Научная статья на тему 'ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: СТРАНОВОЙ ОПЫТ'

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: СТРАНОВОЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика промышленности / восстановление экономики / стратегия / план. / industrial economics / economic recovery / strategy / plan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.Н. Гриневская, А.Е. Высоцкий

В статье проводится анализ программ восстановления экономики после Второй мировой войны в СССР и Европе, в Южной Корее (после Второй мировой и Корейской войн) и во Вьетнаме после войны 1954–1975 гг. При оценке ключевых характеристик этих программ во внимание принимаются временной период преобразований, характер ущерба экономике территории до принятия программного документа по ее восстановлению; меры государственного регулиро-вания, применявшиеся в странах для реализации программы по восстановлению экономики; источники финансирования программ восстановления экономики; основные результаты программ восстановления экономики. Отмечается, что послевоенная программа развития экономики в СССР была направлена не только восстановление, но и на одновременное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Приоритетным направлением было восстановление черной металлургии и топливно-энергетической отрасли. В план восстановления и развития кроме пострадавших западных регионов были включены малонаселенные районы Дальнего Вос-тока. Отмечается, что в программе восстановления экономики Европы значительное внимание уделялось устранению торговых барьеров, развитию и модернизации промышленности. В восстановлении экономики Южной Кореи существенную роль играла внешняя помощь, развитие системы образования, разработка и реализация стратегических проектов, в том числе в области технологического развития. Отличительной чертой программы восстановления экономики Вьетнама являлось синхронное проведение макроэкономической финансовой стабилизации и производственно-структурной политики, предполагавшей стимулирование всех форм частного предпринимательства в аграрном хозяйстве и сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-WAR ECONOMIC RECOVERY IN THE INDUSTRIAL SECTOR: COUNTRY EXPERIENCE

The article analyzes economic recovery programs after World War II in the USSR and Europe, in South Korea (after World War II and the Korean Wars) and in Vietnam after the 1954–1975 war. When assessing the key characteristics of these programs, the time period of transformations, the nature of damage to the economy of the territory, before the adoption of a program document for its restoration; government regulation measures used in countries to implement economic recovery programs; sources of financing for economic recovery programs; the main results of economic recovery programs are taken into account. It is noted that the post-war economic development program in the USSR was aimed not only at restoration, but also at the simultaneous development of industrial and agricultural production. The priority was the restoration of ferrous metallurgy and the fuel and energy industry. In addition to the affected western regions, sparsely populated areas of the Far East were included in the recovery and development plan. It is noted that in the European economic recovery program, considerable attention was paid to the elimination of trade barriers, the development and modernization of industry. External assistance, the development of the education system, and the development and implementation of strategic projects, including in the field of technological development, played a significant role in the economic recovery of South Korea. A distinctive feature of Vietnam’s economic recovery program was the simultaneous implementation of macroeconomic financial stabilization and industrial and structural policy, which assumed the stimulation of all forms of private entrepreneurship in the agricultural sector and the service sector.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ: СТРАНОВОЙ ОПЫТ»

УДК 338

С.Н. Гриневская

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

ведущий научный сотрудник, Институт экономических исследований, Донецк

АЕ. Высоцкий

аспирант

Институт экономических исследований, Донецк

ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ:

СТРАНОВОЙ ОПЫТ

S.N. Grinevskaya

PhD in Economic Sciences, Senior Researcher, Leading researcher at the Institute of Economic Research, Donetsk

E-mail: greenevskayasvetlana@gmail.com

A.E. Vysotsky graduate student, Institute of Economic Research, Donetsk

POST-WAR ECONOMIC RECOVERY IN THE INDUSTRIAL SECTOR: COUNTRY EXPERIENCE

Аннотация. В статье проводится анализ программ восстановления экономики после Второй мировой войны в СССР и Европе, в Южной Корее (после Второй мировой и Корейской войн) и во Вьетнаме после войны 1954-1975 гг. При оценке ключевых характеристик этих программ во внимание принимаются временной период преобразований, характер ущерба экономике территории до принятия программного документа по ее восстановлению; меры государственного регулирования, применявшиеся в странах для реализации программы по восстановлению экономики; источники финансирования программ восстановления экономики; основные результаты программ восстановления экономики. Отмечается, что послевоенная программа развития экономики в СССР была направлена не только восстановление, но и на одновременное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства. Приоритетным направлением было восстановление черной металлургии и топливно-энергетической отрасли. В план восстановления и развития кроме пострадавших западных регионов были включены малонаселенные районы Дальнего Востока. Отмечается, что в программе восстановления экономики Европы значительное внимание уделялось устранению торговых барьеров, развитию и модернизации промышленности. В восстановлении экономики Южной Кореи существенную роль играла внешняя помощь, развитие системы образования, разработка и реализация стратегических проектов, в том числе в области технологического развития. Отличительной чертой программы восстановления экономики Вьетнама являлось синхронное проведение макроэкономической финансовой стабилизации и производственно-структурной политики, предполагавшей стимулирование всех форм частного предпринимательства в аграрном хозяйстве и сфере услуг.

Ключевые слова: экономика промышленности, восстановление экономики, стратегия, план.

Abstract. The article analyzes economic recovery programs after World War II in the USSR and Europe, in South Korea (after World War II and the Korean Wars) and in Vietnam after the 1954-1975 war. When assessing the key characteristics of these programs, the time period of transformations, the nature of damage to the economy of the territory, before the adoption of a program document for its restoration; government regulation measures used in countries to implement economic recovery programs; sources of financing for economic recovery programs; the main results of economic recovery programs are taken into account. It is noted that the post-war economic development program in the USSR was aimed not only at restoration, but also at the simultaneous development of industrial and agricultural production. The priority was the restoration of ferrous metallurgy

and the fuel and energy industry. In addition to the affected western regions, sparsely populated areas of the Far East were included in the recovery and development plan. It is noted that in the European economic recovery program, considerable attention was paid to the elimination of trade barriers, the development and modernization of industry. External assistance, the development of the education system, and the development and implementation of strategic projects, including in the field of technological development, played a significant role in the economic recovery of South Korea. A distinctive feature of Vietnam's economic recovery program was the simultaneous implementation of macroeconomic financial stabilization and industrial and structural policy, which assumed the stimulation of all forms of private entrepreneurship in the agricultural sector and the service sector.

Key words: industrial economics, economic recovery, strategy, plan.

Алгоритм проведения странового анализа и оценки ключевых характеристик программ восстановления экономики на основе странового анализа содержит следующие базовые компоненты [8]:

— рассматриваемая страна/территория, временной период преобразований, наименование и разработчики программы восстановления экономики;

— оценка характера ущерба экономике территории, до принятия программного документа по ее восстановлению;

— меры государственного регулирования, применявшиеся в странах для реализации программы по восстановлению экономики;

— источники финансирования программ восстановления экономики;

— основные результаты реализации программы восстановления экономики.

Восстановление экономики СССР после военных действий

За время Великой Отечественной войны материальный ущерб СССР составил около 2,5 трлн руб. в ценах 1941 г., что сопоставимо с 30% национального богатства. По оценкам западных экономистов ущерб СССР составил около 128 млрд долл. в ценах 1938 г., что приблизительно составляет 2,7 трлн на уровне 2022 г. В 1943 г. был создан Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В конце 1944 г. начался процесс конверсии сохранившейся производственной базы на нужды гражданского потребления. Послевоенная программа восстановления экономики была сформу-

лирована в четвертом пятилетнем плане (1946-1950 гг.), который предусматривал не только восстановление, но и одновременное развитие: повышение промышленного производства на 48% по сравнению с довоенным уровнем; сельскохозяйственного — на 27%. Для этого было выделено 247 млрд и 20 млрд руб. соответственно [4]. Восстановление черной металлургии и топливно-энергетической отрасли было приоритетным направлением. В план восстановления и развития кроме пострадавших западных регионов были включены малонаселенные районы Дальнего Востока, где велось строительство новых промышленных предприятий. Всего было восстановлено свыше 3000 крупных предприятий и построено столько же новых.

Значительно изменилась структура экономики, приоритетным направлением стало развитие военно-промышленного комплекса — к началу 1950-х годов прямые военные расходы составляли около четверти бюджета. Произошло изменение в географической структуре экономики — многие предприятия были эвакуированы на Урал, в Западную Сибирь и Поволжье, большинство из них впоследствии были возвращены, но военный период работы в этих регионах, способствовал последующему развитию промышленности в них [1]. В восстановлении советской экономики были задействованы средства военных репараций Германии ее союзников: денежные средства, оборудование, техническая документация. Получателями средств стали не только СССР, но и США, Великобритания, Франции и другие страны. В ноябре 1943 г. в СССР была создана репарационная комиссия по расчету ущерба германской агрессии. В целом материальный ущерб был оценён в разме-

ре 262 млрд долл. Причем с учетом коэффициента перевода (13,09) в современном измерении материальный ущерб оценивается в размере 3 трлн 400 млрд долл. [2]. Вопрос репараций решался на Ялтинской и Потсдамской конференциях, в результате которых СССР настаивал на выплате лишь 10 млрд долл., или 3,8% от реального ущерба [6]. Низкий уровень требований был обусловлен изменением геополитической картины мира.

В целом к 1954 г. ВВП СССР вырос в два раза по сравнению с 1940 г., объем промышленного производства — в 2,5 раза. Темпы роста легкой промышленности, ориентированной на производство товаров народного потребления, отставали от темпов роста тяжелой промышленности более чем в 2 раза [5]. В тяжелой промышленности объемы в 1,5 раза превысили довоенный уровень. Невыполнение плана в сельском хозяйстве объясняется выбором ключевой — промышленной сферы за счет аграрной. Программа восстановления экономики достигла и превысила довоенные показатели в промышленности.

Программа восстановления экономики Европы («План Маршалла»)

Программа восстановления послевоенной экономики Европы предполагала устранение торговых барьеров, развитие и модернизацию промышленности европейских стран. Программа длилась с 1948 по 1952 г. и на нее было потрачено 13,3 млрд долл. из бюджета США — около 175 млрд в ценах 2022 г., из которых около 26% пришлось на сырье, 24% — на продовольствие, корма и удобрения, 14% — на оборудование и транспортные средства, 12% — на топливо [3]. Объем, предоставлявшийся каждой стране, определялся исходя из ее населения, потерь и разрушений во время войны и состояния платежного баланса. Поставки помощи делились на три категории: предметы первой необходимости (продовольствие, топливо, одежда); промышленное оборудование; сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и пр. Выручка от внутренней реализации товаров первой

категории должна была инвестироваться в собственную экономику для роста производства, уменьшения дефицита бюджета и борьбы с инфляцией. По мере улучшения состояния экономики дотации постепенно сокращались в тех областях, где собственное производство могло их успешно заменять. Страны-реципиенты помощи обязаны были в области экономического регулирования расширить промышленное и сельскохозяйственное производство, стабилизировать валютно-финансовую систему, поддерживать сотрудничество друг с другом для стимулирования внутриевро-пейской и мировой торговли, эффективно использовать для реализации целей программы все ресурсные возможности стран-участниц. Предполагалось содействие для товарооборота с США теми видами товаров, в которых они испытывают необходимость.

Основным отличием этой программы от многих других похожих программ экономической помощи являлась свобода, предоставляемая странам-участницам в возможности формирования собственных планов и программ развития экономики, а также в стимулировании использования внутренних ресурсов стран и взаимопомощи между реципиентами средств. Для реализации программы была учреждена Организация европейского экономического сотрудничества. В результате реализации программы произошло количественное улучшение экономических показателей в краткосрочном периоде: торговля стран-участниц с остальным миром выросла в 5 раз за счет либерализации производства и цен и восстановления финансовой стабильности, совокупный ВНП — на треть, промышленное производство увеличилось на 40%, сельскохозяйственное — на 11% [10].

План Маршалла считается примером успешно реализованной экономической программы. Он достиг всех своих основных целей, в том числе восстановления и обновления отраслей промышленности в краткие сроки без изменения национальной экономической политики стран, выплаты долговых обязательств и укрепления среднего класса населения. Реализация плана продемонстрировала эффективность поли-

тики борьбы с инфляцией за счет контроля не только за денежной, но и за товарной массой. И, конечно, США оказались как разработчики программы, главными выго-дополучателями — открыли новые рынки сбыта для своих товаров: к 1955 г. объем экспорта вырос в 1,5 раза по сравнению с началом программы, а сумма торговых контрактов, заключенных американскими компаниями со странами-участницами программы составила около 80% от общего объема прямой финансовой помощи [7].

Программа восстановления экономики Южной Кореи после Второй мировой и Корейской войн

Война и последовавший за ней разрыв имевшихся экономических связей с Японией нанесли существенный ущерб производственному потенциалу страны. Большая часть промышленности, включая ключевые электрогенерирующие мощности, и природные ресурсы остались на северной стороне. В середине 1950-х годов Южная Корея была одной из беднейших стран мира, но за последующие десятилетия оказалась в числе мировых экономических лидеров по многим показателям. В период 1953-1960 гг. было положено начало основным процессам, которые позволили в долгосрочной перспективе стимулировать развитие экономики государства:

— запущены программы массового образования для детей и взрослых;

— приняты законы, ограничивающие возможности владения землей для сверхбогатых граждан. До Корейской войны 3% самых богатых корейцев владели более чем 2/3 всех земель в стране; после реформ 50-х годов этот показатель уменьшился в разы;

— широкая доступность земли предоставила предпринимателям новые возможности для ведения экономической деятельности и инвестирования;

— возврат населения, направленный в города, обеспечил их рабочей силой и привел к стремительной урбанизации.

В первую пятилетку восстановления экономики Южной Кореи — основой социально-экономической программы стали жесткое централизованное планирование развития экономики. В качестве своей основной цели новое правительство обозначило формирование самостоятельной экономики. Был сформирован Совет по экономическому планированию, которым разработан первый пятилетний план на период 1962-1966 гг., задачей которого ставился общий экономический рост на 7,1% каждый год в первую очередь за счет развития легкой промышленности и экспорта ее продукции. Результатом стал ежегодный рост в 9%, при этом объемы экспорта росли на 29% в год, а товарного производства — на 15% [12]. Одной из главных реформ была полная национализация банковской системы, что позволило государству полностью контролировать рынок займов и выдавать кредиты под низкий процент предприятиям, чью деятельность оно считало ключевой для реализации пятилетнего плана. Отбор руководителей крупных предприятий производился непосредственно руководством страны, вследствие чего образовались «семейные конгломераты» — Samsung, Hyundai и Lucky-Goldstar (LG). Вторая пятилетка восстановления экономики Южной Кореи — ускоренное развитие технических навыков. Одной из причин раннего послевоенного застоя стал уход японских предпринимателей и специалистов из Кореи, и новое правительство считало первоочередной задачей создание собственных высокоуровневых кадров. Важным фактором восстановления экономики была инвестиционная политика. К концу первой пятилетки была разработана система благоприятствования иностранным инвесторам, благодаря чему во время второй пятилетки объем иностранного капитала существенно вырос и способствовал развитию многих отраслей. В 1965 г. восстановлены дипломатические и экономические связи с Японией, в результате чего появились выгодные рынки реализации, позволивших Южной Корее динамично и планомерно развиваться. В 1970-х годах начался период реализации плана экономической самостоятельности стра-

ны — введены ограничения для внешних инвестиций; приоритет развития тяжелой и химической промышленности, в первую очередь для нужд внутреннего рынка; государственный контроль над экономической деятельностью, предоставление предприятиям льгот, которые позволили им превратиться в доминирующих в своих отраслях. Южная Корея является успешным примером эффективного восстановления разрушенной в ходе военного периода экономики. Благодаря большому количеству внешней помощи (а позже инвестиций) и эффективному их использованию, акценту на образование специалистов, создание, и внедрение технологий, а также грамотному планированию и реализации стратегических проектов страна смогла за несколько десятилетий стать страной с развитой промышленностью.

Восстановление экономики Вьетнама

Вьетнамская война с 1954 по 1975 г. между Северным Вьетнамом, который в итоге победил, и поддерживаемым США Южным Вьетнамом закончилась уничтожением большей части производственного потенциала страны в результате боевых действий. После объединения в единое государство правительство Вьетнама, установило систему пятилетних планов. Основной целью новой программы была постепенная «социалистическая трансформация» экономики. Проводилась политика индустриализации, имеющая краткосрочные достижения в аграрной части страны в связи с тем, что многие вновь построенные или восстановленные предприятия были повреждены или уничтожены в ходе войны. Несмотря на это, даже в период активных боевых действий продолжался рост промышленного производства. К завершению войны в 1975 г. его объем превышал довоенные показатели (1955) более чем в 16 раз. В ключевом секторе экономики — сельском хозяйстве, была проведена земельная реформа, в рамках которой 810 тыс. га были конфискованы у крупных землевладельцев и распределены между бедными фермерами для стимулирования эффективного использования земли. За первые три года

гражданской войны (1955-1957), производство пищевых продуктов на душу населения выросло на 57% [9]. Однако начиная с 1957 г. строгая политика принудительной коллективизации, а также военные действия, нанесли существенный ущерб сельскохозяйственной отрасли и остановили рост в ней. Второй пятилетний план восстановления экономики был составлен для объединенного Вьетнама на период 1976-1980 гг. Он предполагал увеличение на 50% в производстве продуктов питания и промышленной продукции, в объемах экспорта, в первую очередь за счет продовольствия и продукции легкой промышленности, расширение системы здравоохранения и образования. Планировался рост доходов рабочих и служащих на 30-35%, а крестьян — на 15-20%. При этом отмечалось, что в промышленности выполнение этого плана восстановления должно было стать только началом, заложив основу для более интенсивной индустриализации экономики в будущем. Изначально план разрабатывался только для Северного Вьетнама, но осуществлялся с изменениями исходя из включения новых территорий, что было сделано только в конце 1976 г., спустя год после начала выполнения плана [11]. Временной фактор привел к фактическому срыву выполнения плана: производство сельскохозяйственной продукции росло темпами, вполовину меньшими запланированных, промышленность показывала отрицательный рост. Общий уровень ВВП остался практически неизменным, а ВВП на душу населения существенно снизился, при росте населения более чем на 6%. К 1978 г. Вьетнам оказался в кризисной ситуации и перед угрозой голода в стране, что было предотвращено только благодаря международной гуманитарной помощи от СССР, США и Индии.

Отличительная черта программы восстановления и стабилизации экономики Вьетнама заключалась в том, что синхронно проводились макроэкономическая финансовая стабилизация и производственно-структурная политика, начавшаяся со стимулирования всех форм частного предпринимательства в аграрном хозяйстве и сфере услуг. В результате этого прирост их валового продукта компенсировал

падение промышленного производства в государственном секторе. Основными факторами, позволившими Вьетнаму оправиться от разрушительных последствий двадцатилетней войны и стать быстро развивающейся страной, стали либерализация внутренней и внешней торговли, регуляторные послабления для ведения бизнеса и инвестиции в человеческий и материальный капитал. В 2018 г. стоимость экспортируемой продукции составила

99,2% от объема ВВП страны; импорт продукции и иностранные инвестиции также играют критическую роль в экономике.

На основе проведенного странового анализа восстановления экономики нами составлены графические модели восстановления экономики, отображающие состояние экономик рассмотренных стран в изучаемые периоды (рис. 1), в качестве индикатора использован ВВП на душу населения.

Рис. 1. Графические модели восстановления экономик стран1

1 Рассчитано авторами на основе данных по ВВП

ения экономики, по источнику: Bolt J, Zanden J.L. van. Maddison Project Database, version 2013. The Maddison Project: collaborative research on historical national accounts // The Economic History Review. — 2014. — Vol. 67. — No 3. — P. 627-651.

В графических моделях исходным периодом, соответствующим условным 100%, выбраны: 1913 г. — для периода НЭП в СССР; 1939 г. — для послевоенного восстановления в СССР и Европе; 1950 г. — для Южной Кореи — год начала Корейской войны и первый, за который имеются данные; 1955 г. — для Вьетнама — год начала военного противостояния между Севером и Югом; годы войны пропущены. Для СССР данные единого формата за 1941-1945 гг. отсутствуют. Для Западной Европы использованы агрегированные данные по Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Нидерландам, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции. Объединенный график восстановления СССР и Европы после Второй мировой войны показывает относительный рост экономики, т.к. к 1939 г., который взят за 100% по СССР и по Европе, ВВП на душу в СССР был почти в 2,3 раза ниже. Фактический уровень восстановления экономики Европы на 1939 г., в СССР был достигнут к 1968 г.

Таким образом, страновой анализ восстановления промышленного сектора экономики важен для понимания сути процессов восстановления: оценки сложившейся обстановки, выявлении экономических, социальных, политических рисков, исследования развития экономики в целом, отраслей промышленного сектора для последующей разработки собственных программ восстановления и стратегий развития.

Список литературы

1. Айдинов Х.Т. Восстановление экономики СССР в послевоенный период (1945-1948) // Власть. — 2016. — № 10. — С. 160-164.

2. Афиани В.Ю. Проблемы репараций на Ялтинской конференции. По документам личного фонда И.М. Майского в архиве РАН // Вестник Архивиста. — 2016. — № 1. — С. 111-121.

3. Боброва В.Д. Программа американской помощи в восстановлении экономики послевоенной Европы (план Маршалла) // Вестник Московского государственного университета печати. — 2011. — № 12. — С. 71-79.

4. Литвиновский ИА. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны // Российские и славянские исследования: сб. науч. статей. — Мн.: БГУ. — 2004. — С.228-232.

5. Морозова ВА. Разработка и реализация четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны // Сб. ст. I Международной научно-практической конференции. — Могилев, 2022. — Т. 2. — С. 27-32.

6. Невский С.И., Болдырев Р.Ю., Плюмпе В. Германские репарации после второй мировой войны: политические решения и экономические оценки // Электронный научный журнал «История». — 2019. — № 9 (83).

7. Плащинский А. Экономическая дипломатия США. План Маршалла и доктрина Трумэна как элементы одной стратегии // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. — № 4.

8. Половян А.В. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. — М., 2022. — № 2 (191). — С. 58-68. — DOI: 10.47711/0868-6351-191-5868.

9. Cue N.S. Vietnam's Comprehensive Development and Fast Growth in Past 15 Years // Journal of Economic Development. — 2000. — No 73. — P. 6-9.

10. Eichengreen B, Uzan M. The Marshall Plan: economic effects and implications for Eastern Europe and the former USSR // Economic Policy. — 1992. — Vol. 7. — No 14. — P. 13-75.

11. Phuong T.H., Ta G. The Postwar Economic Planning and Development of Vietnam // Southeast Asian Affairs. — 1978. — P. 305-311.

12. Seth M.J. South Korea's Economic Development, 1948-1996 // Oxford Research Encyclopedia of Asian History. — 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.