УДК 004.02
Бердиева С.М.
учитель информатики и информационных технологий
академический лицей Министерство внутренних дел Республики Узбекистан
Имомова Ш.М. старший учитель кафедра Информационных технологий Бухарский государственный университет Республика Узбекистан, г. Бухара
ПОСТРОЕНА ДВУХМЕРНЫХ ГРАФИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ СРЕДСТВАМИ EXCEL
Аннотация. В этой статье речь идет о построении графиках функций с помощью электронной таблицы Excel. Дано графические иллюстрации и объяснено шаг за шагом.
Ключевые слова. Мастер диаграмм, арифметическая прогрессия, график, функция, диапазон, легенда.
Berdieva S.M. - teacher of informatics and information technologies academic lyceum of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of
Uzbekistan Bukhara
Imomova Sh.M., Senior Teacher of the Department of Information
Technologies of Bukhara State University
CONSTRUCTING TWO-DIMENSIONAL GRAPHS IN COMPUTER SCIENCE LESSONS USING EXCEL
Summary. In this article, we are talking about building function graphs using an Excel spreadsheet. Graphic illustrations are given and explained step by step.
Keywords. Chart Wizard, arithmetic progression, graph, function, range, legend.
Из курса математики известно, что для построения графика функции y=f(x) необходимо первоначально построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента, т.е. составляют таблицу, в которую входят выбранные значения аргумента и соответствующие значения функции. Затем, соединяя на координатной плоскости множество пар точек. (x0;f(x0)), (x1;f(x1)), (xn;f(xn)) плавной линией построить приблизительный вид
графика функции y =f(x).
Для построения графиков на уроках информатики в Excel имеется мощное средство - мастер диаграмм, который предлагает пользователю большой набор типов графиков и диаграмм, позволяющих наглядно представить данные. В ходе решения конкретных примеров подробно остановимся на технологии построения графиков функции в Excel.
Задача . Средствами Excel постройте график функции
у = х • $т2(л-х) .
^ 4 7 при хе [-5;5], Ах = 0,25
Решение. 1. Ввод исходных данных. В ячейке диапазона А1:А41 последовательно введем числа : - 5, - 4.75, ..., 4.75, 5 т.е. значений аргумента х. Видно, что эта последовательность значений представляет собой арифметическую прогрессию. Ввести в ячейки диапазона ряд последовательных значений, образующих арифметическую прогрессию. Для этого:
✓ В ячейку А1 введем первый член арифметической прогрессии.
✓ Выбираем команду "Правка" затем "Заполнить", далее Прогрессия";
✓ В появившемся диалоговом окне "Прогрессия" в группе "Расположение" выбираем переключатель "по столбцам", а в группе "Тип" - переключатель "арифметическая". В поле "Шаг" введем значение 0.25, а в поле "Предельное значение" - 5;
✓ Нажимаем кнопку "ОК".
Диалоговое окно "Прогрессия" закроется, а на рабочем листе автоматически будет построена требуемая прогрессия. Далее вводим значение данной функции. Для этого в ячейку В1 вводим ее формулу =А1*8Ш(ПИ()*А1)А2. Затем, авто заполнением копируем эту формулу в
а | в с
1 -5 ,□□
2 -4,75 3,36
3 -4,50 4,50
4 -4,25 3,01
5 -4 ,□□
40
41 5,00
42
Рис. 1. Исходные данные для построения график данной функции
2. Выбор типа диаграммы
✓ Выбираем команду "Вставка" затем "Диаграмма".
✓ В появившемся диалоговом окне "Мастер диаграммы" на вкладке "Стандартные" в списке "Тип" выбираем вариант "График", а в списке "Вид" указываем стандартный график.
3. Указание диапазона исходных данных. В появившемся диалоговом окне "Мастер диаграмм(шаг 2 из 4): источник данных диаграммы" ("Исходные данные). На вкладке "Диапазон данных" выбираем переключатель "Ряды в столбцах", так как данные располагаются в столбцах. В поле ввода "Диапазон" приведем ссылку на диапазон ячеек В1:В41, значение из которых откладываются вдоль оси ординат . Во избежание ошибок, ссылку на этот диапазон в поле ввода " Диапазон" вводим не с клавиатуры, а путем его выбора на рабочем листе.
4. Ввод подписей по оси Х (горизонтальной). На вкладке "Ряд" в поле ввода "Подписи по оси Х" приведем ссылку на диапазон ячеек А1:А41, значения из которых откладываются по оси абсцисс (рис. 2.). Для этого
выбираем ячейку А1, а затем при нажатии клавиши "Shift" выделяем ячейку А41. В результате в поле "Подписи по оси Х" автоматически будет сформирована ссылка на этот диапазон в абсолютном формате, т.е. = Лист 1!$A$1: $A$41.
Рис. 2. Вкладка "Ряд" диалогового окна "Исходные данные".
После появления требуемой записи диапазона необходимо нажать кнопку "Далее" (переход на следующий этап).
5. Введение заголовков. В появившемся диалоговом окне "Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграммы". На вкладке "Заголовки" в поле "Название диаграммы" введем "График", в поле "Ось Х (категорий)" введем "Х", в поле "Ось У (значений)" введем "Г' (рис. 4.). На вкладке "Легенда" (легенда - пояснительные тексты, слова, символы и т.д.) снимаем флажок "Добавить легенду" . После этого нажимаем кнопку "Далее".
6. Выбор места размещения диаграммы
В появившемся диалоговом окне "Мастер диаграмм (шаг 4 из 4): размещение диаграммы" выбираем переключатель "Поместить диаграмму на имеющемся листе" . Диаграмма будет внедрена в текущем рабочем листе. Если выбрать переключатель "Поместить диаграмму на листе отдельном", то соответственно, график появится на отдельном листе.
Итак, график построен . Теперь, используя маркеры изменения размеров, можно поменять ее размер, а так же разместить диаграмму в нужном месте рабочего листа.
Рис. 3. Построенный график данной функции.
Кроме того, допустимо редактирование и исправление внешнего облика любого элемента диаграммы. Для этого достаточно его выделить, нажать на правую кнопку мыши и из появившегося контекстного меню выбрать команду редактирования этого элемента. Построение графиков на уроках информатики иллюстративно помогает учителям математики изучать тему графиков функций.
Использованные источники:
1. Математические основы информатики - Элективный курс - Учебное пособие - Андреева Е.В. Босова Л.Л. Фалина И.Н.
2. Информатика и ИКТ, Цветкова М.С., Великович Л.С., 2012
3. Информатика, MS Excel 2010, Воробьева Ф.И., 2014