Научная статья на тему 'Постановка двух задач оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи'

Постановка двух задач оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Потапов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка двух задач оптимального управления подвижной структурно-перестраиваемой избыточной системой, управляемой по каналам связи»

УДК 62-501.72

В.И. Потапов

Омский государственный технический университет, г. Омск

ПОСТАНОВКА ДВУХ ЗАДАЧ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ СТРУКТУРНО-ПЕРЕСТРАИВАЕМОЙ ИЗБЫТОЧНОЙ СИСТЕМОЙ, УПРАВЛЯЕМОЙ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ

В последнее время в мировой практике участились случаи отказов летательных аппаратов с катастрофическими последствиями. В качестве причин отказов выдвигаются отказы элементов управляемой подвижной системы, отказы в каналах связи системы управления и особенностями свойств пространства в котором перемещается управляемая система. Поэтому для оценки надёжности и оптимизации управления подобных подвижных избыточных систем необходима разработка новых математических моделей, описывающих поведение таких систем с учетом указанных выше причин отказов.

В общем виде задача может быть поставлена следующим образом.

Для перемещающейся в пространстве перестраиваемой избыточной системы, управляемой по каналам связи, интенсивности отказов элементов которой и каналов связи являются функциями времени и точки пространства, в которой находится система, определить оптимальные траектория движения системы, вектор настройки и векторы резервирования, обеспечивающие максимальное значение вероятности безотказной работы системы в заданной точке пространства.

В данной работе рассматривается управляемая по каналам связи перемещающаяся в

трехмерном евклидовом пространстве Я3 избыточная

Л(п,Ш5,д,А(ґ, г),т) система, состоя-

щая из п основных модулей, разбитых на И групп по

щ,п2 ,...,пч(ц> I)

модулей в каждой.

Интенсивности отказов модулей, входящих в соответствующую груп-

пу Я1 (і,г),

являются функциями времени и точки пространства, в которой

находится система. В состав подвижной системы входят, по числу основных, И групп резервных модулей по 5 ,8 ,-5

(8 > 0) модулей в каждой группе 5 + 5 + •••+ 8

= т, ин-

1 2 q I

1 2 q

тенсивность отказов каждого из которых также является функцией времени и точки пространства Л0 ^,г).

В каждой -ой группе основные модули при их отказе мгновенно замещаются резервными из этой же группы. Как только резервный модуль подключается вместо отказавшего основного в своей группе, он начинает функционировать с интенсивностью отказов 4 @,г),(1 < I < q).

Считаем, что вектор резервирования

8 = (8 ,8 ,-,8

) является переменным во време-

1 2 q

ни, т.е. в моменты времени ?1,Т^

£

по командам может происходить перераспределение

резервных модулей между группами, которое назовем настройкой системы щие моменты времениТ7 (1< 7 < £)- моментами настройки и,

т = (т ,т

1 2

,-,т

£

)— вектором настройки. Каждому моменту настройки Т7 соответствует вектор резервирования

8 = (8 ,8 7 71 7 2

,.,8 ) .

7q

В подвижной А системе каждая группа модулей (1 < I < q) получает управляющие сигналы из центра управления, размещенного, например, в начале координат пространства, в

, а соответствую-соответственно,

котором движется система, по

N1 каналам связи. Причем, отказ в каждой группе Qi

каналов связи из

мм< N) еще не приводит к отказу системы управления i -ой группы модулей подвижной системы А, а отказ ^ +1 каналов связи приводит к отказу.

Пусть

Л; (КТ )

- интенсивность отказов на единицу длины одного канала связи ; -й

группы модулей системы А, которую назовем удельной интенсивностью отказов ; -й группы каналов связи и будем использовать при разработке алгоритмов оптимального управления подвижной системой.

Положим, что А система из начала координат должна попасть в заданную конечную

точку Ту. пространства

Я . Время движения системы tу зависит от траектории и имеет естественное ограничение t^ < Т . Ограничено также

г() < М

для любого t е [0 tf ] и число

настроек, не превосходящее

ь(ь > 0).

Для описанной управляемой по каналам связи подвижной перестраиваемой избыточной системы А поставили следующие задачи оптимального управления.

Задача 1. При заданных

Л =ЛО/X

(о < ; < q) и

л = Ai (t, r ),

(1 < i < q)

для сис-

темы А разработать алгоритм вычисления траектории ее движения

r = r (t), вектора настройки Т

= (т,т2,...,т ) и векторов резервирования {sCT } = (sa l, 2 ,..., X

(0 < а < L),

отвечающих настройкам

Та ,Т0 = 0,

максимизирующих вероятность безотказной работы

f

p(t

) системы А в момент tf прибытия ее в заданную точку

Гf пространства. То есть поставлена оптимизационная задача выбора траектории и пространственно временной стратегии резервирования избыточной подвижной системы.

^Задача z. о условиях задачи!разработать алгоритм, позволяющий найти минимальное

число И избыточных модулей, для которого существует хотя бы одно управление, реали- зующее для системы А неравенство

P[m, r,{sa }, r(t);tf ] > а

где а - заданное число (0 < а < l), и вычислить управление максимизирующее функционал

Р[ X ].

Основная идея построения математической модели для решения поставленных задач заключается в том, что каналы связи каждой i -ой группы модулей избыточной системы А

заменяются некоторым числом

Щ (t, r) фиктивных модулей, добавляемых к модулям основным из i -ой группы, и Qi пы i .

фиктивных модулей, добавляемых к резервным модулям груп-

Таким образом система А заменяется на новую систему Л ременным числом основных модулей

без каналов связи, но с пе-

п (і,г) = п + п1(ґ,г) + п2(і,г)ь-ь п (і,г)

277

и числом резервных модулей, равным лей определяется из уравнения

т = т + Q1 + Q2 Ь-----Ь . Число фиктивных моду-

Ы1А1 г ) г = п г )Х1 г )ь £Ао(ґ, г )

Поведение полученной таким образом новой подвижной А системы при аппроксима-

_ции марковским процессом описывается уравнениями Колмогорова [1]

Р'(0) = Ро

ГИ I Р () I 101

Р = в(і) Р

с начальными условиями

Г Ро () 1

I I I I

1

1

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

I : Г

Ро _ I;

I I

I I

[. р 1 (t)]

L0J

а Р () - вероятность пребывания системы А в момент времени t в состоянии с к отказав-

шими модулями; элементы матрицы О линейно зависят от Л О,г )•

Приближенное решение задачи оптимального управления рассматриваемой подвижной системой основывается на методе дискретизации [2].

т

Библиографический список

1. Потапов, В.И. Новые задачи оптимизации резервированных систем/В.И. Потапов,

С.Г. Братцев.- Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1986.- 112с.

2. Потапов, В.И. Дифференциальная игра между управляемыми подвижными объекта-ми/В.И. Потапов, С.Г. Братцев; Омский политехнический институт.- Омск, 1985.- 31с. -Деп. в ВИНИТИ 17.07.85, № 6002-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.