Научная статья на тему 'ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
экстремальный спорт / высокорисковый спорт / организаторы экстремального спорта / лицензирование / потребители / защита прав потребителей / физкультурно-оздоровительная услуга / extreme sports / high-risk sports / extreme sport participation / licensing / consumers / consumer protection / sport and health-enhancing physical activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кванина Валентина Вячеславовна, Коваленко Екатерина Игоревна, Спиридонова Алена Вячеславовна

Цель: изучить особенности экстремального спорта как нового явления современной действительности Российской Федерации; определить степень правовой регламентации этого вида спорта; предложить подходы к регулированию данной сферы общественных отношений с целью минимизации возможных неблагоприятных последствий для лиц, занимающихся экстремальным видом спорта, а также для третьих лиц. Материалы и методы. Осуществлен анализ практики распространения отдельных видов экстремального спорта в Российской Федерации, а также российских нормативных правовых актов, касающихся отдельных аспектов экстремального спорта; исследован опыт развития и регулирования экстремального спорта в зарубежных странах. Результаты. Сделан вывод об активном распространении экстремального спорта и вовлечении в него широкого круга лиц как среди организаторов, так и участников. Установлено отсутствие на законодательном уровне Российской Федерации и зарубежных стран легального определения и признаков экстремального спорта, требований, предъявляемых в Российской Федерации к организаторам занятий экстремальными видами спорта. Заключение. Сделаны выводы о необходимости совершенствования законодательства о физической культуре и спорте в части урегулирования экстремальных видов спорта. Предложено закрепить в Законе о физической культуре и спорте понятие экстремального спорта, ввести обязательное лицензирование деятельности по организации занятий данным видом спорта и разработать подзаконные акты, устанавливающие требования к осуществлению отдельных видов экстремального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF EXTREME SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aim. To study the concept and characteristics of extreme sports as a new phenomenon in the Russian Federation; to determine the boundaries of legal regulation of extreme sports; and to propose approaches to the regulation of this sphere of public relations in order to minimize the potential adverse consequences for persons engaged in extreme sports. Materials and methods. The authors analyze the practice of certain extreme sports in the Russian Federation as well as Russian regulations on extreme sports as compared with the experience of the development and regulation of extreme sports in foreign countries. Results. Extreme sports are considered to have become more popular and involve a wide range of people, both as organizers and participants. The analysis shows that there is no legal definition and universal characteristics of extreme sports, as well as requirements for the organizers of extreme sports in the Russian Federation and abroad. Conclusion. The necessity to improve legislation with respect to the regulation of extreme sports has been established. The following solutions have been proposed: to define the notion of extreme sports in the law on physical education and sports; to introduce compulsory licensing of extreme activities; and to develop the corresponding by-laws that establish requirements for certain extreme sports.

Текст научной работы на тему «ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Актуальные вопросы спортивного права Relevant issues of sports law

Научная статья УДК 346.32:796 DOI: 10.14529/hsm23s218

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.В. Кванина, vv.kvanina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0754-4484 Е.И. Коваленко, kovalenkoei@susu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5336-4316 А.В. Спиридонова, spiridonovaav@susu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1077-7393 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Цель: изучить особенности экстремального спорта как нового явления современной действительности Российской Федерации; определить степень правовой регламентации этого вида спорта; предложить подходы к регулированию данной сферы общественных отношений с целью минимизации возможных неблагоприятных последствий для лиц, занимающихся экстремальным видом спорта, а также для третьих лиц. Материалы и методы. Осуществлен анализ практики распространения отдельных видов экстремального спорта в Российской Федерации, а также российских нормативных правовых актов, касающихся отдельных аспектов экстремального спорта; исследован опыт развития и регулирования экстремального спорта в зарубежных странах. Результаты. Сделан вывод об активном распространении экстремального спорта и вовлечении в него широкого круга лиц как среди организаторов, так и участников. Установлено отсутствие на законодательном уровне Российской Федерации и зарубежных стран легального определения и признаков экстремального спорта, требований, предъявляемых в Российской Федерации к организаторам занятий экстремальными видами спорта. Заключение. Сделаны выводы о необходимости совершенствования законодательства о физической культуре и спорте в части урегулирования экстремальных видов спорта. Предложено закрепить в Законе о физической культуре и спорте понятие экстремального спорта, ввести обязательное лицензирование деятельности по организации занятий данным видом спорта и разработать подзаконные акты, устанавливающие требования к осуществлению отдельных видов экстремального спорта.

Ключевые слова: экстремальный спорт, высокорисковый спорт, организаторы экстремального спорта, лицензирование, потребители, защита прав потребителей, физкультурно-оздоровительная услуга

Для цитирования: Кванина В.В., Коваленко Е.И., Спиридонова А.В. Постановка проблемы правового регулирования экстремального спорта в Российской Федерации // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23, № S2. С. 120-126. DOI: 10.14529/hsm23s218

Original article

DOI: 10.14529/hsm23s218

LEGAL REGULATION OF EXTREME SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.V. Kvanina, vv.kvanina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0754-4484 E.I. Kovalenko, kovalenkoei@susu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5336-4316 A.V. Spiridonova, avspiridonova@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-1077-7393 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. Aim. To study the concept and characteristics of extreme sports as a new phenomenon in the Russian Federation; to determine the boundaries of legal regulation of extreme sports; and to propose approaches to the regulation of this sphere of public relations in order to minimize the potential adverse

© Кванина В.В., Коваленко Е.И., Спиридонова А.В., 2023

consequences for persons engaged in extreme sports. Materials and methods. The authors analyze the practice of certain extreme sports in the Russian Federation as well as Russian regulations on extreme sports as compared with the experience of the development and regulation of extreme sports in foreign countries. Results. Extreme sports are considered to have become more popular and involve a wide range of people, both as organizers and participants. The analysis shows that there is no legal definition and universal characteristics of extreme sports, as well as requirements for the organizers of extreme sports in the Russian Federation and abroad. Conclusion. The necessity to improve legislation with respect to the regulation of extreme sports has been established. The following solutions have been proposed: to define the notion of extreme sports in the law on physical education and sports; to introduce compulsory licensing of extreme activities; and to develop the corresponding by-laws that establish requirements for certain extreme sports.

Keywords: extreme sports, high-risk sports, extreme sport participation, licensing, consumers, consumer protection, sport and health-enhancing physical activity

For citation: Kvanina V.V., Kovalenko E.I., Spiridonova A.V. Legal regulation of extreme sports in the Russian Federation. Human. Sport. Medicine. 2023;23(S2):120-126. (In Russ.) DOI: 10.14529/hsm23s218

Введение. В последние годы стремительно стали развиваться экстремальные виды спорта, которые охватывают все большее количество лиц, увлекающихся и занимающихся ими, а также организаторов таких видов спорта. Одновременно все чаще в средствах массовой информации и в обращениях, исходящих от органов государственной власти, встречается тревожная информация о несчастных случаях, произошедших при занятии такими видами спорта. Так, например, по данным Генеральной прокуратуры РФ участились случаи гибели и травматизма людей при оказании гражданам «экстремальных» услуг (прыжки с парашютом, вейкбординг, каякинг, полеты на параплане, роуп-джампинг, банджи-джампинг, спуски на троллее, полеты на реактивном ранце и др.). Итоги надзорных мероприятий за 2021 год показали, что большинство из так называемых «экстремальных» услуг населению относятся к различным видам спорта (альпинизм, воднолыжный спорт, парашютный спорт, планерный спорт, прыжки в воду, рафтинг, самолетный спорт, скалолазание, спорт сверхлегкой авиации и др.), причем, как правило, организация этих видов спорта осуществляется без согласия с уполномоченными органами [4]. При этом достаточно широко стали выноситься обвинительные приговоры в отношении организаторов экстремального спорта (например, сапсер-финг (приговор № 1-242/2019 от 07.08.2019 г. по Делу № 1-242/2019), экстремальные прыжки с высоты на альпинистской веревке (приговор № 1-250/2017 от 02.11.2017 г. по Делу № 1-250/2017), парашютный спорт (приговор № 1-245/2016 от 05.12.2016 г. по Делу № 1-245/2016), роуп-джампинг [2, 3]) по статье

238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Как правило, в рамках данных дел имеются пострадавшие, которым был причинен вред жизни или здоровью. В связи с этим закономерно возникают вопросы о причинах данного явления и как избежать/минимизировать его, что следует понимать под экстремальным спортом и как соотносится он с иными видами спорта, каковы должны быть механизмы обеспечения безопасности в сфере экстремального спорта.

Методы исследования. Использованы методы анализа и синтеза, позволившие осуществить анализ российского законодательства о спорте, обобщить данные о видах экстремального спорта, на основе которых внесены предложения по совершенствованию законодательства о физической культуре и спорте в части закрепления требований к занятию экстремальным спортом, а также сравнительно-правовой метод, на основе которого осуществлен опыт развития экстремального спорта и уровень его урегулированности в зарубежных странах.

Результаты. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (далее -Закон о спорте), как, впрочем, и в других нормативных правовых актах, легальное определение понятия «экстремальный спорт» отсутствует. Термин «экстремальный» (англ. -extremal, лат. - extremus = крайний) - крайний по своему проявлению, например, по сложности, трудности, опасности и т. д. [1]. Отдельными авторами высказано мнение о синонимичности экстремального и высокорискового

спорта [14]. Под экстремальным спортом чаще всего понимается спорт, в котором присутствует высокий уровень риска причинения вреда жизни и здоровью, а физические возможности человека используются максимально. При этом авторы по-разному относятся к целям занятия экстремальным спортом. Например, высказана точка зрения о том, что «обычно мы расцениваем риск как побочный эффект событий вроде традиционного спорта, но для таких явлений, как экстремальный спорт, риск является целью действа» [9]. Другие исследователи приходят к выводу, что основная цель занятия экстремальными видами спорта - это возможность пройти по личной «грани» [13], реализация девиантного поведения [11], новый этап самореализации человека во взаимосвязи с окружающей средой [12].

Необходимо заметить, что во Всероссийском реестре видов спорта [6] ссылка на экстремальный характер вида спорта отсутствует. Только на просторах сети Интернета [16], в литературных источниках [17] и правилах страхования, разработанных отдельными страховыми компаниями [8, 10], можно увидеть перечень отдельных видов экстремального спорта. В то же время в России данные виды спорта активно продвигают различные некоммерческие организации (например, Федерация экстремальных видов спорта Приморского края, Межрегиональная спортивная молодежная общественная организация «Федерация экстремальных видов спорта», Региональная общественная организация «Федерация экстремальных видов спорта Республики Крым «Экстрим Крым»).

В ст. 2 Закона о спорте в отличие от экстремального спорта дано легальное понятие другим видам спорта - детско-юношескому, корпоративному, массовому, профессиональному, студенческому, школьному. Понятийный аппарат данных категорий не позволяет однозначно прийти к выводу о том, могут ли эти виды спорта при определенных условиях быть отнесены к экстремальному спорту. В то же время из ряда подзаконных нормативных актов следует, что отдельные виды спорта могут носить экстремальный характер. Например, в письме Министерства образования и науки РФ от 16.05.2012 г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» скалолазание на скалодроме отнесено к экстре-

мальным видам спорта (п. 17.5), в Правилах вида спорта «Альпинизм» (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 22.10.2021 г. № 818) также указано на экстремальный характер данного вида спорта. Но наиболее развернутую классификацию экстремальных видов спорта можно встретить в «СП 31-115-2008. Свод правил по проектированию и строительству. Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта» (утв. Приказом ОАО «ИОЗ» от 28.08.2008 г. № 12в, Приказом МАФСИ от 15.09.2008 г. № 9) (далее - «СП 31-115-2008. Свод правил по проектированию и строительству...»). В документе указано, что экстремальные виды спорта при их большом разнообразии можно классифицировать по среде занятий и по виду (типу) используемого оборудования, снаряжения (доска, велосипед и т. п.), технике выполнения тех или иных упражнений: горный экстрим - альпинизм, горные лыжи, ле-долазание, скалолазание, сноуборд (сноубор-динг, сэндбординг), треккинг, хелискиинг и др.; водный экстрим - аквабайк, виндсерфинг, водный туризм, дайвинг, каякинг, рафтингсер, фингкайтсерфинг, фридайвинг и др.; экстрим в воздухе - автожир, BASE jumping (бейсд-жампинг), кайтинг, парапланеризм, парашютный спорт, ROPE jumping и др.; экстрим на земле - авто/мото, стритлагинг, велоспорт, велотриал, диггерство, конный туризм, оленьи и собачьи упряжки, спелеология, экологический туризм, этнографический туризм и др.; городской экстрим - ВМХ, вейкбоар-динг, горный велосипед, маунтинбайк, пар-кур, скейтбординг, экстремальное катание на роликах (agressive inline skating) и др.; другой экстрим - военный туризм, корпоративный отдых, круизы, мультитуры, охота, рыбалка, силовой экстрим, экспедиции и др.

Анализируя имеющиеся подходы к понятию «экстремальный спорт», можно сделать вывод о том, что для отнесения того либо иного вида спорта к экстремальному, необходимо руководствоваться совокупностью следующих критериев: частота тяжелых травм, ведущих к потере человеком возможности заниматься данным видом спорта; частота летальных исходов, вызванных воздействием внешних обстоятельств [11]; занятие определенным видом спорта преимущественно в естественных условиях. Олимпийский совет Азии подчеркивает, что эти виды спорта отличаются от традиционных из-за большего

количества неконтролируемых состояний, а спортсмены соревнуются не только с другими спортсменами, но и с препятствиями и вызовами окружающей среды [7].

Высокорисковый характер экстремального спорта предполагает соответствующую подготовку спортсмена, оборудования и снаряжения, требования к которым должны быть формализованы и закреплены в актах, имеющих общеобязательный характер. Например, в Великобритании действует Sports Grounds Safety Authority Act 2011, на основании которого разработано Руководство по безопасности на спортивных площадках (также известное как «Зеленый путеводитель»), признанное во всем мире как передовая практика проектирования и планирования, а также управления безопасностью и эксплуатации спортивных площадок. В Европейском союзе разработаны General Guidelines for the Development and Implementation of Sustainable Safety Management Schemes in High Risk Sports [15], согласно которым менеджерам спортсменов надлежит разработать и применить стратегии по минимизации риска получения травм во время тренировок и соревнований.

В России только «СП 31-115-2008. Свод правил по проектированию и строительству...» содержит требования к проектированию новых, реконструируемых и приспособляемых открытых физкультурно-спортивных сооружений, используемых для проведения занятий и соревнований по велоспорту ВМХ, активному отдыху на канатных дорожках, роллерспорту, скалолазанию, скейтбордингу, сноубордингу, фристайлу.

Кроме того, должен быть предусмотрен и правовой механизм защиты жизни и здоровья спортсменов, минимизирующий уровень опасности занятий экстремальным спортом и предусматривающий возмещение имущественного вреда на случай его причинения. В настоящий период такой механизм предусмотрен в отношении отдельных видов спорта. Например, в Правилах вида спорта «Мотоциклетный спорт» (утв. приказом Министерства спорта РФ от 01.042019 г. № 281) установлено, что гонщик должен представить документ, подтверждающий страхование гонщика от травм и несчастных случаев, действующий во время соревнований по мотоциклетному (экстремальному) спорту на сумму не менее 300 000 руб.; полис ОМС, а для граждан других стран - полис для выезжающих за рубеж с

указанием покрытия рисков во время занятия мотоциклетным спортом или экстремальными видами спорта на сумму не менее 50 000 евро (п. 6.6.3 главы II). В разделе X Положения о проведении Всероссийской Спартакиады Специальной Олимпиады по горнолыжному спорту и сноуборду, утвержденных Министерством спорта России и Правлением Специальной Олимпиады России 26.02.2020 г., указано, что «участие в Спартакиаде осуществляется только при наличии договора (оригинала) о страховании жизни и здоровья... Договор страхования должен включать повышенные риски, связанные с участием в соревнованиях по экстремальным видам спорта».

Как следует из ч. 1 п/п «е» ст. 72 Конституции Российской Федерации, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Закон о спорте на основе данной конституционной нормы предусматривает, что законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ и состоит из данного закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ (ч. 1 ст. 4). Более того, по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которые не могут противоречить данному закону (ч. 3 ст. 4). А одним из принципов законодательства о физической культуре и спорте назван принцип сочетания «государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта» (п. 3 ст. 3 Закона о спорте). Иными словами, речь идет о смешанной модели регулирования в сфере спорта [5], предполагающей сочетание государственного регулирования на уровнях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований с саморегулированием в лице спортивных федераций, лиг и т. д. (ст. 16, 16.1 Закона о спорте).

Необходимо отметить, что программными документами РФ, например, Государственной программой РФ «Развитие физической культуры и спорта» (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 г. № 1661), в качестве задач государственного управления в сфере физической культуры и спорта, способов их эффективного решения предусмотрено совершенствование нормативно-правового регулирования сферы физической куль-

туры и спорта (раздел III). Попытки изменить ситуацию с пробельностью в сфере правового регулирования экстремального спорта предпринимались неоднократно, однако они не увенчались успехом. Например, 12 июля 2017 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект Федерального закона № 224755-7 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в пояснительной записке которого была приведена статистика несчастных случаев, в которых пострадавшие воспользовались услугами недобросовестных туристических компаний, предлагающих экстремальные виды развлечений. Было обращено внимание на то, что «в связи с повышенным риском и травмо-опасностью в мировой практике услуги, касающиеся экстремального либо приключенческого туризма, подлежат лицензированию. Например, в Египте после многочисленных жертв из-за грубых нарушений техники безопасности было введено обязательное лицензирование организаций, предоставляющих услуги дайвинга». С учетом мирового опыта в рамках законопроекта было предложено ввести обязательное лицензирование деятельности по прокату и аренде специального оборудования (устройств, приспособлений) и (или) технических средств, которые могут являться источником повышенной опасности, используемых при занятиях активным отдыхом, туризмом и (или) занятиях спортом, в том числе в развлекательных целях; обязательное лицензирование деятельности по обучению специальным навыкам и знаниям по использованию оборудования. 12 сентября 2017 г. данный законопроект был снят с рассмотрения.

За данным законопроектом последовал проект Федерального закона № 296880-7 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 26 октября 2017 г. Данным проектом предлагалось ввести понятие «экстремальный

туризм» с целью дальнейшего законодательного регулирования данного направления туристической деятельности. Законопроект был отклонен 10 марта 2021 г. в связи с тем, что кроме понятия «экстремальный туризм» он не содержал иных положений, каким образом он должен быть урегулирован.

Заключение. Осуществленный анализ законодательства об экстремальном спорте показал, что оно носит фрагментарный характер и не регулирует в полной мере все вопросы, возникающие в данной сфере. Учитывая все те риски, которые сопровождают занятия экстремальным спортом, подобное нельзя признать удовлетворительным. Полагаем, что в отношении регулирования данного спорта наиболее эффективным представляется применение смешанной модели регулирования спорта, о которой речь шла выше. Для ее реализации, на наш взгляд, необходимо в Законе о спорте закрепить базовые положения об экстремальном спорте (понятие и общие требования к его осуществлению), а также включить наиболее распространенные на практике виды экстремального спорта во Всероссийский реестр видов спорта. Более же детальные требования, предъявляемые, например, к квалификации тренеров-инструкторов, оборудованию, инвентарю, обеспечительным мерам, направленным на минимизацию причиненного вреда самим спортсменам и третьим лицам (страхование спортсменов и третьих лиц) и др., должны быть разработаны и утверждены на уровне общероссийской спортивной федерации соответствующего вида. Кроме того, в случае, если организатор экстремального спорта осуществляет деятельность по возмездному оказанию услуг, связанных с занятиями экстремальным спортом, такая деятельность должна подлежать лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, занимающихся экстремальными видами спорта.

Список литературы

1. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов. - 2-е изд. - М. : «Мартин», 2008. -704 с.

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. В Томском районе Томской области вынесен обвинительный приговор организатору экстремальных прыжков с высоты, по вине которого тяжело пострадали двое молодых томичей. - https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search? article=6170819 (дата обращения: 20.10.2022).

3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Осужден организатор экстремальных прыжков на веревке «Rope jumping», по неосторожности которого погиб человек. - https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=13793004 (дата обращения: 20.10.2022).

4. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Принимаются меры по обеспечению безопасности при организации занятия населением экстремальными видами спорта. - https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=66098074 (дата обращения: 20.10.2022).

5. Карелин, А.А. К вопросу о государственном регулировании и саморегулировании в сфере спорта / А.А. Карелин //Законодательство. - 2019. - № 5. - С. 50-55.

6. Министерство спорта Российской Федерации. Признание видов спорта. - http://www. minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/ (дата обращения: 21.10.2022)

7. Олимпийский совет Азии. Экстремальный спорт. - https://ocasia.org/sports/32-extreme-sports-ex.html (дата обращения: 21.10.2022).

8. Правила комбинированного страхования ООО СК «БКС Страхование жизни». -https://bcslife.ru/upload/iblock/a99/a994a6b361a3edefef6f06b0e56707cc.pdf (дата обращения: 19.10.2022).

9. Правовое место риска в спорте: цель vs побочный эффект. - https://pravo.ru/interpravo/ practice/view/105877/ (дата обращения: 19.10.2022).

10. Страховка «Экстремальный отдых» - зачем нужно оформлять? - https://sovcomins.ru/ product/articles-vzr/strakhovka-ekstremalniy-sport/ (дата обращения: 19.10.2022).

11. Тимофеев, А.И. Экстремальный спорт: проблема критериев / А.И. Тимофеев, В.В. Кузнецова // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 220-224.

12. An Ecological Conceptualization of Extreme Sports / T. Immonen, E. Brymer, K. Davids et al. // Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9. - Р. 1274. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01274

13. Buckley, R.C. To Analyze Thrill, Define Extreme Sports /R.C. Buckley //Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9. -Р. 1216. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01216

14. Cohen, R. Defining Extreme Sport: Conceptions and Misconceptions / R. Cohen, B. Baluch, L.J. Duffy //Frontiers in Psychology. - 2018. - Vol. 9. - Р. 1974. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01974

15. General Guidelines for the Development and Implementation of Sustainable Safety Management Schemes in High Risk Sports. - https://www.sicherheit.sport/app/uploads/2014/12/Safety_in_Sports_-_ General_Guidelines.pdf (дата обращения: 20.10.2022).

16. List of 100 extreme sports. - https://www.extremesportslab.com/list-of-100-extreme-sports/ (дата обращения: 10.10.2022).

17. Putintseva, A.R. The essential idea of the human extreme sports / A.R. Putintseva, Y.D. Ovchin-nikov // ISJ Theoretical & Applied Science. - 2018. - Vol. 07 (75). DOI: 10.15863/TAS.2019.07.75.59

References

1. Bol'shoy slovar' inostrannykh slov. 35 tysyach slov [Great Dictionary of Foreign Words. 35 Thousand Words], 2nd ed. Moscow, Martin Publ., 2008. 704 p.

2. [Office of the Procurator-General of the Russian Federation. In the Tomsk District of Tomsk Ob-last Convicted the Organizer of Extreme Jumps from a Height, due to Which Two Young Men in Tomsk were Seriously Injured]. Available at: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article= 6170819 (in Russ.)

3. [Office of the Procurator-General of the Russian Federation. The Organizer of Extreme Jumps on the Rope "Rope Jumping" was Convicted, due to Recklessness of Which a Person Died]. Available at: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=13793004 (in Russ.)

4. [Office of the Procurator-General of the Russian Federation. Measures are Being Taken to Ensure Safety in the Organization of Extreme Sports Activities]. Available at: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/mass-media/news?item=66098074 (in Russ.)

5. Karelin A.A. [On the Issue of State Regulation and Self-Regulation in the Field of Sports]. Zako-nodatelstvo [Legislation], 2019, no. 5, pp. 50-55. (in Russ.)

6. [Ministry of Sport of the Russian Federation. Recognition of Sports]. Available at: http://www. minsport.gov.ru/sport/high-sport/priznanie-vidov-spor/ (in Russ.)

7. [Olympic Council of Asia. Extreme Sports]. Available at: https://ocasia.org/sports/32-extreme-sports-ex.html (in Russ.)

8. [Rules of Combined Insurance SK LLC "BKS Life Insurance"]. Available at: https://bcslife.ru/ upload/iblock/a99/a994a6b361a3edefef6f06b0e56707cc.pdf (in Russ.)

9. [The Legal Place of Risk in Sports: the Goal vs Side Effect]. Available at: https://pravo.ru/ interpravo/practice/view/105877/ (in Russ.)

10. [Insurance "Extreme Rest" - why Should be Issued?] Available at: https://sovcomins.ru/ product/articles-vzr/strakhovka-ekstremalniy-sport/ (in Russ.)

11. Timofeev A.I., Kuznetsova V.V. [Extreme Sports. The Problem of Criteria]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2015, no. 7 (125), pp. 220-224. (in Russ.)

12. Immonen T., Brymer E., Davids K. et al. An Ecological Conceptualization of Extreme Sports. Frontiers in Psychology, 2018, no. 9, p. 1274. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01274

13. Buckley R.C. To Analyze Thrill, Define Extreme Sports. Frontiers in Psychology, 2018, no. 9, p. 1216. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01216

14. Cohen R., Baluch B., Duffy LJ. Defining Extreme Sport: Conceptions and Misconceptions. Frontiers in Psychology, 2018, no. 9, p. 1974. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01974

15. General Guidelines for the Development and Implementation of Sustainable Safety Management Schemes in High Risk Sports. Available at: https://www.sicherheit.sport/app/uploads/2014/12/Safety_ in_Sports_-_General_Guidelines.pdf

16. List of 100 Extreme Sports. Available at: https://www.extremesportslab.com/list-of-100-extreme-sports/

17. Putintseva A.R., Ovchinnikov Y.D. The Essential Idea of the Human Extreme Sports. ISJ Theoretical & Applied Science, 2018, no. 07 (75). DOI: 10.15863/TAS.2019.07.75.59

Информация об авторах

Кванина Валентина Вячеславовна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Коваленко Екатерина Игоревна, старший преподаватель кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Спиридонова Алена Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Information about the authors

Valentina V. Kvanina, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of Entrepreneurial, Competition and Environmental Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Ekaterina I. Kovalenko, Senior Lecturer, Department of Entrepreneurial, Competition and Environmental Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Alena V. Spiridonova, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Entrepreneurial, Competition and Environmental Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.11.2022

The article was submitted 22.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.