Научная статья на тему 'Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России'

Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русановский В. А., Якунина А. В.

Задачи реформирования системы высшего образования во Фландрии и России во многом схожи. Детальный анализ накопленного бельгийскими университетами опыта в области включения работодателей в образовательный процесс, обучения с использованием электронных технологий и системы оценивания производится с позиций целесообразности его применения в Саратовском государственном социально-экономическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructing an efficient higher education system: the Belgium experience and its applicability in Russia

The aims of the higher education system's reforms in Flanders and Russia are similar a lot. The detailed analyses of the experience gained by the Belgium Universities in the field of involvement of employers in training process, e-learning, and assessment system is conducted from the standpoint of its applicability in the Saratov State Socio-Economic University.

Текст научной работы на тему «Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России»

Принципа системности. Экономический механизм природопользования в секторах (комплексах) должен формироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе.

Принципа превентивности. Экономический механизм природопользования должен иметь предупреждающий негативные изменения окружающей природной среды характер.

Для разработки экономического механизм природопользования в отдельном секторе экономики принципиальной является постановка вопроса о целях развития этого сектора в рамках единой экономической системы. Большое значение имеет экологический характер целей сектора (комплекса). Они могут быть экологически сбалансированными (устойчивыми), приемлемыми с позиций адаптации целей к природным механизмам или экологически дестабилизирующими, прирсдоемкими (техногенными). В первом случае экономический механизм природопользования может иметь стимулирующий характер, адаптирующий развитие комплексов к природным закономерностям, минимизирующим экологические издержки.

Принципиальный вопрос при разработке экономического механизма природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентация на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширении масштабов использования природных ресурсов в экономике (компенсирующие, мягкие ограничения) или ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов).

Одним из важнейших элементов рационального механизма рационального природопользования является плата за негативное воздействие на природную среду. Экологические налоги призваны решать по крайней мере две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции бо-

лее адекватной затратам и ущербам, наносимым окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, т. е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит», и интернализации, «замыканию» экстернальных затрат. «Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития эколого-сбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» для природоемких производств. Налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности, желанием и возможностями производителей компенсировать ущерб окружающей природной среде.

Экологический ущерб характеризуется потерями, которые обусловлены негативными воздействиями на экосистему и могут проявляться в самых различных формах (снижении продуктивности биоценозов, сокращении сроков службы имущества, ухудшении демографической ситуации и т.д.). Экологический ущерб может быть явным или скрытым, т. е. проявляющимся лишь через определенное время (иногда довольно продолжительное).

Экономический ущерб может выражаться в затратах, необходимых для его предупреждения или связанных с его компенсацией, учитывая депонирующий характер большинства загрязнителей окружающей среды. Компенсационные издержки слагаются из потерь реципиентов всех видов и самой природной среды. Затраты на предупреждение ущерба зависят от объема соответствующих природоохранных мероприятий.

В этом плане главным предназначением экономического механизма рационального природопользования является предупредительно-стимулирующий характер по отношению к физическим лицам и хозяйствующим субъектам, осуществляющим как общее, так и специальное природопользование.

УДК 378

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ БЕЛЬГИИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский тур представителей восьми университетов России в Католическую Высшую Школу/Университет -ский колледж Мехелена и Университет Левена (Бельгия). Саратовский государственный социально-экономический университет вошел число вузов-участников проекта. Тур был нацелен на более глубокое знаком -ство представителей российских университетов с опытом, накопленным Бельгией в области реформирования системы высшего образования. Цели реформы высшего образования Фландрии определяются принци-пами, провозглашенными в Болонской декларации, среди которых главными являются транспарентность (сопоставимость дипломов разных стран), гибкость (гибкие образовательные траектории), эффективность (в отношении продолжительности обучения, необходимой для приобретения ком петенций), использование систем аккредитаци и и менеджмента качества.

В. А. Русановский,

доктор экономических наук, профессор, СГСЭУ

А.В. Якунина,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

Поскольку Россия присоединилась к Болонскому процессу, опыт университетов Фландрии может содействовать нахождению наиболее эффективных путей для развития российских университетов. Следует также отметить, что, как и в России, во Фландрии раньше не существовало степеней бакалавра и магистра, а также системы кредитов. Структура «бакалавр-магистр » была введена только в 2004 - 2005 учебном году, а в следующем году начался переход к системе кредитов. Такая «параллельность» задач и проблем российского и фландрийского высшего образования делает изучение опыта Бельгии еще более значимым для нас.

Из тем, предложенных для подробного изучения в рамках исследовательского тура, российские участники отобрали три наиболее актуальные:

1) включение работодателей в процесс подготовки выпускников;

2) дистанционное обучение с использованием электронных технологий;

3) системы оценивания.

Подводя итоги, прежде всего следует отметить профессионализм и добросовестность тех, кто участвовал в подготовке тура - как бельгийских коллег, так и органи -заторов со стороны фонда «Новая Евразия».

Изучение опыта взаимодействия университетов и университетских колледжей Бельгии с работодателями позволяет выделить следующие важные и актуальные для нашего университета моменты.

Стратегическая цель Католической Высшей Школы/ Университетского колледжа Мехелена состоит в том, чтобы образовательные программы, научные исследования и оказываемые услуги отвечали требованиям регионального рынка. Эта цель перекликается со стратегической целью СГСЭУ, зафиксированной в Комплексной программе развития университета на 2006 - 2010 гг Последняя провозглашает повышение качества подготовки специалистов и их эффективное трудоустройство стратегическими приоритетами университета.

Деятельность СГСЭУ направлена в первую очередь на обеспечение потребностей региона в подготовке квалифицированных специалистов и научных исследованиях по направлениям специализации университета. В настоящее время в области имеет место стабильно высокий спрос на выпускников по традиционным для университета экономическим и управленческим специальностям. Вместе с тем существуют определенные расхождения в критериях оценки качества молодых специалистов высшим учебным заведением и работодателем . По данным анкетирования предприятий региона, проведенного СГСЭУ, предпочтение при трудоустройстве отдается выпускникам, проявляющим высокую работоспособность (79,4%), демонстрирующим коммуникативные способности (70,6%), умение вести переговоры (70,6%); работать в команде (64,7%). Было выявлено, что выпускнику при трудоустройстве существенно мешает отсутствие навыков самопрезентации (47,1%). При том что объем базовых знаний, полученных выпускниками, как правило, не вызывает особых нареканий, большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается сегодня скорее

как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. Соответственно работодатели все более активно инвестируют в различные внутрикорпоративные программы обучения на рабочем месте, рассматривая их как вынужденное средство практической достройки высшего образования.

В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг региона более успешными окажутся те вузы, которые, с одной стороны, сумеют перестроить свои программы и учебные планы в соответствии с требуемыми компетенциями, с другой стороны - смогут убедить в этом самих работодателей. В связи с этим, безусловно, интересен опыт бельгийских университетов (в частности, Университетского колледжа Мехелена) в отношении участия представителей бизнеса в формировании учебных планов по программам. Здесь стоит особенно выделить ориентацию учебных планов бельгийских университетов на региональный рынок труда и компетентностный подход к формированию учебных планов.

Следует заметить, что работа по приближению учебных планов и программ по дисциплинам к потребностям регионального рынка в СГСЭУ началась. В какой-то степени это определяется наличием региональной компоненты в государственных образовательных стан -дартах. Кроме того, СГСЭУ традиционно поддерживает формальные и неформальные связи с руководителями предприятий и организаций региона, поскольку многие из них являются выпускниками университета, защищали в СГСЭУ диссертации, а нередко и являются совместителями, сочетая преподавательскую деятельность с работой в бизнес-структурах или государственных учреждениях.

Довольно много делается сегодня в СГСЭУ для внедрения компетентностного подхода в образовательные программы. В частности, 10-11 октября 2006 г на базе СГСЭУ была проведена Общероссийская научно-практическая конференция «Инновации в высшем социаль -но- гуманитарном и экономическом образовании в контексте Болонского процесса». В рамках учебного плана программы «Мастер делового администрирования» (МВА) сейчас ведется работа по переработке программ дисциплин с целью более четкого отражения в них тех компетенций, на формирование которых направлено обучение. Этой работе предшествовал семинар-тренинг с командой преподавателей программы МВА (26 июня 2007 г).

Очень полезным для СГСЭУ, на наш взгляд, может стать участие представителей бизнеса в обсуждении учебных планов и содержания курсов в рамках регулярных заседаний некоторого комитета по типу действую -щего в Университетском колледже Мехелена совещательного комитета (Advisory board), который на 50% состоит из преподавателей и на 50% - из представителей предприятий и собирается на заседания три раза в год. Это позволило бы задать необходимый формат, регулярность и стабильность включению работодателей в процесс разработки учебных планов. В настоящее время функции по обеспечению обратной связи с региональным бизнесом и, соответственно, по включению требований работодателей в учебные планы выполняют все (деканаты, кафедры, управление обеспечения качества

подготовки специалистов, учебно-методический совет университета и др.), но ответственность не закреплена ни за кем конкретно. Создание вышеуказанного комитета позволит придать четкость и последовательность данной деятельности. Кроме того, полезным представляется использование опыта бельгийских коллег по закреплению за каждой программой (специальностью, специализацией) ответственного за регулярное общение с представителями бизнеса.

К внедрению подобной практики уже приступили в Институте дополнительного профессионального образования (ИД ПО) СГСЭУ. В рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО) реализовать такую практику проще, поскольку меньше ограничений налагают государственные образовательные стандарты. В 2006 - 2007 учебном году был введен институт кураторства по основным направлениям, по которым предлагается переподготовка и /или повышение квалификации (например, банковское дело, бухгалтерский учет, финансовый и налоговый менеджмент и др.). Одной из основных функций куратора является развитие программ ДПО по конкретному направлению, т.е. общение с потенциальными корпоративными заказчиками (работодателями) и необходимая корректировка программ и учебных планов, подбор представителей предприятий, способных вести «мастер-классы», тренинги, практические занятия по программам ДПО. В 2007 - 2008 учебном году будет продолжена деятельность по формированию регулярно действующего органа, ответственного за актуальность предлагаемых ИДПО программ и состоящего из кураторов программ и представителей бизнеса Этот орган предполагается сформировать на базе действующего в ИДПО СГСЭУ Саратовского представительства Российской Лиги МВА До настоящего времени обратная информация от представителей биз-неса-членов Лиги МВА в основном поступала в форме заполнения анкет, а теперь планируется создать регулярно действующий комитет.

Что касается опыта бельгийских университетов в области контроля качества образования со стороны работодателей, то используемые ими формы для российских университетов не являются новыми по своей сути. Имеется в виду участие представителей компаний в экзаменах, анкетирование компаний на предмет их удовлетворенности подготовкой выпускников, приобретение студентами и преподавателями актуального практического опыта в процессе стажировок на предприятиях. Все это формально присутствует в российских вузах. Так, председателем ГАК всегда выступает представитель предприятий, а ознакомительная, производственная и преддипломная практики являются обязательной частью практически любого учебного плана. Анкетирование потенциальных работодателей также стало обычной практикой. Однако порой сами потенциальные работодатели формально относятся к выполнению этих функций. Например, далеко не всегда председатель ГАК присутствует на всех заседаниях и внимательно выслушивает каждого выступающего студента. Приходя на практику студенты подчас с трудом «выуживают» из организации информацию для написания отчета по практике или

подготовки дипломной работы. Далеко не всегда при этом помогает вмешательство представителей кафедры. Российский бизнес чрезмерно увлекся распространением титула коммерческой тайны на абсолютно всю информацию. Возможно, именно создание регулярно действующего комитета с представителями бизнеса позволит преодолеть эту проблему Следует отметить, что при разработке программ ДПО по запросам компаний и при непосредственном участии представителей бизнеса в процессе подготовки программы их отношение к студентам, приходящим на практику, и к анализу ответов студентов на государственном экзамене было очень ответственным.

В отношении опыта бельгийских университетов по организации стажировок (практики) студентов разумным представляется включение в наши учебные планы длительных (до 6 месяцев) стажировок с заключением контракта с компанией. Студенты при этом выполняют для компаний проекты, а преподаватель сопровождает студентов в качестве руководителя. Важно, что преподаватель в Бельгии при этом освобождается от другой нагрузки, те. он может сам полностью «погрузиться» в практическую деятельность и реальные проблемы предприятия. Также нам стоит перенять опыт предоставления самим преподавателям возможности пройти длительную стажировку (до одного семестра) в ком -паниях региона

Другим очень интересным моментом был опыт по формированию на базе университетов и университетских колледжей Фландрии научно-образовательных центров (институтов) и лабораторий, разрабатывающих при -кладные научные проекты и образовательные программы по заказам государственных и частных предприятий и организаций. Из общения с бельгийскими коллегами стало понятно, что такого института, как внутрикорпоративные университеты, там не существует, и все обучение (как в рамках основного, так и дополнительного образования) сосредоточено в вузах. Университеты и университетские колледжи также выступают центрами экспертизы. Так, университетский колледж Мехелена осуществляет экспертизу для предприятий и организаций Мехелена и окрестных районов во всех областях знания, а в рамках Фландрии и Левинской Ассоциации университетов (в которую входит Университетский колледж Мехелена) - в областях специализации. Университеты и университетские колледжи помогают становлению таких центров и лабораторий, беря на себя выполнение части функций (например, по поиску заказчиков, ведению бухгалтерского учета и т.п.) и забирая у центров относительно небольшой процент (10 - 17%) привлеченных средств. При этом всячески стимулируется самостоятельность центров, в том числе финансовая. Получается, что университет выступает своего рода «бизнес-инкубатором » для малого бизнеса инновационной направленности.

Очень ценно, что даже после того, как центры становятся самостоятельными, продолжается их активное взаимодействие с преподавателями и студентами университета и колледжей. Преподаватели привле -каются для ведения образовательных программ, научных исследований и прикладных проектов. Студен-

ты вовлекаются в реализацию проектов и используют центры и лаборатории как базу для написания дипломных работ.

В 1990-е гг. при учредительстве СГСЭУ было создано несколько центров, которые занимались оказанием образовательных и консалтинговых услуг сторонним заказчикам (например, Центр маркетинга, Центр менеджмента и переподготовки кадров, Центр «Сократ»и др.). Однако, к сожалению, в настоящее время многие из них ведут вялотекущую деятельность. Исследовательская деятельность, в том числе по сторонним заказам, сосредоточена на кафедрах университета. Возможности создания новых центров при учредительстве университета в настоящее время существенно ограничены нормативными документами. При этом следует признать, что довольно сложно обеспечить согласование интересов университета и таких финансово самостоятельных центров. Нередко последние увлекаются погоней за прибылью и не заинтересованы в работе со студентами.

В этой связи более перспективным представляется опыт существующего в рамках Университета Левина института HIVA, где проекты выполняются исследовательскими группами, состоящими из преподавателей университета и сторонних специалистов. Менеджер такой группы отвечает за ее самоокупаемость. В СГСЭУ такая организация характерна для работы над грантами и проектами в рамках хоздоговорной тематики, потому имеет смысл расширять ее масштабы. Деятельностью по программам по корпоративным заказам не без успеха занимается ИДПО СГСЭУ. Так, в 2006 -2007 учебном году в ИДПО обучалось более 2000 человек, в том числе более 400 человек по программам, специально разработанным по заказам государственных и частных организаций.

Особенно хочется отметить положительный опыт Бельгии в области финансирования значительной части исследований, в том числе прикладных, из государственного бюджета. Государственная поддержка исследований должна осуществляться и в России, что не отменяет задачи поиска университетами заказов от частного бизнеса

Следует отметить различие между тем, что традиционно понимается под дистанционным обучением в российской системе образования, и тем, как его понимают в университетах Бельгии. До исследовательского тура в представлении авторов (подкрепленном обучением на программах повышения квалификации в данной области) дистанционное обучение предполагало сведение к минимуму классического аудиторного личного («face-to-face») общения, и в этом смысле основная задача организации учебного процесса должна бы состоять в преодолении недостатка личного общения посредством всяческих имитирующих это общение форм (форумов, электронной переписки и т.д.). При этом часто к дистанционному обучению относятся как к некой «второсортной» форме обучения, поскольку живой контакт с преподавателем вряд ли возможно полноценно заменить электронным общением. Однако, как когда-то заочное, дистанционное обучение может стать выходом в случае отсутствия у студента возможности учиться на программах дневной формы.

Поэтому своего рода открытием стало то, что дистанционное обучение - это совсем не обязательно обучение «on line». Система смешанного («blended») обучения, где дистанционный компонент не заменяет лич -ное общение, а помогает интенсифицировать и лучше организовать взаимодействие студентов и с преподавателями, и со всеми службами, задействованными в сопровождении студентов.

Электронная обучающая платформа «Толедо» и сопряженные с ней модули позволяют:

- предоставить студенту всю необходимую информацию,

- эффективно организовать обратную связь со студентами,

- регулировать процесс освоения разделов курса через организацию временных ограничений на возможности получить и отправить информацию (курсовые работы, отчеты, тесты и т.п.),

- провести электронный экзамен,

- вести своего рода «дневник» занятий и т.д.

Отдельно следует подчеркнуть значимость деятельности Университетского колледжа Мехелена по созданию библиотеки нового типа, которая предполагает переход от функции хранилища и организации вы -дачи книг к функции организации и систематизации источников информации (в значительной степени электронных) и помощи в доступе к ним. Интересен был и опыт бельгийских коллег по организации работы студентов по выпуску электронного журнала. Такой опыт особенно полезен для вузов, занимающихся подготовкой журналистов.

Безусловно, внедрение всех компонентов данной или аналогичной системы в СГСЭУ содействовало бы росту эффективности обучения. Среди проблем, которые могут возникнуть на этом пути, представляются значимыми следующие:

- высокие затраты на внедрение и поддержание функционирования системы. Решением данной проблемы может быть грантовое финансирование;

- сопротивление значительной части преподавателей и сотрудников, не готовых к работе в виртуальной образовательной среде. Эту проблему следует решать через обучение преподавателей и сотрудников.

Следует отметить, что развитию информационных технологий в СГСЭУ придается большое значение. В 2001 - 2003 гг. в основном была решена задача создания корпоративной сети, объединяющей практически все подразделения университета и учебные компьютерные классы. Создан и оснащен оборудованием телекоммуникационный узел СГСЭУ, обеспечивающий текущие и перспективные потребности во взаимодействии корпоративной сети с Интернетом. Проведена модернизация и оснащение ряда учебных аудиторий мультимедийной техникой, что позволяет реализовывать новые технические и педагогические технологии в текущем учебном процессе. У преподавателей, осуществляющих учебный процесс с использованием компью -терной техники, существует возможность самостоятель -ного оперативного предоставления информационных блоков студентам и слушателям посредством сетевого каталога MethodMat, через обращение к которому осуществляются как проведение занятий, так и самостоя-

тельная работа студентов, а также ряд контрольных мероприятий.

Информационные ресурсы университета структурируются следующим образом:

- учебные ресурсы (электронные варианты методических материалов, учебные базы данных);

- информационные ресурсы, необходимые для автоматизации системы управления вузом (программные системы «Деканат», «Расписание», «Расчет нагрузки», «Отдел кадров» и т.д.);

- информационные ресурсы справочного характера (правовые базы данных «КонсультантПлюс», «Гарант», электронная библиотечная система «Ирбис64» и т.д.).

Администрирование доступа и техническое сопровождение этих ресурсов осуществляется сотрудниками Информационно-компьютерного центра

В СГСЭУ функционирует ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея», а также Саратовский региональный ресурсный центр. Проведено их аппаратно-программное оснащение как базы для производства электронных учебно-методических материалов.

В Комплексной программе развития СГСЭУ отмечено, что очередным шагом по информатизации университета должно стать создание единого информационного пространства (с такими компонентами, как система хранения данных, система обеспечения доступа к электронным ресурсам и корпоративная Интернет-сеть) и информационно-образовательной среды (система информационных, технических и учебно-методических средств и технологий, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс и эффективное управление в вузе). Модернизация программного комплекса автоматизации административно-управленческой деятельности должна быть закончена в 2008 г В 2007 г планируется завершить работу по разработке информационных образовательных ресурсов и организацию доступа к ним (интеграцию каталогов, электронных библиотек, медиатек учебных материалов; формирование нормативных и методических материалов по разработке и применению электронных обучающих средств в учебном процессе университета; формирование учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин, разработку электронных составляющих УМК; разработку портала вуза как интегрированного средства доступа к информационно-образовательным ресурсам вуза; формирование информационно-библиотечной среды, интегрированной с банком УМК). К концу 2008 г. намечено приобретение сервера в качестве аппаратной платформы для установки сервера баз данных Огас1е 10д.

Следует отдельно подчеркнуть, что в СГСЭУ создано Региональное отделение Центра тестирования профессионального образования. Электронные тесты и экзамены являются неотъемлемой частью образовательного процесса по специальностям, которые осваиваются студентами по модульно-рейтинговой системе (МРС). По специальностям, по которым пока не осуществлен переход на МРС, преподаватели также вольны проводить контроль знаний в виде электронного тестирования. В СГСЭУ специально для самостоятельного доступа студентов, обучающихся по МРС, а также для проведения тестирования был в 2006 г дополнительно к су-

ществующим оборудован компьютерный класс (30 компьютеров).

Институт дополнительного профессионального образования, Информационно-компьютерный центр и Саратовский региональный ресурсный центр постоянно занимаются повышением квалификации профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого аппарата по использованию компьютерных технологий в учебном процессе и управлении университетом.

Самое важное из того, что уяснили участники исследовательского тура по поводу подходов к оцениванию в посещенных ими вузах, в частности в Университетском колледже Мехелена, - это необходимость ком -плексного, интегрального подхода к оцениванию. Это объясняется:

- переходом к компетентностному подходу, который предполагает, что каждая дисциплина в рамках программы направлена на формирование или развитие у студента определенных компетенций. Поэтому учебный план каждой дисциплины должен разрабатываться и реализовываться в строгом соответствии с целями и задачами всей программы. Соответственно, оценивание выстраивается таким образом, чтобы выяснить все компетенции, приобретенные студентами при освоении программы;

- внедрением во Фландрии новой модели государственного финансирования в 2008 г., которая предполагает, что поступление в вузы государственных средств будет определяться не только количеством обучаемых, но и количеством успешно оканчивающих обучение студентов. Соответственно, процедура оценивания должна быть не только эффективной, прозрачной и понятной как для преподавателя, так и для студента, но и приобретает особое значение для руководства вузов.

Таким образом, решение об оценке становится коллективным, а не только решением одного преподавателя. Это достигается посредством:

- распределения ответственности за адекватность процедуры оценивания между руководством университета, коллективом факультета, командами преподавателей и отдельными преподавателями;

- разработки на уровне факультета Плана по оцениванию, который предполагает формулирование преподавательским коллективом общих принципов и задач оценивания, определение взаимосвязи промежуточного и итогового контроля, роли разных субъектов процесса оценивания, предпочтительности различных типов оценивания для конкретных курсов, анализ текущей ситуации оценки работы студентов и выработку приоритетных направлений развития системы оцени -вания;

- закрепления за коллективом факультета функции по управлению качеством оценивания, для выполнения которой необходимо выработать критерии оценивания (например, ориентация на реальную действительность, нарастание сложности, рефлексия, прозрачность и т.д.). План по оцениванию является частью плана по управлению качеством работы факультета;

- привлечения студентов к оцениванию себя (самооценка) и друг друга (прежде всего так оцениваются ос-

новные компетенции в процессе групповой проектной работы ).

Особенно важно, что создаваемая система оценивания должна пользоваться полным доверием преподавателей. Это, в частности, достигается тем, что в нее входят компоненты, опробованные этими преподавателями на своих занятиях.

Интересен опыт по организации работы экзаменационной комиссии, в которую входят преподаватели, читавшие курсы, сотрудник факультета, ответственный за программу, и сотрудник, отвечающий за соблюдение прав студентов. В функции комиссии входит:

- официальное объявление результатов оценивания по предметам,

- контроль правомерности всех решений,

- принятие решений по нестандартным ситуациям.

С одной стороны, функционирование такой комиссии, как собственно и разработка положений и плана по оцениванию, несколько бюрократизирует процесс оценивания (что может вызвать некоторое неприятие такой системы в российских университетах), а с другой стороны, эта формализация есть определенная защита от крайностей в отношении системы оценивания и от возможных претензий (в том числе и через судебные инстанции) со стороны нерадивых студентов.

Поскольку многое в данном опыте представляется полезным для нашего университета, то уже в следующем учебном году планируется разработать Положение по оцениванию для программы МВА. При реализации этой программы, где слушателями являются представители региональной бизнес-элиты, все проблемы российского образования проявляются острее. Так, действительно, сегодня мы сталкиваемся с проблемой разнородности подходов к оцениванию, применяемых разными преподавателями. Это подчас дезориентирует слушателей и вредит имиджу программы.

В целом в СГСЭУ работа по выстраиванию системы оценивания ведется как составная часть общей системы менеджмента качества университета. Университетом принята Концепция системы менеджмента качества подготовки специалистов (на 2004 - 2010 гг.), реализация которой осуществляется при лидирующей роли Управления обеспечения качества подготовки специалистов, в которое входят центр методического обеспечения учебного процесса, отдел контроля и оценки качества подготовки специалистов, учебный отдел, региональное отделение Центра тестирования профессионального образования.

Для контроля хода образовательного процесса в СГСЭУ в течение трех лет на ряде факультетов внедрена модульно-рейтинговая система оценок, позволяющая оценивать знания не только при итоговом контроле (на зачете или экзамене), но и в ходе изучения дисциплины и учитывать результаты промежуточного контроля при определении итоговой оценки по дисциплине. Эта система ориентирует студентов на стабиль-

ную работу в течение всего семестра, позволяет более дифференцированно оценивать знания студента как по отдельным дисциплинам, так и по кругу дисциплин (вве -дена 100-балльная шкала оценок, расчет интегрированной оценки за период и т. п.). Параллельно с модульнорейтинговой системой в СГСЭУ приступили к внедрению системы начисления кредитов. Поэтому опыт бельгийских университетов в этой области был очень интересен и полезен.

Сложно сказать, когда и в каком виде в СГСЭУ сложится законченная система начисления кредитов, поскольку многое в этом процессе будет зависеть от изменений в системе организации высшего профессионального образования на федеральном уровне. В частности, имеется в виду переход к системе «бакалавр-магистр», где остается масса неясностей. Однако бельгийский опыт позволяет понять, что переход к более коротким программам разного уровня обусловлен требованиями времени, поскольку знания в наше время устаревают очень быстро, и что этот переход может предполагать наличие каких-то промежуточных ступеней (типа «профессиональный бакалавр» или «бакалавр после бакалавра»), которые позволят сделать переход менее болезненным и более продуманным.

Следует подчеркнуть, что система начисления кредитов во многом будет бессмысленной без возможности формирования индивидуальной образовательной траектории и обязательной при этом системы сопровождения образовательных маршрутов. Представляется, что эти моменты в бельгийских университетах выстроены очень продуманно, грамотно и очень бережно по отношению к студенту. Сложно прогнозировать, когда мы сможем гордиться подобной системой. Во многом это будет зависеть от решений, принимаемых на федеральном уровне. СГСЭУ располагает всеми возможностями для предоставления студентам широкого выбора специальностей, направлений, специализаций как в пределах самого университета, так и в партнерстве с российскими и зарубежными вузами. Так, в рамках проекта «Темпус» были сформированы связи, позволяющие нашим студентам и аспирантам уже в течение ряда лет проходить обучение частично в вузах- партнерах в Великобритании, Франции, Германии.

В заключение хочется выразить надежду, что возможность ознакомиться с опытом организации учебного про -цесса в бельгийских и других европейских университетах будет у гораздо большего числа российских преподавателей, поскольку основной залог успеха в развитии любой организации и особенно университета - это понимание того, куда и зачем организация движется. Очень много вопросов, а также недовольство и сопротивление осуществляемым реформам со стороны работников высшей школы можно было бы снять, если бы больше пре -подавателей и сотрудников вузов могли на практике увидеть, какой может быть современная система университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.