Научная статья на тему 'Постиндустриальный дизайн: предпосылки, признаки, стили'

Постиндустриальный дизайн: предпосылки, признаки, стили Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5141
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА / ПОСТИНУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ПРИЗНАКИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА / ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / POSTINUSTRIALNY DESIGN / ART AND STYLE CURRENTS / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Михайлов Сергей Михайлович, Михайлова Александрина Сергеевна

Статья посвящена понятию «постиндустриальный дизайн», его основным отличительным признакам, предпосылкам возникновения, а также основным художественно-стилистическим течениям постиндустриального дизайна. Смена доктрины индустриального дизайна при его переходе на постиндустриальную стадию была предопределена происходящими переменами в современном обществе постиндустриализма, связанными технологической революцией и развитием информационных технологий, а вместе с ними дематериализацией и демассификацией производства, переоценкой ценностей и переосмыслением всех базовых характеристик индустриального общества, появлением нового типа потребителя «эстетического» человека, существенными изменениями представлений о комфорте окружающей среды. Среди наиболее существенных отличительных признаков постиндустриального дизайна необходимо выделить: миниатюризацию, виртуальность, дополненную реальность, интерактивность, искусственный интеллект, появление биомеханических форм. Традиционные виды синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой сегодня начинают уступать место новым формам синтетического взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. В результате в дизайне возникли новые художественно-стилевые течения, отражающие особенности развития общества на постиндустриальной стадии: биоморфизм, ружэнд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического архитектурно-художественного стиля параметризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-INDUSTRIAL DESIGN: PREREQUISITES, SIGNS, STYLES

Article is devoted to the concept “post-industrial design”, its main distinctive signs, prerequisites of emergence, and also the main art and stylistic currents of post-industrial design. Change of the doctrine of industrial design upon its transition to a post-industrial stage was predetermined by the happening changes in modern society of post-industrialism connected by technological revolution and development of information technologies, and together with them dematerialization and demassifikation of production, revaluation of values and reconsideration of all basic characteristics of industrial society, emergence of new type of the consumer the “aesthetic” person, essential changes of ideas of comfort of environment. It is necessary to distinguish from the most essential distinctive signs of post-industrial design: miniaturization, virtuality, augmented reality, interactivity, artificial intelligence, emergence of biomechanical forms. Traditional types of synthesis of fine and plastic arts with architecture start giving way to new forms of synthetic interaction of design with architecture, with monumental and decorative, landscape and town-planning art, sculpture, ergonomics today and so forth. In design the new art and style currents reflecting features of development of society in a post-industrial stage resulted: biomorphism, rough-and-redi, sensualism, kontemporarism, fusion, shebbi-chic, and also global historical architectural and art style parametric style.

Текст научной работы на тему «Постиндустриальный дизайн: предпосылки, признаки, стили»

УДК 74.01/.09

Михайлов С.М., Михайлова А.С.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

E-mail: info@kgasu.ru

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРИЗНАКИ, СТИЛИ

Статья посвящена понятию «постиндустриальный дизайн», его основным отличительным признакам, предпосылкам возникновения, а также основным художественно-стилистическим течениям постиндустриального дизайна.

Смена доктрины индустриального дизайна при его переходе на постиндустриальную стадию была предопределена происходящими переменами в современном обществе постиндустриализма, связанными технологической революцией и развитием информационных технологий, а вместе с ними дематериализацией и демассификацией производства, переоценкой ценностей и переосмыслением всех базовых характеристик индустриального общества, появлением нового типа потребителя - «эстетического» человека, существенными изменениями представлений о комфорте окружающей среды.

Среди наиболее существенных отличительных признаков постиндустриального дизайна необходимо выделить: миниатюризацию, виртуальность, дополненную реальность, интерактивность, искусственный интеллект, появление биомеханических форм.

Традиционные виды синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой сегодня начинают уступать место новым формам синтетического взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. В результате в дизайне возникли новые художественно-стилевые течения, отражающие особенности развития общества на постиндустриальной стадии: биоморфизм, руж-энд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического архитектурно-художественного стиля - параметризм.

Ключевые слова: дизайн постиндустриального общества, постинустриальный дизайн, признаки постиндустриального дизайна, художественно-стилевые течения постиндустриального дизайна.

Двадцатое столетие мы называли «веком дизайна», подразумевая под словом «дизайн» в первую очередь индустриальный дизайн. Видимо сейчас в области истории дизайна уже нужно вводить уточнения: «дизайн доиндустри-ального периода», «индустриальный дизайн» (дизайн индустриального периода) и «дизайн постиндустриального периода» (постиндустриальный дизайн).

Постиндустриальный дизайн:

предпосылки

Научно-технический прогресс и, в первую очередь, развитие информационных технологий, в конце XX века значительно расширил горизонты интеллектуальных возможностей человека и ознаменовал переход нашей цивилизации на новую ступень развития - постиндустриальное общество. Его фундамент составляют наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные и прочие высокие технологии.

Смена приоритетов в постиндустриальном обществе. В постиндустриальной цивилизации происходит переоценка ценностей, переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества. Экономический рост

перестает выступать в качестве основной цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, в центре которых стоит человек. Все отчетливее начинает выражаться стремление к удовлетворению его индивидуальных потребностей. Во главу угла ставится экологический подход к окружающей среде, гуманизация техногенного мира во многих аспектах, включая духовный. Идет процесс экологизации социально-экономического развития. Наступает своего рода «Новый Ренессанс», который по размаху и гуманитарной направленности в определенной степени можно сравнивать с эпохой Возрождения. Но здесь складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа» [1].

Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды. В современном постиндустриальном обществе с его новейшими информационными и техническими возможностями, особенностями социально-экономического развития, происходящей сменой ценностных ориентиров, а вместе с ней и эстетических идеалов, происходят существен-

ные изменения представлений и о комфорте окружающей среды. Наряду с традиционными функционально-утилитарными, физиологическими и эргономическими составляющими здесь все более важную роль начинают играть эстетиче ский, эмоционально-психологиче ский и социокультурный аспекты. Кроме того, в современные представления о комфорте предмета или предметно-пространственной среды все чаще связывают с их интерактивностью —способностью на своего рода диалог с человеком. Логично встает вопрос уже об интеллектуальных пространствах как интерьерных - «умный дом», так и в городской среде - высококомфортных городских микропространствах, обладающих искусственным интеллектом.

Новый тип потребителя. Культура по мере перехода человечества к постиндустриализму начинает охватывать все стороны жизни человека, выдвигаясь в центр общественных процессов. Д.Белл говорит о «прогрессивном переходе от этапа технокультурной цивилизации к новому этапу, где ведущее место занимает социокульту-ра». На смену «экономическому» человеку индустриальной формации идет «многомерный» или «эстетический» человек, высокоинтеллектуальный и духовно богатый. Дизайн в условиях постиндустриального общества получает качественно нового потребителя с более высокими духовными и функционально-утилитарными запросами. В свою очередь это требует пересмотра доктрины индустриального дизайна и обеспечивающей его эргономики [2].

Дематериализация производства. Постиндустриальное общество с компьютерно-технологическим укладом характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство последних в условиях постиндустриального общества становится основной сферой экономической деятельности. В нем происходят кардинально новые изменения как в научно-технической области, связанные с внедрением новейших технологий производства, так и в социокультурной и экономической сферах.

Появление новых дематериальных форм производства потребует и открытия новых направлений в дизайне.

Демассификация производства. Еще одной отличительной чертой постиндустриального общества является демассификация производства с ориентацией на малые серии с множеством модификаций и вариантов и индивидуализацией изделий и услуг. В условиях демассификации производства происходит усиление роли малого бизнеса. Небольшие гибкие предприятия, технически оснащенные и с высокотехнологичным производством, становятся конкурентоспособными не только на локальных рынках, но и в общем глобальном масштабе.

Изначально ориентированный на серийное массовое производство, индустриальный дизайн становится неспособным справиться с такими задачами, возникает необходимость в перестройке всей его системы с переориентацией на демассификацию производства. Причем это касается не только формообразования в предметном дизайне, но и всей его философии.

Постиндустриальный дизайн: признаки

Сегодня мы можем обозначить ряд отличительных признаков постиндустриального дизайна, которые в его объектах могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях: миниатюризация, виртуальность, дополненная реальность, интерактивность, искусственный интеллект, биомеханические формы.

Миниатюризация. Развитие микроэлектроники и нанотехнологий привело к кардинальным изменениям в области предметного формообразования - многократному уменьшению физических размеров предметов, вплоть до их визуального исчезновения. В условиях мини-тюризации форма предмета перестает строго соответствовать его функции. Форма начинает характеризоваться, главным образом, эргоно-мичностью, определяемой размерами частей человеческого тела, удобством манипуляции с этим предметом. Известную формулу функционального дизайна индустриальной эпохи «форма следует за функцией» сменяет новый бренд -«форма предмета следует за эргономикой».

Виртуальность (киберпространство). Под виртуальной реальностью, или вторым, искусственным миром, принято понимать симулированную компьютером действительность. Появление виртуального или киберпространства (от англ. cyberspace, кибернетика + пространство)

и, как результат, бестелесного дизайна, стало феноменом общества информационных технологий. Проектирование в таком пространстве также должно вестись с точки зрения эргономики как визуальной, так и «материальной». В последнем случае речь идет непосредственно о костюмах, создаваемых для погружения в киберпространство. Таким образом, в кибер-пространстве «форма предмета теряет свою материальность», становясь бестелесной и виртуальной.

Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR - «расширенная реальность») - воспринимаемая смешанная реальность (англ. mixed reality), создаваемая при помощи компьютера, используя дополняющие реальность (объекты и пространство) виртуальные элементы. В результате возникает «виртуально-реальная форма».

Среди наиболее распространенных примеров дополнения воспринимаемой реальности является представление на экране монитора игровой ситуации матча - цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока относительно ворот, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, «нарисованная» траектория полета мяча или шайбы и т. п. [11].

Интерактивность. Все большее распространение в современном дизайне получает интерактивность объектов - способность реагирования предметов на перемены обстановки и действия человека, включая смену его эмоций и настроений. В условиях интерактивности форма предмета начинает терять свою традиционно присущую ей предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую и в значительной мере спонтанную форму - в «предмет с формой-хамелеоном».

Искусственный интеллект. Робототехника и интеллектуальный дизайн - окружающие человека предметы все больше превращаются из послушных «слуг» в «партнеров», с которыми становится возможным определенное интеллектуальное общение. Форма предмета, обладающего интеллектом, начинает реагировать на поведение человека - «форма предмета начинает следовать за эмоцией человека» [1].

Биомеханический дизайн и киборги. Предмет в условиях современного техногенного

общества может стать неотъемлемой частью человека (имплантат, экзоскелет) и, одновременно, человек может стать органической составляющей некоего предметного комплекса, образуя качественно новый продукт - киборг. И здесь становится уместным говорить о «синтезе предметной формы и человека», при котором законы предметного формообразования начинают тесно переплетаться с законами биологии и анатомии. Как отмечает Филипп Старк, наступает время «синтеза органики и механики»: вещь будущего, синтезируя свойства механических протезов и медицинских эндопротезов, сможет проникнуть в человека [4].

Философия трансгуманизма, в основе которого лежит гипотеза о том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности, опирается на нано-, био- и информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику

Появившийся в условиях высоких технологий постиндустриального общества, качественно новый вид синтеза в рамках системы «человек-предмет» кардинально меняет существовавшие до сих пор наши представления об эргономичности формы предмета, рассчитанной на традиционный «визуально-тактильный» контакт человека с предметом. Такой синтез имеет более сложную структуру и включает целый ряд уровней - интеллектуальный, психоэмоциональный, биомеханический [3].

Постиндустриальный дизайн: художественно-стилевые течения

Традиционные формы синтеза изобразительных и пластических искусств с архитектурой в постиндустриальном обществе все больше начинают уступать место различным формам взаимодействия дизайна с архитектурой, с монументально-декоративным, ландшафтным и градостроительным искусством, скульптурой, эргономикой и пр. Это нашло выражение в появлении в дизайне новых художественно-стилевых течений: биоморфизм, руж-энд-реди, сенсуализм, контемпорари, фьюжн, шебби-шик, а также глобального исторического стиля - па-раметризм.

Биоморфизм - художественно-стилистическое течение, продолжающее «природную

линии» в формообразовании, ставшее новой ветвью в развитии стилистического направления органического дизайна. Его появление во многом связано с накопившейся усталостью в индустриальном обществе от холодного и рационалистского хай-тека, неофункционализма, минимализма. Оно стало своеобразным ответом и в решении экологических проблем техногенной среды. Кроме того развитие биоморфизма отвечает основной доктрине постиндустриального общества, в основе которого лежит новый тип взаимоотношения человека с природой, при котором последний выступает как органическая часть системы «человек-общество-природа».

Руж-энд-реди. Дизайнеры в условиях постиндустриального общества почувствовали себя более свободно в средствах самовыражения и начали экспериментировать. Подобно существующему в компьютерном мире понятию «plug & play» («присоединил - используй»), в дизайне появилось направление «rough & ready»: «сделано наспех, но так, что можно сразу же применять по назначению». Наряду с традиционными материалами в ход здесь идут и подручные средства: скрепленные перфорированными пластинами прутья, дополненные деревянным каркасом куски поролона и свертки гобелена и пр. Лидеры этого направления, как бы импровизируя, создают своего рода спонтанные, зачастую подчеркнуто примитивные формы, и дизайн в традиционном понимании этого слова начинает исчезать, скрываясь за этой простотой форм. При этом «Руж-энд-реди» не отвернулся от человека, а, напротив, направлен к нему и его естеству.

Руж-энд-реди обозначил сознательное отдаление от стандартизированного массового производства и противопоставляется функциональному формообразованию как стилевому направлению с его предсказуемыми формами [4].

Чувственный минимализм или сенсуализм (от фр. sensualisme- «восприятие, чувство») -художественно-стилистическое течение в постиндустриальном дизайне, представляющее современную ветвь в развитии стиля минимализм. Предметы здесь наделяются чувственными характеристиками, заключающимися как в особом внешнем виде, вызывающем у потребителя эмоции, так и в закладываемой в них интерактивности, то есть реальной возможности взаимодействовать с потребителем, реагировать

на его настроение или действия. Новая универсальная культура цифрового века, по мнению Карима Рашида, требует новых форм, материалов и стилей. Он определяет свое творчество как чувственный минимализм, или «сенсуализм», то есть, «общаясь с нами, привлекая и вдохновляя нас, предметы остаются минималистичными. Они могут передавать эмоции просто и непосредственно. Ничего лишнего» [5].

Контемпорари (от англ. contemporary -«современный») - стиль в дизайне интерьера, соединяющий в себе простоту минимализма и увлечение натуральными материалами органического дизайна. Его назначение - создание функционального жизненного пространства, не загруженного лишними предметами и вычурными деталями, современного и в то же время уютного. Для него характерны ясность общего замысла, лаконизм планировочных решений, простота оформления, гармония и целостность. Используется приглушенная цветовая палитра с большим количеством белых, кремовых, серых, коричневых тонов, четкие формы, гладкие поверхности, прямые или мягко скругленные линии, нейтральность элементов, немногочисленность аксессуаров.

В конце ХХ века возрос интерес к историческим «роскошным» стилям, тем не менее пальму первенства держит утонченный и экологический контемпорари [6].

Фьюжн (англ. fusion - «слияние», «синтез») - стиль в архитектуре и дизайне, характеризующийся «сочетанием несочетаемого», т. е. объединяющий в себе совершенно разные идеи из, казалось бы, несовместимых стилей, не теряя при этом целостности и гармонии. Фьюжн -это сложный творческий процесс, направленный на создание некой целостной композиции, в которой все элементы связаны определенными сюжетными линиями и подчинены общей идее, в этом его основное отличие от беспорядочного смешения стилей в эклектике.

Стилевой синкретизм фьюжн является одним из самых актуальных направлений в дизайне интерьеров, отражающим сложное мировоззрение современного человека, многослойность и многокомпонентность современного постиндустриального общества [7].

Шебби-шик (англ. Shabby chic - «потертый шик») - декоративный художественно-стилевое

течение в декорировании интерьера, появившееся в конце 1980-х годов. В рамках этого стиля используются искусственно состаренные отделочные материалы, белые, либо грубо окрашенные стены, обои - с текстурой, имитирующей облупившуюся краску, или с мелким рисунком с неяркой, как бы выцветшей окраски. Мебель и утварь декорируются таким образом, чтобы производить впечатление старинной, «с налётом времени». Объекты шебби-щика создаются в технике декупажа и состаривания [8], [9].

Параметризм - новый глобальный стиль в современной архитектуре и дизайне, при-

шедший на смену модернизму. Он основан на активном использовании компьютерных технологий и параметрическом моделировании форм. Стиль параметризм нацелен на создание сложных, полицентричных, многослойных и непрерывно изменяющихся архитектурных объектов и пространств. Он отражает особенности «социально-экономической эры пост-фордизма, его возросшую комплексность» [10].

Постмодернизм, деконструктивизм и минимализм являются переходными стилями от модернизма к параметризму.

26.02.2015

Список литературы:

1. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): автореферат дисс. ... доктора искусствоведения / С.М. Михайлов. - Москва, 2011.

2. Михайлов, С.М. Постиндустриальный дизайн: новые виды синтеза. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова // Вестник МГХПУ - 2009. - № 4. - С. 230-237.

3. Михайлов, С.М. Пять признаков постиндустриального дизайна / С.М. Михайлов, Д.Д. Вафина // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. - С. 128-130.

4. Дизайн постиндустриального общества (пять вопросов оставшихся без ответа) // Сборник статей «Проблемы дизайна-3» / под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Архитектура С, 2005 г. - С. 228-243.

5. Дженнет Атаева. Прекрасное ничто. [Электронный ресурс] / Дженнет Атаева // Онлайн-журнал «Артэлектроникс». - Режим доступа: http://artelectronics.ru/posts/prekrasnoe-nichto. - Обращение 22.02.2015. свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Contemporary vs. Modern Style: What's the Difference? [Электронный ресурс] // Homedit - journal of interior design and architecture. - Режим доступа: http://www.homedit.com/difference-between-contemporary-and-modern-design/ свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

7. Фьюжн (дизайн). [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. Рге^й/Фьюжн_(дизайн) свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Декупаж. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Декупаж свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Shabby_chic. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https://en.wikipedia. org/wiki/Shabby_chic свободный. - Загл. с экрана. - Яз. англ.

10. Патрик Шумахер. Манифест параметризма. [Электронный ресурс] / Патрик Шумахер. - Режим доступа: http://www. patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian%20text.html свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

11. Дополненная реальность. [Электронный ресурс] // Статья в Википедии - свободной энциклопедии. - Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Дополненная_реальность свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Сведения об авторах:

Михайлов Сергей Михайлович, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, доктор искусствоведения, профессор

E-mail: souzd@mail.ru

Михайлова Александрина Сергеевна, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Казанского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат искусствоведения

E-mail: misuoka@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.