Последствия современных миграционных кризисов для социально-экономической ситуации
Ван Цзяньган,
кандидат исторических наук, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук E-mail: [email protected]
В связи с НТП, а также другими изменениями, произошедшими в обществе, миграция становится все более масштабным явлением. За счет того, что многие из миграционных потоков имеют стихийный характер, меры, принимаемые странами для урегулирования социально-экономической ситуации, не всегда можно назвать эффективными. Цель данной работы - проанализировать основные современные миграционные кризисы. С использованием общенаучных методов, а также системного подхода, в данной статье рассматриваются основные миграционные кризисы, с которыми столкнулось мировое сообщество за последние десятилетия. Проанализированы принятые меры миграционной политики, а также ее последствия как для стран-реципиентов, так и для стран-доноров. На основе проведенного анализа предложены выводы по наиболее релевантным способам борьбы с социально-экономическими, политическими и иными возникшими кризисами.
Ключевые слова: миграция, миграционный кризис, Европейский Союз, рабочая сила.
В последние десятилетия наиболее крупные экономики мира столкнулись с новым глобальным вызовом, последствия которого однозначно оценить сложно - миграционный кризис. Речь идет не только о вынужденной миграции, связанной с масштабным притоком беженцев в десятки стран, но и с добровольной трудовой миграцией, объемы которой продолжают расти. Вместе с тем, миграция, как естественный процесс, возникший вместе с появлением человечества, несет в себе не только негативные последствия, но и может быть полезна для ряда сфер принимающего общества. В данной статье рассматриваются основные миграционные кризисы и методы взаимодействия с ними.
Мексиканский кризис
Одной из самых острых миграционных проблем в современном мире является ситуация на границе США и Мексики. Население США стремительно увеличивается не только за счет рождаемости, но и благодаря процессу иммиграции. Мексиканцы являются самыми многочисленными среди иностранцев, проживающих в США, составляя, по состоянию на 2017 год, 25% от общего числа родившихся за пределами США [16].
Несмотря на протяженную и относительно защищенную 2000-мильную американо-мексиканскую границу, ежегодно в США прибывают сотни тысяч легальных мигрантов. Кроме того, значительную роль здесь играет нелегальный въезд в страну - еще одна характерная особенность американо-мексиканских отношений, т.к. именно по числу нелегальных переходов граница Мексики и США является признанным мировым «лидером». Контролировать перемещения нелегалов гораздо труднее, поэтому большинство оценок строится на приблизительных цифрах, которые варьируются от 0,5 до 1,5 млн человек [2]. Поток нелегальных мигрантов сопровождается
128
криминализацией наркоторговлеи; уголовными преступлениями; беспорядками и т.д. Все это негативно сказывается на отношениях между данными странами.
Проблема нелегальной миграции в США имеет достаточно глубокую историю. До 1980-х гг. в США не было необходимости вносить поправки, связанные с нелегальной миграцией, страна поощряла въезд в страну легальных мигрантов. Однако, позже, из-за роста проблем, связанных с нелегальной миграцией, в особенности из Мексики, стали проводиться реформы, направленные на усовершенствование миграционной политики. Так, в 1986 г. в США был принят «Закон о реформе и контроле над иммиграцией», который был призван ограничить поток нелегальной миграции в страну.
С течением времени в США появлялись все новые законы, направленные на ограничения нелегальной миграции, рассмотрим то, какие меры были приняты.
Во время президентства Барака Оба-мы решение миграционного кризиса на южной границе не являлось первоочередной задачей,так как присутствие США в Ираке и экономический кризис являлись наиболее острыми проблемами того периода [3]. Администрация Барака Обамы вела политику сотрудничества с Мексикой в экономических и миграционных вопросах. Так, совместными усилиями двух стран велась борьба с наркоторговлей: «В июне 2009 г. был подписан закон, увеличивший размер бюджетной поддержки предпринимаемых Мексикой контрнаркотических мер. А в 2011 г. Вашингтон дополнительно выделил 500 млн долл. в рамках финансирования вышеупомянутой «Инициативы Мерида». Ускорившийся обмен разведывательной информацией привел к аресту нескольких мексиканских наркобаронов» [3]. Несмотря на активное политическое, экономическое и социальное сотрудничество, Барак Оба-ма принимал и жесткие меры по борьбе с нелегальной миграцией: за время его руководства из США были высланы
почти 3 млн нелегальных иммигрантов, большинство из которых были именно мексиканцы [3].
Дональд Трамп уделял горазда большее внимание данной проблеме, указывал на неэффективность миграционного законодательства и принимал решительные меры по борьбе с нелегальной миграцией из Мексики. Трамп отождествлял потоки нелегальных мигрантов в страну с нарушением ее безопасности, поэтому одной из самых серьезных и радикальных мер является строительство стены на границе США и Мексики [13].
Согласно результатам анализа данных Государственного департамента Вашингтона, число людей, получающих визы для постоянного въезда в Соединенные Штаты, сократилось на 12 процентов за первые два года пребывания у власти президента Трампа[12].
Следующий президент, Джо Байден, отменил большинство мер, принятых Трампов в рамках ограничения иммиграции, в том числе, прекратил строительство стены между Мексикой и США. Такие меры привели к еще более ужесточившемуся кризису, который ознаменовался рядом катастроф: «В 2021 финансовом году пограничный патруль США произвел более 1,7 миллиона арестов мигрантов, незаконно пересекших американо-мексиканскую границу, что является самым высоким показателем за всю историю» [6].
Согласно данным за последние годы, с 2011-2020 гг., США приняли в общей сложности почти 10,3 миллиона иммигрантов, из которых почти 1,5 миллиона (14,3%) были из Мексики, что более чем в два раза больше, чем в любой другой стране. Таким образом, данный миграционный кризис остается одним из самых крупных в современной мировой истории.
Первостепенное место экономических причин миграции подтверждаются и анализом статистических данных о трудовой миграции из Мексики в США. Указывается на то, что мигранты не только меняют свой социальный статус, но и род деятельности: «В отношении конкретных профессиональ-
129
ных и отраслевых должностей на протяжении трудовой траектории (как последовательности трудовых отношений на протяжении всей жизни) могут быть обнаружены некоторые статистически значимые закономерности (не случайные, с вероятностью более 99%). Сдвиги в трудовых отношениях между Мексикой и США следуют определенным специфическим закономерностям. В случае поездки из Мексики в США занятие сельским хозяйством фиксировалось лишь в два раза реже, чем ожидалось (от 54 до 112). С другой стороны, последующее трудоустройство происходит значительно чаще, чем ожидалось, в секторе ручного труда или в сферах торговли, администрации и гостиниц-ресторанов, если предыдущее трудоустройство имело место в той же стране (Мексика или США) или в Мексике (то есть смена работы связана со страной переезд из Мексики в США)» [15]. Таким образом, мы видим, что миграция, которая связана с экономическими причинами, чаще способствует смене рода деятельности мигрантов.
Такой массовый наплав мигрантов из Мексики в США не мог не отразиться на культуре. Помимо популярности мексиканской кухни в Америке, которая, согласно опросам, пользуется популярностью у большинства населения страны [8], происходит и популяризация языка. Так, испанский язык, который является официальным в Мексике, находится на втором месте по популярности в США после английского, на нем говорит 13,4% населения [9].
Таким образом, миграция из Мексики в США оказывает не только экономическое, но и политическое, социальное и культурное влияние на страну пребывания.
Европейский кризис, связанный с Ближним Востоком и Африкой
Гражданская война в Сирии, начавшаяся в 2011 г. и не прекращающиеся по сей день, привела к серьезным последствиям для Европы, которая ежегодна принимает огромное количество беженцев. Изначально беженцы направлялись на в Ев-
ропейские страны, а в Турцию и Иорданию, но со временем справляться с таким потоком страны не смогли. На сегодняшний день в Европу направляются потоки вынужденных мигрантов не только из Сирии, но и из Афганистана, Северной Африки, в частности из Ливии, где тоже продолжается гражданская война, и даже из стран, расположенных южнее Сахары.
В 2021 г. произошел миграционный взрыв:
• Евростат и ОЭСР говорили о 1,3 млн беженцев, из которых сирийцы составляли четверть всех приезжих, афганцы - почти 17%, иракцы - 12%.
• В 2016 г. Евростат дал следующую статистику беженцев в Европе - около 1,2 млн человек.
Таким образом, мы можем говорить о том, что данное явление имеет массовый характер.
Основными причинами, по которым вынужденные переселенцы направляются именно в Европу следующие: социальные выплаты, которые составляют различные суммы, в зависимости от страны. Например, в Германии, которая является лидером по приему беженцев, выплаты составляют 340 евро в месяц. Помимо денег, после оформления документов на политическое убежище, мигранты получают ряд возможностей: они могут легально работать на территории европейского государства; дети мигрантов могут бесплатно получать образование, ходить на языковые курсы и т.д.
Если правительство стран ЕС смотрит на принятие беженцев как на обязанность, которая была определена в Конвенции о статусе беженцев, принятой в ООН в 1951 году, то местное населения стран реагирует неоднозначно.
Одной из основных причин недовольства граждан является угроза терроризма. Евростатом было зафиксировано, что с 2015 по 2020 г. в странах ЕС выходцы из Ближнего Востока и Северной Африки совершили 118 терактов, которые стали причиной гибели 382 человек. Как показывает опрос Pew Research Center, кризис беженцев и угроза терроризма очень тесно связаны друг с другом в сознании многих европейцев. В восьми
130
из 10 опрошенных европейских стран половина или более считают, что прибывающие беженцы повышают вероятность терроризма в их стране [14].
Помимо социально-экономических проблем, многие исследователи считают, что культурные противоречия между беженцами и коренным населениям могут привести к серьезным последствиям. Одним из основных культурных отличий беженцев является религия. На восприятие европейцами беженцев частично влияет негативное отношение к мусульманам, уже живущим в Европе. В Венгрии, Италии, Польше и Греции более шести из десяти заявили, что у них неблагоприятное мнение о мусульманах в их стране - мнение, которое разделяет по крайней мере каждый четвертый в каждой опрошенной стране [14].
Кроме того, беженцы не спешат приобщаться к европейской культуре, что, вероятно, связано с мультикульту-рализмом, принятым в Европе. Исследователи выделяют 4 модели реакции принимающей стороны на мигрантов (полное исключение, дифференциальное исключение (сегрегация), ассимиляция и плюрализм) и 4 базовые модели адаптационной стратегии, используемые мигрантами (пассивная автаркия, агрессивная автаркия, ассимиляция, интеграция). В ЕС действует плюралистическая модель, которая позволяет иммигрантам образовывать общины по этническому принципу, говорить на родном языке, сохранять свою культуру [4].
Таким образом, можно говорить о том, что европейцам трудно принять массовую миграцию. Причиной этому во многом служит то, что вынужденные мигранты не стремятся пройти процесс адаптации, выучить язык, принять культурные особенности. Все это ведет к опасениям, общество не исключает вероятность и роста преступности в ЕС, и даже крупных межэтнических конфликтов.
Миграционный кризис, к которому Европа оказалась не готова, привел к расколу в обществе, в том числе среди политического руководства стран. Так, в Германии, по данным The Guardi-
an, более 10 тысяч человек, прибывших с 2015 года, за пять лет овладели языком настолько, чтобы поступить в учебные заведения. За тот же период более половины прибывших мигрантов устроились на работу и начали платить налоги. Успешная интеграция мигрантов, их положительное влияние на экономику страны, способствовала тому, что Ангела Меркель настаивала на продолжении приема беженцев. Однако, лидеры других стран, например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выступал против приема беженцев, указывая на то, что польза для экономики не может перечеркнуть ущерб, который наносят мигранты. Кроме того, одной из причиной выхода Великобритании из ЕС называют потоки мигрантов, которых в страну прибыло более 1 миллиона.
Таким образом, миграционный кризис привел к расколу в Европейском обществе, а также к социально-экономическим проблемам, которые до сих пор остаются нерешенными. Серьезные изменения произошли и в этническом составе, к примеру, в 2015-м на каждые 100 тысяч венгров приходилось 1170 мигрантов. Потоки беженцев в Европу на сегодня являются серьезной опасностью для ее целостности, в следствие чего необходимо принимать меры по усовершенствованию миграционной политики. Кроме того, данная ситуация стала показательной для многих стран.
Украинский миграционный кризис
Как уже было сказано выше, с 2015 года в ЕС не утихают разговоры о миграционном кризисе, который обусловлен притоком вынужденных мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Руководством многих стран ЕС были приняты меры по ужесточению миграционной политики, которые снизили нагрузку, однако, не искоренили проблему. В 2022 году, в связи с событиями на Украине, Европа вновь вынуждена принимать беженцев.
Согласно данным УВКБ ООН от 6 декабря 2022 года, в Европе зарегистрировано 7 832 493 беженца. Среди стран ЕС больше всего беженцев приходится
131
на Польшу (более 1,5 млн чел. на 6 декабря 2022 года). При этом в Польше выплачивается самое низкое пособие среди европейских стран - около 15 евро на человека. Самое большое денежное пособие в Германии - 449 евро на человека. Еврокомиссия выделяет огромные средства на содержание беженцев. Так, только в мае было выделено 248 млн евро в качестве экстренной помощи пяти государствам ЕС, принимающих беженцев - Венгрии, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.
Для того, чтобы регламентировать политику приема беженцев, Европейский парламент поднял вопрос о введении в действие Директивы о временной защите (2001 г.). Данный документ о «минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещённых лиц» была разработана в условиях массового приезда беженцев из бывшей Югославии в Германию в 1999 г. Принятие директивы было необходимо в сложившейся ситуации, так как в короткие сроки в страны ЕС пребывали массовые миграционные потоки, с которыми невозможно справиться в обычных условиях. Интересно, что до 2022 года ДВЗ ни разу не была введена в действие, кроме того, она распространяется на все страны ЕС, кроме Дании.
Юридическое значение временной защиты и статуса беженца различны. Если первую категорию украинец может получить сразу же при пересечении границы, что позволит ему направиться в любую страну ЕС, то оформление убежища - длительная процедура, которая может длиться несколько месяцев и больше. Во-многом, мера ДВЗ упрощает работу пограничной службы и частично разгружает страны, которые граничат с Украиной, позволяя использовать их только в качестве транзитной зоны.
Однозначно оценивать отношение европейцев к новому потоку беженцев пока что рано, однако уже сегодня можно говорить о некотором противоречии. В европейском обществе все чаще звучит мнение о том,что к украинским мигрантам отношение более толерантное,
нежели к беженцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Более лояльное отношение может объясняться более тесной культурной идентичностью, которая горазда ближе между европейцами и украинцами, нежели между другими мигрантами в ЕС. Однако, Европа ожидает экономический спад, который может негативно отразиться не только на качестве жизни, но и на отношении к мигрантам. Уже сегодня в Польше были приняты меры, способствующие частичному снятию беженцев с иждивения: там сократили выплаты полякам за размещение украинцев, отменили бесплатный проезд, оставив гарантированную помощь только самым уязвленным категориям. Таким образом, страны ЕС пытаются обезопасить свою экономику. Возможно, сегодняшние вложения и будут со временем окупаться путем вложения вновь прибывших в экономическое, социальное и др. развитие страны, но точных прогнозов на данный счет пока что нет. Наиболее серьезная опасность, которая сегодня назревает в европейском обществе основана на неравных правах и слишком сильно дифференцированном отношении к мигрантам из различных стран, что может привести к социальным конфликтам, межэтническому напряжению. Наряду с данной проблемой все еще стоит вопрос о том, как долго ЕС сможет оказывать экономическую поддержку беженцам и к каким результатам для экономики это приведет.
Миграционные потоки в РФ из Центральной Азии
Миграция из стран Центральной Азии в РФ не связана с военными конфликтами, либо другими серьезными потрясениями. Главной причиной такой миграции является социально-экономическое положение стран выбытия. Именно поэтому, миграции из Центральной Азии в РФ является, в основном,трудовой. По данным МВД РФ, за период январь-октябрь 2022 года число фактов постановки на миграционный учет превысило показатель за аналогичный период предыдущего года примерно на 30%
132
и достигло 14,16 млн (за тот же период 2021 года - 10,61 млн).
Согласно данным Росстата за 20102018 гг., больше всего иммигрантов в РФ пребывает из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана. Преобладают среди прибывших люди молодого и среднего возраста.
Согласно данным пограничной службы МВД России за 2021 год, суммарно из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана прибыло 4.580.399 человек, из них 2.255.052 человек указало работу в качестве основной причины. Такие данные также указывают на трудовой характер миграции в РФ из Центральной Азии.
Выгода такой масштабной трудовой миграции для стран Центральной Азии выражается в экономических результатах: согласно Всемирному банку, по итогам 2021 годы объёмы денежных переводов эквивалентны 35% ВВП Таджикистана, 13% ВВП Узбекистана и 33% ВВП Кыргызстана. Такие объемы говорят о зависимости стран Центральной Азии от миграции в РФ. В Таджикистане, например, денежные переводы из РФ являются основным инструментом по борьбе с бедностью и социально-экономическим неравенством [1]. Однако, такая практика в долгосрочной перспективе не приводит к желательным результатам, так как полученные средства расходуются в основном на краткосрочные цели: питание; одежда; развлечения и т.д., а не на образование, предпринимательскую деятельность и т.д. Таким образом, практика трудовой миграции неспособна искоренить бедность в стране выбытия, однако, оказывает позитивное воздействие на экономическое положение конкретных индивидов.
Экономические последствия трудовой миграции из Центральной Азии для России нельзя оценивать однозначно, так как они имеют как позитивные, так и негативные аспекты. Благоприятное влияние во многом связано с тяжелой демографической ситуацией в РФ, с которой на данный момент сталкивается большинство стран Европы. Естественная убыль населения отражается на мно-
гих факторов, среди которых, конечно, и рынок труда. Доля мигрантов на российском рынке труда составляет до 10% от общего количества работников, а в Москве этот показатель может доходить до 25%, речь идет как о приехавших на заработки иностранцах, так и об уже ассимилированных выходцах из других стран, постоянно проживающих в России и получивших российское гражданство [7]. Можно сказать, что на трех трудоспособных граждан РФ приходится один мигрант. Важно подчеркнуть, что учитывается только легальная миграция, но даже если брать в расчет только ее, очевидно, что рынок труда нуждается в мигрантах. Об этом говорит и реакция в российском обществе на спад миграции в период пандемии в COVID-19, когда в СМИ указывали на нехватку рабочей силы [11]. Таким образом, можно говорить о том, что между РФ и странами Центральной Азии существует взаимная экономическая зависимость.
Другое следствие потока трудовых мигрантов в РФ - удешевление рабочей силы. С одной стороны, такая тенденция позитивно сказывается на местных жителях, которые могут позволить себе большинство услуг, так, например, с оттоком мигрантов, в связи с закрытием границ в пандемию, цены на такси в РФ заметно повысились [10]. С другой стороны, местное население РФ недовольно трудовой миграцией, в связи с падением спроса на рынке труда и низкому росту заработной платы в долгосрочной перспективе. Так, согласно данным опроса ВЦИОМ, «Мнение о том, что иммигранты создают конкуренцию на рынке труда и «отнимают» работу у местных жителей, разделяют 44% россиян, 37% с ним не согласны, а 16% отчасти согласны, отчасти - нет. Около половины россиян (49%) согласны с суждением, что зарплаты местных жителей повысятся, если на рынке труда не будет мигрантов, треть (31%) с этим не согласны, а 14% частично согласны, а частично не согласны» [5].
Таким образом, миграция из Центральной Азии в РФ имеет как положительные, так и негативные послед-
133
ствия. С одной стороны, она является взаимовыгодной: страны Центральной Азии посредством переводов борются с бедностью, РФ же восполняет трудовые ресурсы, в которых нуждается из-за отрицательного естественного прироста. С другой стороны, миграция порождает ряд проблем: рост безработицы для местного населения; замедленный рост заработной платы в ряде специальностей; рост преступности; дисбаланс в этническом составе. На наш взгляд, в сложившейся ситуации миграция необходима, однако, важно: содействовать рациональному росту внутренней миграции, посредством которой можно восполнить нехватку трудовых ресурсов в отдельных регионах РФ. Сегодня Россия столкнулась с серьезным дисбалансом: ряд регионов (преимущественно Центральный) переполнены трудовыми ресурсами, в то время как часть регионов (в особенности Дальневосточный) нуждается в трудовых ресурсах. Массовая внутренняя миграция, на наш взгляд могла бы не только стабилизировать данную ситуацию, но и поспособствовала бы решению проблемы бедности, социально-экономического неравенства в стране.
Выводы
Миграционные кризисы являются одной из ключевых проблем современного мира. Они возникают из-за ряда факторов, таких как политическая нестабильность, экономические трудности и насилие в странах-реципиентах. Эти кризисы вызывают серьезные опасения для мигрантов, которые ищут лучшие жизненные условия в новой стране.
Одним из основных опасений является отсутствие безопасных и легальных маршрутов для миграции. Это приводит к тому, что многие мигранты оказываются вынужденными пользоваться услугами людей, организовывающих нелегальную миграцию: торговцев людьми. Это приводит к риску быть задержанными или даже убитыми в пути.
Другим опасением является отсутствие достаточной защиты и поддержки для мигрантов в новой стране. Многие мигранты сталкиваются с дискримина-
цией и предрассудками, а также с проблемами доступа к жилью, здравоохранению и образованию. Это может привести к социальной изоляции и неравенству, а также к неспособности мигрантов полноценно интегрироваться в новую среду.
Также следует отметить, что миграционные кризисы имеют значительное влияние на экономику и общество принимающих стран. В связи с этим, требуется координированная международная реакция на миграционные кризисы, которая будет учитывать интересы и потребности всех сторон.
Именно минимизация рисков и становится сегодня первоочередной задачей науки. Отказаться от миграционных потоков невозможно, именно по этой причине все большее развитие получает организованная миграция, направленная на борьбу с бедностью. Конечно, и такая миграция имеет риски: ее акторы - не только легальные общественно-политические организации, но и криминальные группировки. Перед современной наукой стоит задача не только понять, как снизить миграционные риски, но и как максимизировать положительное влияние миграции. Важно выяснить, возможно ли побороть бедность с помощью грамотной миграционной политики и какие методы наиболее действенны в данном вопросе.
Литература
1. Бедрина Е.Б., Фаизова А.Р. Миграция в Россию как способ решения проблемы бедности Таджикистане // Human Progress. 2019. Том 5, Вып. 6.
2. Гришина А.Е. Миграционное измерение американо-мексиканских отношений // Актуальные проблемы современных международных отношений, 2016 г., С. 26
3. Косевич Е. Ю. Мексикано-амери-канские отношения в период президентства Барака Обамы. - Латинская Америка. 2018. № 1. С. 63-75.
4. Шлапеко Е.А., Столкновение идентич-ностей: интеграция беженцев в Европе (на примере финского города Торнио), 2016 г.
134
5. «Трудовые иммигранты в России: вклад, положение, отношение» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ trudovye- i mmigranty-v-rossii-vklad-polozhenie-otnoshenie (дата обращения: 19.01.2023)
6. «Рекордное количество задержаний мигрантов на американо-мексиканской границе» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.bbc.com/news/ world-us-canada-59019791 (дата обращения: 19.01.2023)
7. «FinExpertiza составила рейтинг регионов РФ с самой высокой концентрацией трудовых мигрантов». [Электронный ресурс]. URL: https:// finexpertiza.ru/press-service/research-es/2020/trud-migrant/ (дата обращения: 19.01.2023)
8. «В каком городе США больше всего мексиканских ресторанов?» [Электронный ресурс] - https://themoney.co/ ru/how-many-mexican-restaurants-are-in-the-united-states/ (дата обращения: 19.01.2023)
9. «Использование языка в Соединенных Штатах», Бюро переписи населения США, 2019 г.
10. «Куда пропали водители: как отток мигрантов сказался на ценах на такси в России». [Электронный ресурс]. URL: https://tj.sputniknews. ru/20201028/russia-ottok-migrantov-tseny-taksi-1032168054.html (дата обращения: 12.01.2023)
11. «На стройках РТ из-за нехватки мигрантов на 7% сократилось число рабочих». [Электронный ресурс]. URL: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/ 62f393829a7947450f57abd3 (дата обращения: 11.01.2023)
12. Эбигейл Хауслонер и Эндрю Бар-тон о том, как Трамп меняет облик легальной иммиграции // [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www. washingtonpost.com/national/how-trump-is-changing-the-face-of-legal-immigration/2018/07/02/477c78b2-
65da-11 e8-99d2-0d678ec08c2f_story. html (дата обращения: 19.01.2023)
13. Полная стенограмма CNBC: Передача CNBC "Ваши деньги, ваш голос: Президентские дебаты республиканцев" // [Электронный ресурс]. -Режим доступа - URL: https://www. cnbc.com/2011/11/10/full-transcript. html (дата обращения: 10.01.2023)
14. «Европейцы опасаются, что волна беженцев будет означать больше терроризма, меньше рабочих мест» // [Электронный ресурс]. -Режим доступа - URL: https://www. pewresearch.org/global/2016/07/11/ europeans-fear-wave-of-refugees-will-mean-more-terrorism-fewer-jobs/ (дата обращения: 23.01.2023)
15. Прайс, Л. Динамика транснациональных социальных пространств в Мексике-США-миграция. - Сравнительные миграционные исследования. 2019. № 7. С. 34.
16. «Число мексиканских иммигрантов и их доля в общей численности иммигрантов в США, 1850-2017» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL: https://translated.turbopages.org/ proxy_u/en-ru.ru.a7d3d92b-63ce3f50-33b87858-74722d776562/https/www. statista.com/statistics/674759/share-of-us-immigrants-originating-from-mexico/ (дата обращения: 23.01.2023)
THE CONSEQUENCES OF MODERN MIGRATION CRISES FOR THE SOCIOECONOMIC SITUATION
Wang Jianguang
Institute of Demographic Research of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences
Due to the STP, as well as other changes that have occurred in society, migration is becoming an increasingly large-scale phenomenon. Due to the fact that many of the migration flows are spontaneous, the measures taken by countries to resolve the socio-economic situation can not always be called effective. The purpose of this work is to analyze the main modern migration crises. Using general scientific methods, as well as a systematic approach, this article examines the main migration crises that the world community has faced over the past decades. The
135
measures of migration policy taken, as well as its consequences for both recipient and donor countries are analyzed. Based on the analysis, conclusions are proposed on the most relevant way to combat socio-economic, political and other emerging crises.
Keywords: migration, migration crisis, European Union, labor force.
References
1. Bedrina E.B., Faizova A.R. Migration to Russia as a way to solve the problem of poverty in Tajikistan // Human Progress. 2019. Volume 5, Issue 6.
2. Grishina A.E. Migration dimension of American-Mexican relations // Actual problems of modern international relations, 2016, p. 26
3. Kosevich E.Y. Mexican-American relations during the presidency of Barack Obama. -Latin America. 2018. No. 1. pp. 63-75.
4. Shlapeko E.A., Clash of identities: integration of refugees in Europe (on the example of the Finnish city of Tornio), 2016
5. "Labor immigrants in Russia: contribution, position, attitude" // [Electronic resource]. - Access mode - URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trudovye-immigranty-v-rossii-vklad-polozhenie-otnoshenie (accessed: 19.01.2023)
6. "A record number of detentions of migrants at the US-Mexican border" // [Electronic resource]. - Access mode - URL: https://www. bbc.com/news/world-us-canada-59019791 (accessed: 19.01.2023)
7. "FinExpertiza has compiled a rating of the regions of the Russian Federation with the highest concentration of migrant workers." [electronic resource]. URL: https://finex-pertiza.ru/press-service/researches/2020/ trud-migrant / (accessed: 19.01.2023)
8. "Which city in the USA has the most Mexican restaurants?" [Electronic resource] -https://themoney.co/ru/how-many-mexican-restaurants-are-in-the-united-states / (accessed: 01/19/2023)
9. "Language use in the United States", U.S. Census Bureau, 2019
10. "Where the drivers disappeared: how the outflow of migrants affected taxi prices in Russia." [electronic resource]. URL: https:// tj.sputniknews.ru/20201028/russia-ottok-migrantov-tseny-taksi-1032168054.html (accessed: 12.01.2023)
11. "The number of workers at the construction sites of the Republic of Tatarstan has decreased by 7% due to the lack of migrants." [electronic resource]. URL: https:// rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/62f393829a-7947450f57abd3 (accessed: 11.01.2023)
12. Abigail Hausloner and Andrew Barton on how Trump is changing the face of legal immigration // [Electronic resource]. - Access mode -URL: https://www.washingtonpost.com/ national/how-trump-is-changing-the-face-of-legal-immigration/2018/07/02/477c78b2-65da-11e8-99d2-0d678ec08c2f_story. html (accessed: 19.01.2023)
13. Full transcript of CNBC: CNBC Broadcast "Your money, your voice: The Republican Presidential Debate" // [Electronic resource]. - Access mode - URL: https:// www.cnbc.com/2011/11/10/full-transcript. html (accessed: 10.01.2023)
14. "Europeans fear that a wave of refugees will mean more terrorism, fewer jobs" // [Electronic resource]. - Access mode -URL: https://www.pewresearch.org/glob-al/2016/07/1 1/europeans-fear-wave-of-refugees-will-mean-more-terrorism-fewer-jobs / (accessed: 23.01.2023)
15. Price, L. Dynamics of transnational social spaces in Mexico-USA-migration. - Comparative migration studies. 2019. No. 7. p. 34.
16. "The number of Mexican immigrants and their share in the total number of immigrants in the United States, 1850-2017" // [Electronic resource]. - Access mode - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/ en-ru.ru.a7d3d92b-63ce3f50-33b87858-74722d776562/https/www.statista.com/ statistics/674759/share-of-us-immigrants-originating-from-mexico / (accessed: 23.01.2023)
136