Научная статья на тему 'Построение характеристик двигателей постоянного тока по известным данным каталога'

Построение характеристик двигателей постоянного тока по известным данным каталога Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Китаев А.В., Глухова В.И.

В работе предложена и рассмотрена методика упрощенного анализа работы двигателей постоянного тока на основе известных данных каталога. Приведено обоснование схемы замещения двигателей постоянного тока, а также рассчитаны и построены все требуемые характеристики. Статья представляет интерес для специалистов, занимающихся проблемами разработки систем автоматизированного электропривода, и студентов электротехнических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building characteristics dc motors for known data directory

In the present paper the method of investigation of direct current engine based on catalogue data is considered. The solutions of the problems in substantiation of equivalent circuit, and in calculation and building of all known characteristics are suggested. This article can be interested both for specialists that worked in the fields of creation of the systems automatic electric drive and for the students at their work at home tasks and term papers.

Текст научной работы на тему «Построение характеристик двигателей постоянного тока по известным данным каталога»

УДК 621.31.2.013

О.В. Китаев, ВЛ. Глухова

ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО ИЗВЕСТНЫМ ДАННЫМ КАТАЛОГА

У робот/' запропоновано та розглянуто методику достдження двигутв постшного струму на основ/ в ¡дом их даних каталогу. Виршено заедания за обгрун туе анням схемы замщення, за розрахунком / побудовою вс\х в ¿дом их характеристик. Стаття представляв ¡нтерес для фах1вщв, що займаються проблемами побудови систем автоматизованого електроприводу, а також для студентов при 1х робот/ над виконанням курсових проект ¡в /' домашшх завдань.

Введение. При разработке схем автоматизированного электропривода приходится рассматривать ряд различных вариантов их построения. Чаще всего при этом элементная база (в том числе и нужные электрические двигатели (ДПТ)) отсутствует, и перед специалистами стоит задача поиска оптимального варианта лишь по данным каталога.

Задачей настоящей статьи является более упрощенный расчет ДПТ по известным номинальным параметрам.

Попытки решения этой задачи применительно к ДПТ известны и отражены, например, в работах [1,2]. Однако в них нет фронтального подхода, дело сводится к фрагментным примерам при их приближенном исследовании. При этом не поднимается вопрос по унификации анализа ДПТ с другими электрическими двигателями, например, асинхронными (АД), и не рассматриваются другие существенные проблемы.

Ниже рассматривается методика полномасштабного исследования ДПТ при условии, что известны номинальные значения: напряжения источника и н, мощности выхода Р1Н , числа оборотов ротора в минуту пн и к.п.д. Г}н . В задачу анализа входит:

- определение остальных показателей номинального режима;

- определение параметров схемы замещения;

- расчет и построение характеристик ДПТ.

В указанной последовательности и построим дальнейшее изложение, полагая, что речь идет о ДПТ с независимым и параллельным возбуждением.

Определение показателей номинального режима

Здесь речь идет о расчете номинальных значений потребляемой мощности от источника Р]Н, тока Iн , момента на валу Мн и потерь ДРИ по следующим соотношениям:

Лл=— > (0; 1Н =7Г~> (2); Мн =9550^-, (3); АРН = Р]Н-Р2Н. (4) V н ин пн

Определение параметров схемы замещения

Описание поведения электрической машины на основе математической модели в виде электрической схемы - известный прием в теории электрических машин. Например, на рис.1 приведена

для иллюстрации схема замещения АД, где сопротивление Я2 (1 - 5) / 5 рассматривается как электрический эквивалент механической мощности на валу.

К х'2

и

К-

1-5

Рис. 1 Схема замещения АД Схему замещения ДПТ параллельного возбуждения, согласно уравнения баланса напряжений

ин=1яЯя+Ея, (5)

где Iя , Яя, Ея - соответственно ток, сопротивление и э.д.с. якорной цепи,

изображают в виде электрической цепи (см. рис.2а) без эквивалента механической мощности на валу.

Кв

I

а)

ОВ

и

; 1в ь —

в)

| < и 1

Рис. 2 Схемы замещения ДПТ

Следовательно, в схемах замещения АД и ДПТ нарушен принцип системности и преемственности, обязательный к исполнению при построении положений любой теории. С целью устранения этого недостатка, уравнение (5) после несложных преобразований представим в виде:

(6)

где =

п0-п

— по форме записи повторяет формулу скольжения 5 в асинхронных машинах и

потому может быть названо формальным или фиктивным скольжением;

п0,п— соответственно число оборотов ротора при идеальном холостом ходе и избранном (текущем) режиме.

Следует подчеркнуть, что диапазон изменения 5ф тот же самый, что и для скольжения б у АД; т.е.

лежит в пределах от нуля (холостой ход) до 1 (режим пуска, где п - О).

На основании уравнения (6) строятся схемы замещения, приведенные на рис.26,в, где переменный 1-5

резистор Кя-— выполняет роль того же самого эквивалента механической мощности как и в АД.

Поперечная ветвь с сопротивлением Кн отражает работу цепи обмотки возбуждения.

Отсюда следует, что определение параметров схемы замещения сводится к расчету значений сопротивлений Кя и . С этой целью воспользуемся тем обстоятельством, что режим работы ДПТ с максимальным к.п.д. лежит вблизи номинального и характеризуется равенством постоянных и переменных потерь. Причем под первыми понимаются потери в обмотке возбуждения и добавочные

(механические, потери в стали и т.п.), а под вторыми потери в обмотке якоря. Это означает справедливость записи следующих соотношений:

Л = и" -

/

8 я '

_ 0,5ЛР„ _

_ г2 ' 1 ЯН ~ 1Н в •

0,25ДР„

где полагается, что потери возбуждения и добавочные между собой примерно одинаковы.

Характеристики ДПТ

Выполненная выше унификация схем замещения АД и ДПТ, открывает одновременно возможность унификации их характеристик. Поэтому в число характеристик ДПТ войдут:

-моментная характеристика или зависимость М ~ /(5Ф);

- механическая характеристика или зависимость п = /(М);

- скоростная характеристика или зависимость п = / (/ И)\

- семейство рабочих характеристик или зависимостей 5Ф, п, М, I, Р], Т] — /{Р2 )• Рассмотрим относящиеся к ним подробности.

Моментная характеристика

Для определения ее аналитического выражения используем прием, применяемый с той же целью в теории АД:

Ш МАХ Ф >

где <У0,(У — угловые скорости вращения якоря при холостом ходе и избранном режиме; Мшх - максимальный момент ДПТ; С/; - коэффициент; Ф - магнитный поток.

Перейдем к относительным значениям момента = М / ММАХ . Тогда аналитическое выражение моментной характеристики запишется в виде

(7)

рис.3,а.

Это уравнение прямой, выходящей из начала координат. Ее графическое изображение дано на

М 1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

/

/

/

/

/

п 1,0

0,8

0,6

0,4

0,2

\

\

\

\

\

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2

\

\

\

к

\

0 0,2 0,4 0,6 0,!

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) б) в)

Рис. 3 Моментная, механическая и скоростная характеристики ДПТ

Механическая характеристика

В случае АД усилий по определению ее аналитического выражения не предпринимают, а используют прием перестроения М = /(я) в п = /(М) . Он основывается на том, что для любого фиксированного момента М число оборотов п найдется но соотношению

л = «0(1-$).

Этот прием может быть использован и для ДГГГ, но линейный характер моментной характеристики определяет линейность и механической характеристики, которая подчиняется следующему аналитическому выражению:

" = "о-М--= «00-77-)•

с£смФ Мшх

или после перехода к относительным значениям момента и числа оборотов V = п / п0 получим

у = (8)

Графическое изображение механической характеристики дано на рис. 3,6.

Скоростная характеристика

Вновь воспользуемся уравнением баланса напряжений, которое перепишем в виде

с,Ф с,Ф 1Ж/

Переход к относительным значениям здесь даст следующее выражение

У=\~Р, (9)

где Р = Iя /1та , а ток короткого замыкания /яю находится делением напряжения сети питания £/ на сопротивление обмотки якоря Кя .

Отсюда, при сопоставлении (7), (8), (9) получаем =// = /?. Поэтому графическое изображение скоростной характеристики (рис. 3,в) совпадает с механической характеристикой.

Семейство рабочих характеристик

В принципе, возможна аналитическая запись входящих сюда зависимостей. Однако полученные в итоге соотношения будут иметь громоздкий вид и неудобны для расчета.

Более выгодно здесь также использовать прием перестроения, т.е. сначала найти аналитическую запись ,Р2,Ру,т~1 в функции, например, тока 1И (пусть условно они называются токовыми

характеристиками), а затем перестроить их в семейство рабочих характеристик

Аналитические соотношения для токовых характеристик в относительных значениях приведены в таблице I. Здесь следует пояснить, что диапазон токов, при которых экспериментальным или расчетным

путем определяются токовые характеристики, лежит в пределах от 0 до 1,51ЯН- Это приводит к

числовым значениям /? порядка 0,01, 0,001 и т.п., что при выполнении анализа создает неудобства. Для

их исключения явно целесообразно при расчете относительных значений тока взять за базовое значение

номинальный ток Iян Обозначим отношение Iя к /ян через Д,,.

Таблица 1

Таблица аналитических соотношений

Наименование Обозначение Аналитическое выражение в функции Рр

Формальное скольжение Зф = Яфн Рр

Относительное значение частоты вращения V У = 1 -зфиРр

Относительное значение момента /Лр /Лр = рр

Относительное значение тока, потребляемого от приемника Роь Роб=РВ+РР

Относительное значение мощности на валу Рг Рг = Рр(\-*фнРр)

Относительное значение мощности, потребляемой от источника Р, Р\ = Рв + Рд + уМр

Коэффициент полезного действия V ч-** Р\

Принятые обозначения Ров = , ; Рв = ,в ; Рв = рв = * ; рд = °>15ргн 1 ЯН 1 ЯН и 1 ян

Тогда прежнее относительное значение /? будет связано с рг соотношением ¡3 — /3,,Кгде Кр — коэффициент, определяемый в результате деления I ян на I якз или иначе

п

Кр= 1--- = = 5ф„.

Таблица 2

Результаты расчета токовых характеристик

Рр 0 0,25 0,5 0,75 1,0 1,25 1,5

Ьф 0 0,015 0,03 0,045 0,06 0,075 0,09

V 1 0,985 0,97 0,955 0,94 0,925 0,91

Мр 0 0,25 0,5 0,75 1,0 1,25 1,5

Роь 0,1 0,35 0,6 0,85 1,1 1,35 1,6

Р2 0 0,246 0,485 0,716 0,94 1,156 1,465

Р\ 0,24 0,486 0,725 0,956 1,18 1,396 1,6

V 0 0,5 0,67 0,75 0,8 0,83 0,85

Согласно вычислений, выполненных по каталожным данным, величина для ДПТ серии П лежит в достаточно узком диапазоне (от 0,04 до 0,08), что близко к значениям номинальных значений АД. Следовательно, при выполнении расчетов вполне можно задаваться средним значением

вФН =0,06.

Очевидно, что границы диапазона числовых значений Рг составят цифры 0 и 1,5. Это означает, что при дискретности 0,25 можно получить семь расчетных точек, которых достаточно для построения графических зависимостей, имеющих нелинейный вид, например, = /(Рг)-

Результаты расчета, выполненные при использовании соотношений табл. I сведены в табл. 2.

По ее данным построено семейство токовых характеристик (см. рис.4). Результаты их графического перестроения в семейство рабочих характеристик приведены на рис.5.

77

Рис. 4 Семейство токовых характеристик Рис. 5 Семейство рабочих характеристик

Выводы:

- предложена и рассмотрена методика полномасштабного исследования ДПТ при использовании лишь данных каталога;

- согласно принципам системности и преемственности, схема замещения ДПТ унифицирована со схемой замещения асинхронного двигателя;

- составлены простые аналитические соотношения для построения вспомогательного семейства токовых характеристик, которое затем может быть перестроено в семейство рабочих характеристик.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волынский Б.А., Зейн E.H., Шатерников В.Е. Электротехника. - М.: Энергоатомиздат, 1987.

- 528 с.

2. Пиотровский JI.M. Электрические машины. -JI.: Энергия, 1975. -504 с.

КИ'ГАЕВ Александр Васильевич - к.т.н., профессор кафедры энергетики и электротехники Херсонского национального технического университета.

Научные интересы:

- теоретические основы электротехники, электрические машины, электропривод.

ГЛУХОВА Валентина Ивановна - старший преподаватель кафедры энергетики и электротехники Херсонского национального технического университета.

Научные интересы:

- электротехнические системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.