Научная статья на тему 'Посткроссинг как социокоммуникативная практика и форма межкультурной коммуникации'

Посткроссинг как социокоммуникативная практика и форма межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5226
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКРОССИНГ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРАКТИКА / ОБМЕН / РЕЦИПРОКАЦИЯ / СО-ЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Варвара Алексеевна, Гегель Людмила Арнольдовна, Фролова Юлия Сергеевна

Исследование посвящено такой социокоммуникативной практике, как посткроссинг международный обмен открытками. Цель статьи проанализировать посткроссинг как форму межкультурной коммуникации. Для этого в статье при-водится характеристика посткроссинга с помощью категории обмена. Проанализированы особенности коммуникации при частных обменах открытками, сделан анализ идентичности сообщества посткроссеров и его социальной структуры. Также пред-ложен анализ посткроссинга по модели Р. Якобсона. Исследование опирается как на теоретические источники, так и на эмпирические данные. Были задействованы методы включенного наблюдения в среду посткроссеров, а также проведено анкетирование посткроссеров. Включенное наблюдение заключалось в использовании официального сайта посткроссинга, форума, а также частных обменов. Опрос участников был направлен на выяснение отношения к тем или иным аспектам, выявленным с помощью наблюдения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткроссинг как социокоммуникативная практика и форма межкультурной коммуникации»

■ ■ ■ Посткроссинг как социокоммуникативная практика и форма межкультурной коммуникации

Бондаренко В.А., Гегель Л.А., Фролова Ю.С.

БОНДАРЕНКО Варвара Алексеевна - бакалавр социологии, магистрант II курса Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. [email protected] +79119783912

ГЕГЕЛЬ Людмила Арнольдовна - доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник Высшей Школы РФ, заведующая кафедрой "Культурология, история, молодежная политика и реклама" ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (научный исследовательский университет)» (МАИ). Москва, Российская Федерация. [email protected] +74991419489

ФРОЛОВА Юлия Сергеевна - доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Гуманитарные дисциплины и английский язык» Каспийского института морского и речного транспорта ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». Астрахань, Российская Федерация. [email protected] +78512523844

Аннотация: Исследование посвящено такой социокоммуникативной практике, как посткроссинг - международный обмен открытками. Цель статьи - проанализировать посткроссинг как форму межкультурной коммуникации. Для этого в статье приводится характеристика посткроссинга с помощью категории обмена. Проанализированы особенности коммуникации при частных обменах открытками, сделан анализ идентичности сообщества посткроссеров и его социальной структуры. Также предложен анализ посткроссинга по модели Р. Якобсона. Исследование опирается как на теоретические источники, так и на эмпирические данные. Были задействованы методы включенного наблюдения в среду посткроссеров, а также проведено анкетирование посткроссеров. Включенное наблюдение заключалось в использовании официального сайта посткроссинга, форума, а также частных обменов. Опрос участников был направлен на выяснение отношения к тем или иным аспектам, выявленным с помощью наблюдения.

Ключевые слова: посткроссинг, коммуникация, практика, обмен, реципрокация, социальные контакты молодежи.

Для цитирования: Бондаренко В.А., Гегель Л.А., Фролова Ю.С. Посткроссинг как социокоммуникативная практика и форма межкультурной коммуникации // Коммунико-логия. Том 5. №2. С. 154-167 Р01 10.21453/2311-3065-2017-5-2 -154-167

Введение

Посткроссинг (обмен открытками) - одна из социокоммуникативных практик. Сам термин вошел в обиход благодаря одноименному сайту (postcrossing.com), который служит основной платформой для обмена открытками.

Исследование опирается как на теоретические источники, так и на эмпирические данные. В частности, нами был проведен опрос посредством социальной сети ТаоеЬоок в одной из международных групп, посвященных посткроссингу. Выбор платформы для проведения исследований обусловлен популярностью данного сообщества среди посткроссеров и доступом к полю. В отличие от официальной платформы «postorossing.org», социальная сеть ТаоеЬоок предоставляет возможность более доступного взаимодействия с членами сообщества. В анкетировании приняли участие 127 человек из 43 стран (см. Приложение). В качестве источников мы будем опираться на теории обмена (М.Мосс, М.Салинз), а в качестве аналитической модели задействуем модель Р.Якобсона, предложенную в работе «Лингвистика и поэтика» [9].

Организационные и социальные характеристики посткроссинга

Для начала следует пояснить, что такое посткроссинг, какие цели и задачи он выполняет и какие исполняет функции.

Посткроссинг, изначально появившийся как платформа для обмена открытками с помощью определенного сайта, впоследствии расширил границы своего существования внутри сети Интернет и перекинулся на другие платформы и известные социальные сети, в частности «Вконтакте» - для русскоязычных посткроссеров (так именуют себя люди, занимающиеся обменом открыток) и «РаоеЬоок» - для представителей разных стран и культур, способных коммуни-цировать на английском языке, который является рабочим языком в подобного рода группах.

Существует несколько платформ для обмена открытками, каждая из которых преследует разные цели. Например, ресурс «PostSecret» предоставляет пользователям возможность делиться секретами в условиях анонимности, отправляя их почтой на открытке [1]. Другая платформа - «Postorossing.org» предназначена для обмена открытками между посткроссерами из разных стран, где пользователи имеют свою страничку в онлайн сети и посылают открытку друг другу напрямую в реальной жизни. Иными словами, ресурс выполняет коммуникатв-ную функцию, помогая с помощью интернета устанавливать коммуникацию вне Сети. Это коммуникационный проект.

Сайт построен следующим образом. После регистрации пользователь заполняет свою страничку, где указывает персональную информацию и свой адрес, который не будет показываться публично. Также он вправе писать о своих пожеланиях к отправляемой открытке (список тем, в конверте или без, что написать и т.д.), однако эти пожелания, согласно правилам сообщества, являются рекомендациями, а не обязательными условиями. Пользователь, отправляя открытку, получает адрес случайного человека, на который он должен отправить открытку, которой присваивается номер, содержащий две буквы страны или региона и порядковый номер. При получении открытки другой пользователь ее регистрирует в специальную форму, куда вписывает номер. Отправляя одну открытку, поль-

зователь получает другую взамен (но не от того человека, которому отправил, а также от случайного пользователя). Для тех, кто заинтересован в частных обменах, сайт предоставляет ограниченную платформу для коммуникации. В день пользователь имеет право написать определенное количество сообщений юзе-рам (притом, каждый из юзеров отмечает, хочет ли он получать предложения о частных обменах). Сообщение транслируется в электронную почту, после чего человек его получивший должен будет зайти на профиль отправителя сообщения, чтобы написать ответ. Данная платформа не предусматривает возможность просмотра истории сообщений или коммуникации в виде «чата».

Коммуникация между адресатом и адресантом начинается, когда последний получает от первого открытку и регистрирует ее. Далее в специальном поле он может написать сообщение (называемое в сообществе «хюрреем», поскольку в письме произносится это англоязычное междометие при регистрировании открытки). Сообщение обычно включает в себя благодарность за открытку. Притом, среди некоторых посткроссеров есть некий свод правил написания хюр-рея. Так, например, не написать ничего было бы дурным тоном, также как и просто написать «спасибо». Участники, получившие такой хюррей, воспринимают его как недостаточную благодарность, отсутствие желания общаться и т.д. Эти тезисы были высказаны как в русскоязычном, так и в интернациональном сообществе, посвященном посткроссингу.

Как было отмечено выше, посткроссинг начал свою деятельность в рамках одного сайта-ресурса, однако быстро распространился и на другие платформы в виртуальном пространстве. Так, существуют «частные обмены». Частные обмены открытками - опосредованные интернетом соглашения об обмене открытками в реальной жизни между посткроссерами, договорившимися об обмене с помощью одного из ресурсов. Такими ресурсами выступают, например, средства обмена сообщений на официальном посткроссинге, официальный форум посткроссинга (отдельный проект от создателей официального посткроссинга, требующий, однако, отдельной регистрации), сообщества на ук и ТаоеЬоок (их несколько в каждой из социальных сетей), в «живом журнале» (где можно не только обмениваться, но и выставлять определенные посты по данной тематике). Иными словами, частные обмены представляют собой неформальную коммуникацию, инициатором которой является один из участников.

Так, создателями ресурса «postorossing.org» был создан официальный форум, которым пользуются 21% опрошенных посткроссеров для частных обменов. Социальными сетями пользуются 51% опрошенных, среди которых 8% специально ищут людей на фейсбуке, 37% состоят в сообществах посткроссеров в этой социальной сети, еще 4% пользуются «Вконтакте» и 2% используют «Живой Журнал» для обмена открытками.

Также стоит отметить, что официальный сайт посткроссинга не является замкнутым ресурсом - с помощью уведомлений на электронную почту, которую получают пользователи, если их открытку зарегистрировал другой юзер, посткрос-

синг расширяет границу собственного ресурса, распространяя коммуникацию дальше своего ресурса в виртуальном пространстве.

Идентичность и социальная структура сообщества посткроссеров

Идентичность в широком смысле понимается как принадлежность к той или иной группе людей, которая связана с воплощением определенных качеств, наличием определенных убеждений или обладанием той или иной внешности [2, 174-195]. Идентичность конструируется с помощью осуществления выборов и потребления и становится некой позицией, которую индивид демонстрирует или исполняет [3, 77]. Коммуникация в определенном сообществе образовала особую идентичность, проявляющуюся в том числе и в языке. Члены сообщества называют себя посткроссерами, а их принадлежность к сообществу подчеркивается рядом показателей. Во-первых, в профиле изображена статистика - количественные показатели, отражающие длительность регистрации на ресурсе, что указывает на принадлежность к сообществу. Во-вторых, существуют «правила использования» сообщества, декларирующие его основные цели, а также ценности. Целью является предоставление платформы для обмена открытками, а также мнениями и комментариями по связанным с открытками вопросам. В качестве ценностей провозглашается честность (борьба с плагиатом и использованием чужих авторских прав), вежливость (отсутствие оскорбительных высказываний в адрес кого-либо или чего-либо). Негласно посткроссинг является пространством вне политики и политических взглядов, однако некоторые пользователи нарушают этот принцип.

Среди посткроссеров распространен особый лингвистический код, а именно - специальные обозначения некоторых явлений, которые необходимо упомянуть в этой работе для дальнейшего понимания посткроссинга. Так, изначальный сайт посткроссинга называют официальным, а открытки полученные таким образом - «официалками». Что касается остальных форм обмена открытками, здесь существует система «игр» (например, тэги - передача открыток «по цепочке»), раунд робины (round robin) (отправление открыток по кругу, ограниченным количеством участников)), а также частные обмены (свапы - от. private swap). Нам важно разграничивать официальные и частные обмены открытками, потому что каждый из них будет иметь отличительные черты.

Что касается социальной структуры, в общем виде ее можно определить как организованную совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества и группы [4, 672—682]. Так, социальные отношения в сообществе посткроссеров упорядочены. Представлена система статусов. Сообщество ограничивает количество отправляемых за один раз открыток (то есть нельзя отправить больше определенного количества, пока прежние не будут получены и зарегистрированы). Новичок имеет возможность отправить 5 открыток за один раз, в дальнейшем при регистрации всех пяти открыток он может иметь 6 одновременно путешествующих открыток. Далее можно переходить на

более высокие уровни, которые можно обозначить статусами. Однако эти статусы для внутреннего пользования - другие юзеры не могут видеть количество путешествующих открыток (однако, они видят количественные показатели отправленных и полученных, из чего несложно сделать вывод, на каком «уровне» находится участник).

Интересным фактом является то, что существует два вида определенных присваиваемых статусов - ambassador и supporter. Первый - посол - получает такое звание после распространения информации о сообществе за его пределами. Вклад может быть выражен в виде статьи в журнале или газете, блоге с большим количеством читателей, выступлении на телевидении или распространение информации в образовательном учреждении. Суппортер - человек, вносящий материальный вклад в развитие сообщества. Посткроссер, пожертвовавший более 10 евро, получает годовой статус суппортера, высвечивающийся в профиле. Сумма пожертвования не ограничена - она может быть как единора-зовой, так и ежемесячной или ежегодной. Однако данные статусы не дают преимуществ или «поблажек» в системе отправки и получения открыток.

Также существует почетный статус - наибольшего количества отправлений в стране. Чем больше в стране участников посткроссинга, тем престижнее этот статус. Например, юзер входит в десятку лучших (по количеству отправлений) юзеров, а в стране таких юзеров всего 11, или же он входит в десятку, а юзеров в стране насчитывается несколько тысяч.

Коммуникация в сообществе регулируется с помощью форм социального контроля, который бывает формальным и неформальным [5]. Существуют формальные нормы - писанные правила, с которыми соглашается каждый из участников при регистрации. Правила включают в себя положения о возрасте (минимальный возраст участника - 13 лет либо младше, если за аккаунт будет ответственен родитель или попечитель). Писанные правила включают в себя, например, запрет на сообщения с дискриминацией стран (однако, это правило можно обойти разными эвфемизмами или обобщениями, тогда вступают в силу непи-санные правила). Коммуникация между участниками посредством сообщений имеет несколько правил-рецептов - то есть рекомендательных, а не предписанных правил. Например, если человек не желает получать сообщения с просьбой об обменах, будет всплывать «заметка», об этом напоминающая, то есть рекомендация не писать об обменах.

Несмотря на наличие определенных статусов и четкой системы взаимодействия посткроссеров друг с другом, 52% опрошенных посткроссеров отметили, что приобрели друзей в результате занятия посткроссингом, из которых 33% продолжили общаться с посткроссерами, с которыми совершали частные обмены, а 19% подружились с помощью «официального» посткроссинга (см. Приложение).

Что касается мотивации занятия посткроссингом, согласно анкете, юзеры занимаются посткроссингом (в частности, и с помощью этого сайта), чтобы узнать больше о других странах и культурах, познакомиться в виртуальной среде с новыми людьми с возможностью завязать дальнейшее общение уже в рамках ре-

альной жизни. Таким образом, посткроссинг можно назвать такой коммуникационной практикой, которая мотивирует пользователей устанавливать межкультурную коммуникацию.

Посткроссинг, таким образом, представляет собой соединение виртуальной и реальной коммуникации, где реальное и виртуальное связывается посредством материального объекта - открытки и посредством обмена.

Посткроссинг как обмен и особенности коммуникации при «частных» обменах

Исходная точка основных теорий обмена - понимание взаимодействия как взаимного обмена товарами, ценностями, услугами, информацией. Одним из важных принципов, характеризующих обмен, является принцип взаимности, который определяется как универсальный культурный принцип.

Марсель Мосс говорил о двух формах такого взаимодействия - это обмен и дар, которые включают в себя триаду действий: дача, получение, дарение. Притом, стоит учитывать, что обмен мы рассматриваем как социальный феномен прежде всего (не фокусируясь детально на экономическом аспекте).

В контексте обмена важной категорией является реципрокация (термин изначально был введен Б. Малиновским [6], но конкретизировал его М. Салинз в работе «Экономика каменного века»). Так, в общем виде реципрокация - это такие отношения обмена, в которые вовлекаются стороны с равными статусными характеристиками. Салинз выделил несколько форм реципрокации: генерализованная (форма солидарности, предполагающая альтруистичность), негативная (обезличенная форма обмена, иногда называемая «антисоциальной» формой взаимодействия) и, что для нас представляет наибольший интерес, сбалансированная реципрокация (непосредственный обмен). Посткроссинг можно представить как сбалансированную реципрокацию, поскольку она подразумевает «одновременный обмен однотипными предметами в равном количестве» [7, 178]. Действительно, посткроссинг представляет собой обмен открытками -то есть предметам одного типа в соотношении один к одному. Однако здесь интересно проследить некоторые практики посткроссеров, которые интерпретируют эти правила. Так, в частности, если открытка представляет собой особую ценность (например, это открытка из «редкой страны», карт-максимум или 30-открытка), статус этой открытки повышается (иногда - повышается и стоимость), поэтому существуют негласные правила обмена 2:1 в таком случае или открытки эквивалентные данным.

Чтобы продолжить нашу мысль про нестандартные формы обмена, необходимо отойти немного в сторону и проанализировать термин «редкие страны». Редкие страны - категория, используемая в сообществах посткроссеров, обозначающая такие страны, количество посткроссеров в которых по тем или иным причинам невелико, поэтому сложно получить оттуда открытку, а следовательно каждая полученная открытка приобретает особый статус, она ценится более

высоко. Так, по данным опроса, такими странами являются «микронации», «особенно островные государства» - где количество жителей невелико (а следовательно невелико и количество посткроссеров, отчего открытки, полученные от них, становятся более ценными), «почти все страны Африки», страны Южной Америки, Центральной Азии и Северная Корея, поскольку «получить открытку оттуда - это сложный процесс». Респонденты, отвечая на вопрос о редких странах, зачастую также используют различную «классификацию стран», например, развивающиеся vs развитые страны, страны «третьего мира». По сути, получается, что говоря о редких странах, пользователи говорят и о «статусе» стран, их некоем ранге (в связке с посткроссингом), а также пытаются выявить причины малого количества посткроссеров в данных странах (либо это «развивающаяся» страна, где мало возможностей для посткроссинга, либо население страны крайне мало, а соответственно мало и посткроссеров). В любом случае, «редкие страны» - редко выпадающие (случайным образом) на официальном посткроссинге, а поэтому более ценные и значимые. Таким странам приписываются новые смыслы и значения, что влияет и на обмен. Так, люди, желающие осуществить обмен с представителями «редких стран» (тех, для кого это является самоцелью, называют «охотниками за странами», или «country hunters»), иногда предлагают обменяться двумя своими открытками на одну открытку из «редкой страны». Получается, что приписывая «редкой» стране особое значение, значение «обычных» открыток снижается, они если не обесцениваются, то теряют свой «вес», поэтому, чтобы соблюсти реципрокность, посткроссеры придумывают обмен 2:1. Среди опрошенных посткроссеров 89% сталкивались с термином «редкие страны», из которых 48% сами его употребляют (см. Приложение). При этом, важность обмена с «редкими странами» может влиять на инициацию коммуникации с одними посткроссерами и игнорирование - с другими. Так, 2% опрошенных отметили, что обмениваются открытками только с представителями своей страны, еще 2% к своим странам добавили приграничные государства; один человек отметил, что обменивается только с представителями «редких стран», если ему понравилась открытка, которую тот предлагает, а еще двое сказали, что обмениваются только с посткроссерами из «редких стран», вне зависимости от того, понравились ли им предлагаемые открытки или нет. Однако все же для абсолютного большинства посткроссеров (78% или 99 человек) страна происхождения другого посткроссера не имеет значения и они обмениваются с любыми людьми, чьи открытки им понравятся (см. Приложение).

В любом случае, при могут возникать «игры» со статусами и значениями, предписываемыми открыткам. Иногда важна и экономическая составляющая. Чтобы соблюсти равноценный обмен, необходимо, чтобы открытки имели примерно одинаковую стоимость (обычно это оценивается по внешнему виду или специальным атрибутам). Это вполне соответствует положению о сбалансированной реципрокации, согласно которому «материальная сторона трансакций настолько же важна, насколько социальная» [7, 179] . Так, карт-максимум (представляющий собой открытку + марку на схожую тематику) обычно дороже, о чем зна-

ют все посткроссеры, поэтому часто также предлагается обмен 2:1. Стоит оговориться, правда, что когда партнеры по обмену приписывают разные смыслы и значения открытке и оценивают ее по-разному, может возникнуть путаница. К примеру, некоторые посткроссеры принципиально не признают обмены 2:1.

Однако стоит заметить, что обмен провоцирует создание неких норм и непи-санных правил, выражающихся в форме «рецептов» или «рекомендаций». Так, например, человеку, обменивавшему более «ценную» открытку, не стоит самому предлагать обмен 2:1, а стоит «дождаться» предложения со стороны партнера по обмену.

В последнее время посткроссинг стал включать в себя обмен открыток на другие вещи. Несмотря на то что 64% респондентов меняются только открытками на открытки, а 8 не осуществляют «частных обменов» и вовсе, 16% ответивших на анкету обменивают открытки на почтовые марки, 10% - на разного рода подарки, еще 10% - на книжные закладки, 4% меняются на блокноты, 2% - на фантики от конфет и 1% (трое человек) - на книги (см. Приложение).

Также стоит учитывать еще один аспект материальной стороны посткроссинга как сбалансированной реципрокации. Зачастую посткроссеры ведут учет своих частных обменов, а в случае, если открытка не достигла адресата в определенный (диктуемый здравым смыслом и работой почты) срок, то существует практика возмещения «ущерба», то есть «следует» прислать повторную открытку (именуемую «повторкой»). Этот принцип также работает и в официальном посткроссинге, когда при неполучении одной открытки отправляется «по-вторка». Это происходит потому, по Моссу, что люди пытаются возместить полученную ценность тем или иным способом, чтобы избежать долга - морального обязательства[8].

Иногда, однако, случаются «нарушения» таких правил и вследствие нарушение реципрокности, которое в свою очередь влечет за собой нарушение коммуникации. Например, в сообществе facebook, посвященному посткроссингу, был зафиксирован следующий случай. Молодой человек предлагает потенциальному партнеру обменять открытку (с его стороны) на некий подарок (в качестве примера он привел наручные часы). Человек, получивший такое предложение, сразу же вынес это на общее обсуждение в соответствующем сообществе, где данная форма была осуждена посткроссерами. Отсюда можно сделать вывод, что обмен порождает систему формальных и неформальных правил, влияющих на коммуникацию.

С другой стороны, посткроссинг (точнее, официальный посткроссинг) можно попробовать рассмотреть и как редистрибуцию. Редистрибуция предполагает наличие серии реципрокаций и взаимодействий (обмен открытками между всеми участниками). Также она предполагает появление медиатора, опосредующего социальное взаимодействие в той или иной форме. Таким медиатором, посредником выступает как раз официальный сайт, сама система, позволяющая случайным образом получать адреса для отправки открыток. В отличие от частных обменов (реципрокаций), сама система официального посткроссинга

предполагает менее личностное взаимодействие по сравнению с частными обменами. Также редистрибуция предполагает концентрацию ресурсов и формирование стратифицированной социальной системы, которую могут представлять статусы в системе официального построссинга.

Анализ посткроссинга по модели Р.Якобсона

Модель и функции коммуникации по Р.Якобсону включают в себя следующие компоненты: информативную, экспрессивную, фатическую, референтивную и метаязыковую функцию [9, 193-230].

1. Информативная (содержательная) функция - характер сообщений. (основные концепты и тематики обсуждений как особые понятийные области, наиболее часто встречающиеся и наиболее активно обсуждаемые темы).

Так, что касается содержательной функции, поскольку это не форум, а коммуникация представлена либо с помощью особой системы личных сообщений непосредственно на сайте, либо с помощью отправления почтовых открыток, то содержательную функцию можно анализировать с точки зрения возможностей, которые предоставляет ресурс, контента (включает ли текст или аудио-видеофото файлы), а также возможно производить анализ содержания профилей юзеров. Сообщения на сайте посткроссинга, а также первичная переписка в социальных сетях касается в основном организационной стороны обмена - с помощью них посткроссеры договариваются об условиях обмена (какие открытки менять, до какого числа ее нужно отправить, использовать ли конверт и т.п.). Сообщения же на открытках могут содержать разнообразную информацию. Среди популярного контента на открытках можно встретить (1) биографические сведения об отправителе (место рождения, количество лет, увлечения, место учебы или работы); (2) факты и информация, имеющая отношение к тому, что изображено на открытке (описание к фотографии, сделанной адресантом, факты о городе, изображенном на открытке, рассказ про любимого героя, который изображен на открытке и т.п); (3) визуальную информацию (рисунки отправителя, наклейки и стикеры); (4) историю (из жизни отправителя, выдуманную и т.п.); (5) политические заявления (связанные с тематикой изображения на открытке, со страной отправления или получения); (6) пустое незаполненное оборотное пространство открытки.

2. Экспрессивная функция (роль адресанта) и конативная функция (роль адресата) — кто является инициаторами и наиболее активными участниками коммуникации, каковы намерения и цели адресантов , возможности их самовыражения в ходе коммуникации. Каким образом и с помощью каких дискурсивных средств выражаются в процессе коммуникации социальные роли участников, присутствуют ли системы обращений, имен и титулов.

В данном случае коммуникация между адресатом и адресантом начинается, когда последний получает адрес первого и отправляет ему открытку. Коммуникация непосредственно на ресурсе официального посткроссинга начина-

ется, когда адресат получает от отправителя открытку и регистрирует ее. Далее в специальном поле он может написать сообщение, которое обычно включает в себя благодарность за открытку.

У участников есть возможность самовыражения в ходе коммуникации. Во-первых, как уже упоминалось ранее, можно персонализировать информацию в профиле. Так, страничка на ресурсе включает в себя «аватар», куда можно загрузить как реальную фотографию юзера, так и выбранное любое другое изображение. Выбор никнейма (юзернейма) также служит способом самовыражения. Далее существует поле «о себе», где можно предоставить биографические данные и информацию о предпочтениях в открытках (что хотелось бы получать, какие открытки не являются предпочтительными и т.п.).

Во-вторых, самовыражение непосредственно на открытке. Там, как было сказано выше, можно писать собственный текст, украшать ее, рисовать и др.

Системы обращений, имен и титулов не присутствуют. Обычно друг к другу обращаются по имени, которое указано на личной страничке, или же по юзернейму. Однако есть специфический тип завершения сообщения - «Happy postcrossing» или «Счастливого посткроссинга», который является своеобразным заменителем «с наилучшими пожеланиями» и других штампов, которые обыкновенно ставятся в конце письма.

3. Фактическая функция - характер поддержания контакта между участниками коммуникации (формальная/неформальная коммуникация, стиль коммуникации (лаконичность / развернутость, эмоциональность / рациональность, иерархичность / статусность / неформальность, нарочитая усложненность / вычурность / упрощенность, серьезность / юмор, наличие специфического стиля и др. )

Контакт между участниками поддерживается формально, тогда коммуникация приобретает полуанонимный характер. Т.к. в случае официального посткроссинга открытка выпадает случайно, до ее получения адресант не знает, откуда она пришла и от кого (иногда это можно определить по маркам, тексту или другим индикаторам). Частные же обмены представляют неформальную коммуникацию, инициаторами которой является один из участников, подающий просьбу об обмене другому. Стиль коммуникации в обоих случаях неформальный в том смысле, что нет специфического формального стиля изложения и т.д. Обычно открытки пишутся нейтрально или с юмором, в довольно простом стиле.

4. Референтивная функция - контексты коммуникации. Как связаны реальное и виртуальное в данном сетевом проекте (проект существует и нацелен исключительно на виртуальную сферу; виртуальный проект, решающий в том числе задачи «реального мира»; реальный проект, использующий виртуальные средства и др.).

Реальное и виртуальное в данном случае связывает объект. Это открытка, которая, «назначается на отправку» и регистрируется в виртуальном мире, а посылается в реальном. Иными словами, действие виртуальное влечет за собой действие реальное, и коммуникация в виртуальном пространстве влечет за собой коммуникацию в реальном пространстве. А сама платформа как раз представ-

ляет виртуальную возможность организации реальных действий и связи людей со всего мира. Поэтому проект можно назвать реальным проектом, использующим виртуальные средства.

5. Метаязыковая функция — коды, соотношение текстовых, графических, мультимедийных (аудио, видео) и трехмерных элементов ресурса; специфический язык, сленг, особенности словоупотребления, сокращения и аббревиатуры; паралингвистические выразительные средства (смайлы, эмотиконы, аватары).

Как было описано выше, в среде посткроссеров присутствуют специфические выражения типа «happy postcrossing». В официальном форуме существует выражение «u2u», что обозначает личное сообщение. Также среди русскоязычного сообщества используется особые термины. Например, заимствованные из английского («свап» от swap) или сокращения от русских слов («официалка», что означает открытка, отправленную на официальном сайте (то есть адрес получен случайным образом, и открытка зарегистрирована).

Заключение

Подытожим: посткроссинг представляет собой систему образцов рациональной деятельности, шаблонизированных и паттернизированных способов осуществлять действия, направленные на передачу и прием информации, осуществляемую с помощью обмена открыток между людьми, являющимися участниками ресурса «postcrossing.com» или практикующими частные обмены с помощью этого ресурса или социальных сетей.

Как мы показали, посткроссинг соединяет в себе реальное и виртуальное с помощью материального объекта - открытки. Важным компонентом посткроссинга как социокоммуникативной практики и формы межкультурной коммуникации является обмен. В сообществе действуют правила реципрокации и ре-дистрибуции. Оно представляет собой особую систему с собственными формальными и неформальными правилами, собственной социальной структурой и идентичностью, поддерживаемой с помощью кодов.

Источники

1. Armfield D.M. From traditional to digital: understanding Remediation of the postcard through the case of postsectet.com. A dissertation submitted to the faculty of University of Minnesota. 2013.

2. James P. (2015). "Despite the Terrors of Typologies: The Importance of Understanding Categories of Difference and Identity". Interventions: International Journal of Postcolonial Studies. 17 (2): 174-195.

3. Kress G. (2010). Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. New York: Routledge.

4. Merton R. Social Structure and Anomie. // American Sociological Review. 1938. Vol. 3. № 5. Pp. 672—682.

5. Poore S. Overview of Social Control Theories. The Hewett School. Retrieved on: September 2, 2007.

6. Malinowski B. (1922). Argonauts of the Western Pacific: An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagos of Melanesian New Guinea. London: Routledge & Kegan Paul.

7. Салинз М. Экономика каменного века. М., 1999.

8. МоссМ. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

9. Якобсон Р. Лингвитсика и поэтика. Структурализм «за» и «против». М., 1975.

10. Зотов В.А., Лысенко В.А. Коммуникативные практики как теоретический конструкт изучения общества. Теория и практика общественного развития. №3. 2010.

■ ■ ■ Postcrossing as a socio-communicative practice and a form of intercultural communication

Bondarenko V.A., Gegel L.A., Frolova Yu.S.

BONDARENKO Varvara Alekseevna, Bachelor of sociology, Master student at the faculty of sociology, St.Petersburg State University. St.Petersburg, Russian Federation. bonvarvara@ gmail.com

GEGEL Lyudmila Arnoldovna, Doctor of Sociology, Professor, Honored Worker of Higher School, Head of Department "Cultural history, youth policy and advertising" of "Moscow Aviation Institute (University of Science Research)" (MAI). Moscow, Russian Federation. [email protected]

Frolova Yulia Sergeevna, Doctor of Sociology, Professor, Head of Department "Humanities and English" Caspian Institute of Sea and River Transport, branch of "Volga State University of Water Transport". Astrakhan, Russian Federation. [email protected]

Abstract: The research is dedicated to such socio-communicative practice as postcrossing, i.e. the international exchange of postcards. The aim of the article is to analyze postcrossing as a form of intercultural communication. In order to do that the characteristic of postcrossing was drown from the perspective of the concept of exchange and reciprocity. The peculiarities and distinguishing features of communication during private postcard swaps were underlined. Together with that, the analysis of the postcrossers' identity and their social structure was made. In addition, the article employed the model of R. Jakobson so as to analyze postcrossing. The research is based on both theoretical and empirical data. As for methodology, two methods were in use. First of all, the method of participant observation was employed. Secondly, the surveying of postcrosser community was used in order to determine the attitude towards the patterns, which were highlighted during participant observation.

Keywords: postcrossing, communication, practice, exchange, reciprocity, youth social contacts.

For citation: Bondarenko V.A., Gegel L.A., FrolovaYu.S. Postcrossing as a socio-communicative practice and a form of intercultural communication. Communicology. Volume 5. No.2. P. 154-167 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2 -154-167

References

1. Armfield D.M. From traditional to digital: understanding Remediation of the postcard through the case of postsectet.com. A dissertation submitted to the faculty of University of Minnesota. 2013

2. James P. Despite the Terrors of Typologies: The Importance of Understanding Categories of Difference and Identity. Interventions: International Journal of Postcolonial Studies. 2015. 17 (2): 174-195.

3. Kress, G. (2010). Multimodality: A social semiotic approach to contemporary communication. New York: Routledge.

4. Merton R. Social Structure and Anomie. // American Sociological Review. — 1938. — Vol. 3. — № 5. — P. 672—682

5. Poore S. Overview of Social Control Theories. The Hewett School. Retrieved on: September 2, 2007

6. Malinowski B. (1922). Argonauts of the Western Pacific: An Account of Native Enterprise and Adventure in the Archipelagos of Melanesian New Guinea. London: Routledge & Kegan Paul.

7. Salins M. Ekonomika kamennogo veka. M., 1999. [Salins M. Economics of the Stone Age. Moscow. 1999]. (In Russ.).

8. Moss M. Obshchestva. Obmen. Lichnost. M., 1996. [Moss M. Societies. Exchange. Personality. Moscow. 1996]. (In Russ.).

9. JakobsonR. Lingvistika I poetika. Strukturalism "za" i "protiv". M., 1975. S. 193-230. [Jakobson R. Linguistics and poetry. Structuralism pro and contra. Moscow. Moscow. 1975. Pp. 193-230]. (In Russ).

10. Zotov V.A., Lysenko V.A. Kommunikativnyie praktiki kak teoreticheskii konstrukt izucheniia obshchestva. Teoria I praktika obshchestvennogo razvitiia. #3. 2010. [Zotov V.A., Lysenko V.A. Communications practices as theoretical constructs of communication studies. Teoria I praktika obshchestvennogo razvitiia. #3. 2010]. (In Russ.).

Приложение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.