Научная статья на тему 'Последствия налоговой задолженности в деятельности организаций'

Последствия налоговой задолженности в деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкарёва Мария Александровна

В статье представлен аналитический обзор возможных последствий наличия налоговой задолженности у организаций в составе её кредиторской задолженности. Автором сделан вывод о негативном влиянии задолженности по налогам, которое может иметь материальное и нематериальное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия налоговой задолженности в деятельности организаций»

УДК 336

Пушкарёва Мария Александровна

Аспиран Хабаровской академии экономики и права maria_2825@mail. ru Maria A. Pushkaryova Graduate student.

Khabarovsk academy of economy and right maria_2825@mail. ru

Последствия налоговой задолженности в деятельности организаций The consequences of tax arrears in the activity of organizations

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор возможных последствий наличия налоговой задолженности у организаций в составе её кредиторской задолженности. Автором сделан вывод о негативном влиянии задолженности по налогам, которое может иметь материальное и нематериальное значение.

Ключевые слова: налоговая задолженность, финансовые последствия, деловая репутация, функционирование организации.

Abstract. In article the analysis of possible consequences of a tax debt as a part of accounts payable of the organizations is carried out. The author drew a conclusion on negative influence of debt on taxes which can have material and nonmaterial value.

Keywords: tax debt, financial consequences, business reputation, organization activity.

Вопросы снижения налоговой задолженности актуальны как на макроуровне, так и на микроуровне. В макроэкономическом аспекте налоговая задолженность может являться одной из причин, сдерживающих осуществление государством своих функций, т.к. именно налоговые доходы являются основным источником пополнения доходной части бюджета любого государства. Рост совокупной налоговой задолженности ограничивает финансовые ресурсы страны, а государство, в свою очередь, использует широкий инструментарий по её снижению. В частности, налоговые органы применяют не только обеспечительные меры для недопущения возникновения налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов, но и различные меры принудительного взыскания образовавшейся задолженности по налогам, которые могут оказать негативное влияние на нормальное функционирование организаций.

Среди основных причин образования налоговой задолженности можно назвать как нестабильную экономическую ситуацию, так и высокую налоговую нагрузку, которая в некоторых случаях заставляет налогоплательщиков её сокращать, используя различные схемы минимизации налогообложения, несо-

вершенство налогового законодательства, умышленную неуплату налоговых платежей или незнание законов и др.

Задолженность по налогам и сборам, наряду с задолженностью перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, и т.п. в учете организации рассматривается как кредиторская задолженность. Налоговая задолженность считается просроченной, если она не погашена в установленные законодательством срок.

По данным Службы государственной статистики, кредиторская задолженность крупных и средних организаций увеличилась. Данные о динамике кредиторской задолженности представлены в таблице 1.

Таблица 1-Динамика кредиторской задолженности организаций за 20112013 гг. [2]_

Сумма, млрд. руб. Темпы роста, %

Показатель 2011 2012 2013 2012/2011 2013/2012 2013/2С

Кредиторская задолженность, всего 20954 23632 27532 113 117 131

в т.ч. просроченная 1208 1188 1470 98 124 122

Задолженность по платежам в бюджет 1187 1312 1458 111 111 123

в т.ч. просроченная 68 71 60 104 85 88

Доля просроченной задолженности по пла-

тежам в бюджет в общей сумме просрочен-

ной кредиторской задолженности, % 5,6 6,0 4,1 - - -

Данные таблицы свидетельствуют о том, что кредиторская задолженность организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 31%. Также тенденцию к увеличению имеет и просроченная кредиторская задолженность (на 22%). За анализируемый период доля просроченной задолженности по платежам в бюджет составляла не менее 4%. А в 2012 г. наблюдается наибольший удельный вес такой задолженности в общей сумме просроченной кредиторской задолженности.

Имеющаяся у организации задолженность по налогам и сборам может повлечь серьезные последствия, которые могут оказать негативное влияние не только на деловую репутацию предприятия, но и полностью разрушить бизнес.

На основе анализа норм действующего законодательства проведен обзор возможных последствий для организации при наличии у неё просроченной задолженности по налогам и сборам.

Одной из первоочередных проблем, с которой может столкнуться организаций при возникновении просроченной задолженности по уплате налогов, является начисление пени на сумму неуплаченного налога. Эта мера применяется налоговыми органами независимо от других инструментов администрирования налоговой задолженности. Использование этого способа обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также применение налоговых санкций за неуплату налога может повлечь для организации серьезные финансовые потери.

Помимо проблем финансового характера, наличие задолженности по налогам обуславливает риск потери деловой репутации. На современном этапе каждый из партнеров, заключая сделку, может проверить своего контрагента, чтобы понять, является ли юридическое лицо добросовестным контрагентом.

Одним из пунктов проверки контрагентов может стать проверка наличия налоговой задолженности. Так, налоговые органы считают, что при заключении договоров организация должная действовать с должной осмотрительностью и запрашивать не только выписку из единого реестра юридических лиц, но и истребовать у контрагента документы об отсутствии налоговой задолженности и отсутствии претензий со стороны налоговых органов [10].

Задолженность по налогам и сборам может также навредить организации при участии в конкурсе на выполнение государственного или муниципального заказа. Эта сфера сегодня динамично развивается. На данный момент 243065 организаций зарегистрированы в качестве заказчиков и опубликовано извещений на сумму 875 829,1 млн. руб. [1].

Среди требований, которые предъявляются заказчиками к поставщику товаров, работ, услуг при размещении государственного или муниципального заказа, названо невозможность превышения более чем на 25% балансовой стоимости активов поставщика недоимки по налогам и иной задолженности перед бюджетом по обязательным платежам за прошедший календарный год. Однако если участник конкурса находится в процессе обжалования превышающей предельную величину недоимки, а решение на дату подачи заявки еще не принято, то участник считается соответствующим этому критерию [4].

Такое же требование по отсутствию налоговой задолженности установлено для организаций, осуществляющих деятельность в отдельных сферах.

Так, например, отсутствие задолженности является одним из критериев для участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом [7].

Кроме потери государственных и муниципальных заказчиков, при наличии задолженности по налогам организации может быть не одобрена заявка на проведение лотерей [5].

Учредителем кредитной организации может стать юридическое лицо, если его финансовое положение удовлетворяет требованиям, которые установлены Центральным банком РФ. Одним из таких требований, несоблюдение которого автоматически приводит к признанию финансового положения юридического лица неудовлетворительным, является наличие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям [9].

Наличие задолженности по налогам может стать основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок или акцизных марок, т.к. для их приобретения организация в числе прочих документов должна представить справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах [3].

Отсутствие налоговой задолженности дает возможность не только осуществлять деятельность в определенных отраслях внутри страны, но и пользоваться определенными преференциями при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Так, при приобретении юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) оно может пользоваться специальными упрощениями, а именно, может осуществлять временное хранение то-

варов в помещениях, которые находятся на территории УЭО и выпуск товаров до подачи таможенной декларации и др. [11].

Еще одним из значительных финансовых последствий для организаций, имеющих налоговую задолженность, может стать неполучение субсидии из бюджета. Так, в целях поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются субсидии по возмещению затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам [8].

И наконец, самым негативным последствием образования просроченной налоговой задолженности для организации может стать инициация налоговым органом процедуры банкротства. Так, арбитражный суд возбуждает производство по делу о банкротстве организации, если требования к должнику в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей [6].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в настоящее время задолженность организаций перед бюджетом в структуре кредиторской задолженности имеет тенденцию к росту. Независимо от причин возникновения её наличие у организации влечет за собой достаточно серьезные потери финансового характера, а также причинение нематериального ущерба. В условиях высокой конкуренции руководство организации должно проводить глубокий анализ налоговой задолженности и оперативно реагировать, принимая эффективные решения по снижению и недопущению возникновения задолженности по налогам. В связи с этим особое значение имеет решение вопросов об изучении методик анализа налоговой задолженности, ее оценки и разработке механизмов снижения ее негативного влияния на деятельность стратегически важных отраслей экономики.

Литература:

1. Закупки в цифрах// http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/ public-control.html (дата обращения 27.04.2014).

2. Кредиторская задолженность организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации. Финансы организаций. Финансы / Официальная статистика // http://www.gks.ru (дата обращения 27.04.2014).

3. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федеральный закон от 22.11.1995 № 171 -ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5. О лотереях: федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

6. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

7. О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартир-

ным домом: постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 // СПС КонсультантПлюс.

8. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 // СПС КонсультантПлюс.

9. Положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации: утв. Банком России 19.06.2009 № 337-П// СПС КонсультантПлюс.

10. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 № 09АП-19531/2012-АК по делу № А40-26828/12-115-97 // СПС КонсультантПлюс.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 // СПС КонсультантПлюс.

Bibliography

1. Purchase in figures// http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/ pub-lic-control.html (date of access 27.04.2014).

2. Payables organizations (without small business entities) of the Russian Federation. Finance organizations. Finance / Official statistics // http://www.gks.ru (date of access 27.04.2014).

3. On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products and on the restriction of consumption (drinking) alcoholic products: the Federal law from 22.11.1995 № 171-FZ // ILS ConsultantPlus

4. About contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs: the Federal law from 05.04.2013 № 44-FZ // ILS Con-sultantPlus.

5. On lotteries: Federal law dated 11.11.2003 138-FZ // ILS ConsultantPlus

6. On insolvency (bankruptcy): Federal law dated 26.10.2002 no 127-FZ//ILS ConsultantPlus.

7. On the procedure for conducting a local authority of open competition on selection of managing organization for management of an apartment house: resolution of the Government of the Russian Federation from 06.02.2006 № 75 // ILS Con-sultantPlus.

8. About the allocation and subsidies from the Federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation for state support of small and medium enterprises, including peasant (farm): resolution of the Government of the Russian Federation from 27.02.2009№ 178//ILS ConsultantPlus.

9. The regulations on the procedure and criteria for assessing the financial position of legal entities - founders (participants) of the credit organization: appr. The Bank of Russia 19.06.2009 № 337-P //ILS ConsultantPlus.

10. The resolution of the Ninth arbitration appeal court of 06.08.2012 № 09AP-19531/2012-AK on the case № A40-26828/12-115-97 //ILS ConsultantPlus

11. Customs code of the Customs Union: Supplement to the Agreement on the Customs code of the Customs Union, adopted by the Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state from 27.11.2009 № 17 // ILS Consultant-Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.