эквивалентно 2163 USD/чел. В 2014г. этот показатель по АРЕ был равен 4800 USD/чел., то есть всего лишь в 2,2 раза выше. В урожайные годы Древний Египет был процветающей страной, манившей к себе завоевателей своим богатством, основой которого служило зерновое хозяйство и труд свободных крестьян.

Для построения визуального образа национальной экономики автором предложен метод, представленный в общем виде на рис.4.

Эфраграфы экономик Древнего Египта и АРЕ показаны на рис. 5а и 5б. Доходы на YS доминировали в структуре производства ВВП Древнего Египта. По отношению к ним, доходы на человеческий фактор-капитал (Yh) составляли всего лишь 0,19, а на экономический (Yk) - 0,23. При этом денежная масса была крайне невелика, так как в обмене продукцией и услугами преобладали бартерные операции.

1,5S

Обозначения:

Y - ВВП;

H - человеческий фактор-капитал; K - экономический фактор-капитал; S - социальный фактор-капитал;

Yh - доходы на H;

Yk - доходы на K;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ys - доходы на S;

M - масса денег (агрегат M2).

Три модифицированных радара

факторы-капиталы

1,00H

1,12K

дохды на факторы-капиталы 1,00Yh

1,8Ys

1,7Yk

денежные агр гаты

К г Л /

у 7/

1,25M

Эфраграф

1,00H

1,12K

равновесия

Рисунок 4. Метод визуализации национальной экономики

Рисунок 5. Визуальные модели экономики Древнего Египта и АРЕ

Характерно, что в это время в Древнем Египте уже присутствовали все основные институты саморегуляции экономических отношений.

Современный Египет (рис.5б) также имеет относительно высокий уровень развития государственного (со-

циального) капитала (S). При этом человеческий (H) и экономический (K) факторы-капиталы оказываются недостаточно развитыми. На это указывают данные СНС [11], из которых следует структура ВВП за 2008г. в текущих ценах, млрд. Египетских фунтов (LE):

138

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

BBn=223,2Yh+447,4Yk+225,0Ys=895,6Y LE млрд.= 162,8 USD млрд. (2)

Характерно, что доходы на социальный (Ys) и человеческий (Yh) факторы-капиталы равны между собой, а доходы на экономический фактор-капитал (Yk) вдвое их превышает. Наблюдаются существенные фрактальные деформации, для ликвидации которых следует вдвое поднять уровень развития человеческого и социального капиталов, доведя их до значений, соответствующих равновесному состоянию, очерченному универсальным кругом равновесия.

Главный вывод из данного анализа: Подобно человеческому организму общественная система рождается со всеми необходимыми органами самоуправления (институтами), которые затем начинают эволюционировать в гуманитарном направлении развития.

Априорное мнение о постепенном и последовательном накоплении цивилизациями социальных институтов на практике оказывается несостоятельным. Исторический опыт Египта доказывает это. Следует продолжить исследования по этой теме, чтобы подтвердить полученные закономерности антропополитэкономическими исследованиями других стран древнего и современного мира. Резюме

1. Применение Клиометрии (США, 1993г.) и Антропологической политэкономии (Россия, 2013г.) позволяет строить модели эволюции экономических систем от древних времен до наших дней.

2. С появлением описанного метода мы получаем альтернативу методу построения макроэкономических моделей по статистическим данным национальных счетов и матрицам «затраты-выпуск».

3. Разработанный метод полезен как историкам, так и экономистам при разработке рекомендаций по со-

вершенствованию структуры современных национальных экономик, находящихся в глубоком структурном кризисе.

Список литература

1. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М.: Наука, 1972. 368c.

2. Верхний Египет. http://www.historvlib.org/ historvbooks.html.

3. Коротаев А.В. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: Циклы и тенденции. М.: Восточная литература, 2006.

4. Древний Египет. Энциклопедия. Изд.: АРТ-РОДНИК, 2008. 478с.

5. Лурье И.М. Источники по древнеегипетскому налоговому обложению времен Нового царства. М.: ВДИ, 1961, №2-4.

6. Lower Egypt. A selection of articles related to Lower Egypt. http://www.realmagick.com/lower-egvpt.

7. North Douglass C. Institutions, Institutional Change, and Economic Performance, Ney York: Cambridge University Press, 1990.

8. Пономарев В.П. Антропологическая политэкономия. Концепция теории саморазвития. Lambert Academic Publishing, 2013. 52с.

9. Fogel, R.W. New findings on secular trends in nutrition and mortality: Some implications for population theory. Typescript, University of Chicago. 1991.

10. Фогель Р.У. Экономический рост, демография и физиология: воздействие долговременных процессов на разработку и осуществление экономической политики. В кн. «Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков». Т.5. М.: Мысль, 2004. С.724-763.

11. National Accounts Statistics: Main Aggregates and Detailed Tables, 2010. Egypt. United Nations. New York, 2011. Part II, p.326-360.

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Попова Лариса Николаевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Филиал ФГБОУ ВПО

«Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке Самойлин Вадим Александрович

4 курс, специальность Государственное и муниципальное управление Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный университет» в г.Тихорецке

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено формирование перспективной инвестиционной политики в регионе являющейся одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. В современных экономических условиях, которые характеризуются обострением конкурентной борьбы, все большее значение приобретает процесс инвестиционной деятельности, обеспечивающий повышение конкурентоспособности отдельных регионов так и всей экономики в целом.

ABSTRACT

In this article the formation of long-term investment policy in the region which is one of the most effective mechanisms of social and economic transformation. In modern economic conditions, which are characterized by intense competition, increasing importance is the process of investment activities that enhance the competitiveness of individual regions and the whole economy in General.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика, регион,

инвестиционная стратегия.

Keywords: investments, investment activity, investment policy, region, investment strategy.

Для большинства регионов актуальна проблема экономики, выделение приоритетных направлений инду-разработки и реализации промышленной политики, наце- стриального роста, активизацию вложения в них инвести-ленная на более эффективное развитие реального сектора ционных и финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.