Научная статья на тему 'ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Супрун Анна Алексеевна

В статье представлена проблема формирования современного типа образования развитого информационного общества, соответствующего постнеклассической рациональности. Проведен социально-философский анализ использования в сфере профориентационной деятельности классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Обоснована необходимость воспитания обучающихся профильных 10 и 11 классов средствами постнеклассического методологического подхода социально-нравственных идеалов и ценностей. На примере Республики Крым раскрыт вопрос гуманизации профориентации, придания веса общечеловеческим ценностям в условиях военных операции, влекущим регрессионные изменения в системе образовательной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-NON-CLASSICAL METHODOLOGY OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE CONTEXT OF PROFILE EDUCATION

The article presents the problem of the formation of a modern type of education in a developed information society, corresponding to post-non-classical rationality. A socio-philosophical analysis of the use of classical, non-classical and post-non-classical rationality in the field of career guidance has been carried out. The necessity of developing social and moral ideals and values in students of specialized 10th and 11th grades by means of a post-non-classical methodological approach is substantiated. On the example of the Republic of Crimea there has been revealed the issue of career guidance humanization giving weight to universal humanistic values in the conditions of the special military operation entailing regressive changes in the educational policy system of the region.

Текст научной работы на тему «ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 371.8

аспирант кафедры педагогики факультета психологии Супрун Анна Алексеевна

Таврическая академия (структурное подразделение) Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлена проблема формирования современного типа образования развитого информационного общества, соответствующего постнеклассической рациональности. Проведен социально-философский анализ использования в сфере профориентационной деятельности классической, неклассической и постнеклассической рациональности. Обоснована необходимость воспитания обучающихся профильных 10 и 11 классов средствами постнеклассического методологического подхода социально-нравственных идеалов и ценностей. На примере Республики Крым раскрыт вопрос гуманизации профориентации, придания веса общечеловеческим ценностям в условиях военных операции, влекущим регрессионные изменения в системе образовательной политики региона.

Ключевые слова: постнеклассическая рациональность, постнеклассическое мышление, постнеклассический методологический подход, целерациональность, ценностная рациональность, постнеклассические принципы, гуманизация профориентационной деятельности, социально-нравственные ценности, моральные принципы, моральные качества.

Annotation. The article presents the problem of the formation of a modern type of education in a developed information society, corresponding to post-non-classical rationality. A socio-philosophical analysis of the use of classical, non-classical and post-non-classical rationality in the field of career guidance has been carried out. The necessity of developing social and moral ideals and values in students of specialized 10th and 11th grades by means of a post-non-classical methodological approach is substantiated. On the example of the Republic of Crimea there has been revealed the issue of career guidance humanization giving weight to universal humanistic values in the conditions of the special military operation entailing regressive changes in the educational policy system of the region.

Key words: post-non-classical rationality, post-non-classical thinking, post-non-classical methodological approach, goal-oriented rationality, value rationality, post-non-classical principles, humanization of career guidance, social and moral values, moral principles, moral qualities.

Введение. В общеобразовательных организациях в условиях современных социально-культурных реалиях совместная профориентационная деятельность педагогов и обучающихся 10 и 11 профильных классов осуществляется на основе классической и неклассической рациональности. В системе образования Республики Крым после вхождения нового субъекта в состав Российской Федерации с 2014 года и под влиянием санкционного давления стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки, ограничительных политических и экономических мер, повлекших качественные изменения в образовательном процессе, и в следствии распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) массово используется возможность «реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Как следствие, обучающиеся ограничены в возможности быть социально активным субъектом создания гуманистических ценностей цивилизованного общества, испытывают острую потребность в формировании гражданских ценностей и ценностей личной жизни - социальной гармонии, социальной справедливости и внутренней свободы.

В образовательно-философском дискурсе современное образование провозглашается как переходящее к новому состоянию - постнеклассическому, что порождает методологическую проблему: для эффективного социально-нравственного, социально-культурного развития российского общества возникла потребность в развитии вариативного компонента содержания образования на уровне среднего общего образования на принципах постнеклассической рациональности. Для эффективной адаптации системы образования в Республике Крым к новым социально-экономическим и политическим реалиям необходимо не только использование лучших педагогических практик профориентационной деятельности, но и учет обновления подходов в развитии образования Российской Федерации в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Исследованию вопросов постнеклассической модели профильного обучения в условиях кризисных явлений посвящен ряд исследований, среди которых интересными и фундаментальными в контексте исследования представляется авторский научный обзор трудов О.В. Архиповой, В.Г. Буданова, Е.М. Каргиной, В.И. Моисеева, В.С. Степина, М.С. Яницкого и др.

Целью статьи является социально-философский анализ проблематики сущности классической, неклассической и постнеклассической рациональности, раскрытие ведущей роли постнеклассической методологии в сфере профориентационной деятельности педагогов и обучающихся профильных классов. Актуальность исследования проблемы обусловлена характером трансформаций духовности российского общества в противоречии парадигмы реформ образовательной системы и снижением уровня образованности и гражданско-патриотического воспитания граждан.

Изложение основного материала статьи. Конкурентную диспозицию как позитивный план реализации постнеклассической методологии в сфере профориентационной деятельности педагогов и обучающихся устанавливает в презентованном исследовании утверждение немецкого социального философа и социолога Ю. Хабермаса, согласно которому формальная (классическая) рациональность, которая основывается что целерационнальной деятельности, «... с одной стороны, привела к беспрецедентному росту производительных сил, а с другой - установила технологический контроль над жизнями людей» [61.

Из научных источников (Р.Ю. Рахматуллин, Э.Р. Семенова), известны основные принципы классической рациональности - тождество структур бытия и человеческого сознания, автономность и суверенность научного мышления, соответствие ума самому себе, прежде всего выделение объекта познания и недооценка его субъекта, утверждение раздельного существования науки и духовной деятельности человека.

Исходное состояние классической рациональности выделяют противоречивые процессы становления «инструментального разума», который «... сводит знания к самым низким (примитивным) его срезам - эмпирическому и аналитическому». В последствии человек «... теряет ощущение целостности мира, органического единства и взаимозависимости всех его компонентов» [61, что указывает на недостаточную эффективность познавательных средств классической рациональности в новых условиях.

Ученые высказывают ценные замечания по поводу рационального мышления и выделяют на его недостатки. Прежде

всего акцентируют внимание на неверии людей в гуманистический потенциал классической рациональности, преобладании ее технико-операционной составляющей над смысловой, ценностной направленностью, в отчужденности человека от социально-культурных достижений общества.

Острота проблемы заключается в том, что среди конструктивных средств достижения цели господствующие позиции занимает целерациональность, которая заслонила собой ценностную рациональность [11. Кроме того, из-за неблагоприятных тенденций классической рациональности, игнорируются морально-этические ценности образования. И современные воспитанники школ усваивают сугубо прагматические данные различных наук и довольно узкие компетенции, которые обычно являются фрагментарными и технологически ориентированными.

Зарубежная наука ХХ в. выразила свой взгляд на технологическую рационализацию общественной жизни: при ее негативном влиянии нивелируется человеческая индивидуальность, личность теряет удельные свойства. То есть формируется «одномерный человек» (Г. Маркузе) - объект духовного манипулирования с «... пониженным критическим отношением к социуму и втянутым в потребительскую гонку» [21. По рационально-техническому мышлению, окружающее воспринимается без страстей и восторга, человек пытается использовать подручные средства для удовлетворения своих потребностей. В то же время на задний план отодвигаются человеческие чувства, эмоции, настроения [21.

Интересным для нашего исследования являются работы немецкого психолога Ф. Лерша, в которых поднимается вопрос о цели человеческой жизни и поиске ее смысла. Так, с позиций рационального подхода мир вещей «... понимается и трактуется с точки зрения целей и ценностей...». Таким образом, человек творит мир вокруг себя ради собственной выгоды и «...подстраивает мир под себя, ставит его себе на службу». Мы согласны с мнением ученого, что «для вопроса о цели нужны жажда власти и рациональный расчет, для вопроса же о смысле - силы сердца, благоговение и любовь».

Сказанное подтверждает непосредственную связь идей ученого с темой нашего исследования. Так преобладание в современном образовании идей классической рациональности приводит к отстранению обучающихся от социально активных процессов в обществе, к потере социально-нравственных ориентиров, дегуманизации отношений между субъектами учебно-воспитательного взаимодействия, обезличивание социально-культурных отношений в образовательных организациях. В конечном итоге повреждаются духовный стержень, индивидуальность, которые призваны нивелировать человеческую идентичность и целостность, игнорируются моральные принципы и людские качества, которые утверждают гуманные ценности, гражданские добродетели, идеи солидарности, права и свободы человека. Выявляем очевидные просчеты профориентационного образования, в котором отправным материалом служит классический подход. В частности, выясняем слабую сторону профориентационной деятельности в условиях профильного обучения -отвлечение внимания обучающихся 10 и 11 классов от социально сознательных, ценностных аспектов выбора ими будущей трудовой деятельности.

В методологии классической рациональности проблема заключается в том, что педагоги и учащиеся рассматривают как средство достижения целей профориентации. В этом случае профориентация выполняет ведущую роль объекта по отношению к ее субъектам - педагогам и старшим обучающимся. Следовательно, при классическом подходе профориентация как главный фактор в объектно-субъектных отношениях структурирует методологическую и методическую деятельность педагогов по подготовке учащихся к профессиональному самоопределению. Классическое мышление не способствует созданию гуманных и демократических взаимоотношений в школьном коллективе и в целом в обществе, а также утверждению социально сознательных позиций в сфере профориентационной работы, где любой должен обращаться с кем-либо как с целью, поступая «по своей собственной свободной воле» [31.

В.С. Степиным обосновывается, что постнеклассическая рациональность открывает новые перспективы для диалога культур, является точкой роста новых ценностей и мировоззренческих ориентаций. При этом поле действия классической и неклассической рациональности ограничивается, используется в познавательных ситуациях, но не уничтожается становлением постнеклассической рациональностью [51.

Таким образом, переход от неклассического типа образования к постнеклассическому был связан с изменением в отношении прежнего объекта образования к средствам его получения, выразившемся в первую очередь в том, что объект постепенно становился субъектом.

Благодаря неклассическому осмыслению образовательно-практической деятельности педагогов и обучающихся 10 и 11 классов образовательных организаций профориентационная работа в профильных классах в меньшей степени абстрагируется от социальных феноменов - социального консенсуса в межличностном взаимодействии, социальной реальности, социального самочувствия, социальной защиты.

Активизация во второй половине ХХ века учебно-воспитательного процесса, в том числе профориентации, в направлении неклассической рациональности привела к прагматизации сознания обучающихся, формированию у них «морального фетишизма» профессиональных ценностных ориентаций. Замечаем: интересы выпускников школ, у которых преобладает неклассическое мировоззрение, вращаются скорее в круге материальных ценностей, а социально-экономические явления воспринимаются ими с позиции приспособления к реалиям рынка труда и социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями. Вследствие кризиса устоявшихся социально-нравственных ценностей педагоги иногда пренебрегают морально-этическим содержанием профориентации и отдаются на волю ситуативным («рыночным»), утилитарным ценностям, что вызывает справедливые сомнения, осознают ли выпускники школы жизненный смысл выбора той или иной профессии, ведь воспитание их социального, общественно-трудового сознания лимитируется ценностями рынка труда. Очевидно, что к задачам ученых и педагогов не относится воспитание у учащихся социально-нравственных ценностей, поэтому профориентация направляется в сторону формирования «рационального» («рыночного») типа человека.

Таким образом, профориентационная деятельность старшеклассников структурно ограничена удовлетворением их сугубо профессиональных интересов, предпочтений, наклонностей. С расширением психолого-педагогических возможностей развития личных способностей обучающихся формируется прежде всего их «техническая» готовность к профессиональному самоопределению.

Задача современных старшеклассников - сделать правильный профессиональный выбор, который должен поддерживаться верой в общественную ценность будущей профессиональной деятельности. Критерии выбора будущей трудовой деятельности предопределяются личными целями старшеклассников: эгоистичными (корыстолюбивыми); служение людям, обществу; саморазвитию; самосохранению; поддержки или повышения социального статуса. При противоречивых тенденциях социально-экономического развития страны и из-за несформированности у старшеклассников социально-моральных мотивов жизненного и профессионального самоопределения, доминирования субъективных факторов («максимум успеха при минимальных затратах труда») на выбор будущей профессии в значительной степени влияют целерациональные и одновременно ситуативные ценности рынка наемной рабочей силы. Учащаяся молодежь, которая воспринимает мир людей и видит свое будущее из положения - этой классической или неклассической рациональности, склонна считать, что ценность трудовой деятельности зависит от его личной выгоды, а уже потом от пользы для общества.

Ученые ведут речь об альтернативах «классического-неклассического», их постоянном движении к постнеклассическому. Содержание постнеклассической рациональности на сегодняшний день является научной проблемой, не смотря на формирование ее основных черт основоположником В.С. Степиным [51. Раскол внутри концепции обусловлен внесением различных авторов дополнительных существенных характеристик. С одной стороны, онтологическая идея «человекоразмерного» характера сложных саморазвивающихся систем как объектов науки постнеклассического типа, с другой стороны под влиянием синергетики идея сложной мировоззренческой нелинейности в рамках концепции постнеклассической рациональности, которое по мнению Ю.В. Лоскутова могло бы стать «эвристическим преимуществом постнеклассических исследовательских программ будущего, обогащающим их теоретичсекие и практические возможности» [41.

Проблему внедрения идеи постнеклассической рациональности к практике профориентационной деятельности выясняем в социально-педагогическом аспекте - как формирование социально полезных качеств социально сознательной личности обучающихся 10 и 11 классов. Сейчас профориентацию рассматриваем как социально-педагогический инструмент воспитания социально-нравственных ценностей, социального сознания педагогов и обучающихся 10 и 11 классов. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

С целью всестороннего анализа проблемы постнеклассического подхода с опорой на патриотический базис следует обратиться к ретроспективному анализу развития данного вопроса в Республике Крым в правовом поле Российской Федерации. Заметим, что в Российской Федерации процессуальность постнеклассической методологии активно используется в контексте глобального эволюционизма, своей сутью ориентирована на отслеживание критериев становления и не может приобрести форму окончательной завершенности. Становление российской идентичности в настоящее время является остро актуальной не только в новых политических реалиях и социокультурной ситуации, но и в наличии кризисной ситуации в отношении идентичности человека.

В Российской Федерации с 2004 г., в Республике Крым с 2014 г. организована система профильных классов в соответствии с федеральным базисным учебным планом и федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. С конца 2012 года в соответствии с новым федеральным законом «Об образовании» по всей территории страны, в особенности в крупных городах в рамках профильных классов открыты классы предпрофильного (на уровне основного общего образования) и предпрофессионального образования (на уровне среднего общего образования). Через сетевую форму реализацию образовательных программ возникло новое направление по взаимодействию, выходящее за рамки профориентационной деятельности работающее по схеме «школа-вуз/спо-предприятие» (с 2022 года «Детский сад^Школа^ВУЗ^СПО^Предприятие»), что предполагает не только непрерывное образование, но и связь с работодателем, в том числе посредством заключения отложенных трудовых договоров и целевых договоров с предприятиями, потенциальными работодателями.

По итогам опросов 1900 обучающихся 152 общеобразовательных организаций Республики Крым, значение предполагаемых оплат трудовой деятельности и понимание не только сферы деятельности, но привязка к конкретным работодателям, престиж профессии являются в большей мере востребаванными факторами при организации профориентационной деятельности школьников. В рамках 5 направлений профильных классов наиболее распространенными в сельской местности являются универсальные классы. Данная ситуация обусловлена малокомплектностью школ в населенных пунктах численностью чаще менее 5-8 тысяч человек. По итогам 2022 года в Республике Крым количество выпускников 11 классов достигает почти 9 тысяч обучающихся, тогда как 9 классов около 20 тысяч. Данная ситуация является ежегодной, когда количество выпускников 11 классов в разы меньше количества выпускников 9 классов. При этом следует выделить тот факт, что часть обучающихся, которые идут в 10 класс это не только ориентированные на сдачу ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение, но и не прохождение по низкому среднему баллу аттестата в учреждения среднего профессионального образования.

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым ежегодно не только стимулирует увеличение количества предпрофессиональных классов, путем заключения договоров о взаимодействии с ведущими высшими учебными заведениями, но и открывает все новые направления по ведущим и востребованным отраслям Республики Крым, формируя его профессиональный кадровый состав. Поддержкой и развитием профориентационной деятельности общеобразовательных организаций Республики Крым также является оснащение профильных классов высокотехнологичным оборудованием в рамках проектов «Успех каждого ребенка», «Точки роста», создание детских «Кванториумов» направленных на поддержку развития дополнительного образования, как еще одного значимого элемента в формировании профориентационной деятельности обучающихся профильных классов.

Высшим учебным заведением, охватившим почти 3 тысячи обучающихся в системе профильного образования в 2022 году на основе компетентностного развития, является Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. В течении трех лет с начала реализации проекта организация системы взаимодействия «вуз-школа-ученик» в рамках трехсторонних отношений ежегодно обновляются. Изначально в 2020 году в рамках элективов и внеурочной деятельности обучающиеся могли не только ознакомиться с направлениями подготовки в университете, но и проводить научно-исследовательскую деятельность под руководством профессорско-преподавательского состава университета. В 2021 году на базе университета была реализована проектная деятельность обучающихся, которая не только привела к возможности патентовать изобретения школьников в области физики, но и иметь возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории путем перезачета и переаттестации дополнительных общеобразовательных программ при поступлении в университет. Принципиальным отличием в 2022 году при реализации данного проекта стало привлечение не только всех стейколдеров, но и создание Предуниверсария Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, одной из главенствующих целей создания которого является не только работа с общеобразовательными организациями, с обучающимися профильных классов, но и с их родителями для всесторонне развитой комплексной возможности для формирования осознанности выбора не только индивидуальной образовательной траектории, но и будущей профессии в целом.

Не смотря на развитие организации системы профориентации в Республике Крым, в том числе введение в неурочную деятельность на примере городского округа Ялта профориетации, дополнительное оснащение школ по направлениям Медицинский, Инженерный, Аграрный, «курчатовские» классы, система педагогического сопровождения школ данного проекта часто обусловлена незаинтересованностью педагогов и администраций общеобразовательных организаций в дополнительной нагрузке, происходит административное насаждение направлений внутри профильной подготовки, доставка обучающихся из отдаленных муниципальных образований не всегда представляется возможной (отсутствие транспорта, погодные условия), низкая информированность родителей и обучающихся о содержании проекта предпрофессионального образования. При этом несомненным атрибутом образовательного процесса в условиях

пропагандистски настроенных соседних государств является воспитание, как «база современного гуманитарного знания, инструмент, формирующим мировоззрение, ориентированное на национальные ценности, способ трансляции свободы; самобытность русской культуры, ее уникальность, ее красота - во многом результат той системы образования и того отношения к свободе, которая породила таких великих личностей, как М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин» [7] При этом воспитательную функцию в рамках данного проекта в Республике Крым выполняет общеобразовательная организация в отношении обучающихся профильных классов, в частности можно выделить текущий период с 1 сентября 2022 года - по инициативе министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова введено сразу несколько нововведений (основные из них - в рамках внеурочной деятельности будет введен урок «Разговоры о главном», еженедельная торжественная церемония поднятия флага и исполнение гимна). По мнению министра «патриотическое воспитание в школе подразумевает становление высоконравственной личности - человека с твердой социальной позицией, который предан своей Родине, уважает русскую историю, язык, а также готов служить в армии и защищать Россию».

Проводя анализ удовлетворенности выбором профиля и класса предпрофессиональной направленности у обучающихся необходимо отметить рост интереса и ранний сознательный выбор направлений подготовки с 37% в 10 классе до 65 в 11 классе для тех же обучающихся в среднем, тогда как в Аграрных классах средняя цифра на порядок меньше, чем в Медицинских.

Выводы. Обобщая вышеизложенное можно говорить о том, что современные ученые поднимают важную проблему создания категории постнеклассического мышления через сочетание рациональных и социально-нравственных ресурсов личности и социума, а также актуализируют вопросы конверсии отношения между образованием (наукой) и аксиологией в сторону их конвергенции. Главной методологической основой профориентационной деятельности педагогов и обучающихся 10 и 11 классов считаем постнеклассический подход, а основой воспитания социально-нравственных ценностей - их постнекласическое мышление. Внедрение постнеклассического методологического подхода к профориентационной практике учебных заведений сделает возможным гуманизацию профильного обучения, развитие социального характера сознания учащихся, его демократического типа, будет способствовать формированию социальной ответственности старшеклассников, воспитанию в них моральных принципов и моральных качеств - гуманизма, патриотизма, самоотверженности, сострадания, терпимости. Отличительными признаками профориентации за введение в действие нового подхода станут свобода самовыражения и самореализации старшеклассников, активизация их субъективных факторов взаимодействия с другими людьми - совести, чести, достоинства, доверия, искренности. Трансформации классического и неклассического мышления учащейся молодежи в направлении постнеоклассического будет залогом дальнейшего социально-нравственного, социально-культурного развития общества.

Литература:

1. Гайденко, П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 1991. - № 6. -С. 3-14

2. Герберт Маркузе. «Одномерный человек» // Социология власти. - 2009. - №4. - С. 198-208

3. Кейн, Р. Поступать «по своей собственной свободной воле»: современные размышления о древней философской проблеме / Роберт Кейн // Логос. Философско-литературный журнал. - 2001. - Т. 26. - Вып. 5. - С. 103-130

4. Лоскутов, Ю.В. Раскол в постнеклассической рациональности / Ю.В. Лоскутов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2022. - Т. 38. - Вып. 1. - С. 30-41

5. Степин, В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко, В.С. Степин. - СПб.: Мiръ, 2009. - С. 249-295

6. Хабермас, Ю. Теория рационализации Макса Вебера / Ю. Хабермас, Т. Тягунова // Социологическое обозрение. -2009. - №3. - С. 37-60

7. Щеглов, Б.С. Постнеклассический подход к образованию / Б.С. Щеглов, М.В. Лойтаренко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2015. - С. 347-352

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ЗПР

Аннотация. В данной статье рассматривается модель формирования здорового образа жизни у подростков с ЗПР. Автор статьи описывает структурные компоненты данной модели, соблюдение которых позволит с одной стороны, изменить условия учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе, а с другой - повлиять на изменение внутриличностной сферы школьника. Сформированные у школьников с ЗПР привычки здорового образа жизни постепенно должны перерастать в потребности поддержания и укрепления своего здоровья и отношения к нему как одной из важнейших ценностей. Правильное отношение к своему собственному здоровью у подрастающей молодежи сейчас будет определять трудовое и социальное качество ресурсов страны в будущем.

Ключевые слова: подростки с ЗПР, здоровый образ жизни, модель здорового образа жизни, физические упражнения, вредные привычки.

Annotation. This article discusses a model of healthy lifestyle formation in adolescents with ZPR. The author of the article describes the structural components of this model, compliance with which will allow, on the one hand, to change the conditions of the educational process in a special (correctional) school, and on the other - to influence the change in the intrapersonal sphere of the student. Healthy lifestyle habits formed in schoolchildren with a PO should gradually develop into the needs of maintaining and strengthening their health and attitude to it as one of the most important values. The right attitude to their own health among the younger youth now will determine the labor and social quality of the country's resources in the future.

Key words: adolescents with ZPR, healthy lifestyle, healthy lifestyle model, physical exercises, bad habits.

Введение. Состояние здоровья молодого поколения является одним из актуальных вопросов современности. В основу фундамента сохранения здоровья каждого человека, в том числе и подростков, доминирующую роль играет стиль и образ жизни. Сенситивным периодом в формировании сознательного отношения к собственному здоровью является школьный возраст, когда среда, в которой находится старший школьник, является главной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.