ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
УДК 330.43(075.8)
ПАКЕТ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ OPENOFFICE.ORG В ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Г.Г. Волков, Е.А. Григорьев, В.В. Алексеев
В учебном процессе института уже несколько лет используются OpenOffice.org -полнофункциональный офисный пакет с открытым кодом. Подготовка школьников в области информационных технологий также ориентирована на использование этого программного обеспечения. В связи с этим для студентов института всех специальностей и форм обучения подготовлен по дисциплине «Эконометрика» лабораторный практикум, в котором, наряду с изложением современных базовых идей и методов эконометрики, рассматривается применение электронных таблиц для решения разнообразных прикладных экономических задач.
Ключевые слова: информационные технологии, программное обеспечение, эконометрика, пакет офисных приложений ОРЕ1МОРР1СЕ. ОРС.
В учебном процессе института уже несколько лет используются программные продукты с открытым кодом. В последнее время они набирают все большую популярность, поскольку круг разнообразных теоретических и практических задач, решаемых с их помощью, достаточно широк. Одним из таких программных продуктов является полнофункциональный офисный пакет OpenOffice.org.
Причин использования именно этого пакета несколько:
- во-первых, отсутствие значительных финансовых затрат на приобретение данного программного обеспечения. Как известно, использование нелицензионных копий некоторых продуктов, например от Microsoft, приводит к ряду серьезных проблем [1];
- во-вторых, простота инсталляции, бесплатные обновления, нетребовательность к аппаратным ресурсам компьютера;
- в-третьих, поскольку в школах в рамках Федеральной программы используется бесплатное программное обеспечение (OpenOffice.org, операционная система Linux и др.), то становится очевидным подготовленность школьников в области информационных технологий.
Эти факты и другие вынуждают институт заблаговременно готовиться к работе с
таким будущим контингентом студентов, который имеет навыки работы, в частности, с программным обеспечением OpenOffice.org [2-5].
Опишем кратко, что же представляет собой пакет OpenOffice.org. Он состоит из следующих приложений:
• Open Office.org Writer - позволяет создавать текстовые документы;
• Open Office.org Calc - позволяет создавать электронные таблицы;
• Open Office.org Impress — позволяет создавать презентации;
• Open Office.org Draw — позволяет создавать рисунки;
• Open Office.org Base — позволяет создавать базы данных;
• Open Office.org Math - позволяет создавать математические формулы.
Видим, что пакет OpenOffice.org по широте круга решаемых задач вполне удовлетворяет даже самым серьезным требованиям. Исходя из вышеприведенных соображений, авторами статьи подготовлен для студентов института всех специальностей и форм обучения по дисциплине «Эконометрика» лабораторный практикум «ЭКОНОМЕТРИКА И ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР OPENOFFICE.ORG CALC» (учебное пособие), за основу которого взято учебное по-
собие «Эконометрика. Лабораторный практикум» [6].
Особенностью лабораторного практикума является, наряду с изложением современных базовых идей и методов эконометрики, применение электронных таблиц табличного процессора OpenOffice.org Calc для решения разнообразных экономических задач. Такой подход позволяет студенту понять, каким образом решаются экономические задачи с помощью информационной системы OpenOffice.org Calc, правильно интерпретировать и анализировать полученные результаты, делать обоснованные выводы. Крайне важно, чтобы пользователь не оказался механическим приложением к программе OpenOffice.org Calc, использующим возможности современных вычислительных систем, без понимания сущности соответствующих математических проблем и их алгоритмического решения.
Данный практикум рассчитан как на новичков, впервые встречающихся с эконометрикой, так и на опытных пользователей, желающих совершенствовать свои навыки и раскрывать для себя новые возможности OpenOffice.org Calc. Оно призвано, в конечном итоге, помочь студентам и заинтересованным лицам в освоении курса «Эконометрика».
В данной статье, на основе примера из лабораторного практикума, рассмотрены некоторые сведения и приложения табличного процессора в эконометрических исследованиях с последующим сопоставлением функциональных возможностей OpenOffice.org Calc и MS Excel.
Пример. Имеются данные о среднедушевых расходах на питание Yи личном доходе Х жителей некоторой страны за 11 лет (данные условные):
Требуется рассчитать ковариацию и линейный коэффициент парной корреляции; провести испытание гипотезы о линейности связи на основе оценки г коэффициента корреляции генеральной совокупности при уровне значимости а = 0,05.
Решение.
1. Рассмотрим непосредственное использование возможностей программы. Заполним рабочий лист, как показано на рис.1.
Год х у 2 х ху 2 у
1999 2 9 4 18 81
2000 6 10 36 60 100
2001 10 12 100 120 144
2002 14 19 196 266 361
2003 18 20 324 360 400
2004 22 23 484 506 529
2005 26 27 676 702 729
2006 30 33 900 990 1089
2007 34 36 1156 1224 1296
2008 38 42 1444 1596 1764
2009 42 50 1764 2100 2500
Итого 242 281 7084 7942 8993
22 25,5455 644 722 817,5455
Среднее х у х 2 ху у2
Рис. 1.
Примечание: Формулы-комментарии (пояснения) не являются обязательными для ввода, их написание преследует дидактическую цель: студент не должен щелкать по кнопкам, не понимая, что находит. Мы надеемся, что таким образом формулы откладываются в памяти.
В ячейках 02, Е2, Е2 введем пояснения: х2, ху, у2. Чтобы набрать, например, х2, в
02 нужно ввести х 2, в меню Формат выбрать пункт Символы, после чего перейти во вкладку Положение и поставить галочку рядом со словосочетанием верхний индекс, нажать ОК, после чего ввести 2. Аналогично набирается ху в Е2 и у2 в Е2.
Далее следует ввести формулы, согласно таблице
Ячейка Формула
D3 =B3*B3
E3 =B3*C3
F3 =C3*C3
Внимание! Сначала вводится знак «=». Затем, чтобы в формуле ввести, например, B3, достаточно щелкнуть по этой ячейке левой кнопкой мыши, после чего продолжить набор: ввести знак «*», затем снова щелкнуть по ячейке B3, нажать клавишу Enter. В ячейке появится число 4. Аналогично поступить и в двух других случаях.
Пользуясь автозаполнением, размножим формулу из ячейки D3 на диапазон D3-D13.
Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
X 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 42
Y 9 10 12 19 20 23 27 33 36 42 50
Для этого нужно выделить ячейку D3, щелкнув по ней левой кнопкой мыши, затем поместить курсор в нижний правый угол ячейки, добиваясь получения значка в виде крестика. Добившись его появления, нужно нажать левую клавишу мыши и, удерживая ее, протянуть выделенный диапазон вниз до ячейки D13, отпустить кнопку. Во всех клетках этого столбца должны появиться значения, равные квадрату значений x в столбце B.
Аналогично можно выделить диапазон ячеек E3:F3 (для этого необходимо щелкнуть левой клавишей мыши по ячейке E3 и, не отпуская ее, протянуть до ячейки F3, и отпустить). Далее, поместив курсор в правом нижнем углу выделенного диапазона, получить значок в виде крестика и размножить формулы, как было описано выше, на диапазон E3:F13.
В ячейке A14 введем «Итого»; объединим ячейки А15 и А16, для чего выделим их и щелкнем на Панели инструментов по значку L3 (или в меню Формат — Объединить ячейки). Введем в объединенную ячейку «Среднее». Чтобы в ячейке B14 получить сумму значений, находящихся в ячейках B3:B13, следует выделить ячейку В14 и щелкнуть по значку Ж на Панели инструментов. При этом программа выделяет предполагаемый диапазон ячеек, для которых нужно найти сумму. Если выделенный диапазон нас устраивает, то можно сразу нажать Enter либо выделить самостоятельно нужный диапазон (в нашем случае B3:B13) и нажать Enter. Чтобы в ячейке B15 получить среднее значение фактора X за 11 лет, нужно сумму значений за все годы разделить на количество лет, т.е. в ячейке B15 необходимо ввести формулу «=B14/11» и нажать Enter.
Далее следует выделить диапазон ячеек B14:B15 и, пользуясь автозаполнением, размножить его на диапазон B14:F15.
Чтобы в ячейке B16 ввести поясняющее обозначение х , нужно воспользоваться Редактором формул. Для этого щелкнем по ячейке B16 и выполним команды меню Вставка ^ Объект ^ Формула. Поле для ввода формул-комментариев появится внизу листа. После нажатия правой кнопки мыши появляется контекстное меню, в котором выбираем Атрибуты - Overline abc, как показано на рис. 2 (слева). Теперь в появившейся строке overline {<?>} вместо знака <?> вписываем х (таким же образом при необходимости можно ввести и любую другую запись).
Чтобы выйти из Редактора формул, нужно щелкнуть мышкой в любом другом месте экрана.
Внимание! Если формула введена неверно, можно ее отредактировать. Для этого щелкнем по ней дважды левой кнопкой мыши и редактируем. Однако иногда легче выделить формулу и удалить ее (с помощью Delete), а потом ввести заново. Если формула находится не в нужном месте, ее можно перетащить (она не прикреплена к конкретной ячейке). Для этого ее сначала нужно, щелкнув по ней, выделить, а потом, нажав и не отпуская левую кнопку мыши, перетащить в нужное место, кнопку отпустить.
Аналогично, пользуясь Редактором формул__в ячейке С16 ввести у , в ячейке D16 - х2 в строке overline {<?>} на месте знака <?> щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем Функции - хЛу, вписываем х и 2 на местах знаков вопроса_(показано на рис^2 справа), в ячейке E16 - ху, в ячейке F16 - у2. В конечном итоге получаем расчетную таблицу, представленную на рис. 2.
7
2
Э
10
11
12
13
14
15
16
17
18
15
20
21 Отношения ►
22
73 Операции над множеством ►
24 Функции ►
25 Операторы ►
26 Атрибуты ►
27
► lfnl Ли cri Форматы ►
lover line {S
- тс
[Г'М
ехв(х)
1од(к>
sin(x)
ços(x)
tan(x)
cot(x)
sinh(x)
çosh(x)
tanh (x)
çothfx)
Другие
:7:-
Рис. 2
Пользуясь Редактором формул, введем формулы-комментарии, как показано ниже:
Для выполнения расчета введем формулы согласно таблице
Ячейка Формула
D20 =D15-B15*B15
D22 =F15-C15*C15
D25 =E15-B15*C15
D28 =D25/sqrt(D20 *D22)
чтобы его вычислить, в ячейке 032 введем формулу
«=028* бяП (11-2)/ бяП (1-028*028)».
В ячейке Е32 введем tкр = . Щелкнув по ячейке Р32, найдем в ней значение функции TINV, взяв в качестве аргументов этой функции уровень значимости а = 0,05 и число степеней свободы V = п 2 = 11 2 = 9. Получим t =2,262159.
кр
Поскольку Унабл\ > tкр, то гипотезу Н0о равенстве нулю истинного значения коэффициента корреляции отвергаем в пользу Н1, т.е. г статистически значим, и между переменными имеется линейная зависимость. Начиная от ячейки А34, запишем комментарий:
Внимание! <^гЪ> в формуле можно набрать с клавиатуры, однако, во избежание ошибок, лучше нажать на Панели инструментов кнопку (или выбрать команду меню Вставка^ Функция), затем выбрать категорию Математические, функцию sqrt, нажать ОК, в появившемся поле для ввода аргумента функции ввести 020*022 и нажать ОК.
Коэффициент корреляции в ячейке 028 равен 0,984806. По модулю он близок к 1, что означает, что между переменными X и У имеется сильная линейная зависимость. Однако необходимо проверить значимость этого коэффициента. Для этого выдвигаем основную гипотезу Н0 : р = 0 (коэффициент корреляции незначимо отличается от 0) и конкурирующую гипотезу Нх: р Ф 0 (коэффициент корреляции значимо отличается от 0). Чтобы принять или отвергнуть гипотезу при уровне значимости 0,05 нужно рассчитать наблюдаемое значение -критерия и сравнить с критическим значением.
На месте ячейки В32 введем формулу-
комментарий для вычисления наблюдаемого
г • V п - 2
значения критерия: tHa6a =
лЯ—
«\tHafM \ > tKp, то коэффициент корреляции статистически значим».
2. Мы выше демонстрировали использования различных формул для нахождения ковариации и коэффициента корреляции. Однако в Open Office.org Calc имеются специальные инструменты, позволяющие легко получить эти величины.
Это можно сделать двумя способами:
2.1. С помощью встроенных функций CORREL и COVAR.
Для того чтобы задействовать эти функции нужно нажать fx на Панели инструментов, затем из данного списка функций выбрать Статистические, после чего в списке, представленном ниже, выбрать функцию CORREL или COVAR. Данные функции имеют следующее описание:
CORELL (данные 1; данные 2);
COVAR (данные 1; данные 2).
2.2. С использованием функции LINEST. Функция LINEST позволяет определить параметры линейной регрессии у = Ъ0 + Ь1х . Аргументами функции являются: Известные значения у, Известные значения х, Константа (логическое значение: 1 - при наличии свободного члена, 0 - при его отсутствии. Логическое значение показывает, выводить дополнительную информацию по регрессионному анализу (соответствует 1 или нет (0)), Статистика.
Выполним действия в следующем порядке: щелкнем по ячейке E37, выполним Для того команды меню:
Вставка^ Функция^ Массив^ LINEST^ ОК.
2
Функции _трук^ра Категария
Ма сої е Ы
Функция
FREQUENCY
GROWTH
LINEST
LOGEST
M DETERM
N INVERSE
МЫ LILT
MU NIT
SUMPRODUCT
SUMX2MY2
SUMX2PY2
SUMXMY2
TRANSPOSE
Результат Фун кции М Я
LINEST
В мчлсляет параметри гинейной регрессии є еидє ншива.
даннье X ¡необязательны?!)
Массив данных X.
Тип гинии
статистика
/*
данные Y l3:C1j
даннье X
В 3: Е13
1
їх
Формула
= LIISEST:>3:C13;B3:B13:1;1)
Рис. 3.
т
т
в
Результат #ИМЯ
Таблица 1
Значение коэффициента Ъх Значение коэффициента Ь0
Стандартное значение ошибки для Ъх Стандартное значение ошибки для Ь0
Коэффициент детерминации Я2 Стандартная ошибка для оценки У
^-статистика Число степеней свободы
Регрессионная сумма квадратов Остаточная сумма квадратов
В соответствующие поля введем аргументы, как показано на рис.3.
Нажмем ОК.
В ячейке Е37 появится элемент итоговой таблицы. Чтобы вывести всю таблицу, нужно выделить диапазон ячеек E37:F41. Затем следует нажать клавишу F2, после этого одновременно клавиши CTRL>+ < SHIFT> + <ENTER>. При этом в выделенном диапазоне выйдет вся регрессионная статистика в следующем порядке (слева направо) (табл.1).
Поскольку квадрат коэффициента корреляции для линейной модели регрессии равен коэффициенту детерминации R2, то, чтобы найти модуль коэффициента корреляции, например, в ячейке E42, введем r = , а в ячейке F42 - «=sqrt(Е39)». Знак же коэффициента корреляции будет совпадать со знаком коэффициента Ъ1.
В конце работы сохраняем созданный файл под названием лаб1.ods. Для этого выполним команду меню Файл ^ Сохранить как, в диалоговом окне выберем нужную папку, в поле Имя файла введем «лаб1», нажмем Сохранить.
Внимание! Чтобы облегчить ввод формул, можно воспользоваться функциями OpenOffice.org Calc. Функции - это встроен-
ные в OpenOffice. org Calc формулы. Табличный процессор содержит множество формул. Они сгруппированы по различным типам: логические, математические, финансовые, статистические и др. Полный перечень функций можно просмотреть, нажав кнопку /и на Панели инструментов. Для активизации той или иной формулы следует выполнить команду меню Вставка^ Функция. В появившемся окне Мастер функций слева содержится перечень типов функций. После выбора типа справа будет помещен список самих функций. Выбор функции осуществляется щелчком клавиши мыши на соответствующем названии. В OpenOffice.org Calc по всем функциям имеется подробная справка, доступ к которой можно получить, нажав F1 и вписав в пустое окно название интересующей функции.
Оценивая работу OpenOffice.org и сравнивая функциональные возможности OpenOffice.org Calc и MS Excel, можно отметить ее следующие положительные моменты (а также табличного процессора):
• совместимость с различными операционными системами (Linux, Solaris, Windows);
• интерфейс приложений OpenOffice.org совместим с интерфейсом приложений MS
Office, что упрощает переход от вторых к первым;
• широкие возможности, не уступающие возможностям приложений MS Office, а в некоторых случаях превышающих их;
• совместимость документов с документами, созданными как в приложениях MS Office, так и в других известных офисных пакетах, например Lotus или StarOffice;
• поддержка большого количества форматов файлов;
• возможность создания документа любого приложения, находясь в другом приложении (интеграция), что снимает выполнение дополнительной операции поиска и загрузки соответствующего приложения;
• наличие большого количества встроенных функций (около 370 против 235 в Microsoft Excel 2003), что обеспечивает решение большого количества разнообразных задач.
Следует также отметить, что у OpenOffice.org есть и недостатки, свойственные особенно некоторым приложениям. Например, наличие большого количества встроенных функций, превращается в недостаток, ибо большинство из них реализовано через макросы, что приводит к слабой переносимости документов из Calc в MS Excel, хотя при переносе в обратном направлении проблем обычно не бывает. Кроме того, некоторые операции имеют своеобразную реализацию, команды для их выполнения располагаются в иных пунктах меню, чем в приложениях MS Excel, или имеют другие названия, что на первых порах вызы-
вает трудности в освоении. Тем не менее, можно отметить, что:
1) свободно распространяемый пакет офисных приложений Open Office.org должен быть широко использован в учебном процессе института, а табличный процессор OpenOffice.org Calc - для решения эконометрических и других прикладных задач;
2) встроенные в электронные таблицы функции облегчают решение разнообразных задач, не отменяя в то же время необходимости составления алгоритмов их решения.
Источники и литература
1. Зубрилин А.А., Лобурова О.Н., Черемухи-на Е.В. Офисный пакет OpenOffice.org: Текстовый процессор Writer // Информатика и образование. 2008. №3. С. 47-60.
2. Зубрилин А.А., Лобурова О.Н., Черемухина Е.В. Табличный процессор OpenOffice.org Calc как средство реализации межпредметных связей в обучении информатике и математике // Информатика и образование. 2008. №4. С. 62-75.
3. Суханов М.Б. Решение нелинейных уравнений с помощью средств «Подбор параметра» в MS Excel и OpenOffice.org Calc // Информатика и образование. 2008. J№5. С. 72-75.
4. Зубрилин А.А., Юртенова Е.М. СУБД OpenOffice.org Base как упрощенный аналог СУБД Microsoft Access // Информатика и образование. 2008. №6. С. 52-68.
5. Суханов М.Б. Решение эконометрических задач в Microsoft Excel и OpenOffice.org Calc при изучении темы «Освоение среды табличного процессора» // Информатика и образование. 2008. №12. С. 64-72.
6. Волков Г.Г., Григорьев Е.А., Васильева О.Г. Эконометрика: Лабораторный практикум. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. С. 160.
G.G. Volkov, E.A. Grigoriev, B.B. Alekseev. THE PACKAGE OF OFFICE APPLICATIONS OPENOFFICE.ORG IN ECONOMETRICAL RESEARCH.
OpenOffice.org, a full fuction office package with open code, have been used in the academic process of the Institute for several years. The training of school children in IT is also aimed at the usage of this software. Therefore, the lab course in Econometrics have been prepared for the students of all the specialities of thw Institute. The course considers the application of electronic tables for solving different applied econometrical tasks alongside with stating the modern basic ideas and methods in Econometrics.
Key words: information technologies, software, Econometrics, package of office applications OpenOffice.org
ВОЛКОВ Геннадий Герасимович, родился в 1947 г., окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1969), канд. техн. наук, доцент кафедры математических и инструментальных методов экономики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 155 работ.
ГРИГОРЬЕВ Евгений Арсентьевич, родился в 1951 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1973), канд. физ.-мат. наук (1989), доцент кафедры матема-
тических и инструментальных методов экономики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 100 работ.
АЛЕКСЕЕВ Виктор Васильевич, родился в 1977 г., окончил Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (1999), канд. техн. наук, доцент кафедры математических и инструментальных методов экономики Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 14 работ.
УДК 378
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
А. В. Картузов
Информатизация образования позволяет в настоящее время проводить мониторинг -постоянное сравнение текущих результатов с прогнозами и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий. Внедрение информационной системы управления качеством образовательного процесса в вузе позволяет охватить различные стороны учебного процесса, осуществлять его мониторинг в реальном времени, обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза и, как результат, повышение качества образования.
Ключевые слова: информатизация, образования, качество, мониторинг.
Информатизация образования позволяет в настоящее время проводить мониторинг - постоянное сравнение текущих результатов с прогнозами и на этой основе получать обоснованные рекомендации по корректировке учебных занятий, в т.ч. с использованием компьютерной техники и тестов.
Мониторинг - регулярное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов и условий, повлиявших на них, а также принятие реализации управленческих решений по регулированию и коррекции для приведения процесса в соответствие с прогнозируемым результатом.
Одним из ключевых элементов в техно -логии управления качеством образовательных услуг является оперативная и своевременная информация. Для принятия управленческих решений необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, которую обеспечивает педагогический мониторинг [1].
Педагогический мониторинг - система непрерывного, научно-обоснованного сбора, хранения, переработки, интерпретации информации о состоянии и развитии педагогической системы или отдельного обучающегося, обеспечения обратной связи с целью наиболее оптимального выбора образова-
тельных целей и задач, а также методов и средств их решения.
Структура педагогического мониторинга включает объекты (качество потенциала абитуриентов, качество учебных достижений студентов, качество готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности, качество условий, созданных для обучения студентов в вузе, качество условий, созданных для работы преподавателей и сотрудников в вузе); субъекты (студенты, работодатели, преподаватели, сотрудники и руководство вуза), которые вовлекаются в процесс управления качеством образовательного процесса в различных ролях; методы измерения (анкетирование, традиционные и современные методы контроля качества знаний студентов).
Педагогический мониторинг (текущий, тематический, итоговый) должен показать результаты каждого обучающегося и группы в целом по усвоению всех дидактических единиц. Наряду с педагогическим, в учебном заведении должен реализовываться психологический мониторинг, который показывает все происходящие изменения в психологических характеристиках обучающегося, указывает на возможность возникновения критических ситуаций, выдает определенные рекомендации преподавателям по работе.
Мониторинг высшего учебного заведения