Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН'

ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
396
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / БЛОКЧЕЙН

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хмельницкая Зинаида Борисовна, Богданова Елена Сергеевна, Ивич Мария Львовна

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы «использование технологии блокчейн» при информатизации интегрированных логистических систем. Авторами проводится анализ существующих российских и мировых подходов к построению интегрированных логистических систем с использованием прогрессивных технологий информатизации. Отмечаются преимущества и недостатки технологии блокчейн, а также барьеры, тормозящие широкое использование данного метода в условиях практики. Предложен методический подход применения данной технологии, при разработке проектов информатизации интегрированных логистических систем хозяйствующих субъектов. Представлено детальное описание информационного потока внешнеторговой сделки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED LOGISTICS SYSTEMS BUILDING WITH BLOCKCHAIN TECHNOLOGY

This article is devoted to research of the problem of "using blockchain technology" relevant for theory and practice for building integrated logistics systems. It is done by the authors critical analysis of the existing Russian and the world's approach to building integrated logistics systems using progressive informatization technologies. The advantages and disadvantages of blockchain technology, as well as barriers that inhibit widespread use in practice, are noted. The algorithm (logical scheme) of this technology and its application in the development of computerization projects integrated logistics are given. The article provides examples of the use of blockchain technologies in various sectors of the economy, shows a detailed description of the information flow of a foreign trade transaction that involves a significant number of participants, and information on its implementation is concentrated in contracts and sales agreements.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН»

DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-360-378

построение интегрированных логистических систем с применением технологии блокчеин1

integrated logistics systems building with blockchain technology

хмельницкая зинаида борисовна

Профессор кафедры логистики Уральского государственного экономического университета, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшей школы, д.э.н., профессор

zinaida b. khmel'nitskaya

Honored scientist of the Russian Federation, Honorable employee of the higher school, Doctor of Economics Sciences, Professor, Ural State University of Economics

1 Статья подготовлена по материалам выступлений авторов на IV Международной научной конференции «Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А.И. Татаркина (25-26 ноября 2020 года, Челябинск, ЧелГУ).

богданова елена сергеевна

Доцент кафедры Уральского государственного университета путей сообщения, к.т.н., доцент

elena s. bogdanova

PhD in Economics, Associate Professor, Ural State University of Railway Transport

ивич мария львовна

Директор по развитию ООО «SVX Logistics», аспирант Уральского государственного экономического университета

maria l. ivich

Development Director, SVX Logistics LLC, Post-graduate Student Ural State University of Economics

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы «использование технологии блокчейн» при информатизации интегрированных логистических систем. Авторами проводится анализ существующих российских и мировых подходов к построению интегрированных логистических систем с использованием прогрессивных технологий информатизации. Отмечаются преимущества и недостатки технологии блокчейн, а также барьеры, тормозящие широкое использование данного метода в условиях практики. Предложен методический подход применения данной технологии при разработке проектов информатизации интегрированных логистических систем хозяйствующих субъектов. Представлено детальное описание информационного потока внешнеторговой сделки.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

This article is devoted to research of the problem of "using blockchain technology" relevant for theory and practice for building integrated logistics systems. It is done by the authors critical analysis of the existing Russian and the world's approach to building integrated logistics systems using progressive informatization technologies. The advantages and disadvantages of blockchain technology, as well as barriers that inhibit widespread use in practice, are noted. The algorithm (logical scheme) of this technology and its application in the development of computerization projects integrated logistics are given. The article provides examples of the use of blockchain technologies in various sectors of the economy, shows a detailed description of the information flow of a foreign trade transaction that involves a significant number of participants, and information on its implementation is concentrated in contracts and sales agreements.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Логистика, интегрированная логистическая система хозяйствующих

субъектов, цифровая экономика, блокчейн.

KEYWORDS

Logistics, integrated logistics system, digital economy, blockchain, information integration.

Термин «блокчейн» — как блок связанных цепочек, — впервые появился в 1991 г. в исследовании Стюарта Хабера и В. Скотта, которое было связано с их работой над криптографически защищенной от подделки цепочкой блоков.

Концепция технологии блокчейн начала формироваться в 2009-м, когда Сатоми Накомото выпустил технический документ о технологии блокчейн, в котором было дано по-

дробное обоснование данной технологии в части повышения цифрового доверия.

В настоящее время технологии блокчейн активно внедряются в сферу экономики стран ЕС, Англии, Японии, Китая и многих других. Евросоюз провозгласил курс на освоение технологии блокчейн. Более 20 государств подписали 9 апреля 2018 г. декларацию о создании Европейского партнерства в сфере блокчейн-технологий. По итогам соглашения, первые трансграничные акции должны были состояться в конце 2019 года. Еврокомиссия инвестирует около 300 миллионов евро в развитие блокчейн-технологий.

Началом активного продвижения технологии блокчейн в Российской Федерации можно считать 2016 г., который ознаменовался основанием «Блокчейн-фонда» — первой российской некоммерческой организации, построенной на инструментарии блокчейн, и развитие платформы BlockGeeks, где исследователи технологии могут свободно обмениваться мнениями и разработками. В это же время в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) при сотрудничестве с группой изобретателей Airlab разрабатывалась система управления беспилотными самолетами Drone Employee при помощи прогрессивной цепочки блоков [1].

К числу важных событий можно отнести добавление разработки технологии блокчейн в программу «Цифровая экономика», реализация которой рассчитана на период до 2024 г. Все это подтверждает тот факт, что технологии блокчейн на сегодняшний день являются серьезным инновационным прорывом как за рубежом, так и в России, где блокчейн только начинает развиваться. Научная проблема-

364

тика вопроса использования технологии блокчейн видится достаточно широкой, так как в огромном информационном ландшафте тема до сих пор не разработана и явление не систематизировано [2].

Существуют широкие возможности использования технологии блокчейн в интегрированной логистике. Интеграция в логистике рассматривается в двух аспектах: интеграция логистических систем и интеграция информационных логистических процессов.

Интеграция информационных систем — это слияние в единое информационное поле различных информационных систем предприятия или нескольких предприятий путем установки связей между ними. Например, слияние в единое информационное пространство WMS (Системы управления складом) и 1С, когда оплаченные заявки клиентов попадают автоматически на комплектацию и отгрузку на складе; или при складском аутсорсинге учетная система клиента интегрируется с WMS системой логистического оператора. В современной логистике интеграция должна обеспечивать полную автоматизацию передачи данных в связи с огромным потоком данных, сопровождающих материальный поток. Любой ручной ввод данных является слишком трудоемким, а самое главное подвержен ошибкам, стоимость которых очень велика.

Интеграция логистических процессов — это одновременно самая сложная задача и самая большая возможность предприятия получить конкурентные преимущества.

Таким образом, интегрированная логистика — это логистика, встроенная в процессы предприятия, объединяющая все логистические функции в единое инфраструктурное, организационное и информационное поле.

Некоторые ученые, например Nathalie Fabbe-Costes Ph Din Logistics and HDR in Management Sciences, говорят о следующем этапе развития — тотальной логистике, которая включает в себя не только шесть вышеперечисленных функций, но так же распространяет влияние и участвует в разработке продукта (дизайн продукта), а так же послепродажном обслуживании, обработке и утилизации отходов [3].

Традиционный подход к логистике предполагает оптимизацию за счет сокращения затрат на складскую обработку и более дешевую доставку, а интегрированная логистика предоставляет конкурентное преимущество компании, снижает затраты за счет оптимизации всех происходящих процессов.

Информационные технологии сегодня не только передают поток информации, сопровождающий материальный поток, но и объединяют нескольких участников логистической цепочки в единое информационное пространство, это так называемые 4PL и 5 PL операторы, что детально рассмотрено авторами в работе [4]. Интеграция информационных систем разных участников логистической системы строится на основе облачных технологий или создается единое информационное пространство на базе более современной технологии блокчейн.

Специалисты отмечают, что блокчейн находится на ранней стадии развития в данный момент. Можно провести аналогию с интернетом середины 1990-х годов, когда отсутствие навыков использования, низкая скорость и медленная загрузка страниц делала его использование в большей степени неприятным, чем полезным. Спустя всего 10 лет интернет стал бизнес-инструментом, на основании которого строятся такие веб-компании, как AliExpress и Amazon.

Блокчейн (цепочка блоков) — это распределенная база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками. Каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок [5]. Блокчейн — это универсальная технология, которая может производить финансовые операции (первое ее применение — это криптовалюта, биткоины), хранить медицинские карты, отслеживать товар от места и даты производства до продажи и обслуживания, причем в разных странах, осуществлять любой документооборот на безбумажной и при этом безопасной основе. Пока не все области применения ясны, но в ближайшем будущем этот список значительно расширится.

Не стоит считать блокчейн информационной технологией, это скорее новая бизнес-модель на основании которой в ближайшем будущем произойдет фундаментальное изменение бизнеса, так же, как это произошло с интернетом.

Исследование практического опыта в части применения технологии блокчейн в логистике, позволила авторам выявить преимущества и недостатки данной системы. Авторами были изучены ведущиеся в данный момент разработки на базе блокчейна такими компаниями, как DHL, Maersk, IBM, Wave, ZIM. Так, к положительным моментам следует отнести:

• более высокие скорости бизнес-процессов;

• новые бизнес-модели и источники дохода;

• большая безопасность / меньший риск потери или утечки информации;

• оптимизация расходов / снижение стоимости;

• повышение скорости материальных потоков.

К недостаткам и барьерам для широкого применения данной технологии можно отнести:

• недостаточную разработанность нормативно-правовой базы реализации данной технологии;

• отсутствие широкой практики применения;

• отсутствие понимания у большинства потенциальных пользователей сути технологии и возможностей ее внедрения;

• внедрение данной технологии потребует фундаментального изменения бизнеса, которое повлечет изменение привычных бизнес-процессов предприятий;

• сложность оценки результатов от вложения инвестиций в процесс внедрения технологии блокчейн;

• отсутствие специалистов, способных решать задачи в данной области;

• трудность внедрения при замене или адаптации существующей информационной системы.

Перечисленные сложности обуславливают недостаток активного использования блокчейн-технологии при построении интегрированных логистических систем и их информационного сопровождения.

Интегрированная логистика предусматривает включение в логистическую цепочку не только коммерческих организаций, но и государственных регулирующих органов, таких, например, как таможня. Схематически внешнеторговая сделка купли-продажи представлена авторами на рисунке, где материальный поток сопровождается информационным взаимодействием между участниками всех процессов.

Современные логистические цепочки в интегрированной логистике сопровождаются сложным документооборотом и тяжелым информационным потоком. Анализируя

368

КП

1 Exporter

2 Exporter's bank

g Export costums

▼ ▼

^Forwarder

J

ï

^Forwarder —► 5 Export port

iHC

importer glmport's bank g Import costums ^ Import port 6 Carrier

Data flow

Material flow

Рисунок. Информационный поток, сопровождающий внешнеторговую сделку.

самую простую сделку международной купли-продажи, можно обнаружить порядка нескольких десятков вовлеченных организаций с несколькими сотнями различных взаимодействий и коммуникаций (точек входа или выхода информации). Информационный поток включает в себя множество участников: экспортер, импортер, банки, страховые организации, перевозчики, порты, таможни. Каждый из участников имеет свою информационную систему для хранения и передачи информации, все участники не связаны в единое информационное поле. Поток информации прерывистый и не доступен в постоянном режиме ни для одного участника. Ни импортер, ни экспортер не могут на некоторых этапах отследить, где товар или документы. Никто из участников сделки не может повли-

ять на скорость передачи данных или документов. Кроме того, до сих пор осуществляется физическая передача документов, не все электронные копии принимаются де-юре, поскольку они не считаются полученными из надежных, защищенных должным образом источников. Зачастую на передачу информации и документов уходят недели и даже месяцы. Применение блокчейн позволит ускорить, упростить, обеспечить безопасность и надежность передачи информации,и как результат появится возможность упразднения бумажных технологий оформления сделок.

Если таким образом проанализировать все точки входа и выхода логистической информации даже небольшого предприятия от закупок до распределения, их может оказаться несколько сотен и даже тысяч. А если при этом еще присутствует ручной ввод данных с оформлением и передачей бумажных документов, то отслеживание движения и статуса товаров по цепочке поставок является затруднительным. С помощью технологии блокчейн возможно решить проблемы передачи информации и уйти от бумажных технологий, что приведет к прозрачности и прослеживаемости цепочек поставок и автоматизации административных процессов. Физический поток товаров повысит свою скорость за счет более эффективно организованного и синхронизированного с ним информационного и финансового потока.

Рассмотрим, как на практике может быть применена технология блокчейн в интегрированной логистической цепочке.

Повышение прозрачности цепочки поставок и контроля за происхождением товаров может быть широко использовано в фармацевтической отрасли. Как мы знаем, на фармацевтическом рынке очень много контрафактной продукции из-за того, что множество препаратов импор-

тируются и сложно отследить оригинальность происхождения. Фармацевтические препараты имеют свои уникальные идентификаторы, содержащие серию и номер партии или серийный номер, дату производства и срок годности. Этот идентификатор присваивается каждой пломбируемой единице (чаще всего коробке). Далее эти коробки формируются в палеты. Идентификатор позволяет эффективно отслеживать объект по коду практически в любой момент, в том числе прослеживается его местоположение в любое время суток, на любой стадии его жизненного цикла. Ключевой проблемой идентификации является поддержание просле-живаемости и прозрачности, особенно когда эти единицы измерения переупаковываются — палеты объединяются на каком-то участке доставки, присваивается новый идентификатор, далее распалечиваются вновь и опять получают другой код. А если препараты доставляются в другую страну, то импортер присваивает свой идентификатор.

Для отслеживания фармацевтических препаратов по всему жизненному циклу компании DHL и Accenture создали и успешно протестировали прототип track-and-trace на основе блокчейна, включающий глобальную сеть узлов в шести географических регионах. Система всесторонне документирует каждый шаг фармацевтического продукта на пути от производителя к потребителю. В итоге любой конечный потребитель, заведя идентификатор в специальное приложение на своем телефоне может проверить законность происхождения приобретаемых товаров. В пилотном проекте участвовало 7 миллиардов уникальных индификаторов, которые представляли собой огромный информационный поток. Проект проиллюстрировал, как можно использовать блокчейн, чтобы охватить всю логистическую деятельность,

связанную с движением товара от производства и до покупки, обеспечив при этом информационную безопасность и прозрачность в режиме онлайн.

Можно спроектировать аналогичные возможности на продуктовый рынок, например, охлажденное мясо можно хранить при строго определенной температуре ограниченное количество времени. Таким образом, продавец может отследить по партии, когда, где было произведено мясо, а также соблюдение температурного режима на всем пути следования. Это обеспечивают датчики, вложенные в товар, которые передают информацию в режиме онлайн. Такие системы на основе блокчейн уже разрабатывают Юнилевер и Волмарт, а в Китае муниципальный рынок Гуанчжоу уже начал использовать платформу отслеживания сельскохозяйственной продукции на основе блокчейн.

Еще одним «камнем преткновения» в скорости движения товаров является бумажные контракты и другие документы, сопровождающие материальный поток. Технология блок-чейн позволит решить этот вопрос. Но при этом он также должен быть формализован на юридическом уровне.

Компания Zim, специализирующаяся на крупных перевозках, внедрила пилотный проект по оцифровке коносамента. Во время тестирования системы на основе блок-чейна, разработанной компанией Wave, Zim и пилотные участники выпустили, передали и приняли оригинальные электронные документы успешно прошедшие через децентрализованную сеть. Данная система включила с себя грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, экспедиторов, порты, таможенные органы, банки и страховые компании. Повышение эффективности всех процессов и снижение эксплуатационных затрат очевидно.

Встроенные в логистическую систему оцифрованные смарт-контракты автоматизируют коммерческую деятельность. Примером смарт-контрактов в логистической отрасли является оцифровка аккредитивов. В данном случае система позволяет осуществлять обмен информацией между экспортерами, импортерами и их соответствующими банками на безопасной платформе, основанной на блокчейне.

Как известно, методической основой построения интегрированной логистической системы является системный подход, который позволяет увидеть изучаемый объект (интегрированную логистическую систему) как комплекс взаимосвязанных подсистем (функционалов), объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Многообразие и разноплановость решаемых задач при единстве конечной цепи интегрированной логистической системы, рассредоточенность составляющих функционалов, разнообразие источников внешних воздействий и информационных поступлений сопровождающих материальные логистические потоки требуют использования таких методов исследования, проектирования и принятия решений, которые позволили бы дать комплексную оценку условиям, в которых существует данная система, и определить варианты ее рационального построения.

Система цепей должна удовлетворять определенным условиям: целостность и членимость, связность, которая определяет интегрированные качества системы, структурную упорядоченность, интегрированность, т.е. качества, присущие системе в целом:

• соподчиненность — цепи нижнего уровня должны быть подчинены целям более высокого уровня;

• сопоставимость — на каждом уровне системы должны располагаться подцели, соотносящиеся по масштабу и значимости [6].

Авторами разработан методический подход предполагающий последовательность построения интегрированных логистических систем информационного обеспечения на основе технологии блокчейн

Цель — разработка методического подхода использования технологии блокчейн при построении информационных систем интегрированной логистики.

На первом этапе осуществляется обобщение и изучение прогрессивного зарубежного и отечественного опыта применения технологии блокчейн в информационной логистике. Полученная информация помогает идентифицировать возможности новых операционных моделей с применением технологии блокчейн. Создается рабочая группа для подготовки исходной информации для исследованияразработки-текущего и стратегического плана работы.

Далее проводится диагностический анализ бизнес-процессов интегрированной логистической системы. При выявлении перспективных вариантов использования технологии блокчейн осуществляется изучение и детальная проработка каждой идеи в целях установления возможности применения данной технологии. На данном этапе необходимо получить ответы на следующие вопросы:

— Есть ли необходимость общего доступа к базе данных?

— Сколько сторон (звеньев) вовлечено в процесс?

— Имеют ли стороны, вовлеченные в процесс, проблемы с безопасностью передачи информации?

— Есть ли различия в правилах, которые управляют логистическими процессами разных участников?

374

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Есть ли необходимость последовательной и неизменной цепочки записей (данных)?

— Редко ли требуется изменение уже внесенной ранее информации?

Если на все эти вопросы даны положительные ответы, то технология блокчейн может быть применима, а во многих случаях необходима. Возможно переходить к следующему этапу — проектированию информационной системы.

На основании изученного зарубежного опыта и анализа существующей логистической системы проектируются различные новые варианты интегрированной логистической системы, с возможным расширением и включением в нее не только логистических процессов, но и финансовых, юридических, регулятивных.

Формируется список всех возможных участников новой интегрированной логистической системы. Это могут быть внутренние службы предприятия, аутсорсинговые компании, а также иные внешние партнеры, например, таможня, банки, страховые компании и другие. Разрабатывается техническое задание на создание информационной системы.

Затем на основании технического задания рассчитывается бюджет. Устанавливаются партнерские связи с потенциальными внешними участниками (поиск партнеров, переговоры о совместном бюджетировании проекта). Оформляются организационно-правовые формы взаимодействия всех участников проекта.

Далее на основании технического задания и бюджета создается пробный информационный продукт, который тестируется на малых объемах связей и информации.

После успешных тестов и внедрения на малых объемах информационный продукт масштабируется на всех участников интегрированной системы и полный информационный поток.

Затем осуществляется управление информационным продуктом (системой), а также возможное расширение и включение в систему все большего количества функционала, участников.

Практическая реализация предложенного методического подхода к построению интегрированных логистических систем с использованием технологии блокчейн прошла апробацию в условиях фирмы ООО SVX Logistics и отражена в ряде работ авторов [7-9].

Библиографический список

1. TADVISER: Государство. Бизнес. IT [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru (дата обращения: 09.04.2020).

2. Заколдаев Д.А., Ямщиков Р.В., Ямщикова Н.В. Технология блокчейн в России: достижения и проблемы // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). — 2018. — № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 09.04.2020).

3. Brulhart F., Fabbe-Costes N. Fonctionnement en réseau de partenaires: conditions de réussite [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/280955796_Fonctionnement_en_ reseau_de_ partenaires_conditions_de_reussite (дата обращения: 09.04.2020).

4. Khmelnitskaya Z., Ivich M., Bogdanova E. Evaluation of Logistics Operators' Operating Efficiency When Performing Knowledge-Intensive Types of Work // BT - 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SIC-

37

NI 2018) [Электронный ресурс]. URL: https://www.atlantis-press. com/proceedings/sicni-18/55911883 (дата обращения: 09.04.2020).

5. Что такое Блокчейн (Blockchain)? Технология распределенного реестра простыми словами [Электронный ресурс]. URL: https:// mining-cryptocurrency.ru (дата обращения: 11.04.2020).

6. Хмельницкая З.Б., Ткаченко И.Н., Никифорова Ю.В. Система ин-струментообеспечения предприятий в условиях конкурентных рынков. — Екатеринбург : УрГСХА, 2009.

7. Хмельницкая З.Б., Ивич М.Л. Баланс интересов партнеров в сфере аутсорсинга логистических услуг // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 11. — С. 785-788.

8. Богданова Е.С. Определение критериев передачи работ на аутсорсинг // Теоретические и концептуальные проблемы логистики и управление цепями поставок: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: РИО ПГАУ, 2019. — С. 66-68.

9. Khmelnitskaya Z., Bogdanova E., Ivich M. Building logistic information systems using the blockchain digital economy method [Электронный ресурс] // 1st International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). URL: https://www. atlantis-press.com/proceedings/iscde-19/125924630 (дата обращения: 11.04.2020).

References

1. TADVISER: Gosudarstvo. Biznes. IT [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.tadviser.ru (data obrashcheniya: 09.04.2020).

2. Zakoldaev D.A., Yamshchikov R. V., Yamshchikova N. V. Tekhnologi-ya blokchein v Rossii: dostizheniya i problemy // Vestnik Moskovsk-ogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal). — 2018. — № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (data obrashcheniya: 09.04.2020).

3. Brulhart F., Fabbe-Costes N. Fonctionnement en réseau de partenaires: conditions de réussite [Elektronnyi resurs]. URL: https://www. researchgate.net/publication/280955796_Fonctionnement_en_re-seau_de_ partenaires_conditions_de_reussite (data obrashcheniya: 09.04.2020).

4. Khmelnitskaya Z., Ivich M., Bogdanova E. Evaluation of Logistics Operators' Operating Efficiency When Performing KnowledgeIntensive Types of Work // BT - 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018) [Elektronnyi resurs]. URL: https://www. atlantis-press.com/proceedings/sicni-18/55911883 (data obrashcheniya: 09.04.2020).

5. Chto takoe Blokchein (Blockchain)? Tekhnologiya raspredelennogo reestra prostymi slovami [Elektronnyi resurs]. URL: https://min-ing-cryptocurrency.ru (data obrashcheniya: 11.04.2020).

6. Khmel'nitskaya Z. B., Tkachenko I. N., Nikiforova Yu. V. Sistema in-strumentoobespecheniya predpriyatii v usloviyakh konkurentnykh rynkov. - Ekaterinburg : UrGSKhA, 2009.

7. Khmel'nitskaya Z.B., Ivich M.L. Balans interesov partnerov v sfere autsorsinga logisticheskikh uslug // Ekonomika i predprinima-tel'stvo. - 2018. - № 11. - S. 785-788.

8. Bogdanova E.S. Opredelenie kriteriev peredachi rabot na autsors-ing // Teoreticheskie i kontseptual'nye problemy logistiki i upravlenie tsepyami postavok: sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii. - Penza: RIO PGAU, 2019. - S. 66-68.

9. Khmelnitskaya Z., Bogdanova E., Ivich M. Building logistic information systems using the blockchain digital economy method [Elektronnyi resurs] // 1st International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). URL: https://www. atlantis-press.com/proceedings/iscde-19/125924630 (data obrashcheniya: 11.04.2020).

378

Контактная информация / Contact informathion

Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) 620144, Свердловская область, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

Ural State University of Economics

62/45 8 Marta/Narodnoy Voli st, Ekateriburg, 620144, Russia.

Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)

620034, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66.

Ural State University of Railway Transport

66, Kolmogorova st., Ekateriburg, 620034, Russia.

Хмельницкая Зинаида Борисовна/ Zinaida B. Khmel'nitskaya

+7 902 259-70-76, zb44@mail.ru

Богданова Елена Сергеевна / Elena S. Bogdanova

+7 922 606-84-25, esbogdanova@rambler.ru

Ивич Мария Львовна / Mariia Ivich

+7 922 024-99-93, ivich-kinetika@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.