УДК 81 : 39
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ГРУПП СУДЬБА, СЧАСТЬЕ «СМОЛЕНСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО СБОРНИКА» В. Н. ДОБРОВОЛЬСКОГО
Е. Н. Руженцева
Статья посвящена изучению русской диалектной фразеологии Смоленского края. На материале «Смоленского этнографического сборника» В. Н. Добровольского описаны группы пословиц и поговорок о судьбе и счастье и выявлено отражённое в них отношение смоленского крестьянина 19 века к этим универсальным философским категориям.
Ключевые слова: языковая картина мира, пословица, поговорка, паремия, народная фразеология.
В настоящее время языковая ситуация характеризуется изменчивостью, безвозвратной утратой многих культурно значимых понятий и реалий. Важной задачей современных исследователей является изучение языка с точки зрения лингвокультурологической ценности его единиц. Богатый культуроведческий и лингвокраеведческий материал представлен в народной фразеологии, а именно
- в региональных сборниках пословиц и поговорок.
Далеко не все территории России имеют источники диалектного фразеологического материала, составленные в момент их живого функционирования. Жители Смоленского края обладают таким ценным наследием благодаря талантливому писателю-этнографу, краеведу Владимиру Николаевичу Добровольскому, который проделал огромную работу по сохранению народной мудрости, составив четырёхчастный «Смоленский этнографический сборник».
В период с 1886 по 1888 годы В. Н. Добровольский вёл кропотливую работу по классификации и отработке материала, записанного в Смоленской губернии. Результатом этой работы стала первая часть «Смоленского этнографического сборника», которая сопровождалась словарём смоленских говоров. Напечатан данный сборник был в «Записках географического общества». 11 января 1889 года за создание первой части сборника годовым собранием Русского географического общества было принято решение наградить В. Н. Добровольского Малой золотой медалью.
В этом же (1889) году В. Н. Добровольский отослал вторую часть этнографического сборника, которая была составлена по итогам летней экспедиции 1888 года. Следует отметить, что в данном сборнике приведены не только этнографические данные и тексты песен Смоленской губернии, но и соседних губерний: Орловской, Калужской, Могилевской.
В мае 1890 года В. Н. Добровольский отослал в Географическое общество ещё три части сборника, которые составили впоследствии четвёртую книгу. В этом же году, 29 ноября, на заседании Этнографического отделения прозвучал доклад о поступлении от смоленского собирателя сборника пословиц, который составил третью часть его этнографических трудов. 4 января 1890 года В. Н. Добровольский был награждён серебряной медалью.
Первая часть «Смоленского этнографического сборника» вышла в свет в феврале 1891 года. Это труд заинтересовал многих ученых того времени. Первыми рецензентами стали А. Н. Пыпин, В. В. Богданов. Отметив некоторые недостатки в фонетике, расположении и классификации, рецензенты высоко оценили труд, отметили богатство этнографических знаний автора сборника, его трудолюбие. Сборник содержал большое количество фольклорных произведений, рисующих широкую картину народной жизни в Смоленской губернии, отражающих её местные особенности. Фольклорные материалы в сборнике расположены по трём основным отделам, в первый вошли биографические рассказы крестьян-исполнителей, поверья, заговоры, легенды, предания и др., во второй - сказки, третий - были.
Вторая часть сборника вышла в 1894 году и включала в себя в основном произведения семейной обрядовой поэзии. Как и первый сборник, второй имеет три отдела: в первом - восемнадцать крестинных песен, во втором - описание свадебного ритуала и тексты свадебных песен, третий отдел
- описание погребальных обрядов.
Третья часть сборника, включающая пословицы и поговорки, была издана в 1894 году. Общим названием «Пословицы» В. Н. Добровольский объединил не только поговорки и пословицы, но и загадки, приметы, различные местные слова, прозвища и т. д. Сборник содержит 3500 пословиц, поговорок, метких прозвищ и слов, примет, заговоров и т. д. Пословицы разнообразны по содержанию - бытовые, общественно-политические, исторические, сельскохозяйственные. Записи даны в фонетической транскрипции, с сохранением всех особенностей языка, то есть так, как В. Н. Добровольский слышал их от крестьян, ремесленников, мастеровых. Ко многим пословицам фольклорист
дал пояснение, указал, где их записал, что они значат, привёл много местных пословиц с объяснением.
Одной из особенностей этого сборника является тематическое представление материала. В. Н. Добровольский, подобно В. И. Далю, предложил классическую тематическую классификацию собранных пословиц и поговорок и выделил 204 тематические группы паремий.
С одной стороны, расположение паремий по тематическим группам способствует выделению фразеосемантических групп, изучению фольклорного материала. С другой стороны, углубленное знакомство с пословицами и поговорками сборника показывает, что с точки зрения современных исследователей фразеологические единицы не всегда соответствуют тем рубрикам, под которыми они приведены. Возможно, это связано с тем, что В. Н. Добровольский не был лингвистом, он записывал и объединял пословицы в группы, руководствуясь собственными установками и опираясь на собственное мироощущение. Тематическое деление фразеологического материала отражает представление автора о категоризации членения концептологической сферы.
Не исключено другое объяснение данного факта. Мировосприятие человека, живущего в наше время, отлично от мировосприятия людей того периода, когда был создан сборник. Поэтому задача современных исследователей «Смоленского этнографического сборника» - извлечь из имеющегося богатого материала те знания, которые нас интересуют, описать мировоззрение, понимание явлений действительности и взгляды людей той эпохи, когда создавался сборник. В данной статье рассмотрим группы пословиц и поговорок о Судьбе и Счастье.
Существуют универсальные вопросы и понятия, которые актуальны для любого народа и каждого человека в любое время. К таким понятиям относится понятие Судьба: судьба всего человечества, судьба страны, судьба народа, судьба отдельного человека. Понятие Судьба для русского менталитета имеет большую значимость. Н.Д. Арутюнова отмечает, что концепт Судьба составляет ядро национального и индивидуального сознания, он присутствует во всех мифологических, религиозных, философских и этнических системах. Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, так называемой «практической философии человека», которую отличает от собственно философии «постоянное взаимодействие с реальными механизмами жизни» [1, с. 3].
Этимологически существительное «судьба» связано с глаголом «судить». Поэтому, размышляя над судьбой, человек обращается к таким вопросам: для чего мы живем? кто руководит (судит) нами и нашей жизнью - собственная воля или какая-то таинственная сила, нечто высшее? создаем ли мы сами свою жизнь и свое будущее или исполняем лишь то, что нам предначертано свыше? Не случайно понимание судьбы как высшей силы фиксируют толкования этого слова в словарях русского языка.
В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова судьба - это «1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. 2. Участь, доля, жизненный путь. 3. История существования, развития чего-либо» [2, с. 1288].
В. И. Даль определял судьбу как «неминучесть в быту земном» [3, с. 356].
В «Смоленском этнографическом сборнике» В. Н. Добровольского в группе Судьба зафиксировано девять паремий.
В пословицах «Свайго судныга часа ни пириживешъ», «Какъ Гаспоть Каму на раду назна-чилъ», «Якъ Бохъ чилавЪку вЪку пратягнить», «Якъ ня Ъзди, про судьбу сваю думай: яе канёмъ ни абъЪдишъ», «Быть бычку на лычку» судьба представляется как сила, неподвластная человеку, определяющая весь его жизненный путь. Судьба предначертана человеку свыше. Образные метафоры и выражения «судный час», «канёмъ не объедишь», «какъ на раду назначено» подчеркивают понимание судьбы как заранее предопределённого.
По представлениям смоленского крестьянина, в жизни невозможно получить того, чего не собирается тебе подарить сама судьба, чего нет в её планах - «Кали ня кусъ, дакъ съ роту свалитца», чего не заложено в жизненной программе, того не будет у человека, того не случится.
Как бы ни противился человек своей судьбе, ни пытался жить в соответствии со своими желаниями, высшая сила повелевает жизнью людей - «ЛятЪла, якъ хатЪла; ударилась, якъ Бохъ дау».
О превратностях судьбы, неизбежности некоторых событий, о том, что часто в жизни происходит именно то, чего так не хотел или боялся человек, паремия - «Хто чаво ня любить, то таму пупадаить». Судьба может «одарить» человека, но ей свойственна также способность смеяться над человеком, причём её смех, иронию, как правило, вызывают какие-либо неприятные события в жизни человека.
Анализ фразеосемантической группы Судьба из сборника В. Н. Добровольского позволяет сделать вывод о том, что в сознании смоленского крестьянина гармонично и естественно сочетались
отчасти фатальное понимание судьбы, основанное на наивных представлениях и издревле существующих предубеждениях, передающихся из поколения в поколение, с христианским пониманием судьбы. Объединяющим является то, что судьба представляется как персонифицированная высшая сила, которая программирует человеческую жизнь, руководит ею. Но все же такое понимание судьбы не снимает ответственности с человека, он должен творить добро, отвечать перед Господом Богом за свои грехи, сделанные в жизни. Поэтому неслучайно упоминание в пословицах Бога. Высшей силой, повелевающей судьбами людей, является Господь Бог. Данный факт подчеркивает религиозность смоленских крестьян, их приверженность христианскому мировоззрению, христианским традициям. Такое понимание судьбы во многом объясняет жизнестойкость, мужественность смоленского крестьянина, его уверенное принятие трудностей как временных испытаний, посланных свыше.
С понятием Судьба связано понятие Счастье, его содержание многомерно, сочетает в себе и внешний и внутренний мир человека. Определяя счастье, мы определяем состояние своих текущих дел, а также состояние своей души, внутреннюю удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Польский философ В. Татаркевич, исследуя феномен счастья, отмечал: "Счастье - понятие трудное, для многих неопределённое и туманное" [5, с. 282]. «Счастье следует определять как полное и длительное удовлетворение жизнью в целом» [Там же с. 42].
В Большом толковом словаре под редакцией С. А. Кузнецова приводится следующее толкование значения слова счастье: «1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; внешнее проявление этого чувства. 2. Успех, удача. 3. Разг. Участь, доля, судьба» [2, с. 1297].
В. И. Даль объяснял слово счастье следующим образом: «1. Рок, судьба, часть и участь, доля.
2. Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут и тревоги; покой и довольство; вообще всё желанное, всё то, что покоит и доволит человека, по убежденьям, вкусам и привычкам его» [3, с. 371]. Обращает на себя внимание тот факт, что объяснение счастья как «рок, судьба, часть и участь, доля» в Словаре Даля занимает первое место в словарной статье, тогда как в современных толковых словарях данное значение приводится с пометой «разговорное» и перемещено на последнее место. В связи с этим возникает предположение о том, что современное представление о счастье, его источниках отличается от понимания счастья людьми ушедших столетий, людьми 19 века.
Во фразеосемантическую группу Счастье В. Н. Добровольский включил шестнадцать паремий.
Говоря о счастье, смоленский крестьянин нередко упоминал Бога: «Живеть, якъ у Бога за па-зухый», «Даеть Гаспоть, якъ лтпить», «Ну, слава Богу, ваша сучка сани вязеть», «Бохъ ни бязъ ми-лысти, а казакъ ни бязъ доли; ти худая, ти харошая - усё будить», «Яго Бохъ зайграу у дуды (счастье его пригрЪло, обласкало)». Данные пословицы выражают идею счастливой предопределённости. По христианскому мировоззрению смоленского народа счастье даётся человеку свыше, именно Бог решает, кому быть счастливым. Счастливый человек - это человек, защищаемый Создателем. «Щастя пу битахъ бьетца - у карманъ ни пупадаить» - для обыденного самосознания смоленского крестьянина было также характерно восприятие счастья как некоей непредсказуемой и неуправляемой стихии. Счастье человека не зависит от него, оно даётся ему Богом, Судьбой или обусловлено стечением обстоятельств. Таким образом, счастье можно понимать как подарок, добро, благо Судьбы, Бога. Судьба, Бог предстают как силы, посылающие человеку счастье.
Отлична от вышеназванных паремий пословица «Када Бохъ кладъ дасть, и у акошко па-дасть», в которой с иронией охарактеризованы люди, уповающие только на помощь Бога, не желающие ничего предпринимать и делать самостоятельно, добиваться желаемого своими силами. Такие люди всегда надеются на русское «авось», но только не на себя.
В. Н. Добровольский в разделе Счастье зафиксировал также паремию «У карости рад1уся -щастлгу будить», которую можно рассматривать как эквивалент общенациональной пословицы «В рубашке родился». «Рубашкой» или «сорочкой» называли раньше не разорвавшиеся во время родов плодные оболочки. Смоленские крестьяне эту околоплодную оболочку называли «каростой», и, как и все русские люди, считали её приметой счастливой судьбы. Действительно, когда ребёнок рождался и выживал в таких ситуациях, это было не просто удачей, а огромным счастьем. Данная паремия могла использоваться не только как примета, но и как характеристика счастливого человека.
С этой же целью употреблял смоленский народ паремию «Усе нашиму козырю масть». Так говорили о людях, которым всегда сопутствовала удача, которым в любой ситуации удавалось найти выход. В обыденном сознании смоленского крестьянина существовало воззрение на счастье как на синоним богатства, и необязательно материального. Счастье сравнивалась с золотом, с игрой в карты,
в которой счастливый человек - это удачливый игрок, а сопутствующее ему везение - козырные карты в масть. «Живеть, якъ золыта важить», «Живеть, якъ у шашки играить» - данные паремии характеризуют людей, живущих по принципу «как бы чего не вышло», осторожно, опасаясь и обдумывая каждый свой шаг в достижении желаемого, счастья.
Смоленский народ, умея жить своим трудом, будучи скромным, рассчитывая только на свои силы, привыкнув к лишениям и нелегким условиям жизни, очень чётко разграничивал Своё и Чужое: принадлежащее ему по праву и находящееся под запретом, не своё (это подтвердилось при анализе пословиц и поговорок фразеосемантической группы Своё / Чужое). В группе Счастье мы встречаем паремию «У чужоя щастя мухыю ни упасть», которая обнаруживает связь понятий Своё Чужое и понятия Счастье. Люди считали, что счастье другого человека - это Чужое Счастье и посягать на него ни в коем случае нельзя. Каждый должен добиваться Своего Счастья, заслуженного своими силами и по праву.
Паремия «Нидавольныва ничимъ ни удавольствуишъ» включена В. Н. Добровольским в группу пословиц и поговорок о Счастье, вероятно, в связи с тем, что её использовали, когда говорили о людях, не умеющих ценить то, что у них есть, довольствоваться хоть маленьким, но счастьем. Интересна пословица «Пупалъ кусокъ у ротъ, да ни умЪить Ъсть». Так характеризовали человека, которому судьба подарила счастливую возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону, которому улыбнулась удача, но который не смог этим воспользоваться.
Ощущению счастья сопутствуют чувство радости, положительные эмоции и отличное настроение. Такое состояние удовлетворенности жизнью ярко и непринужденно передают следующиепаре-мии: «Во лалы пришли (житье пришло, къ житью пришло)», «Охъ, ты лала, лала! (счастливая, оттого игривая, веселая, баловница)». Счастливый человек, по мнению народа, имеет преимущества, ему больше дозволено, он свободнее, увереннее чувствует себя в этой жизни, а потому люди говорили: «А табЪ, слава Богу, а табЪ можна. (такъ говорять счастливому и богатому)».
Следует отметить, что среди представленных пословиц и поговорок, определяющие понятие Счастье, не были обнаружены паремии, прямо отвечающие на вопрос: в чём же заключается счастье человека? В деньгах ли, в семье, здоровье, друзьях, любви, работе или в чём-то другом? Вероятно, на этот вопрос каждый человек отвечал для себя сам. Это также может свидетельствовать о том, что в обыденном сознании смоленского крестьянина не оформилось полное представление о Счастье, и потому не отразилось во «фразеологической картине мира». Как жил простой смоленский крестьянин 19 века? Он много работал физически, много времени проводил среди природы, тонко чувствовал её, наблюдал за ней, жил и трудился, ориентируясь на времена года. Когда человек работает, живет в гармонии с природой, когда у него есть свои маленькие, но жизненные цели, тогда у него нет времени на бесконечные философские размышления, на поиски сути понятия Счастье. Быть может, такая патриархальная жизнь в единении с природой, в гармонии с самим собой - это и есть настоящее человеческое счастье, которого нам, людям, живущим в 21 веке, уже не достичь.
Анализ зафиксированных в «Смоленском этнографическом сборнике» пословиц и поговорок о Счастье и Судьбе позволяет сделать вывод о том, что смоленский народ чаще всего характеризовал счастье как благо, подаренное Богом и Судьбой. Потому счастье находится в закономерной связи с судьбой, зависит от неё. Предначертанность судьбы человека определяет предначертанность счастья. Часто счастье отождествлялось с удачей и некой привилегированностью, избранностью Богом, Судьбой.
Article is devoted studying of Russian dialect phraseology of Smolensk edge. On a material «SmoLensky ethnographic collection» of V. N. Dobrovolsky groups of proverbs and sayings about Destiny and Happiness are described. The relation of the Smolensk peasant of 19 centuries to universal philosophical categories is revealed.
The key words : language picture of the world, proverb, saying, paroimia, national phraseology.
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001.
1536 с.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М.: Рус. яз., 1980, 687 с.
4. Добровольский, В. Н. Смоленский этнографический сборник. Ч. 3: Пословицы. СПб.: Тип. Н. Худякова, 1994. 137 с.
5. В. Татаркевич. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. 367 с.
Об авторе
Руженцева Е. Н. - аспирант Смоленского государственного университета, преподаватель русского языка как иностранного Военной академии Войсковой Противовоздушной Обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского
(г. Смоленск). Смоленская обл., Сафоновский р-н, д. Рыбки, д. 6, кв. 10. Индекс: 215525 [email protected] 8 - 951 - 718 - 00 - 71
E.N. Ruzhentseva
Proverbs and sayings of groups Destiny, Happiness «The Smolensk ethnographic collection» V. N. Dobrovolsky