ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПОСЛЕВОЕННАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В ГАГАУЗИИ (1946 - 1951)
Стойков В.В.
Стойков Владислав Владимирович — магистрант, кафедра истории, Институт гуманитарных наук и социальных технологий, Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: в статье рассматриваются первые послевоенные годы в Молдавии, раскрываются причины побудившие крестьян к коллективизации и показан процесс объединения гагаузов в коллективные хозяйства. Также показана судьба кулаков южной Молдавии и процесс их депортации.
Ключевые слова: коллективизация, артель, кулачество, крестьянство, депортация, сельское хозяйство, партия.
Важным аспектом в развитии экономики Молдавии было увеличение сельскохозяйственного производства. Крестьяне видели в коллективизации возможность улучшить свое социальное и экономическое положение. Крестьяне из нескольких районов предложили восстановить артели, которые работали до Второй Мировой войны. Они обратились к районным властям и ждали помощи от государства. Многие семьи хотели возродить коллективное хозяйство, которое существовал в довоенное время. До 1949 года государство создавало лишь МТС. Летом 1947 года в 45% сел Гагаузии выявились инициативные группы, которые желали создания коллективных хозяйств. Около 35% жителей этих сил выразили желание работать в артели.
Государство не располагало достаточными ресурсами, чтобы помочь коллективным хозяйствам. Власти боялись колхозного движения, старались не дать ему распространиться. Но вопреки этому сдерживанию в одном из сел появилась артель. Там объединились около 40 хозяйств, которые имели около 30 единиц тягловой силы. Они начали совместно работать на земле. В южных регионах Молдовы темп коллективизации был высок. Весной 1948 года на юге Молдовы были объединены 55% крестьян. В середине осени это цифра составила 80%. Работа шла успешно, так как использовалась техника. Именно с ее помощью выполнялся основной труд: культивация 86%, вспашка 65%, яровые 50%, озимые 70%, обмолот 85%, зябь 85% [5, с. 19].
От использования комбайнов, сеялок и тракторов был мощный эффект. Даже зажиточное крестьянство убедилось в преимуществах механизированного производства. На первом этапе государство разрешало кулакам входить в коллективные хозяйства. В Чадыр-Лунгском районе в 1947-1948 годах в коллективные хозяйства вступили 95 Кулаков, в Комратском районе 55. А в 30% коллективных хозяйств Конгазского района кулаки избраны председателями [5, с. 23].
В Молдавии большая часть кулаков были против коллективных хозяйств и завидовали их успешному росту. В 1948-1949 годах кулаки совершили ряд террористических актов и диверсий. Они сжигали МТС и токи, взрывали трактора и разрушали виноградники. Организаторов коллективных хозяйств запугивали и избивали. Было много покушений на убийство. Лидеры сел коллективных хозяйств Бачкалия и Чок-Майдан были убиты. [9, с. 32]. Это дало свои плоды. Работники партии увидели в выселении кулаков улучшение социального положения жителей. С этим заявлением согласились на пленумах всех четырех районов Гагаузии.
Вслед за этим резко началось развитие коллективизации. В селе Томай в 1948 году группа крестьян была приглашена в Сельсовет, где их вынуждали записаться в коллективное хозяйство, отказавшись, они были задержаны до утра следующего дня. Крестьяне обратились в райком партии, после чего виновные были наказаны. Руководство МССР попросило Москву выселить оппозицию и кулаков. Москва дала положительный ответ. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло предложение о депортации с территории МССР крупных торговцев, кулаков, бывших помещиков, пособников фашистским оккупантам, членов прорумынских партий, лиц состоящих в нелегальных сектах, а также членов их семей из вышеперечисленного списка [8, с. 37].
У органов МССР был список из 16 тысяч кулацких хозяйств. Но в Гагаузии их было не большое количество: в Комрате - 105, в Вулканештах - 155, в Чадыр-Лунге - 116, в Конгазе
166. Изначально планировалось депортировать не все кулацкие семьи, а только 1/3 , самых враждебных и экономически сильных, это примерно 5500 человек. Так как некоторая часть кулаков уже состояла в коллективных хозяйствах, а данные лица выселению не подлежали. В начале лета из Гагаузских коллективных хозяйств около 100 кулаков были исключены [6, с. 44].
Богатые и экономически мощные крестьяне остерегались. Некоторые крестьяне обеспокоенные репрессиями успели убежать на Украину в опасениях высылки [7, с. 24]. Спецоперацию провели 5 июля 1949 года. Подлежащим депортации разрешили брать с собой инвентарь для труда, посуду и одежду, а так же продовольствия весом в 1500 кг на семью. Всё остальное конфисковалось: виноградники, сады, недвижимость, транспорт, скотина, птица. Данным лицам выделялось некоторое время для сбора вещей, после чего их отправляли на ЖД станции Бессарабка, Яргара, Болград. Высылка отменялась в следующих случаях: если люди из списка воевали в Советской армии, состояли в коллективном хозяйстве, имели инвалидность и были нетрудоспособны. В южном регионе, соседних с Гагауз Ери районах Кагульском и Бендерском депортации избежали около 200 семей из-за вышеуказанных причин [4, с. 66].
В селах была социальная рознь из-за голода, войны и оккупации. Поэтому выселять кулаков помогали и местные жители. Их число было довольно солидным. В целом всё проходило организованно. В Вулканешстском, Комратском, Чадыр-Лунгском, Конгазском районах обошлось без вооружённых сопротивлений. Не было отмечено ни проявлений террора, ни протестов [2, с. 11].
Национальность депортируемых не учитывалась при высылке. Гагаузов в числе высланных было немало. Кагульский уезд: 1250 семей, из которых 900 кулаков и крупных торговцев и 360 белогвардейцев и профашистов. Бендерский уезд: 1240 семей, в числе которых 442 семьи состоявших в нелегальных организациях и сектах [1, с. 65]. В двух других соседних уездах ситуация сложилась по иному. Число гагаузов подлежащих депортации составляла 20%, но в силу того что они состояли в коллективных хозяйствах, выселены не были.
Согласно экономическим показателям гагаузские крестьяне были очень бедны. Примерное число высланных в Сибирь гагаузских семей в данных двух уездах составило около 210 [3, с. 7].
После высылки данных Семей их дома и участки были разорены. Местные органы власти, а также простые жители быстро разобрали все оставленное добро. Многие высланные уселись и стали проживать в новых регионах, но были и те, кто вернулись обратно домой спустя 5-15 лет. Судьбы у всех этих людей получились разные. Но таков был политический режим, власть устрашала, царил произвол...
Список литературы
1. ГрекулА.В. Формирование и развитие молдавской социалистической нации. Кишинев, 1955.
2. История культурного строительства в СССР: Культура Молдавии за годы Советской власти. Сб. док. в 4-х томах. Т. 2. Кишинев, 1985.
3. История Молдавской ССР. С древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1982.
4. Загородная Е.М., ЗеленчукВ.С. Население Молдавской ССР. Кишинев, 1987.
5. Кристиогло М.С. Процесс коллективизации в Гагауз Ери. Чимишлия, 2001.
6. Культурное строительство в Советской Молдавии. Кишинёв, 1974.
7. Курогло С., Филимонова М. Прошлое и настоящее гагаузской женщины. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1976.
8. Социалистическая индустриализация и развитие рабочего класса Советской Молдавии (1926-1958 гг.). Кишинев, 1970.
9. Царанов В.И. Операция «Юг»: (О судьбе зажиточ. крестьянства Молдавии) / АН Респ. Молдова. Ин-т истории. Кишинев, 1998.