Научная статья на тему 'Послевузовское образование в рыночной экономике'

Послевузовское образование в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ УСПЕХ ПРЕДПРИЯТИЯ / НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАНИЯ / MARKET ECONOMY / BUSINESS / COMPETITION / CRISIS / THE FINANCIAL SUCCESS OF THE ENTERPRISE / THE MISSING KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев Виктор Артемьевич

В статье рассмотрены проблемы бизнеса в современной кризисной рыночной экономике и каких знаний недостает менеджерам предприятий для успешного ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-GRADUATE EDUCATION IN MARKET ECONOM

The article considers the problems of business in the modern crisis of the market economy and which does not have enough knowledge of the managers of the enterprises for a successful business.

Текст научной работы на тему «Послевузовское образование в рыночной экономике»

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Виктор Артемьевич Журавлев

Сибирская государственная геодезическая академия, 6030108, Россия, г. Новосибирск, ул. Пла-хотного, 10, доцент кафедры экономики землеустройства и недвижимости, тел. 8 913 892 85 10, e-mail: jvikar@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы бизнеса в современной кризисной рыночной экономике и каких знаний недостает менеджерам предприятий для успешного ведения бизнеса.

Ключевые слова: рыночная экономика, бизнес, конкуренция, кризис, финансовый успех предприятия, недостающие знания.

POST-GRADUATE EDUCATION IN MARKET ECONOMY

Victor A. Zhuravlyov

Assoc. Prof., Department of Land Management and Real Property, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108,_ Russia, Novosibirsk, phone: 8 913 892 85 10, e-mail: jvikar@yandex.ru

The article considers the problems of business in the modern crisis of the market economy and which does not have enough knowledge of the managers of the enterprises for a successful business.

Key words: market economy, business, competition, crisis, the financial success of the enterprise, the missing knowledge.

В рыночных условиях каждое предприятие (фирма, корпорация, компания, завод, фабрика) представляет собой открытую производственно-техническую систему, связанную определенными отношениями с внешней средой.

В условиях рынка предприятие должно своевременно определять предстоящие научно-технические, организационно-экономические, социальнополитические и другие виды воздействия внешней среды (как отрицательные, так и положительные) и принимать в них соответствующие плановые решения.

Это в значительной мере меняет отношение к системе управления предприятием, так как организационные схемы управления должны учитывать не только характер стратегий, тип структур, процедур планирования и контроля, но оперативность реакции руководства и готовность персонала предприятия адекватно отвечать на изменения окружающей среды, чем обеспечивать гарантированное финансовое благополучие объекта управления.

Теория и практика должны формировать у менеджеров высшего и среднего звеньев управления предприятием навыки формирования стратегий адаптации к изменениям рыночной среды как в условиях кризиса, так и в спокойной рыночной среде.

Предприятия как открытые системы могут быть простыми (малые фирмы), сложными (средние компании) и сверхсложными (крупные интегрированные корпорации). Каждое предприятие обладает определенными возможностями,

поэтому система управления им должна обеспечивать наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов (основных, оборотных, трудовых), а также создавать условия и предпосылки для последовательного развития потенциала предприятия на предмет его соответствия внешней среде.

Таким образом, для успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две основные функции:

- обеспечивать свою платежеспособность за счет эффективной текущей деятельности;

- повышать потенциал предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции (услуг), т. е. развивать предприятие, чем обеспечивать соответствие внутренней среды, стоящим перед ним задачам.

Для одновременного выполнения указанных функций необходимо соблюдать баланс соответствия выделяемых ресурсов, оперативным (текущим) и стратегическим задачам предприятия.

Чрезмерная активизация развития предприятия (большая номенклатура обновляемой продукции, частая смена технологий, радикальные инновации и т. п.) требует больших инвестиционных затрат, а текущая деятельность от реализации продукции не в состоянии обеспечить необходимую платежеспособность в краткосрочном периоде.

В результате растут долговые обязательства (как краткосрочные, так и долгосрочные), нарушаются разумные пропорции между собственными средствами (капиталом) и долговыми обязательствами, и предприятие попадает в кризисную ситуацию (возможного банкротства).

В противном случае, когда обеспечивается только текущая деятельность и не уделяется внимание развитию, предприятие может успешно функционировать в краткосрочном периоде, но может потерять в перспективе конкурентоспособность, так как уменьшаются объемы продаж и доля рынка, и резко снижается его финансовая устойчивость, и оно движется к банкротству.

В период кризисной ситуации, которая возникает из -за нарушения сложившегося на рынке баланса спроса и предложения на продукцию, что в свою очередь приводит к застою в развитии предприятий, увеличивает безработицу и ухудшает ранее достигнутый уровень жизни общества.

Одновременно кризисная ситуация является катализатором активизации деятельности во всех направлениях, чтобы выйти из кризиса и обеспечить последующий рост необходимо учитывать цикличность развития экономики.

Для учета цикличности в процессе планирования необходимо иметь представление о факторах, влияющих на цикличность развития. Чтобы научиться управлять предприятием в условиях цикличности развития, необходимо учитывать не только особенности кривых роста и падения в этих кризисных циклах, но и знать факторы (внешние и внутренние), влияющие на возможность управления предприятием.

Руководители предприятий должны следить за такими изменениями и корректировать свою деятельность с учетом изменения внешних факторов.

Внутренними факторами руководство предприятия может управлять, и поэтому их необходимо развивать с учетом цикличности развития внешней среды.

Так в процессе освоения новой продукции и прогрессивных технологий на предприятии имеет место переходный период когда происходит неизбежный спад экономической результативности предприятия, а затем, когда предприятие адаптируется к инновациям, заканчивается период освоения нововведений и обучения персонала, и экономическое состояние предприятия улучшается, так как оно находится уже на качественно новом уровне адекватного соответствия с внешней средой.

Все инновации ориентируют предприятие на продуктовую политику отвечающую запросам потребителя продукции и на адаптацию к изменяющейся внешней среде. Искусство руководства при принятии плановых решений определяются пониманием этого соответствия.

Так как каждый этап развития предприятия требует инвестиций, то необходимо, чтобы в процессе текущей деятельности накапливались ресурсы для последующего развития, т. е. повышался экономический и финансовый потенциал, и он использовался для развития конкурентных преимуществ продукции.

Так как планирование, как процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, то конечный результат такого процесса являются укрепление конкурентоспособности продукции для уверенной последующей целенаправленной деятельности предприятия на рынке.

Плановые решения взаимосвязаны с совокупностью организационнотехнических, экономических, финансовых и социальных решений и учитывают необходимые условия для развития предприятия в настоящее время и в обозримой перспективе.

Как всякий процесс, планирование осуществляется непрерывно путем итераций, приближающих плановое решение к реальным новым возможностям предприятия. Таким образом, процесс планирования направлен на определение условий, при которых возможно достижение у объекта планирования желаемого состояния, определяемого стратегией и тактикой развития предприятия.

Недостатком существующей практики планирования при формировании бюджета является преобладающее внимание к текущим задачам. В результате перспективная деятельность предприятия остается без надлежащего внимания и финансирования. Чтобы избежать такого положения, в процессе планирования необходимо обеспечить равновесие между стратегической и текущей ориентацией в деятельности предприятия.

Для решения такой задачи планирование делят на двойную систему с двумя самостоятельными планами действий (стратегическим и текущим) и двойным финансированием (отдельными бюджетами — текущим и стратегическим) [1,2].

Необходимость разработки стратегии и тактики развития предприятия обусловливает использование стратегического и тактического (текущего) планирования для их реализации.

Предприятие, работающее в рыночной экономике, подвергается воз -действиям внешней среды, в которой происходят быстрые изменения, вызванные различными факторами - изменением конъюнктуры, насыщением рынков сбыта, появлением новых товаров (услуг).

В этой ситуации резко повышается роль службы маркетинга которая должна:

- активизировать продвижение товаров и оживить спрос на продукцию;

-дать информацию руководству о проблемах у потребителей продукции и

действиях конкурентов;

- указать направления активизации усилий в интересах потребителей.

Наличие стратегии позволяет осуществить более целенаправленное и

взаимоувязанное стратегическое планирование, уменьшающее материальные и финансовые потери при достижении стратегических целей [1,2].

Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют соответствующего их статусу механизма планирования при соблюдении общих принципов управения и требований к менеджменту.

Учитывая современное кризисное состояние рынка для принятия плановых решений в продуктовой политике предприятий можно сформулировать следующие общие рекомендации:

1.Не детализируйте стратегию, а формируйте общие направления с ориентацией на потребителя.

2. Стратегические события свершаются не только на основе обоснованной информации, но и случая (кризиса).

3. Путь к эффективному планированию в нестабильной среде это наличие стратегических целей и гибкое управление по отклонениям.

4. Не принимайте масштабного решения, способного поставить организацию на грань банкротства, ищите выход из этой ситуации и в этом случае необходимо принять меры по снижению риска банкротства.

5. Осознайте, что любое плановое решение неизбежно носит веро-ятностный характер. Вероятность ошибки остается независимо от того, насколько тщательно обосновано решение.

6. Необходимо помнить, что выполнение решений зависит от человека и человеческий фактор всегда имеет место, а его вмешательство может привести к непредвиденным последствиям, часто противоположным нашим ожиданиям.

7. Дополните процесс формирования плановых решений сознательным поиском благоприятных возможностей в любой ситуации. Ищите ответы на вопросы: что не годится? что не имеет смысла? почему? чем воспользоваться?

8. Информация - это главное стратегическое преимущество. Не жалейте средств на создание информационной базы и на исследования (научнотехнические, финансово-экономические, маркетинговые и т. д.).

9. Доверяйте интуиции, эффективные решения не всегда рациональны и не все интуитивны. Интуиция - это продукт многолетнего опыта и накапливания информации.

10. Необходимо понимать, что каждая проблема имеет несколько ва-риантов решения, но для реализации выбирается только одно.

11. При принятии плановых решений соблюдайте интересы всех участников в реализации этих решений. Умейте вести переговоры. Это средство разрешения конфликтов и поиска области совпадения интересов с партнерами.

12. Выявите, где можно сократить издержки, не ухудшая качества. Добивайтесь все более полной и точной информации об издержках. Средние данные опасны.

13.Подружитесь с калькуляционными листами затрат, балансом, бюджетом. Это позволит вам стать активным участником повышения финансовой устойчивости предприятия.

14.Учитесь у конкурентов, а не только защищайтесь от них. Используйте реакцию рынка на конкурентные шаги в качестве одного из самых надежных способов изучения рынка.

15. Установите приоритеты проблем и целей.

16. Сохраняйте контроль над самым важным - результатами. Определяйте границы пространства решения и диапазон возможных изменений планируемых показателей.

17.Сохраните достигнутые возможности инфроструктурных подразделений и в кризисных ситуациях предоставляйте им возможность работы на внешнюю среду.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Журавлев В.А. Тенденции развития организационных структур управления промышленным предприятием в современном рынке // ГЕО-Сибирь-2005. науч. конгр. : сб. материалов в 7 т. (Новосибирск, 25-29 апреля 2005 г.). - Новосибирск: СГГА, 2005. Т. 3, ч. 1. -С. 90-94.

2. Журавлев В.А. Проблемы планирования на предприятиях в условиях кризиса рыночной экономики // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Между-нар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 1. - С. 29-37.

© В.А. Журавлев, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.