Научная статья на тему 'Постановка задачи управления разноглубинными траловыми комплексами'

Постановка задачи управления разноглубинными траловыми комплексами Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / управление / разноглубинный траловый комплекс / динамика / предсказательное моделирование / method / control / midwater trawl complex / dynamics / predictive modeling

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — А А. Недоступ, А О. Ражев

В данной статье рассмотрена постановка задачи разработки точной системы управления разноглу-бинными траловыми комплексами с использованием предсказательного моделирования в композиции с математической моделью и промежуточным слоем ПИД-регуляторов, уменьшающей воздействие на окружающую среду и увеличивающей эффективность промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — А А. Недоступ, А О. Ражев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTING THE TASK OF MIDWATER TRAWL COMPLEXES MANAGEMENT

The formulation of the task to develop an accurate control system for midwater trawl complexes using predictive modeling in combination with a mathematical model and an intermediate layer of PID controllers, which reduces the environmental impact and increases the efficiency of fishing.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи управления разноглубинными траловыми комплексами»

УДК 639.2.081.1

А.А. Недоступ, А.О. Ражев

Калининградский государственный технический университет, Калининград, 236022 e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗНОГЛУБИННЫМИ ТРАЛОВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ

В данной статье рассмотрена постановка задачи разработки точной системы управления разноглубинными траловыми комплексами с использованием предсказательного моделирования в композиции с математической моделью и промежуточным слоем ПИД-регуляторов, уменьшающей воздействие на окружающую среду и увеличивающей эффективность промысла.

Ключевые слова: метод, управление, разноглубинный траловый комплекс, динамика, предсказательное моделирование.

A.A. Nedostup, A.O. Razhev

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, 236022 e-mail: [email protected]

SETTING THE TASK OF MIDWATER TRAWL COMPLEXES MANAGEMENT

The formulation of the task to develop an accurate control system for midwater trawl complexes using predictive modeling in combination with a mathematical model and an intermediate layer of PID controllers, which reduces the environmental impact and increases the efficiency of fishing.

Key words: method, control, midwater trawl complex, dynamics, predictive modeling.

В настоящее время траловый лов имеет большое значение как для экономики, так и для продовольственной безопасности России. При помощи тралов добывается около 40% мирового улова. По данным ФАО, общий объем добычи рыбы достиг 94,8 млн т, что является самым высоким показателем за всю историю. Экологическую эффективность траления можно определить как отношение величины улова к величине воздействия на окружающую среду. Воздействие рыболовного судна на окружающую среду в основном связано с расходом топлива и отходами от эксплуатации, в то время как траловые снасти могут привести к удалению и повреждению такого бентоса, как кораллы и губки. Улучшенная управляемость траловым комплексом могла бы сделать возможным прицельный лов косяков рыб, а также улучшенное маневрирование вблизи препятствий и контроль формы трала для оптимизации эффективности лова. В связи с этим системы более точного управления траловым комплексом должны приводить к увеличению улови-стости в зависимости от расхода топлива; снижению воздействия на морское дно и сокращению взаимодействий с препятствиями; повышению избирательности. Разноглубинные траловые комплексы являются сложными техническими сооружениями, управление которыми сопряжено с большими задачами [1].

Авторами статьи в рамках научного исследования рассматривается постановка задачи разработки точной системы управления тралом с точки зрения воздействия на окружающую среду и эффективности промысла. Для ее решения необходимо рассмотреть вопрос о том, как можно улучшить контрольные характеристики разноглубинной траловой системы частично путем внедрения архитектуры управления, адаптированной для траловой системы с учетом промышленных требований, и частично путем разработки концепции управления траловыми досками, разработать математическую модель траловой системы, включающую точную модель гидроди-

намических сил на створках трала. Эта модель должна оценивать как стационарное состояние, так и переходные силы на траловых досках, движущихся в шести степенях свободы, временную зависимость сил от циркуляции вокруг фольги, угловых демпфирующих сил и сил относительных ускорений между жидкостью и траловой доской.

С развитием технологий искусственного интеллекта все большую популярность приобретают системы управления, основанные на модели предсказательного моделирования. На их основе в ходе решения поставленной задачи эффективного управления траловым ловом будет предложена новая концепция управления траловыми досками с учетом требований к энергопотреблению, надежности и эффективности, основанная на композиции математической и предсказательной модели [2]. Из-за противоречивых требований к производительности, стабильности и энергоэффективности концепция управления должна быть улучшена посредством численной оптимизации, основанной на моделировании временной области траловой системы с учетом промышленных ограничений на энергоснабжение траловых досок. Система управления, основанная на модели предсказательного моделирования, должна решать сложные задачи и ограничения, в том числе задачи автоматизации наведения трала на скопление гидробионтов [3].

Использование предсказательного моделирования управления становится возможным благодаря тому, что ПИД-контроллеры установок выступают в качестве промежуточного слоя между модулем предсказательного моделирования и траловой системой. Таким образом, модуль предсказательного моделирования не требует больших вычислительных затрат, необходимых для моментальной реакции на быстро изменяющиеся динамические процессы.

Для снижения энергопотребления траловых досок в системе управления предлагается заменить обычное управление с обратной связью на итерационное управление с прямой связью с использованием математического моделирования гидродинамических сил на поверхности траловой доски, использовать адаптивную архитектуру управления траловой системой и методы оптимизации.

Чтобы проанализировать автоматизированные системы управления разноглубинного трала (АСУ РТ) [4], мы должны исследовать математические модели, режимы, которые управляют движениями разноглубинного трала [4-25]. Движение траловых систем зависит напрямую от промысловых механизмов, которые установлены на палубе рыбопромыслового судна. И чем выше детализация технической системы судно - разноглубинный трал, тем точнее АСУ РТ (рис. 1).

Рис. 1. Разноглубинный траловый комплекс (судно - разноглубинный трал)

Еще одним методом АСУ РТ является метод нечеткой логики. В настоящее время все больше конструкторы АСУ уделяют внимание нечеткой логике и нейронным сетям. Поскольку нечеткие множества описываются функциями принадлежности, а /-нормы и £-нормы обычными математическими операциями, можно представить нечеткие логические рассуждения в виде нейронной сети. Для этого функции принадлежности надо интерпретировать как функции активации нейронов, передачу сигналов как связи, а логические /-нормы и £-нормы как специальные виды нейронов, выполняющие математические соответствующие операции [26].

Системы «Автотрал» широко используются в промышленном рыболовстве на современных судах [27]. Системы автоматического траления доказали свою эффективность в снижении воздействия факторов окружающей среды на некоторые аспекты эффективности траления и, как следствие, имеют потенциал для уменьшения различий между уловами при съемочных тралениях. Следовательно, благодаря включению системы автоматического траления в стандартные процедуры съемки точность измерений относительной численности может быть улучшена. По сравнению с системами автоматического траления ^ут [28] обеспечивает постоянное отображение скорости тяги, гидродинамического сопротивления, натяжения, длины ваера и разницы между перекосами левого и правого борта (рис. 3).

Регулируемая степень детализации моделирования и визуализации позволит ускорить предварительные вычисления на компьютерах со слабым аппаратным

Рис. 2. Разноглубинный траловый комплекс (судно - разноглубинный трал)

113

13.8 106 113

147

Рис. 3. Дисплей АСУ РТ Isym

Когда выбранный дифференциал превышен, барабан на более длинной стороне автоматически замедляется, чтобы удержать ваер и правый ваер на уровне воды в корме, прежде чем вернуться к выбранному уровню. Система также обслуживает четыре режима работы - буксировку, остановку, подъем и травление. При травлении ваеров главный мотор отключается, что позволяет силовым барабанам свободно вращаться, а меньший гидравлический мотор используется для небольшого тормозного натяжения, чтобы предотвратить колебания ваеров.

Synchro RTX Autotrawl является оптимальным решением для максимального увеличения способности к ловле для одиночных и двойных тралов [29] (см. рис. 4).

Система Synchro RTX Autotrawl обеспечивает динамическое управление разноглубинными тралами. Synchro RTX Autotrawl - одна из самых современных на рынке, использующая встроенную логику безопасности и удобный интерфейс. Основные функции управления и контроля пол-

ностью интегрированы. Эта система сохраняет тралы полностью открытыми при изменении курса во время траления. Трал движется с постоянной скоростью даже в сложных условиях. Если трал зацепился, система автоматически вытравливает ваер, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. На рынке также представлена АТС РТ Silecred-AUTOTRAWL-SYSTEM [30] (см. рис. 5).

Рис. 4. Дисплей АСУ РТ Synchro RTX Autotrawl Рис. 5. Дисплей АСУ РТ Silecred-AUTOTRAWL-SYSTEM

Таким образом, в данной статье рассмотрена постановка задачи разработки точной системы управления разноглубинными траловыми комплексами с использованием предсказательного моделирования в композиции с математической моделью и промежуточным слоем ПИД-регуляторов, уменьшающей воздействие на окружающую среду и увеличивающей эффективность промысла.

Авторами статьи в рамках научного исследования «Разработка методов управления траловым комплексом с применением предсказательного моделирования на нейронной сети» сформирована задача разработки более точной системы управления тралом с учетом воздействия на окружающую среду и эффективности промысла. Предсказательное моделирование на нейронной сети с учетом математических моделей траловой оболочки, траловых досок, ваеров, лебедок, судна, путем внедрения архитектуры управления, адаптированной для траловой системы с учетом промышленных требований, и частично путем разработки концепции управления траловыми досками, создаст систему, которую потребуется внедрить во все производственные и учебные комплексы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Калининградской области в рамках научного проекта № 19-48-390004.

Литература

1. Баранов Ф.И. Теория и расчет орудий рыболовства. - М.: Пищепромиздат, 1948. - 436 с.

2. Reite K.-J. Modeling and control of trawl systems. - Trondheim: NTNU, 2006. - 238 р. - ISBN 82-471-8024-3.

3. Соловьев А.А. Теоретические принципы обеспечения безопасного маневрирования судна при прицельном траловом лове: Дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.16. - Санкт-Петербург, 1999. -183 с.: ил. РГБ ОД, 71:01-5/489-8.

4. Обоснование создания тренажерного комплекса по проектированию и моделированию траловых систем / В.А. Волкогон, А.А. Недоступ, А.О. Ражев, Н.А. Кострикова, Р.К. Поляков, В.И. Кузин // Морские интеллектуальные технологии. - 2017. - № 4 (38). - Т. 2. - С. 177-185.

5. Nakasai K., Kawakami T. Mechanical studies on the mid-water trawl gear in operation // Bulletin of the faculty of fisheries. Nagasaki University. - 1968. - № 26. - Р. 49-61.

6. Альтшуль Б.А., Фридман А.Л. Динамика траловой системы. - М.: Агропромиздат, 1990. -240 с.

7. Lee C.-W., Lee Ju.-H. Modeling of a midwater trawl system // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 1999. - 2000. - Р. 151-161.

8. Зинченко В.П. Численный метод расчета движения траловой системы // Рук. деп. во ВНИЭРХ, реф. опубл. в указат. деп. работ ВИНИТИ № 12. - 1998.

9. Altschul B.A., Ermakova T.V. The algoritm of ship speed control when carrying the trawl in the predetermined path at a constant length of veered warp // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2003. - 2005. - V. 3 - Р. 137-146.

10. Ермакова Т.В. Математические модели управления движением разноглубинного трала: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Калининград, 2006. - 28 с.

11. Altschul B.A., Ermakova T.V. Equations of trawl system movement at its schematization by two-warp model // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2009. - 2010. - V. 6. - Р. 251-258.

12. Кузнецов М.Ю., Шевцов В.И. Использование системы контроля трала SIMRAD FS 20/25 для исследования геометрии трала // Успехи рыболовства: Сборник научных трудов, посвященный 75-летию кафедры промышленного рыболовства Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. - 2006. - С. 73-79.

13. Cha B.-J., Lee C.,W., Cho B.-K. Dynamic simulation of midwater trawl system using a personal computer // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2001. -2002a. - V. 2. - Р. 105-111.

14. Dynamic simulation of a midwater trawl system using a personal computer / B.-J. Cha, C.-W. Lee, B.-K. Cho, H.-Y. Kim, S.-J. Won // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2001. - 2002b. - Р. 155-161.

15. Modeling of the otter board behavior in consideration of the effects of the ship motion / M.-L. Choe, C.-W. Lee, G.-H. Lee, B.-J. Cha, H.-P. Gyung // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2007. - 2007. - V. 5. - Р. 77-88.

16. Eiji T., Matuda K., Nobuo H. A simulation model of gear efficiencies of trawlers for flatfish // Nippon suisan gakkaishi. - 1991. - № 57 (6) - Р. 1019-1028.

17. Ferro RST. Computer simulation of trawl gear shape and loading // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. - 1988. - Р. 259-263.

18. Hamuro C. Studies on automation of fishing with otter trawls, Danish seines, midwater trawls and purse seines. Design criteria for a midwater type purse seine // FAO. Technical conference on fish finding, purse seining and aimed trawling. FF/70/49. - 1970. - 5. - Р. 10.

19. Hu F., Shiode D., Wan R., Tokai T. Accuracy evaluation of numerical simulation for mid-water trawl nets // Methods for the development and evaluation of maritime technologies: DEMAT, 2005. -2006. Rostock. - Р. 59-70.

20. Kiyoshi A. Study on dynamical response between a ship's motions and fishing gear (II) // Bull. of the Fac. of fish. Hok. Univ. - 1972. - V. 23, № 2 - Р. 102-121.

21. Koyama T. A calculation method for matching trawl gear to towing power of trawlers // FAO. Technical conference on fish finding, purse seining and aimed trawling. FF/70/65. - 1970. - 5. - Р. 15.

22. Lonnevik M.S. Effects of hanging ratios on trawls // World symposium on fishing gear and fishing vessel design. - 1988. - Р. 314-317.

23. Niedzwiedz G. Computer-aided simulation of shape and strength of trawls after changes in design and operational condition // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 1999. - 2000. - Р. 119-135.

24. Vincent B. A new generation of tools for trawls. Dynamic numerical simulation // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 1999. - 2000. - Р. 99-107.

25. A fishing effort appreciation method of the fishing gears using a computer simulation / H.-K. Yoon, C.-W. Lee, B.-J. Cha, Ji.-H. Lee, M.-K. Lee // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 2003. - 2005. - V. 3 - Р. 37-49.

26. Weinberg K.L., Somerton D.A. Variation in trawl geometry due to unequal warp length // Fishing Bulletin. - 2006. - № 104 - Р. 21-34.

27. Lee C.-W. Depth control of a midwater trawl net using fuzzy logic // Contributions on the theory of fishing gears and related marine systems: DEMaT, 1999. - 2000. - Р. 169-176.

28. Kotwicki S., Weinberg K.L., Somerton D.A. The effect of autotrawl systems on the performance of a survey trawl // Fishing Bulletin. - 2006. - № 104 - Р. 35-45.

29. URL: https://www.scantrol.com/isym-trawl-control

30. URL: https://www.kongsberg.com/maritime/contact/request-information/

31. URL: https://www.silecmar.com/automation-control-systems-naval-sector/silecred-autotrawl-system/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.