Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ УГРОЗАМ'

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ УГРОЗАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХАБ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ГЛОБАЛЬНЫМ УГРОЗАМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сейтаева Жанар Секежановна, Аманкулов Алмаз Мусаевич

В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных органов в сфере противодействия глобальным угрозам. Формирование высокопрофессионального ядра казахстанской правоохранительной системы, в том числе и подготовка специалистов, обеспечивающих региональную безопасность от транснациональных угроз, требует разработки инновационных подходов к их обучению. В этой связи в статье сделана попытка обобщения основных методик обучения, применяемых в Академии правоохранительных органов по подготовке к противодействию таким угрозам как киберпреступность, торговля людьми, финансовые преступления, незаконный оборот наркотиков и оружия и другие. Особый акцент сделан на симуляционном обучении, а также на обучении навыкам работы с информационными системами Генеральной прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сейтаева Жанар Секежановна, Аманкулов Алмаз Мусаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING AN EFFECTIVE TRAINING SYSTEM FOR LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN COUNTERING GLOBAL THREATS

The article discusses some issues of training and advanced training of law enforcement personnel in the field of countering global threats. The formation of a highly professional core of Kazakhstan’s law enforcement system, including the training of specialists ensuring regional security from transnational threats, requires the development of innovative approaches to their training. In this regard, the article attempts to generalize the basic training methods used in the Academy of Law Enforcement Agencies to prepare for countering threats such as cybercrime, human trafficking, financial crimes, drug and arms trafficking, and others. Special emphasis is placed on simulation training, as well as on teaching skills of working with information systems of the Prosecutor General’s Office.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ УГРОЗАМ»

Построение эффективной системы подготовки сотрудников правоохранительных органов в сфере противодействия глобальным угрозам

ЖАНАР СЕКЕЖАНОВНА СЕЙТАЕВА,

исполняющий обязанности заведующего кафедрой

специальной подготовки по противодействию глобальным угрозам кандидат юридических наук, ассоциированный профессор Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Республика Казахстан, 010022, г. Косшы, ул. Республики, д. 16 E-mail: seitaeva-zhanara@mail.ru

АЛМАЗ МУСАЕВИЧ АМАНКУЛОВ,

старший преподаватель кафедры специальной подготовки по противодействию глобальным угрозам Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан Республика Казахстан, 010022, г. Косшы, ул. Республики, д. 16 E-mail: almaz150384@mail.com

Building an Effective Training System for Law Enforcement Officers in Countering Global Threats

ZHANAR SEKEZHANOVNA SEITAYEVA,

Acting Head of the Department of Special Training in Countering Global Threats, Candidate of Law, Associate Professor Academy of Law Enforcement Agencies at Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan Republic of Kazakhstan, 010022, Kosshy,

Republic St., 16 E-mail: seitaeva-zhanara@mail.ru

ALMAZ MUSAYEVICH AMANKULOV

Senior Lecturer of the Department of Special Training in Countering Global Threats Academy of Law Enforcement Agencies at Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan Republic of Kazakhstan, 010022, Kosshy,

Republic St., 16 E-mail: almaz150384@mail.com

УДК 378.046.4

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые вопросы подготовки и повышения квалификации кадров правоохранительных органов в сфере противодействия глобальным угрозам. Формирование высокопрофессионального ядра казахстанской правоохранительной системы, в том числе и подготовка специалистов, обеспечивающих региональную безопасность от транснациональных угроз, требует разработки инновационных подходов к их обучению. В этой связи в статье сделана попытка обобщения основных методик обучения, применяемых в Академии правоохранительных органов по подготовке к противодействию таким угрозам как киберпреступность, торговля людьми, финансовые преступления, незаконный оборот наркотиков и оружия и другие. Особый акцент сделан на симуляционном обучении, а также на обучении навыкам работы с информационными системами Генеральной прокуратуры.

Ключевые слова и словосочетания: образование; повышение квалификации; подготовка кадров; региональный хаб по противодействию глобальным угрозам; инновационные формы обучения.

Annotation. The article discusses some issues of training and advanced training of law enforcement personnel in the field of countering global threats. The formation of a highly professional core of Kazakhstan's law enforcement system, including the training of specialists ensuring regional security from transnational threats, requires the development of innovative approaches to their training. In this regard, the article attempts to generalize the basic training methods used in the Academy of Law Enforcement Agencies to prepare for countering threats such as cybercrime, human trafficking, financial crimes, drug and arms trafficking, and others. Special emphasis is placed on simulation training, as well as on teaching skills of working with information systems of the Prosecutor General's Office.

Keywords and phrases: education; advanced training; personnel training; regional hub for countering global threats; innovative forms of education.

Как известно, эффективность борьбы с преступностью во многом определяется наличием профессионально подготовленных кадров правоохранительных органов, в связи с чем их подготовка требует постоянного совершенствования, разработки и создания новых подходов к их обучению. При этом организация профессиональной подготовки должна стать более практически ориентированной, интенсивной, использующей методы обучения взрослых, а также инновационные формы обучения.

Именно на эти цели ориентирован созданный в 2008 г. на базе Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан региональный хаб по противодействию глобальным угрозам, проводящий обучение правоохранителей Центральной Азии и обмен опытом в сфере противодействия терроризму и экстремизму, финансовым преступлениям и коррупции, наркопреступности, торговле людьми, экологическим и киберпреступлениям.

За непродолжительное время на базе хаба проведено более 70 различных обучающих мероприятий, где повысили квалификацию свыше двух тысяч сотрудников правоохранительных органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана, а также России, Беларуси, Армении, Грузии, Литвы и других стран.

Для их обучения при поддержке международных партнеров Академии привлечено 156 зарубежных экспертов.

Помимо иностранных лекторов в обучающих мероприятиях регионального хаба активно принимают участие национальные тренеры, подготовленные при поддержке Управления по наркотикам и преступности ООН, из числа сотрудников Академии, а также других правоохранительных и государственных органов Казахстана.

Остановимся более подробно на применяемых кафедрой инновационных методах обучения, помогающих слушателям глубже усваивать учебный материал.

Методы довольно разнообразны и преподаватели довольно успешно совмещают их при проведении обучения. Так, на занятиях по вопросам противодействия легализации преступных доходов используется опыт непрямого метода сбора доказательств, применяемый Внутренней налоговой службой Министерства финансов США. Активно используется метод «сквозного дела», вобравший в себя элементы методики casy-stady (для разработки которой изучается следственная и судебная практика) с симуляционной составляющей.

С 2018 г. Академией правоохранительных органов в рамках деятельности регионального хаба по противодействию глобальным угрозам проводится разработка симуляционных упраж-

нений по различным направлениям правоохранительной деятельности. На сегодняшний день в активе Академии 5 сценариев симуляционных

тренингов по противодействию торговле людьми и отмыванию доходов, полученных от наркопреступности.

Фото 1. Фрагменты второго международного симуляционного тренинга «Противодействие торговле людьми на миграционных маршрутах» (пос. Косшы, 24—28 июня 2019 г.)

Впервые же инновационные программы обучения для взрослых были продемонстрированы на тренинге «Борьба с торговлей людьми на миграционных маршрутах», организованном при помощи и поддержке Бюро Специального представителя и координатора ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми (24—28 сентября 2018 г., г. Астана). Тренинг был нацелен на повышение эффективности расследования и судебного преследования дел о торговле людьми, а также улучшение выявления и защиты пострадавших.

Симуляционное обучение обладает отличительными чертами:

— в упражнениях используются актеры для симуляции реальных кейсов, которые в течение недели изучаются специалистами-практиками;

— формат обучения основан на междисциплинарном подходе, который сводит вместе специалистов-практиков из различных областей деятельности;

— обучение предполагает участие слушателей из различных регионов, что в значительной мере акцентирует человеческое взаимодействие.

Эти особенности имеют фундаментальное значение, поскольку именно человеческое взаимодействие помогает налаживать прочные профессиональные связи между участниками, направлениями и регионами.

Процесс организации симуляционного тренинга был описан нами ранее [1], поэтому остановимся на сути, целях и возможностях проведения указанных интерактивных упражнений как инновационной форме практической под-

готовки сотрудников правоохранительных органов.

Итак, симуляционные упражнения предусматривают воспроизведение реальных жизненных ситуаций. Это позволяет обучающимся принимать решения в так называемой безопасной среде, не беспокоясь об их последствиях, что, конечно, является несомненным преимуществом обучения. Основным недостатком является длительный процесс подготовки к его проведению и высокая трудозатратность [2].

Описываемый метод обучения ориентирован на учащихся и помещает их в центр учебного процесса. В отличие от аудиторных лекций тренер больше взаимодействует с обучающимися в качестве координатора или помощника. Во время упражнения такого типа слушатели сталкиваются с различными ситуациями преступных проявлений, воспроизведенными актерами. Слушатели должны реагировать на ряд событий в сценарии («вводные данные»), решать конкретные задачи, определять последовательность событий, восстанавливать историю, лежащую в основе ситуации, и обрабатывать следственные данные. Для эффективного выполнения необходимых шагов они должны общаться и координировать действия между командами и представителями различных ведомств. Без этого достижение целей тренинга невозможно.

Симуляционное обучение позволяет проводить активное и практическое обучение среди специалистов-практиков как из одной, так и из разных областей деятельности. Пытаясь найти решения проблемам или определиться

с планом действий, участники сталкиваются с другими точками зрения или методами работы как в рамках своего опыта, так и вне его. В конце каждого дня тренер-эксперт в каждой области проводит дебрифинг для своей команды и предлагает учащимся осмыслить выполненные задачи и поразмышлять о том, в каких областях требуется улучшение. Этот метод обеспечивает углубленное, специализированное обучение для широкого круга специалистов [3].

К примеру, благодаря реальным ситуациям, заложенным в основу симуляционного упражнения «Противодействие торговле людьми на миграционных маршрутах», обучающиеся имеют возможность на практике овладеть принципами противодействия торговле людьми — принципами, которые нелегко донести в стандартных учебных курсах. Такие принципы предусматривают оказание помощи пострадавшим независимо от их сотрудничества с системой уголовного правосудия; важность культурных посредников для облегчения общения с жертвами; эффективное сотрудничество с организациями гражданского общества; удовлетворение особых потребностей пострадавших детей; учет взаимосвязи между миграцией, международной защитой и законодательством о борьбе с торговлей людьми.

Таким образом, важной особенностью симуляции является уникальная возможность, позволяющая учащимся в реалистичной обстановке увидеть, как их роль вписывается в общую картину национальных или международных мер по борьбе с преступностью и как коммуникация и сотрудничество помогают в достижении реальных результатов. Во время упражнения отдельные команды из определенных ведомств должны взаимодействовать с другими командами, что позволяет реализовать концепцию междисциплинарного реагирования.

Так, на симуляционный тренинг «Противодействие легализации (отмыванию) доходов от наркопреступности» (пос. Косшы, 22—26 июля 2019 г.) были приглашены представители всех заинтересованных органов (полиции, службы экономических расследований, прокуратуры, подразделений финансовой разведки) из шести областей Казахстана, где чаще всего совершаются преступления, связанные с тематикой тренинга. Во время тренинга в интерактивном формате проходило обучение сотрудников правоохранительных органов взаимодействию с подразделениями финансовой разведки при проведении финансового расследования, с ЦАРИКЦ для получения оперативной информации от правоохранительных органов стран — участников ЦАРИКЦ, а также

методам получения информации от анонимных платежных ресурсов. Кроме того, во время тренинга участники апробировали создание межведомственной следственно-оперативной группы из сотрудников полиции, службы экономических расследований и прокуратуры для расследования преступлений в сфере легализации (отмывания) наркоденег.

Данная методика дала представителям разных органов от одной области возможность совместного расследования уголовного дела в тренинговом формате, что в свою очередь придало импульс эффективному взаимодействию в расследовании такого рода преступлений на практике.

К примеру, во время проведения первого симуляционного тренинга у одного из участников из Костанайской области в производстве находилось уголовное дело по сбыту наркотических средств. По окончании тренинга слушатель, усвоив новые знания по методике расследования уголовных дел, связанных с легализацией (отмыванием) наркодоходов, а также получив консультации экспертов, смог раскрыть несколько схем отмывания по данному уголовному делу. В настоящее время уголовное дело направлено в суд. Другим примером является успешное расследование уголовного дела, связанного с легализацией (отмыванием) наркодоходов в Департаменте полиции Алма-тинской области. По данному уголовному делу один из участников инициировал создание межведомственной оперативно-следственной группы из представителей органов внутренних дел и сотрудников Департамента экономических расследований Алматинской области. Дело направлено прокурору с обвинительным актом.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что симуляционное обучение является исключительно полезным методом, способным помочь действующим сотрудникам преодолеть практические препятствия в повседневной работе по борьбе с преступностью. Межведомственный подход к симуляционным упражнениям также способен помочь преодолеть разобщенность между ведомствами.

Примеры преодоления такой разобщенности (или реакции отдельных ведомств) можно увидеть на тренингах по противодействию торговле людьми. Так, для участия во втором международном симуляционном тренинге были приглашены специалисты по финансовым расследованиям, которые помогали отследить незаконные финансовые операции преступников, а также представители пограничных служб, игравшие решающую роль в выявлении потен-

циальных и реальных жертв торговли людьми на границах государств. На национальном тренинге в г. Караганда участвовали культурные посредники для взаимодействия с предполагаемым потерпевшим во время расследования, тем самым способствуя успешному собеседованию.

Таким образом, междисциплинарный подход может наладить профессиональное межфункциональное понимание между специалистами, работающими в различных областях и при этом пересекающимися в вопросах противодействия торговле людьми.

Фото 2. Фрагменты первого национального симуляционного тренинга «Противодействие торговле людьми на миграционных маршрутах» (г. Караганда, 24—28 июня 2019 г.)

Проведенные Академией правоохранительных органов симуляционные тренинги оставили массу положительных отзывов участников. Обратная связь показала востребованность и предпочтительность проведения подобных упражнений при обучении действующих сотрудников. Инновационный формат позволил объединить усилия компетентных органов в противодействии торговле людьми и укрепить как межведомственное сотрудничество правоохранительных органов, так и региональное сотрудничество государственных органов с неправительственным сектором.

Доказательством указанного являются реальные случаи освобождения порядка 50 граждан Узбекистана и Кыргызстана (по 8 фактам) из трудового рабства, имевшие место после проведения симуляционного тренинга и произошедшие благодаря установившимся на тренинге связям.

Еще одним важным направлением в подготовке сотрудников является их обучение навыкам работы с информационными системами Генеральной прокуратуры.

Информационные системы Генеральной прокуратуры (далее — ИС) — это программный комплекс, предоставляющий сотрудникам правоохранительных органов доступ в режиме реального времени к сведениям, необходимым для уголовного, административного, гражданского, исполнительного производства, при-

менения наказания и прочих функциональных обязанностей.

Само назначение ИС состоит в создании оптимальных условий для сбора и обработки необходимого массива данных для их последующего использования в процессе выработки и принятия решений по обеспечению законности и правопорядка.

В настоящее время с помощью имеющихся ИС установление подозреваемых лиц, места их нахождения и выявление нарушений законности стали возможными, не выходя из кабинета. Это позволяет сэкономить время и человеческие ресурсы, а также изменить подходы к процессу досудебного расследования, оперативно-розыскной деятельности, поддержания государственного обвинения и участия в суде, а также осуществления прокурорского надзора.

ИС обеспечивают оперативный доступ к обмену информационными данными, высокую степень надежности и решают такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроль за соблюдением процессуальных сроков досудебного расследования, формирование статистических и аналитических отчетов, а также получение копий процессуальных решений и судебных актов.

Таким образом, основной задачей обучения навыкам работы с ИС является привитие слушателям первоначальной профессиональной под-

готовки достаточных знаний по их использованию и применению в служебной деятельности.

Для изучения ИС в учебном корпусе Академии правоохранительных органов оборудован

компьютерный класс, который состоит из 25 рабочих мест для слушателей, где под руководством преподавателя вырабатываются устойчивые навыки работы.

Фото 3. Занятия по информационным компетенциям (Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, 2021 г.)

Главная особенность занятий — это углубленная практическая ориентация обучения.

Согласно учебной программе в информационной компетенции имеется 10 дисциплин обучения навыкам работы c ИС:

— Информационный портал Генеральной прокуратуры;

— Система информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов (СИО ПСО);

— Единый реестр досудебных расследований (ИС ЕРДР);

— Электронное уголовное дело (е-УД);

— Автоматизированное рабочее место «Единый реестр досудебных расследований» (АРМ ЕРДР);

— За дылы;

— Единый реестр административных производств (ЕРАП);

— Автоматизированная информационная система «Единая унифицированная статистическая система» (АИС ЕУСС), автоматизированная информационная система «Специальные учеты» (АИС СУ);

— Oracle BI;

— адаалау.

Указанные дисциплины выбраны неслучайно. Умение работать с ними — это важный навык будущих прокуроров.

Так, к примеру, Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 г., утвержденным Президентом Республики Казахстан1,

1 О внесении изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики

предусмотрен поэтапный перевод уголовного судопроизводства на электронный формат.

В связи с чем на базе Единого реестра досудебных расследований создан функционал ИС «Электронное уголовное дело», который позволяет проводить досудебное производство и рассматривать дела в суде полностью в электронном формате. В рамках системы «Электронное уголовное дело» сотруднику, ведущему расследование, не нужно запрашивать из государственных органов сведения о лицах, имуществе, проходящим по делу, все это следователь может получить в электронном виде, через интегрированные системы. Преимуществами ИС «Электронное уголовное дело» являются процессуальная экономия времени, сокращение сроков расследования и получения санкций (дистанционное санкционирование), прозрачность уголовного процесса, исключение рисков фальсификации и замена документов в уголовном деле, доступ к уголовному делу в режиме online, экономия финансов, исключение утери уголовных дел, системный ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Прокурор может ознакомиться с материалами уголовного дела в online формате и получить копии необходимых процессуальных документов, что обеспечивает прозрачность всего уголовного процесса с момента начала досудебного расследования до его направления в суд.

В функционале ИС «Задылы» существует ряд предупреждений и запретов (форматно-логический контроль) на принятие прокурорами и судами решений, противоречащих требованиям Уголовного кодекса и Уголовно-процес-

Казахстан от 26 февраля 2021 г. № 521. URL: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/U2100000521#z11 (дата обращения: 20.04.2022).

суального кодекса, что является реальным подспорьем прокурорам в осуществлении надзора за отправлением судами правосудия. Все сведения подгружают в ИС, и будущих прокуроров учат увидеть весь ход движения дела до суда и итоги судебного рассмотрения.

ИС «Задылы» может определять размеры штрафов с учетом месячного расчетного показателя на день совершения уголовного правонарушения, особенности при назначении наказаний несовершеннолетним, когда увидит даты их рождения и время совершения деяния, правильный порядок сложения наказаний и исчисление их сроков, все ограничения и запреты, установленные Уголовным кодексом, поможет не допустить ошибок при назначении наказаний за неоконченные преступления, при сделках, по совокупности и т. д.

Аналогично реализация ИС «Единый реестр административных производств» уже сейчас позволяет осуществлять надзор за законностью ведения административных производств в части своевременности и полноты регистрации административных производств, порядка и сроков рассмотрения государственными органами, с дачей оценки законности как процесса рассмотрения, так и законности принятых решений.

Для обеспечения эффективной подготовки и закрепления полученных знаний ИС большая часть обучения (70 %) отведена практическим занятиям и работе с учебными материалами, разработанным с учетом актуальных требований практики.

Таким образом, построение эффективной системы подготовки сотрудников правоохранительных органов является постоянным, трудоемким, разносторонним процессом с различными составляющими. С одной стороны, это разработка и применение инновационных методик при проведении занятий по обучению противодействию наркопреступности, торговли людьми, финансовым преступлениям и коррупции, терроризму и экстремизму, экологическим и киберпреступлениям; с другой стороны, это практическая составляющая, где навыки работы с информационными системами у обучающихся доводятся до автоматизма; с третьей — это постоянный обмен информацией с представителями правоохранительных органов зарубежных стран и использование их опыта в области подготовки сотрудников, что позволяет совершенствовать систему профессионального обучения путем: 1) анализа практики деятельности зарубежных правоохранительных органов и полицейских учебных заведений во избежание ошибок, с которыми сталкивались иностранные коллеги при модернизации профессиональной подготовки кадров; 2) заимствования достижений, идей и новых концепций подготовки для возможного применения и использования в казахстанских правоохранительных органах как эффективного метода построения научно обоснованной, усовершенствованной и обогащенной зарубежным опытом системы профессиональной подготовки кадров.

Список литературы:

1. Сейтаева Ж. С. Симуляционный тренинг «Борьба с торговлей людьми по миграционным маршрутам» — от идеи до реализации // За жне Зама. 2019. № 1 (217).

2. Сейтаева Ж. С., Балашов Р. С. Симуляцион-ное обучение в практической подготовке сотрудников правоохранительных органов: учебно-практическое пособие. Косшы, 2021.

3. Симуляционные упражнения по борьбе с торговлей людьми: практическое пособие // Organization for Security and Cooperation in Europe. 2019. URL: https://www. osce.org/files/f/documents/6/f/442945.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.