Научная статья на тему 'Постановка вопроса о концептуализации понятия «Мнимое» в политической науке'

Постановка вопроса о концептуализации понятия «Мнимое» в политической науке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка вопроса о концептуализации понятия «Мнимое» в политической науке»

Догадина Т.А.

Аспирант, кафедра политологии, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «МНИМОЕ» В

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Большинство современных исследований различных политических процессов построено вокруг обнаружения реальности или в обоснование нереальности политических объектов или субъектов и проводимой ими политики. Ученые противопоставляют мир реальной (субстанциональной) политики - нереальной (симулятивной/виртуальной и т.д.), которая стремится подменить собой реальную политическую жизнь. Проводя черту между реальным и нереальным, из виду опускается и недостаточно исследуется часть политических объектов и субъектов, чья сущность не относима ни к одной из областей, и одновременно сочетает в себе характеристики обоих миров политического. Примером могут служить, субъекты или объекты, статус в политическом процессе которых, можно сравнить с феноменом клинической смерти у человека, когда одновременно присутствуют и отсутствуют признаки жизни.

Примером одновременного проявления черт реальности и нереальности в политическом процессе, может являться ядерное оружие как оружие, непризнанные государства как государства и т.д. Ядерный запас является важным фактором набора политических очков для государства в современном мире, при этом его наличие или отсутствие ничего не решает при возникновении реальной угрозы безопасности. Невозможность применения ядерного оружия в современном мире лишает его реальности как «средства», используемого субъектом политики. Хотя физически и материально мировой ядерный арсенал существует, он реален и может при наступлении особых условий проявить свою реальность.

В качестве еще одного примера, можно привести суверенные республики Абхазия и Южная Осетия (признанные как независимые только Россией и Никарагуа; открыто посольство РФ в абхазской столице г. Сухум; при этом остальные государства, входящие в ООН, их суверенность не признали). Статус данных республик как суверенных, нельзя однозначно определить как нереальный, но и чтобы признать их статус как вполне реальный (субстанциональный) также не находится достаточных оснований.

Изучение подобных политических объектов и субъектов предлагается проводить на основе геометрической концепции мнимого пространства П.А. Флоренского [1]. Истоки идей, можно найти еще в античной натурфилософии и философии Средневековья. В то время такие категории, как Бог, боги, рай, ад, душа были объективной реальностью, имеющей субстанциональные свойства. Состояния, отвечающие понятию «мнимое», хорошо изучены в медицине и других естественных науках. Примером может в физике -понятие мнимого времени, в юриспруденции - мнимая сделка, в социологии - мнимые или номинальные общности, в геометрии и астрономии проблема пограничного состояния объектов и пространств отразилась в концепции комплексных чисел и мнимых величин. В медицине доказано и повсеместно признано как существующие, состояние больного между жизнью и смертью - феномен клинической смерти. В этом случае врачи говорят, что больной «скорее мертв, чем жив» или «скорее жив, чем мертв». По определению академика В.А. Неговского - «клиническая смерть уже не является жизнью, но ещё не является смертью. Это возникновение нового качества - перерыв непрерывности. В биологическом смысле это состояние напоминает анабиоз, хотя и не идентично этому понятию»[2, 74]. В медицине признано, что клиническая смерть является обратимым состоянием и сам по себе факт прекращения дыхания или кровообращения не является

доказательством наступления смерти. Состояние жизни человека между реальностью и нереальностью имеет отличительную черту - реверсивность, под которой можно понимать мультистабильность, т.к. при определенных условиях состояние клинической/мнимой смерти может перейти как в смерть, так и в жизнь.

Российский философ и богослов П.А. Флоренский, осмыслил феномен мнимого в общенаучном смысле и заключил, что при наступлении особых условий предмет отражается в противоположном реальному пространстве и получает новые формы существования, характеризуемые мнимыми параметрами, которое не сопоставимы с реальностью объекта или субъекта: нулевая масса тела, способность передвигаться со скоростью выше скорости света и т.д. Согласно П.А. Флоренскому, обретение мнимых параметров не означает исчезновение предмета - область мнимого «реальна и постижима» [1, 50]. Политическая действительность, применяя логику П.А. Флоренского, состоит из «реального», «мнимого» и «нереального» (мифы, символы и т.д.).

Понятие «мнимое» отражает суть политических объектов и субъектов, характеризующихся неполнотой своего существования, когда, будучи субстанционально реальным, объект или субъект не проявляет своих реальных свойств и качества до наступления определенных условий в политическом процессе. Мнимое и нереальное являются качественно разными понятиями: нереальное - то, что характеризуется как не существующее или не могущее существовать, мнимое - это реально субстанционально существующее, но не проявляющее своей реальности.

Мнимость политических объектов и субъектов пересекается с понятием «виртуализация». Отношение «виртуального» и «мнимого» в современном политическом процессе аналогично отношению реального и нереального, поскольку пока виртуальное является реальностью второго порядка (действительного). В будущем, если виртуальное достигнет своего развития, предсказанного постмодернистами, виртуальное мыслится как часть мнимого пространства. Тогда, явления мнимого в политическом процессе будут иметь два состояния «мнимости»:

1. реальные политические объекты и субъекты, не проявляющие реальные характеристики;

2. нереальные политические объекты и субъекты, приобретающие и репрезентующие реальные качества. В обоих случаях правомерно говорить о неполноте существования объектов и субъектов, об их мнимости.

Мнимые политические объекты в политическом процессе являются временными по сути, т.к. пограничное состояние между реальным и нереальным в политической действительности является неким переходом между двумя состояниями. При этом мнимое имеет реверсивный статус, т.е. может переходить из реального в мнимое неограниченное количество раз, но потеряв субстанциональные черты и перейдя в нереальное, мнимое на данном этапе развития общества не сможет вернуться в мнимое. Находясь в процессе трансформации, мнимые политические субъекты и объекты обеспечивают многовариантность и обратимость развития политического процесса, возможность пересмотра итогов его протекания за счет реверсивности своего статуса. Мнимые политические субъекты и объекты, находясь в области мнимого в состоянии покоя, за счет наличия потенциальной возможности проявить свои реальные черты, стабилизируют протекание политического процесса, повышая его управляемость и обеспечивая постепенное закрепление смены политических форм. Создание наднациональных союзов, например ЕС, придает государству в традиционном понимании мнимые характеристики, особым образом упрочняя их позиции.

Мнимые величины в политическом процессе являются переходным состоянием, временным по сути, но не ограниченным во времени. Мнимые характеристики у политических объектов и субъектов наиболее часто возникают в обществе во время

социально-политических трансформаций; обретение мнимых черт является симптоматикой трансформации их роли в политическом процессе. Являясь переходным этапом, мнимый статус дает новые возможности изучения политического процесса.

В современном российском политическом процессе можно найти массу примером мнимых объектов и субъектов. Например, российское общество как единый социум, федеральные округа, СНГ, права человека и т.д. Большинство мнимостей в российском политическом процессе являются переходными формами политических субъектов и объектов - либо наследие политического устройства СССР, либо внедренные западные новшества, не прошедшие процесс адаптации и принятия российской политической системой. Незначительное количество субъектов и объектов, которые находятся в процессе естественной трансформации, что говорит о замедленном протекании политического процесса в России и обновления его в соответствии с реалиями политической жизни.

Отметим, что российские мнимые политические объекты и субъекты не обладают национальные специфическими особенностями. Менталитет влияет лишь на продолжительность нахождения политических объектов и субъектов в мнимом состоянии. Для России характерно долгое отторжение и принятие политических объектов и субъектов в политическом процессе.

Таким образом, понятие «мнимое» можно считать новой качественной характеристикой политических субъектов, объектов и пространств, статус которых находится между реальным и нереальным, сочетая в себе черты обоих состояний.

Литература

1. Флоренский, П.А. Мнимости в геометрии/П.А.Флоренский.- М.: «Лазурь», 1991. - 90с.

2. Неговский, В.А. Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или периоде клинической смерти/В.А. Неговский. - М., 1943. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.