Научная статья на тему 'Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ как стимул правовой реформы (проблемный комментарий)'

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ как стимул правовой реформы (проблемный комментарий) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ как стимул правовой реформы (проблемный комментарий)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт.- Ростов-на-Дону, март 2004 г.

2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 № 3266-1.

3. ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 № 125-ФЗ.

4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) / Министерство экономического развития и торговли РФ, 2003.

5. Бажанов Н.Н. О проекте Федерального закона "Об университетах" // Радиосигнал. № 22 от 26 ноября 2003 г.

Н.Ф. Земченков

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ КАК СТИМУЛ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ (ПРОБЛЕМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ)

Ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ (в дальнейшем, Послания) предусмотрены Конституцией РФ, ст. 84, устанавливающей, что Президент РФ «обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики», т.е. являются больше политическим, чем юридическим документом.

Но тем не менее, Послания первичны, а законы вторичны. «Сколько бы ни писали классики марксизма-ленинизма, что политика - это выражение экономики (писал Б.Н. Ельцин), в российских условиях именно экономика является пока заложницей политики» [1. С. 74]. Почти все идеи, озвученные в Посланиях, удалось оформить законными и иными правовыми актами, несмотря на противодействие им оппозиции в Государственной Думе РФ.

Напротив, популистские законы, даже будучи принятыми, в большинстве своем не действуют, так как не соответствуют духу и букве Посланий, как, например, ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года, принятый в качестве вынужденной уступки сильной оппозиции во второй Государственной Думе РФ.

В совокупности с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, устанавливающей, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», Послания являются конституционным актом, позволяющим Президенту РФ намечать основные параметры государственного строительства на среднесрочную перспективу, проводить свою линию.

В научной литературе Послания комментируются мало, что совершенно не понятно, так как в них заложена информация, программирующая деятельность государства и гражданского общества. Тем более недальновидны те заявления, в которых высказывается недооценка содержания и формы Посланий. Но они ведут начало от христианских традиций, чем объясняются их необсуждаемость и непререкаемость: «ибо учил он их, как власть имеющий, а не как книжники» [2]. Не законами, а Посланиями Президента Россия направляется на тот путь, который одни считают оптимальным, а другие - губительным.

В годы президентства Б.Н. Ельцина задачи, поставленные в Посланиях, решались, в основном, указами Президента и постановлениями Правительства. Но этот путь был вынужденным из-за противостояния сильной думской оппозиции. В настоящее время, когда Президент установил контроль над законодательной вла-

стью, «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80, ч. 2).

Следовательно, в качестве главы государства Президент РФ является куратором всех ветвей власти, что, впрочем, сильно напоминает троичность божественной власти (или наоборот). В любом случае произошел синтез трех в одном. Может быть, это служит знаком, что история подошла к решительному повороту, как в начале первого века нашей эры. В этой функции Президент РФ фактически не может быть ограничен законом, так как сам стал Законом, т.е. ограничивает лишь сам себя. Декларативность Конституции РФ позволяет Президенту РФ истолковывать ее (или добиваться толкования) в нужном ему духе, руководствуясь своей волей и внутренним убеждением, что вполне естественно для юстиции. Правовая система, в отличие от законов природы, строится людьми, зависит от людей и может олицетворяться равно и в личности, и в коллективном органе. В конце концов, это дело воли или случая, в чем убеждает нас история. В данном случае Президент становится выразителем коллективной воли, т.е. вождем, в отличие от ЦК КПСС - «коллективного выразителя воли трудящихся».

Послания придают форму и смысл функционирования Администрации Президента РФ, которая является «частью, которая больше целого». Упомянутая одним лишь пунктом ст. 83 Конституции РФ Администрация Президента РФ готовит и реализует Послания через подконтрольные ей органы государственной власти от имени и по поручению Президента. В этом - ответ на вопрос, чем она занимается. А поскольку Послания являются декларацией политической воли Президента, постольку реализуется та политика, которая отвечает интересам данной властвующей элиты, хотя они никогда не обозначаются открыто, но всегда рядятся в народолюбивые одежды. Такова уж суть демократии: стоило только нижегородскому губернатору Ивану Склярову однажды публично произнести: «А после меня хоть трава не расти», как он вообще выпал из политики. Это дало повод даже такому демократу, как А.Н. Яковлев, «архитектору перестройки», заявить: «Администрация Президента - это то же, что был ЦК КПСС. Всем правит, но ни за что не отвечает» («Новая газета», № 4, 2004 г.).

Администрация Президента выступает истинным толкователем и правоприменителем Конституции РФ, в чем нетрудно убедиться по итогам 10 лет конституционной реформы. Конституция РФ провозглашает только принципы государственной власти, Послания Президента намечают пути к ним, а Администрация Президента РФ воплощает их в жизнь. В настоящее время это наиболее приемлемая форма управления России, о чем говорит стабилизация общества.

Проводимая реформа - не единственно возможная в рамках Конституции РФ. Нынешняя власть осознано или не осознано, но действует в соответствии с конфуцианским принципом: «народ надо вести правильным путем, но не объяснять, куда и зачем». Действующая Конституция вообще не закрепляет тип государства, провозглашая лишь его республиканскую форму. Но в такой форме могут существовать разные режимы от демократии до олигархии. Сохраняет свою силу правило, сформулированное французским философом Ж.-П. Сартром: «Человек свободен, поэтому нет никакой уверенности, что утром он не предпочтет фашизм социализму, а вечером - социализм фашизму». Впрочем, это только с точки зрения политика, революции - всемирно-исторические перевороты; с точки зрения философии права, это означает лишь победу общественных собственников над частными собственниками (или наоборот). Но цель одна - коммунизм. Только у первых в масштабе планеты, а у вторых в масштабе своего двора. Если «дворы» со временем

сольются, то и получится одна большая коммуна. Сейчас в России произошла революция частных собственников, которая, в случае поражения, получила бы название «путч». И только. Труд же всегда носит общественный характер, - меняется только форма его присвоения.

Конституция РФ может стать фундаментом любого режима, в зависимости от ее толкования. К примеру, если конституционный суд даст толкование ст. 87 Конституции РФ, что труд свободен, а эксплуатация чужого труда не допускается, то история России пойдет другим путем. Принцип «каждому по труду» вполне допустим в рамках конституционной реформы. Все остальные положения Конституции РФ чудесно согласуются с ним. Ведь в Конституции нет ни слова о праве эксплуатировать чужой труд.

Современная конституционная реформа развивается в соответствии с либеральными убеждениями действующего Президента РФ. Но среди претендентов на этот пост есть представители и иных убеждений.

К примеру, конституционная реформа во времена президентства Б.Н. Ельцина развивалась по пути «консервативного романтизма», восстановления надуманной России, как «евразийского льва», занимавшего когда-то место в первых рядах прогрессивного капиталистического человечества. Отсюда идеализация царизма, столыпинщины, кулачества, православного уклада и т.д. Но «возвращение к истокам» сменилось «порчей монеты»: и к прошлому не вернулись, и имеющееся растеряли, пока, наконец, не пришли, - как писал Б.Н. Ельцин, - к мысли, что «все страны идут по общему пути цивилизации. Но каждая страна проходит его по-своему. Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая социализм или капитализм» [1. С. 70-71]. Именно в этом причина умолчания Конституции РФ в определении типа государства. Поэтому первые Послания Президента РФ Б.Н. Ельцина ориентировали власть на создание государства собственников, своего рода «строй цивилизованных кооператоров». Впрочем, в развитие этой идеи были приняты многие кодексы и законы о кооперации, товариществах собственников жилья, народных предприятиях, фермерском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, социальной защите и т.д. Даже ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. и «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» выражали идею социального государства: гражданам России гарантировано жилье как на этом, так и на том свете. Поэтому для Посланий Президента РФ Б.Н. Ельцина характерно внимание к решению следующих первоочередных задач.

Задача первая. Обеспечение бесперебойного и полного исполнения бюджета по расходам, прежде всего по защищенным статьям - заработной плате и другим.

Задача вторая. Серьезно продвинуть решение жилищной проблемы. Суть ее в том, чтобы для семей со скромным достатком улучшение жилищных условий перестало быть недостижимой мечтой.

Задача третья. Поддержка малого предпринимательства путем упрощения налогообложения, государственного покровительства малому бизнесу.

Задача четвертая. Компенсация сбережений граждан, потерянных из-за инфляции после 1991 года, восстановление доверия граждан к государству за счет различных долгосрочных федеральных программ.

Задача пятая. Создание и реальное введение в действие системы страхования вкладов граждан в коммерческих банках.

Главное, считал Б.Н. Ельцин, «мы должны начать коренное изменение нашей бюджетной политики. Цель - инвестиции в человека, в его физическое и нравственное здоровье» [1. С. 64-65].

Проблема, стоящая перед первым Президентом РФ Б.Н. Ельциным, состояла в том, чтобы найти живое равновесие между самоорганизацией общества и государственным регулированием, между частными интересами и частной инициативой и интересами общества и государства, между свободой и справедливостью. Решение этой задачи Б.Н. Ельцин видел только на пути укрепления и развития народовластия через правовое государство и приверженность граждан «к высоким идеалам и общественным ценностям» [1. С. 71].

Период президентства Б.Н. Ельцина по характеру его Посланий представляется периодом становления демократии. Первый президентский срок В.В. Путина в его Посланиях характеризуется как укрепление демократии, как, с одной стороны, завершение намеченных предшественником реформ, а с другой - исправление издержек демократии в виде всевозможных «перекосов» и «перегибов». В.В. Путину досталась в наследство разлаженная государственная система с почти полной утратой государственного порядка и дисциплины. Картину этого упадка дает перепись населения России 2001 года [3]. Она показала, что в России возник не капитализм, а огромный раздувшийся паразит на почве теневого бизнеса, существующий за счет вывоза ресурсов за границу и перераспределения рентного капитала, в условиях которого нет ни классов, ни политической борьбы, ни партий, ни профсоюзов, ни других структур гражданского общества. Девяносто пять процентов населения работает по найму, и лишь один миллион человек являются работодателями. Семьдесят пять процентов национального богатства России посредством «юридической» техники присвоено двадцатью пятью олигархами.

Поэтому первое Послание президента РФ В.В. Путина было нацелено на укрепление государственности России, на поиск объединительной идеи, что сразу же закрепило за ним место лидера нации, вызвало широкую поддержку всех слоев населения. Задачи укрепления экономического и международного положения России составляют главное содержание его Посланий 2001-2003 гг. «За трехлетний период мы не только основательно разобрали «завалы» проблем, - указывал В.В. Путин, - а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, но и добиться некоторых положительных результатов» [4].

В условиях стабилизации и укрепления законности Президент РФ В.В. Путин приходит к отказу от конформистских взглядов Б.Н. Ельцина (ни социализм, ни капитализм), а выступает как приверженец либеральных ценностей. «Очевидно, - заявляет он в Послании 2003 г., - что мотором экономического роста является частная инициатива как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным - предприимчивым, гибким, мобильным» [4].

В обеспечение этих задач были приняты многочисленные правовые акты, а также поправки преимущественно в предпринимательское, налоговое, административное, трудовое и уголовное право. Были приняты новые КОАП, Трудовой кодекс, Земельный кодекс, Таможенный кодекс и др. Из содержания Посланий видно, что В.В. Путин большие надежды при решении поставленных задач по стабилизации общественных отношений возлагает на правовую реформу.

Правовая поддержка позволила В.В. Путину сделать шаг к стратегии перехода к экономическому и социально-культурному росту России посредством качественного подъема уровня управления и предпринимательства. «За десятилетие мы должны, - заявил В.В. Путин, - как минимум, удвоить валовой внутренний продукт страны... Убежден, в России уже есть все условия для постановки и реализации подобных задач» [4].

В подтверждение этого в Послании 2003 г. подчеркивается, что «экспорт нефти, нефтепродуктов и газа увеличился на 18%, и сегодня Россия является крупней-

шим экспортером топливно-энергетических ресурсов в мире» [4]. Можно предположить, что с обновлением законодательства РФ и в результате новых инициатив Президента РФ отрасли лесная, горная, производства удобрений и др. добьются со временем таких же впечатляющих результатов. В этом заключается интерес государства и общества, когда огромный потенциал добывающего сектора улучшает все показатели роста и ускоряет вывод экономики на траекторию устойчивого развития.

Это позволит государству более успешно решать социальные задачи. «Мы ждем от государства, - заявил В.В. Путин, - чтобы оно повысило уровень нашего благосостояния, чтобы оно сделало нашу жизнь безопасной и внутри, и вовне, чтобы мы чувствовали себя частью мировой цивилизации, сохранили свою национальную и культурную идентичность и чтобы оно, государство, обеспечило будущее наших детей» [5. С. 4]. И лишь консолидация всех наших интеллектуальных, властных и нравственных ресурсов позволит России достичь этих целей. Следовательно, научный анализ Посланий Президента России Федеральному Собранию РФ нужен для объективного понимания перспектив развития правового государства, поможет ученым-обществоведам правильно разъяснять направления и смысл правовой реформы, оградит от траты сил и средств на поиск путей реформирования общества на почве радикализма или консерватизма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Пятьдесят семь вопросов избирателей Президенту России. М., 1996.

2. Евангелие от Марка:1:22.

3. Российская газета, 04.11.03 г.

4. Российская газета, 17.05.03 г.

5. Поиск, 2004 г., № 1.

В.В. Клочков

К ВОПРОСУ О ВЕЛИЧИНЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЕЛА СВОБОДНЫХ ОБЩИННИКОВ В АНГЛОСАКСОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ VII - IX ВВ. КАК ОСНОВЕ ИХ ЮРИДИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛНОПРАВИЯ

При анализе социально-правового положения керлов - рядовых свободных англосаксонского общества следует иметь в виду одно важное обстоятельство: если основанием юридического полноправия керлов по общему правилу служила их хозяйственная самостоятельность, то последняя, вне всякого сомнения, коренилась в обладании земельным наделом1.

Для уяснения круга правомочий керла в основных сферах его жизнедеятельности не обойтись, следовательно, и без ответа на вопрос о величине надела и объеме тех прав и обязанностей, которые влекло за собой обладание и распоряжение им.

Основными источниками, позволяющими приблизиться к разрешению поставленного вопроса, являются дарственные грамоты анлосаксонских королей, по-

1 Это подтверждается тем обстоятельством, что керл без надела не рассматривался англосаксонскими варварскими Правдами как рядовой свободный. Так, в ст. 51 Правды Инэ при определении штрафов за неявку в ополчение обладателей различного количества земельных наделов - гайд керл без надела не упомянут, видимо, как юридически бессмысленное и невозможное явление. В ст. 14 и 30 той же Правды рядовые свободные присягают своими наделами, следовательно, отсутствие последних поставило бы под сомнение юридический статус этих людей как свободных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.