Научная статья на тему 'Построение бренда кафедры вуза как основа лидерства в условиях конкурентной образовательной среды'

Построение бренда кафедры вуза как основа лидерства в условиях конкурентной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / КАФЕДРА / ВУЗ / ГУУ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИМИДЖ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бударин Пётр Юрьевич, Анисимов Никита Дмитриевич, Касьяник Юлия Владимировна

Основная проблема большинства современных вузов в доставшейся в наследство от СССР корпоративной культуре. К элементам, характеризующим такое удручающее положение дел, можно отнести и зачастую недружелюбный, холодный интерьер большинства учебных заведений, и низкий уровень клиентоориентированности сотрудников, и неактуальные для молодого поколения презентационные мероприятия, что, в целом, можно списать на непрофессионально выстроенную маркетинговую политику в отношении основных целевых групп. Опираясь на результаты исследований, автором статьи предложили комплекс мероприятий, который, на наш взгляд, способен изменить ситуацию в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бударин Пётр Юрьевич, Анисимов Никита Дмитриевич, Касьяник Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF HR-UNIVERSITY DEPARTMENT''S BRAND AS THE FOUNDATION OF LEADERSHIP AT THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND COMPETITIONAL SPHERE

The main problem of modern universities is the legacy of USSR's corporate culture. As the characterizing features, we can remember such things as unfriendly interior, low level of client interest, irrelevant arrangements which in common can be called unprofessional marketing policy. Using results, which presented in article «The research of attractiveness of university’s department among task groups», we have offered the complex of decisions, which could help to change the situation in better way.

Текст научной работы на тему «Построение бренда кафедры вуза как основа лидерства в условиях конкурентной образовательной среды»

УДК 378.096:659.44

ПОСТРОЕНИЕ БРЕНДА КАФЕДРЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ЛИДЕРСТВА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Основная проблема большинства современных вузов - в доставшейся в наследство от СССР корпоративной культуре. К элементам, характеризующим такое удручающее положение дел, можно отнести и зачастую недружелюбный, холодный интерьер большинства учебных заведений, и низкий уровень клиентоориентированности сотрудников, и неактуальные для молодого поколения презентационные мероприятия, что, в целом, можно списать на непрофессионально выстроенную маркетинговую политику в отношении основных целевых групп. Опираясь на результаты исследований, автором статьи предложили комплекс мероприятий, который, на наш взгляд, способен изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ключевые слова: образовательные стандарты, межвузовское сотрудничество, бизнес-инкубаторы, кафедра, вуз, ГУУ, корпоративная культура, имидж, вовлеченность.

THE CONSTRUCTION OF HR-UNIVERSITY DEPARTMENTS BRAND AS THE FOUNDATION OF LEADERSHIP AT THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND COMPETITIONAL SPHERE

Annotation. The main problem of modern universities is the legacy of USSR's corporate culture. As the characterizing features, we can remember such things as unfriendly interior, low level of client interest, irrelevant arrangements which in common can be called unprofessional marketing policy. Using results, which presented in article «The research of attractiveness of university's department among task groups», we have offered the complex of decisions, which could help to change the situation in better way.

Keywords: educational standards, inter-University cooperation, business incubators, Department, university, state University of management, corporate culture, image, involvement.

Внесем ряд предложений, которые, на наш взгляд, помогли бы сформировать позитивный имидж кафедры N. Предложения мы сгруппировали в четыре кластера:

1) программы сотрудничества;

2) обратная связь;

3) учебная программа;

4) презентационный контент.

Сотрудничество с бизнесом, государственными органами и другими университетами.

1. Бизнес. Одним из главных критериев, на которые абитуриенты обращают внимание при выборе вуза - это налаженное взаимодействие с представителями бизнеса [2]. Поэтому важнейшим элементом конкурентоспособности как отдельной кафедры, так университета в целом является наличие реальных программ взаимодействия с ведущими компаниями. Так, например, такие компании, как P&G, Сбербанк, PWC, Mars, Nestle, ВТБ 24, Альфа-Банк, Росбанк, KPMG заключают договоры о сотрудничестве с ведущими экономическими вузами - Финансовой академией, РЭУ им. Плеханова, НИУ ВШЭ, РАНХИГС, ВШБ МГУ им. Ломоносова. Из партнеров кафедры N ГУУ, мы смогли выделить следующие: ЭНИН им Г.М. Кржижановского, Kelly Servises, Группа Е4, Первый БИТ, ООО «Эйч Ар Ти Групп», ООО «Профи Групп», Адамас. Если ГУУ хочет оставаться действительно конкурентоспособным

© Бударин П.Ю., Анисимов Н.Д., Касьяник Ю.В., 2015

П.Ю. Бударин Н.Д. Анисимов Ю.В. Касьяник

Peter Budarin Nikita Anisimov Yulia Kasyanik

на фоне выше перечисленных университетов, то следует ориентироваться на ведущих игроков российского и международного рынка.

2. Взаимодействие с российскими университетами. Мы можем констатировать, что на студенческом уровне реального взаимодействия между вузами нет, если не брать в расчет спортивные мероприятия КВН и единичные олимпиады, на которые зачастую московские вузы не приглашаются. Это большое упущение, так как студенты теряют возможность наладить контакты со студентами из других вузов, обменяться опытом, обсудить актуальные проблемы и т.д. Мы предлагаем создать профильное межвузовское студенческое объединение и проводить на базе этого объединения регулярные форумы, конференции, лекции и т.д. [2]

Обратная связь.

1. Мониторинг уровня удовлетворенности и студентов. Для определения уровня удовлетворенности студентов мы предлагаем каждые полгода проводить опрос студентов [1], используя разработанную нами методику. Результаты проведенного анализа необходимо вывешивать на кафедре, а также на ее информационных ресурсах. Так же мы предлагаем проводить выходное интервью у выпускников вузов.

2. Активизация работы кураторов курсов. Нужно отметить, что сегодня должность куратора существует, но носит формальный характер. На наш взгляд, мы должны перейти к реально функционирующей системе взаимодействия между кафедрой, деканатом и студентами, в которой куратору отводится ключевая роль - роль связующего звена. В нашем представлении куратор будет выполнять следующие задачи:

- формирование программ работы со студентами, например: организация стажировок, конференций, тренингов, различных внутренних мероприятий;

- информирование студентов о стипендиях, грандах, тендерах, научных проектах, возможностях пройти стажировку, различных внутри вузовских мероприятиях;

- предоставление обратной связи студентам по всем организационным вопросам;

- содействие в трудоустройстве студентам;

- мониторинг уровня удовлетворенности и вовлеченности студентов в учебный процесс;

- представление кафедры на интернет-ресурсах;

- трансляция корпоративной культуры.

3. Создание группы в социальных сетях. Когда мы говорим о неэффективности каналов внешней и внутренней коммуникации, мы подразумеваем нежелание сотрудников вуза ориентироваться на свою целевую аудиторию, что приводит к потере потенциальных студентов еще на этапе информационной борьбы. Страшно представить, что сегодня, в эпоху, когда численность населения социальных сетей, популярных в России, сопоставима с численностью населения Китая и Индии, кафедра, равно как и вуз, никак не задействует эти ресурсы для привлечения абитуриентов. Как же эффективно использовать социальные сети? Мы предлагаем следующие мероприятия по внедрению:

- создание сообществ в таких социальных сетях: ВКонтакте, LinkedIn, Facebook, Twitter, Instagram (при создании определенных условий);

- создание аккаунтов для преподавателей;

- формирование интересного информационного контента, т.е. правильное позиционирование себя в интернет-пространстве.

Направления использования социальных сетей:

- трансляция корпоративной культуры;

- использование ресурсов интернета, как элемент взаимодействия с целевыми группами (абитуриенты, соискатели, потенциальные клиенты и т.д.);

- формирование положительного имиджа в России и за рубежом.

Реабилитация учебной программы. Большинство экспертов признают, что ныне существующая система подготовки специалистов по направлению менеджмент не отвечает запросам динамично прогрессирующих компаний. К основным недостаткам учебной программы относятся следующие:

- негибкость учебной программы. Ситуация на рынке труда такова, что работодатели требуют от студентов не только наличие диплома, но и наличие какого-то практического опыта. Компании идут навстречу студентам, предоставляя возможность прохождения стажировок по гибкому графику. Однако некоторые преподаватели, узнав о том, что студент проходит стажировку, категорически отказываются идти навстречу студентам. Такая же ситуация возникает и с работой студентов над научными проектами. Зачастую преподаватели мотивируют это тем, что реализация своих проектов и прохождение стажировок должны проходить в свободное от учебы время;

- перегруженность учебной программы. Из-за перегруженности программы учебный процесс сводится не к получению знаний, а к сдаче зачетов и экзаменов, потому что студенты не могут сконцентрироваться на изучении наиболее важных для профессиональной деятельности предметов. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что студент за 4 месяца должен изучить 12 объемных дисциплин, написать две курсовые, сдать несколько десятков рефератов, а также подготовиться к сессии - выучить в среднем 50 вопросов к экзамену/зачету по каждому предмету.

Предложения:

- создание научно-исследовательского центра/бизнес-инкубатора на базе кафедры;

- приглашение преподавателей-практиков;

- создание возможностей для прикладной деятельности преподавателей на базе кафедры;

- приглашение практикующих экспертов для проведения тренингов и мастер-классов для студентов;

- возможность студентов влиять на формирование вариативной части учебной программы;

- сократить число предметов и сделать акцент на ключевые дисциплины;

- введение единых стандартов в работе со студентами, занятыми в научных проектах или проходящих стажировку по специальности. Что должно быть зафиксировано в бально-рейтинговой системе, которая позволит сбалансировать систему оценки таким образом, что она будет учитывать не только успеваемость студента по конкретным дисциплинам, но и также научную активность студентов, прохождение стажировок;

- самостоятельность в выборе учебных проектов. Вместо закрепленных учебным планом предметов, по которым студенты выполняют курсовые работы, рефераты и семестровые работы, дать возможность самостоятельно определять направление и предмет исследования, т.е. предоставить свободу исследовательской деятельности;

- создание системы мотивации и стимулирования активных студентов, например, система автоматов, прием в магистратуру без экзаменов, разыгрывание билетов на мероприятия, предоставление возможности студентам реализовать собственные проекты на базе университета, учреждение премий на основе балльно-рейтинговой системы (студент месяца, студент года) и т.д.

Качество презентационного контента. Говоря об имидже, в первую очередь стоит обратить внимание на внутреннее обустройство аудиторий и техническое оснащение [3], как говорится, «встречают по одежке». Сразу оговоримся, что не будем затрагивать техническую сторону вопроса (обустройство аудиторий, техническое сопровождение и другое), однако отметим, что большинство аудиторий требуют хотя бы косметического ремонта, а также оснащения их средствами мультимедиа.

Мы же хотим уделить внимание «содержанию», а не «форме», т.е. контенту, транслируемому через различные каналы коммуникации во внешнюю среду. Сегодняшний формат презентационных

мероприятий никак не соотносится с представлениями абитуриентов об образе современного учебного заведения. Цель таких мероприятий - создать положительное эмоциональное впечатление, чего, используя существующий контент, добиться крайне сложно.

Предложения:

- создание актуального и разнообразного презентационного контента;

- создание профессиональными дизайнерами узнаваемой символики кафедры;

- представление кафедры в социальных сетях и на других интернет ресурсах (образовательные порталы);

- представление кафедры на различных мероприятиях (выставках, студенческих конференциях, взаимодействие с престижными школами, колледжами и т.д.);

- организация мероприятий по привлечению абитуриентов;

- формирование актуального информационного контента.

Отметим, что большинство из предложенных мероприятий можно запустить в течение 3 месяцев, а самые масштабные - реализовать в течение 1-2 лет [4]. Конкурентоспособность вуза формируют кафедры - структурные подразделения, которые непосредственно отвечают за подготовку и «проживание» студентов в стенах университета. И от того, насколько качество предоставляемых услуг отвечает запросам абитуриентов, бизнеса и государства, напрямую зависит финансовая устойчивость университета.

Библиографический список

1. Аакер Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.

2. Беккер Е.Г. Особенности бренда вуза // Вестник финансового университета. - 2012. - № 2.

3. Годин А.М. Брендинг: учеб. пособ. / А.М. Годин, А.А. Дмитриев. - М.: Дашков и Ко, 2004.

4. Чернозуб О.Л. Стоимость бренда: реальность превосходит мифы // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2003. - № 1-2 (43-44).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.