Научная статья на тему 'Постмодернистский философский дискурс и современное российское общественное сознание'

Постмодернистский философский дискурс и современное российское общественное сознание Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ТРАЙБОЛИЗАЦИЯ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / POSTMODERNISM / NEOTRIBALISM / GLOCALIZATION / CRISIS OF PUBLIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сатурин Алексей Александрович

В статье обозначаются некоторые признаки современного российского общественного сознания, предпринимаются попытки проследить связь разнородных социальных и культурных явлений современной действительности с философией постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postmodern philosophical discourse and public consciousness in modern Russia

The article identifies some of the signs of the contemporary Russian public consciousness. Attempts are being made to trace the connection of dissimilar social and cultural phenomena of modern reality with the philosophy of postmodernism.

Текст научной работы на тему «Постмодернистский философский дискурс и современное российское общественное сознание»

Анализируя проблему общественного идеала, С.Л. Франк подробно рассматривает религиозные вопросы. Он считает, что «общественная жизнь, будучи в качестве духовной жизни жизнью в Боге, имеет своим единственным, конечным назначением осуществление своей истинной онтологической природы во всей ее конкретной полноте, т. е. «обо-жение» человека, возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты божественной правды» [4, с. 107]. Проведя философский анализ понятия «соборность», философ приходит к выводу, что «религиозность и соборность есть в основе своей одно и то же или две стороны одного и того же всеопределяющего начала человеческой жизни» [4, с. 59]. Из этого С.Л. Франк заключает, что именно на основах религиозности и должно быть построено человеческое общество.

Религиозные представления С.Л. Франка наиболее полно раскрываются в произведении «С нами Бог. Три размышления», написанном в 1941 году.

В последних своих работах, в частности в книге «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (1949), С.Л. Франк обращается к задачам христианской политики в современную ему эпоху. Также он пытается найти пути их решения. С.Л. Франк отмечает, что перед обществом стоят две основные взаимосвязанные задачи: поддержание и охрана накопленного в прошлом духовного достояния и дальнейшее совершенствование жизни.

Итак, С.Л. Франк дал полный обзор состояния современной социальной теории. Во-первых, он рассмотрел главные теоретические направления. Во-вторых, он выстроил их в исторической ретрос-

пективе и показал превалирующие тенденции развития и необходимость создания обобщающей социальной науки. В-третьих, Франк отметил основные характеристики Абсолютного всеединого бытия, что позволило ему выработать свою универсальную систему теоретических и методологических принципов, которая используется им для анализа содержания различных сфер бытия. Также он указал основные характеристики социальной философии, определенные спецификой ее предмета -человеческого общества и социальных явлений. Особое внимание С.Л. Франк уделил наиболее актуальным вопросам социального знания: проблеме реальности общества; проблеме фактов; проблеме отношения универсального и индивидуального; реального и идеального; проблеме основной формы знания в обществоведении; проблеме общественного идеала и методе его определения.

Библиографический список

1. Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект; Раритет, 2001. -880 с.

2. Назарова О.А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семена Людвиговича Франка // Вопросы философии. - 2008. - №5. -С. 104-115.

3. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма // Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 1996. - С. 360-367.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. -С. 13-146.

УДК 101.1:316

Сатурин Алексей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС И СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

В статье обозначаются некоторые признаки современного российского общественного сознания, предпринимаются попытки проследить связь разнородных социальных и культурных явлений современной действительности с философией постмодернизма.

Ключевые слова: общественное сознание, постмодернизм, трайболизация, глокализация, кризис общественного сознания.

Процессы мифологизации массового сознания, проявляющиеся в трайбализа-ции общества и росте числа субкультур, подверглись тщательному анализу еще в 70-х гг. XX в. Наибольшее развитие данные идеи нашли в творчестве Э. Тоффлера и его континентального коллеги М. Маффесоли. Одна из существенных черт данных теорий - постулирование усталости современного общества от демифологизирующей культуры эпохи модерна [4, с. 181]. Как писал

М. Маффесоли, современный человек всё более сосредотачивает своё внимание на целях, находящихся в непосредственной близости, которые напрямую затрагивают его [8, с. 278]. Проблема противоречия между реальной жизнью малых социальных групп и миром идеологических построений идеологов власти рассматривается Маффесоли как признак нарождения новой социальности. Итак, если взять в скобки усталость общества от политической и профсоюзной деятельности и рост числа

быстросменяющих друг друга субкультур, мы можем предположить, что для философов-постмодер-нистов общество, являвшееся предметом рассмотрения классической философии, становится вопросом истории философского дискурса, т.е. меняется как предмет, так и методы обретения нового знания.

Для современного общества, как отмечает В.Н. Фурс, политический активизм, являвшийся господствующей ценностью модерна, сменяется эстетически окрашенным «не-деянием» [13]. Для этой ризомы малых социальных групп, разрастающейся изнутри традиционного общества, по мысли Маффесоли, в настоящее время невозможна никакая социальная идеология, единая для всего общества. Эта постоянно меняющаяся становящаяся общность не повинуется законам классической рациональности, она функционирует в «иных мирах». В теоретическом плане теория Маффесоли является попыткой преодолеть фатальность бодрийаров-ской трактовки имплозии постмодерного общества. В то же время, следует заметить, что Бодрийяр начал разрабатывать свою концепцию в иных социально-исторических условиях. Если концепция общества-мифа, предложенная Бодрийяром, является отражением модели потребительского капитализма, то теория разнообразия мифологизированных «племен», предложенная Маффесоли, имеет ввиду нечто нарождающееся, призванное преодолеть общественные мифологемы предыдущей эпохи и сменить их общинными.

Тенденция, обозначенная Маффесоли, справедливая для западного общества с его относительно высоким уровнем жизни, в российском обществе проявляется лишь отчасти. Действительно, Россию с 73,7% городского населения и 67%, проживающими в крупных городах с числом жителей более 100 тыс. [2], трудно назвать страной общества традиционного типа. В целом, вне зависимости от политической конъюнктуры, интерес российского общества к политике также невысок - в докризисный 2007 год наблюдалось снижение интереса к политике широких слоев населения: 90% граждан либо мало интересовались, либо вообще не интересовались политической жизнью страны [9], что можно объяснить усталостью российского общества от бурных событий в социальной и политической жизни страны второй половины 1980-1990-х гг. В настоящее время также наблюдается резкий спад политической активности граждан по сравнению с пиком политической активности в конце 2011 -первой половине 2012 годов [6]. Однако, несмотря на некоторые предпосылки, о бурном развитии малых социальных групп в рамках всего российского общества говорить несколько преждевременно. Мы можем с уверенностью говорить лишь о многочисленных, иногда успешных попытках заинтересованных коммерческих кругов пересадить западные субкультуры на российскую почву. В то же время,

особенно в крупных городах, а также в локальных этнических и диаспорных центрах, наблюдается параллельный процесс трайболизации общества, источник которого находится в недрах архетипных слоев коллективного бессознательного и общественной психологии. В значительной степени - это психологическая потребность и реакция на глобализацию, с другой стороны - простая дань моде.

Одна из причин неразвитости в России общества малых социальностей лежит на поверхности: россияне заняты совершенно другими проблемами. По данным опроса общественного мнения, проведенного Левада-Центром 10-13 августа 2012 года 60% россиян испытывают постоянные материальные трудности, 28% озабочены отсутствием элементарных бытовых условий для нормального существования [7]. Для образования микрогрупп, о которых писал Маффесоли, требуется наличие свободного времени, высокоразвитая социально-бытовая инфраструктура, не сильная загруженность работой, материальными проблемами, бытом. В то же время, российское общественное сознание всегда отличалось некой онтологической цельностью, особенно в периоды социально-политической стабильности. Нарождение общества малых социальностей - свидетельство дифференциации и поляризации элементов общественного сознания, явление, скорее характерное для западной протестантской в своей основе цивилизации, чем для традиционной российской действительности. С другой стороны, признаки трайболизации российского общества указывают на рост индивидуалистических настроений, стремление отделить себя от других и защитить свои ценностно-целевые установки от властного нарратива больших метарассказов.

Если Маффесоли, вслед за Делезом и Гватта-ри, говорит о трайбализации современного общества, невозможности говорить о едином общественном сознании как таковом, то идеологи глобализации, такие как Р. Робертсон и Э. Гидденс, постулируют интенсификацию общественного сознания, переросшего узкие рамки национальных государств. Кроме того, современный этап глобализации, связываемый большинством западных специалистов с быстрым распространением высокоскоростных средств коммуникации, характеризуется возрастанием роли единого глобального сознания

и, вместе с тем, усилением центробежных тенденций, проявляющихся в идеологии, экономике, политике, общественном сознании и культуре. Религия, традиции, культура по-прежнему сохраняются, но отношение общества к ним приобретает принципиально новые черты, отличные от аналогичных явлений в общественном сознании в рамках традиционных и модернистских общественных систем. Этим принципиально новым явлением стало рефлексивное некуматоидное сохранение религии, традиций и культуры. Как отмечает Гидденс,

в условиях, когда влияние традиций и обычаев в мировом масштабе ослабевает, индивид более чем прежде нуждается в сохранении и воссоздании собственной идентичности [3, с. 63]. Иными словами, национальное самосознание, традиционная религиозность, обычаи и культура передаются теперь преимущественно не от отца к сыну, как раньше, а вполне осознанно и нередко извне. Данная концепция призвана объяснить такие явления, как сближение РПЦ с государством, казачьи патрули возле православных храмов в Москве, талибов в Татарстане, отправления языческих культов в спальных районах крупных городов и тому подобные проявления современности. Всё это, по мысли Гидденса, результат глобализации, дань рефлексивному сохранению традиций, религии, культуры, даже если в этих явлениях трудно распознать признаки религии, традиций и культуры. Такой поворот, получивший название глокализм и популяризованный в работах Р. Робетсона, был бы невозможен без современных средств коммуникации и масс-медиа, об огромной разрушительной и нивелирующей силе которых одним из первых заявил Маршалл Маклюэн в 60-х гг. XX века.

По мысли Бодрийяра, отношение потребителя к реальному миру (политике, истории), обобщенное и систематизированное в «обществе потребления» функционированием массовых коммуникаций, - это «отрицание реального на основе жадного и мультиплицированного восприятия его знаков» [13]. Однако если СМИ, освещающие мировые события - это область трансцендентного восприятия мира, обеспечивающая поддержание иллюзии сопричастности некому реальному «большому» миру, то Интернет и социальные сети становятся сферой имманентной общественной практики. Согласно данным 'ШБ Россия, пользователями Глобальной паутины являются 65% жителей крупных городов России с числом жителей более 100 тыс., по другим данным 55% [12]. В социальных сетях зарегистрированы 82% пользователей Интернета, в то же время телевизор смотрят 98% россиян. Большую часть информации о мире россияне получают посредством телевидения и Интернета. Кроме того, масскульт, переросший из современного состояния культуры в одну из наиболее процветающих отраслей промышленного производства, становится мощной общественной силой, искажающей восприятие реальности потребителями медиа-продукции, а также способствующей формированию мозаичности сознания индивидов. Субъект, лишенный четких социальных и культурных ориентиров, лишается представления о самом себе, как о некой нераздельной целостности, так как гиперплюрализм и идеология мультикультура-лизма предлагают ему многообразие вариантов самоидентификации. Индивиду предлагается возможность выбора культурной, религиозной, идейной

и даже гендерной самоидентификации - признавать традиционные право и мораль или выступить с позиций постмодернизма, поддерживать или не поддерживать оппозицию, участвовать или нет в борьбе за права секс-меньшинств или выступать против с позиций традиционализма - все это хорошо с точки зрения современной постмодернистской философии. С другой стороны, для мозаичного сознания становится почти невозможным обрести непротиворечивую картину мира. Как отмечает В.И. Самохвалова, бессвязность мышления и фрагментарность модели мира, складывающейся у современного человека, позволяет «навязать ему систему мифов, по которым он будет выстраивать свою реальную жизнь и оценивать ее» [11, с. 125]. Благодаря этой системе мифов массового человека можно использовать в любых целях. Ситуация усугубляется тем, что идеологическая неразбериха начинает проникать в систему школьного образования. Учащимся предлагают самим выбирать концепции и модели поведения, которых стоит придерживаться, при этом традиционная роль учителя как руководителя в процессе обретения учащимися непротиворечивого объективного знания сводится к ретрансляции тех или иных даже самых парадоксальных идей. Таким образом, на макроуровне мы видим ризому малых нарождающихся социальностей, так или иначе подверженных влиянию глобальных процессов, на микроуровне -неясную совокупность индивидов - «тел без органов», реализующих свои виртуальные потенциалы.

Идеологический раскол российского общества, контуры которого вполне четко стали прослеживаться как минимум с декабря 2011 года [10] явился ярким подтверждением силы СМИ и быстрораз-вивающихся в России средств высокоскоростной коммуникации. Имплозивная реальность двух миров, сталкиваясь, пересекаясь и взаимодействуя, отражает сложную структуру современного российского общественного сознания. Традиционные СМИ, более характерные для общества модерного типа и современные высокоскоростные интернет-технологии, с развитием которых связывают современный этап глобализации, формируют общественное мнение, потребительское поведение, представления о реальности и лжи.

Виртуальная реальность и медиатехнологии становятся новым фактором общественного бытия, следствием этого стало слияние в общественном сознании знака предмета и предмета, что характерно, согласно Л. Леви-Брюлю, для обществ мифологического типа. Мифологическое мышление, как заметил данный автор, осуществляется не сообразно законам классической логики, оно «...обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум» [5, с. 130]. Такое пралогическое мышление движимо согласно собственным законам, отличным от законов аристоте-

левской логики. Такому мышлению свойственна логика, оно состоит из суждений и заключений, однако ход их не подчиняется закону непротиворе-чия. Схожие процессы можно проследить при анализе постмодернистской литературы. Аппелируя к микро- и макрореальности со специфическими, отличными от ньютоновских, физическими законами, постмодернистские авторы отказывают в праве на существование логике, сформированной античными мыслителями, однако, если в случае с пралогическим мышлением источником воображения первобытных людей являлась всё-таки природная реальность, то в условиях постсовременности, по мысли постмодернистов, логика формируется и навязывается нам посредством «иного» по-стреального высокотехнологичного мира.

В условиях общей усталости людей от доводов практического разума, рациональной аргументации и потребности вдумываться и разбираться в непрерывном и зачастую противоречивом ежедневном потоке информации, практически меняются средства донесения информации до сознания потребителей. Наглядным примером данной тенденции стали постмодернистские акции арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге или нашумевший панк-молебен Pussy-riot в храме Христа Спасителя весной 2012 года. Как правило, постмодернистская природа того или иного события остается «вещью в себе» для рядового потребителя медиа-знаков, однако смысл послания, при этом, бессознательно воспринимается вполне чётко. В то же время, субъект, попавший в порочный круг структур медиа-знаков, становится либо связующим звеном в непрерывных потоках информации, либо полностью растворяется и теряет какой-либо изначально-заданный смысл. Таким образом, СМИ и Интернет подобно шаману в концепции Леви-Брюля одновременно отражают и не отражают реальность, одновременно являются и истиной, и ложью; в мозаичном сознании, подверженном влиянию медиатехнологий, происходит «мистическое отождествление», за которым теряются ориентиры подлинного бытия, данного нам непосредственно в чувственном восприятии мира.

Вместе с тем, корни идеологического кризиса российского общественного сознания, по-видимому, следует искать в начавшемся в 2008 году мировом экономическом кризисе, а в более широкой перспективе - в судьбоносных для России и мира социально-политических процессах второй половины 1980-х - первой половине 1990-х гг., связанных с политикой «перестройки» и распадом СССР. Великая рецессия замедлила становление среднего класса, практическое сознание которого способствовало реализации в России проекта экономической глобализации, при этом укрепились пласты традиционалистски-настроенных слоев российского общества с присущими им правыми и левыми

идеологиями. Всё это породило системный всеохватывающий кризис общественного сознания в России, который трансформировался к концу 2011 года в форму открытого идеологического противостояния.

Если сравнить содержание лозунгов студенческих волнений во Франции 1968 года с идейной смысловой нагрузкой лозунгов оппозиции в 20112013 годах, станет очевиден предпостмодернистс-кий характер первых и модернистский - вторых. Содержание лозунгов оппозиции, на наш взгляд, сводится к двум вполне модернистским по духу идеям: требованиям прозрачности власти, механизмов ее контроля и уважения к естественным правам личности и гражданина. При этом форма подачи тех или иных оппозиционных идей может быть довольно постмодернистской - шутливость лозунгов, переиначивание властных нарративов, театрализация действия и т.п.

Как свидетельствуют последние статистические исследования, в данный момент нет оснований говорить о каком-либо социальном или экономическом единстве в рядах политически-активного населения [1, с. 135], следовательно, критерий струк-турализации современного российского политического сознания следует искать в иных системах координат. Легко поддаться иллюзии, что идеологический раскол российского общества - следствие борьбы постмодернистского и модернистского сценария развития общества, однако, как нам представляется, идеология противоборствующих сторон вполне вписывается в модернистский проект просвещения. Следовательно, суть происходящих процессов можно объяснить противоречием, вытекающим из представления о необходимости считаться с мнением граждан и убеждением в правильности выбранного властями курса, которое нашло отражение в современном российском общественном сознании. Данное положение вписывается в теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, определяющую перспективы завершения проекта, созданного философами-просветителями XVIII века.

Таким образом, при анализе современной российской действительности трудно различить влияние объективных глобальных процессов, описываемых постмодернистами в своеобразной манере, от влияния самого постмодернистского философского дискурса на современное общественное сознание. Более четко влияние постмодернизма прослеживается в отношении теоретического уровня общественного сознания, посредством которого данная концепция проникает в широкие массы. Однако говорить о широком распространении постмодернистского мировоззрения в России преждевременно в силу незавершенности «проекта модерн» и некоторых цивилизационных особенностей российского общества. Являясь порождением духовного кризиса западной цивилизации, постмодер-

низм не предложил путей его преодоления, ограничившись описанием феноменов современного состояния общественного сознания. Отказ от иерархического характера различий мировоззренческо-ценностных систем, постулируемый данными исследователями, имплицитно привел к вариативности объяснения действительности и утрате веры в объективную истину. Вместе с тем, фиксируя колоссальные изменения современности, постмодернизм отражает все свойственные ей противоречия.

Библиографический список

1. Бибиков А. Методология исследования «внезапного» уличного активизма (российские митинги и уличные лагеря, декабрь 2011 - июнь 2012) // Laboratorium. - 2012. - №2. - С. 130-163.

2. Вот какие мы - россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Российская газета. - 2011. - 16 декабря.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004. -120 с.

4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. - 227 с.

5. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М.: Атеист, 1930. - 365 с.

6. Массовое политическое участие в России: только выборы или что-то еще? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 1728 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wcюm.m/mdex.php?id=459&шd=111514 (дата обращения: 11.03.2013).

7. Материальные проблемы доставляют наи-

большие трудности российским семьям // Левада-Центр. Пресс-выпуски. 16.08.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/16-08-2012/materialnye-proЫemy-dostavlyayut-naibolshie-trudnosti-rossiiskim-semyam (дата обращения: 23.08.2012).

8. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Вып. 1. -М.: Прогресс, 1991. - С. 274-283.

9. Россияне и политика: пути расходятся //

ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 658 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wciom.ru/

mdex.php?id=459&шd=4258 (дата обращения:

23.08.2012).

10. Рост протестных настроений // Левада-Центр. Пресс-выпуски. 01.08.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/01-08-2012/rost-protestnykh-nastroenii (дата обращения: 23.08.2012).

11. Самохвалова В.И. Человек современного

массового общества и проблемы креативности // Полигнозис. - 2007. - № 1 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.polygnozis.ru/

default.asp?num=6&num2=58

12. Сколько в России интернет-пользователей // ВЦИОМ. Исследования. 10.05.2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=269&uid=112761 (дата обращения:

23.08.2012).

13. Фурс В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра // Социологический журнал. -2002. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj1-02furs.html (дата обращения: 07.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.