Научная статья на тему 'ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ. ФАКТОРЫ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСРЕДНИКОВ'

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ. ФАКТОРЫ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСРЕДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ВЫХОД НА РЫНОК / УСЛУГ ПОСРЕДНИКОВ / ЭКСПОРТНАЯ ПОСТАВКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин А.А.

В статье обосновано использование внешнеторговых посредников для осуществления внешнеторговых операций, отмечены особенности посреднического участия во внешнеторговой сделке при поставке товара на международные рынки сбыта. Рассматривается проблема исследования развития посредничества на внешнеторговом рынке, понятие и сущность посреднической деятельности. Выделяется классификация основных видов посреднических организаций, выявлены цели привлечения посредников и факторы эффективности использования посредников в осуществлении экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIARY ACTIVITY IN INTERNATIONAL TRADE. FACTORS AND OBJECTIVES OF ATTRACTING INTERMEDIARIES

The article substantiates the use of foreign trade intermediaries for foreign trade operations, highlights the features of intermediary participation in a foreign trade transaction when delivering goods to international markets. The article deals with the problem of research on the development of mediation in the foreign trade market, the concept and essence of mediation. The classification of the main types of intermediary organizations is highlighted, the objectives of attracting intermediaries and the factors of the effectiveness of the use of intermediaries in the implementation of economic relations are identified.

Текст научной работы на тему «ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ. ФАКТОРЫ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСРЕДНИКОВ»

УДК33

Демин А.А.

магистрант 2 курса РТА, г. Люберцы, РФ Научный руководитель: Блудова С.Н.

канд.экон.наук, доцент РТА, г. Люберцы, РФ

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.

ФАКТОРЫ И ЦЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСРЕДНИКОВ

Аннотация

В статье обосновано использование внешнеторговых посредников для осуществления внешнеторговых операций, отмечены особенности посреднического участия во внешнеторговой сделке при поставке товара на международные рынки сбыта. Рассматривается проблема исследования развития посредничества на внешнеторговом рынке, понятие и сущность посреднической деятельности. Выделяется классификация основных видов посреднических организаций, выявлены цели привлечения посредников и факторы эффективности использования посредников в осуществлении экономических отношений.

Ключевые слова:

внешнеторговые посредники, выход на рынок, услуг посредников, экспортная поставка, экспортная поставка, промышленное предприятие

INTERMEDIARY ACTIVITY IN INTERNATIONAL TRADE. FACTORS AND OBJECTIVES OF ATTRACTING INTERMEDIARIES

Abstract

The article substantiates the use of foreign trade intermediaries for foreign trade operations, highlights the features of intermediary participation in a foreign trade transaction when delivering goods to international markets. The article deals with the problem of research on the development of mediation in the foreign trade market, the concept and essence of mediation. The classification of the main types of intermediary organizations is highlighted, the objectives of attracting intermediaries and the factors of the effectiveness of the use of intermediaries in the implementation of economic relations are identified.

Keywords:

foreign trade intermediaries, market entry, intermediary services, export supply, export supply, industrial enterprise

В январе 2020 г. мир столкнулся с сильнейшим вызовом международного характера - пандемией COVID-19. Внезапно возникшая угроза распространения смертельно опасного вируса, заставила правительства абсолютного большинства стран мира предпринять жёсткие и беспрецедентные ограничительные меры экономического характера. Такие шаги, как остановка производственных цепочек, ограничение или полное закрытие на неопределённый срок большинства заведений общественного питания, сферы услуг, прекращение авиаперевозок и железнодорожных перевозок и другие, вызвали сильнейший упадок экономик всех государств мира.

Международная торговля также является одной из потенциальных жертв нынешней пандемии. Поскольку еще слишком рано оценивать реальное влияние различных процессов, которые происходят сейчас, цель этого текста ограничена. Вместо того, чтобы определять и анализировать вероятности различных сценариев, цель состоит в том, чтобы выделить один возможный курс действий, который, как представляется, появляется в этой области. В данной ситуации по мнению автора, является актуальным изучить деятельность внешнеторговых посредников.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между одной страной и другой страной [1]. Между торговыми партнерами существуют посредники, такие как: страховые фирмы, экспедиторские фирмы, таможенные фирмы и банки. В этой статье будут объяснены функции этих промежуточных сред

[3].

В настоящее время все больше предприятий задаются вопросом о том, каким образом обеспечить устойчивый положительный тренд своего развития. Одни приходят к выводу, что ответ на этот вопрос кроется в оптимизации внутренних процессов. Другие же считают, что в условиях продолжающейся либерализации мировой экономики основным драйвером развития является выход предприятия на внешние рынки.

Однако даже сегодня не все понимают, что внутренние процессы предприятия - не единственная область для возможных улучшений, и очень важным (чуть ли не ключевым) становится процесс, непосредственно связывающий производителя с целевыми рынками сбыта, а именно процесс международной поставки товара [4].

Одной из главных особенностей экспортно-импортной деятельности любого предприятия является тот факт, что каждый этап перемещения товара от продавца к покупателю сопряжен с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия, что в конечном счете складывается в действительно большое множество путей организации отдельно взятой поставки. В этой связи ключевую роль в вопросе выбора оптимального варианта международной поставки товара играет наличие необходимых компетенций.

Безусловно, каждое предприятие так или иначе стремится обладать как можно более широким набором компетенций. Однако зачастую освоение этих компетенций является высокозатратным как с точки зрения финансов, так и с точки зрения времени. Более того, при этом возникают риски, связанные с релевантностью приобретенных компетенций и со сроком окупаемости вложений.

Именно поэтому в современном мире все больше предприятий (в особенности малых и средних) предпочитают отдавать отдельные этапы сбыта товара на аутсорсинг, что, с одной стороны, нивелирует риски, возникающие при самостоятельном освоении процесса, а с другой - позволяет приступить к реализации соответствующей функции незамедлительно. Таким образом, при принятии решения о начале внешнеторговой деятельности наиболее оптимальным выбором для предприятия в большинстве случаев будет привлечение посреднической компании, которая обладает всем набором необходимых компетенций.

Такой подход является наиболее востребованной современной практикой ведения бизнеса, в связи с чем представляет и научный интерес. Следует, однако, учесть, что посредническое участие во внешнеторговой сделке может осуществляться в различных формах и правильность выбора одной из них в значительной степени зависит от того, каков механизм этого выбора

Посредники - это юридические лица, которые содействуют обращению товаров на внешнем рынке [2]. По сей день торговые посредники доминируют во внешней торговле ряда стран (например, Гонконга) или составляют основную часть торговли конкретными товарами или продуктами. Экспорт через посредников неравномерно распределяется по странам назначения. Более того, посредники страны происхождения интенсивно торгуют с некоторыми странами назначения. Во Франции, например, на долю внешнеторговых посредников приходилось 70% экспорта в Эфиопию, но только 3% экспорта в Индонезию [4].

Преимущество привлечение торговых посредников состоит в том, что экспортеру не нужно вкладывать средства в организацию сбытовой сети на территории страны импортера, поскольку торгово-посреднические фирмы имеют собственную материально-техническую базу (складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские), а иногда и свои розничные магазины. Также экспортер освобождается от забот, которые связаны с реализацией товара (доставка груза в страну импортера, сортировка, маркировка, упаковка, приспособление к требованиям местного рынка).

По этим и многим другим причинам многие организации пользуются услугами посредников при выполнении экспортно-импортных операций. Таким образом, в большинстве случаев, цель привлечение посредника в экспортно-импортную сделку делает ее эффективнее, несмотря на необходимость выплаты

посреднического вознаграждения.

Остановимся подробнее на факторах, влияющих на выбор посредников (рис. 1).

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на выбор посредников [5]

Рассмотрим выше перечисленные факторы подробнее.

Особенности продукции самым прямым образом влияют на выбор посредника. В нашей торговле принято разделение магазинов по виду продукции. Конечно же есть супер- и гипермаркеты, в которых продается все, но они не столь многочисленны как обычные магазины.

Кроме того, всегда надо помнить о необходимых объемах продаж. На этом этапе варианты возможных посредников сами собой мог отпасть. Финансовое положение посредника отражает, не только на сколько он готов вовремя и на долгосрочной основе выполнять обязательства по оплате, но и насколько готов участвовать в логистике перемещения грузов, его продвижении.

География сбыта принуждает производителя выбирать соответствующие ей торговые организации. Так при длительных перевозках предпочтение отдастся предприятиям- посредникам самостоятельно обеспечивающих логистику перемещения. Сбыт в иностранных государств требует привлечения либо иностранных контрагентов, либо отечественных посредником представленных на данном рынке.

Не последнюю роль в выборе посредников играет его имидж. В данном случае мы имеем в виду, как имидж отдельных посредников, так и имидж организаций соответствующей области в целом. Например, при продаже одних и тех же товаров в магазине и аптеке их восприятие покупателями может быть совершенно разным (косметика, продаваемая в аптеках, априори считается более лечебной, чем такая же, но в магазине). В тоже время, это обстоятельство практически невелированно в случае с дешевыми товарами массового спроса, продовольственными товарам. Но чем престижнее и дороже товар, тем важнее становится данный фактор.

Свою определенную роль при выборе посредников играют конкуренты [3]. Нередко можно встретить организации, которые одним из условий сотрудничества с посредниками выдвигают отсутствие у них товаров прямых наиболее значимых конкурентов.

Характеристики фирмы продавца, а именно известность (в хорошем смысле слова) позволяет привлечь наиболее эффективных посредников на выгодных для себя условиях. И наконец, исследуемый выбор невозможно осуществить без анализа экономической эффективности посредника. С

Для определения оптимального механизма выбора формы посреднического участия во внешнеторговой сделке требуется принять во внимание этапы совершения данной сделки, а также выявить риски и издержки, которые возникают на разных этапах внешнеторговой сделки.

Управление экспортно-импортными поставками промышленного предприятия происходит посредством имеющихся ресурсов компании либо с использованием посреднических организаций. В любом случае эта деятельность должна быть контролируемой, и на каждом этапе сбытового процесса во внешнеторговой деятельности должны использоваться действенные инструменты.

В этой связи требуется рассмотреть этапы сбытового процесса во внешнеторговой деятельности. ЕЭК ООН (ЦЖСЕ) разработало руководство по упрощению процедур торговли, в котором описаны механизмы экспортно-импортных поставок во внешнеторговой деятельности.

Базовая модель международной цепочки поставок (International supply chain reference model -ISCRM) представляет собой методологическое описание процесса внешнеторговой поставки. Для данного исследования особый интерес вызывает процесс реализации сделки международной купли-продажи, а также роль и место государственных органов и посреднических организаций (рис. 2).

Международную сделку купли-продажи, согласно вышеописанной модели, делят на пять этапов, как показано на модели ISCRMUNECE (рис. 1).

Реализация каждого этапа совершения международной сделки купли-продажи сопряжена с необходимостью подключения различного рода посредников, государственных органов; продавец и покупатель начинают играть различные роли.

Рисунок 2 - Диаграмма реализации сделки международной купли-продажи

по модели КСтЦЧЕСЕ [4]

Заключению внешнеторгового контракта предшествуют многочисленные формы коммуникации, на которых обсуждаются различные вопросы возможного будущего контракта купли-продажи: деловая переписка, телефонное общение, деловые встречи, переговоры, участие в конференциях, форумах, международных выставках.

Многолетний накопленный опыт посреднической внешнеторговой деятельности таможенно-логистического оператора «Онлог Систем» использует оптимальный для большинства групп товаров внешнеторговый контракт, который включает следующие существенные условия, представленные на рис. 3.

Особо стоит отметить риски, связанные непосредственно с процессом международной поставки товара. К ним относятся: таможенное оформление, сертификация, инвестиционные, коммерческие, транспортные риски.

Зачастую выход на новые рынки сбыта, особенно внешние, сопряжен с необходимостью их захвата и закрепления на них своей продукции. В этой связи у промышленного предприятия возникают задачи, которые стратегически важнее сиюминутного заработка от организации сбытового процесса. Таким образом, компания может осуществлять продажу на экспорт по демпинговым ценам, оставляя себе низкую маржинальность, или даже вовсе пренебрегать своим заработком в пользу выполнения стратегических задач. Обычно такого рода задачи обусловлены стратегией развития предприятия. В задачи сбытовых подразделений промышленного предприятия входит реализация этих поставок с максимальным уровнем учета возможных зон риска.

Существенные условия внешнеторгового контракта

Преамбула KuHipLbria

]]|iL\ LMtri, цена и сумма 11 kI i

VnftlftibKA Ii

УсШВИЯ 1ЮПИИК11

ДОКуМСЕГГЫ Hfl 1КЧ1

Прстсинш

УС.ЮЩЦ! оплаты

Деистнуюидо занонсдаггельстао и разрешение cni>poh

Срок действия контракта

[Iponnc , псгвш

Рисунок 3 - Существенные условия внешнеторгового контракта [2]

В международных поставках одним из первых вопросов, которые возникают у экспортера или импортера, является сертификация своей продукции по правилам и на территории страны импорта. Наиболее важными факторами риска являются [2]:

- курсы валют;

-текущее состояние конъюнктуры рынков сырья, входящего в состав продукции;

- платежеспособность потенциальных потребителей на рынке сбыта;

- особенности ведения торговой политики страны потребителя товара;

- транспортная составляющая (стабильность рынка транспортных услуг, климатические условия). В этих условиях особую роль во взаимоотношениях между продавцом и покупателем играют

посредники. Представим схему «Анализ механизма работы посредников во внешнеторговой деятельности» (рис. 4).

Одним из самых распространенных видов посредничества между производителем и покупателем выступает транспортно-экспедиторская деятельность. Это связано с тем, что транспортная составляющая порой является наибольшей статьей расхода во внешнеторговой деятельности.

Рисунок 4 - Взаимодействие форм и видов посредников в сфере ВЭД [4]

Развитие рынка транспортно-логистических услуг имеет тесную взаимосвязь с организацией и ведением внешнеэкономической деятельности. Этот вид посредничества оказался наиболее развитым в

современных условиях. Внешнеэкономическая деятельность является необходимым условием для экономического развития предприятий и функционирования целых отраслей экономики. Необходимость внедрения наиболее передовых технологий в ведение этой деятельности продиктована быстро меняющимся и непредсказуемым характером развития экономических систем и областей хозяйства.

К тому же в связи с вышесказанным влияние научно-технического прогресса ведет к совершенствованию подходов и выстраиванию работы по ведению внешнеэкономической деятельности. Помимо изменения подходов к ведению внешнеэкономической деятельности подвержены структурному изменению и импортируемые/экспортируемые товарно-номенклатурные позиции.

По нашим подсчетам, в 2020 г. наибольшую долю в импортных поставках занимает импорт машин и оборудования (более 30%), а наиболее крупным партнером остается Китай (более 20%). Однако стоит отметить, что в импортных поставках из Китая происходят структурные изменения, которые связаны с переходом на производство высокотехнологичной продукции. В свою очередь, такие позиции, как товары народного потребления, которые раньше поставлялись из КНР, начали поставляться из менее развитых стран Юго-Восточной Азии, где стоимость рабочей силы значительно ниже. Что касается экспортного направления, то оно также не остается однородным и подвержено сдвигам.

Таким образом, с 2014 г. сама структура и турбулентность российского экспорта изменилась. Несмотря на то что по-прежнему существенную долю экспорта занимает 05 товарная группа «Минеральные продукты» (более 53%), направления экспорта различны, в них не прослеживается сильного перекоса в сторону отдельно взятой страны. Страны, в которые Россия экспортирует, - Китай (12,5%), Нидерланды (9,7%), Германия (7,6%) и др [3]. Список использованной литературы:

1. Воронкова, О. Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие / О. Н. Воронкова, Е. П. Пузакова; Ред. Е. П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2016. - 495 с

2. Завьялова Л.В. К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике / Л.В. Завьялова, Т.Н. Китаева // Вестник Омского университета. - 2019. - № 11. - С. 188-196

3. Савинов Ю.А., Рыбец Д.В. Посредническая деятельность в международной торговле. // Российский внешнеэкономический вестник. № 2, 2017, с .130.

4. Kuzmina T.I. Systematization of the factors influencing the formation of business ecosystems/ Международный научно-исследовательский журнал, № 1 (91), Часть 2. - 2020, с.23-27.

5. The International Supply Chain Reference Model by UN/ CEFACT. URL: http://tfi g.unece.org/pdf_fi les/International%20 SupplyChainReference%20Model2003.doc.

©Демин А.А., 2022

УДК 330

Зеленин А.С.

магистрант 2 курса ВГУЭС, г. Владивосток, РФ Научный руководитель: Василенко М.Е.

Кандидат экономических наук, доцент, ВГУЭС

г. Владивосток, РФ

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация

Учитывая особенности деятельности современных предприятий с обособленными структурными подразделениями и без таковых, была рассмотрена модель организации обособленной службы внутреннего аудита. Выделены характеристики внутреннего аудита, такие как: определение цели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.