Научная статья на тему 'Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки'

Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки»

Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки*

УДК 339.543 ББК 65.428

И 298 В.В. Идрисова

При введении нетарифного барьера, логарифм импорт сокращается на 3 , а при росте собственной цены с учетом пошлины на 1%, логарифм импорта сокращается на є . Соответственно, процентный рост цены, эквивалентный нетарифной мере, есть 3

є

Адвалорный эквивалент нетарифных мер, рассчитанный по результатам оценки уравнения (7) равен 4,1%, т.е. если в одной стране установлена хоть какая-нибудь нетарифная мера, то импорт любого товара (на который установлена эта нетарифная мера) из любой страны в нее будет меньше на ту же величину, как если бы цена этого товара увеличилась на 4,1%.

Далее перейдем к оценке уравнения (5) с включением десяти наиболее часто используемых нетарифных мер в рассматриваемых странах-импортерах. Перечислим их:

0 лицензирование

0 необходимость в получении разрешения для защиты здоровья человека (данная мера является требованием по получению лицензии на импорт товара, с целью защиты здоровья человека)

0 необходимость в получении разрешения для гарантии безопасности национальных интересов (данная мера является требованием по получению лицензии на импорт товара, с целью защиты национальных интересов)

0 сертификация (технические требования к товару)

0 требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека (данная мера является требованием по прохождению сертификации)

0 требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья животных (данная мера является требованием по прохождению сертификации)

0 требования к определенным характеристикам товара для защиты окружающей среды (данная мера является требованием по прохождению сертификации)

0 требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека (данная мера является требованием по прохождению сертификации)

0 требования к маркировке товара (в используемой базе данных Comtrade требования к маркировке импортной продукции сводятся к наличию акцизных марок на табачной и алкогольной продукции)

0 требование по получению акта о прохождении ветеринарного контроля.

Результаты оценки уравнения (5) с усредненной по всем товарам эластичностью спроса по цене приведены в таблице 3.

Из представленных результатов видно, что практически все переменные (кроме трех нетарифных мер) являются значимыми на 3% уровне и имеют ожидаемый и правильный знак.

* Окончание статьи. Начало см. в №12 за 2010 год.

Таблица 3

Результаты оценки уравнения (5) с 10 наиболее часто используемых нетарифных мер

Зависимая переменная: логарифм объема импорта отдельного вида продукции

10 стран-импортеров, все наименования товаров

Количество наблюдений: 524870

Количество товарных групп: 6191_______________

Объясняющая переменная Значения коэффициентов Р-уа1ие

ВВП страны-импортера 0.547 0.000

ВВП на душу населения страны -импортера 1.940 0.000

Доля промышленности в экономике страны-импортера -4.443 0.000

Доля сельского хозяйства в экономике страны-импортера -1.037 0.000

Доля сферу услуг в экономике страны-импортера -12.126 0.000

Доля городского населения в стране -импортере 0.735 0.000

Лицензирование -0.274 0.000

Необходимость в получении разрешения для защиты здоровья человека 0.472 0.000

Необходимость в получении разрешения для гарантии безопасности национальных интересов -0.279 0.000

Сертификация (технические требования к товару) -0.047 0.490

Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека -0.037 0.027

Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья животных 0.083 0.271

Требования к определенным характеристикам товара для защиты окружающей среды 0.083 0.095

Требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека -0.041 0.003

Требования к маркировке товара -0.347 0.000

Ветеринарный контроль 0.098 0.016

Стоимость товара с учетом импортной пошлины -0.947 0.000

Константа 56.390 0.000

К 0.37

Источник: расчеты автора

Однако три переменные, а именно: «Необходимость в получении разрешения для защиты здоровья человека», «Требования к определенным характеристикам товара для защиты окружающей среды» и «Требование по получению акта о прохождении ветеринарного контроля» являются значимыми на 10% уровне, но имеют неверный положительный знак. Одним из возможных объяснений таких результатов может являться наличие эндогенности в рассматриваемой модели. Согласно нашим гипотезам, введение нетарифной меры для любого товара приводит к некоторому снижению объемов импорта данного товара, но, возможно, присутствует и обратная связь:

если объемы импорта какого-то товара начинают превышать некий (определенный внешнеторговой политикой страны) уровень, то регулирующий орган принимает решение о введении нетарифной меры на данный товар6. В таком случае, знак коэффициентов при нетарифных мерах может оказаться положительным.

В таблице 4 представлены адвалорные эквиваленты для тех видов нетарифных мер, коэффициенты при которых оказались значимыми и имеют правильный отрицательный знак.

Теперь мы переходим к оценке уравнения (5) с различными угловыми коэффициентами

для различных групп товаров и 10 нетарифными мерами (см. перечень выше). Для этого, из 6191 товарных позиций с 6-значным кодом по классификации ТН-ВЭД было сформи-

ровано 230 групп товаров с 3-значным кодом по ТН-ВЭД. Таким образом, оцениваемое уравнение теперь выглядит следующим образом:

1п тП’е = ап1 + аи 1п GDPi + а211п GDP _ pci + а311п Indi + ал11п Agri + «5, 1п Servi + а6,1п ЦгЬ _ popl + £ Рк}ШВП:1 + г, 1п р":Є (1 + ^

(1)

к

где 1 - номер товарной группы, п - порядковый номер товара внутри товарной группы 1,

1 - страна импортер, е - страна экспортер.

По результатам оценки уравнения (8) можно отметить, что все коэффициенты имеют правильный ожидаемый знак. Все коэффициенты при переменной «Цена единицы импортируемого товара с учетом импортных пошлин» лежат в отрицательной области, что свидетельствует о правильном знаке эластичности

спроса по цене (медиана набора данных равна -0.99). 0.95-квантиль набора данных по коэффициентам при переменной «Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека» для различных групп равна 0; а для набора данных по коэффициентам при переменной «Требования к определенным характеристикам товара для безопасности человека» 0.75-процентная квантиль равна нулю.

Таблица 4

Адвалорные эквиваленты для некоторых нетарифных мер

Нетарифная мера Адвалорный эквивалент

Лицензирование 28.5 %

Необходимость в получении разрешения для гарантии безопасности национальных интересов 29.4 %

Сертификация (технические требования к товару) 4.9 %

Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека 3.9 %

Требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека 4.3 %

Требования к маркировке товара 36.6 %

Источник: расчеты автора

Ниже представлены результаты оценки адвалорных эквивалентов некоторых нетарифных мер для различных товарных групп.

Согласно приведенным результатам оценки уравнения (8), нетарифная мера «Требования к определенным характеристикам товара для защиты окружающей среды» приводит к значимому снижению импорта только для товарных групп 31-39: «Удобрения», «Экстракты дубильные и красильные», «Химические продукты» и «Пластмассы и изделия из них». Разность в объемах импорта данных товарных групп между страной, где данная нетарифная мера используется и страной, где эта мера не введена, составляет 37-100% от объема импорта данного товара в страну, где нетарифная мера введена. Данный результат можно считать крайне показательным, так как това-

ры из данной товарной группы действительно являются одними из самых потенциально опасных для окружающей среды.

Перечень товаров, на импорт которых существенное влияние оказывает введение меры «Требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека» также является ожидаемым и интуитивным: в их число входит группа 091 «Кофе и чай» -169% (% от импорта в страну, где мера введена) разница в объемах импорта между страной, где данная мера применяется и страной, где эта мера отсутствует, 400, 401 «Каучук, резина» - 136%, 391, 392 «Пластмассы и изделия из них» - 81%, 841-848 «Реакторы ядерные, котлы, оборудования и механические устройства» - 53% и 850, 852, 853 «Электрические машины и оборудование» - 28%.

Таблица5

Результаты оценки влияния нетарифных мер на физический объем импорта 3-значных

товарных групп для уравнения (8)

Нетарифная мера «Лицензирование»

Группа товаров Изменение объемов импорта,1 %

070, Овощи и корнеплоды 223

900, Инструменты и аппараты оптические 108

960, Разные готовые изделия 45

220, Алкогольные и безалкогольные напитки 40

Нетарифная мера «Необходимость в получении разрешения для гарантии безопасности национальных интересов» (Сертифицирование)

Группа товаров Изменение объемов импорта, %

901, Аппаратура для фотолабораторий 83

392, Изделия из пластмасс 63

830, Изделия из драгоценных металлов 57

852, Электрические машины и оборудование 28

Нетарифная мера «Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья _____________________________человека» (Сертифицирование)_____________________________

Группа товаров Изменение объемов импорта, %

410, Необработанные шкуры 2511

810, 811, Недрагоценные металлы, металлокерамика 271

021, Мясо и мясная продукция 248

080,081, Фрукты и орехи 228

070, 071, Овощи и корнеплоды 223

701, 702 Стекло и изделия из него 218

401, Каучук, резина 175

090, 091, Кофе, чай 170

030, Рыба и ракообразные 140

100, Злаки 138

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

901, 902, 903, Инструменты и аппараты оптические 112

040, Молочная продукция, яйца 106

350, Белковые вещества, модифицированные кр ахмалы 88

240, Табак и его промышленные заменители 85

292, 293, Органические химические соединения 60

180, Какао и продукты из него 58

151, Жиры и масла 36

210, Разные пищевые продукты 32

Нетарифная мера «Требования к определенным характеристикам товара для защиты

Г руппа товаров Изменение объемов импорта, %

320,321, Экстракты дубильные или красильные 100

380, Химические продукты 59

310, Удобрения 52

390, Пластмассы и изделия из них 48

350, Белковые вещества, модифицированные кр ахмалы 37

Нетарифная мера «Требования к определенным характеристикам товара для гарантии

Г руппа товаров Изменение объемов импорта, %

281, Продукты неорганической химии 188

091, Кофе и чай 169

890, Суда, лодки и плавучие конструкции 147

911,Часы 147

400, 401, Каучук, резина 136

370, Фото- и кинотовары 134

680, 681, Изделия из камня, гипса, цемента и др. 120

830, Изделия из недрагоценных металлов 100

730, 731, Изделия из черных металлов 92

902, 903, Инструменты и аппараты оптические 89

441, Древесина и изделия из нее 85

391, 392, Пластмассы и изделия из них 81

841, 842, 844, 845, 846, 847, 848, Реакторы ядерные, котлы, оборудования и механические устройства 53

820, 821, Инструменты, приспособления 33

640, Обувь, гетры и аналогичные изделия 31

850, 852, 853, Электрические машины и оборудование 28

630, Готовые текстильные изделия 26

940, Мебель, постельные принадлежности 16

Нетарифная мера «Ветеринарный контроль»

Г руппа товаров Изменение объемов импорта, %

410, Необработанные шкуры 2254

040, Молочная продукция, яйца 196

020, Рыба и ракообразные 150

960, Разные готовые изделия 39

т,

і ) , где т'1'Є импорт товара п, группы 1 из страны е в страну 1, где нетариф-

„п,1

Примечания к таблице: 1 Р = 1п(" п ,1

ная мера введена, - импорт товара п, Группы 1 из страны е в страну 2, где данная нетарифная мера не введена. Т.е.

при отмене страной - импортером 1 нетарифной меры на любой товар п из группы 1, импорт каждого товара из группы 1 в данную страну 1 увеличится на указанное количество процентов, по сравнению со страной 2, где данная нетарифная мера введена.

Источник: расчеты автора

Разность в объемах импорта товарной группы 410 «Необработанные шкуры» между страной, где нетарифная мера «Ветеринарный контроль» применяется и страной, где данного ограничения нет, равна 2254% (% от импорта в страну, где мера введена)7. Существенное влияние на импорт оказывает применение данной меры и для некоторых пищевых продуктов: так, разность в объемах импорта товарных групп

040 «Молочная продукция и яйца» и 020 «Рыба и ракообразные» между страной, где «Ветеринарный контроль» применяется и страной, где эта мера не применяется, составляет 196% и 150% (% от импорта в страну, где мера введена) соответственно.

Ниже на диаграммах представлены адвалорные эквиваленты основных нетарифных мер для различных 3-х значных товарных групп.

Рисунок 3

Адвалорные эквиваленты нетарифной меры «Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека» для 3-хзначных товарных групп

4С0 -

380 -360 -340 -320 -3С0 -280 -260 -240 -220 -200 -

3260

3 180 -

160 -140 -120 -100 -80 -60 -40 -20 -

Л

410 810 702 091 081 071 701 401

903 811 070 021 901 030 040 090 350 240 902 1 00 293 1 80 292 210 1 51 3-х значный код товарной группы

Источник: расчеты автора

0

Из представленного выше рисунка видно, что адвалорный эквивалент товарной группы 410, «Необработанные шкуры» оказывается существенно выше среднего уровня - 3260%. Столь высокая величина адвалорного эквивалента, может быть связана с наличием внутренних производителей данного товара и сложившемся равновесием в их конкуренции с иностранными производителями8. Очевидно, что в таких условиях разница в объемах импорта рассматриваемого товара между этими двумя странами может быть существенной, но при этом не будет напрямую связана с барье-

рами, вызванными установлением нетарифных ограничений.

Что касается остальных товарных групп, то результаты оказываются вполне ожидаемыми: адвалорный эквивалент выше среднего уровня оказывается у продуктов питания, ниже среднего у инструментов и аппаратов оптических и продукции органической химии.

На рисунке ниже представлены адвалорные эквиваленты нетарифной меры «Требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека».

Рисунок 4

Адвалорные эквиваленты нетарифной меры «Требования к определенным характеристикам товара для гарантии безопасности человека» для 3-х значных товарных групп

210 -т 200 190 180 4170 160 + 150 140 -І-130 4120 110 4100 90 480 70 60 + 50

40 430 -20 -10 40

091 890 911 401 370 903 281 681 830 848 730 902 441 680 391 844 821 846 731 400 847 842 845 640 820 392 841 630 852 853 940 850

3-х значный код товарной группы

Источник: расчеты автора

Заключение

Перечислим основные содержательные выводы из проведенного анализа межстрано-вой чувствительности импорта к различным нетарифным мерам регулирования внешней торговли.

Используемая в работе логарифмическая модель хорошо описывает изменения в объемах потребления импортных товаров. Об этом свидетельствуют однородность описания данных, ожидаемые знаки коэффициентов в регрессии, а также их значимость.

По результатам оценки модели можно сделать вывод, что масштаб экономики и уровень развития страны оказывает значимый положительный эффект на объем импортируемых товаров. Кроме того, эластичность спроса по цене при смене пары импортер - экспортер оказалась равна -0.95, т.е. если одна страна-импортер имеет более высокую цену товара, чем другая, то каждый дополнительный 1% этой разницы в цене приводит к снижению импорта каждого товар из каждой страны на 0,95%.

Влияние нетарифных мер регулирования внешней торговли также оказалось существенным: при введении одной страной-импортером какой-либо нетарифной меры на данный товар, импорт товаров в данную страну снижается по сравнению со странами, не установившими данные меры. При этом величина данного эффекта существенно зависит от вида нетарифной меры: значения соответствующих коэффициентов лежат в пределах (-0.35;-0.04), т.е. при введении какой-либо нетарифной меры в некоторой стране-импортере, спрос на импорт товаров в данной стране снижается на величину от 4% до 35% в зависимости от типа нетарифной меры.

Несмотря на общую однородность данных, расчетные показатели для адвалорного эквивалента различных нетарифных мер для различных групп товаров существенно различаются. Так, по результатам оценки модели с разбиением на 230 групп товаров, величина адвалорного эквивалента находится в пределах (18%; 273%). Это означает, что при введе-

нии некоторой нетарифной меры на конкретную группу товаров, эта мера эквивалентна введению адвалорного тарифа в размере от 18% до 273% в зависимости от вида нетарифной меры. Кроме того, можно отметить, что неодинаковое влияние конкретных нетарифных мер на группы товаров оказалась вполне ожидаемой. Так, например, мера «Требования к определенным характеристикам товара для защиты здоровья человека» оказывает наиболее сильное статистически значимое влияние (адвалорный эквивалент равен 140-240%) на продукты питания, кофе, табак. При этом наименьшее значение (адвалорный эквивалент 20-40%) данная мера оказывает на группы товаров «Жиры и масла».

Оценки, проведенные для 230 трехзначных товарных групп показали, что адвалорный эквивалент нетарифной меры «Лицензирование», в среднем, равен 103%. При этом для товарной группы 070 «Овощи и корнеплоды», введение данной нетарифной меры эквивалентно введению пошлины в размере 201%. Наименьшее значение данная мера оказывает на группы 960 «Различные готовые изделия» и 220 «Алкогольные и безалкогольные напитки».

Адвалорный эквивалент нетарифной меры «Необходимость в получении разрешения для гарантии безопасности национальных интересов (Сертифицирование)», в среднем, оказался равным 70%. Наибольшее влияние данная нетарифная мера оказывает на товары групп 901 «Аппаратура и изделия для фотолабораторий» и 392 «Изделия из пластмасс» (адвалорные эквиваленты равны 118% и 69%, соответственно). Наименьшее значение адвалорного эквивалента для данной меры оказалось у товаров группы 852 «Электрические машины и оборудование».

Проведенные оценки показали, что нетарифная мера «Требования к определенным характеристикам товара для защиты окружающей среды (Сертифицирование)» в среднем эквивалентна введению адвалорного тарифа в размере 57%. По результатам анализа, наибольшее влияние данная мера оказывает на товары групп 320-321 «Экстракты дубильные и красильные» и 380 «Химические удобрения» (адвалорные эквиваленты равны 130% и 61%, соответственно).

Полученные в представленной работе результаты могут быть использованы для осу-

ществления экономической политики в области регулирования импорта, а также в таможенно-тарифной политике.

Примечания:

7 Обратим внимание на то, что данные проценты являются логарифмическими

8 Например, рассмотрим две страны, в одной из которых есть отечественные производители определенного недифференцированного товара, а в другой - нет. Пусть в первой стране сложившиеся на рынке цены на иностранную продукцию немного ниже цены на отечественную продукцию. В рамках конфигурации конкуренции по Бертрану (конкуренция по цене между производителями), может сложиться ситуация, при которой доля отечественных производителей на рынке близка к нулю. В этом случае, при введении нетарифной меры на импорт данного товара конечная цена иностранной продукции может превысить цену отечественных производителей, что фактически будет означать полную потерю рынка иностранными производителями. В другой стране, в которой отечественных производителей данного товара нет, изменение объемов импорта будет связано только с реакцией импорта на изменение цены. Таким образом, рассматриваемое на меж-страновом уровне существенное различие в объемах импорта между двумя странами, в силу особенностей сложившейся конкуренции на рынке одной из стран, может объясняться не только наличием или отсутствием нетарифной меры, но и внутристрано-вой рыночной конфигурацией.

Библиография:

1. Feenstra, Robert C., 1986, “Trade Policy with Several Goods and ‘Market Linkages’,” Journal of International Economics, 20, pp. 249-267.

2. Eremenko I, Movchan V. 2003 “Measurment of non-tariff barriers: The case of Ukraine”

3. Brainard, S. Lael and David Martimort, 1997, “Strategic Trade Policy with Incompletely Informed Policymakers,” Journal of International Economics, 42(1-2), February, pp. 33-65.

4. Krueger, Anne O., 1974, “The Political Economy of the Rent-Seeking Society,”American Economic Review, 64(3), June, pp. 291-303.

5. Brander, James A. and Paul R. Krugman, 1983, “A Reciprocal Dumping Model of International Trade,” Journal of International Economics, 15, 313-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.