Научная статья на тему 'Построение экономически эффективной системы целевых показателей развития исследовательской деятельности университета с учетом корреляционных зависимостей'

Построение экономически эффективной системы целевых показателей развития исследовательской деятельности университета с учетом корреляционных зависимостей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА УНИВЕРСИТЕТОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / МЕНЕДЖМЕНТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКОМЕТРИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY ECONOMICS / ECONOMIC SUSTAINABILITY OF A UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION MANAGEMENT / SCIENTOMETRICS / INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITIES / UNIVERSITY TARGET INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сандлер Д. Г., Гладырев Д. А.

Программы развития российских университетов содержат множество различных по своей природе плановых показатели. Особый акцент при этом ставится на развитии исследовательской составляющей. В условиях ограниченности финансовых ресурсов для развития остро встает вопрос экономически эффективной системы целеполагания. Для построения экономически эффективной системы целевых индикаторов необходимо соблюсти три условия: чтобы эти целевые индикаторы не противоречили друг другу, чтобы присутствовали индикаторы с положительным влиянием на экономические показатели, и чтобы учитывались индивидуальные особенности области наук и образования в которых действует вуз.Цель исследования. Данное исследование нацелено на изучение линейных корреляционных зависимостей между основными показателями, измеряющими публикационную активность университета, и прочими наукометрическими, социальными и структурными показателями его деятельности.Материалы и методы. Для проведения исследования использовались экономические, структурные и наукометрические данные по 49 крупнейшим университетам России за 4 года, выгруженные из мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и аналитического инструмента SciVal.Результаты. В рамках исследования было изучено, какие переменные связаны корреляционной зависимостью с взятыми наукометрическими переменными. В связи с большим количеством переменных, участвующих в первичном анализе, в таблице приведены лишь те переменные, которые коррелируют с рассматриваемыми переменными с коэффициентом корреляции более 0.3 по модулю.Заключение. Полученные результаты позволяют как разрешить противоречие одновременного роста количества и качества публикаций, так и выделить ряд связей наукометрических показателей с показателями экономики университета, интернационализации и качества приёма. Знание этих зависимостей является полезным для составления не содержащих внутренних противоречий программ развития университетов. Полученные выводы позволяют повысить эффективность построения системы целевых показателей университета в исследовательской сфере по трем направлениям: комплектование программы развития университета непротиворечащими целевыми показателями, включение индикаторов с положительным влиянием на экономические показатели, учет особенности области наук и образования в которых действует вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF AN ECONOMICALLY EFFECTIVE SYSTEM OF TARGET INDICATORS FOR THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY RESEARCH ACTIVITIES CONSIDERING CORRELATION DEPENDENCIES

The development programs of Russian universities contain many different target indicators. Many of these indicators are focused on the development of the research activities. In the context of limited financial resources for development, the question of an effective system of target indicators is very important. To construct such a system of target indicators, three conditions must be met: 1) these target indicators do not contradict each other; 2) there are indicators with a positive effect on economic indicators; 3) subject areas are taken into account.The aim of the research. This study is aimed to study linear correlation dependencies between the main indicators measuring the university’s publication activity and other scientometric, social and structural indicators.Materials and methods. The study used economic, structural and scientometric data for 49 largest universities in Russia over 4 years, downloaded from monitoring the performance of educational institutions of higher education and the SciVal analytical tool.Results. As part of the research, it was studied which variables are correlated with the taken scientometric variables. Due to the large number of variables involved in the primary analysis, the table contains only those variables that correlate with the variables under consideration with a correlation coefficient of more than 0.3 modulus.Conclusion. The results obtained allow both to resolve the contradiction of the simultaneous increase in the number and quality of publications, and to highlight a number of links between scientometric indicators and indicators of university economics, internationalization and quality of admission. Knowledge of these dependencies is useful for compiling university development programs that do not contain internal contradictions. The conclusions obtained make it possible to increase the efficiency of construction a system of university target indicators in the research field in three areas: compiling the university development program with consistent target indicators, the inclusion of indicators with a positive impact on economic indicators, taking into account the peculiarities of the field of science and education in which the university operates.

Текст научной работы на тему «Построение экономически эффективной системы целевых показателей развития исследовательской деятельности университета с учетом корреляционных зависимостей»

УДК 332.1

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2020-4-71-84

Д.Г. Сандпер, Д.А. Гладырев

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Построение экономически эффективной системы целевых показателей развития исследовательской деятельности университета с учетом корреляционных зависимостей

Программы развития российских университетов содержат множество различных по своей природе плановых показатели. Особый акцент при этом ставится на развитии исследовательской составляющей. В условиях ограниченности финансовых ресурсов для развития остро встает вопрос экономически эффективной системы целеполагания. Для построения экономически эффективной системы целевых индикаторов необходимо соблюсти три условия: чтобы эти целевые индикаторы не противоречили друг другу, чтобы присутствовали индикаторы с положительным влиянием на экономические показатели, и чтобы учитывались индивидуальные особенности области наук и образования в которых действует вуз.

Цель исследования. Данное исследование нацелено на изучение линейных корреляционных зависимостей между основными показателями, измеряющими публикационную активность университета, и прочими наукометрическими, социальными и структурными показателями его деятельности. Материалы и методы. Для проведения исследования использовались экономические, структурные и наукометрические данные по 49 крупнейшим университетам России за 4 года, выгруженные из мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и аналитического инструмента SciVal.

Результаты. В рамках исследования было изучено, какие переменные связаны корреляционной зависимостью с взятыми

наукометрическими переменными. В связи с большим количеством переменных, участвующих в первичном анализе, в таблице приведены лишь те переменные, которые коррелируют с рассматриваемыми переменными с коэффициентом корреляции более 0.3 по модулю.

Заключение. Полученные результаты позволяют как разрешить противоречие одновременного роста количества и качества публикаций, так и выделить ряд связей наукометрических показателей с показателями экономики университета, интернационализации и качества приёма. Знание этих зависимостей является полезным для составления не содержащих внутренних противоречий программ развития университетов. Полученные выводы позволяют повысить эффективность построения системы целевых показателей университета в исследовательской сфере по трем направлениям: комплектование программы развития университета непротиворечащими целевыми показателями, включение индикаторов с положительным влиянием на экономические показатели, учет особенности области наук и образования в которых действует вуз.

Ключевые слова: экономика университетов, экономическая устойчивость университета, менеджмент высшего образования, наукометрия, интернационализация университетов, целевые показатели университетов.

Daniil G. Sandler, Dmitry A. Gladyrev

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

Construction of an Economically Effective System of Target Indicators for the Development of University Research Activities Considering Correlation Dependencies

The development programs of Russian universities contain many different target indicators. Many of these indicators are focused on the development of the research activities. In the context of limited financial resources for development, the question of an effective system of target indicators is very important. To construct such a system of target indicators, three conditions must be met: 1) these target indicators do not contradict each other; 2) there are indicators with a positive effect on economic indicators; 3) subject areas are taken into account.

The aim of the research. This study is aimed to study linear correlation dependencies between the main indicators measuring the university's publication activity and other scientometric, social and structural indicators.

Materials and methods. The study used economic, structural and scientometric data for 49 largest universities in Russia

over 4 years, downloaded from monitoring the performance of educational institutions of higher education and the SciVal analytical tool.

Results. As part of the research, it was studied which variables are correlated with the taken scientometric variables. Due to the large number of variables involved in the primary analysis, the table contains only those variables that correlate with the variables under consideration with a correlation coefficient of more than 0.3 modulus.

Conclusion. The results obtained allow both to resolve the contradiction of the simultaneous increase in the number and quality ofpublications, and to highlight a number of links between scientometric indicators and indicators of university economics, internationalization and quality of admission. Knowledge of these dependencies is useful for compiling university development

programs that do not contain internal contradictions. The conclusions obtained make it possible to increase the efficiency of construction a system of university target indicators in the research field in three areas: compiling the university development program with consistent target indicators, the inclusion of indicators with a positive impact on economic indicators, taking into account

the peculiarities of the field of science and education in which the university operates.

Keywords: university economics, economic sustainability of a university, higher education management, scientometrics, internationalization of universities, university target indicators.

Введение

Правительство РФ реализовало в 21 веке несколько инициатив, направленных на развитие системы высшего образования: создание и развитие федеральных университетов, программы научно-исследовательских университетов, программа повышения международной конкурентоспособности «5-100», вузы как центры создания инноваций, программы опорных вузов.

Как правило, в этих программах закладывается одновременный однонаправленный и постоянный рост большинства целевых показателей (различных по природе): результативности научной деятельности, кадрового потенциала и экономической устойчивости [1]. Значительное место в перечне целевых показателей занимают наукометрические и экономические переменные [2]. Зачастую, именно исследовательская составляющая доминирует в перечне показателей. В то же время, допущение о возможности одновременного роста всех этих показателей не является очевидным и требует дополнительного подтверждения. Данные сомнения, основываются на противоречиях между количественными и качественными характеристиками и наличием серьёзного временного лага в связях.

Важнейшим обстоятельством является ограниченность ресурсов, выделяемых со стороны государства, сопровождающееся амбициозными целями для университетов в рамках мероприятий национальных проектов «Образование» [3] и

«Наука», федерального проекта «Кадры для Цифровой экономики» [4]. Это повышает актуальность выработки подхода к построению экономически эффективной системы целевых показателей стратегического развития университета. В рамках предлагаемого подхода это возможно делать по трем направлениям: комплектование программы развития университета непротиворечащими друг другу целевыми индикаторами, включение индикаторов с положительным влиянием на экономические показатели, учет особенности области наук и образования в которых действует вуз.

C 2020 года начнет реализо-вываться новый этап развития и стартуют новые программы развития вузов, в рамках национальных проектов, в которых особое внимание вновь уделяется развитию именно исследовательского направления, что делает особенно актуальным исследование характера взаимосвязи между вышеназванными характеристиками университетов. Данное исследование фокусируется на связах основных показателей публикационной активности университета с его остальными показателями и может помочь при разработке данных программ университетского развития.

Большинство работ, изучающих наукометрические показатели университетов, написано иностранными авторами на данных иностранных вузов. В то же время необходимо понимать, что результаты этих работ нужно с большой осторожностью проецировать на деятельность российских уни-

верситетов. Причиной этого являются исторические, культурные, структурные различия, а также различия в структуре и пропорциях источников финансирования.

Одним из важных вопросов существующих исследований является баланс между количественными и качественными показателями публикационной активности университетов. Существующие зарубежные исследования демонстрируют, что эти показатели не противоречат друг другу, а обычно развиваются сообща [5,6,7]

Многие зарубежные работы посвящены взаимосвязи развития исследовательской работы в университете и его экономических показателей. Чаще всего они сосредотачиваются либо на рассмотрении конкретных кейсов [8], либо фокусируются на мощности академического ядра и предметного поля исследований [9]. Позитивная взаимосвязь между числом публикаций университета и его предпринимательской активностью была подтверждена и в ряде других исследований [10,11,12]. Это можно объяснить тем, что и число патентов, и объём НИОКР, и написание научных статей отражают одну и ту же переменную, которую можно назвать как «исследовательские усилия и компетенции» [13].

Другим выделяемым факторов успешности предпринимательской деятельности университета является коллаборация исследователей [14]. При этом, ряд других исследований отмечают, что влияние коллабора-ции на экономические показатели сложно и неоднозначно [15,16]

Корреляционный анализ зависимостей целевых показателей развития исследовательской деятельности университета

Для проведения исследования использовались экономические, структурные и наукометрические данные по 49 крупнейшим университетам России за 4 года (2015 - 2018).

В число вошедших в выборку университетов (см. Таблицу 1) вошли все участники проекта 5-100, все федеральные университеты (кроме Крымского), все НИУ (кроме СПб АУ РАН), а также оставшиеся университеты России, входящие в международные рейтинги QS или THE.

Основной массив данных был выгружен из мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [17]: всего 63 переменные, разделённые на 7 категорий: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство выпускников и кадровый состав.

Дополнительно 5 наукометрических переменных были выгружены из аналитического инструмента SciVal:

• доля публикаций Scopus с международной коллаборацией,

• доля публикаций Scopus с внутринациональной коллабо-рацией,

• доля публикаций Scopus в предметной области Arts & Humanities,

• доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy,

• доля публикаций Scopus в предметных областях Economics, Econometrics and Finance и Business, Management and Accounting

Хотя мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования осущест-

Таблица 1

Список университетов, входящих в выборку

Университет 5-100 « О) © НИУ

1 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта + +

2 Белгородский государственный национальный исследовательский университет +

3 Воронежский государственный университет

4 Высшая школа экономики + +

5 Дальневосточный федеральный университет + +

6 Иркутский национальный исследовательский технический университет +

7 Казанский (Приволжский) федеральный университет + +

8 Казанский национальный исследовательский технический университет +

9 Казанский национальный исследовательский технологический университет +

10 Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва +

11 Московский авиационный институт +

12 Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)

13 Московский государственный строительный университет +

14 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана +

15 Московский государственный университет

16 Московский физико-технический институт + +

17 Московский энергетический институт +

18 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» + +

19 Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» +

20 Национальный исследовательский университет ИТМО + +

21 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» + +

22 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского + +

23 Новосибирский государственный технический университет

24 Новосибирский государственный университет + +

25 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова +

26 Пермский государственный университет +

27 Пермский национальный исследовательский политехнический университет +

28 Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина +

29 Российская академия народного хозяйства и государственной службы

30 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова +

31 Российский университет дружбы народов +

32 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

33 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва + +

34 Санкт-Петербургский горный университет +

35 Санкт-Петербургский государственный университет

36 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» +

37 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого + +

38 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского +

39 Северный (Арктический) федеральный университет +

40 Северо-Восточный федеральный университет +

41 Северо-Кавказский федеральный университет +

42 Сибирский федеральный университет + +

43 Томский государственный университет + +

44 Томский политехнический университет + +

45 Тюменский государственный университет +

46 Уральский федеральный университет + +

47 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

48 Южно-Уральский государственный университет + +

49 Южный федеральный университет +

вляется с 2013 года, первые два издания содержали отличающийся список показателей, поэтому использовать его для анализа затруднительно и на текущий момент анализ ограничен четырьмя годами (с 2015 по 2018 год).

Для определения взаимосвязи взятых наукометрических переменных и прочих переменных, характеризующих университеты, используется корреляционный анализ. Расчёт парных линейных коэффициентов корреляции позволяет получить базовое понимание о том, какие переменные связаны с рассматриваемыми наукометрическими показателями наиболее сильной линейной связью, а также рассмотреть линейную зависимость наукометрических переменных друг с другом.

Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией

Корреляционный анализ демонстрирует, что международная коллаборация в значительной мере свойственна университетам, публикующим исследования по физике. В то же время в университетах, где высоко количество публикаций по экономике и менеджменту, статей с иностранными соавторами меньше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более высокий уровень международной коллабора-ции имеет заметную положительную связь со средним и минимальным баллом ЕГЭ, а также долей магистрантов и аспирантов. Корреляционная связь не свидетельствует о причинно-следственной связи, и в данном случае, вероятно, корреляция обусловлена тем фактом, что высокий уровень научных исследований обычно привлекателен одновременно как для способных студентов, желающих продолжить занятия научной деятельностью в университете, так и для иностранных соавторов. Однако,

Таблица 2

Переменные, коррелирующие с долей публикаций Scopus с международной коллаборацией (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Наукометрические переменные (SciVal)

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy 0.5162

Доля публикаций Scopus в предметной области Arts & Humanities -0.3689

Образовательная деятельность

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами 0.3788

Усредненный по реализуемым направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета 0.3698

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры 0.3857

Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 0.4642

Численность аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров образовательной организации в расчете на 100 студентов (приведенного контингента) 0.3054

Научно-исследовательская деятельность

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР 0.4549

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР 0.4508

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР 0.5758

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР 0.5504

Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР) 0.3199

Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР 0.4087

Международная деятельность

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР 0.3858

Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих (работавших) в образовательной организации не менее 1 семестра 0.3896

Финансово-экономическая деятельность

Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) 0.3369

Кадровый состав

Удельный вес НПР имеющих ученую степень доктора наук, в общей численности НПР 0.3435

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС -0.3724

Переменные, коррелирующие с долей публикаций Scopus с внутринациональной коллаборацией (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Образовательная деятельность

Удельный вес численности студентов, принятых по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения 0.3547

Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, и магистратуры по областям знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Образование и педагогические науки», с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний 0.3384

Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения -0.3208

Переменные, коррелирующие с долей публикаций Scopus в предметной области Arts & Humanities (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Образовательная деятельность

Удельный вес численности студентов, принятых по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам бакалавриата и специалитета на очную форму обучения -0.3129

Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций в общей численности обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки 0.4072

Удельный вес численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, и магистратуры по областям знаний «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Здравоохранение и медицинские науки», «Образование и педагогические науки», с которыми заключены договоры о целевом обучении, в общей численности студентов, обучающихся по указанным областям знаний -0.3567

Научно-исследовательская деятельность

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации -0.4367

Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР -0.3835

Международная деятельность

Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения 0.3282

Инфраструктура

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента) -0.3246

здесь и далее, такого типа выводы важны для объективно -го подхода к планированию и формирования непротиворечивой целевой модели деятельности университета. Аналогичным образом можно объяснить корреляцию рассматриваемой переменной с количеством цитирований на 100 НПР, общим числом публикаций на 100 НПР, общим объёмом НИОКР, количеством грантов, доходами образовательной организации на численность студентов и долей докторов наук в численности НПР.

Данное объяснение подходит и для объяснения положительной связи с долей иностранцев в численности НПР, однако тут возможна и некосвенная связь, так как приглашённые иностранные исследователи, очевидно, в большей мере склонны к сотрудничеству с иностранными соавторами — и из-за знания языка, и из-за безусловного наличия иностранных контактов. Данные выводы хорошо согласуются с целевой моделью университета мирового класса Дж. Салми [18].

С долей штатных работников уровень международной коллаборации связан небольшой отрицательной связью, что может объясняться как тем, что университеты с более высоким уровнем научных исследований имеет меньшую долю штатных сотрудников, так и тем, что внештатные сотрудники могут быть трудоустроены в иностранном университете и способствовать росту международных контактов.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 2.

Доля публикаций Scopus с внутринациональной коллабо-рацией

Небольшая положительная корреляция доли соавторов из других российских организаций с показателями целевого приёма студентов может быть объяснена тем, что целевой приём обычно вызван тесными свя-

зями университета с предприятиями, а предприятия могут выступать в роли аффилиации соавторов сами по себе, либо

Таблица 3

Таблица 4

быть связующим звеном с другими российскими организациями. Небольшая отрицательная корреляция с долей студентов,

Переменные, коррелирующие с долей публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Наукометрические переменные (SciVal)

Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией 0.5162

Образовательная деятельность

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и 0.3329

магистратуры

Удельный вес численности обучающихся (приведенного

контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 0.3242

Научно-исследовательская деятельность

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР 0.4548

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР 0.4525

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР 0.5259

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР 0.5585

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации 0.6314

Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР 0.4019

Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР 0.3779

Международная деятельность

Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) 0.3491

Финансово-экономическая деятельность

Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации -0.3726

Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате 0.3087

по экономике региона

Инфраструктура

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента) 0.3662

Кадровый состав

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС -0.3334

ездящих по обмену, вероятно, связана с тем, что университеты с развитыми программами обмена в меньшей мере заинтересованы в внутринациональной коллаборации.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 3.

Доля публикаций Scopus в предметной области Arts & Humanities

Довольно ожидаемо, что доля публикаций университета по гуманитарным науками и искусству отрицательно коррелирует с показателями целевого приёма, так как он не свойственен специальностям данной предметной области. То же самое можно сказать и про отрицательную корреляцию с доходами от НИОКР. Довольно высокий коэффициент корреляции с долей магистрантов и аспирантов, пришедших из других университетов, свидетельствует о том, что подобная мобильность после окончания бакалавриата и магистратуры в большей мере свойственна гуманитарным наукам. Также им в большей мере свойственна и академическая мобильность во время обучения, так как мы видим небольшую положительную корреляцию с долей студентов, ездящих по обмену. Довольно ожидаема небольшая отрицательная корреляция с количеством персональных компьютеров, так как они более интенсивно используются при обучении техническим специальностям.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 4.

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy

Как видно, доля публикаций по физике достаточно высоко коррелирует с уровнем международной коллаборации университета. Во многом это может объясняться тем, что исторически российские фи-

зики и астрономы раньше других направлений встроились в международное академическое сообщество. Также есть небольшая корреляция с долей магистрантов и аспирантов. Присутствует довольно заметная корреляция с уровнем ци-тируемости; возможным объяснением является то, что в России публикации физиков цитируются чаще, чем публи-

Таблица 5

кации в других предметных областях. Положительная корреляция с количеством публикаций также может свидетельствовать о том, что физики и публикуются чаще, чем прочие исследователи. Очень высокая корреляция с долей доходов от НИОКР позволяет в значительной мере связать НИОКР в России с деятельностью исследователей-физиков. Также

Таблица 6.

Переменные, коррелирующие с долей публикаций Scopus в предметной области Economics, Econometrics and Finance и Business, Management and Accounting (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Наукометрические переменные (SciVal)

Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией | -0.3689

Образовательная деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный вес численности студентов, имеющих диплом бакалавра, специалиста или магистра других организаций, принятых на первый курс на обучение по программам магистратуры образовательной организации, в общей численности студентов, принятых на первый курс по программам магистратуры на очную форму обучения 0.3991

Удельный вес численности обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки, имеющих диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра других организаций в общей численности обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки 0.3511

Научно-исследовательская деятельность

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, в расчете на 100 НПР 0.6443

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации -0.4049

Финансово-экономическая деятельность

Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР 0.3097

Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности) образовательной организации 0.3076

Инфраструктура

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента (приведенного контингента) -0.3297

Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента) -0.3993

физики, вероятно, чаще получают гранты — об этом говорит положительная корреляция изучаемого показателя с количеством грантов.

При этом, университеты с большой долей публикаций по физике получают и больше бюджетных денег; об этом свидетельствует отрицательная корреляция с долей внебюджетных средств. Также можно отметить небольшую положительную корреляцию с отношением средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона и количеством персональных компьютеров.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 5.

5. Доля публикаций Scopus в предметных областях Economics, Econometrics and Finance и Business, Management and Accounting

Отрицательная корреляция с долей публикаций с иностранными соавторами может свидетельствовать о том, что экономисты и менеджеры в меньшей мере склонны публиковаться с иностранными коллегами. При этом любопытная очень высокая корреляция с публикационной активностью в РИНЦ — по всей видимости, экономисты и менеджеры в значительно большей мере склонны публиковаться там, чем их коллеги.

Также ожидаемо обнаружена корреляция с долей магистрантов и аспирантов, пришедших из других образовательных учреждений — такая мобильность во многом свойственна именно экономистам и менеджерам. А с долей доходов от НИОКР рассматриваемая переменная связана отрицательно; вероятно, экономисты и менеджеры менее склонны к участию в таких работах.

Вероятно, за счёт контракт-

ного набора, доля публикаций университета по экономике и менеджменту связана положительно с долей внебюджетных средств университета. А вот с количеством компьютеров и печатных изданий связь отрицательная.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 6.

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР

Наиболее любопытна высокая корреляция количества цитирований на 100 НПР с количеством публикаций на 100 НПР: это наглядно показыва-

ет о том, что количественные наукометрические характеристики связаны очень сильной линейной связью с качественными. Это подтверждается и результатами проекта «5-100» в котором вузы кратно улучшили и количественные и качественные показатели публикационной активности. Другими словами, выбор между количеством и качеством статей для университета не является простым, он вынужден и может достигать обоих задач.

Заметная связь числа цитирований с долей публикаций по физике свидетельствует о том, что в России именно физики отличаются наиболее высоким числом цитирований.

Любопытна и корреляция числа цитирований с сред-

ним баллом ЕГЭ: вероятно, она связана с тем, что замет-ность университета в научной среде влияет на выбор наиболее талантливых абитуриентов. Также в организациях, отличающихся высокой цитируемостью, выше доля иностранных сотрудников, магистрантов, аспирантов и иностранных студентов. Также в таких организациях в среднем более высокие доходы (в частности, доходы от НИОКР) и более высокое количество полученных грантов.

Необходимо также отметить отрицательный коэффициент корреляции с долей штатных работников: это говорит о том, что в университетах с высокой цитируемостью доля штатных работников обычно ниже.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 7.

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР

Упомянутая в предыдущем пункте крайне высокая корреляция между число публикаций и их цитируемостью приводит к тому, что оба показателя очень похожим образом коррелируют со всеми прочими показателями.

В частности, число публикаций в Scopus сильно коррелирует с долей публикаций по физике. Это позволяет сделать вывод, что физики в России отличаются как высоким числом публикаций, так и высоким качеством публикаций.

Как и в случае с уровнем цитируемости, количество публикаций заметно коррелирует со средним баллом ЕГЭ, числом иностранных сотрудников, магистрантов, аспирантов, иностранных студентов, иностранных аспирантов, доходами организации, доходами от НИОКР и долей штатных сотрудников.

Необходимо отдельно выделить, что число публикаций

Таблица 7.

Переменные, коррелирующие с количеством цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР (более 0.3 по модулю)

Переменная Коэффициент корреляции

Наукометрические переменные (SciVal)

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy 0.4525

Образовательная деятельность

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ 0.3773

Средний балл ЕГЭ студентов университета, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках квоты целевого приема 0.3886

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами 0.4679

Усредненный по реализуемым направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета 0.4680

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры 0.3512

Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 0.4209

Научно-исследовательская деятельность

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР 0.8000

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР 0.8055

Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР 0.3166

Количество полученных грантов за отчетный год в расчете на 100 НПР 0.3063

Международная деятельность

Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения 0.5862

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР 0.4976

Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих (работавших) в образовательной организации не менее 1 семестра 0.4125

Финансово-экономическая деятельность

Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) 0.3940

Кадровый состав

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС -0.5511

Таблица 8.

Переменные, коррелирующие с числом публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР

Переменная Коэффициент корреляции

Наукометрические переменные (SciVal)

Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией 0.5504

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy 0.5585

Образовательная деятельность

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ 0.3787

Средний балл ЕГЭ студентов университета, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением лиц, поступивших с учетом особых прав и в рамках 0.3734

квоты целевого приема

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридически- 0.4610

ми лицами

Усредненный по реализуемым направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета 0.5099

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бака- 0.5033

лавриата, специалитета и магистратуры

Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подго-

товки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования 0.5546

Научно-исследовательская деятельность

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР 0.8057

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР 0.8055

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (далее — РИНЦ) в расчете на 100 НПР 0.5571

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР 0.9675

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации 0.4207

Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР 0.3925

Доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР 0.4411

Международная деятельность

Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) 0.4110

Удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) 0.4579

Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) 0.5205

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР 0.6257

Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих (работавших) в образовательной организации не менее 1 семестра 0.4868

Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров образовательной организации в общей численности аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров 0.5067

Финансово-экономическая деятельность

Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона 0.5285

Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на численность студентов (приведенный контингент) 0.3903

Инфраструктура

Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного студента (приведенного контингента) 0.3320

Трудоустройство выпускников

Удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования 0.3208

Кадровый состав

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС -0.5443

Таблица 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шиболее высокие положительные коэффициенты корреляции (более 0.5)

^укометрический показатель Показатель, связанный сильной положительной связью с рассматриваемым наукометрическим показателем Категория Коэфф. корр.

Доля публикаций Scopus с международной коллабо-рацией Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy 8еГУа1 0.51б2

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР Наука 0.5758

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Наука 0.5504

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией 8еГУа1 0.51б2

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР Наука 0.5259

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Наука 0.5585

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации Наука 0.бЗ14

Доля публикаций Scopus в предметной области Economics, Econometrics and Finance и Business, Management and Accounting Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования РИНЦ, в расчете на 100 НПР Наука 0.6443

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 HOT Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР Наука 0.8000

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Наука 0.8055

Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения Ин 0.5862

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 HOT Доля публикаций Scopus с международной коллаборацией 8еГУа1 0.5504

Доля публикаций Scopus в предметной области Physics & Astronomy 8еГУа1 0.5585

Усредненный по реализуемым направлениям (специальностям) минимальный балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме на программы бакалавриата и специалитета Обр 0.5099

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры Обр 0.5033

Удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента), по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования Обр 0.5546

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР Наука 0.8057

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР Наука 0.8055

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в Российском индексе научного цитирования (далее — РИНЦ) в расчете на 100 НПР Наука 0.5571

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР Наука 0.9675

Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) Ин 0.5205

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР Ин 0.6257

Удельный вес численности иностранных граждан (кроме стран СНГ) из числа аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров образовательной организации в общей численности аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров Ин 0.5067

Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из всех источников) к средней заработной плате по экономике региона Эк 0.5285

Таблица 10

Наиболее высокие отрицательные коэффициенты корреляции (менее -0.5)

Наукометрический показатель Показатель, связанный сильной отрицательной связью с рассматриваемым наукометрическим показателем Категория Коэфф. корр.

Количество цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus в расчете на 100 НПР Доля штатных работников ППС в общей численности ППС Кадр -0.5511

Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НПР Доля штатных работников ППС в общей численности ППС Кадр -0.5443

в Scopus на 100 НПР связано с числом публикаций в Web of Science на 100 НПР практически идеальной линейной связью (коэффициент корреляции = 0,9675). Хотя для отдельных предметных областей, вероятно, эти показатели могут отличаться более существенно, данный результат показывает, что данные переменные являются взаимозаменяемыми в качестве меры измерения динамики количества публикаций в международных базах данных.

Все коэффициенты корреляции более 0.3 по модулю перечислены в Таблице 8.

Для повторного выделения наиболее сильных положительных зависимостей составлена Таблица 9, в которой приведены переменные, имеющие высокую (более 0.5) положительную корреляцию с рассматриваемыми наукометрическими показателями. Согласно этим результатам, одновременный рост перечисленных пар показателей является естественным, соответственно его наиболее уместно планировать в стратегиях развития университетов.

В Таблице 10 выделены наиболее сильные отрицательные зависимости, выраженные переменными, которые имеют отрицательную корреляцию (менее — 0,5).

Эти пары переменных развиваются преимущественно в противоположных направлениях, соответственно закладывать в плановых показателях их одновременный рост неуместно; скорее, следует учитывать, что рост количества и качества публикаций практически зачастую сопровождается наймом внештатных сотрудников. Хотя корреляционная зависимость не свидетельствует о причинно-следственной связи, можно предположить, что открытая кадровая политика, сопровождающаяся наймом внештатных сотрудников, оказывает позитивное влияние на публикационные показатели.

Как видно из Таблицы 11, показатель доли штатных сотрудников довольно сильно варьируется среди различных университетов России.

Если рассмотреть измене -ние со временем доли штатных работников и числа публикаций на 100 НПР для университетов, где эти показатели варьировались выше среднего по выборке, то окажется, что в 9 университетах из 13 эти переменные были связаны отрицательной зависимостью. Если же взять число цитирований на 100 НПР, то зависимость будет отрицательной для 9 из 15 университетов.

Заключение

Результаты исследования динамики показателей 49 российских университетов позволили выявить ряд показателей, изменяющихся совместно друг с другом. Данные результаты не говорят о причинно-следственной связи и не дают возможности увидеть полную многофакторную картину (для чего необходимо использование регрессионного анализа), но позволяют выделить закономерности в параллельном изменении различных показателей. Совокупность полученных выводов позволяет повысить эффективность построения системы целевых показателей университета в исследовательской сфере по трем направлениям: комплектование программы развития университета непротивореча-щими целевыми показателями, включение индикаторов с положительным влиянием на экономические показатели, учет особенности области наук и образования в которых действует вуз.

В частности, было продемонстрировано, что для российских университетов число публикаций, число цитирований и доля статей с международным участием традиционно растут параллельно, что говорит об отсутствии противоречия одновременного роста количественных и качественных наукометрических показателей для российских университетов. Соответственно, планировать подобный рост в целевых показателях стратеги-

Таблица 11

Распределение доли штатных сотрудников (2018 год)

Среднее Медиана Минимум Максимум Среднеквадратическое отклонение

78,05 81,7 19,52 (НГУ) 94,69 (ИРНИТУ) 14,71

ческого развития университетов вполне уместно. Данный тезис важен для внутриуни-верситетских дискуссий и при внешней оценке достоверности программ. Доля статей по физике хорошо связана со всеми этими показателями, что приводит к выводу: рост наукометрических показателей наиболее хорошо сочетается с поддержкой данной предметной отрасли. Также была показана взаимозаменяемость показателей числа публикаций, индексируемых в базе данных Scopus, и числа публикаций, индексируемых в базе данных Web of Science. Таким образом, если аналитика нацелена не на абсолютные показатели, а на изучение динамики или взаимосвязи показателей, для неё можно брать число публикаций в любой из этих баз — оба показателя хорошо отражают динамику числа публикаций университета.

Также было показано, что интернационализация университетов растёт параллельно с ростом наукометрических показателей — помимо уже упомянутого показателя доли статей с международным участием, с наукометрическими показателями коррелируют такие переменные как доля иностранных сотрудников, доля иностранных студентов и доля иностранных аспирантов.

Некоторые показатели качества образования также заметно связаны с числом публикаций и числом цитирований — в первую очередь, это доля магистрантов, но также и показатели качества приёма (особенно усреднённый минимальный балл студентов по ЕГЭ).

Данные результаты демонстрируют, что вузы, сотрудники которых чаще публикуются и цитируются, при этом являются более привлекательными как для иностранных абитуриентов, так и для всех прочих абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.

В группе экономических показателей наиболее заметна положительная корреляция между количеством публикаций и цитирований с одной стороны и показателями доходов университета из всех источников в расчете на численность студентов и доли доходов от НИОКР с другой стороны. Соответственно, несмотря на возможную затратность стимулирования улучшения количественных и качественных показателей публикационной активности университета, данный рост не вступает в противоречие с одновременным ростом доходов. Однако, ограниченный характер положительной корреляции, подчеркивает, что экономическая модель деятельности университета не может основываться, исключительно на росте результативности научной деятельности и должна основываться и на других драйверах, что должно стать предметом дополнительного исследования.

Ряд показателей, подчеркивает целесообразность формирования специфических подпрограмм развития по отдельным областям деятельности. Доля публикаций по физике связана отрицательной зависимостью с долей внебюджетных средств. Примечательно, что параллельно с этим доля публикаций по физике связана положительно с долей доходов от НИОКР. Доля пу-

бликаций по экономике и менеджменту наоборот связана положительной зависимостью с долей внебюджетных средств и отрицательной зависимостью с долей доходов от НИОКР. Вероятнее всего, одной из причин этих результатов является специфика приёма (значительная студентов, обучающихся на контракте — это именно экономисты и менеджеры, а физиков среди них немного). Наконец, последний заметный результат — отрицательная связь между долей публикаций в предметной области Arts & Humanities и долей доходов от НИОКР. Это может быть объяснено тем, что представители гуманитарных наук в меньшей мере задействованы в НИОКР.

Малое число больших отрицательных коэффициентов корреляции свидетельствует о том, что параллельный рост большинства рассматриваемых показателей не содержит в себе неразрешимых внутренних противоречий и может являться частью программ развития университетов.

Тем не менее, стоит выделить ряд отрицательных коэффициентов корреляции, свидетельствующих о сложности параллельного роста некоторых показателей. Наиболее заметный результат связан с тем, что количество публикаций и цитирований связаны достаточно большой отрицательной связью с долей штатных работников ППС. Таким образом, рост наукометрических показателей зачастую сопровождается наймом внештатных сотрудников. Это важнейший с практической точки зрения вывод о необходимости ориентации на открытую кадровую политику.

Литература

1. Sandler D.G., Evsykova I.A., Bogantseva S.S., Melnik D.A., Sterkhov A.V., Bondarchuk, D.V. Usage of integrated indicators in the implementation of programs to improve competitiveness in the context of developing cooperation with the industry and improving the economic sustainability

of universities // Russian Journal of Industrial Economics. 2019. Р. 341-355.

2. Методические рекомендации по разработке и актуализации программы развития университета, в отношении которого Правительством Российской Федерации установлена категория «федеральный университет» или «националь-

ный исследовательский университет» № АК-20/05-вн от 13.03.2015 г.

3. Паспорт национального проекта «Наука» (протокол от 24.12.2018 г. № 16) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.govemment. ru/media/files/vCAoi8zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpb USwO8y.pdf (Дата обращения: 04.05.2020).

4. Паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (протокол от 24.12.2018 г. № 16) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gcz MkPF.pdf (Дата обращения: 07.04.2020).

5. Lawani S.M. Some bibliometric correlates of quality in scientific research // Scientometrics. 1986. № 9 (1-2). С. 13-25.

6. Hayati Z., Ebrahimy S. Correlation between quality and quantity in scientific production: A case study of Iranian organizations from 1997 to 2006 // Scientometrics. 2009. № 80 (3). С. 625-636.

7. Michalska-Smith M. J., Allesina S. And, not or: quality, quantity in scientific publishing // PloS one. 2017. № 12 (6).

8. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Issues in higher education. New York: Emerald Group Publishing Limited. 1998.

9. Geiger R.L. Knowledge and money: Research universities and the paradox of the marketplace. New York: Stanford University Press, 2004.

10. Calderini M., Franzoni C. Is academic patenting detrimental to high quality research. An empirical analysis of the relationship between scientific careers and patent applications. Bocconi University: Cespri Working Paper, 2004. 162.

11. Meyer M. Are patenting scientists the better scholars?: An exploratory comparison of inventor-authors with their non-inventing peers in nano-science and technology // Research Policy. 2006. № 35 (10). С. 1646-1662.

12. Van Looy B., Callaert J., Debackere K. Publication and patent behavior of academic researchers: Conflicting, reinforcing or merely co-existing? // Research policy. 2006. № 35 (4). С. 596-608.

13. Van Looy B., Landoni P., Callaert J., Van Pottelsberghe B., Sapsalis E., Debackere, K. Entrepreneurial effectiveness of European universities: An empirical assessment of antecedents and trade-offs // Research Policy. 2011. № 40 (4). С. 553-564.

14. Bozeman B., Fay D., Slade C. P. Research collaboration in universities and academic entrepreneurship: the-state-of-the-art // The Journal of Technology Transfer. 2013. № 38 (1). С. 1-67.

15. Franklin S.J., Wright M., Lockett A. Academic and surrogate entrepreneurs in university spinout companies // The Journal of Technology Transfer. 2001. № 26 (1). С. 127-141.

16. Dietz, J. S. & Bozeman, B. Academic careers, patents, and productivity: industry experience as scientific and technical human capital // Research Policy. 2005. № 34 (3). С. 349-367.

17. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo. (Дата обращения: 20.03.2020).

18. Salmi J. The challenge of establishing world class universities. The World Bank. 2009.

References

1. Sandler D.G., Evsykova I.A., Bogantseva S.S., Melnik D.A., Sterkhov A.V., Bondarchuk, D.V. Usage of integrated indicators in the implementation of programs to improve competitiveness in the context of developing cooperation with the industry and improving the economic sustainability of universities. Russian Journal of Industrial Economics. 2019: 341-355. (In Russ.)

2. Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke i aktualizatsii programmy razvitiya universiteta, v otnoshenii kotorogo Pravitel'stvom Rossiyskoy Federatsii ustanovlena kategoriya «federal'nyy universitet» ili «natsional'nyy issledovatel'skiy universitet» № AK-20/05-vn ot 13.03.2015 g. = Guidelines for the development and updating of the university development program, in respect of which the Government of the Russian Federation has established the category "federal university" or "national research university" No. AK-20/05-vn dated 13.03.2015. (In Russ.)

3. Pasport natsional'nogo proyekta «Nauka» (protokol ot 24.12.2018 g. № 16) = Passport of

the national project "Science" (protocol dated 12.24.2018, No. 16) [Internet]. Available from: http://static.government.ru/media/files/vCAoi8 zEXRVSuy2Yk7D8hvQbpbUSwO8y.pdf (cited 04.05.2020). (In Russ.)

4. Pasport natsional'nogo proyekta «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» (protokol ot 24.12.2018 g. № 16) = Passport of the national project "Digital Economy of the Russian Federation" (protocol dated 12.24.2018, No. 16) [Internet]. Available from: http://static.government.ru/media/ files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF. pdf (cited 07.04.2020). (In Russ.)

5. Lawani S.M. Some bibliometric correlates of quality in scientific research. Scientometrics. 1986; 9(1-2): 13-25.

6. Hayati Z., Ebrahimy S. Correlation between quality and quantity in scientific production: A case study of Iranian organizations from 1997 to 2006. Scientometrics. 2009; 80(3): 625-636.

7. Michalska-Smith M.J., Allesina S. And, not or: quality, quantity in scientific publishing. PloS one. 2017; 12(6).

8. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: Organizational pathways of transformation. Issues in higher education. New York: Emerald Group Publishing Limited. 1998.

9. Geiger R.L. Knowledge and money: Research universities and the paradox of the marketplace. New York: Stanford University Press; 2004.

10. Calderini M., Franzoni C. Is academic patenting detrimental to high quality research. An empirical analysis of the relationship between scientific careers and patent applications. Bocconi University: Cespri Working Paper; 2004. 162.

11. Meyer M. Are patenting scientists the better scholars?: An exploratory comparison of inventor-authors with their non-inventing peers in nano-science and technology. Research Policy. 2006; 35(10): 1646-1662.

12. Van Looy B., Callaert J., Debackere K. Publication and patent behavior of academic researchers: Conflicting, reinforcing or merely coexisting? Research policy. 2006; 35(4): 596-608.

13. Van Looy B., Landoni P., Callaert J., Van Pottelsberghe B., Sapsalis E., Debackere, K.

Сведения об авторах

Даниил Геннадьевич Сандлер

К.э.н., доцент кафедры международной экономики и менеджмента, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития, проректор по экономике и стратегическому развитию Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. Эл. почта: d.g.sandler@urfu.ru

Дмитрий Анатольевич Гладырев

Старший преподаватель кафедры экономики

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия.

Эл. почта: d.a.gladyrev@urfu.ru

Entrepreneurial effectiveness of European universities: An empirical assessment of antecedents and tradeoffs. Research Policy. 2011; 40(4): 553-564.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bozeman B., Fay D., Slade C. P. Research collaboration in universities and academic entrepreneurship: the-state-of-the-art. The Journal of Technology Transfer. 2013; 38(1): 1-67.

15. Franklin S.J., Wright M., Lockett A. Academic and surrogate entrepreneurs in university spinout companies. The Journal of Technology Transfer. 2001; 26(1): 127-141.

16. Dietz, J. S. & Bozeman, B. Academic careers, patents, and productivity: industry experience as scientific and technical human capital. Research Policy. 2005; 34(3): 349-367

17. Monitoring effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya = Monitoring the effectiveness of educational institutions of higher education [Internet]. Available from: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/?m=vpo. (cited 20.03.2020). (In Russ.)

18. Salmi J. The challenge of establishing world class universities. The World Bank. 2009.

Information aboutthe authors Daniil G. Sandler

Cand. Sc. (Economic), Associate Professor at

the Department of International Economics and

Management, Leading Researcher at the Research

Laboratory for University Development Issues,

Vice-Rector (Economics and Strategy)

Ural Federal University

named after the First President

of Russia B.N. Yeltsin,

Ekaterinburg, Russia.

E-mail: d.g.sandler@urfu.ru

Dmitry A. Gladyrev

Senior Lecturer at the Department of Economics Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. E-mail: d.a.gladyrev@urfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.