2. Гуревич П. С. Философская антропология. -2-е изд., стер. Издательство «Омега-л» 2010. - 607с.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Мысль, 1979. -620 с.
4. Как возможна единая наука о человеке? Выступления участников методологического семинара «Многомерный образ человека», проходившего в Институте человека РАН в июне 2003 г.// журнал «ЧЕЛОВЕК». № 1. 2004.
5. Кузин А. М. Духовное начало во Вселенной // журнал «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ». 1998. № 8. С. 167-170.
6. Марутаев М. А. О гармонии мира. // журнал
_61
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ». 1994. № 6. С. 71-81.
7. Петрунин А. М. Научно-философские основы понятия мудрости и их значение. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016.- 286 с.
8. Петрунин А.М. Учение о мудреце: каким надо быть, чтобы быть человеком. Монография. ВА ВПВО ВС РФ, 2014. - 75 с.
9. Риккерт Г. Философия жизни. Пер. с нем. Ника-Центр, 1998. С. 269 - 375.
10. Спиркин А. Г. Человек в лучах Вселенной // Философия. 2-е изд. Гардарики, 2004. С. 319-323.
11. Циолковский К.Е. Философия космической эпохи. - 2-е изд. Академический проект, 2014. -240с.
ПОСТОЯННО ВОЗРОЖДАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИДЕОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тетиор А.Н.
РГАУ -МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва, докт. техн. наук, проф.
CONTINUALLY RESURGENT PROBLEM AND NEGATIVE PUBLIC RELATIONS AND IDEOLOGIES OF HUMANITY
Tetior A.N.
K-А. Timirjasev Agricultural Academy, Moscow, Dr. Sc., Professor
АННОТАЦИЯ
Проблемные и негативные формы поведения и общественные взаимоотношения, учения и идеологии человечества, продемонстрировавшие в ходе истории свои отрицательные качества (человеконенавистнические и утопические идеологии, агрессия и войны, зло, терроризм, рабство, все виды неравенства, жестокие и неэтичные верования, и пр.), не элиминируются, а постоянно возрождаются. В этой области бытия нет подобия естественного отбора, удаляющего чересчур негативные для человечества взаимоотношения и идеологии. Даже соотношение унаследованных человеком положительных и отрицательных эмоций 1:2 не меняется. Причина этого в том, что истоки множества форм поведения, общественных взаимоотношений, учений и идеологий человечества находятся в живой природе и унаследованы человеком как общественным животным. В результате эволюции множество организмов живой природы находится в бинарном множестве взаимоотношений - от антибиоза до симбиоза, при жестоком (с точки зрения человеческой морали) поддержании гомеостаза с помощью всеобщего поедания. Эти взаимоотношения в ходе антропогенеза были закреплены в многослойном мозгу человека как «всеживотного», поэтому они постоянно возрождаются, в том числе в форме идеологий. Вероятно, возможны только медленные улучшения взаимоотношений в результате культурной эволюции и воспитания.
ABSTRACT
The problem, often negative, forms of behavior and public relations, teachings and ideology of mankind, demonstrated in the course of history their negative qualities (aggression, evil, terrorism, slavery, all kinds of inequalities, cruel and unethical beliefs, utopian and misanthropic ideology, etc.), not eliminate, and constantly respawn. In this area of being is not selection, similarity to natural selection, deletes too negative objects and phenomena. Even the ratio of inherited man of positive and negative emotions 1:2 does not change. The reason for this is that the origins of many forms of behavior, public relations, teachings and ideologies of humanity are in wildlife; humanity inherited these qualities as public animal. As a result of the evolution, many organisms of wildlife are in binary multiple relationships - from antibiosis to symbiosis, with the cruel (in terms of human morality) maintaining homeostasis through universal eating. These relationships during the anthropogenesis were fixed in a multilayered human brain as "animal", because they are constantly revived, including in the form of ideologies. Probably, it is possible only slow improving of relations as a result of cultural evolution and education.
Ключевые слова: возрождение агрессии; возрождение проблемных учений; возрождение войн; упрощенное мышление; проблемные взаимоотношения
Keywords: revival of aggression; revival of problematic teachings; revival of wars; simplified thinking; troubled relationships
Общественные взаимоотношения, учения и идеологии человечества, постоянно демонстрировавшие в ходе истории негативные последствия их применения (агрессия, войны, зло, терроризм, рабство, все виды неравенства, жестокие и неэтичные верования, человеконенавистнические и утопические идеологии, и пр.), постоянно возрождаются. В этой области бытия человечества не заметно действия подобия естественного отбора, удаляющего чересчур негативные для него предметы и явления. Даже соотношение унаследованных человеком положительных и отрицательных эмоций 1:2 не меняется. Причина этого в том, что истоки множества форм поведения, общественных взаимоотношений, учений и идеологий человечества находятся в живой природе и унаследованы человеком как общественным животным. В результате эволюции множество организмов живой природы находится в бинарном множестве взаимоотношений - от антибиоза до симбиоза. Постоянство состояния организмов поддерживается гомеостазом, саморегуляцией, способностью организмов сохранять постоянство внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. При этом в основе гомеостаза лежит исключительно жестокое всеобщее поедание. Ч. Дарвин, «оправдывая» это явное несовершенство отбора, писал, что животные-жертвы якобы не испытывают больших страданий. На самом деле это не так, поедаемые животные испытывают страдания (даже у коров на мясокомбинатах, которых ведут убивать, текут слезы). Страдая, многие животные плачут [14].
Эти сложные взаимоотношения в ходе антропогенеза были закреплены в многослойном мозгу человека как «всеживотного», потому они постоянно возрождаются, в том числе в форме идеологий. Интересно, что описанные выше виды проблемных взаимоотношений, как правило, - упрощенные, односторонние, не учитывающие реальную множественность мира. Человечество не только не избавляется от многократно показавших свою негативность, затрудняющих позитивное развитие, взаимоотношений и идеологий, но и продолжает возрождать их на новом уровне, развивать. Агрессия, зло, терроризм, фашизм, все виды неравенства, неискоренимы.
Например, среди постоянно возрождающихся важнейших для существования человека проблемных взаимоотношений - агрессия (в природе это -объективные взаимоотношения живых организмов, возникшие в результате отбора и эволюции). Агрессия как проблемные взаимоотношения человечества ведет к постоянным войнам, в которых гибнут люди и созданные человеком ценности. Несмотря
на то, что в итоге после войн в соответствии с представлением о разветвляющемся развитии [12-14] наступает стадия мира, человек снова готовится к войнам. Агрессивность не только постоянно возрождается, но и становится более опасной, так как человек создает все более мощные виды вооружений.
Агрессивность человека и человечества привита в результате длительного внутривидового отбора. Внутривидовой отбор получил развитие после того, как человек социально организовался, оградил себя с помощью оружия, огня, одежды, производства пищи, строительства жилищ от множества внешних опасностей, в результате чего внешние опасности потеряли значение факторов отбора. Внутривидовой отбор у человечества получил особое развитие в виде агрессивного, воинственного поведения по отношению к соседям - соперникам, появления особых воинов и совершенствования оружия уничтожения, роста воодушевления и воинской доблести, что в итоге вылилось в постоянные войны. Можно отметить исключительное богатство видов агрессии и агрессивного поведения человека; его не устраивали те относительно бедные орудия нападения, которые он имел как один из представителей животного мира - небольшие зубы, маленькие ногти, не выдающаяся физическая сила, не самый быстрый бег. Человек стал использовать природные аналоги для увеличения эффективности своих орудий нападения: кинжалы как замену не существующих клыков, тяжелые палицы для усиления удара, прочные щиты как замену не существующей брони на теле, и т.д. Затем мощный мозг, неокортекс стал использоваться для создания все более совершенных орудий нападения и уничтожения. Множество видов агрессии определило направления эволюции агрессии. Техногенная эволюция агрессии, войн и вооружений протекала по многим направлениям. Вооружения прошли путь от сжатого кулака и дубины до атомной бомбы.
Примером «разветвляющейся» эволюции агрессивности являются периоды мира и войны в истории человечества (рис. 1). После войн всегда следовали мирные периоды, когда страны залечивали нанесенные разрушения, восстанавливали свой потенциал и, как правило, готовились к новым войнам. Чувство агрессии, контролируемое древнейшими структурами мозга, как это очевидно, успешно эксплуатируется во всем мире, хотя страны несут недопустимые затраты, и мир не может себе позволить тратить существенную долю валового продукта на непродуктивную отрасль войны. Агрессивность активно используется в ходе конкурентной борьбы в разных областях деятельности.
Рис. 1. «Бифуркации» развития
История Земли - это история войн, военных конфликтов, особенно в XX и XXI веках, принесших миру наибольшие научно-технические достижения. Эволюция в методах ведения войн и в вооружениях множественна, но постоянно нарастает
степень ее опасности. Если показать на графике периоды войн, в которых участвовала Россия, то заметны разветвления, переход от военных к мирным периодам, и затем - снова к военным (включая и внутренние войны, восстания внутри страны, рис.
2).
Рис. 2. Чередование периодов мира и войны
При анализе структуры идеологий человечества обращает на себя стремление к предельно упрощенной (обычно - утопической) односторонней модели взаимоотношений, общественного строя, к очередной «медали с одной стороной»; это может быть объяснено только особенностями упрощенного мышления человека, обусловленного строением его мозга. Сложность структуры и процесса деятельности мозга является следствием его создания в процессе естественного отбора путем закрепления и накопления положительных сдвигов, как результата случайных мутаций. При случайных
мутациях организмы и органы с негативными для них результатами элиминируются, тогда как положительные мутации (на длину одного шага) поддерживаются (рис. 3). Естественный отбор «пропускает» мутации, не носящие явно негативного, недопустимого для развития, характера. Это обеспечивает выживание широкого круга положительных, нейтральных, и даже негативных признаков, и одновременно ведет к существованию в живой природе многочисленных «нецелесообразностей» наряду с целесообразностями.
Поддержка понежит
И «про Т>!с1
НЫМ
;к» неитргрн^ных 5ором
[естествен-
Ьстественный отбор со случайными мутациями
ютбвртм
Элиминаций отрицатель ньфс мутаций; естестве иным
Рис. 3. Схема действия естественного отбора
Именно поэтому необычайно сложна структура многослойного мозга человека [2, 7, 9]. Случайные мутации, закрепляемые как некоторые преимущества развития и служащие адаптации, без предварительного плана формирования важнейшего органа будущего «высшего создания» природы, привели в итоге к необычайно сложной многослойной структуре мозга. Филогенез мозга и наличие в нем множества древнейших, древних и старых структур (иногда параллельно действующих) - подтверждение такого хода естественного отбора. Для мышления человека характерны существенная роль древних структур мозга и связанных
с ними эмоций и чувств, ограниченность объема кратковременной памяти, и др. [11]. Это привело к упрощенному мышлению и, как следствие, - к противоречиям между таким мышлением и сложной, взаимосвязанной в «глобальной сети жизни», природой Земли, которой человек пытается «управлять».
Целиком «животная» часть мозга играет важную роль в процессе исторического развития человечества. Это суждение основано на особенностях восприятия внешнего мира человеком (большая роль древних «целиком животных» структур мозга на пути прохождения импульсов от рецепторов к
отделам мозга и к эффекторам, малый объем кратковременной памяти, в которой «живет» человек, упрощенное мышление, неспособность к предвидению отдаленных последствий своих действий, стремление к быстрому удовлетворению потребностей как к присвоению, окраска мыслей чувствами и пр.). Основой стремления к безудержному росту потребностей является влечение к получению положительных эмоций и закрепление новых и новейших потребностей в древних структурах мозга, которые поддерживают немедленное удовлетворение внутренних потребностей, связанных с устойчивостью физиологических функций и обеспечением нормальной жизнедеятельности организма. Направляемое более древним «животным» мозгом не ограничиваемое стремление к удовлетворению растущих потребностей и достижению положительных эмоций является основным детерминантом истории, непосредственно зависящим от человека (есть множество определяющих историю и не зависящих от человека законов эволюции, экологии, бинарной множественности природы, разветвляющегося развития и пр.). Древний лимбический «эмоциональный» мозг и другие, еще более древние структуры, в которых расположено эмоциональное человеческое «Я» - «Эго», обусловливают в большинстве случаев особенности восприятия, мышления, действий, и в итоге - историю, включая материальную (энтропийная техника, техногенное освоение планеты и вытеснение природы, кризисы, и пр.) и духовную (упрощенное мышление, рост ис-
кусственности жизни, и пр.) культуру. Поэтому истоки сложной и противоречивой истории человечества, всех кризисов, имеют во многом этологиче-ский характер, они лежат в особенностях мышления, обусловленных работой древнейших и древних «животных» структур мозга. Поэтому история развития человечества, материальной и духовной культуры, отличается сложностью, неустойчивостью и противоречивостью. Вместе с тем особенности упрощенного мышления носят и позитивный характер, они приемлемы для человека, способствуют яркой окраске мыслей, постоянному возобновлению надежд на лучшее будущее.
Поведение человека определяется объединением в нем биологического и социального начал (телесного и духовного, чувственного и рационального), что ведет к двойственности структуры поведения. С одной стороны - человек является животным; с другой стороны, человек - существо социальное, с высшим разумом, с высокой культурой, принципиально отличающееся этим от животных. Это объединение двух отличающихся основ, признаков, вызывает бинарную множественность поведения человека. На нее влияет структура мозга, в котором представлены современные и более древние отделы. Исследователями выделяются новая кора (неокортекс), старая кора (архикортекс), мезо-кортекс, древняя кора (палеокортекс) и несколько других участков (очень важный из них - накрывающая новую кору ретикулярная формация, рис. 4) [2. 6 - 9]. '
Рис. 4. Ретикулярная формация
Спиноталамический тракт
сеть, накрывающая кору, и связанная с древнейшими отделами мозга («древний контролер?»)
Согласно делению, описанному в [9], наиболее древняя часть мозга - это мозг рептилий, затем -мозг высших млекопитающих (лимбическая система, расположенная выше древних отделов мозга, окружающая мозговой ствол), и самая крупная новая кора мозга - неокортекс. Неокортекс возник в течение достаточно короткого времени («взрывоподобный рост») [7, 9]. Сложный мозг ведет и к сложному, зачастую нелогичному поведению человека. Три части триединого мозга названы в соответствии с их определяющими функциями: неокортекс - когнитивный (познавательный) мозг; лимбическая система - эмоциональный мозг; «реп-
тильный» комплекс - «ритуальный» или «агрессивный» мозг. Для оценки влияния сложной структуры мозга на поведение человека наибольший интерес представляет не деление мозга, а степень влияния более древних структур на восприятие и поведение. Эти структуры занимают сравнительно небольшой объем мозга, но существенно влияют на его работу. Все вместе они определяют поведение человека. Это отмечал Ч. Дарвин: «Человек - со всеми его высокими способностями - тем не менее, носит в своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» [3]. Происхождение от животных он считал почему-то «низким».
Мышление человека обусловлено сложным
строением его мозга, включающим в себя новые и более древние слои. Считается, что человек способен управлять импульсами, идущими от рептильного комплекса и лимбической системы. Разумеется, новая кора - это органическая часть триединого мозга, но древние структуры не исчезли и продолжают контролировать ее деятельность. Эти части мозга были связаны с органами чувств и управляли органами тела до возникновения неокор-текса, поэтому, естественно, они были учтены новой корой как более поздним образованием. Поэтому высказанная многими исследователями [2, 6, 7] мысль о том, что информация от органов чувств поступает не напрямую в неокортекс, а через более древние и глубоко расположенные структуры, вполне правомерна. Эти структуры «пропускают» через себя информацию от органов чувств и ответную информацию, являясь неким фильтром, древним «контролером».
Можно предполагать, что упрощенная дуальность была естественной и необходимой для выживания особенностью мышления и реагирования человека как представителя животного мира. Но после выделения социального человека из мира природы и расположения его над этим миром в качестве определителя его судеб, эта дуальность привела к невозможности анализа сложных явлений и
связей в окружающем мире, к упрощенному восприятию действительности, и как итог - к созданию упрощенных и потому понятных дуальных законов природы. Истоки упрощенного мышления лежат в филогенезе сложного, многослойного мозга, в его строении и функционировании. Человек стремится к упрощенному и чаще всего к одностороннему восприятию действительности. При реагировании на действующий стимул человек запоминает ограниченное число единиц информации, он «живет» в кратковременной памяти, частями которой являются наиболее кратковременная иконическая память емкостью 3 элемента и сенсорная память только что действовавшего стимула с емкостью 7-9 элементов. Дуальное восприятие реальности является одним из необходимых механизмов выживания в живой природе: животное должно быстро реагировать на опасность, чтобы убежать или отразить нападение; оно должно быстро определить объект питания, чтобы выжить. Поэтому в процессе естественной эволюции было закреплено упрощенное бинарное и даже однополярное мышление. Окружающий мир быстро оценивался человеком как «полезный - вредный», «хороший - плохой». Именно таков способ мышления у всех живых организмов в природе, если они выжили в процессе эволюции (рис. 5).
Рис. 5. Генезис быстрого и упрощенного дуального реагирования
В отличие от остального животного мира, для человека характерен постоянный рост потребностей, требующих немедленного удовлетворения. Нами предполагается, что масса новых потребностей закрепляется в существующих древних центрах удовлетворения, связанных с первичными потребностями. Все новые потребности закрепляются чаще всего как пищевые, или агрессивно - оборонительные, или сексуальные. Например, существенная часть трудовых и экономических потребностей удовлетворяется с целью прямого или опосредованного «завоевания» самки: здесь и создание выдающегося произведения, и овладение богатством, и достижение разнообразных рекордов, и пр. Человечество независимо от наличия абстрактного (высшего) мышления накопило в своей памяти множество подтверждений предположения о закреплении новых и новейших потребностей как псевдо - древних. Например, во многих языках для подтверждения привлекательности партнера говорится «сладкий», «аппетитный мужчина», «пышка», «так бы и съел», а для двух партнеров имеется определение «сладкая парочка»; все это -
целиком пищевые определения. Многие последствия удовлетворения самых разнообразных потребностей оцениваются с участием пищевого центра как «горькая доля», «сыт по горло». При оценке произведений в разных видах творчества, если она призвана подчеркнуть их высокий уровень, обычно прибегают к терминам, заимствованным из мира природы: «яркий», «красочный», «пиршество цвета», «душистый талант», «мощный», «сильный», «буйство глаз и половодье чувств», «глыба, какой матерый человечище!», и т.д. Если множество новых потребностей закреплено в древних «центрах», то становятся понятны слова А.С. Пушкина о «сладостном внимании женщин как почти единственной цели наших усилий». Можно утверждать, что новые потребности в большинстве закреплены в древних структурах мозга, в тех центрах лимбической системы, которые поддерживают немедленное удовлетворение внутренних потребностей, связанных с устойчивостью физиологических функций и обеспечением нормальной жизнедеятельности [11].
Именно это и поощряет стремление к немедленному удовлетворению (в реальности или в мифе) новых и новейших потребностей, которые замаскированы под первоочередные, настоятельные. Человек при этом получает не только естественные эмоции, которые достигаются с затратами значительных усилий, но и псевдо - эмоции, в том числе генерируемые с помощью фальшивого самовознаграждения мозга [8]. Таким образом древние структуры мозга определяют историю развития человека. Разум, логическое мышление, как будто не участвовали в определении путей рационального взаимодействия, их место занимали яркие «животные» эмоции и упрощенное мышление, не способное к оценке последствий. В основе такого развития человечества, видимо, лежат структура и свойства мозга, в первую очередь восприятие им действительности и упрощенное мышление, обусловленное сложной структурой мозга.
Постоянно возрождается человеконенавистническая идеология фашизма, отмеченная чрезвычайно негативным влиянием на судьбы ее сторонников и стран, принявших эту идеологию в качестве государственной, а также на участь пострадавших от этих стран других народов. В основе фашизма - односторонние человеконенавистнические идеи, построенные на насилии, уничтожении неугодных: приоритет прав определенной социальной группы населения; поддержка «культуросозидающих» народов; ограничение жизненного пространства для «чуждых» этносов и уничтожение «народов - паразитов»; воспитание личности, воплощающей властные и агрессивные инстинкты, и освобожденной от требований совести; подчинение общества господствующей идеологии, правящей партии и диктатору, запрет оппозиции.
Казалось бы, после того, как фашисты продемонстрировали невероятные зверства по отношению к мирным жителям в ходе II мировой войны, идеология фашизма должна была бы навсегда исчезнуть из перечня идеологий человечества. Но в реальности, по истечении небольшого времени, действия фашистов стали находить оправдание в ряде регионов мира, и идеология возродилась. Вполне вероятно, что идеология фашизма возникла гораздо раньше XX века; отдельные элементы этой идеологии встречаются у первобытных племен, в средние века (ограничение жизненного пространства для «чуждых» этносов и их уничтожение, и др.). Негативность «примитивной» идеологии фашизма состоит в следующем: 1. Уверенность в достижимости ограничения жизненного пространства, безнаказанном уничтожении неугодных народов (народы будут сопротивляться этой доктрине). 2. Уверенность в достижимости подчинения всего общества одному диктатору (в действительности люди разделяют множество учений). 3. Уверенность в осуществимости массового формирования властной, агрессивной личности без моральных ограничений (это противоречит положениям множественной эволюции). 4. Уверенность в насильственном достижении целей (люди будут сопротивляться насилию). 5. Уверенность в возможности
массового принятия людьми примитивной фашистской идеологии (в действительности люди полностью или частично разделяют множество идеологий, учений, или отвергают любые учения).
Постоянно возрождается проблемная (утопическая) идеология коммунизма, построенная на гуманных, но односторонних принципах. История коммунистических учений началась не от первобытного коммунизма - формы человеческого общества на основе общности имущества и равноправия. Форма сообществ с условным социальным равенством давно известна в живой природе: эусоциаль-ность (др.-греч. еи «полностью, хорошо» + социальность) - наивысший уровень социальной организации животных. Широко известны стада (в том числе и предков человека, от которых и унаследована коммуна) - группы животных одного или нескольких видов, объединенные поведенческими механизмами. Для стада характерны взаимное влечение животных, общий ритм жизни, согласованное кормление, отдых, перемещения и защита от хищников при условном равноправии. Структура коммунизма унаследована из этой природы.
Тривиальность, упрощенность, утопичность (и в итоге - проблемность) идеологии коммунизма состоит в следующем: 1. Уверенность в достижимости высшей ступени развития общества (в развитии не может быть высшей ступени, она означает остановку развития после ее достижения; развитие протекает непрерывно, или прекращается). 2. Уверенность в осуществимости формирования односторонне положительного общественного строя (в действительности это противоречит положениям эволюции и диалектики). 3. Надежда на формирование односторонне положительного человека (реальное общество включает бинарное множество разнообразных по своим позитивным, негативным и нейтральным характеристикам людей). 4. Уверенность в возможности избавлении от зла и других, унаследованных от животных-предков негативных качеств (в действительности эти качества прочно закреплены в нижних отделах мозга). 5. Уверенность в возможности массовой индоктринируемо-сти людей, принятия ими коммунистической идеологии (в действительности люди полностью или частично разделяют множество идеологий, учений, верований, или отвергают любые учения). 6. Не подкрепленная уверенность в возможности разумного ограничения потребления (в действительности пока ограничивается только удовлетворение первичных потребностей). 7. Такая же уверенность в осуществимости лозунга «каждому по способностям»: как это определить и выполнить? И т.д. Этим не ограничиваются изъяны идеологии коммунизма. Она не ставит на первое место важнейшую задачу условно бесконечного сохранения природы планеты и человечества. Но, к сожалению, ни одна из известных идеологий не направлена на важнейшую для человечества и для сохранения природы Земли всеобщую экологизацию мышления и деятельности, с исключением энтропийных технологий, что может позволить длительно сохранять жизнь на
планете. Нужно ли общество равноправия на планете с погибающей природой и исчерпывающимися ресурсами?
Созданные мозгом человека с его склонностью к упрощенному мышлению, постулаты проблемных и негативных идеологий, основаны на использовании 2-3 определяющих параметров, что позволило дать простые представления о рассматриваемых предметах. В действительности все предметы и явления в мире отличаются сложностью, они бинарно множественны, что требует учета не только в описании постулатов, но и в реальной практической деятельности. Динамичный целостный мир бинарно множествен: он состоит из бинарного множества предметов и явлений с бинарно множественными свойствами, и развивается с разветвлениями, c последующим схождением ветвей. Этот подход развит в философии множественного мира -осознании бинарной множественности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, природы, общества, материальной и духовной культуры, и др., при внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности [12-14].
Заключение. Проблемные (создающие сложные и неразрешимые проблемы) и негативные (отрицательно влияющие на развитие человечества), формы поведения и общественные взаимоотношения, учения и идеологии человечества, продемонстрировавшие в ходе истории свое отрицательное влияние на развитие человечества (агрессия, войны, зло, терроризм, рабство, диктатуры, вождизм, все виды неравенства, жестокие и неэтичные верования, утопические и человеконенавистнические идеологии, и пр.), не исчезают, а постоянно возрождаются. В этой области бытия нет подобия естественного отбора, удаляющего чересчур негативные предметы и явления. Причина этого в том, что истоки общественных взаимоотношений, учений и идеологий человечества находятся в живой природе и унаследованы человеком как общественным животным. Эти взаимоотношения в ходе антропогенеза были закреплены в многослойном
мозгу человека как «всеживотного», потому они постоянно возрождаются, в том числе в форме идеологий. Хотелось бы верить и надеяться на медленное улучшение взаимоотношений в результате постоянного культурного воспитания.
Литература
1. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. - 719 с.
2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.
3. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - Санкт-Петербург: Наука, 1991. - 539 с.
4. Емельянов Ю.В. Рождение и гибель цивилизаций. -М.: «Вече», 2000. - 544 с.
5. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: «Республика», 1998. - 493 с.
6. Милн Л., Милн М. Чувства животных и человека. - М.: Мир, 1915. - 303 с.
7. Оленев С.Н. Конструкция мозга. - Л.: Медицина, 1987. - 208 с.
8. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. и др. Красота и мозг. Биологические проблемы эстетики. - М.: Мир, 1995. - 335 с.
9. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М.: Знание, 1986. - 256 с.
10. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. -М.: Республика, 1994. - 464 с.
11. Тетиор А.Н. Этологические истоки упрощенного мышления и сознания человека. - М.: Ж-л «Сознание и физическая реальность», №1, 2003, стр.2-14.
12. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность мира множественной природы. -Тверь: Тверское издательство, 2003. - 423 с.
13. Тетиор А.Н. Антропогенная (искусственная) эволюция. - ФРГ: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 444 с.
14. Тетиор А.Н. Философия множественного мира. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 788 с.