Научная статья на тему 'Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки'

Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ / УРАВНЕНИЕ СПРОСА / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / FOREIGN GOODS / DEMAND FUNCTION / NON-TARIFF MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идрисова Виттория Викторовна

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на чувствительность импорта к нетарифным мерам регулирования внешней торговли для России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Украины, Эстонии в 1997-2007 годах. Эконометрический анализ опирается на современные оценки уравнения спроса на импортные товары. В исследовании показано, что нетарифные меры оказывают существенное влияние на объемы импорта товаров в страну. В работе также вычислены адвалорные эквиваленты нетарифных мер, т.е. для каждой 3-х значной товарной группы вычислено, введению какого тарифа в среднем эквивалентно, с точки зрения сокращения импорта, применению какой-либо нетарифной меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the analysis of factors that affect the elasticity of import to the non-tariff measures (NTM) for Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyz Republic., Latvia, Lithuania, Poland, Romania, Ukraine and Estonia in 1997-2007. Our research is based on the resent estimates of import equation. The results show that non-tariff measures have valuable effect on import demand. We also compute ad valorem equivalents of the non-tariff measures, i.e. for each 3 digit commodity group we calculate to what introduction of the tariff application of any non-tariff measure is on the average equivalent, from the point of view of import reduction.

Текст научной работы на тему «Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки»

Последствия применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Межстрановые оценки

В.В. Идрисова

В сфере международной торговли существует несколько типов барьеров, влияющих на объем товарооборота. Первая группа - это различного рода естественные барьеры. Сюда можно отнести географическое расстояние между странами и существующие условия и инфраструктуры транспортировки грузов. Расстояния между странами не изменяются во времени, но при улучшении условий транспортировки сокращаются стоимость и скорость доставки грузов.

Вторая группа барьеров - это различные инструменты торговой политики, разрабатываемые и принимаемые правительствами стран, влияющие на условия ввоза и вывоза товаров. К данной категории барьеров относятся все существующие меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. В относительно недавнем прошлом уровень таможенных платежей доходил до 50-70% от стоимости товара. В последнее время эта величина снизилась до 10-20%, а в развитых странах средний уровень платежей в среднем находится на уровне 5%.

По мере снижения издержек транспортировки товаров, все большее влияние начинает оказывать вторая группа барьеров, а именно, тарифные и нетарифные меры регулирования торговли. Различные сдерживающие торгово-политические меры были созданы, в первую очередь, для защиты национальных производителей от конкуренции со стороны иностранных компаний. Однако, если раньше товар иностранной компании действительно производился на территории соответствующего зарубежного государства, то сейчас зачастую дело обстоит иначе: значительная доля

производства приходится на транснациональные компании, особенно в сфере промышленного производства. Подобные изменения требуют и иной организации торговой политики. Современные участники внешнеторговой деятельности (в первую очередь, транснациональные компании) заинтересованы в смягчении или вовсе в устранении как пограничных торгово-политических мер, так и в стандартизации и унификации внутристрановых административных, технических и финансовых требований.

Одним из первых шагов на пути к снижению торговых барьеров было заключение в конце 50-х гг. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Созданная на базе ГАТТ международная организация ВТО в момент создания в 1994 г. объединяла 76 стран-участниц, а на сегодняшний момент их более 150. Стремление к либерализации внешней торговли способствовало созданию и других торговых организаций: ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и др.

Основополагающими принципами любого торгового союза является либерализация внешней торговли, снижение (вплоть до полной отмены) таможенных тарифов, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. В связи с этим, возможности свободного регулирования тарифной политики значительно уменьшились в большинстве развивающихся и развитых стран. В данных условиях все большую роль начинает играть именно нетарифное регулирование международной торговли.

Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные меры можно разделить на следующие категории:

0 количественные ограничения (квотирование, экспортные квоты, лицензирование, добровольное ограничение экспорта и др.);

0 субсидии и дотации;

0 технические барьеры в торговле (технические регламенты, стандарты, процедуры соответствия требованиям к упаковке и маркировке и др.);

0 санитарные, фитосанитарные и ветеринарные нормы и стандарты;

0 ограничительные меры (обязательное страхование в национальных компаниях, связанные экспортные кредиты, монопольные каналы для импорта в виде государственных торговых предприятий);

0 меры по контролю над ценами (административное ценообразование, минимальные импортные цены, импортные налоги и сборы и др.);

0 антидемпинговые, компенсационные пошлины и другие специальные пошлины;

0 валютные ограничения;

0 иные таможенные процедуры и формальности в том случае, если они, связанны с превышением общепринятых норм прохождения таможенного контроля (нечеткая система таможенной классификации, завышенные и произвольные требования к документам, необходимым для таможенного оформления и др.).

Основной целью настоящей статьи является вычисление адвалорного эквивалента нета-

рифных мер. Т.е. нас интересует вопрос о том, какой размер пошлины соответствует установлению конкретной нетарифной меры.

В разделе 1 приведен обзор основных теоретических моделей спроса на импортные товары и эмпирических результатов оценки влияния нетарифных мер на динамику внешнеторгового оборота. В разделе 2 представлен эконометрический анализ оценки чувствительности импорта к нетарифным мерам для России и некоторых стран СНГ (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Украина, Эстония), а также проведены оценки адвалорного эквивалента различных нетарифных мер. В заключении, по результатам проведенного анализа, представлены содержательные выводы и предложения по экономической политике.

1. Оценка уравнения

Используемая в данном исследовании эконометрическая модель основана на простой модели спроса на импортные товары (см., например, Marquez, J. “Bilateral Trade Elasticities” The Review of Economic and Statistics,). В основе модели лежит предположение о том, что объем импортируемого товара зависит от доходов, цены импортируемого товара с учетом пошлин. Помимо этого, мы предполагаем, что на цену импортируемого товара оказывают влияние нетарифные меры в отношении данного товара, устанавливаемые страной-импор-тером. Пусть у нас есть один товар и в его отношении применяется одна нетарифная мера, тогда исходное уравнение выглядит следующим образом:

ln тг = a + g ln GDP. + fiNTB. + e ln pi (1 + ti) + /лг (1)

т. е. логарифм величины импорта в і-ю страну (1п ті) зависит от логарифма ВВП (1п ОБРІ), наличия нетарифной меры (ИТБІ ) и логарифма цены товара с учетом пошлины для страны і (1п рі (1 + їі )), который можно разложить на несколько составляющих, определяемых как рыночными отношениями и

транспортными издержками поставок товара, так и индивидуальным для каждой страны уровнем тарифной защиты.

Теперь предположим, что у нас существует K различных нетарифных мер, которые могут быть применены к товару. В таком случае уравнение (1) выглядит следующим образом:

1пті = а + у 1пСВР. + ^ (ЗкМТБІк + е 1пр. (1 + і. ) + ц

(1)

Далее перейдем к случаю N тюмр^ Е логии с уравнением (2) К*Б уравнений для

стран-экспортеров, из которых происходят эти каждого товара с учетом страны происхож-

товары и К нетарифных мер. Запишем по ана- дения:

1пт)л = аи + у 1Л 1п ОБРг + £ р1клЫТВ],к + еи 1пр1, (1 + ^ + т!л

к

.......................................................................... (1)

1пт^Е = ам,е + Ум,в 1п СБрг + £ ,к,ЕМТВ*к + Е 1пр1е (1 + ^) + Кв

Т. е. логарифм объема импорта каждого товара из страны е в страну 1 зависит от логарифма ВВП страны 1, наличия нетарифной меры к на данный товар в стране 1 и логарифма цены товара с учетом пошлины в стране 1. На рисунке ниже схематично представлена методология оценки системы уравнений вида (3)1.

В силу общей стандартизации классификаций товарной номенклатуры, а также, в целом, общих свойств товаров из разных стран внутри товарной группы, можно сразу предположить равенство угловых коэффициентов внутри одной группы товаров независимо от страны происхождения (например,

У„,1 = ••• = УпЕ ° Уп , для "п )2. Таким образом, например, мы предполагаем, что эластичнос-

ти спроса по собственной цене товаров группы

1 равны е1, т.е. внутри данной товарной группы, вне зависимости от страны происхождения товара, если одна страна-импортер имеет более высокую стоимость товара, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в собственной цене будет приводить к одинаковому снижению физического объема импорта любого товара из данной товарной группы в процентном выражении. В таком случае можно изначально рассматривать уравнение с объединенными угловыми коэффициентами по странам внутри одной товарной группы (используя индивидуальные фиксированные эффекты на товар). В такой спецификации система уравнений (3) имеет следующий вид:

1п тпЛ = а , + у,, 1п СВР +У д,ЖБпк + е, 1п рпЛ (1 + іп 1) + ц п 1

і,е п,I * 1,1 г / ^ г'к,I і,к I * і,е ^ і ' <г,е

(1)

где апХ - индивидуальные фиксированные эф- пы I3. На рисунке ниже схематично представлена

фекты на различные товары п внутри товарной груп- методология оценки системы уравнений вида (4)4.

Рисунок 1

Методология оценки системы уравнений вида (3)

Ьп х

к

к

к

Методология оценки системы уравнений вида (4)

Рисунок 2

С учетом того, что проводятся межстра- включить переменные, отражающие структу-

новые оценки, в уравнение (4) необходимо ру экономики и уровень доходов населения:

ln Щ,e = an,l + gl,l ln GDPi + g2,l ln GDP _ pci + g3,l ln Indr + g4,l ln Agri +

g5,l lnServt + g6,l lnUrb_pop+XbkjNTBnk + et lnp^(1 + tf ) + иЩ

(1)

Таким образом, мы предполагаем, что физический объем импорта товара n в страну i из страны e min,e зависит от следующих факторов:

GDPi - ВВП страны импортера i

GDP _ pci - ВВП на душу населения страны импортера i

Indt - доля промышленности в экономике страны-импортера i

Agri - доля сельского хозяйства в экономике страны-импортера i

Servi - доля сферы услуг в экономике страны-импортера 1

ЦгЬ _ popi - доля городского населения в стране-импортере 1

МТВ^к - нетарифная мера регулирования внешней торговли вида к для товара п из товарной группы 1, применяемая в стране импортере 1

Р1’! (1 + ^1) - цена (с учетом пошлин) единицы товара п из товарной группы 1.

Обозначения коэффициентов уравнения (5) приведены в таблице ниже.

k

Таблица 1

Ожидаемые знаки коэффициентов и обозначения переменных уравнения (5)

Обозначение Переменная Единицы измерения Ожидаемый знак коэффициента

индивидуальные фиксированные эффекты на товары ап ,1 - п.а.

ВВП страны 1 ОВРг тыс. долл. +

ВРП на душу населения страны 1 ОВР pci тыс. долл. +

доля промышленности в экономике страны 1 1п<^г ?

доля сельского хозяйства в экономике страны-импортера 1 А%Гг ?

доля сферы услуг в экономике страны-импортера 1 Бегу. г ?

доля городского населения в стране-импортере 1 ЦгЪ рорг +

нетарифная мера регулирования торговли вида к, для товара п из товарной группы 1 в стране 1 МТВ$ -

цена за единицу продукции п из товарной группы 1 в страну 1 из страны е с учетом пошлины на ввоз данного товара в страну 1 р«е (1+^ ,1) тыс. долл -

Знаки коэффициентов при переменных, отражающих структуру экономики страны-импортера, не вполне очевидны: влияние данных переменных существенно зависит от вида импортируемого товара.

Основные проблемы, возникающие при оценке модели, связаны с ограниченностью существующих статистических данных. Так, в оцениваемой модели (5) полностью отсутствует временная динамика. Это ограничение связано с тем, что в базе данных ООН - Comtrade доступны данные по различным нетарифным мерам для каждой страны-импортера только для одного года. Таким образом, все оценки будут производиться без временной динамики и только для 1997 года.

Кроме того, в связи с ограниченным набором статистических данных, становится также невозможным проведение оценок по отдельным странам-импортерам. Фактически это означает, что при оценке уравнения (5) мы предполагаем одинаковые угловые коэффициенты для всех стран-импортеров. Тем не менее, несмотря на то что мы не можем оценить чувствительность импорта к изменению каждой переменной в различных странах, в рамках уравнения (5) мы учитываем различие в уровне импорта товаров в рассматриваемые

страны путем введения структурных переменных (ВВП, ВВП на душу населения, доля промышленности, доля сельского хозяйства, доля сферы услуг и доля городского населения).

Следует особо оговориться относительно коэффициента е1 при переменной 1п(р1’е (1 +1", )) : дело в том, что из-за отсутствия временной компоненты в оцениваемом уравнении, данный коэффициент, строго говоря, не является в чистом виде эластичностью спроса по цене товара. При введении индивидуальных фиксированных эффектов на импортируемые товары, коэффициент е1 показывает, на сколько процентов больше (меньше) импорт некоторого товара из страны е в одну страну-импортера по сравнению с другой страной-им-портером, если у первой страны-импортера цена этого импорта (удельная стоимость покупки) меньше (больше), чем во второй стране на 1%.

2. Чувствительность физического объема импорта товаров к нетарифным мерам регулирования внешней торговли

В начале проведем оценки уравнения (5) с объединенными угловыми коэффициентами для всех товарных групп (т.е. предполагаем, что, например, уи = ... = уи, для "I). Тогда уравнение (5) выглядит следующим образом:

ln m,e = an + g, ln GDP, + g2 ln GDP _ pc, + g3 ln Ind, + g4 ln Agr, + g5lnServ, + g6 ln Urb _ pop, + p NTB, + e ln pnie (1 +1, ) + m,

n

ke

где индекс п - порядковый номер товара, 1 - страна импортер, е - страна экспортер

Сначала были проведены оценки с агрегированной переменной нетарифные барьеры. Дамми-переменная равна единице, если в

данной стране-импортере i применяется к данному товару n хотя бы одна нетарифная мера.

Модель (6) в отклонениях от среднего (регрессия “within”) выглядит следующим образом:

ln m'‘e - lnm n = g,(ln GDP, - ln GDP) + g 2(ln GDP _ pc, - ln GDP _ pc) +

g 3(ln Ind, - ln Ind) + g 4(ln Agr, - ln Agr) + g5(ln Serv, - ln Serv) +

g 6 (ln Urb _ pop, - ln Urb _ pop) + p (NTBn - NTB ) +

(1)

е(1п р1 (1 + г:) - 1при(1 + Г)) + <е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из представленной выше формулы, в случае отсутствия временной компоненты в уравнении, усреднение переменных производится по странам-импортерам и странам-экспорте-рам. При этом мы получаем коэффициенты, ус-

редненные по группам товаров, характеризующие изменение физического объема импорта при изменении объясняющих переменных при переходе от одной страны к другой. Результаты оценки уравнения (7) приведены в таблице 2.

Таблица2

Результаты оценки уравнения (Т)

Зависимая переменная: логарифм объема импорта отдельного вида продукции

10 стран-импортеров, все наименования товаров

Количество наблюдений: 524870

Количество товарных групп: 6191_______________

Объясняющая переменная Значения коэффициентов P-value

ВВП страны-импортера 0.545 0.000

ВВП на душу населения страны -импортера 1.935 0.000

Доля промышленности в экономике страны-импортера -4.415 0.000

Доля сельского хозяйства в экономике страны-импортера -1.055 0.000

Доля сферы услуг в экономике страны-импортера -12.183 0.000

Доля городского населения в стране-импортере 0.723 0.000

Нетарифные меры, применяемые в стране-импортере к товару n -0.039 0.000

Стоимость товара с учетом импортной пошлины -0.947 0.000

Константа 56.647 0.000

R 2 within 0.37

Источник: расчеты автора

В целом, коэффициенты в оцененном уравнении имеют правильный и ожидаемый знак 1, кроме того, все коэффициенты оказались значимы на 1% уровне. Общие результаты оценки уравнения можно интерпретировать следующим образом:

0 Если одна страна-импортер имеет более высокий ВВП, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в ВВП приводит к росту импорта каждого товара из каждой страны на 0,545%.

0 Если одна страна-импортер имеет более высокий ВВП на душу населения, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в ВВП на душу населения приводит к росту импорта каждого товара из каждой страны на 1,935%.

0 Если одна страна-импортер имеет более высокую долю промышленности в экономике, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в этой доле приводит к снижению импорта каждого товара из каждой страны на 4,415%.

0 Если одна страна-импортер имеет более высокую долю сельского хозяйства в экономике, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в этой доле приводит к снижению импорта каждого товара из каждой страны на 1,055%.

0 Если одна страна-импортер имеет более высокую долю сферы услуг в экономике, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в этой доле приводит к снижению импорта каждого товара из каждой страны на 12,183%.

0 Если одна страна-импортер имеет более высокую долю городского населения, чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в этой доли приводит к увеличению импорта каждого товара из каждой страны на 0,723%.

0 При введении одной страной-импорте-ром какой-либо нетарифной меры на данный товар, импорт каждого товара из каждой страны в данную страну снижается, по сравнению со странами, не установившими такую (-ие) меру (-ы), на 3,9%5.

Если одна страна-импортер имеет более высокую стоимость товара с учетом пошлин,

чем другая, то каждый дополнительный 1% разницы в этой стоимости приводит к снижению импорта каждого товара из каждой страны на 0,947%, то есть эластичность спроса по цене, связанная с изменением пары импортер-экспортер равна -0,947.

Теперь вычислим адвалорный эквивалент средней нетарифной меры, т.е. выясним, какой размер пошлины в среднем эквивалентен, с точки зрения сокращения импорта, применению какой-либо нетарифной меры. Т.е. вычислим процентное увеличение цены товара (рост тарифа), которое приведет к такому же сокращению импорту, как и рассматриваемая нетарифная мера.

Примечания:

1 Предположим, что на рынке существуют 2 товарные группы (треугольник, квадрат), внутри каждой товарной группы по 2 товара (1 и 2). Кроме того, на рынке существуют 2 экспортера (заштрихованные и пустые фигуры) и 4 импортера (по 4 точки для каждого заштрихованного или пустого треугольника или квадрата). Тогда коэффициенты уравнения (39) оцениваются так, как представлено на рисунке.

2 Кроме того, в силу однородности спроса на товары одной товарной группы с учетом страны происхождения, мы предполагаем равенство индивидуальных фиксированных эффектов внутри одной товарной группы.

3 Следует отметить, что представленный способ нумерации товаров, посредством введения двузначного индекса (п, 1) - (номер товара внутри товарной группы, номер товарной группы) - не является единственно возможным. Можно предложить сквозную нумерацию товаров (п - номер товара) и отказаться от второго индекса. Однако для удобства представления равенства эластичностей внутри товарных групп, мы использовали именно двузначные обозначения.

4 Угловой коэффициент в целом для товарной группы получается усреднением входящих в нее угловых коэффициентов для отдельных товаров.

5 6 Важно отметить, что, для тестирование гипотезы о наличии в данных эндогенности нам необходимо иметь временную составляющую в данных, однако, как было отмечено выше, существующие базы данных не позволяют собрать данные с временной динамикой.

Продолжение статьи ст. в одном из следующих номеров журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.