Научная статья на тему 'ПОСТДИГИТАЛЬНЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВА ВПЕЧАТЛЕНИЙ'

ПОСТДИГИТАЛЬНЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВА ВПЕЧАТЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой / постдигитальный / общество впечатлений / карнавализация культуры / постцифровая эстетика / digital / post-digital / the society of experience / carnivalization of culture / post-digital aesthetics

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — О.Б. Серостанова

Постдигитальные арт-практики являются попыткой представить горизонты самовыражения и реализации творческой деятельности человека посредством цифровых и визуально-ориентированных технологий. В статье представлен анализ понятий «цифровой», «постцифровой», «постдигитальный» посредством которого выявляются ключевые эстетические, социальные и культурные аспекты искусства в современном социуме. В качестве основы общества впечатлений определен процесс карнавализации культуры. В заключении представлены основные направления социокультурных изменений в обществе впечатлений. Указана важность философского осмысления постдигитальных арт-практик и влияния цифровых технологий на современный мир и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTDIGITAL ART PRACTICES OF THE EXPERIENCE SOCIETY

Postdigital art practices are an attempt to present the horizons of self-expression and realization of human creative activity through digital and visually-oriented technologies. The article presents an analysis of the concepts of «digital», «post-digital», «post-digitalisation», through which the key aesthetic, social and cultural aspects of art in modern society are identified. The process of carnivalization of culture is defined as the basis of the society of experience. In conclusion, the main directions of socio-cultural changes in the society of experience are presented. The importance of philosophical understanding of post-digital art practice and the influence of digital technologies on the modern world and man is indicated.

Текст научной работы на тему «ПОСТДИГИТАЛЬНЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВА ВПЕЧАТЛЕНИЙ»

УДК 130.2

ПОСТДИГИТАЛЬНЫЕ АРТ-ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВА

ВПЕЧАТЛЕНИЙ

О.Б. Серостанова

Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск e-mail: oxanaserostanova@gmail.com

Постдигитальные арт-практики являются попыткой представить горизонты самовыражения и реализации творческой деятельности человека посредством цифровых и визуально-ориентированных технологий. В статье представлен анализ понятий «цифровой», «постцифровой», «постдигитальный» посредством которого выявляются ключевые эстетические, социальные и культурные аспекты искусства в современном социуме. В качестве основы общества впечатлений определен процесс карнавализации культуры. В заключении представлены основные направления социокультурных изменений в обществе впечатлений. Указана важность философского осмысления постдигитальных арт-практик и влияния цифровых технологий на современный мир и человека.

Ключевые слова: цифровой, постдигитальный, общество впечатлений, карнавализация культуры, постцифровая эстетика.

Введение

Постдигитальные арт-практики являются новой формой выражения в контексте постиндустриального развития общества. В эпоху цифровых технологий большинство аспектов жизни человека становятся связанными с цифровыми медиатехнологиями. Постдигитальная арт-практика является не только формой искусства, которая использует цифровые технологии, чтобы создать новые формы выражения и уникальные визуальные эффекты, которые привлекают внимание зрителей. Она становится частью массовой культуры и все чаще отражает противоречие между реальным и виртуальным миром. В результате данной коллизии приобретает иное значение производство, распространение и потребление продуктов культуры, созданных человеком. Неоднозначно воспринимается сам процесс творчества и творца. Современный арт-рынок рассматривает создателя произведения искусства не только с позиции символического наполнения продукта его творчества, но и с позиции экономической стоимости. В итоге, в погоне

за эмоциями и впечатлениями, потребитель продукта культуры погружается в своеобразный мир симуляции.

Объектом данного исследования выступили постдигитальные арт-практики.

Предметом работы было изучение влияния постдигитальных арт-практик на формирование культурных ценностей общества впечатлений.

Цель исследования - проанализировать роль и значение постдигитальных арт-практик в процессе формирования культурных ценностей общества впечатлений, а также выявить тенденции и перспективы развития этой сферы.

В рамках поставленной цели были определены следующие задачи:

- проанализировать работы ведущих специалистов в области философии культуры, культурологи, искусствоведения и социологии, которые внесли значимый вклад в определение специфики постдигитальных арт-практик;

- изучить воздействие новых цифровых технологий на эстетические, социальные и культурные аспекты искусства;

- выявить основные тенденции и направления в современном искусстве;

- проанализировать культурные практики и зрительское восприятие культурного продукта в контексте влияния цирфовых медиатехнологий;

- определить контуры социокультурных сдвигов, которые могут возникнуть в результате проникновения цифровых технологий в искусство и культуру.

Исследуя новые формы выражения, можно получить информацию об актуальных тенденциях в искусстве и культуре, а также о том, как визуальные технологии повлияли на культурную жизнь современного общества.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы сравнительный метод при выявлении сущностных характеристик общества впечатления и принципов функционирования постдигитальных арт-практик, дедуктивный метод для определения выводов по результатам исследования, метод моделирования для презентации основных тенденций современного искусства и последствия применения цифровых и визуально-ориентированных технологий.

Для описания трансформации культуры в обществе впечатлений был применен метод культурно-философского анализа, а также философско-антропологический и аналитический методы.

В ходе работы были использования материалы научных статей, сборников и монографий отечественных и зарубежных исследователей в рамках предметного поля, в том числе, работы Габриэля Тарда, Ги Дебора, Жана Бодрийяра, Мишеля Фуко, Герхарда Шульце, Кристины Пауль, Флориана Кремера, Томи Дуфвы, Сьюзен Лангер, Умберто Эко, Михаила Бахтина, Сергея Ильченко, Константина Бохорова, Антона Деникина, Марии Загибаловой, Кристины Песоцкой и др.

Результаты исследования Прежде чем приступить к изучению воздействия новых цифровых технологий на эстетические, социальные и культурные аспекты искусства, стоит определить ключевое понятие, используемое в данном исследовании - постдигитальный. Термин достаточно новый. Он употребляется наравне с такими понятиями, как «постцифровой», «цифровой», «дигитальный», «постинтернет». Иногда данные понятия отождествляются. Рассматривая работы зарубежных и отечественных исследователей в области изучения трансформации культурных практик, находим сравнение «постдигитального» с понятием новое материальное и нематериальное.

Описывая историю нематериального в цифровом искусстве, Кристина Пауль отмечает, что «постцифровой» и «постинтернет» -попытка описать состояние изменения культурных произведений под воздействием цифровых технологий [17, с. 2.03]. В основании «постцифрового» заложена конвергенция цифровых технологий, изменившая наше отношение к культурным объектам и их авторам. Фактически - это новая форма взаимоотношений между цифровыми технологиями и материальностью [17, с. 2.07].

Флориан Кремер напротив, ставит под сомнение сам термин «постцифровой», определяя его как атавизм прошлого, то, что больше отражает ностальгический культурный тренд, связанный с непрекращающимся развитием компьютерных цифровых технологий. Видится определенная отсылка к понятиям «постмодернизм», «постистория». Это непременно приводит к пониманию реальности общества впечатлений как линейного, с заложенной в нем системой

культурной и интеллектуальной истории, что само по себе является сомнительным утверждением.

«Постцифровому» присуще стирание границ между новыми и традиционными медиа как с теоретической, так и с практической стороны. С историко-философской позиции уместно применять термин «постдигитальный», способный описать современное разочарование в цифровых информационных системах и медиагаджетах [13, с. 13]. В то время как «постцифровой» скорее описывает тождество и борьбу противоречий в триаде медиа, искусства и дизайна.

Томи Дуфва, анализируя философию цифровых технологий, оцифровки и дигитальности, указывает на разницу между цифровым как аспектом вещи или технологии и цифровизации как явлением или условием существования цифрового мира [14, с. 25]. Понятие «цифровой» обладает определенной дискретность, то есть создает фреймы в неком пространстве бытия. Примером может служить цифровая революция в музыке, породившая разнообразные форматы музыкальных материалов, звукозаписывающих технологий и новых ценностей творчества. Она же породила бум на стриминговые сервисы, такие как on-Demand Streaming, Paid Subscription, other Ad-Supported Streaming, Sound Exchange Distributions и т. п., которые набирали популярность за счет удовлетворения предпочтений потребителей [9, с. 24]. Данные процессы породили коммуникативный разрыв между цифровыми аборигенами и цифровыми иммигрантами.

Изменилось и восприятие музыкального контента как такового. По сути, цифровая музыка нацелена на впечатление и создание сетевого мобильного персонализированного сообщества, нежели на элитарное эстетическое наслаждение естественным звучанием. Помимо этого, развитие цифрового музыкального контента зависимо от развития IT-сектора, являющегося частью креативных индустрий. Изменению подвергается восприятие музыкального носителя как некого символического представления, что сопоставимо с закодированным текстом, нежели звуком.

Цифровой прогресс приводит к размышлениям о будущем общества впечатлений и его культуре. Видится междисциплинарный характер данного вопроса, так как речь идет не только о философском, математическом или технологическом аспектах трансформаций

повседневности, но и воздействию цифровых технологий на человека и общество.

Разница между «постцифровым» и «постдигитальным» видится в возможностях применения данных терминов относительно культурных и общественных трансформаций, влияющих в том числе и на самого человека как носителя сознания, и его творческих потенций. Понятие «постцифровой» описывает первоначально те последствия и тренды, которые появляются в обществе в связи с переводом всего, что можно перевести в цифровой формат. Понятие «постдигитальный» рассматривается в качестве возможности моделирования реальности в связи с ее культурными и общественными изменениями. Речь идет о встраивании в структуру общества множества различных и противоречивых способов осуществления деятельности человека и его арт-практик.

В последние десятилетия, ученые из разных областей познания обратили внимание на преобразование общественной среды. В рамках философского подхода появляется понимание перехода от общества потребления к обществу впечатлений. Характеристика данного общества представлена в работах Герхарда Шульце, однако о данном типе общества заговорили намного ранее. В частности, Габриэль Тард писал о том, что «общество - подражание» [10, с. 66]. Философ исходил из идеи того, что «.. .всякий акт восприятия... предполагает некоторую привычку, бессознательное подражание самому себе» [10, с. 66]. Тем самым он стал предвестником зарождения новой формы существования человека на заре развития массовой коммуникации и институтов СМИ.

Во много, Габриэль Тард связывал появление нового общества с развитием технических инноваций. Ги Дебор в работе «Общество спектакля» также указывает в качестве причины появления зрелищного общества развитие СМИ. Под их воздействием, человек воспринимает действительную жизнь в качестве бесконечных празднеств, пародий на диалог и на дар [4, с. 89].

В 70-х гг. XX века появляется концепция общества потребления Жана Бодрийяра. В ней уделяется внимание влиянию СМИ на культуру и человека. Мир как фетиш реален благодаря созданию современными СМИ идеального мира. Массовое общество становится зависимым от

произведенной им реальности, которая симулируется СМИ. Медиа формируют желания, влияют на мнения и убеждения человека.

Жан Бодрийяр привлекает внимание к проблеме влияния СМИ на формирование культурных ценностей, стереотипов и идентичности. Достаточно часто СМИ осознанно используют инновационные технологии для создания альтернативных реальностей и новых форм социальной организации [2].

Мишель Фуко с несколько другой стороны подходит к описанию нового состояния общества, связывая его с действием механизмов наблюдения и управления, создания знаний и дисциплинарных технологий, которые ложились в основу социальных отношений. Философ анализирует влияние социальных норм и стереотипов на поведение людей и восприятие мира вокруг человека [11].

Поистине важным вкладом в философское описание общества впечатлений вносит Герхард Шульце. Согласно его философской модели, человек ощущает мир через свое восприятие, являющегося результатом деятельности. Мир не существует независимо от нас, но создается в нашем сознании через наше восприятие. Человек постоянно находится во взаимодействии с миром впечатлений через общение с другими людьми, сообществами и социальными структурами.

Ощущение и восприятие постоянно подвержены изменению в зависимости от нашего опыта и воздействия окружающей среды. Именно поэтому, мир впечатлений открыт для интерпретаций и переосмысления. Мир впечатлений - бесконечный процесс творчества, создания и взаимодействия.

Концепция Герхарда Шульце предлагает новый взгляд на вопросы восприятия мира, исследования социальных отношений и культурных феноменов, а, значит, нового понимания мира и его воздействия на общество и человека. По данной причине концепция общества впечатлений позволяет посмотреть на постдигитальные арт-практики с совершенно нового философского ракурса.

Отечественная традиция исследования общества впечатлений начинается с работ Михаила Бахтина, разработавшего концепцию карнавализации культуры. Карнавал в качестве первоисточника карнавализации в средневековой культуре - «овнешнение» той полноты откровенного присутствия и откровенного отношения к миру «в аспекте

становления», т. н. серьёзно-смеховом аспекте. Карнавал - легальная форма событийного переживания веселой незавершенности всего данного и утвержденного как бы раз и навсегда в качестве единственно возможного, должного или безоговорочно «рокового» [1, с. 13; 8, с. 338].

Согласно Михаилу Бахтину, язык карнавальных форм и символов имеет многовековую историю. Вся символика карнавала подчиняется бинарной оппозиции «повседневной жизни и официальной серьёзности» [6, с. 183; 8, с. 339-340].

В наши дни проблематикой общества и экономики впечатлений на отечественном пространстве занимаются Иван Черников, Диана Ермилова, Александр Погорлецкий, Галина Колодняя и др.

Среди отечественной традиции исследования общества, стоит обратить внимание на работы Сергея Ильченко, который, описывая шоу-цивилизацию, акцентирует внимание на игровом подходе к потреблению информации [7, с. 12]. Имиджевые индикаторы массмедиа актуализирую практики впечатлений через привлечение медийных лиц для участия в различных проектах [7, с. 14]. Примером может послужить шоу «Маска», в котором был сделан акцент на участии топовых звезд шоу-бизнеса в качестве жюри. Главная задача шоу «Маска» - развлекать зрителя.

Эволюция новых арт-практик начинается с 1960-х гг. XX века, определяемых вначале как компьютерное искусство, а затем мультимедийное, кибер- и цифровое искусство [17, с. 2.05]. На тот момент термин «новое медиаискусство» включал в себя различные гибридные формы: кино, видео, звуковое искусство и т. п., то, что ранее Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер определили как культурные индустрии. Однако, по мнению Кристины Пауль, стоит различать искусство, использующее цифровые технологии в качестве инструмента и искусство, рожденное цифровыми технологиями [17, с. 2.03]. В наше время «постдигитальность» арт-практик можно рассматривать в качестве культурной и общественной основы для изучения текущего состояния прогресса в области цифровизации. Данные процессы усложняют структуру общества и взывают к новым противоречиям между материальным и нематериальным, массовым и элитарным, новыми и традиционными медиа, искусственным и естественным.

Постдигитальные арт-практики не стоит рассматривать в качестве конечной цели человеческого действия. Скорее речь идет о взаимосвязи

искусственного интеллекта и человека. Тонкая грань между естественным творчеством и способностью в творчество вплетать визуально-ориентированные технологии. Лона Гайкис пишет, что «практика цифрового искусства - переосмысления концепций автора, аудитории художественного произведения» [15, с. 2].

Медиальный поворот, спровоцированный развитием цифровых технологий, изменил восприятие и понимание искусства, развивающего на основе цифровой культуры. Сочетание мультимедийных экспериментов по-новому представляет творческий продукт, творческое пространство, наполненное аудио- и визуальным материалом. Это результат коллективной практики, порождающий стремление к получению собственного опыта и участия в арт-практиках, создающих условия для максимального погружения в пространство эмоций, ощущений, впечатлений и экспериментов с материей. Фактически, новая постдигитальная эстетика очаровывает и создает новые культурно -символические формы.

Так, антропологическое исследование музыкальных форм и символов Сьюзен Лангер, философа сознания и эстетики, поставило достаточно важный вопрос о возможности постижения музыки в качестве символического выражения человеческих эмоций и состояний [16]. Она утверждала, что музыка создает эмоции посредством своей формы и структуры. Музыкальные символы и формы (мелодии, гармонии и ритмы) способны вызывать различные эмоциональные состояния. Данные результаты исследования Сьюзен Лангер применимы не только в отношении музыки, но и религии, искусства или языка. Символические формы выражают более глубинные, эмоциональные и метафизические аспекты человеческого опыта [16].

В настоящий момент, главным вопросом становится возможность применения подобных тезисов применительно к постдигитальным арт-практикам. Насколько символы и эмоции, полученные от цифрового продукта, влияют на человеческую жизнь и формируют культуру и индивидуальность пользователя в обществе впечатлений?

Лона Гайкис на этот вопрос отвечает следующим образом: «Символ - любое устройство, с помощью которого человек может создавать абстракции. Оно изначально развивалось, как способность воспринимать мир символически и связывать полученную информацию с

абстрактными знаками - изображением, звуком, танцем или формой» [15, с. 7]. На мой взгляд, подобные рассуждение приемлемо использовать для описания цифровых арт-практик. В то же время постдигитальные арт-практики включают также элемент оценки возможностей символического кода в процессе создания и передачи сложных идей и концепций посредством медийных форм.

Отечественные исследования в области постцифровых арт-практик акцентируют внимание на критериальной базе для оценки влияния инноваций в искусстве. В частности, Константин Бохоров, описывая инсталляцию в качестве жанра художественного творчества, указывает на проблему семантического раскола. Исследователь видит новую политику образа в постинтернет инсталляции [3, с. 180].

Новые медиа изменяют практику производства художественного, превращая ее в спектакль. Опасность интернета заключается в том, что формируются зоны предпочтения, диктуемые крупными медиакорпорациями, которые создают иллюзию свободного выбора.

Антон Деникин, исследуя «постцифровую эстетику» художественных арт-практик цифрового искусства, отмечает, что в настоящее время наблюдается естественная эволюция творчества в новых исторических условиях. Постцифровая эстетика - «отказ от техно-позитивизма» [5, с. 121]. Она включает движение от «подражательного отражения к телесному зрительскому соучастию в создании произведения...» [5, с. 121].

Итак, интерес к постцифровым арт-практикам вызван переходом к осознанию творчества и креативности как основной движущей силы общества впечатлений. Повседневная жизнь человека включена в контекст карнавализации культуры, что само по себе включает игровой подход к арт-практикам. Если ранее ее воплощением являлась экранная культура, то сегодня - разнообразные формы виртуальной реальности, имитирующие возможности технических достижений и новых медиа в производстве культурных ценностей. Некогда Умберто Эко написал, что карнавализация жизни - «утрата различий между реальностью и зрелищем» [12], тем самым подчеркнул важность впечатлений в восприятии современных арт-практик. Карнавализация культуры становится следствием массовой продукции, проникшей в нишу высокой культуры, и, использующей ее элементы для создания новых форм

развлечения. Она проявляется в разнообразных сферах культуры, в том числе в кино, телевидении, музыке, игровой индустрии.

Карнавализация культуры как основа общества впечатлений -важный процесс для сохранения и развития культурного наследия. Это возможность в создании связи высокой и популярной культурой, позволяющей широко воспринимать, анализировать и ценить различные культурно-символические формы культуры.

Заключение

Таким образом, в ходе анализа постдигитальных арт-практик в обществе впечатлений выявлены следующие социокультурные изменения:

1. Цифровые технологии позволили создавать и распространять различные виды зрелищно-развлекательного контента, что способствовало созданию новых форм культурного потребления.

2. Цифровые и медиатехнологии открывают новые способы создания, распространения и потребления культурных произведений, что формирует многообразие форм культуры.

3. На фоне цифровых трансформаций изменению подвергаются способы потребления информации и формируются новые культурные тренды.

4. В связи с активным влиянием медиа на культурные практики создаются новые модели экономики, такие как экономика впечатлений, креативная экономика, экономика дополненной реальности, что отражается на культуре и поведении потребителей.

Философия в процессе постдигитализации арт-практик может играть значимую роль, предлагая различные концепции и подходы к анализу и решению проблем, связанных с цифровизацией.

Прежде всего, она может помочь понять, как цифровые технологии влияют на современный мир и общество, а также наше место в нем. Это возможность осознать, какие этические и социальные вопросы возникают при использовании цифровых технологий, и каким образом человечество может решать эти проблемы.

Постдигитальные арт-практики общества впечатлений могут помочь оценить значение цифровых технологий для общества и для каждого из нас в отдельности. Например, философский подход к проблематике позволяет представить и сравнить различные концепции

свободы, демократии, частной жизни, которые выполняют важную роль в использовании цифровой технологии, а также определить, как лучше всего сбалансировать цифровые технологии и этические/социальные вопросы.

В целом, философия культуры может способствовать углубленному и четкому анализу цифровой технологии и ее влиянию на общество. Результатом такого анализа могут стать практические предложения и решения, которые помогут нам эффективно управлять цифровым миром, сохраняя при этом высокие стандарты этики и социальной ответственности.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1990. - 545 с.

2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. - Москва : Постум, 2015. - URL: https://www.mlit.me/books/simulyakry-i-simulyaciya-read-458016-10.html (дата обращения: 02.03.2023).

3. Бохоров, К. Ю. Инсталляция в эпоху постинтернета / К. Ю. Бохоров // Наука телевидения. - 2019. - № 15.2. - С. 169-182. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/installyatsiya-v-epohu-postinterneta (дата обращения: 03.03.2023).

4. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович ; ред. Б. Скуратов ; послесловие А. Кефал. - Москва : Логос, 2000. - 184 с.

5. Деникин, А. А. «Постцифровая эстетика» в художественных практиках цифрового искусства / А. А. Деникин // Наука телевидения. - 2017. - С. 106-123. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posttsifrovaya-estetika-v-hudozhestvennyh-praktikah-tsifrovogo-iskusstva (дата обращения: 02.03.2023).

6. Загибалова, М. А. Смеховое начало как «стержневая» категория карнавальности в концепции М. М. Бахтина / М. А. Загибалова // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 12 (52). - С. 180-186. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smehovoe-nachalo-kak-sterzhnevaya-kategoriya-karnavalnosti-v-kontseptsii-m-m-bahtina#:~:text (дата обращения: 12.03.2023).

7. Ильченко, С. Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? / С. Н. Ильченко. - Санкт-Петербург : ИВЭСЭП, 2014. - 194, [2] с.

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; Институт науч. информации по общественным наукам РАН. - Москва : НПК «Интелвак», 2001. - С. 338-340.

9. Салова, Т. Л. Элитарность и элитарная культура / Т. Л. Салова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 4/43. -С. 181-187.

10. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард ; пер. с фр. - Москва : Академический Проект, 2011. - 304 с.

11. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко ; пер. с фр. Б. М. Скуратова ; под общей ред. В. П. Большакова. - Москва : Праксис, 2006. - Ч. 3. - 320 с.

12. Эко, У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / У. Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович. - Москва : Эксмо, 2007. - 592 с.

13. Cramer, Florian. "What is 'Post-Digital'?" / Florian Cramer // A Peer-Reviewed Journal About. - 2014. - 3 (1). - Pp. 10-24. - URL: https://www.researchgate.net/publication/336885121_What_Is_'Post-Digital (дата обращения: 2.03.2023).

14. Dufva, Tomi S. Art education in post-digital era: Experiential construction of knowledge through creative coding: doctoral dissertation / Tomi S. Dufva. - 2018. - 136 p. - URL: https://www.researchgate.net/publication/326059661_Art_education_in_the_post-digital_era_-_Experiential_construction_of_knowledge_through_creative_coding (дата обращения: 12.03.2023).

15. Gaikis, Lona. Feeling and form. Post digital art practice: redefining concepts of author, audience and artwork / Lona Gaikis // Art and Cultural Studies. Academy of Fine Arts Vienna. - 2012. - P. 2-15. - URL: https://www.academia.edu/10615099/FEELING AND FORM POST DIGITAL ART

PRACTICE_REDEFINING_CONCEPTS_OF_AUTHOR_AUDIENCE_AND_ARTWOR K (дата обращения: 2.03.2023).

16. Langer, Susanne K. Philosophy in a New Key: a Study in the Symbolism of Reason, Rite, and Art / Susanne K. Langer. - A Mentor Book, 1954. - 248 p.

17. Paul, Christiane. "Digital Art Now: Histories of (Im)Materialities" / Christiane Paul // International Journal for Digital Art History. - 2020. - № 5 (September). - Pp. 2.2-2.11. -URL: https://journals.ub.uni-heidelberg.de/index.php/dah/article/view/75504 (дата обращения: 22.03.2023).

18. Schulze, Gerhard. Die Erlebenisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwant (Studienausgabe.) / Gerhard Schulze // Zeitschrift für Pädagogik. - Jahrgang 41. - Heft 1. -1995. - Januar/Februar. - URL: https://docviewer.yandex.ua/view/0/?page=1&*=Puy1vyoE53TXvC6a6CLxYRkaM557InV (дата обращения: 22.03.2023).

POSTDIGITAL ART PRACTICES OF THE EXPERIENCE SOCIETY

O.B. Serostanova

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk e-mail: oxanaserostanova@gmail.com

Postdigital art practices are an attempt to present the horizons of self-expression and realization of human creative activity through digital and visually-oriented technologies. The article presents an analysis of the concepts of «digital», «post-digital», «post-digitalisation», through which the key aesthetic, social and cultural aspects of art in modern society are identified. The process of carnivalization of culture is defined as the basis of the society of experience. In conclusion, the main directions of socio-cultural changes in the society of experience are presented. The importance of philosophical understanding of postdigital art practice and the influence of digital technologies on the modern world and man is indicated.

Keywords: digital, post-digital, the society of experience, carnivalization of culture, post-digital aesthetics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.