Научная статья на тему 'Постиндустриальный механизм хозяйствования как форма реализации интеллектуального и социального капиталов'

Постиндустриальный механизм хозяйствования как форма реализации интеллектуального и социального капиталов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НОВОГО ТИПА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакова Г.

В статье дана характеристика концептуального подхода к исследованию сущности механизма хозяйствования постиндустриального общества. Проанализированы уникальность и новизна этого механизма как формы реализации личной собственности нового типа, формы реализации интеллектуального и социального капиталов, стратегически ориентированного и гармонизированного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постиндустриальный механизм хозяйствования как форма реализации интеллектуального и социального капиталов»

Г. КОЛПАКОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансового менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛОВ

В статье дана характеристика концептуального подхода к исследованию сущности механизма хозяйствования постиндустриального общества. Проанализированы уникальность и новизна этого механизма как формы реализации личной собственности нового типа, формы реализации интеллектуального и социального капиталов, стратегически ориентированного и гармонизированного механизма.

Ключевые слова: личная собственность нового типа, интеллектуальные и духовно-нравственные ресурсы, интеллектуальный капитал, социальный капитал, интеллектуальная и духовная культура.

Переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному сопровождается трансформацией механизма хозяйствования. Механизм хозяйствования индустриального общества выступал как система материальных форм, методов и инструментов организации хозяйственной деятельности, посредством которых реализуется частная собственность на средства производства и продукты труда, что сопровождалось обострением основного противоречия этой формы собственности -между присвоением и отчуждением. Дальнейший прогресс в сфере экономики становится возможным лишь при условии ликвидации отчуждения от труда путем объединения собственника средств производства и производителя в одном субъекте хозяйствования, что характерно для личной собственности нового типа.

Постиндустриальный механизм хозяйствования - система нематериальных (интеллектуальных и духовных) форм, методов и инструментов организации хозяйственной деятельности, посредством которых реализуется личная собственность качественно нового типа.

Личная собственность нового типа есть принадлежность интеллектуального объекта создавшей его на основе акта творчества интеллектуально и духовно развитой личности. Личная собственность как система отношений включает в себя: - отношения между субъектом и объектом собственности;- отношения между объектами собственности; -субъектами собственности; - субъектами собственности и другими членами общества; -субъектами собственности и государством.

Интеллектуальный объект личной собственности имеет сложную структуру и включает в себя:

а) интеллектуальную деятельность;

б) результаты интеллектуальной деятельности;

в) условия интеллектуальной деятельности;

г) средства интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная деятельность отличается от обычной хозяйственной деятельности отсутствием жесткого разделения труда, наличием самоорганизации субъекта деятельности; преобладанием не иерархических, а горизонтальных (сетевых) связей, высоким уровнем слаженности и координации, интеллектуальными коммуникациями, интеграцией, широким распространением виртуальных сообществ (электронных) близких по интересам людей.

Результаты интеллектуальной деятельности выступают в двух формах: в форме интеллектуальных благ или интеллектуальных услуг. Интеллектуальными благами

являются знания и информация, интеллектуальные идеалы, нормы и установки, интеллектуальные действия и решения. Интеллектуальная услуга представляет собой полезный эффект интеллектуальной деятельности и выступает в форме репродукции (тиражирования) интеллектуального блага. К условиям интеллектуальной деятельности относятся интеллектуальные и духовные ресурсы, а также интеллектуальные и духовные потребности. Интеллектуальными ресурсами являются знания, информация и интеллектуальные коммуникации.

Благодаря коммуникациям индивидуальные мыслительные процессы становятся коммуникативным процессом накопления и переработки информации с последующим ее применением на практике. Интеллектуальные потребности можно разделить на внутренние (потребности в самореализации, самоутверждении, самосовершенствовании личности) и внешние (потребность общества в продуктах интеллектуального творчества).

Средства интеллектуальной деятельности включают интеллект, талант, творческие и нравственно-психологические способности личности.

Субъектами интеллектуальной деятельности могут выступать отдельные личности, творческие группы, государство, общество в целом.

Между субъектом и объектом личной собственности существуют определенные отношения: субъект воплощает свои идеи, замыслы в объекте собственности, объективируется в нем. Объект собственности становится носителем этих идей, субъективируется. Главная особенность личной собственности состоит в том, что она есть результат рациональной (умственной) и духовной (нравственно-психологической) деятельности человека.

Отношения между субъектами личной собственности возникают по поводу совместного создания объекта собственности, установления права первенства его создания, а также интеллектуальных коммуникаций. Эти отношения находят воплощение в правовых документах (патентах, авторском праве, хозяйственных договорах).

Отношения между субъектами личной собственности и другими членами общества строятся по поводу создания условий для интеллектуальной деятельности и интеллектуальных коммуникаций. Принципиально важно, что использование объектов собственности реализуется по принципу: личная собственность нового типа имеет непосредственно общественный характер, предназначена для удовлетворения интеллектуальных потребностей всех членов общества.

Отношения между субъектами собственности и государством предполагают:

- охрану государством прав личной собственности путем издания соответствующих нормативно-правовых актов;

- использование государством личной собственности в интересах всех членов общества (внутри национального государства и на мировом рынке);

- взимание государством налогов с объектов личной собственности;

- финансирование и кредитование государством процесса создания объектов личной собственности (в этом случае возникает или государственная, или долевая собственность на объекты);

- установление государством правил передачи объектов собственности пользователям, наследникам, покупателям;

- создание условий для интеллектуальной деятельности;

- обеспечение интеллектуальных коммуникаций в обществе.

Новое качество личной собственности заключается в том, что она выражает не отношения господства, подчинения и эксплуатации, а отношения взаимозависимости, взаимодействия, ответственности, сотрудничества, коллективизма, являясь всеобщей

собственностью. Она представляет собой не результат труда наемного работника, а следствие творчества интеллектуально и духовно развитой личности, ликвидирует отчуждение производителя от самого процесса интеллектуальной деятельности, его условий, средств и результатов. Она ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию, обеспечивая смену внешнего контроля на самоконтроль и самоорганизацию. Она меняет основы рыночной экономики (проданная информация остается собственностью продавца), исключает всеобщность рынка, заменяя товарно-денежные методы регулирования хозяйственной деятельности качественно иными методами (общественной оценкой результатов хозяйствования, их социальным одобрением, высоким уровнем доверия). Она знаменует изменение критерия эффективности хозяйственной деятельности (вместо соотношения результатов и затрат применяется критерий максимального использования творческих способностей человека, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования личности). Она ориентирует на удовлетворение потребностей, формируемых социально и отражающихся в нравственных ценностях и культуре, изменяет отношение человека к природе.

Постиндустриальный механизм - это принципиально новый, уникальный тип механизма хозяйствования, форма реализации интеллектуального и социального капитала. В постиндустриальном обществе финансовый капитал теряет свои лидирующие позиции, они переходят к интеллектуальному и социальному капиталу.

Интеллектуальный капитал включает накопленные знания и информацию (формализованные и неформализованные), способности их развития и создания новых. Вопрос о структуре интеллектуального капитала является дискуссионным. Б. Лев включает в состав интеллектуального капитала человеческий, клиентский и организационный капитал; Л. Эдвинсон и М. Мелоун - человеческий, партнерский, клиентский и структурный капитал, причем последний состоит из организационного, инновационного и процессного капитала; И.В. Ивашковская - человеческий, клиентский, инновационный, процессный и партнерский капитал1.

Интеллектуальный капитал охватывает уникальные ресурсы. Организации в постиндустриальном обществе имеют пять видов ресурсов: материальные; денежные; сетевые (отношенческие); организационные, или структурные; человеческие. Материальные и денежные ресурсы относятся к экономическим ресурсам, а отношенческие, организационные и человеческие ресурсы - к интеллектуальным. Отношенческие ресурсы делятся на два вида: 1) имеющие прямое отношение к бизнесу (клиенты, поставщики, партнеры); 2) имеющие опосредованное отношение к бизнесу (регулирующие органы, местные органы власти, национальное правительство, владельцы СМИ). Организационные ресурсы могут иметь направленность за пределы организации (бренды, торговые марки, патенты) и вовнутрь (бизнес-процессы, организационные структуры, системы информации, программное обеспечение, корпоративная культура). Человеческие ресурсы включают компетенции, установки, способность к инновациям, имитации, адаптации. Интеллектуальные ресурсы являются принципиально новым видом ресурсов по сравнению с экономическими ресурсами (см. табл.) 2.

Таблица

Сравнительный анализ интеллектуальных и экономических

ресурсов

1 Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 144-145, 168.

2 Руус Й., Пайк С., ФернстремЛ. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. Под ред. В.К. Дерманова. Высшая школа менеджмента СПбГУ. 3-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 15-17.

Показатели Экономические ресурсы Интеллектуальные ресурсы

Изменение объема ресурсов Уменьшается Увеличивается

при их использовании

Отдача от ресурсов Убывает Возрастает

Собственники ресурсов Организация Контроль самого человека или другой стороны отношений

Конкурентность ресурсов Конкурентные Неконкурентные

Исключаемость ресурсов Полная Частичная

Уровень информационной Малый Более высокий

асимметрии

Анализ таблицы показывает, что интеллектуальные ресурсы по своим характеристикам диаметрально противоположны экономическим. Это означает, что формы, методы и инструменты управления интеллектуальными ресурсами должны принципиально отличаться от форм, методов и инструментов управления экономическими ресурсами. А это, в свою очередь, диктует необходимость использования нового механизма хозяйствования.

Российские и зарубежные исследователи включают в состав интеллектуальных ресурсов человеческий капитал. Между тем, как известно, человек отличается от всего остального мира двумя сущностными характеристиками: интеллектом и духовностью. Поэтому человеческий капитал должен включать интеллектуальные и духовные (нравственно-психологические) ресурсы. К интеллектуальным человеческим ресурсам принято относить компетенции, установки, интеллектуальную гибкость, личные связи. На самом деле далеко не все из этих ресурсов можно отнести к интеллектуальным. Такие установки человека, как честность, добросовестность, реалистичность, открытость, уверенность, относятся к нравственно-психологическим ресурсам. Мотивы человеческой деятельности - ответственность, чувство причастности, лидерство -также нельзя отнести к интеллектуальным ресурсам. Это нравственно-психологические ресурсы. Личные связи тоже далеко не всегда носят интеллектуальный характер. С точки зрения автора, в составе человеческого капитала нужно выделить нравственно-психологические ресурсы. Ведь механизм хозяйствования постиндустриального общества характеризуется именно выдвижением на первый план нравственно-психологических факторов творческой деятельности.

Одного доступа к интеллектуальным ресурсам недостаточно для функционирования компании. Ресурсы необходимо привести в действие, обеспечить трансформацию одного вида ресурсов в другой, интеграцию интеллектуальных ресурсов с экономическими с целью реализации стратегии организации. Все это и определяет содержание механизма хозяйствования в постиндустриальном обществе. Иными словами, содержанием механизма хозяйствования является организация управления интеллектуальным капиталом.

Процесс управления интеллектуальными и нравственно-психологическими ресурсами компании состоит из нескольких этапов3.

Первый этап - изучение и оценка ресурсного портфеля организации. На этом этапе осуществляется идентификация интеллектуальных и нравственно-психологических ресурсов, определяется их важность и приоритетность для реализации стратегии компании, их количество и качество. Группировка ресурсов позволяет определить проблемные зоны.

3 Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. под ред. В.К. Дерманова. Высшая школа менеджмента СПбГУ. 3-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. С. 78-90.

Второй этап - анализ ресурсного портфеля на предмет его соответствия стратегии организации: определяется ценность ресурсов для реализации стратегии, долговечность, редкость, неподверженность имитации (воспроизведению) и замещению.

Третий этап - увеличение стратегической ценности ресурсов. Если сделан вывод, что ресурсный портфель соответствует стратегическим целям организации, то компания приступает к осуществлению стратегии. Если ресурсный портфель не соответствует стратегии, то реализуется план по изменению стратегии или по изменению ресурсного портфеля.

Анализ этапов управления интеллектуальным капиталом позволяет сделать еще два очень важных вывода. Механизм хозяйствования постиндустриального общества - это, во-первых, духовный механизм, а во-вторых, стратегически ориентированный механизм.

Уникальность механизма хозяйствования постиндустриального общества заключается также в том, что он является формой реализации социального капитала.

Существуют различные определения социального капитала4, трактующие его как

- преимущества и возможности, которые могут использовать люди как члены определенных сообществ;

- ресурс индивида, извлекаемый им из социальных связей;

- накопленные активные взаимосвязи между людьми, создающие возможности для сотрудничества - доверие, взаимопонимание, разделенные ценности и стили поведения;

- совокупность норм, ценностей, умений достичь договоренности и способность к самоорганизации и сотрудничеству.

Все эти определения относятся к сфере социальной культуры, которая определяет содержание социального механизма хозяйствования.

Уровень развития социального капитала влияет на темпы социально-экономического развития страны. Показателем этого влияния является высокая степень корреляции уровня доверия между участниками хозяйственной деятельности и темпами роста национальной экономики. Роль социальных факторов в достижении любой организацией своих стратегических целей зависит:

- от качества отношений между организацией и ее персоналом, внутри разных групп персонала, между организацией и инвесторами, поставщиками, партнерами, клиентами, регулирующими органами;

- от способности осознания целей организации, степени общности целей и представлений.

Показателем качества отношений является доверие между участниками хозяйственного процесса, которое влияет на снижение трансакционных издержек, повышение качества персонала, рост корпоративной культуры, экономический рост организации.

Из сущности социального капитала вытекает необходимость социальной ответственности бизнеса, сущность которой заключается в ведении определенных видов бизнеса с целью создания благосостояния на основе удовлетворения ожиданий разнообразных групп участников данного процесса в ответственной форме, т.е без причинения им ущерба5.

Статистика доказывает наличие существенной корреляции между качеством социальной ответственности и доходностью капитала. Для определения уровня

4 Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 139, 140.

5 Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.:ИНФРА-М, 2011. С. 132.

социальной ответственности компаний используются специальные индексы: ASPI-Index, ESIE, ESIG, Dow Jones Sustaina-bility Group Index, Domini Social Index. Анализируются такие элементы социальной ответственности, как качество корпоративного управления, политика управления персоналом, клиентская политика, политика относительно окружающей среды. Сами индексы получили название индексов устойчивого развития. Все эти индексы показывают связь между социальными результатами и высокими финансовыми показателями компаний.

Еще одна существенная особенность постиндустриального механизма хозяйствования заключается в том, что это гармонизированный механизм хозяйствования. В настоящее время получила распространение теория нового типа развития компании -гармоничного развития. Гармоничная компания характеризуется интегрированной моделью управления ее ценностью. В этой модели выделен новый стратегический фактор формирования ценности компании - создание устойчивой сети стейкхолдеров. К стейкхолдерам относятся «заинтересованные группы или лица, которые могут влиять на достижение компанией ее целей или сами находятся под воздействием этого процесса»6.

Стейкхолдеры оказывают троякое воздействие на компанию:

1) предоставляют ей ресурсы (инвестиционные, репутационные и интеллектуальные);

2) разделяют с компанией риски;

3) характеризуются силой влияния на компанию.

Хозяйственный механизм призван обеспечить баланс интересов разных категорий стейкхолдеров, которые являются носителями интеллектуального и социального капиталов, и, как следствие, баланс между всеми тремя формами капитала -финансовым, интеллектуальным и социальным.

Для функционирования хозяйства помимо ресурсов требуется еще одно условие -потребности, удовлетворение которых выступает целью производства. В индустриальной экономике преобладают материальные потребности. В постиндустриальном обществе на первый план выходят нематериальные потребности - в самореализации, самоутверждении, развитии личности, удовлетворяемые путем производства и потребления знаний и информации. Необходимо организовать управление этими потребностями, ядром которого выступает их формирование. Для появления нового типа потребностей требуется формирование новой системы мотивации, направленной не на материальное потребление, а на достижение внутренней гармонии и совершенствование личности. Совершается переход от внешних побудительных мотивов к внутренним. Поэтому содержанием механизма хозяйствования постиндустриального общества является организация формирования новых стимулов, новой системы мотивации.

Таким образом, уникальность и новизна постиндустриального (духовного) механизма хозяйствования проявляется в том, что он является формой реализации нового типа личной собственности, интеллектуального и социального капитала.

Кардинальные изменения в механизме хозяйствования требуют новых методологических подходов к выявлению его сущности. Сущность духовного механизма хозяйствования можно рассматривать как диалектическое единство духовной и интеллектуальной культуры, как систему духовных форм, методов и инструментов организации хозяйственной деятельности, посредством которых происходит самоутверждение и самореализация человека как личности, реализуется личная собственность нового типа.

6 Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 125.

Организация хозяйственной деятельности нуждается в определенной культуре. В организации самой культуры велика роль идеальных факторов. Материальные элементы можно позаимствовать из другой культуры. Но изменить сознание очень непросто, иногда даже невозможно. Сознание изменчиво и вместе с тем консервативно. При переходе от одной культуры к другой важны именно изменения в сознании. Духовный прогресс связан с прогрессом сознания. Прогресс сознания в духовной сфере идет путем разрешения духовных противоречий. Идеалом нравственного совершенства человека является осознание индивидом и обществом природы человека. Причем до этого идеала сознание должно дойти самостоятельно, в результате собственного развития, свободно, без принуждения7.

Возникает вопрос о том, как соотносятся между собой интеллектуальная и духовная составляющие вышеназванного механизма, т. е. интеллектуальная и духовная культура. По вопросу об их соотношении нет единой точки зрения8. П. Гольбах считал эти два понятия синонимами: нравственное (духовное) ничем не отличается от других продуктов человеческого ума и соответствует природе человека9. Д. Юм полагал, что нравственное не является предметом разума, источником нравственных оценок он считал внутренние чувства10. Э. Кант считал, что духовное и интеллектуальное соединены в человеке. Разум объединяет эти два мира: теоретический разум создает знания, практический разум -мораль. Э. Кант утверждал, что первенствующим является практический разум, т. е. нравственное, духовное начало. У Гегеля дух - это осуществленная идея. Гегель считал, что «идея», «дух», «разум» почти синонимы, что все проявления духа есть виды знания.

В советской науке духовное и интеллектуальное не разграничивалось, преобладало определение духовного производства как производства форм общественного сознания. Кроме того, духовное рассматривалось вне всякой связи с религией. Все виды духовного механизма хозяйствования относились марксизмом к надстройке.

Конечно, духовная и интеллектуальная культура отличаются друг от друга, но вместе с тем они образуют единое целое, и их нельзя отрывать друг от друга. Хозяйственная деятельность возможна только при наличии обеих детерминант. Единство духовной и интеллектуальной культуры заключается в том, что, с одной стороны, продукты интеллектуальной деятельности создает человек, и они принадлежат ему на правах личной собственности, т. е. обращены к субъекту. Продукты духовной деятельности также обращены к субъекту, его внутреннему миру. Интеллектуальная деятельность осуществляется в той или иной системе ценностей. Ценностно нейтральной интеллектуальной деятельности нет и быть не может, так как целью этой деятельности является познание объекта, а объективность познания - это тоже ценность. С другой стороны, духовные продукты являются результатом интеллектуальной деятельности. В процессе духовной деятельности производится оценка, формирование ценностных суждений, что возможно лишь в рамках сознательной, мыслительной деятельности человека 11.

Сбалансированность духовной и интеллектуальной культуры прослеживается в постиндустриальном механизме хозяйствования. Однако не все результаты

7 Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: МГУ, 1990. С. 74.

8 Келле Б.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры. // Вопросы философии. М., 2005. № 10. С. 38 - 54.

9 Гольбах П. Система природы. М., 1940. С. 52.

10 Юм Д. Соч.:М.: Наука, 1988. Т. 1. С. 617.

11 Келле Б.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры. //Вопросы философии. М., 2005. № 10. С. 38 - 54.

интеллектуальной деятельности используются в интересах человека. Поэтому очень важна и их духовная (нравственная) оценка. В этом смысле можно говорить о первенствующей роли духовной составляющей постиндустриального механизма хозяйствования.

Таким образом, трансформация механизма хозяйствования в постиндустриальный -это не простая смена форм и методов хозяйствования. Это переделка всего общества, всей культуры, переделка людей, «грандиозный культурный процесс, заключающийся в смене культур, замене одной культурной парадигмы на другую»12.

12 Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М.: МГУ, 1990. С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.