Том 1, BbinyCKj_
Научная жизнь
Посещение Музея истории развития образования в Тульской области в рамках проведения IX Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН «Индустриальные города: научное и техническое наследие»
Прохин Сергей Сергеевич, Захарчук Полина Александровна
Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия
В статье дается краткий обзор прошедшей в Туле с 16 по 20 октября 2023IX Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН «(Индустриальные города: научное и техническое наследие». Особое внимание уделяется вопросам истории образования, которые поднимались в рамках мероприятия. Одним из пунктов программы школы стало посещение Музея истории развития образования в Тульской области. В статье описывается история музея, а также делается обзор его экспозиции, уделяя внимание экспонатам, связанным с историей науки и естественнонаучным обучением.
Ключевые слова: школа молодых ученых; молодежная наука; музей образования; история образования; популяризация науки.
A Visit to the Museum of the History of the Development of Education in the Tula region as Part of the IHST RAS Young Scientists' Scientific School «Industrial Cities: Scientific and Technical Heritage»
Prokhin S., Zakharchuk P.
S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
The article gives a brief overview of IX Scientific School of Young Scientists of the IHST "Industrial cities: scientific and technical heritage". The five-day school was held in Tula, Russia, from 16 to 20 October 2033. The article will particularly focus on the analysis of reports on the history of education, which were presented at the School. One of the items on the program was a visit to the Museum of the Tula Regional Education Museum histo-
ry. This article covers the history of the Museum. It also gives review of the museum exposition and highlights the exhibits related to the history of science and natural science education.
Keywords: school of young scientists; youth science; museum of education; history of education; popularization of science.
С 16 по 20 октября в рамках подписанного соглашения о сотрудничестве на базе факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого прошла IX Научная школа молодых ученых «Индустриальные города: научное и техническое наследие». В мероприятии приняли участие 30 молодых ученых (магистрантов, аспирантов и научных сотрудников) из ведущих научных и образовательных центров России (Московский государственный университет им. М.В . Ломоносова , Высшая школа экономики, Российский государствен -ный гуманитарный факультет, Институт всеобщей истории Российской академии наук и др.). Одним из направлений работы школы стало изучение научного наследия индустриальных городов, которое тесно связано с историей просвещения и образования. Так, на открытой лекции «Исторические информационные системы: модели и практики использования в науке и образовании» и.о. заведующего кафедрой истории и археологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого, к.ист.н. Никиты Алексеевича Биленко особое внимание было уделено, описанию внедрения современных технологий в историческое образование, которые позволяют вывести преподавание дисциплины на качественно новый уровень, и тем самым повышают потенциал развития проектной научной деятельности студентов и школьников. Интересным аспектом выступления стал рассказ о работе с 3й-моде-лями вещественных источников. Лектор также поделился практиками внедрения информационных систем в обучение на кафедре истории и археологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В рамках секционных заседаний мероприятия молодыми учеными поднимались проблемы связанные с историей просвещения и образования. Аспирант Тульского государственного университета Егор Николаевич Арцыбашев в своем докладе осветил деятельность научных обществ Тульской губернии на рубеже XIX-XX вв. и их роль в распространении естественнонаучных знаний. Хранитель музейных предметов Политехнического музея Мария Валерьевна Платонова в своем выступлении на тему «Воспроизведение промышленных объектов как форма сохранения и представления индустриального наследия» подробно рассказала о моделях и макетах промышленных объектов, многие из которых изначально создавались в качестве учебных пособий для студентов. Доклад аспиранта Института истории естествознания и техники Александра Сергеевича Платицына был посвящен истории ведения курса «Истории техники» в московских вузах во второй половине XX в. Это предмет также был частью программы для педагогических специальностей Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Предполагалось, что школьники в рамках дополнительных занятий по истории будут изучать отечественное научно-техническое
наследие. Таким образом, исходя из высокого интереса участников мероприятия к истории отечественного образования и просвещения, можно констатировать, что посещение Музея истории развития образования в Тульской области, стало отличным дополнением к озвученным в рамках школы докладам.
Музей истории развития образования в Тульской области является структурным подразделением государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
Начало активной деятельности по созданию Музея истории народного образования положила XIV областная краеведческая конференция, проведенная в институте 19 октября 1988 г. Через четыре года, в здании Тульского областного института повышения квалификации работников народного образования, состоялось открытие музейной экспозиции, посвященной истории народного образования. Инициаторами создания музея являлись известные тульские педагоги и исследователи Владимир Васильевич Пеньков и Людмила Альбертовна Шинкарева. Основой музейной коллекции стали предметы, переданные В.В. Пеньковым, а также слушателями и преподавателями института. В 2015 г. был издан приказ министерства образования Тульской области, согласно которому коллекция получила статус музея образовательного учреждения и 26 ноября 2015 г. состоялось официальное открытие, и музей распахнул свои двери для посетителей.
Отметим, что здание, в котором расположена экспозиция, является памятником культуры первой половины XIX в. Его строительство датируется 1840-ми гг. 22 июля 1840 г. купец 2-й гильдии Никита Андреевич Добрынин подал прошение в Комитет для устройства города Тулы на согласование постройки двух каменных флигелей по проекту, разработанному Тульской губернской строительной комиссией. В прошении указывалось также строительство ворот - по рисунку, составленному губернским архитектором в 1834 г. Никита Андреевич Добрынин, как и его сын - Николай Никитич несколько раз избирались городскими головами. Поэтому, в особняке Добрыниных принимали посещавших Тулу высоких гостей, включая представителей дома Романовых. В исторических источниках сохранились сведения о приезде в усадьбу в августе 1861 г. императора Александра II с императрицей Марией Александровной вместе с их детьми - Сергеем и Марией [1, с. 83]. В начале XX века к основному зданию усадьбы по проекту архитектора Сергея Митрофановича Серебровского, были пристроены два каменных флигеля. Вскоре в стенах особняка открылось коммерческое училище. С тех пор архитектурный облик здания не претерпел значительных изменений.
Музей истории развития образования - это поистине оригинальное и уникальное место, бережно сохраняющее и транслирующее историю просветительской деятельности Тульского региона. Экспозиция современного музея представлена шестью разделами, которые последовательно
отражают этапы возникновения, становления и развития системы образования в Тульском регионе: «Дореволюционный период образования», «Коммерческое училище», «Купеческий быт», «Советский и постсоветский период образования», «Организация дошкольного образования», «История системы среднего профессионального образования Тульского региона» [2, с. 87-88].
Музейный фонд включает оригиналы документов об образовании (табели об успехах, удостоверения, свидетельства, аттестаты, дипломы), учебники, учебные пособия, фотоматериалы, канцелярские принадлежности разных исторических периодов, медали об окончании учебных заведений, учебно-методическую литературу для педагогов, фотоальбомы конца XIX - нач. ХХ вв. В числе экспонатов музея имеются научные гербарии, географические карты и атласы. Также в экспозиции представлены предметы, освещающие деятельность Тульского реального училища, история которого началась 17 ноября 1873 г., что было обусловлено развитием промышленности и бумом железнодорожного строительства в России во 2-й половине XIX в.
В экспозициях музея представлены материалы об известных ученых, уроженцах Тульского региона: естествоиспытателе и энциклопедисте Андрее Тимофеевиче Болотове (1738-1833), зоологе и зоогеографе Петре Петровиче Сушкине (1868-1928), математике и инженере-механике Николае Ивановиче Мерцалове (1866-1948) и других.
Посещение Музея истории развития образования было полезным для участников школы. Полученные знания на экскурсии, а также знакомство с уникальными экспонатами в дальнейшем, может быть использовано при написании работ по истории распространения естественнонаучных знаний, истории просвещения, истории взаимодействия ученых с учреждениями среднего общего образования.
Список литературы
1. Гоголев Н.В. Добрынинский особняк в Туле: история здания // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. №. 1. С. 83-86.
2. Тимачев Д.Ю. Прошлое и настоящее музея истории развития образования Тульской области // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2018. № 1. С. 87-89.
References
1. Gogolev N.V. (2018) Dobryninsk ij osobnyak v Tule: istoriya zdaniya [History of the Dobrynins' mansion]. Vestnik GOU DPO TO "IPK i PPRO TO". Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo, no. 1, p. 83-86. (in Russian)
2. Timachev D.Y. (2018) Proshloe i nastoyashchee muzeya istorii razvitiya obrazovaniya Tul'skoj oblasti [Tula Regional Education museum timeline]. Vestnik GOU DPO TO "IPK i PPRO TO". Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo, no. 1, p. 87-89. (in Russian)