Научная статья на тему 'ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА КАЮМА НАСЫРИ'

ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА КАЮМА НАСЫРИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Татарстан / Казань / Мухамметбадыг / К. Насыри / просветитель / Мемориальный музей / медресе / рукописи / Republic of Tatarstan / Kazan / Muhammadbadig / K. Nasyri / the enlightener / Memorial museum / madrasah / manuscripts

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исламов Рамил Фанавиевич, Хузиева Эльмира Ильхатовна

В статье освещается история дома муэдзина Мухамметбадыга Хусаинова (1853–1929), который был по-следним местом жительства К. Насыри (1825–1902), создания в нем музея великого татарского просветителя, выделяются основные этапы строительства. На основе конкретных исторических сведений корректируются даты жизни ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAST PLACE OF RESIDENCE OF KAYUM NASYRI

The article highlights the history of the house of muzddin Muhammadbadig Khusainov (1853–1929), which was the last place of residence of K. Nasyri (1825–1902), the creation of a museum of the great Tatar educator in it, and highlights the main stages of its construction. Based on specific historical information, dates from the life are corrected.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА КАЮМА НАСЫРИ»

1. Arsen'ev K. K. Zakonodatel'stvo o pechati. Nacional'naja jelektronnaja biblioteka: [Jelektronnyj resurs]. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003710465?page=1&rotate=0&theme=white (data obrashhenija: 20.03.2024).

2. Lotman Ju. M. Pushkin. Sankt-Peterburg: Iskusstvo-SPB, 1995. 847 s.

3. Modzalevskij B.L. Pushkin: Vospominanija. Pis'ma. Dnevniki. Moskva: Agraf, 1999. 348 s.

4. Modzalevskij B. L. Pushkin i ego sovremenniki: izbrannye trudy (1898-1928). Sankt-Peterburg: Iskusstvo -SPB, 1999. 575 s.

5. Nikitenko A. V. Zapiski i dnevnik: v 3-h t / Nikitenko Aleksandr Vasil'evich. M.: Zaharov, 2005. T. 1. 640 s. ISBN 5-8159-0441-4.

6. Bondi S. Podlinnyj tekst i politicheskoe soderzhanie «Voobrazhaemogo razgovora s Aleksandrom I». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/bondi-podlinnyj-tekst.htm (data obrashhenija: 20.06.2024).

7. Rejfman P.S. Cenzura v dorevoljucionnoj, sovetskoj i postsovetskoj Rossii: v 2 t. T. 1. Vyp. 3: 1855-1917 gg. / nauch. red. E. S. Sonina; bibliogr. red. N. V. Gradoboeva; predisl. I. A. Pil'shhikova i V. S. Parsamova. Moskva: Probel-2000, 2017. 305 s.

8. Skabichevskij A. M. Ocherki istorii russkoj cenzury: 1700-1863 gg. - Tekst: jelektronnyj // Rossijskaja gosudarstvennaja biblioteka: [Jelektronnyj resurs]. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003552416?page=2&rotate=0&theme=white (data obrashhenija: 19.03.2024).

УДК 94 (470.41) (092) EDN TNLYJD

Р.Ф. Исламов, Э.И. Хузиева ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА КАЮМА НАСЫРИ

В статье освещается история дома муэдзина Мухамметбадыга Хусаинова (1853-1929), который был последним местом жительства К. Насыри (1825-1902), создания в нем музея великого татарского просветителя, выделяются основные этапы строительства. На основе конкретных исторических сведений корректируются даты жизни ученого.

Ключевые слова: Республика Татарстан, Казань, Мухамметбадыг, К. Насыри, просветитель, Мемориальный музей, медресе, рукописи

Для цитирования: Исламов Р.Ф., Хузиева Э.И. Последнее место жительства Каюма Насыри // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.68-72, EDN TNLYJD.

RamilF. Islamov, Elmira I. Khuzieva LAST PLACE OF RESIDENCE OF KAYUM NASYRI

The article highlights the history of the house of muzddin Muhammadbadig Khusainov (1853-1929), which was the last place of residence of K. Nasyri (1825-1902), the creation of a museum of the great Tatar educator in it, and highlights the main stages of its construction. Based on specific historical information, dates from the life are corrected.

Keywords: Republic of Tatarstan, Kazan, Muhammadbadig, K. Nasyri, the enlightener, Memorial museum, madrasah, manuscripts

For citation: Islamov R.F., Khuzieva E.I. Last place of residence of Kayum Nasyri / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.68-72, EDN TNLYJD.

Введение

В Казани сохранилось не так много старинных памятников архитектуры, имеющих свою доподлинную историю.

Улица Парижской Коммуны в Казани в былые времена носила название Поперечно-Сенной, рядом проходила известная Сенная улица. Строения и дома, расположенные на этих улицах, тесно переплетались с торговыми домами их хозяев. Поперечно-Сенная улица, начиная со здания бывшей типографии братьев Каримовых, стала уникальным местом, где жили известные люди того времени. Это и Галеевы, и Аитовы, это и К. Насыри. Кто еще проживал по соседству - доподлинно не известно, эти интересные факты предстоит открыть. История и судьба дома муэдзина Мухаммедбадыга на сегодняшний день в

полной мере еще не изучена, не расскрыта. И сегодня история этого дома, в котором проводил последние годы жизни татарский просветитель К. Насыри, противоречит ранее известным фактам. Несмотря на то, что дом не сохранил свой первозданный облик, он является чуть ли не единственным историческим памятником, дошедшим до настоящего времени с улицы Поперечно-Сенной. Он интересен еще тем, что в нем расположен единственный в Казани Музей татарского ученого К. Насыри.

О создании музея в этом доме, о его реконструкции, сохранилось очень мало достоверных сведений, что требует дополнительного исследования.

Известный факт проживания в нем К. Насыри около 15 лет также вызывает сомнение, ибо мало подлинных

воспоминаний, да и как оказалось, материалы архивных данных имеют другие сведения. Все эти найденные материалы подлежат подробному изучению и детальному уточнению для правильного представления о истории как самого дома, так и о проживавших в нем людей. Тем более в следующем году исполняется 200 лет со дня рождения татарского просветителя К. Насыри. А история, как говорят, ошибок не прощает.

Материалы и методы Необходимо отметить, что в ходе исследования были использованы

малоизученные арабографические

материалы, дореволюционные

периодические издания, а также летопись в рукописи муэдзина Мухамметбадыга Хусаинова «История некоторых событий» («Бэгъзе вакыйгате тарихи»).

В процессе изучения данной темы были использованы такие исследовательские методы, как системный подход, ретроанализ, опыт, наблюдение, обобщение. Литерататурный обзор Первые заявления о необходимости сохранения дома, в котором проживал в последние годы жизни просветитель, прозвучали еще в 1922 году. Так, в сборнике, посвященном 20-летию со дня смерти К. Насыри, наглядно были представлены материалы по сбору информации о жизни ученого, и были созданы предпосылки о создании его музея.

Этот вопрос был поднят и в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы, в 1945 году, в исторической экспозиции Государственного музея ТАССР был организован уголок, посвященный К. Насыри.

В 1979 году в связи с подготовительными работами по реставрации дома и ориентирования его в качестве музея, были собраны и изучены материалы об истории дома, уточнены некоторые факты на основе сведений современников, родственников ученого. При этом, к сожалению, не были приняты к сведению архивные документы, публикации в печати до Октябрьского переворота.

В статье первого директора музея Р. Хус-нутдиновой «Такие в природе встречаются редко» (жур. «Казан утлары», 1998, № 4) подробно описаны этапы реставрации этого дома. Несмотря на объективность приведенных данных, в них все же прослеживается отсутствие более ранних, т. е. арабографических источников.

В соответствии с обозначенной темой вызывает интерес и статья известного журналиста Р. Сальмушева (1935-2020) «Память «дома» Насыри», опубликованной в газете «Шах-ри Казан» 19 апреля 2019 года. Автор в ней знакомит читателя с некоторыми фактами из истории дома и его хозяевами.

Однако публикации в СМИ направлены на популяризацию научного знания в широкие слои населения и приобретают массовый характер, однако история теряет информативность, увеличивается

погрешность в предоставлении правдивых и достоверных фактов. Новонайденные исторические материалы, архивные документы помогут внести определенные коррективы в исследуемую проблему, которой и посвящена настоящая статья.

Результаты и обсуждения

У великого татарского ученого-просветителя Каюма Насыри неоднозначная судьба, интересна и история дома, где он жил и творил последние годы своей жизни.

Как известно, этот дом был построен Га-лимом (Мухаммедгалимом) Хусаиновым (1797-1874), родным дядей К. Насыри по отцу в 1859 году (ныне г. Казань, ул. Парижская Коммуна, д. 35). В письме от 21 сентября того же года своему брату Габдулхаю (1820-?) К. Насыри сообщает о том, что «Галим абзый заселился в новый дом» [1, с. 559].

В хрониках же летописи своей жизни (сохранились в рукописном виде) сын Галима Хусаинова Мухаммедбадыг Хусаинов отмечает 1888 год как время заселения его в новый дом [2, л. 5].

Согласно сохранившемуся чертежу дома от 1969 г. он имел два этажа, четыре входа, три из них были сохранены еще в 1980-е годы прошлого столетия. Винтовая лестница внутри дома вела с первого на второй этаж.

По воспоминаниям современников и родственников ученого, Насретдина Хужаши (?-?), Ахмета Хусаинова (1895-1944), К. Насыри занимал две комнаты на первом этаже дома. Имеются также сведения о том, что эти комнаты были образованы путем деления одной большой комнаты на две части. Действительно, если посмотреть на чертеж дома, то видно, что все комнаты не смежные. На одной из хорошо сохранившихся фотографий этого дома 1940-х годов четко видна деревянная несущая стена, разделившая первый этаж дома на две части.

Комнаты, в которых жил ученый, назывались передней и внутренней.

По воспоминаниям снохи хозяина дома Ха-дичи Хусаиновой, на первом этаже дома располагалась также комната дочери Мухаммед-бадыга, кухня и небольшой пристрой с отдельным входом для мастерской К. Насыри.

После смерти Г. Хусаинова дом переходит его сыну Мухамметбадыгу. При этом стоит отметить, что не одно поколение Хусаиновых выросло в нем. Об этом свидетельствуют интересные воспоминания А. Хусаинова, его сына Рустема (1922-1998), Берры Габдрахмано-вой (внучатая племянница К. Насыри), Наили Игламовой (правнучка муэдзина Мухаммет-бадыга). Семья Хусаиновых сохранила паспорт К. Насыри, впоследствии переданный в Институт языка, литературы и истории имени Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР, Б. Габдрахманова передала хронометр ученого, который хранится среди мемориальных экспонатов музея.

Р. Сальмушев в своей вышеуказанной статье [3], ссылаясь на беседу с Р. Хусаиновым, написал, что во дворе дома находился летний домик (флигель), сад с плодово-ягодными кустами, а в 1935 году семья переехала в государственную квартиру, а дом был продан некоему конюху по имени Гали.

В дальнейшем в доме, сменяя друг друга, проживало несколько семей. Это отражено в карточке на домовладение в период с 1944 по 1970 годы. Сохранилась добрая память об этом доме, как о месте, притягивающем к себе людей. Руководитель Музея детской литературы Фарида Салимова на страницах своей книги «Тропинки детства ведутся по жизни» об этом пишет так: «...В настоящее время здесь находится музей К. Насыри, на фасаде установлена мемориальная доска. В детстве мне казалось таинственным и волшебным двор, ворота, лошадь, которая ела овёс из подвешенного мешка. Иногда наш родственник Каюм абый [тезка К. Насыри - Р. И., Э. Х.] провожал нас до дома, посадив в телегу. Чем не барабус? Наши родственники жили на первом этаже, а под лестницей, которая вела на второй этаж, находились орудия труда и быта: вилы, серп, грабли и др. В доме всегда было прибрано, а Мадина апа угощала нас блинами или бэлишем. Часто напоминала нам, что очень полезны молоко, катык, сметана» [4, с. 7-8].

В 1972 году в Государственном музее ТАССР был открыт литературный отдел, куда сразу поступили два экземпляра книг, изданные при жизни К. Насыри. «Создателям первого музея татарской литературы! С легкой

руки посылаю эти книги Каюма Насыри -первооткрывателя многих наук для татар!», -писал в сопроводительном письме житель деревни Балтачево Агрызского района М. Сат-таров.

В 1979 году в связи с реконструкцией улицы Парижской Коммуны решался вопрос о переносе дома муэдзина Мухамметбадыга на перекресток улиц К. Насыри и Ф. Карима. Для этого был составлен проект, подготовлены фотоснимки, эскизы исторического памятника.

1 апреля 1981 года на заседании научно-реставрационного Совета было решено оставить его на историческом месте и открыть историко-этнографический музей. Архитектором Р. Биляловым были разработаны меры по обеспечению противопожарной безопасности, в том числе глубокая пропитка всех конструкций деревянных элементов дома [5, б. 142-143].

Для будущего здания музея рассматривалось разрешение на официальный статус «Мемориальный музей имени Каюма Насы-ри». Согласно Постановлению Совета Министров Татарской АССР за № 601 в том же году дом был взят на государственную охрану. К тому времени он уже совсем обветшал, сохранились фотографии, где наглядно видно, как он ушел под «асфальт».

В 1983 году художником и одним из родственников К. Насыри Рушаном Шамсутдино-вым была снята последняя фотография этого дома [6].

В середине 1980-х г. случился пожар и дом сгорел. Вскоре на его месте было построено новое здание для будущего музея. В 1991 году и это здание постигла такая же печальная участь.

В 1996-1998 годах были проведены рекон-струкционные работы, дом приобрел тот вид, который имеет сегодня. Менялись только некоторые детали: входные ворота теперь расположены в западной части, крыльцо перед входом в дом дополнено ажурными коваными узорами. Мемориальный музей имени Каюма Насыри официально был открыт 2 февраля 2002 года.

Заглядывая в прошлое, нельзя не заметить, что при жизни К. Насыри сам нередко сталкивался с пожарами. Так, в 1885 году в доме Г. Мусина при пожаре сгорели его книги, рукописи, среди которых была книга «Цветы и травы» («Гелзар вэ чэмэнзар»). Об этой потере ученый не раз с горечью говорил, что лучше бы сгорел он сам.

В отделе редких рукописей Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского К(П)ФУ хранится часть рукописи книги «Цветы и травы» («Гелзар вэ чэмэнзар»), страницы которой заметно обгорели. Из-за пожара и календарь 1987 года издается позже.

Застал ученый и один из крупных пожаров Казани, когда в 1871 году сгорела Татарская слобода. Схема-карта этого пожара с уцелевшими домами была составлена Габдельхаем -старшим братом К. Насыри. На данной схеме показано место дома Ядыгара Шахи.

Дом этот был построен по проекту архитектора А. К. Шмидта (1866-1945) для мещанина Ядыгара Ишимова (?-?). В 1890-х годах дом был перестроен и не сохранил полный первозданный вид. Здание же сегодня известно как «Дом Вали-бая» и находится на углу улиц Шигабутдина Марджани и Зайни Султана (дом 16/1). Из воспоминания Мухамме-даханафи Музаффара (?-?) известно, что здесь располагалась русско-татарская школа К. На-сыри [7, б. 173].

Возвращаясь к истории дома, где жил в последние годы татарский просветитель, нужно отметить, что, по официальной версии, это последние пятнадцать лет жизни ученого, начиная с 1887 года. Хотя так ли это, когда факты говорят другое?

Известно, что до переезда к родственнику он сменил немало мест, долгое время жил на обеспечении у купца Сулеймана Аитова (1862-1922). В своем воспоминании он писал: «В юности мне довелось некоторое время брать уроки у Габделькаюма эфенди, поэтому он является моим учителем. Позже я женился, и у меня появился ребенок. Чтобы мой ребенок рос воспитанным и образованным, я пригласил для его воспитания Каюма эфенди, и он жил у меня на безвозмездной основе. К моему сыну прибавился сын Габдулвали Яушева из Троицка и еще шесть детей из бедных семей» [8, б. 643].

По сведениям литературоведа Гали Рахима (1892-1943), в 1885 году после случившегося пожара ученый уезжает в родную деревню, но спустя три месяца возвращается в Казань в дом Мухамметбадыга, где не задерживается больше полугода. С 1887 по 1892 год ученый сменяет не один адрес: живет у Гайси хаджи Мусина, в доме Хасанова, Камали. И только к осени 1892 года снова поселяется у Мухамет-бадыга. Но с осени 1893 года его приглашает на проживание С. Аитов, безвозмездно предоставляя ему небольшой дом в своем подворье [9].

В архивных документах сохранились счета на оплату дров и других расходов за 18931894 годы на имя г-на Насырова, где адресат указан как проживающий в доме Аитова.

Факт проживания К. Насыри в доме С. Аи-това подтверждается и литературоведом Мухамметом Гайнуллиным (1903-1985). В частности, он пишет, что «с осени 1893 года Насыри был приглашен С. Аитовым, проживал у него в маленьком одноэтажном доме - преподавал его сыну Исмагилю. Позже, в 1899 году, будучи 75 лет, он находит приют у родственника М. Хусаинова» [10, б. 72].

Религиозный деятель Хатиб Алишев (?-?) сообщает, что К. Насыри в 1884-1895 годах жил в небольшом одноэтажном деревянном доме, расположенном по направлению к Сенной улице [12].

За годы проживания К. Насыри в доме Му-хамметбадыга он обучал алфавиту, готовил племянника Ахмета к поступлению в школу, что соответствует реалиям [13, б. 81]: с 1899 по 1902 годы. Он родился в 1895 году, и на момент смерти ученого ему должно было быть 7 лет.

В материалах научной сессии от 1948 г. в статье М. Гайнуллина после слов «глубокий старец 75 лет был вынужден вновь искать приют» указан год 1889 [10 б. 10] вместо 1899 года, то есть здесь налицо опечатка. Скорее всего, именно эта ошибочно указанная дата послужила информативным материалом для будущего музея.

К. Насыри умер 21 августа (3 сентября) 1902 года и провожал его в последний путь узкий круг близких людей. Среди них был и ахун Мухамметюсуф Сагитов, потомок того самого Ахмета бин Сагита бин Ахмета бин Йу-суфа аш-Шырдани (1787-1867), в медресе которого приехал учиться будущий великий татарский просветитель.

К 200-летию просветителя К. Насыри хочется надеяться на то, что история дома, в котором он жил последние годы, пополнится вновь найденными достоверными интересными сведениями.

Заключение

В результате данного исследования выясняется, что К. Насыри прожил в доме Мухаммедбадыга Хусаинова в общей сложности 3,5 года (полгода в 1893 году, далее начиная с осени 1899 по 21 августа (3 сентября) 1902 года.

Дом М. Хусаинова, который стал последним местом проживания просветителя, после пожаров был дважды реконструирован.

В настоящее время организацией «Татгра-жданпроект» ведутся работы по разработке научно-проектной документации объекта культурного наследия регионального значе-

ния, объекта деревянного зодчества - «Дом, в котором жил и в 1902 г. умер татарский просветитель Каюм Насыри», к капитальному ремонту.

Литература

1. Каюм Насыйри: Эдэби-тарихи hэм документаль-библиографик ж;ыентык / Тез. Р. Ф. Исламов. Казан: Ж;ыен, 2017. Б. 559.

2. Отдел рукописей и редких книг Научной бибилиотеки им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ: 594 т., лл. 4-7.

3. Сальмушев Р. Насыйри «йорты» / / Мэдэни ж;омга. 2019. 19 апр.

4. Салимова Ф. Б. Тропинки детства ведутся по жизни / Ф. Б. Салимова. Казань, 2014. С. 7-8.

5. Хеснетдинова Р. Андыйлар табигатьтэ сирэк очрый / Р. Хеснетдинова / / Казан утлары. 1998. № 4. Б. 142148.

6. На фото фасад дома запечатлен на фоне строительства 80 школы, это наиболее позднее фото дома, датируемое 1983 годом. [Электронный ресурс]. иКЬ:Ьй:р5://ра5^и.сот/р/217193 (дата обращения 01.04.2024).

7. Мозаффар М. Габделкаюм Насыйри эфэнде хакында / М. Мозаффар / / Шура. 1913. № 6. Б. 172-175.

8. В статье: [Фэхретдин Р.] Габделкаюм Насыйри // Шура. 1912. № 21. Б. 641-645.

9. Рахим Р. Каюм Насыйринын, тэрж;емэи хэле / Г. Рэхим // Каюм Насыйри мэж;мугасы. Вафатына егерме ел тулу менэсэбэте белэн чыга. Ред.: hэйят. Казан: ТССЖ^ дэYлэт нэшр., 1922. Б.17-76.

10. Гайнуллин М. Атаклы галим hэм язучы Каюм Насыйри / М. Гайнуллин // Совет эдэбияте. 1944. № 1. Б. 70-78 .

11. Гайнуллин М. Каюм Насыйри (Тормышы hэм иж;ат юлы) // Каюм Насыйри. 1825-1945 (Тууына 120 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары). Казан: Татгосиздат, 1948. Б. 3-40.

12. Алишев Х. [Каюм Насыйри турында истэлеклэр] // Каюм Насыйри. 1825-1945 (Тууына 120 ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары). Казан: Татгосиздат. 1948. Б. 141.

13. Хесэенов Э. Каюм Насыйри турында кайбер истэлеклэр / / Совет эдэбияте. 940. № 7. Б. 80-82.

References

1. Kaium Nasyiri: 9dabi-tarikhi ham dokumental-bibliografik »yentyk / Tez. R. F. Islamov. Kazan: ^yen, 2017. B. 559.

2. Otdel rukopisei i redkikh knig Nauchnoi bibilioteki im. N. I. Lobachevskogo K(P)FU: 594 t., ll. 4-7.

3. Salmushev R. Nasyiri «iorty» // Madani ^omga. 2019. 19 apr.

4. Salimova F. B. Tropinki detstva vedutsia po zhizni / F. B. Salimova. Kazan, 2014. S. 7-8.

5. Khesnetdinova R. Andyilar tabigatta sirak ochryi / R. Khesnetdinova / / Kazan utlary. 1998. № 4. B. 142-148.

6. Na foto fasad doma zapechatlen na fone stroitelstva 80 shkoly, eto naibolee pozdnee foto doma, datiruemoe 1983 godom. [Elektronnyi resurs]. URL:https://pastvu.com/p/217193 (data obrashcheniia 01.04.2024).

7. Mozaffar M. Gabdelkaium Nasyiri afande khakynda / M. Mozaffar // Shura. 1913. № 6. B. 172-175.

8. V state: [Fakhretdin R.] Gabdelkaium Nasyiri // Shura. 1912. № 21. B. 641-645.

9. Rakhim R. Kaium NasyirinyH tar^emai khale / G. Rakhim // Kaium Nasyiri ma^mugasy. Vafatyna egerme el tulu menasabate belan chyga. Red.: haiiat. Kazan: TSS^ daYlat nashr., 1922. B.17-76.

10. Gainullin M. Atakly galim ham iazuchy Kaium Nasyiri / M. Gainullin // Sovet adabiiate. 1944. № 1. B. 70-78 .

11. Gainullin M. Kaium Nasyiri (Tormyshy ham i^at iuly) // Kaium Nasyiri. 1825-1945 (Tuuyna 120 el tuluga bagyshlangan gyilmi sessiia materiallary). Kazan: Tatgosizdat, 1948. B. 3-40.

12. Alishev Kh. [Kaium Nasyiri turynda istaleklar] // Kaium Nasyiri. 1825-1945 (Tuuyna 120 el tuluga bagyshlangan gyilmi sessiia materiallary). Kazan: Tatgosizdat. 1948. B. 141.

13. Khesaenov 9. Kaium Nasyiri turynda kaiber istaleklar / / Sovet adabiiate. 940. № 7. B. 80-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 069.01 EDN БЦИЬР

Р.А. Мухамадиев

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.