Научная статья на тему 'ПОСЛАНИЕ ДРЕВНЕГО РИМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ XXI ВЕКА'

ПОСЛАНИЕ ДРЕВНЕГО РИМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДРЕВНИЙ РИМ / РИМСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ / ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / EDUCATION / UPBRINGING / ANCIENT ROME / ROMAN VIRTUES / IDEALS OF PERSONALITY / ANTHROPOLOGICAL TRANSITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киселёв Александр Федотович, Лубков Алексей Владимирович, Пахомов Николай Николаевич

Рассматриваются философско-педагогические воззрения Древнего Рима в их значении для современности. Отмечены непреходящая ценность и актуальность наследия римского мира. Анализируется феномен римских добродетелей, показана их роль как одного из устоев римской цивилизации. Представлены культивировавшиеся в Риме идеалы личности. Освещены взгляды на образование и воспитание выдающих, мыслителей той эпохи. Особое место отведено упадку Римской империи и его культурно-нравственным причинам. Обоснован вывод о сходстве кризиса римского мира с деструктивными процессами современного периода. В этом контексте раскрыта идея антропологического перехода как условия дальнейшего развития человеческой цивилизации.The philosophical and pedagogical views of ancient Rome in their meaning for the present are considered. The continuing value and relevance of the heritage of the Roman world are noted. The phenomenon of the Roman virtues is analyzed, their role as one of the foundations of Roman civilization is shown. The ideals of personality cultivated in Rome are presented. Illuminated views on the education and education of outstanding thinkers of that era. A special place is given to the decline of the Roman Empire and its cultural and moral reasons. The conclusion about the similarity of the crisis of the Roman world with the destructive processes of the modern period is substantiated. In this context, the idea of an anthropological transition as a condition for the further development of human civilization is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛАНИЕ ДРЕВНЕГО РИМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ XXI ВЕКА»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.09.P.55 УДК 37.1(930.1:1)

А.Ф. Киселёв,

Российская академия образования А.В. Лубков,

Московский педагогический государственный университет Н.Н. Пахомов,

Российский новый университет

Цикл статей. Статья третья

Послание Древнего Рима человечеству XXI века

Римский мир и мы

При соприкосновении с историей Древнего Рима невольно испытываешь возвышенное душевное состояние.

Римская эпоха предстает как своего рода пантеон, храм, одна из вершин исторического процесса. Там, на легендарных семи холмах, на форуме и на Палатине, выдающиеся государственные деятели, победоносные полководцы, великие ораторы решали судьбы всей необозримой ойкумены. И там действительно созидалось будущее человечества.

Мы и сегодня живем по календарю, созданному в римские времена. Пишем латинской графикой, от которой производна и родная нам кириллица. Значительная часть человечества: Италия, Франция, Испания, Португалия, Румыния, Латинская Америка - говорит на романских языках. Весь мир пользуется латинской терминологией, а как говоришь, так и мыслишь. А еще мы унаследовали римское право и существенные черты государственно-политического устройства современных обществ, начиная с демократии.

Не будет преувеличением сказать, что мы по сию пору обитаем в римском мире. Об этом символически свидетельствуют римские орлы, парящие над нами на гербах России, США и еще множества стран. Ведь все они вылетели из одного гнезда.

© Киселёв А.Ф., Лубков А.В., Пахомов Н.Н., 2019

Римляне были рационалистами и великими прагматиками, у которых дело не расходилось с замыслом. Когда же речь заходит о духовной культуре, их часто называют эпигонами древнегреческих мыслителей. И действительно, представители элиты Древнего Рима кажутся продолжателями и подражателями высших интеллектуальных достижений греков. Тем более что они, как правило, свободно владели греческим языком, учились философии и ораторскому искусству на Родосе и в Афинах.

Но духовная культура Древнего Рима далеко не была лишь подражанием или продолжением древнегреческой. У нее был свой прочнейший фундамент - уникальные достоинства римлян.

Руины римского Форума

Римские добродетели

Выдающиеся римские мыслители считали, что своему возвышению Рим был обязан исключительно добродетелям своих граждан. И эти добродетели не были чем-то абстрактным, умозрительным, ими обладали конкретные исторические деятели. Среди них юный Муций Сцевола - символ мужества, стойкости, жертвенности ради своего Отечества, чье имя стало нарицательным. Он пробрался во вражеский лагерь с целью убить командующего неприятельским войском - этрусского царя Ларса Порсену, но был пленен. Представ перед ним, Муций заявил, что он - римский гражданин и пришел убить врага своей Отчизны, но теперь готов умереть. Стремление храбро поступать

АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВИЧ КИСЕЛЁВ

доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования. Сфера научных интересов: отечественная история, педагогика, философские проблемы истории. Автор более 300 опубликованных научных работ. Электронная почта: kiselyov@ ruscenter.ru

АЛЕКСЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛУБКОВ

доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, ректор Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: отечественная и всеобщая история, общая педагогика и педагогика высшей школы. Автор более 160 опубликованных научных работ. Электронная почта: a_lubkov@mail.ru

НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ ПАХОМОВ

главный редактор Редакционно-издатель-ского дома Российского нового университета. Сфера научных интересов: философские проблемы образования и науки, методика и технология редактирования. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: universitas@mail.ru

Рассматриваются философско-педагогические воззрения Древнего Рима в их значении для современности. Отмечены непреходящая ценность и актуальность наследия римского мира. Анализируется феномен римских добродетелей, показана их роль как одного из устоев римской цивилизации. Представлены культивировавшиеся в Риме идеалы личности. Освещены взгляды на образование и воспитание выдающих, мыслителей той эпохи. Особое место отведено упадку Римской империи и его культурно-нравственным причинам. Обоснован вывод о сходстве кризиса римского мира с деструктивными процессами современного периода. В этом контексте раскрыта идея антропологического перехода как условия дальнейшего развития человеческой цивилизации.

Ключевые слова: образование, воспитание, Древний Рим, римские добродетели, идеалы личности, антропологический переход.

The philosophical and pedagogical views of ancient Rome in their meaning for the present are considered. The continuing value and relevance of the heritage of the Roman world are noted. The phenomenon of the Roman virtues is analyzed, their role as one of the foundations of Roman civilization is shown. The ideals of personality cultivated in Rome are presented. Illuminated views on the education and education of outstanding thinkers of that era. A special place is given to the decline of the Roman Empire and its cultural and moral reasons. The conclusion about the similarity of the crisis of the Roman world with the destructive processes of the modern period is substantiated. In this context, the idea of an anthropological transition as a condition for the further development of human civilization is revealed.

Key words: education, upbringing, ancient Rome, Roman virtues, ideals of personality, anthropological transition.

и умение храбро страдать - это то, что, по его убеждению, отличало римлян. Муций заявил в лицо командующему, что нож врага будет постоянным гостем на его пороге.

Порсена приказал пытать Муция огнем, но юноша сам опустил руку в костер и безмолвно держал ее там, пока она не обуглилась. Порсена в ужасе приказал оттащить его от огня. Пораженный стойкостью Муция, он отпустил римлянина на свободу. Более того, согласно легенде этрусский царь Порсена, потрясенный геройством Муция и его угрозами, предложил римлянам мир. Ну а Муций Сцевола стал одним из символов стойкости граждан Древнего Рима, идеалом воина и патриота.

Пример Муция Сцеволы хрестоматиен. Но он представляет интерес не только как уникальный исторический факт. Куда более существенно, что присущий ему мировоззренческий и нравственно-психологический заряд не утратил своей энергии, не потерял своего значения за две с половиной тысячи лет, а продолжает по сей день составлять часть актуального для наших дней римского наследия.

Другую грань римских добродетелей являет нам Аппий Клавдий Цек (340-273 годы до н. э.). Поборник закона и справедливости, он добился, чтобы исковые формулы, основанные на законах XII таблиц, были обнародованы. Благодаря этому правосудие перестало быть монополией жрецов, а стало доступным каждому римлянину.

Аппий Клавдий одержал победу в войне с самнитами, реформировал правосудие, построил первый акведук и самую знаменитую в истории человечества дорогу, получившую название Аппиевой, а в конце своей жизни, будучи, согласно преданию, слепцом, отговорил римлян от заключения мира с вторгшимся в Италию царем Пирром. Таким был масштаб личности этого человека, позволяющий рассматривать его как олицетворение римского идеала государственного мужа.

Сравнивая Аппия Клавдия с государственными и политическими деятелями предшествующих и последующих времен, мы видим, что он не был подвержен типичным для них порокам и искушениям. Ему были неведомы цинизм

и двоемыслие, по мысли Маккиа-велли неотвратимо присущие политике. Отсюда берет начало выражение «римская прямота», отразившее максимализм философии и этики, имманентный римским добродетелям.

Воплощением римского идеала гражданина, демократа и бескомпромиссного поборника свободы считается Марк Юний Брут, борец с диктатурой, организатор и прямой участник убийства Юлия Цезаря.

Аппий Клавдий Цек

Марк Юний Брут

Историческая и моральная репутация Брута неоднозначна. С древности и до настоящего времени он остается кумиром демократов, считавших и считающих, что во имя свободы оправданы любые жертвы.

Но нельзя не видеть, что Брут учинил самосуд, вылившийся в предательскую кровавую расправу над великим человеком, который, кроме всего прочего, проявлял искреннюю заботу о самом Бруте. А в результате этого деяния разразилась многолетняя гражданская война, стоившая жизней сотен тысяч людей и принесшая огромные бедствия. Поэтому многие видят в Бруте преступника, достойного не подражания, а осуждения.

Древнеримская мысль не разрешила противоречия между целью и средствами, проявившегося в действиях Марка Брута. Это противоречие не разрешено и по сей день.

Марк Юний Брут состоял в родстве со знаменитым родом Катонов, который дал Риму двух выдающихся граждан: Марка Порция Катона Старшего, прозванного Цензором, и его внука Марка Порция Катона Младшего по прозванию Ути-ческий. Оба Катона были ярыми консерваторами и вели непримиримую борьбу с любыми отступлениями от исконно римских нравов.

Оба обладали ораторским даром, отличались скромностью и бережливостью, граничащей со скаредностью. Катон-младший стал одним из вождей республиканцев, противостоящих Цезарю в его стремлении к единовластию, и, когда понял неизбежность поражения, покончил с собой.

Своего рода культ римских добродетелей во многом определил интеллектуальные искания представителей философской и фи-лософско-педагогической мысли Древнего Рима. Поэтому вступление европейской части человечества в римскую эпоху обозначило не отказ от достижений греческой философии, не эпигонство по отношению к ней, а мировоззренческий поворот в сторону более глубокого осмысления человеческого предназначения.

Философско-педагогические воззрения Древнего Рима

В Древнем Риме философия не отделялась от практической государственной и общественной деятельности, она скорее сопутствовала ей (см.: [3]). Примером может служить Марк Туллий Цицерон (106-43 годы до н. э.). Его имя стало синонимом красноречия и ораторского мастерства. Он занимал высокие государственные должности, избирался консулом, был одним из вождей сената.

Цицерон рассматривал себя как защитника подлинных римских ценностей, прежде всего честности, бескорыстия, справедливости и долга. Он старался показать, что философия - надежная опора в решении практических вопросов, связанных с моралью, нравственностью и гражданскими обязанностями. Каждый человек - божья искра, и дурное отношение к другим означает плохое отношение к себе. Гражданские обязанности - фундамент развития общества, и пренебрежение ими его разрушает. По словам Цицерона, цель жизни проста - «вносить свой вклад в общее благо взаимны-

ми добрыми поступками, отдавая и получая, и таким образом, благодаря нашему мастерству, трудолюбию и талантам, теснее скреплять человеческое сообщество». В число главных обязанностей человека входят, во-первых, забота о процветании страны и родителей, во-вторых, защита интересов семьи и детей, в-третьих, поиски согласия с соотечественниками и стремление действовать в общих интересах. Разве эти взгляды на цели жизни человека устарели?

Цицерон - убежденный противник целесообразности, попирающей морально-нравственные нормы. Он считал целесообразным то, что морально правильно, и наоборот. Долг, который стоики называют «правильным», является идеальным, абсолютным, удовлетворяющим всех. Аморально заботиться только о личном успехе, невзирая на интересы сограждан. Человек должен жить и действовать в соответствии с нравственными законами, которые закрывают дверь мошенничеству, злодеяниям и преступлениям. Причем неписаный нравственый закон должен стать частью внутреннего мира человека. В действиях человека оправдано только то, что нравственно. Здесь пролегает граница между добром и злом.

Цицерон советует людям быть спокойными и свободными от ка-

Марк Туллий Цицерон

кого-либо душевного волнения, благодаря чему «засияет свет стойкости и умеренности во всем». Низость человека проявляется в разврате и роскошной, изнеженной жизни, а достоинство - в нравственности, умеренности, строгости по отношению к себе.

Цицерон пишет об общем благе как главной цели жизни человека, но не вопреки собственной природе, измеряя «свои стремления мерой своей натуры», поскольку нет смысла противиться природе и преследовать цель, которую нельзя достичь. По его убеждению, нельзя служить другим людям, не предавая себя. Стремление к общему благу не должно идти в ущерб индивидуальному, но, напротив, стимулировать его совершенствование. Быть собой - девиз подлинно свободного гражданина [10].

Современные философы отмечают, что Цицерон сыграл важную роль в знакомстве римского образованного общества с греческой философией, с идеями Платона и стоиков. Он оказал влияние и на христианскую философию, особенно на Блаженного Августина, а его этика и идеи природного закона, в соответствии с которыми должен жить человек, были восприняты и развиты средневековой христианской схоластикой ( см.: [3]).

Цицерон трагически окончил свою жизнь. Его казнили как сто-

Луций Анней Сенека

ронника Брута на основании проскрипционного списка, принятого сенатом. Отрубленную голову Цицерона доставили Фульвии, жене триумвира Антония, которая, по преданию, исколола иглой язык величайшего римского оратора.

Трагически оборвалась жизнь и другого выдающегося римского мыслителя Луция Аннея Сенеки (4-65 годы), которого император Нерон заставил покончить жизнь самоубийством, несмотря на то что Сенека был его воспитателем.

Сенека - аристократ, вельможа и царедворец. Мы доподлинно не знаем, каким он был человеком, но сочинения Сенеки характеризуют его с лучшей стороны. Он был представителем философии стоицизма и внес существенный вклад в науку воспитания и образования. Особый акцент он делал на воспитании каждого учащегося как целостной личности, усвоившей добродетели, а не только и не столько разрозненные знания «семи свободных искусств». Сенека писал, что воспитание «требует самой большой тщательности, которая потом окупится сторицей; легко придать правильную форму душе, пока она еще мягкая; трудно искоренить пороки, которые повзрослели вместе с нами» [7, с. 134].

Сенека сформулировал важнейший принцип: воспитание должно опережать образование, а не наоборот. Следует добиваться целостности образования и воспитания, их нераздельности и органичного единства. Вредно дробление учебного материала, которое размывает смыслы.

Предмет особой заботы Сенеки -нравственное воспитание, формирование внутреннего мира, где звучит голос совести. Заслугой Сенеки является открытие понятия «совесть», которая понималась им как духовная сила и главный моральный стержень человека. Истинная духовность не передается по наследству, а является плодом неустанной работы человека по самосовершенствованию. Эта «работа»-

Марк Фабий Квинтилиан

главная среди других жизненных усилий и забот. Золотое правило нравственности Сенеки предписывало обходиться со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обращались стоящие выше. Все люди - братья, и стремление к превосходству над другими - порочно. Сенека оказал значительное влияние на становление христианского мировоззрения, что дало Ф. Энгельсу основание назвать его «дядей христианства».

Сенека - очень современный мыслитель. Он, безусловно, комплементарен XXI столетию. Его работы можно и сегодня читать и перечитывать, находя в них зерна муд рости.

Столь же современны и фило-софско-педагогические взгляды Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96). Ему принадлежит идея обучения с максимальным учетом индивидуальных особенностей учащихся. В связи с этим задача учителя не только внимательно отслеживать проявления одаренности, но уметь обучать и находить подходы к каждому учащемуся. «Один требует понуждения, другой не терпит строгих приказаний; некоторых сдерживает страх, а у других же он отнимает бодрость» [9, с. 45]. Учитель должен изучать особенности личности каждого учени-

ка и подбирать к их обучению соответствующие методы.

В обучение следует вводить элементы увлекательных игр, дабы заинтересовать учеников в приобретении знаний. Виды учебной деятельности следует чередовать, напряженный учебный труд необходимо совмещать с отдыхом, что способствует сохранению работоспособности и здоровья учащихся. Обучение в группах формирует соревновательный дух и благоприятствует развитию способностей.

Именно Квинтилиан первым сформулировал дидактический принцип наглядности в обучении. Говоря современным языком, Квинтилиан был сторонником педагогики сотрудничества. Известное изречение Квинтилиана гласит: «Детским умам вредит непомерная взыскательность учителя. Ибо рождается от сего робость, уныние, и, наконец, отвращение от учения».

Труды Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других мыслителей римской эпохи стимулировали становление развитой для того времени системы образования, а также развитие обучения на дому в аристократических семьях. В свою очередь, это способствовало формированию еще одного идеала личности римской эпохи, а именно идеала человека, разносторонне образованного, умеющего и стремящегося учиться, видящего в развитии своих способностей и качеств одну из основополагающих целей жизни.

В стремлении к самосовершенствованию некоторые римляне не были заурядными прагматиками, старающимися получить образование только для карьеры. Нет, они рассматривали знания и нравственные качества как особую и неоспоримую ценность. Для XXI века этот завет римлян исключительно ценен.

Философско-педагогические взгляды римлян весьма разнообразны. Они представлены воззрениями мыслителей разных направлений: перипатетиков, неоплатоников, эмпириков, эпикурейцев и

стоиков и др. Среди центров образования особенно славились Александрия, Афины, Антиохия, а также остров Родос. Безусловное первенство в моральной философии принадлежало стоикам. В Римской империи сформировалась своего рода народная стоя, которая носила всесословный характер.

Стоиком был первый и, пожалуй, единственный в истории человечества мыслитель на троне римский император Марк Аврелий (121180). В его жизни и деятельности можно разглядеть воплощение мечты Платона, согласно которой государством должны управлять мудрецы.

Марк Аврелий был стоиком нового направления, основанного фригийцем Эпиктетом (50-140). Последователи Эпиктета проповедовали внутреннюю свободу человека, который свободен настолько, насколько сам ощущает индивидуальную свободу и потребность в ней.

Эпиктет утверждал, что господин может быть рабом своих пороков, а раб духовно свободным и независимым. Добро и зло заключены не во внешнем мире, а в отношении к нему, в оценках и предпочтениях, в человеческой воле и свободе выбора. Индивидуальное восприятие мира - источник наших несчастий и счастья, которое является состоянием внутреннего покоя и умиротворения. Подобное счастье человек в силах достигать самостоятельно, «настройкой» собственной души. Единственная и безусловная цель человека - добродетель и противостояние злу в собственном естестве. При этом Эпиктет рассматривал добродетель как божественный дар. К нему же относится и терпение. Эти идеи были близки к христианству, истоки которого восходят также и к античной философии, в данном случае стоицизму.

Исключительной сферой философских размышлений Марка Аврелия была нравственность. В ней заключено подлинное «я» человека. Он должен стоически отрешаться

Марк Аврелий Антонин

от соблазнов и искушений внешнего мира и искать связи с божественным, в котором заключено подлинное совершенство. Человеческая суть взывает к нравственному очищению, но этот зов глохнет под давлением внешнего мира, и от него следует максимально отрешаться. Человеком руководит божий промысел. Его необходимо услышать и разгадать. Душа «велит любить ближнего», признавал Марк Аврелий, это и есть истина и смирение. Человеку подвластен только его внутренний мир. Поэтому, как учил Аврелий, надо смотреть внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если вникать в себя [2].

Искать добро в себе и творить его вовне - вот философское кредо Марка Аврелия, которого, безусловно, можно считать олицетворенным идеалом личности. Тем более что и на императорском троне Марк Аврелий стремился творить добро.

Марк Аврелий прославился как полководец и мудрый государственный деятель, наладивший продовольственное снабжение римских городов, обеспечивший улучшение градостроительства и городского хозяйства. Он ограничивал различного рода игры и безнравственные зрелища. Предметом

его особой заботы стало правосудие, которое он стремился сделать более справедливым и способствующим нравственному очищению общества. У императора-философа, как это сегодня ни удивительно, слова не расходились с делом.

Марк Аврелий был последним, говоря словами античных авторов, «хорошим императором», на котором завершился золотой век Анто-нинов. Эпоха классической античности подошла к концу. Началась агония Римской империи, затянувшаяся еще на три столетия.

Конец истории по-древнеримски

Античные мыслители связывали упадок Рима исключительно с падением нравов. Это в последующие эпохи их стали видеть то в нашествиях варваров, то в «низкой производительности» рабского труда. Но ведь, по сравнению с предшествующими периодами, варварская агрессия отнюдь не выросла, а производительность рабов отнюдь не упала. Зато римские добродетели действительно были утрачены.

Почему же это произошло?

Причина видится в том, что процветание Римской империи эпохи Антонинов было построено на базе модели, во многом аналогичной современному обществу потребления.

Основной массе населения столицы Римской империи были в изобилии предоставлены хлеб и зрелища. Постоянный паек, включавший, кстати, и вино, дополнялся непрерывными раздачами. Чуть ли не все население Рима превратилось в посетителей театральных представлений и гладиаторских боев.

По мере распространения римского гражданства на жителей провинций империя постепенно становится мультикультурным обществом. А вслед за этим римский патриотизм сменяет античная модель космополитизма.

Армия стала полностью наемной. Она рекрутировалась не из римских граждан, а из жителей окра-

ин империи и тех же самых варваров, которые империю осаждали. Понятно, что ее боеспособность падала. Дух мужества и преданности отечеству постепенно угасает.

К тому же римляне были отчужде-ны и от государственной деятельности. Административно-управленческий аппарат в значительной мере комплектовался из вольноотпущенников, людей без корней, спешивших обогатиться и скрыться.

Формально сенат еще действовал, но его функции смещались в сторону ритуальных: одобрить деяния императора и присвоить ему новый громкий титул. Конечно, знатным римлянам оставалась еще служба в армии и в провинциях, но притягательность ее падала, а конкуренция со стороны местного населения росла. И зачем служить, если представители сенатского сословия и многие всадники жили в роскоши? Психология иждивенчества охватила политический класс.

Вслед за этим исчезает, растворяется в праздности идеал служения государству. И в столице, и в провинции римляне начинают избегать выборных магистратур, традиционно требовавших от их соискателей больших затрат и высокой ответственности. Зато начинают покупаться синекуры, сулящие легкое обогащение.

Рим не беднел, а даже еще и богател, но все в большей мере оставался не у дел. А какие гражданские добродетели нужны в праздном городе?

Итак, причины упадка Рима непосредственно связаны с его стремлением к могуществу и господству. Успехи в достижении этих целей разложили общество и разрушили традиционные добродетели. Новые цели выдвинуть не удалось. Энергия выживания больше не требуется, а у энергии развития не оказалось точки приложения сил. Наступил культурно-нравственный коллапс.

Если угодно, для римлян наступил конец истории, но не по Фрэн-

сису Фукуяме, а в смысле утраты исторических перспектив. А если исчезла движущая сила исторического развития, то неизбежно наступают застой, а потом и упадок. И агрессивная внешняя среда растворяет, аннигилирует угасающее общество.

Есть ли альтернатива?

Современное человечество, точнее, его значительная часть также стоит перед проблемой конца истории.

Тем более что культурно-нравственный коллапс, так сказать, римского типа усугубляется неведомыми прежде глобальными проблемами. Первая из них - угроза ядерной войны, а вторая - эколого-климати-ческая. Но ведь есть и другие...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как нам учесть предупреждение, которое посылает нам цивилизация Древнего Рима?

В какой-то мере ответ нам подсказывает история самой Римской империи.

Когда наметились нисходящие тенденции в ее развитии, на восточной окраине римского мира произошло событие колоссального исторического события - явление Христа.

Сознательно не станем затрагивать религиозные аспекты этого события: проявим деликатность по отношению к представителям других конфессий и агностицизма. Будем рассматривать Иисуса Христа как мыслителя и исторического деятеля.

Христос был не первым и не последним человеком, обратившимся к окружающим с предупреждением о грозящей опасности. На понятном современникам языке он предостерегал о приближающемся конце римского мира, называл его очевидную причину - падение нравов римлян, обозначенное Иоанном Богословом как превращение Рима в вавилонскую блудницу. Он совершенно определенно указал, что концу света будет предшествовать война - нашествие варваров, а единственный путь к спасению -

нравственное переосуществление. И его знаменитый диалог с Пон-тием Пилатом, казнь и возрождение символизируют тот путь, который жители Римской империи должны пройти, чтобы не кануть в небытие вместе с Древним Римом, а спастись.

Воззрения Христа первоначально распространялись маргиналами, нещадно гонимыми властями. Но они очень быстро проникли вовсе слои общества и завладели умами. Приятию христианства способствовало широкое распространение народной стои и витавшее в атмосфере эпохи ощущение скорой катастрофы. Глубоко символично, что дата рождения Христа стала водоразделом между старой и новой эрой.

Разумеется, сказанное нами -лишь интерпретация. Но факт остается фактом: именно христианство

ЛИТЕРАТУРА

спасло население римского мира от гибели, помогло ему выжить в условиях варварских нашествий, самих завоевателей - варваров обратить в христианство и интегрироваться с ними. Возник новый мир, от которого к современности ведет прямая, хотя и нелегкая дорога.

Итак, мы видим суть послания Древнего Рима человечеству XXI века в следующем.

Чтобы избежать очередного конца истории, необходимо нравственное переосуществление, которое авторы вслед за другими исследователями называют антропологическим переходом.

Антропологический переход может быть совершен только в результате сознательных целенаправленных усилий. Одно из главных средств его осуществления - образование.

Антропологический переход предполагает формирование нового типа личности, адекватного вызовам и возможностям XXI века. Но и римские добродетели необходимо не утратить, а возродить, если мы ориентируемся на гуманистическую перспективу, которая столь глубоко была осмыслена в стоицизме.

Одна из целей антропологического перехода - аккультурация процесса социокультурного воспроизводства новых поколений. Именно овладение инструментами воспроизводства самого человека -главная задача будущего, если оно у человечества есть.

В конечном счете мы - римляне XXI века. И, как настоящие хозяева грандиозной европейской ойкумены, призваны разрешить глобальные проблемы и противоречия и предложить человечеству выход из нынешнего исторического тупика.

1. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений: в 2 ч. / пер. А.С. Никольского. Ч. 1. СПб.: Типогр. Импер. Рос. Акад., 1834.

2. Марк Аврелий Антонин. Эпиктет. Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон / пер. с лат. В. Петуховой, В. Горенштейна. М.: Рипол Классик, 2016. 412 с.

3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

4. Ренан Э. История происхождения христианства / пер. с фр. М.: Альфа-Книга, 2016. 1275 с.

5. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Госполитиздат, 1955. 239 с.

6. СенекаЛуций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. с лат. С. Ошерова. СПб.: Азбука, 2017. 573 с. 7 Сенека Луций Анней. Философские трактаты / пер. с лат. Т.Ю. Бородай. М.: Алетейя, 2000. 396 с.

8. Франк С.Л. Духовные основы общества / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. 510 с.

9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. 582 с.

10. Цицерон Марк Туллий. О старости, о дружбе, об обязанностях / пер. и ком. В.О. Горенштейна. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 526 с.

LITERATURA

1. Kvintiiian Mark Fabij. Dvenadczat' knig ritoricheskix nastavlenij: v 2 ch. / per. A.S. Nikol'skogo. Ch. 1. SPb.: Tipogr. Imper. Ros. Akad., 1834.

2. Mark Avreiij Antonin. E'piktet. Razmy'shleniya. V chem nashe blago? Gotovomu perejti Rubikon / per. s lat. V. Petuxovoj, V. Gorenshtejna. M.: Ripol Klassik, 2016. 412 s.

3. Reale D., Antiseri D. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashix dnej: v 4 t. T. 1. Antichnost'. SPb.: Petropolis, 1994.

4. Renan E'. Istoriya proisxozhdeniya xristianstva / per. s fr. M.: Al'fa-Kniga, 2016. 1275 s.

5. Pis'ma i fragmenty' E'pikura // Materialisty' Drevnej Grecii. Sobranie tekstov Geraklita, Demokrita i E'pikura. M.: Gospolitizdat, 1955. 239 s.

6. Seneka Lucij Annej. Nravstvenny'e pis'ma k Luciliyu / per. s lat. S. Osherova. SPb.: Azbuka, 2017. 573 s.

7. Seneka Lucij Annej. Filosofskie traktaty' / per. s lat. T.Yu. Borodaj. M.: Aletejya, 2000. 396 s.

8. Frank S.L. Duxovny'e osnovy' obshhestva / sost. P.V. Alekseev. M.: Respublika, 1992. 510 s.

9. Xrestomatiya po istorii zarubezhnoj pedagogiki / sost. A.I. Piskunov. M.: Prosveshhenie, 1981. 582 s.

10. Ciceron Mark Tullij. O starosti, o druzhbe, ob obyazannostyax / per. i kom. V.O. Gorenshtejna. M.: E'ksmo-Press, 1999. 526 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.