Научная статья на тему 'ПОСТМОДЕРН, МОЛОДЕЖЬ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА'

ПОСТМОДЕРН, МОЛОДЕЖЬ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данакари Лилия Ричарди

В статье рассмотрены сущность и особенности функционирования института семьи и брака как важнейшей ячейки социума. В эпоху постмодерна семья реализует универсальную функцию по воспроизводству населения страны и социализации новых поколений. В статье дается содержательная характеристика современных направлений государственной семейной и молодежной политики Российской Федерации, выявлены особенности сохранения и укрепления традиционных ценностей. Анализ основных документов и актов в области государственной семейной политики позволил выявить общее и особенное в деятельности различных социальных субъектов, реально влияющих на становление и укрепление семьи, культурных, духовных и нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Данакари Лилия Ричарди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-MODERN PERIOD, YOUNG GENERATION AND INSTITUTE FOR FAMILY AND MARRIAGE

The article examines the essence and features of the functioning of the institution of family and marriage as the most important cell of society. In the postmodern era, the familyimplements a universal function for the reproduction of the country's population and the socialization of new generations. The article provides a meaningful description of the modern directions of the state family and youth policy of the Russian Federation, identifies the features of preserving and strengthening traditional values. The analysis of the main documents and acts in the field of state family policy made it possible to identify common and special features in the activities of various social actors that really affect the formation and strengthening of the family, cultural, spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «ПОСТМОДЕРН, МОЛОДЕЖЬ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА»

ШШ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ И КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ =

UDC 159.9:17.023.32 LBC 88.576

Submitted: 14.06.2022 Accepted: 26.06.2022

POST-MODERN PERIOD, YOUNG GENERATION AND INSTITUTE FOR FAMILY AND MARRIAGE

Liliya R. Danakari

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article examines the essence and features of the functioning of the institution of family and marriage as the most important cell of society. In the postmodern era, the family implements a universal function for the reproduction of the country's population and the socialization of new generations. The article provides a meaningful description of the modern directions of the state family and youth policy of the Russian Federation, identifies the features of preserving and strengthening traditional values. The analysis of the main documents and acts in the field of state family policy made it possible to identify common and special features in the activities of various social actors that really affect the formation and strengthening of the family, cultural, spiritual and moral values.

Key words: youth, family, the institution of family and marriage, social attitudes, values.

Аннотация. В статье рассмотрены сущность и особенности функционирования института семьи и брака как важнейшей ячейки социума. В эпоху постмодерна семья реализует универсальную функцию по воспроизводству населения страны и социализации новых поколений. В статье дается содержательная характеристика современных направлений государственной семейной и молодежной политики Российской Федерации, выявлены особенности сохранения и укрепления традиционных ценностей. Анализ основных документов и актов в области государственной семейной политики позволил выявить общее и особенное в деятельности различных социальных субъектов, реально влияющих на становление и укрепление семьи, культурных, духовных и нравственных ценностей.

Ключевые слова: молодежь, семья, институт семьи и брака, социальные установки, ценности.

УДК 159.9:17.023.32 ББК 88.576

Дата поступления статьи: 14.06.2022 Дата принятия статьи: 26.06.2022

ПОСТМОДЕРН, МОЛОДЕЖЬ И ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА

Лилия Ричарди Данакари

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

о

(N

рц

Введение

циальных систем усугубляет положение пандемия коронавируса. В состоянии стресса и шока оказались как отдельные индивиды, так и некоторые социальные группы. Наряду с кризисом социальной сферы, в сложной ситу-

(§ Современный мир оказался в условиях №

^ кризиса, наличия огромного количества рис© ков и неопределенностей. В большинстве со-

ации оказались вопросы реализации концепции государственной молодежной и семейной политики.

Цель исследования - рассмотреть особенности российского общества, ставшего на путь постмодернистского развития. Актуальный характер приобретают не только исследования современной социальной реальности, но и вопросы изучения отношения молодежи к институту семьи и брака, специфика реализации государственной семейной и молодежной политики в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [7].

Методы

История человечества является свидетельством того, что семья была и остается не просто элементом, а составляет основу, сущностную сторону нормального функционирования и развития общества. И в настоящее время в документах и нормативных актах большинства стран мира подчеркивается необходимость учета интересов семьи, ее значимость и ценность для жизни человека и социума. Однако комплексному изучению семьи в рамках непрерывных изменений общества не уделяется должного внимания. В первую очередь особую актуальность приобретает исторический метод, сравнительное исследование функционирования семьи на разных этапах динамики человечества. Применение сравнительно-исторического метода в изучении института семьи, которому много тысячелетий, позволяет не драматизировать процесс трансформации сферы семейно-бытовых отношений, увидеть как негативные стороны, так и положительные моменты.

Анализ института семьи с позиций системного метода указывает на детерминированность семейно-брачных отношений с процессами в сфере политического, экономического, социального, культурного и духовно-нравственного развития общества [2, с. 75]. Отметим, что эти изменения слабо коррелиру-ются с реальными шагами в области государственной семейной и молодежной политики. Ныне государственная бюрократия часто использует ошибки и просчеты российского

гражданского общества в административных целях, непрерывно укрепляя свои институты и структуры. Следует признать, что в настоящее время взаимодействие общества и власти в сфере социального управления во многом носит формальный характер.

Использование психологических методов, в частности, бихевиористского подхода при анализе деятельности современной молодежи, сферы семейных отношений, может выявить неадекватность реакций на события, происходящие в обществе, кризисный характер сознания индивида, отсутствие стрессоу-стойчивости на бурные и часто парадоксальные изменения в жизни.

Анализ состояния

Исследуя институт семьи и брака, современные вопросы молодежной политики, можно отметить следующие моменты. Во многих странах планеты семья и ее ценности все еще занимают главенствующее положение в социальных отношениях людей, взаимодействии друг с другом. Если мы внимательно проанализируем этапы динамики и эволюции семьи, то заметим, что она как общественный институт самым тесным образом связана с историей возникновения, функционирования, а затем кризиса и распада общественно-экономической формации. На всех исторических этапах развития человечества эволюция семьи детерминировалась радикальной трансформацией социально-политической системы, в первую очередь государства и социума. Однако и ныне семья как культурный феномен остается действенным средством и мощным инструментом воспитания всего общества, особенно влияния на молодежь, процессы политизации и социализации.

Семья является основным передатчиком ценностей от одного поколения к другому; институт семьи играет огромную интегрирующую роль в обществе, имеет значительный потенциал для снижения напряженности, гармонизации социума. Философ В.В. Розанов отметил, что «семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма... то есть благодати, бескорыстия...» [6, с. 92].

46

ЛНшт magister 2022. Т. 22. № 1

На протяжении многих лет российские ученые А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, М.М. Плот-кин и другие изучают состояние и проблемы семьи и семейной политики в России и мире, особенности их динамики.

Семья как важнейший социальный институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Причины кризиса многосторонни. Это процессы глобализации, общественные и культурные изменения, мобильность населения, урбанизация и миграция, которые отрицательно влияют на психологическое бытие семьи.

Все указанные причины детерминировали ослабление семьи как социального института, изменили ее традиционность в социуме. Ныне потеряны определенные основы семьи; они значительно ослабили прежние крепкие семейные узы, возможности диалога между родными людьми. Разрушение традиционных семейных ценностей оказывает негативное влияние на молодежь, ведет к массовым де-виантным проявлениям, отклоняющемуся поведению людей в обществе, росту алкоголизма и потребления наркотиков, преступности. Все эти факторы ухудшают состояние здоровья молодого поколения, влияют на ситуацию в области демографии, ухудшают межличностные отношения индивидов.

Отметим, что кризисное состояние сознания приводит к стрессу, депрессии, равнодушию и низкой самооценке, что непосредственно связано с ростом агрессии и насилия в социальных сетях.

С 2020 г. во всех субъектах Российской Федерации реализуются федеральные проекты по семейной и молодежной политике. Однако пандемия коронавируса и западные санкции оказывают негативное влияние на всю социальную сферу нашей страны. Реализация общенациональных проектов и программ востребована реалиями жизни, она необходима для решения проблем, порождаемых внутренними трансформациями, через которые проходит и семья. Существование этих проблем и делает необходимой семейную политику как особую область, особое направление всей социальной политики [5].

Национальные проекты, связанные с молодежной и семейной политикой, направлены на сохранение семьи как традиционного института общества. За последние 30 лет в России,

оказавшейся в рыночной системе отношений с приоритетом прав и свобод человека, поколеблены отдельные устои института семьи и брака. Возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Распространенными стали взаимоотчуждение супругов, кризисы супружества, рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост числа рождений детей вне брака; возросли масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.

Как уже отмечалось, трансформация политической, экономической, социальной систем детерминировала негативные процессы в молодежной среде, поколебала основы института семьи и брака. Исчезли многие нравственные основы жизни, резко сокращен выпуск отечественной литературы и произведений искусства, основанных на ценностях и традициях семьи.

Сегодня намного возросла значимость научного исследования семьи как опоры общества, основы его эффективного развития. Непрерывно меняющаяся реальность, неблагополучие окружающей среды, «постоянно» идущие реформы не позволяют семье активно включиться в образовательную и воспитательную систему. Резко ослабли семейно-бытовые отношения, традиционная семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном и нравственном воспитании детей. Многие молодые люди оторваны от семейных забот, трудовых, культурных и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями.

Утратили свою значимость любовь и самобытность, уважение и почтение к старшим, гордость за нашу историю, восхищение памятью предков. Развлекательные программы массового искусства привели к развитию у молодежи социофобии, снижению интереса и к противоположному полу, и к политической, культурной и нравственной жизни общества. Во многом размыты личные границы, потеряны этические ценности, связанные с честью, добром, эмпатией и др.

По мнению Е.И. Холостовой, «все многообразие проблем, которые в настоящее время испытывает Россия», можно разделить на несколько групп: «проблемы стабильности

современной семьи, демографической ситуации, семейного воспитания, семей группы риска», а также социально-экономические, социально-психологические, социально-бытовые проблемы [8, с. 87].

Подводя итоги процесса трансформации современного института семьи, отметим, что он детерминирован реализацией западных форм и методов глобализации, общеевропейскими тенденциями постмодерна, переходом всей российской социальной системы, общества к рынку. Отметим, что за последние десятилетия в нашей стране произошел транзит от советской семьи к постмодернистскому ее типу. Ныне институт российской семьи изменился во многом: трансформировались приоритеты, ценности и установки, словом, основы семейных взаимоотношений.

Вывод: ныне институт семьи и брака в Российской Федерации находится в транзитивном состоянии. Оно детерминировано актуальными глобальными процессами системной трансформации, стремлением многих государств и обществ преодолеть кризисные явления в социально-политической системе, переходом от традиций к постмодерну. В этой связи неоднозначны и позиции российской молодежи. Отметим, что молодые россияне, с одной стороны, традиционны в плане ощущения ответственности за родных и близких, а с другой - они чаще говорят об отсутствии взаимопонимания с родителями, видят в этом острую проблему.

Российские ученые А.Г. Волков, Г.Ф. Силласте, Г.И. Климантова и другие в течение долгих лет признавали серьезные проблемы в реализации политики в сфере семьи и молодежи [4].

На наш взгляд, в стратегии государственной семейной и молодежной политики следует более четко вписать следующие положения:

- Семья - это главный субъект государственной социальной политики, что соответствует 7-й статье Конституции РФ о социальном государстве. Отсюда - актуализация государственной молодежной и семейной политики.

- Признать приоритетность интересов общества и человека перед интересами государства и его бюрократии. Отсюда - значимость перераспределения прав и ответственности между государством и семьей.

- Создать реальные условия для молодых семей, активного развития как ячейки общества, как малой группы и равноправного субъекта государства.

- В соответствии со стратегическими задачами и национальными проектами на период до 2030 г. создать условия для обеспечения высокого уровня и качества жизни.

- В рамках социальной защиты оказать всеобъемлющую помощь тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии самостоятельно решить экономические и социальные проблемы, справиться в одиночку с социальными вопросами.

Отметим также, что в гетерогенном, полиэтническом и многоконфессиональном государстве общество, семья и школа должны работать вместе, обеспечивать формирование у молодежи и студенчества знания о глобальных и региональных проблемах развития человечества, а также обязательно рассказать о мировых и национальных религиях, выявить общечеловеческие ценности и особенности национальной идентичности народов, единство и многообразие цивилизаций и культур.

Заключение

Сегодня в развитых странах многие молодые люди не желают вступать в брак, порою годами не оформляются официально отношения между мужчиной и женщиной. В настоящее время, беря пример с Запада, часть молодежи в России не желает регистрировать свой брак. Сегодня, как отмечает Ю.П. Леж-нина, «мечты о любви... вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство» [1, с. 267; 3, с. 84].

Таким образом, реализация российской государственной политики в области семьи и брака в первую очередь включает активное сотрудничество государственных и общественных структур и института семьи, родителей в воспитании молодого поколения, а также обязанность родителей по воспитанию и развитию детей и подростков.

Сохранение и творческое развитие традиций, связанных с ценностями института семьи, формирование положительного образа отца и матери, людей старшего поколения становится велением времени. Все большую ак-

туальность приобретает активная поддержка государством деятельности по формированию ответственного отношения молодежи к семье и браку, пропаганде здорового образа жизни и традиционных семейных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Андреенко, Е. А. Современные тенденции в развитии семейно-брачных отношений глазами студентов / Е. А. Андреенко // Казанская наука. -2011. - № 2. - С. 266-267.

2. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социо-логический анализ / С. И. Голод. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272 с.

3. Лежнина, Ю. П. Институт семьи в России: на пути трансформации / Ю. П. Лежнина // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. -№ 2. - С. 70-90.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2000. - 192 с.

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период по 2025 г.». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base.garant.ru/7072766 (дата обращения: 25.12.2021). - Загл. с экрана.

6. Розанов, В. В. Семейный вопрос в России. В 2 т. / В. В. Розанов. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1903.

7. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г №9 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/prodacts/ ipo/doc/4304210 (дата обращения: 25.12.2021). - Загл. с экрана.

8. Холостова, Е. И. Социальная работа и социальная сплоченность общества / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2014. - 127 с.

REFERENCES

1. Andreenko E.A. Sovremennye tendentsii v razvitii semeino-brachnykh otnoshenii glazami studentov [Modern Trends in the Development of Family and Marriage Relations Through the Eyes of Students]. Kazanskaianauka, 2011, no. 2, pp. 266-267.

2. Golod S.I. Sem'ya i brak: istoriko-sotsiologicheskii analiz [Family and Marriage: A Historical and Sociological Analysis]. Saint Petersburg, TK Petropolis LLP Publ., 1998. 272 p.

3. Lezhnina Yu.P. Institut sem'i v Rossii: na puti transformacii [The Institution of Family in Russia: On the Path of Transformation]. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika [Sociological Science and Social Sractice], 2016, no. 2, pp. 70-90.

4. Mudrik A.V. Social 'naja pedagogika: ucheb. posobie [Social Pedagogy: Study Guide]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 192 p.

5. Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot25.04.2014 № 1618-p «Ob utverzhdenii Kontseptsiigosudarstvennoy semeynoy politiki v RF na periodpo 2025 g.» [Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2014 №№ 1618-r On Approval of the Concept of State Family Policy in the Russian Federation for the Period up to 2025]. URL: http://base.garant.ru/7072766

6. Rozanov VV. Semeinyi vopros vRossii. V 2 t. [Family Issue in Russia: In 2 Vols.]. Saint Petersburg, M. Merkusheva Publ., 1903.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iiulia 2020 g. № 474 «O natsionalnykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030"]. URL: http://www.garant.ru/ prodacts/ipo/doc/4304210

8. Holostova E.I. Social 'naja rabota i social 'naja splochennost' obshhestva [Social Work and Social Cohesion]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2014. 127 p.

Information About the Author

Liliya R. Danakari, Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, danakari@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8923-9303

Информация об авторе

Лилия Ричарди Данакари, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, danakari@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8923-9303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.