Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 октября 2008 г. "Дополнительное профессиональное образование в контексте инновационных процессов"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 октября 2008 г. "Дополнительное профессиональное образование в контексте инновационных процессов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 октября 2008 г. "Дополнительное профессиональное образование в контексте инновационных процессов"»

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30 октября 2008 г.

«Дополнительное профессиональное образование в контексте инновационных процессов»

Заслушав и обсудив доклад директора института переподготовки и повышения квалификации работников образования Т. В. Щербовой, Ученый совет констатирует, что в университете создана система дополнительного образования, гибко и мобильно реагирующая на вызовы времени. Изменяющиеся политические и экономические условия развития образования диктуют необходимость дальнейшего расширения сферы деятельности университета за счет использования возможностей системы дополнительного образования.

Анализ деятельности сложившейся системы дополнительного образования позволяет не только выделить стоящие перед университетом задачи, но и осознать то, что в вузе созданы условия для эффективного инновационного развития. РГПУ им. А. И. Герцена обладает богатейшим опытом научной и научно-педагогической деятельности, педагогическими кадрами высокой квалификации. В Герценовском

университете действует сеть структур дополнительного образования, ориентированных на разные целевые группы и реализующих программы различного уровня и направленности. Данная работа ведется в тесном взаимодействии с факультетами, при их непосредственном участии в реализации образовательных программ.

Основные направления работы, которые реализуются в системе дополнительного образования, — это образовательная деятельность, научно-методическое сопровождение, экспертная деятельность, мониторинг. В течение последних четырех лет более 10 тысяч человек участвовали в разнообразных программах дополнительного образования, реализуемых университетом. По заказу Федерального агентства по образованию сотрудниками университета проводится регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России, учреждений начального и среднего профессионального образования. Кроме того, в РГПУ им. А. И. Герцена реализуются международные программы дополнительного образования, направленные на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, с учетом передового российского и зарубежного опыта. В результате успешной работы с образовательными учреждениями полного общего образования Санкт-Петербурга и России было обучено более 2 тысяч человек по программам повышения квалификации для разных категорий слушателей.

Ученый совет с удовлетворением отмечает, что большая работа была проделана в рамках инновационной образовательной программы. Корпоративное повышение квалификации стало самым широкомасштабным из реализуемых в университете проектов по степени вовлечения различных категорий сотрудников. Реализация инновационной программы позволила предоставить слушателям широкие возможности выбора форм обучения: дистанционное обучение; стажировки в российских и зарубежных вузах, центрах инновационных исследований, библиотеках; краткосрочное и длительное повышение квалификации, семинары, профессиональная переподготовка. Только в рамках инновационной образовательной программы в 2007 г. повышение квалификации прошли 1454 сотрудника университета, по итогам 2008 г. будет обучено свыше 1300 человек. Разработанные в ходе инновационной программы 3 электронных образовательных ресурса и 13 учебно-методических пособий не только с успехом применяются при повышении квалификации сотрудников университета, но и востребованы другими вузами России. Два года реализации системы корпоративного повышения квалификации дали неоценимый опыт, анализ и осмысление которого могут быть положены в основу формирования стратегии дальнейшего развития системы дополнительного образования в университете.

Ученый совет констатирует, что анализ эффективности реализации дополнительного образования в университете выявил наличие следующих проблем:

— отсутствие комплексных маркетинговых исследований региональных рынков образовательных услуг в сфере дополнительного образования;

— отсутствие прочных связей с работодателями, которые обеспечили бы подготовку и реализацию программ корпоративного обучения;

— необходимость переориентации вузовских преподавателей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, на работу со взрослыми обучающимися, имеющими опыт профессиональной деятельности и обладающими выраженными образовательными запросами;

— недостаточно оперативное взаимодействие различных подразделений университета при реализации комплексных программ дополнительного образования;

— необходимость разработки критериев эффективности повышения квалификации сотрудников университета;

— необходимость дальнейшего совершенствования системы управления развитием дополнительного образования в университете.

Решение вышеуказанных проблем является основой проектирования эффективной стратегии развития дополнительного образования, которая позволит создать систему «получения образования в течение всей жизни», отвечает современным требованиям, то есть является открытой, конкурентоспособной, гибкой, мобильной, востребованной как сотрудниками вуза, так и широким кругом внешних потребителей.

В настоящее время уже обозначился круг приоритетных задач, решение которых будет способствовать проектированию поставленной цели.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Деятельность университета как уполномоченного вуза в системе организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию.

2. Формирование банка модульных программ повышения квалификации. В современных условиях эта работа может осуществляться лишь в рамках программ профессиональной переподготовки. В новых политических и экономических условиях развития высшего образования представляется необходимой разработка большого количества разнообразных программ профессиональной подготовки, которые позволят слушателям, в том числе студентам и выпускникам бакалавриата, получить квалификацию по узкоориентированным профессиональным программам.

3. Дальнейшее развитие системы корпоративного повышения квалификации. Для реализации этой задачи необходимо проектировать систему повышения квалификации таким образом, чтобы она выступала самоорганизующим началом обновления методов, форм и технологий обучения в вузе на современной научнометодологической основе, способствовала формированию деловой среды, в которой активно взаимодействуют подразделения университета, обеспечивала развитие кадрового потенциала РГПУ им. А. И. Герцена. Участие преподавателей и сотрудников университета в повышении квалификации призвано стать одним из критериев оценки эффективности их научно-педагогического труда.

4. Организация широкомасштабной образовательной, консультационной деятельности по повышению квалификации педагогического и административного состава общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также оказание экспертных услуг по заказу различных субъектов системы образования России.

5. Подготовка и проведение разнообразных программ повышения квалификации по заказу корпоративных клиентов, работодателей и широкого круга потребителей образовательных услуг.

Рассмотрев роль и перспективы развития дополнительного профессионального образования в университете, Ученый совет постановляет:

1. Одобрить работу университета по развитию дополнительного профессионального образования.

2. Подготовить предложения по оптимизации организационной структуры системы дополнительного профессионального образования университета.

Ответственный: проректор по учебной и воспитательной работе.

Сроки: до 01 декабря 2008 г.

3. Разработать концепцию развития системы дополнительного профессионального образования университета с учетом изменений в социально-экономической ситуации и политики государства в области образования.

Ответственный: проректор по учебной и воспитательной работе.

Сроки: до 01 марта 2009 г.

4. Разработать пакет программ повышения квалификации по итогам реализации инновационной образовательной программы для их распространения в вузах России в целях организации обучения их сотрудников.

Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по учебной и воспитательной работе.

Сроки: до 01 июня 2009 г.

5. Сформировать банк профессионально-ориентированных модульных программ для студентов и выпускников вузов.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Сроки: до 01 июня 2009 г.

6. Разработать и реализовать план работы университета с абитуриентами в условиях завершения перехода к ЕГЭ каждому учебному структурному подразделению (институту, факультету, филиалу).

Ответственные: руководители структурных подразделений.

Сроки: до 01 мая 2009 г.

7. Организовать комплексные маркетинговые исследования потребностей работодателей и широкого круга потребителей по различным направлениям дополнительного профессионального образования.

Ответственный: начальник отдела общественных связей, рекламы и выставочной деятельности.

Сроки: до 01 сентября 2009 г.

8. Проанализировать уровень профессиональной подготовки сотрудников университета.

Ответственный: проректоры по учебной работе, проректор по учебной и воспитательной работе.

Сроки: до 01 сентября 2009 г.

9. Организовать работу по подготовке программ дополнительного образования с использованием потенциала Всероссийского центра интеллектуальных ресурсов и гуманитарных технологий.

Ответственные: проректор по учебной работе, проректор по учебной и воспитательной работе.

Сроки: до 01 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.