С.Г. Петров*
Послание епископа Евгения (Зёрнова) патриарху Тихону о насаждении
обновленческого раскола в Благовещенской епархии (1923 г.)
DOI: 10.31518/2618-9100-2019-2-4 УДК 930:281.93(571.6Х044)"1923" Выходные данные для цитирования: Петров С.Г. Послание епископа Евгения (Зёрнова) патриарху Тихону о насаждении обновленческого раскола в Благовещенской епархии (1923 г.) // Исторический курьер. 2019. № 2 (4). Статья 4. URL: http://istkurier.ru/data/2019/ ISTKURIER-2019-2-04.pdf
S.G. Petrov*
Letter of Bishop Eugene Zernov to Patriarch Tikhon on propagating the Renovationist schism in the Blagoveshchensk diocese (1923)
DOI: 10.31518/2618-9100-2019-2-4 How to cite:
Petrov S.G. Letter of Bishop Eugene Zernov to Patriarch Tikhon on propagating the Renovationist schism in the Blagoveshchensk diocese (1923) // Historical Courier, 2019, # 2 (4). Article 4. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2019/ISTKURIER-2019-2-04.pdf
Abstract: The article is devoted to the study of the regional aspect of the history of the Renovationist Church schism. The focus of attention is the Blagoveshchensk diocese during the period when of the Bolsheviks were promoting Renovationists with the help of administrative resources. The purpose of this article is to introduce into scientific circulation the full text of the epistolary source, reflecting the peculiarities of the events in the Blagoveshchensk diocese. The letter of Bishop Eugene Zernov to Patriarch Tikhon about the seizure of Church power by the Renovationists in the far Eastern dioceses of the Orthodox Russian Church is analyzed and published. The article provides biographical information about the life of the author of the letter; reconstructs the context of events allowing a better understanding of the conditions in which the letter was written to Patriarch Tikhon. This article should be considered in line with other academic publications of the Epistles to Patriarch Tikhon from the Asian dioceses of the Russian Orthodox Church prepared by the author of the article. This task has been formulated as a priority a few years ago and is being addressed purposefully, to the extent possible. The author prepared and published epistles from the Ural and Siberian dioceses. The Bishop's letter to Patriarch Tikhon from the Blagoveshchensk diocese will organically replenish the corpus of such published sources on the Church history of the 20th century.
Keywords: Russian Orthodox Church; Blagoveshchensk diocese; far East; Patriarch Tikhon; Bishop Eugene Zernov; epistolary sources.
The article has been received by the editor on 20.2.2019.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация: Статья посвящена изучению регионального аспекта истории обновленческого церковного раскола. В центре внимания находится Благовещенская епархия в советский период ее истории, когда при помощи административного ресурса большевики пытались насадить в ней обновленцев. Цель статьи - ввести в научный оборот полный текст эпистолярного памятника, отразившего происходившие в то время события. Анализируется и публикуется письмо епископа Евгения (Зёрнова) патриарху Тихону о захвате обновленцами церковной власти в дальневосточных епархиях Православной российской церкви. Приводятся биографические сведения из жизни автора письма, а также воссоздается событийный контекст, позволяющий лучше понять, в каких условиях оно составлялось. Настоящую статью следует рассматривать в
* Петров Станислав Геннадьевич, канд. ист. наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории СО РАН (Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected]
Petrov Stanislav Gennadievich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at the Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia), e-mail: [email protected]
одном ряду с другими подготовленными мной академическими публикациями посланий патриарху Тихону из азиатских епархий Православной российской церкви. Задача эта была в качестве первоочередной сформулирована несколько лет тому назад и постепенно целенаправленно решается. К печати были подготовлены и изданы послания из уральских и сибирских епархий. Архиерейское письмо патриарху Тихону из Благовещенской епархии органично пополнит корпус подобного рода опубликованных источников по церковной истории
XX в.
Ключевые слова: Русская православная церковь; Благовещенская епархия; Дальний Восток;
патриарх Тихон; епископ Евгений (Зёрнов); эпистолярные источники.
* * *
Сохранившийся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге корпус посланий патриарху Тихону, полученных им после выхода на свободу из Лубянской тюрьмы ГПУ в конце июня 1923 г., находится в центре внимания многочисленных светских и религиозных исследователей истории Русской православной церкви ХХ в. В свое время в Интернете появился подготовленный в качестве учебной работы студентом Петербургской духовной академии В. Лихачевым выборочный перечень этих документов с пересказом или кратким цитированием их содержания, архивными шифрами и группировкой по тематическому и административно-территориальному признаку1. Публикуемое в настоящей работе письмо епископа Приамурского и Благовещенского Евгения (Зёрнова) от 9 августа 1923 г. включено в этот перечень. Составитель его пересказал данный документ и привел небольшую цитату. В своих работах и автор настоящей статьи ссылался на этот источник и воспроизводил отдельные фрагменты послания2.
Цель статьи - ввести в научный оборот полный текст этого эпистолярного памятника, опубликовав его в соответствии с современными эдиционными нормами. Настоящую статью следует рассматривать в одном ряду с другими подготовленными мной академическими публикациями посланий патриарху Тихону из азиатских епархий Православной российской церкви. Задача эта была в качестве первоочередной сформулирована несколько лет тому назад и постепенно целенаправленно решается. К печати были подготовлены и изданы послания из уральских и сибирских епархий3. Думается, что архиерейское письмо патриарху Тихону из дальневосточной епархии органично пополнит корпус подобного рода опубликованных источников по церковной истории ХХ в.
Нельзя сказать, что история жизни автора издаваемого письма не привлекала внимания светских историков4. Но все же следует признать, что приоритет в создании его
1 URL: http://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt (дата обращения: 12.09.2011).
2 Например, см.: Петров С.Г. Русская православная церковь времени патриарха Тихона (источниковедческое исследование). Новосибирск, 2013. С. 244.
3 Петров С.Г. Покаянное послание новониколаевского священника патриарху Тихону (1924 г.) // Вестник Новосибирского государственного университета / Сер.: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 8: История. С. 177-183; Он же. Письма сибирского духовенства патриарху Тихону (1923-1924 гг.) // Рукописи XVI-
XXI вв.: Исследования и публикации / Археография и источниковедение Сибири; вып. 31. Новосибирск, 2013. С. 300-325; Он же. Послание 1923 г. архимандрита Верхотурского Николаевского монастыря патриарху Тихону // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 4. С. 50-54; Он же. К вопросу о назначении архиепископа Димитрия (Беликова) правящим архиереем Томской епархии // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24. № 3. С. 106-111.
4 Прозорова Г.В. Соловецкий узник (О митрополите Евгении Зернове, епископе Приамурском и Благовещенском 1914-1923 гг.) // Материалы научно-практической историко-краеведческой конференции, посвященной 100-летию Хабаровского краеведческого музея. Хабаровск, 1994. С. 93-95; Ермацанс И.А. Благовещенская епархия и ее архиереи (1914-1930-е гг.) // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке. Благовещенск, 2002. С. 123-131; Пономарев Н.А. Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. / публ. и авт. вступ. ст. Т.А. Крючкова, А.И. Шинкова; коммент. Т.А. Крючковой. Иркутск, 2007. URL: http://www.pribaikal.ru/uploads/media/zemov-kirensk.pdf (дата обращения: 10.01.2019); и др.
жизнеописания принадлежит церковным исследователям, работающим в агиографическом жанре5. В первую очередь здесь нужно назвать архимандрита Дамаскина (В.А. Орловского), который начал изучение жизненного пути владыки с краткой житийной статьи в составленном им многотомном патерике новомучеников и исповедников Российских, а совсем недавно подготовил и издал отдельную книгу, посвященную Евгению (Зёрнову)6.
Икона сщмч. Евгений (Зёрнов).
Ист.: Дёгтева О.В., Тихон (Затёкин), архимандрит. Житие священномученика Евгения (Зёрнова), митрополита Горьковского и Арзамасского (1877-1937) // Нижегородская старина. 2011. № 29/30. С. 72-81.
URL: https://ru.calameo.com/read/0050201288d5c22f2e55e (дата обращения: 10.01 2019).
Названному церковному автору присуще следование агиографическим традициям Нового и Новейшего времени, принудительно прерванным в начале ХХ в. и возобновленным в его последнее десятилетие, - составления житийного повествования с опорой на документ. Лучшие образцы его творчества, и книга о владыке Евгении (Зёрнове) не исключение, являются художественным исследованием земной жизни святого, включающим тексты многочисленных документов с обязательным указанием архивных шифров их хранения. Так, в упомянутой книге период жизни церковного иерарха, когда он написал письмо патриарху Тихону, изложен весьма подробно, с использованием большого количества документов, взятых из чекистского судебно-следственного дела архиерея, с воспроизведением их текстов, в том числе целиком, однако публикуемый в настоящей статье документ обойден молчанием.
Все это, несомненно, актуализирует полноценную публикацию послания епископа Евгения, составленного в один из драматических периодов жизни владыки и отразившего его видение состояния Благовещенской епархии в условиях начавшегося обновленческого раскола.
Хотя бы кратко остановимся на уже известных и имеющихся в литературе биографических сведениях из жизни владыки Евгения, в миру Семена Алексеевича Зёрнова
5 Например, см.: Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1949. Т. 1. С. 165-167; Дёгтева О.В., Тихон (Затёкин), архимандрит. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского и Арзамасского (1877-1937) // Нижегородская старина. 2011. № 29/30. С. 72-81. URL: https://ruxalameo.com/read/0050201288d5c22f2e55e_(дата обращения: 10.01 2019); и др.
6 Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. С. 221-223; Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. М., 2018.
(1877-1937)7. Выходец из духовного сословия, он родился в семье диакона Московской епархии. Учился в московских духовных учебных заведениях. В 1900 г., будучи еще студентом Московской духовной академии, был пострижен в монахи, возведен в сан иеродиакона, а через два года - иеромонаха. В 1902 г. после завершения обучения был направлен преподавателем в Черниговскую духовную семинарию, стал ее инспектором. В 1906 г. назначен ректором Иркутской духовной семинарии, получил сан архимандрита. Находясь в Иркутской епархии, возглавлял ее Училищный совет, был редактором местных «Епархиальных ведомостей». В январе 1913 г. возведен в архиерейский сан, назначен викарием в эту сибирскую епархию - епископом Киренским. С июня 1914 г. - во главе Приамурской и Благовещенской епархии, участвовал, как правящий архиерей, в работе Поместного собора 1917-1918 гг.
Епископ Благовещенский Евгений
Епископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Зёрнов).
Ист.: URL: https://foma.ru/soldat-shtyikom-sorval-stenyi-ikonu-gospoda-rasshhepal-ee-na-melkie-chasti-publikuem-uzhasayushhie-vospominaniya-svyashhennomuchenika-o-revolyutsii.html (дата обращения: 20.01.2019)
При советской власти неоднократно подвергался репрессиям, находился в тюрьмах, лагерях, ссылке. В августе 1923 г. был арестован, находился в тюремном заключении в Благовещенске и Чите, затем отправлен в Москву. В ноябре 1923 г. возведен в сан архиепископа. В мае 1924 г. включен патриархом Тихоном в состав формируемого им Священного синода Православной российской церкви. С февраля 1924 г. находился в Соловецком лагере, принял деятельное участие в составлении адресованной правительству СССР «Памятной записки соловецких епископов». В 1927 г. отправлен на три года в ссылку в Зырянский край. После окончания ссылки определен викарным архиереем на Белгородскую кафедру в Курской епархии, однако, решение это было отменено, и в 1931 г. он был отправлен викарным владыкой Котельническим в Вятскую епархию. С сентября 1933 г. возглавил эту епархию, с мая 1934 г. стал митрополитом Горьковским. Спустя год был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде, в ноябре 1935 г. приговорен особым совещанием НКВД к трем годам лагерей. В сентябре 1937 г. арестован в лагере, постановлением тройки НКВД по Карагандинской области приговорен к высшей
7 Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений (Зернов Семен Алексеевич) // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVII. С. 57; Евгений Зёрнов. URL: http://www.krotov.info/yakov/6_bios/59/1937_09_20zernov.htm (дата обращения: 19.02.2009); Евгений (Зернов Семен Алексеевич). URL: http://www.uic.nnov.ru /~dofa/pers/ep_evg_zernov.htm (дата обращения: 19.02.2009); Евгений (Зернов Семен Алексеевич), митрополит, священномученик // Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ в.: Биографическая база данных и собрание материалов. URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/115/ (дата обращения: 10.01.2019); и др.
мере наказания и расстрелян. В августе 2000 г. на Архиерейском соборе Русской православной церкви причислен к лику святых как священномученик.
Напомню события, на фоне которых составлялось письмо владыки Евгения (Зёрнова) патриарху Тихону. С конца ноября 1922 г. на территории бывшей Дальневосточной республики, вошедшей в состав РСФСР, шел процесс советизации. С некоторым опозданием в дальневосточных епархиях Православной российской церкви стали претворяться в жизнь установки большевиков в отношении религиозных организаций. Для насаждения обновленческого раскола и захвата церковной власти в этих епархиях они использовали уже отработанный прием - устранение канонического руководства и привлечение его к уголовной ответственности. Силовые структуры действовали рука об руку с обновленческим церковным руководством.
На заседании 7 сентября 1923 г. обновленческий Священный синод с подачи сибирских раскольников обратил свой пристальный взор на дальневосточные епархии. Он рассмотрел соответствующее отношение Сибирского областного церковного совета от 10 августа «о развивающейся "тихоновщине" под главенством епископа Евгения» (Зёрнова) и запретил священнодействовать всем не подчинившимся ему дальневосточным епископам и священнослужителям8.
События, которые в то время происходили в самом Благовещенске, освещены архимандритом Дамаскиным (Орловским) по материалам архивного чекистского дела епископа Евгения (Зёрнова)9. Благовещенский владыка ощущал неизбежность предстоящего ареста, поэтому уже 29 июля 1923 г. было составлено письмо благочинническому совету городских церквей о преемстве епархиальной власти в случае чрезвычайных обстоятельств -устранения епископа Евгения с архиерейской кафедры. Епархиальный совет 7 августа 1923 г. обсудил полученную им телеграмму о прибытии в город обновленческого епископа Даниила Громовенко и принял решение не признавать его в качестве правящего архиерея. Владыка Евгений 9 августа 1923 г. направил разъяснение в Епархиальный совет о неподчинении обновленческому церковному руководству, принявшему решение о его увольнении с кафедры.
Именно в это день, 9 августа, епископ Евгений, предчувствуя свой близкий арест, решил отправить патриарху Тихону письмо, содержащее «правдивыя свъдъшя о церковной жизни нашей далекой окрайны»10. Оно написано рукой самого владыки с использованием дореволюционной орфографии и датировано по новому и старому стилю. В качестве курьера в Москву была направлена Ольга Петровна Яхнюк, которой епископ дал следующую характеристику: «ревностная хриспанка и искренне предана Православной Церкви, ей можно довърять». Он просил патриарха принять и выслушать ее, так как она должна была сообщить устно наиболее важные сведения о происходившем в Благовещенской епархии. Сам он писал, что на Дальнем Востоке из канонических епископов на свободе остался только он один, причем ненадолго, так как предстоящая борьба с поддерживаемыми властью обновленцами неизбежно должна была закончиться его поражением, «ибо среди духовенства есть предатели». В Благовещенске и Хабаровске были уже арестованы и сидели в подвалах многие из клириков, не желавшие становиться схизматиками. Владыка Евгений спрашивал у патриарха, нет ли у него возможностей поддержать его.
Спустя четыре дня, 13 августа 1923 г. Амурский губотдел ГПУ принял постановление о привлечении архиерея к судебной ответственности. В ночь с 29 на 30 августа он был арестован. В Благовещенске начались волнения верующих, арестованы были представители местного духовенства. Новые обвинения против епископа Евгения и других священников были выдвинуты 21 сентября следователем губернского суда. А 6 октября в Амурском губотделе ГПУ признали необходимым выслать владыку и арестованное духовенство, как социально
8 ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 122-122 об.
9Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений... С. 57; Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. С. 123-127.
10 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 241-242.
опасных элементов, в распоряжение регионального начальства - чекистов Дальневосточной области. Во исполнение этого решения их всех вывезли в Читу. Дальневосточное руководство ГПУ 11 ноября 1923 г. сочло необходим выслать арестованное духовенство из Сибири не менее чем на три года. Окончательное решение должно было принять ОГПУ в Москве, поэтому владыка Евгений и его «подельники» оказались в столице11.
С декабря 1923 г. дело владыки Евгения рассматривалось уже чекистами в Москве. Постановлением комиссии НКВД по административной высылке от 22 февраля 1924 г. он был приговорен к трехлетнему заключению в Соловках12. Еще до этого, 29 ноября 1923 г., патриарх Тихон и иерархи из Священного синода при нем «во внимаше къ ревностной и усердной службъ Церкви Бож1ей» возвели его в сан архиепископа. Решение это за № 141, подписанное собственноручно патриархом Тихоном и архиепископами Серафимом (Д.А. Александровым) (он завизировал его два раза), Тихоном (И.И. Оболенским), Петром (П.Ф. Полянским), было зафиксировано непосредственно на публикуемом ниже письме владыки Евгения первосвятителю от 9 августа 1923 г.13
В мае 1924 г. первосвятитель ввел находившегося, по его сведениям, все еще в Москве архипастыря в состав формируемого с разрешения властей патриаршего Священного синода, требуя прекратить преследование благовещенского архиепископа, выпустить его на свободу и отправить в родную епархию (в прошениях патриарха Тихона начальнику VI отделения СО ОГПУ Е.А. Тучкову епископ Евгений ошибочно именовался не Зёрновым, а Молчановым)14. Отмечу, что Священный синод так и не был сформирован, требования патриарха остались не выполненными, а благовещенский владыка не вернулся в свою епархию.
Письмо епископа Евгения (Зёрнова) публикуется с сохранением старой орфографии, являющейся ярким свидетельством использования ее в работе церковных канцелярий первых лет советской власти. Сокращенные слова, пропущенные знаки препинания дописываются в квадратных скобках.
Письмо епископа Приамурского и Благовещенского Евгения (Зёрнова) патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) о насаждении обновленческого раскола в Благовещенской епархии
9 августа / 27 июля 1923 г.
(л. 241) Ваше Святъйшество, Милостивъйшш Архипастырь и Отецъ.
Съ душевною радоспю приветствую Ваше возвращеше къ управлешю Россшскою Церковью и горячо молюсь о Вашемъ здравш, благоденствш и ниспосланш Вамъ благодатной помощи въ дълъ умиротворешя жизни церковной, сильно взволнованной и потрясенной въ скорбные дни Вашихъ узъ1.
Полагая, что Вашему Святъйшейству необходимо имъть правдивыя свъдъшя о церковной жизни нашей далекой окрайны, я ръшаюсь просить Васъ принять и выслушать подательницу настоящаго письма - Ольгу Петровну Яхнюкъ, которая сообщить Вамъ наиболъе важные факты этой жизни. //
11 Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений... С. 57; Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. С. 128-136.
12 Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений. С. 57; Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. С. 136-137.
13 РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 241. В статье о благовещенском архиерее из «Православной энциклопедии» по этому поводу ошибочно сообщается, что он был «30 нояб[ря] 1923 г., по некоторым данным, возведен в сан архиепископа». (Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений. С. 57). В книге, посвященной ему, уже без обиняков говорится: «30 ноября 1923 г. епископ Евгений был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа». (Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. С. 136).
14 Следственное дело патриарха Тихона: сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ / отв. ред. протоиерей В.Н. Воробьев, отв. сост. Н.А. Кривова. М., 2000. С. 370-374.
(л. 241 об.) На Дальнемъ Востокъ пока еще остаюсь на своей каеедръ только я, но и мнъ угрожаетъ насильственное удалеше, ибо «В.Ц.У.»2 присылаеть на мое мъсто какого-то лжеархiепископа Даншла3, котораго и будетъ водворять, Вы, конечно, знаете кто... «В.Ц.У.» меня увольняетъ на покой, но я не признаю сего учреждешя и его распоряженш4, почему должна начаться борьба, которая, навърно[,] окончится моимъ поражешемъ, ибо среди духовенства есть предатели. Въ общемъ[,] я борюсь давно, но и давно въ этой борьбъ одинокъ: сосъдшя каеедры праздны - нътъ православнаго епископа во Владивостоку Читъ, Иркутскъ, Якутскъ и на Камчаткъ.
0 Васъ мы не имъемъ никакихъ свъдънш, - сообщите[,] Ваше Святъйшество: организовались-ли Вы и можете-ли чъмъ[-]либо поддержать меня. У насъ въ подвалъ уже давно сидятъ три священника за нежелаше вступить въ «Ж[ивую] Ц[ерковь]», сидъли и въ Хабаровскъ многiе изъ клира[,] и все-жеа тамъ, пока, присланный «В.Ц.У.» живоцерк[овникъ] успъха не имъетъ5.
Ольга Петровна ревностная хриспанка и искренне предана Православной Церкви, ей можно довърять. //
(л. 242) Посылалъ Вамъ, по Вашемъ освобожденiи, телеграмму, но ответа не получилъ, думаю, что она Вашимъ Святъйшествомъ не получена6.
Усердно прошу Вашихъ Святыхъ молитвъ и благословешя для себя и паствы.
Вашего Святъйшества покорный послушникъ и гръшный богомолецъ
Евгенiй[,] Епископъ Приамурскш и Благовещенскiй.
27 (9) / VII 1923.
Благовещенскъ
РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 241-242. Рукописный подлинник на листах линованной бумаги, автограф фиолетовыми чернилами. На л. 241 вверху резолюция фиолетовыми чернилами, формулы подписей - автографы: «29/Х1 1923 г. Преосвященный Евгенш, во внимаше к ревностной и усердной службъ Церкви Божiей, возводится въ сан архiепископа.
Патр^архъ] Тихонъ.
Архiепископ Серафимъ7.
Арх^епископъ] Урал[ьскш] Тихонъ3, 8.
Архiепископъ Петръ9».
Над датой этой резолюции фиолетовыми чернилами проставлен ее номер: «№№ 141». Слева от нее синим карандашом помечено: «Исполнено № 125».
Комментарии
1 Патриарх Тихон был освобожден из внутренней тюрьмы ГПУ на Лубянке 27 июня 1923 г.
2 Обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) существовало до 8 мая 1923 г. На обновленческом Поместном соборе вместо него организовали Высший церковный совет (ВЦС), который работал до 8 августа 1923 г., когда был создан заменивший его обновленческий Священный синод.
3 Даниил Романович Громовенко (1889 - после 1935), митрополит обновленческой Церкви. Учился в Одесской духовной семинарии. С 1908 - псаломщик сельского храма в Херсонской епархии, учитель земских школ. С 1911 - заведующий канцелярией и эконом Херсонского духовного училища. С 1913 - диакон в церкви г. Александрии Херсонской епархии. С 1915 -священник и настоятель сельского храма в Томской епархии, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы. С 1923 - в обновленческом расколе. С мая 1923 - обновленческий протоиерей, священник кафедрального собора в г. Новониколаевске, затем назначен
а Вписано теми же чернилами над строкой со знаком вставки.
а Ниже фиолетовыми чернилами рукой архиепископа Серафима (Александрова) проставлена повторно формула подписи: Арх1епископ Серафимъ.
обновленческим епископом Якутским. С июля 1923 - обновленческий епископ Благовещенский. С января 1924 - обновленческий епископ Новониколаевский, заместитель председателя Сибирского областного церковного совета. С 1924 - обновленческий архиепископ. С октября 1924 - обновленческий архиепископ Тобольский. С июля 1925 - член Уральского областного митрополитанского церковного управления. С октября 1925 - обновленческий архиепископ Минский. С ноября 1927 - обновленческий архиепископ Смоленский. С февраля 1928 -обновленческий архиепископ Минский. С июля 1928 - обновленческий митрополит Минский, председатель Священного синода обновленческой Белорусской православной церкви. В январе 1935 освобожден от занимаемых должностей, исключен из архиерейских списков. В марте 1935 арестован, приговорен к пяти годам заключения. В 1992 реабилитирован. (Лавринов В., протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 220-221).
4 В тот же день, 9 августа 1923 г., епископ Евгений (Зёрнов) отправил в епархиальный совет разъяснение с просьбой сообщить по епархии о непризнании им обновленческого церковного руководства, его решений об увольнении с благовещенской кафедры и о признании единственным законным главой Православной российской церкви - патриарха Тихона (об этом более подробно см.: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. М., 2018. С. 127)
5 Имеется в виду Владимир Васильевич Давыдов (1879-1930), архиепископ обновленческой Церкви. Окончил Благовещенскую духовную семинарию. С 1900 - диакон, священник сельского храма Владивостокской епархии. С 1901 - священник железнодорожного храма Владивостокской епархии. С 1903 - священник кафедрального собора г. Владивостока, законоучитель церковно-приходской школы. С 1905 - редактор журнала «Владивостокские епархиальные ведомости», законоучитель женской прогимназии. С 1915 по 1918 - студент Казанской духовной академии. Вернулся на Дальний Восток, возведен в сан протоиерея. С 1922 - в обновленческом расколе. С мая 1923 - обновленческий епископ Хабаровский. С 1923 - обновленческий архиепископ, управляющий Дальневосточной митрополией, председатель Дальневосточного областного церковного совета. С июля 1925 освобожден от управления Дальневосточной митрополии, назначен заместителем председателя Дальневосточного областного церковного совета. С мая 1926 на покое по болезни. С апреля 1929 - временно управляющий обновленческой Каменской-на-Оби епархией. Скончался в Хабаровске. (Лавринов В., протоиерей. Обновленческий раскол. С. 174-175).
6 Сохранившийся в архивном чекистском деле текст этой телеграммы приводит в своей книге о. Дамаскин (Орловский): «С духовною радостью приветствую возвращение Вашего Святейшества к управлению церковному и молюсь с вверенною мне паствою о Вашем здоровье и благоденствии». (Цит. по: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. С. 123)
7 Серафим, в миру Дмитрий Александрович Александров (1867-1937), митрополит Православной российской церкви. Окончил Саратовскую духовную семинарию. С 1889 -помощник саратовского епархиального миссионера. С 1890 - диакон, с 1891 - священник. С 1894 - самарский епархиальный миссионер. В 1909 - приходский священник в Полоцкой епархии. В 1910 - оренбургский епархиальный миссионер. С 1914 - епископ Кустанайский, второй викарий Оренбургской епархии. С 1916 - епископ Челябинский, первый викарий Оренбургской епархии. В 1917 - временно управляющий Екатеринбургской епархией. С 1918 - епископ Полоцкий и Витебский, затем епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С сентября 1918 - временный управляющий Тверской епархией. С 1919 - епископ Тверской и Кашинский. В 1920 арестован Тверской ГубЧК. С 1920 - член Священного синода. В 1922 арестован в Москве за сопротивление изъятию церковных ценностей, находился во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме. В феврале 1923 освобожден без права выезда в Тверскую епархию. С 1922 - архиепископ. С 1924 -митрополит. В 1925 арестован в Твери. С 1927 по 1935 - постоянный член Временного патриаршего Священного синода. С 1928 - митрополит Саратовский. С 1933 - митрополит Казанский и Свияжский. В ноябре 1936 уволен на покой, арестован. В феврале 1937
приговорен к трем годам ссылки в Северный Казахстан, арестован в Кустанае. В ноябре 1937 приговорен к высшей мере наказания, расстрелян. В 1989 реабилитирован. (Серафим (Александров). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/... (дата обращения: 10.01.2019)).
8 Тихон, в миру Иван Иванович Оболенский (1856-1926), митрополит Православной российской церкви. Учился в Тамбовской духовной семинарии. В 1880 окончил медицинский факультет Казанского университета. С 1881 - уездный врач в Елатьме. В 1890 - вольнослушатель в Петербургской духовной академии, пострижен в монашество, рукоположен в сан иеромонаха. С 1891 - архимандрит, настоятель единоверческого Спасо-Преображенского монастыря Самарской епархии. С 1901 - епископ Николаевский, викарий Самарской епархии. С 1908 - епископ Уральский и Николаевский. С 1918 - архиепископ. В 1919 - временно управляющий Самарской епархией. С осени 1922 - в Москве без права выезда в Уральскую епархию. С июля 1923 - член Священного синода при патриархе Тихоне. С 1924 - митрополит. Скончался в Москве. Погребен в Софийской церкви Москвы. (Тихон (Оболенский). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki... (дата обращения: 10.01.2019))
9 Петр, в миру Петр Федорович Полянский (1862-1937), митрополит Православной российской церкви; патриарший местоблюститель. Окончил Московскую духовную академию. С 1892 - помощник инспектора Московской духовной академии. В 1895 -церковный староста в сельском храме Московской епархии. С 1896 - преподаватель в Звенигородском духовном училище, затем смотритель Жировицкого духовного училища. В 1897 - магистр богословия. С 1906 - младший помощник правителя дел Учебного комитета при Святейшем синоде, ревизор духовных учебных заведений. С 1916 -действительный статский советник. В 1918 - главный бухгалтер в кооперативной артели «Богатырь» в Москве. С 1919 - заведующий приютом для «дефективных детей». В 1920 пострижен в монашество, иеродиакон, иеромонах. С августа 1920 - архимандрит, настоятель московского Златоустовского монастыря. С октября 1920 - епископ Подольский, викарий Московской епархии. В 1921 дважды арестовывался, сидел в Таганской тюрьме, отправлен в ссылку в Великий Устюг Вологодской губернии. С августа 1923 - в Москве. С октября 1923 - архиепископ, член Священного синода при патриархе Тихоне. С ноября 1923 -управляющий московским Богоявленским монастырем. С января 1924 - архиепископ Крутицкий, управляющий Московской епархией. С 1924 - митрополит. С апреля 1925 -патриарший местоблюститель. В декабре 1925 арестован, находился во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, затем в Суздальском политизоляторе. В 1926 приговорен к трем годам ссылки, отправлен в село Абалак близ Тобольска. В апреле 1927 арестован, находился в Тобольской тюрьме. Летом 1927 выслан за Полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ. В мае 1928 срок ссылки продлен на два года. В 1930 арестован, находился в тюрьмах Тобольска и Екатеринбурга. В июле 1931 приговорен к пяти годам заключения, находился во внутреннем изоляторе Полномочного представительства ОГПУ по Уралу в Свердловске, затем в Верхнеуральском политизоляторе. В 1936 содержание в заключении продлено на три года. В октябре 1937 приговорен к высшей мере наказания, расстрелян. В 1997 Архиерейским собором Русской православной церкви причислен к лику святых. (Петр (Полянский). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/... (дата обращения: 10.01.2019)).
Литература
Дамаскин (Орловский), архимандрит. Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. М., 2018. 159 с.
Дамаскин (Орловский), игумен. Евгений (Зернов Семен Алексеевич) // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. XVII. С. 57.
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. 240 с.
Дёгтева О.В., Тихон (Затёкин), архимандрит. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского и Арзамасского (1877-1937) // Нижегородская старина. 2011. № 29/30. С. 72-81.
Ермацанс И.А. Благовещенская епархия и ее архиереи (1914-1930-е гг.) // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке. Благовещенск, 2002. С. 123-131.
Лавринов В., протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. 736 с.
Петров С.Г. К вопросу о назначении архиепископа Димитрия (Беликова) правящим архиереем Томской епархии // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24. № 3. С. 106-111.
Петров С.Г. Письма сибирского духовенства патриарху Тихону (1923-1924 гг.) // Рукописи XVI-XXI вв.: Исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 300-325.
Петров С.Г. Покаянное послание новониколаевского священника патриарху Тихону (1924 г.) // Вестник Новосибирского государственного университета / Сер.: История, филология. 2012. Т. 11. Вып. 8: История. С. 177-183.
Петров С.Г. Послание 1923 г. архимандрита Верхотурского Николаевского монастыря патриарху Тихону // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 4. С. 50-54.
Петров С.Г. Русская православная церковь времени патриарха Тихона (источниковедческое исследование). Новосибирск, 2013. 407 с.
Польский М., протопресвитер. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1949. Т. 1. 288 с.
Пономарев Н.А. Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне-июле месяцах 1913 г. / публ. и авт. вступ. ст. Т.А. Крючкова, А.И. Шинкова; коммент. Т.А. Крючковой. Иркутск, 2007. 232 с.
Прозорова Г.В. Соловецкий узник (О митрополите Евгении Зернове, епископе Приамурском и Благовещенском 1914-1923 гг.) // Материалы научно-практической историко-краеведческой конференции, посвященной 100-летию Хабаровского краеведческого музея. Хабаровск, 1994. С. 93-95.
Следственное дело патриарха Тихона: сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ / отв. ред. протоиерей В.Н. Воробьев, отв. сост. Н.А. Кривова. М., 2000. 1016 с.
References
Damaskin (Orlovsky), archimandrite, (2018), Chelovek - eto ego sovest'. Zhitie svyashchennomuchenika Evgeniya (Zernova), mitropolita Nizhegorodskogo i Arzamasskogo [A man is his conscience. The life of the Holy Martyr Eugene (Zernov), Metropolitan of Nizhny Novgorod and Arzamas], Moscow, Russia, 159 p.
Damaskin (Orlovsky), superior, (2008), "Eugene (Zernov Semen Alekseevich)", in Pravoslavnaya ehnciklopediya [Orthodox encyclopedia], vol. XVII, Moscow, Russia, p. 57.
Damaskin (Orlovsky), hieromonk, (1992), Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestiya Rossijskoj Pravoslavnoj Cerkvi XX stoletiya: Zhizneopisaniya i materialy k nim [Martyrs, Confessors and devotees of piety of the Russian Orthodox Church of the twentieth century: Biographies and materials to them], vol. 1, Tver, Russia, 240 p.
Degteva, O.V., Tikhon (Zatekin), archimandrite, (2011), "The life of the Holy Martyr Eugene (Zernov), Metropolitan of Gorky and Arzamas (1877-1937)", Nizhegorodskaya starina, no. 29/30, pp. 72-81.
Ermazens, I.A. (2002), "The Blagoveshchensk diocese and its bishops (1914-1930-ies.)", in Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 80-letiyu okonchaniya grazhdanskoj vojny i inostrannoj voennoj intervencii na Dal'nem Vostoke [Proceedings of the International scientific and practical conference dedicated to the 80th
anniversary of the end of the civil war and foreign military intervention in the far East], Blagoveshchensk, Russia, pp. 123-131.
Lavrinov, V., archpriest, (2016), Obnovlencheskij raskol v portretah ego deyatelej [The Renovationist schism in the portraits of his figures], Moscow, Russia, 736 p.
Petrov, S.G. (2017), "To the question on the appointment of Archbishop Demetrius (Belikov) of Tomsk ruling Bishop of the diocese", Gumanitarnye nauki v Sibiri, vol. 24, no. 3, pp. 106-111.
Petrov, S.G. (2013), "Letters of the Siberian clergy to Patriarch Tikhon (1923-1924)", in Rukopisi XVI-XXI vv.: Issledovaniya i publikacii [Manuscripts of XVI-XXI centuries: Research and publications], Novosibirsk, Russia, pp. 300-325.
Petrov, S.G. (2012), "Repentant letter from a priest from Novonikolaevsk to Patriarch Tikhon (1924)", Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, vol. 11, no. 8, pp. 177-183.
Petrov, S.G. (2016), "Letter from Archimandrite of the Verkhotursky Nicholas monastery to Patriarch Tikhon (1923)", Gumanitarnye nauki v Sibiri, vol. 23, no. 4, pp. 50-54.
Petrov, S.G. (2013), Russkaya pravoslavnaya cerkov' vremeni patriarha Tihona (istochnikovedcheskoe issledovanie) [Russian Orthodox Church of the time of Patriarch Tikhon (source study)], Novosibirsk, Russia, 407 p.
Polsky, M., archpriest, (1949), Novye mucheniki Rossijskie [New martyrs Russian], vol. 1, Jordanville, NY, USA, 288 p.
Kryuchkova, T.A., Shinkova, A.I. (publ.) (2007), Ponomarev, N.A. Poezdka Preosvyashchennogo Episkopa Evgeniya v Kirenskij uezd v iyune-iyule mesyacah 1913 g. [Ponomarev, N.A.The trip of his grace Bishop Eugene to Kirensk County in June-July 1913], Irkutsk, Russia, 232 p.
Prozorova, G.V. (1994), "Solovki prisoner (the Metropolitan Eugene Zernov, the Bishop of Blagoveshchensk and the Amur region between 1914 and 1923", in Materialy nauchno-prakticheskoj istoriko-kraevedcheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu Habarovskogo kraevedcheskogo muzeya [Materials of scientific and practical conference on the 100th anniversary of the Khabarovsk Museum of local lore], Khabarovsk, Russia, pp. 93-95.
Vorobiev, V.N., archpriest (ed.), Krivova, N.A. (ed. com.), (2000), Sledstvennoe delo patriarha Tihona: sbornik dokumentov po materialam Central'nogo arhiva FSB RF [The investigation of Patriarch Tikhon: a collection of documents on the materials of the Central archive of the FSB], Moscow, Russia, 1016 p.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019 г.