Бармина О.В., Бармин А.А. //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2012. - No47., -С.68-72.
7. Подход к оценке эффективности внедрения систем совместной работы с документами на основе показателей окупаемости инвестиций,Никулина Н.О., Бармина О.В., Бармин А.А. Подход к оценке эффективности внедрения систем совместной работы с документами основе показателей окупаемости инвестиций // Математические методы и информационные технологий в экономике, социологии и образовании: сборник статей ХХХ Международной научно-технической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. - 164 с., Приволжский дом знаний, - С.40
Манвелидзе А.Б. аспирант
Институт конструкторско-технологической информатики РАН
Россия, г.Москва ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Рассматривается вариант построения интегрированных информационных систем, реализующих концепцию «облачных» технологий и вычислений, особенность которой заключается в использовании сервисно-ориентированной архитектуры в качестве основы для построения системы управления информационными процессами, в том числе, в части координации рабочих компонент прикладной информационной системы. Освещается программная архитектура и особенности реализации концепции сервисных компонент.
Ключевые слова. Интегрированные информационные системы, «облачные» технологии, модульный компонентный подход, сервисно-ориентированная архитектура, сервисный компонент
«Облачные» вычисления представляют собой специализированную форму распределенных вычислений, в которой динамично масштабируемые информационные ресурсы предоставляются удаленно через Интернет. Потребители этих ресурсов, могут вовсе не знать об инфраструктуре, на базе которой осуществляется их поддержка, и не занимаются вопросами ее контроля, поскольку эту функцию выполняет компания, предоставляющая данное программно-аппаратное обеспечение. Пользователь получает, так называемую, «виртуальную среду», которая позволяет осуществлять решение его задач, и динамично расширяться в случае роста информационно-технологических потребностей пользователя [1, 3, 6, 10].
Для поставщика «облачных» вычислительных технологий преимущество заключаются, прежде всего, в экономии средств за счет сокращения масштабов и количества информационных систем, поскольку информационные ресурсы предоставляются конечному пользователю (потребителю) во временное пользование и по его требованию.
С точки зрения потребителя применение «облачных» технологий заключается в следующем: во-первых, возможность планомерного масштабирования вычислительной системы в соответствии с динамикой изменения бизнеса, и функциональными приоритетами, во-вторых, экономия средств, обусловленная тем, что затраты производятся только на те информационно-технологические ресурсы, которые в данный момент необходимы для решения задач потребителя.
При решении и программной реализации задач, в том числе -интеграции, рационально воспользоваться «облачными» вычислениями [13] с применением различного рода базовых сервисов, основные из которых перечислены ниже.
Infrastructure as a Service (IaaS) - («Инфраструктура как сервис») предоставление компьютерной инфраструктуры в форме виртуализации как услуги на основе концепции «облачных» вычислений.
Platform as a Service (PaaS) - («Платформа как сервис») предоставление интегрированной платформы для разработки, тестирования, развертывания и поддержки веб-приложений как услуги, построенной на основе концепции «облачных» вычислений.
Software as a service (SaaS) - («Программное обеспечение как услуга»), или Software on Demand (SoD) - («Программное обеспечение по требованию») - бизнес-модель реализации программного обеспечения при которой поставщик разрабатывает Web-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет. Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и программного обеспечения, работающего на нём.
Desktop as a Service (DaaS) - («Рабочее место как сервис») модель распространения и эксплуатации программного обеспечения, при которой клиенты получают полностью готовое к работе стандартизированное виртуальное рабочее место, причём каждый пользователь имеет возможность дополнительно настраивать программное обеспечение под конкретные бизнес-задачи. Таким образом, конечный пользователь получает доступ не к отдельной программе, а к необходимому ему для полноценной работы программному комплексу.
В современных, стремительно меняющихся технико-экономических условиях, индустрия информационных технологий претерпела существенные изменения. Монолитным или интегрированным информационным системам пришли на смену композитные распределенные системы, при этом все большую популярность приобретает разработка систем на основе сервисов [2, 5, 8].
«Облачная» сервисная архитектура успешно заняла свою нишу в организации корпоративных информационных систем, особенно в части
управления бизнес-процессами предприятий на основе интеграционных платформ. Несмотря на специфические особенности систем работающих со слабоструктурированными данными, идеи, лежащие в основе применения сервисов, также важны для них, как и для других информационных систем, работающих со структурированной информацией [8, 11].
Существенной проблемой при разработке крупных информационных систем является разнообразие методов и подходов, позволяющих осуществлять решения многочисленных технических и технологических задач. Несмотря на то, что эти методы позволяют справляться с различными задачами, их разнообразие приводит к возникновению проблемы несовместимости программных решений.
В свою очередь, проблема несовместимости программных решений имеет большое значение не только в рамках технических аспектов разработки информационных систем предприятия, но также при осуществлении взаимодействия с системами партнеров по бизнесу. К тому же возрастающая сложность самих информационных систем увеличивает разрыв между технологическими возможностями информационной системы и задачами, для решения которых она предназначена.
Следует отметить, что слабоструктурированные данные всё чаще встречаются в практике разработки распределённых информационных систем, поскольку с развитием всемирной сети Интернет для полнотекстовых документов и баз данных требуется обменный формат данных, в качестве которого все чаще выступает XML [7].
В связи с этим, слабоструктурированные данные становятся важным объектом для исследований по следующим основным причинам: повышение уровня взаимодействие конечных пользователей с распределённой информацией, находящейся в интрасети или сети Интернет; наличие канонического XML-формата для обмена информацией между базами данных различных типов; денормализация и представление структурированных данных в виде слабоструктурированных с целью повышения скорости доступа и эффективности навигации по ним [7, 11, 12].
Решение на основе «облачных» сервисов позволяет осуществить эффективную интеграцию информационно-технологических систем, тем самым благополучно разрешая проблемы и научно-практические задачи, присущие управлению инновациями и интеллектуальной собственностью.
При организации работы сотрудников предприятия с «облачными» сервисами в числе прочих мер стоит, помимо тестирования надёжности и их функциональных возможностей, оценивать качество приложений с точки зрения человеко-машинного взаимодействия. В течение последних лет понимание основных параметров качества программных продуктов сместилось из области функционального наполнения и отказоустойчивости приложений в область «пользовательских» характеристик (при этом функциональность и отказоустойчивость свою актуальность не потеряли).
Наибольший интерес теперь представляют удобство использования и пользовательская эффективность программного обеспечения, которые определяют отношение потребителя и позволяют адаптировать программные приложение к человеческим возможностям [4, 5, 9].
Следует отметить, что суть концепции «облаков» заключается в предоставлении конечным пользователям удаленного динамического доступа к вычислительным ресурсам и приложениям посредством Интернет [10]. В невиртуализованном центре обработки данных каждое приложение обычно исполняется на своем сервере, при этом загрузка серверов составляет не более 10-15%. Технологии «облачных» вычислений позволяют избегать привязки физических серверов к конкретным приложениям и отдельным пользователям. Работая в «облаке», пользователь выбирает те программные приложения, которые необходимы ему для работы. На сервере определяется количество и тип виртуальных машин, необходимых для выполнения поставленных задач. Далее приложения выполняются на виртуальных ресурсах необходимое время, а после их завершения виртуальная машина выключается или выделяется для работы над другими заданиями.
Сервисно-ориентированная архитектура (СОА) представляет собой способ построения информационных систем из набора элементов, называемых сервисами [8, 12]. Говоря о сервисно-ориентированной архитектуре необходимо заметить, что под сервисом понимается программное обеспечение, компоненты и объекты, однако в «облачных» вычислениях «сервис» - это услуга, готовая к применению. В отличие от услуг, компоненты организованные в виде сервисов являются автономными, имеют четко определенный интерфейс и зачастую поддерживают несколько различных технологий интеграции. В качестве сервиса в СОА может выступать как целое программное приложение, так и отдельные его функциональные модули. Сервисы могут реализовать как бизнес-логику, так и функции более низкого уровня, в том числе некоторые системные функции [8, 11, 12].
СОА требует наличие управляющих процессов, в которых сервисы определяются, изменяются, комбинируются, повторно используются и взаимодействуют с целью решения задач постоянно изменяющегося бизнеса. Эти управляющие процессы в СОА называются бизнес-процессами. В парадигме СОА бизнес-процесс управляет потоком сервисов. Бизнес-процесс управляет потоком событий, вызывает и координирует сервисы и создает контекст для их взаимодействия [12].
Исходя из изложенного, предпочтительным является применение СОА для создания промежуточного уровня абстракции в совокупности моделей «облачных» вычислений.
Такую модель «облачных» вычислений можно назвать «компоненты как услуга» ^aaS, Components as a Service). Вследствие этого, очевидно, что
СОА применима и в модели SaaS, поскольку приложения, построенные из сервисов, могут благополучно взаимодействовать с любыми другими сервисами в рамках парадигмы СОА [8, 12].
СОА позволяет представить программное обеспечение или его компоненты в виде сервисов со стандартными интерфейсами, которые могут быть многократно использованы в различных информационных задачах, а «облачные»» технологии позволяют предоставлять это программное обеспечение по требованию, в виде услуги. Слабая связанность сервисов в концепции СОА дает возможность потребителю самостоятельно выбрать необходимые программные компоненты, и соответственно не оплачивать дополнительные невостребованные функции.
Благодаря унифицированным интерфейсам сервисов в СОА, возможно осуществлять свободный доступ к ним через различные приложения, по различным каналам связи. Главное достоинство совместного использования «облачных» технологий и СОА - это возможность осуществления интеграции между «облачными» технологиями и традиционными информационными технологиями потребителей [8].
Разработчики и конечные пользователи, которые применяют «облачную» платформу, получают следующие преимущества.
• Гибкость. Партнеры и заказчики могут использовать преимущества средств разработки, автоматизированного управления службами и глобальной сети центров обработки данных, чтобы быстрее реагировать на потребности клиентов, концентрировать свои усилия на укреплении конкурентных преимуществ и выходить на новые рынки.
• Эффективность. «Облачная» платформа повышает продуктивность и рабочую эффективность за счет сокращения капитальных вложений. Заказчики и партнеры могут добиться сокращения операционных расходов на некоторые процессы на 30-40% за 3 года. Оплата на основе фактического потребления, пакеты и скидки для партнеров сокращают первоначальные расходы при внедрении «облачных» служб и обеспечивают предсказуемые расходы на информационные технологии.
• Концентрация на главном. Партнеры и заказчики могут сконцентрироваться на обслуживании клиентов и удовлетворении их потребностей вместо того, чтобы расходовать время и ресурсы на управление технологической инфраструктурой. Платформа позволяет партнерам и заказчикам тратить меньше времени на решение текущих проблем и уделять больше внимания укреплению конкурентных преимуществ.
• Простота. Партнеры и заказчики могут применять существующие навыки разработки на знакомых языках, таких как .NET, Java и PHP, для создания Web-приложений и служб, а также управления ими как в «облачных» центрах обработки данных, так и в локальных.
• Надежность. Партнеры и заказчики могут рассчитывать на обслуживание корпоративного класса, подкрепленное надежными соглашениями об уровне обслуживания и обширным опытом предоставления Web-служб.
Следует отметить, что достоинствам разработанных на сегодняшний день интегрированных программных решений на основе СОА следует отнести широкое применение технологий виртуализации, при этом, использование «облачной» модели снимает с предприятия все заботы по поддержке информационной инфраструктуры, поскольку эта задача ложится на вендора - поставщика «облачных» сервисов.
Использованные источники:
1. Батова М.М., Ковшов Е.Е., Смирнов О.С. Разработка информационных систем инновационного промышленного предприятия на основе унифицированного модульного подхода//Инновации,2011.-№5.-С.102-106.
2. Батова М.М., Ковшов Е.Е., Митропольский Н.Н. Комплексный подход в интеллектуальном анализе данных прикладной информационной системы // Вестник Университета // Развитие отраслевого и регионального управления, № 9 М.: ГУУ. 2011. - С. 86-89.
3. Борисенко Е.В., Ковшов Е.Е. Применение инструментальных средств обработки корпоративной информации на основе программно-аппаратных технологий //Вестник МГТУ «СТАНКИН». - М.: МГТУ «СТАНКИН», 2010. - №3 - С. 123-129.
4. Ковшов Е.Е., Мартынов П.Н., Хуэ Н.Н., Киен Ф.Ч. Автоматизация оценки эффективности взаимодействия конечного пользователя с обучающей информационной системой // Открытое образование. - М., 2010. - № 1. - С. 37-43.
5. Ковшов Е.Е., Смирнов О.С. Методы оценки и повышения надёжности информационных сред промышленного предприятия // Динамика сложных систем - XXI век.-М., 2012.-№2.- С. 112-116.
6. Ковшов Е.Е., Мартынов П.Н. Разработка информационной системы для управления инновациями на основе «облачных» программных технологий // Научно-методический журнал «Межотраслевая информационная служба».-М.: ФГУП «ВИМИ», 2012.-№ 4. - С. 37-42.
7. Ковшов Е.Е., Мутин Д.И. Управление гетерогенными данными в корпоративной информационной системе медицинского учреждения путем применения XML-технологий // Мехатроника, автоматизация, управление. 2008. №3. С. 51-54.
8. Костров И.А. Модели и инструментальные средства прикладной информационной системы на основе сервисно-ориентированной архитектуры: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Москва, 2013. — 28 с.
9. Мартынов П.Н., Ковшов Е.Е. Разработка средств автоматизации тестирования интерфейсов пользователя в человеко-машинных системах управления // Информационные технологии. - М., 2012. - №7. - С. 42 - 46.
10. Об облачных вычислениях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http : //www.parallels. com/ru/spp/understandingclouds/
11. Смирнов О.С. Конвергенция неоднородных информационных сред на основе кроссплатформенных программных компонент: Автореф. дис. канд. техн. наук. — Москва, 2013. — 23 с.
12. Reference Model for Service Oriented Architecture / Ken Laskey, Francis McCabe, Jeff Estefan, Mary McRae // OASIS Committee Specification - August 2006.
13. The NIST Definition of Cloud Computing / Peter Mell, Timothy Grance // Recommendations of the National Institute of Standards and Technology. Special Publication 800-145 - September 2011.
Мансурова Э. студент ФИТУ ГМУ - 301 ФГБОУВПО Башкирский ГАУ
Россия, г.Уфа
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В предоставленной статье рассматривается некоторое количество концепций последних десятилетий: концепция информационного общества, глобализации, теории политической коммуникации и прочее.
Среди теорий, описывающих текущее положение общественного развития наиболее необходимым следует назвать теорию связи и информационного общества.
В глобальном масштабе проходит конфигурации, которые связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. Как отметил М. Н. Грачев, "Современные методы автоматизации производства, где предмет труда иногда полностью обработаны технологические системы, действующих без непосредственного участия человека, а также проникновения информационных и коммуникационных технологий в сфере деятельности государства , образования и научных исследований , отмечает появление нового этапа социально-экономического развития человечества, которая была названа в информационном обществе ".
По словам В. Комаровского, "информационное общество - это шаг в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и познаний в жизни сообщества и возрастающей роли инфокоммуникаций, информационных товаров и услуг в валовом внутреннем продукта, творение глобального информационного пространства, обеспечение эффективного информационного взаимодействия людей и их доступа к глобальным информационным ресурсам и удовлетворения их социальных и собственных потребностей в информационных продуктах и услугах ".
С. Корконосенко, заявлял, что информационное общество - это " система, которая может снабдить многофункциональный контроль над