Научная статья на тему 'Экономика предприятия: управление инновациями, кадры, роль университета'

Экономика предприятия: управление инновациями, кадры, роль университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ / ECONOMY / INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATION AND ENTERPRISE TRAINING FOR THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев Виктор Артемьевич

В статье рассмотрены компетенции подготовки кадров для управления инновационными процессами на предприятиях в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF THE ENTERPRISE: INNOVATION MANAGEMENT, HUMAN RESOURCES, THE ROLE OF UNIVERSITIES

The article describes the competence training for the management of innovation processes in enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «Экономика предприятия: управление инновациями, кадры, роль университета»

УДК378:330.101.26

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ, КАДРЫ, РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА

Виктор Артемьевич Журавлев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (913)892-85-10, e-mail: jvikar@yandex.ru

В статье рассмотрены компетенции подготовки кадров для управления инновационными процессами на предприятиях в России.

Ключевые слова: экономика, инновации, управление инновациями, инновации и предприятие, подготовка кадров для управления инновационным развитием предприятий.

ECONOMY OF THE ENTERPRISE: INNOVATION MANAGEMENT, HUMAN RESOURCES, THE ROLE OF UNIVERSITIES

Victor A. Zhuravlyov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., associate Professor of management of business processes, tel. (913)892-85-10, e-mail: jvikar@yandex.ru

The article describes the competence training for the management of innovation processes in enterprises in Russia.

Key words: economy, innovation, innovation management, innovation and enterprise training for the management of innovative development of enterprises.

Основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли в общемировой экономике лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности в продуктовой политике и развитии человеческого капитала.

По существующим оценкам, в развитых странах рост ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным "мотором" развития всех секторов промышленности и сферы услуг.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р [1], сказано, что для обеспечения желаемых темпов роста российской экономики необходима концентрация ресурсов в образовательной, научной и инновационной сферах.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и

совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Инновационная активность современных предприятий во многом зависит от владения современными инструментами управления в рамках инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент предполагает:

- управление научной средой — получение новых знаний, разработка новых технологий, проведение различных исследований;

-управление предприятием - разработка удобных для инновационного развития структур, реструктуризация, оптимизация всех непроизводственных процессов [2];

- управление кадрами — повышение квалификации кадров, обучение, проведение семинаров;

-управление производственным процессом - адаптация технологий и производственных процессов к инновационным изменениям.

Управление инновациями подразумевает:

- изучение прогнозирования и планирования инноваций;

- разработку бизнес-планов и расчет эффективности инновационных проектов;

- оценку рисков и неопределенности;

- защиту интеллектуальной собственности и т.д.

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса [4].

Существуют два типа функций менеджмента инноваций:

- функции субъекта управления;

- функции объекта управления.

Функции субъекта управления предполагают, что субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления, где к ним относят функции прогнозирования, планирования, организации, регулирования, координации, стимулирования, контроля.

Функции объекта управления предполагают, что объектом управления в этом конкретном случае будут инновации, инновационный процесс и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций, где к функциям объекта управления принято относить организацию инновационного процесса при внедрении инновационного проекта, организацию продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Необходимо помнить, что получение прибыли — это не единственный возможный эффект от внедрения инновации, кроме этого, можно добиться социального неэкономического эффекта, получения новых знаний, нематериальных активов, т.е. увеличение рыночной стоимости предприятия.

Важнейшее значение имеет производственная функция, предполагающая изучение методов прогнозирования изменения производственной, научной, технической, общественной сред.

Для экономики предприятия продуктовые инновации открывают новые возможности на рынках и обеспечивают конкурентные преимущества, а технологические инновации снижают себестоимость и улучшают качество.

Предпринимательство - это движущая сила инновационного развития бизнеса. Предприниматель - это, прежде всего, инноватор, готов вложить финансовые средства в рисковый проект с целью получения крупной прибыли.

Предприниматель способен организовать и успешно завершить начатый инновационный проект. При этом он обязательно должен учитывать и просчитывать все возможные риски, связанные с инновационным проектом (социальные, рыночные, финансовые, законодательные, технические, технологические), и уметь принимать оптимальные решения о будущем разрабатываемого проекта [3].

Существует ряд «опорных точек», с которых начинается бизнес и каждую из них можно отнести к тому или иному сегменту инновационного менеджмента:

-развитие экономики и общества «опирается» на неудовлетворенность потребителя;

-развитие науки и техники происходит в связи с кризисом производства; -развитие науки, техники, общества и экономики стимулирует появление нового изобретения;

-предпринимательские амбиции как желание получить сверхприбыль. Важнейшее значение имеет производственная функция, предполагающая изучение методов прогнозирования изменения производственной, научной, технической, общественной сред.

Прогнозирование развития научной среды включает: -разработку новых технологий;

-передачу новых технологий в производственную среду; -получение и распространение новых фундаментальных знаний. Научно-исследовательские работы представляют собой следующий этап инновационной деятельности после прикладных исследований. Они относятся к определенному инновационному проекту и имеют еще более специализированную направленность.

Основным источником финансирования сегодня поисковых научно-исследовательских работ являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозмездной основе. Это объясняется тем, что законченное решение научно-технической проблемы является достаточно важным для государства.

Научно-исследовательские работы могут инициироваться как внутри организации, так и извне сторонними научными институтами.

Для научно-исследовательских работ характерны следующие этапы: -постановка научно-практических целей; -достижение результатов, отвечающих поставленным целям; -применение научных подходов к проведению прикладных исследовательских работ;

-актуальность для времени и места;

-практическая реализуемость полученного результата.

Результатами научно-исследовательских работ следует считать:

-достижения, соответствующие поставленным научным целям;

-достижение практической значимости;

-рекомендации о сферах внедрения новшества, разработка всей необходимой технической и научной документации;

-создание проекта новшества;

-проверка соответствия лабораторного образца заданным параметрам.

В результате научно-исследовательских работ появляется прообраз инновационного продукта - первый материальный результат инновационного проекта, который часто далек от оригинала, но готов к доработке и практическому внедрению.

Для развития научной среды важное значение имеет образовательная функция, которая должна формироваться университетами и включать в себя:

-фиксирование новых знаний;

-распространение новых знаний в обществе;

-практическое использование новых знаний в дальнейшем инновационном развитии.

Приоритетное место в инновационном развитии страны отводится знаниям, призванным обеспечить расширенное воспроизводство интеллектуального капитала, генерацию новых знаний и новшеств, их преобразование в новые продукты, услуги и технологии, распространение и потребление рынком.

Социальная функция ориентирует общество на поиск и фиксирование скрытых объектов интеллектуальной собственности и адаптацию общества к этим изменениям.

Экономика в инновационном менеджменте рассматривается как среда, влияющая на распространение инновации и скорость этого распространения.

Уровень гармоничного и результативного взаимодействия в обществе бизнеса, рынка и образовательной среды определяют успешность внедрения инноваций в производство.

Инновационная активность предприятий заметно сдерживается недостатком специалистов, владеющих современными инструментами управления инновационными проектами.

Это характерно как для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - так и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых.

При этом самой востребованной для промышленных предприятий группой специалистов, по которым отмечается и наиболее значительный дефицит, являются специалисты по разработке инновационных видов продукции и внедрению новых технологий.

Вариативная модель подготовки кадров позволит обеспечить возможности опережающего развития профессионального образования в отраслевых сегментах, вследствие составления прогнозов потребности в высококвалифицированных работниках, а также актуализации содержания и повышения качества про-

фессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией его на инновационное развитие бизнеса [5].

Именно вузы формируют "креативный класс" для инновационного мышления предпринимателей, исследователей, инженеров, управленцев, создают новый формат взаимодействия образования и общества, исследований и бизнеса, а в конечном счете - обеспечивают конкурентные инновационные преимущества страны в современном мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р

2. Гагарин А. И. Инновационные кадры - кадры будущего // Роль непрерывного образования в подготовке инновационных кадров для экономики России: сб. материалов Между-нар. научно-практ. конф., 13 сент. 2012г., Новосибирск. - Новосибирск : СГГА, 2012. -С. 91-93.

3. Журавлев В. А. Качество выпускника высшей школы // Сборник материалов международной научно-методической конференции. Актуальные вопросы образования. «Информационно- образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества», часть 2, г. Новосибирск, СГГА, 2013г,стр.61

4. Титова О. В. Взаимодействие бизнеса и образования в процессе формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника в условиях инновационной экономики // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 46-50.

5. Мусихин И. А., Жарников В. Б. Современное высшее образование, его проблемы и тенденции развития // Вестник СГГА. - 2014. - Вып. 1 (25). - С. 158-164.

© В. А. Журавлев, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.