Научная статья на тему 'Постмодернизм как фактор социальной практики современной молодежи'

Постмодернизм как фактор социальной практики современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
282
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / SOCIAL PRACTICES / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / MODERN YOUTH / АНДИДОГМАТИЗМ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ANDIDOGMATIZM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стукалова О. В.

В статье рассматривается влияние постмодернистского дискурса на мировоззрение современной молодежи, ее коммуникацию и восприятие искусства. Показано, что идеи постмодернизма глубоко проникли в современную культуру и все более интенсивно захватывают общественное сознание и культуру, что и вызывает потребность анализа взаимодействия данного феномена и современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postmodernism as a factor of the modern youth social practices

This article examines the postmodernism discourse influence on the modern youth ideology, and also its communication and perception of art. It is shown that the postmodernism ideas deeply penetrated into the modern culture and more intensely captured the public consciousness and culture, which causes the need to analyze the interaction between this phenomenon and modern education.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм как фактор социальной практики современной молодежи»

Постмодернизм как фактор социальной практики современной молодежи

О.В. Стукалова

Ключевые слова: постмодернизм, социальная практика, современная молодежь, андидогматизм, массовая культура, коммуникация Key words: postmodernism, social practices, modern youth, andidogmatizm, mass culture, communication

Резюме: В статье рассматривается влияние постмодернистского дискурса на мировоззрение современной молодежи, ее коммуникацию и восприятие искусства. Показано, что идеи постмодернизма глубоко проникли в современную культуру и все более интенсивно захватывают общественное сознание и культуру, что и вызывает потребность анализа взаимодействия данного феномена и современного образования.

Abstract: This article examines the postmodernism discourse influence on the modern youth ideology, and also its communication and perception of art. It is shown that the postmodernism ideas deeply penetrated into the modern culture and more intensely captured the public consciousness and culture, which causes the need to analyze the interaction between this phenomenon and modern education. [Stukalova O.V. Postmodernism as a factor of the modern youth social practices]

Обращение к эстетическим позициям постмодернистских концепций в контексте проблем социальной практики современной молодежи обусловлено несколькими причинами:

- статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции ее развития. Феномен постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского, культурологического, педагогического интересов, о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических работ, посвященных этому феномену и неуклонный рост публикаций, но также и оформляющаяся традиция популяризации постмодернизма;

- постмодернизм - это антидогматический способ понимания действительности, открывающий многие ранее недоступные позитивные перспективы исследования инновационных процессов в жизни, науке, художественной культуре конца XX - начале XXI вв. Эпоха постмодерна бросает вызов логическому мышлению, общепринятым традициям, изменяет сложившееся понимание культуры, бросает вызов

гуманитарному восприятию рационального начала, отменяет представления об универсальности и иерархичности, усиливает плюралистические представления, подчеркивающие различия культурных групп и отдельных людей. Постмодерн не распределяет культуры на высокие и низкие, достойные и недостойные. Границы культур прорываются, открываются возможности субъективных спонтанных толкований без последовательности и гармонии. Происходит утрата веры в идеологию и в оценки, претендующие на то, чтобы быть объективными и универсальными.

Ученые отмечают, что идеи постмодернизма проступают в общественном и индивидуальном сознании порой неосознанно. Между тем они глубоко проникли в современную культуру и все более интенсивно захватывают общественное сознание и культуру, что и вызывает потребность анализа взаимодействия данного феномена и современной социальной практики образования, также не избежавшей влияния постмодернистских идей: «Постмодернизм из частного способа осознания «неклассической» философской ситуации превратился в агрессивную идеологию - и даже, более того, в «новую идеолого-экономическую формацию, постепенно вбирающую в себя разные сферы практики (в том числе и сферу образования) и ценностным образом преобразующую их» [Марача, 2000].

Постмодернизм возник в сложнейший в своих противоречиях период развития духовной культуры общества, находящейся в состоянии глубокого кризиса. В этой трагической ситуации культура теряет целостность и предстает как эклектическое соединение различных культурных слоев. Целостный порядок мира культуры и мира человека разрушен и отвергнут. Основной характеристикой бытия становится «процессуальность», подчеркивающая единство всего потока жизни.

В XX веке происходит десакрализация всех форм бытия человека, осуществляется переход от глубинно-осмысленного бытия к повседневно выраженному, прагматически ориентированному существованию. Из жизни исчезают такие понятия, как «священная норма», «священный текст»,

«священный символ». Они заменяются на понятия «культового». В культуре активно функционируют имитации священного, а ложные ценности образуют ряд быстро сменяющихся кумиров. Верным признаком такого бытия является нарастающий темп жизни, который порождает неизбежное чувство краха, приближающейся катастрофы.

По мере вхождения общества в постиндустриальную эпоху, а культуры - в эпоху постмодерна, меняется и статус знания. Научное знание рассматривается как вид дискурса. Проблема науки все чаще связывается с различными аспектами изучения языка, теориями коммуникации, с различными лингвистическими концепциями. Изменения же, происходящие в науке связаны с двумя функциями - исследованием и передачей информации и знания.

Крупнейший американский исследователь

постмодернизма И. Хассан выстраивает следующую классификацию признаков постмодернизма:

«1) Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок...

2) Фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст.

3) Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям.

4) Безразличность, поверхностность. Постмодернизм отказывается от традиционного «я», усиливает стирание личности, подчеркивает множественность «я».

5) Непредставимое, непредставляемое. Искусство постмодернизма ирреалистично...

6) Ирония

7) Мутантное изменение жанров, порождающее неясные

формы

8) Карнавализация Она означает «веселую относительность» предметов, участие в диком беспорядке жизни

9) Перфоманс, участие. Театр становится действующей нормой для деканонизирования общества

10) Конструктивизм. Постмодернизм конструирует реальность

11) Имманентность. При помощи новых технических средств стало возможным развить человеческие чувства -охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков» [Керимов, 1997].

В контексте эстетической концепции постмодернизма существенно меняются и интерпретативные, теоретические характеристики произведений искусства (Ж.-Ф. Лиотар «Постмодернистское состояние: доклад о знании»). Для постмодернистской эстетики характерно тяготение к критике культурных идеалов. Логико-научный тип мысли нацелен на выявление тех или иных критериев оценки произведений, логических и методологических нормы и правила, т.е. на некий идеал формальной системы описания и объяснения, категоризацию, точный анализ. Между тем в постмодернистской искусствоведческой науке произошла утрата доверия к классическим исследовательским программам, к классической рациональности.

Каково содержание самого процесса ломки традиции? Как проецируется постмодернистская философия в сознании, культуре и социальной практике? Эти вопросы оказались в центре внимания крупнейших философов, культурологов, педагогов, психологов второй половины ХХ в. (Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар, Р. Барт, П. де Ман, X. Блум, Дж. Хартман, Дж. X. Миллер, Ч. Дженкс, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар, У. Эко, М. Фуко, Ф. Джеймсон и др.). Исследованию особенностей постмодернистского дискурса в отечественной науке и культуре посвящены также фундаментальные работы таких отечественных ученых, как И.П. Ильин, Т.Х. Керимов, Г.К. Косиков, Н.Б. Маньковская и др.).

В целом, исследователями (при, безусловно, значительных расхождениях в ряде аспектов) утверждается, что под постмодернизмом можно понимать, с одной стороны, глобальное состояние цивилизации последних десятилетий ХХ в., всю сумму культурных настроений и философских концепций, которые иронически переосмысливают прошлое; с другой стороны, беря во внимание приставку «пост»,

«постмодернизм» указывает если не на преемственность, то на определенное соотношение с модернизмом, и необязательно по принципу отталкивания. Это означает, что период истории, называемый модерном, т.е современной эпохой, завершен, а на смену ему пришло другое время - так называемый постмодерн. В этом случае приставка «пост» не означает повтора, скорее, это значение аналогии, обращенной на некое «первозабытое». Поэтому постмодерн - это не конец модерна, не новая эпоха, а модерн в стадии очередного обновления.

С точки зрения современной философии, постмодерн отражает изменения в сознании и коллективном бессознательном человечества, разочарованного результатами реализации мировых проектов «законодательного разума», подошедшего к грани самоуничтожения в ХХ веке, который пережил две мировые войны.

Чтобы выжить, человеческое сообщество сегодня обязано освоить менталитет, предполагающий чрезвычайно высокую степень терпимости и готовности к самокритике.

Очевидно и то, что постмодернизм во многом связан с развитием средств массовой информации. Возникнув прежде всего как культура визуальная, постмодернизм в живописи, архитектуре, кинематографе, рекламе сосредоточился не на отражении, но на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью -видеоклипами, компьютерными играми. Эти принципы работы со второй действительностью постепенно стали частью и других сфер.

Постмодернистское искусство выводит на поверхность иррационально-бессознательное. Так, Ж. Делез в своей книге «Капитализм и шизофрения» (1972-1980) предлагает понимание бессознательного не как воображаемого, а как «материального» - реально-производительного (олицетворением чего служит «завод»). При этом подчеркивается, что бессознательное -машинно.

В эпоху постмодернизма все более осознается тот факт, что наука в целом ряде своих социокультурных последствий не является феноменом, который следует оценивать только положительно. Более того, установка на то, что лишь

рациональные принципы лежат в основе человеческой деятельности подвергается сомнению. Оказывается, что внерациональные компоненты человеческого существования не менее важны для понимания его жизни и творчества, выступая необходимым фактором существования людей.

Изменение картины мира во многом было связано с открытием в физике теории относительности, что привело к переоценке ценностей в других областях знания и жизни, включая искусство. Объективность традиционных устоев стала вызывать сомнения, которые нарушили цельность человеческого существования. Стремительное развитие техники привело к тому, что человек утратил связь с природой, не обрел гармонии, не сумел обрести мира и покоя внутри себя.

Постмодернизм иногда называют «всеядным», т.к. он вбирает в себя все, что есть в культуре. Повышенный интерес вызывают у постмодернистов язык массовой культуры. Это объясняется связью постмодернизма с идеями «информационного общества», основным признаком которого является создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное

взаимодействие людей, доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных услугах. Революция в получении и хранении информации произвела революцию в культуре и искусстве. Человечеству вновь пришлось переосмыслить ценности и нравственные законы, такой, например, как закон о доступе к закрытой информации.

Кроме того, информационное общество - это общество, в котором главное место занимает массовая культура, сложный и неоднозначно оцениваемый феномен. Массовая культура направлена на удовлетворение требований и вкусов массового человека, т.е. потребителя. Признаками массовой культуры являются усредненность, банальность, ориентация на коммерческий успех. Через создание образов, объединяющих людей на основе их однотипного переживания, формируется личность, которая становится «продуктом серийного производства». Массовый человек - это удобный объект социального манипулирования с помощью определенных

технологий. Такой человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии с личным восприятием, а через отражение жизни в СМИ.

Ведущими чертами постмодернистской эстетики являются плюрализм и деконструкция. Вследствие этих процессов происходит изменение границ эстетического, размывание существующих традиционных эстетических категорий, отказ от эстетических запретов.

Постмодернистская эстетика рассматривает

художественную культуру как машину, которая моделирует бесконечное множество возможных миров.

В данном случае эстетика постмодернизма опирается на такое значимое для себя понятие, как «симулякр».

Термин «симулякр» образован от латинского слова «simulacrum» - изображение, подобие, видимость. Само понятие восходит к Платону, который использует его, как обозначение «копии копии», при этом в качестве подлинника рассматривается истина бытия. «Копия» Платона обладает сходством с «подлинником», но симулякр таким сходством не обладает. Истина идеи вещи является критерием для установления их истинности. Согласно Платону, истина дана объективно. В этом лежит главное отличие постструктуралистского и постмодернистского истолкования симулякра.

Для постмодернистов очевидно, что истина не дана объективно.

Симулякр понимается в данном случае как деконструированный знак. По словам Ж. Деррида, симулякр позволяет открывать все новые и новые пространства в сфере познания. Одна из наиболее глубоких разработок понятия «симулякр» принадлежит Ж. Делезу, философу и историку философии. Ж. Делез полагал, что симулякр - это знак, который отрицает и оригинал (вещь), и копию (изображение вещи, обладающее сходством). Симулякр - «изображение, лишенное сходства; образ, лишенный подобия» [Делез, 1993]. Современность, по Делезу, определяется властью симулякра. При этом важно понимать, что симулякр и подделка - не одно и то же. Подделка и симулякр - два вектора деструкции. Подделка

осуществляет разрушение ради «консервации», симулякр - ради установления творящего хаоса. Подделка порождает ирреальность, заполняет социокультурное пространство фантомами.

Таким образом, симулякр является одним из наиболее значимых средств достижения важнейших целей постмодернистского искусства в освобождении от догматизма, деконструкции клишированного официозного языка. Симулякр порождает гиперреальность, открывает перед философией и искусством новые возможности. Моделирование гиперреальности опирается на следующие процессы в искусстве постмодернизма:

• явление так называемой «смерти автора», когда художник превращает себя в текст, включается в произведение в качестве персонажа, от лица которого осуществляется повествование посредством использования авторской маски;

• многозначность, которая дает ощущение «мерцания» значений;

• пристрастие к цитатному совмещению несовместимого;

• плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные;

• использование принципа ризомы.

Понятие ризомы было также обосновано Ж. Делезом - в книге «Ризома» (1976). Исследователем было выделено два типа культуры, характерных для современности: культура «древесная» и культура «корневища». «Древесная» культура тяготеет к классическим образцам. С точки зрения Делеза, более подходящий для современности тип культуры - это культура «корневища» (или «ризомы» - особой грибницы, которая является как бы корнем самой себя). Это предопределяет следующие качества: принципиальную незавершенность, открытость конструкции; сращивание с массовой культурой; игровое освоение Хаоса; демонстрация отношение к тексту как к удовольствию, игровой стихии; игра в текст, игра с текстом, игра с читателем; вовлечение читателя в чтение-сотворчество; ориентация на множество интерпретаций текста; выявление

плюралистического типа мышления, имеющего раскрепощающий характер.

В конце ХХ в. именно постмодернизм концентрирует в себе то, в чем нуждается духовная атмосфера эпохи: повышенный интерес к запретным темам, к проявлением коллективного бессознательного историко-культурного процесса, ко всему темному, даже маргинальному. Особенность постмодернизма состоит в том, что он итожит эти эстетико-идеологические и теоретические накопления, подвергая их ценности деканонизации [Маньковская, 1995]. В этом проступает осознание важности гуманитарного противовеса технократизму, рационализму, натиску массовой культуры, необходимость воскресить всю культурную память человечества, подвергая прошлое переосмыслению, чтобы с помощью культуры удержать людей от насилия и уничтожения жизни, помочь народам лучше понять друг друга. Постмодернистская эстетика сумела поколебать власть догматизма в сфере познания, противопоставив ему плюрализм и релятивизм. Постмодернисты развенчали утопии, господствовавшие в ХХ веке, попытались глубже понять людей, обратившись к сфере коллективного бессознательного, показали преимущество принципов «игры», «удовольствия» над принципом «производства», предложили «уравнять» человека с природой. Тем самым постмодернисты совершили настоящий прорыв в сферах мышления и познания, в сфере художественного творчества.

В то же время в постмодернистской культуре неотвратимо развивается процесс девальвации искусства, утраты эстетических ценностей и критериев.

Рассматривая постмодернистские концепции

гуманитарного знания в аспекте проблематики современной социальной практики молодежи, можно выделить несколько направлений их влияния на этот процесс.

Во-первых, постмодернизм влияет на сам процесс получения знаний. С точки зрения постмодернизма, мир - это текст, где главное - обмен информацией, которая благодаря современным технологическим возможностям может быть достаточно быстро добыта, но при этом обезличена и не

проверена. Кроме того, как было отмечено выше, построение «симулякров» и проведение «деконструкций» составляет основное содержание постмодернистского текста. Это очень ярко проявляется в постепенном замещении реального общения Интернет-коммуникацией - проблема, вызывающая тревогу не только у педагогов, но и у психологов, социологов, физиологов.

Как образно пишет современный исследователь: «Вступив в это царство, человек может путешествовать по нему до бесконечности, получая удовольствие от интернет-общения, но совершенно не замечая, что по мере «путешествия» он оказывается все более и более недееспособен, все более отрезан и отчужден от реальных деятельностных процессов, протекающих в обществе. Ему кажется, что он интенсивно в них соучаствует, а на самом деле он все более интенсивно коммуницирует. В пространстве интернета еще сильнее, чем в пространстве кинематографа, происходит замещение плана активной деятельной жизни - иллюзией таковой» [Громыко, 2001].

Рождающееся отчуждение прямо пропорционально чувству самоуверенности от владения информацией, которое свойственно многим современным студентам. Легко добываемая информация не имеет ценности, кроме фактографии, она не становится личностно значимой, пропущенной сквозь призму индивидуальной системы ценностей. Кроме того, возникает и легкость порождения текстов - исследователи отмечают такое современное явление, как Интернет-графоманию [Психология Интернет-графомании]. Сюда, на наш взгляд, следует включить и проблему плагиата. Бесконечно множащиеся рефераты, курсовые работы и дипломы, почти буквально повторяющие друг друга -настоящий бич современного высшего образования. Легкость получения информации приводит к опасной тенденции постоянного цитирования, отказу от собственного мнения, неверию в свои интеллектуальные силы.

Во-вторых, в эпоху постмодернизма меняется сам тип общения между людьми. Приобщение к скоростным информационным потокам, пониманию мира как пространства игры и жизни как процесса порождения мнимостей

(симулякров) может вызвать деструкции в сознании (одним из видов такой деструкции является клиповость мышления). Опасность состоит и в том, что стремительно разрушается культура теоретического знания. Одной из причин видится тотальная дегуманитаризация образования и наступление массовой культуры.

В-третьих, влияние постмодернистских концепций с их негативизмом по отношению к традициям классического гуманитарного знания сказывается на утрате восприимчивости современной молодежи к сложным теоретическим текстам. Студентам все сложнее, например, самостоятельно формулировать проблемы и понятия. Современные студенты, более информационно компетентные, в реальности становятся все менее и менее знающими. При этом утрата навыков глубокого восприятия литературного текста при подробном рассмотрении оказывается очень серьезной психологической проблемой, связанной с массовым угасанием у молодежи художественно-творческого воображения, отвыканием от творческого поиска и самостоятельного мышления, потерей речевой практики как в устном, так и в письменном виде. Студенты практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них крайне ослаблены способность к воображению, рефлексии, пониманию и т.д. При этом угасание творческого воображения сопровождается глубокими нарушениями в чувственной и психической сферах: возрастает чувство одиночества, тревожности, страха, агрессивности; нарастают аутизм, возникают фрустрации, в целом - негативно-депрессивное мироощущение.

Показательно, что исследования выявляют устойчивую тенденцию нарастания всех этих процессов от поколения к поколению. Ученые отмечают также опасность инерции, неполноценности восприятия, свойственные современным молодым людям, что выражается как в выборе круга чтения и оценках прочитанного, так и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин.

В-четвертых, влияние постмодернистских идей сказывается и в постепенной утрате способности действовать. Трудно не согласиться с замечанием Н.В. Громыко, что

«учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д.» [Громыко, 2001].

В то же время постмодернизм - это реальность социокультурной ситуации, т. е. только отрицание и отталкивание его идей не может быть конструктивным путем в разработке системы развития высшего профессионального образования специалистов в сфере культуры и искусства.

Продуктивно в этом контексте изменение подхода к освоению информации и развитие методов педагогической работы с ИКТ (данный путь представлен, например, в трудах Н.Л. Селиванова и Т.В. Селивановой), когда подключение к образовательному процессу новейших информационных технологий создает условия для индивидуализации обучения и созданию индивидуальных проектов, активно и полно раскрывающих творческий потенциал личности. Безусловно, позитивной стороной постмодернистской концепции мира и образования является тенденция к плюрализму и поликультурности [Селиванов, 2011; Селиванова, 2008].

Осваивая знания, современный молодой человек, должен погружаться не только в мир информации, но и в мир культуры, который полон открытых проблем и нерешенных «вечных» вопросов. Образовательный процесс в этом аспекте прежде всего - деятельностный, позволяющий не только знакомиться с терминами и понятиями, но и создающий условия для постоянного саморазвития личности. Активная позиция в освоении знаний, когда молодой человек интерпретирует, толкует тот или иной научный (или художественный) текст, пропуская его сквозь собственный опыт - определяет углубление самопознания, самоосмысления человека.

Огромным потенциалом в этом направлении обладает искусство, которое предоставляет широкие возможности для саморазвития, для освоения реального исторического времени

через категории художественного, для всестороннего и продуктивного общения с окружающим миром, для развития личности - постигая творческую тайну искусства, юный человек начинает творить, преображать себя.

ЛИТЕРАТУРА

Барт Р. 1989. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ.

ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс. 616 с. Бахтин М.М. 1986. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного

творчества. М. 423 с. Быховская И.М. 2000. Науки о культуре и практика образования: контексты развития, модусы сопряженности // Ориентиры культурной политики / Мин-во культуры РФ. Гл. ИВЦ. № 6. С. 24-35. Гирц К. Насыщенное описание: в поисках интерпретативной теории культуры

// http://sociologist.nm.ru/articles/geertz_01.htm Громыко Н. 2001. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр № 27.

Делез Ж. 1993. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. № 5. С. 33-45.

Ильин И.П. 1998. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция

научного мифа. - М.: Интрада. 205 с. Керимов Т.Х. 1997. Постмодернизм // Современный философский словарь.

Лондон: Панпринт. С. 256. Лотман Ю. М. 2000. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство СПБ». 704 с. Маньковская Н.Б. 1995. «Париж со змеями» (Введение в эстетику

постмодернизма). М.: ИФ РАН. 220 с. Марача В.Г. 2000. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации / Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации. Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. Томск: Пилад. С.61-70.

Психология Интернет-графомании // http://ati-

technologies.info/admitrij/08/13/psikhologija-internet-grafomanii Рыклин М.К. 2002. «Машины желания и просто машины». Беседа с Феликсом Гватари // Михаил Рыклин. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Логос. С. 37-56. Селиванов Н.Л. 2011. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков. Теоретические основы и опыт внедрения. М.: Красанд. 160 с. Селиванова Т.В. 2008. Проблемы интеграции компьютерных технологий в творческое образование // Материалы интерактивного международного семинара «Воспитание искусством как фактор социализации

личности». Электронный ресурс: http://www.art-

education.ru/project/seminar-2008/selivanova.htm Стукалова О.В. 2007. Современное художественное образование в контексте постмодернистского дискурса// Педагогика искусства. № 2-3. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/stukalova_12-07-2007.htm - 1 п.л. Юнг К. 1992. Архетип и символ. М.: Ренессанс. 365 с. Ясперс К. 1994. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 524 с. Stern E. 1990. Problems of cultural psychology // Quarterly, New sletter of the laboratory of comparative human cognition. Vol. 12. p. 12-24.

Получена /Received: 24.10.2011 Принята/Accepted: 11.11.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.