Научная статья на тему 'Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия'

Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идея музея / идеалистический подход к истории / история Тульского музея оружия / эволюция музейной коллекции / idea of a museum / idealistic approach to history / history of the Tula Museum of Weapons / evolution of the museum collection

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимов Григорий Иванович

Цель статьи — проверка теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории, а также идеалистических взглядов на музей. С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает историю Тульского государственного музея оружия. В статье обосновывается решающее значение идей в эволюции Музея оружия, формировании его коллекции, создании экспозиции, определении форм и содержания музейной работы. Дореволюционная музейная коллекция формировалась на основе идей сохранения оружия, служившего материальным свидетельством побед русского воинства; сбережения необходимых в технологическом процессе «образцовых» изделий; сохранения оригинальных конструкций, которые могут пригодиться для производства оружия в будущем; хранения различных «курьезных» образцов вооружения. В экспозиции Тульского музея оружия того времени отчетливо проводилась монархическая идея. В 1917 г. музей, учитывая его монархическую направленность, был ликвидирован. В 1920 г. он был воссоздан на новой идейной основе, которая определялась установкой советской власти: поставить музеи на службу социалистическому строительству. В послевоенное время главной идеей становится участие музеев в воспитании трудящихся на революционных и трудовых традициях. В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды музея, оформлялась экспозиция, наполнялись содержанием все формы работы. История музея свидетельствует, что при смене идеи, лежащей в его основе, менялись экспозиция, формы работы, а иногда и состав коллекции. Крах коммунистического мировоззрения обесценил идейные основания экспозиции, созданной в 1989 г. на основе коммунистических идей. Целью современной экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как важной составляющей общеисторического процесса российской цивилизации. Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются и всеми другими формами музейной деятельности. Автор считает, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The idea of the museum and its implementation: On the example of the history of the Tula State Museum of Weapons

The purpose of the article is to test the theoretical provisions of the idealistic approach to history developed by the author, as well as idealistic views on the museum. The author examines the history of the Tula State Museum of Weapons. The article substantiates the decisive importance of ideas in the evolution of the museum of weapons, the formation of its collection. The pre-revolutionary museum collection was formed on the basis of ideas: the preservation of weapons; savings necessary in the technological process of “exemplary” products; preservation of original designs that may be useful for the production of weapons in the future; storage of various “curious” weapons. The exposition of the Tula Museum of Weapons of that time clearly carried out the monarchist idea. In 1917, the museum, given its monarchical orientation, was liquidated. In 1920, it was recreated on a new ideological basis, which was determined by the installation of the Soviet government. In the post-war period, the main idea was the participation of museums in the education of workers on revolutionary and labor traditions. The museum funds were formed, the exposition was organized, all forms of work were filled with content. The collapse of the communist worldview devalued the ideological foundations of the exposition created in 1989 on the basis of communist ideas. The purpose of the modern exposition is to generate interest in the development of weapons as an important component of the general historical process of Russian civilization. The ideas embodied in the exposition are also transmitted by all other forms of museum activity. The author believes that the history of the Tula State Museum of Weapons confirms the position of an idealistic approach to history that every museum is based on ideas that determine its goals, objectives, content of the collection, exposition and forms of work.

Текст научной работы на тему «Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия»

2023

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 14. Вып. 1

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

УДК 008:069

Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия

Г. И. Герасимов

Тульский государственный музей оружия, Российская Федерация, 300002, Тула, ул. Октябрьская, 2

Для цитирования: Герасимов Г. И. 2023. Идея музея и ее воплощение: на примере истории Тульского государственного музея оружия. Вопросы музеологии 14 (1): 4-16. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.101

Цель статьи — проверка теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории, а также идеалистических взглядов на музей. С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает историю Тульского государственного музея оружия. В статье обосновывается решающее значение идей в эволюции Музея оружия, формировании его коллекции, создании экспозиции, определении форм и содержания музейной работы. Дореволюционная музейная коллекция формировалась на основе идей сохранения оружия, служившего материальным свидетельством побед русского воинства; сбережения необходимых в технологическом процессе «образцовых» изделий; сохранения оригинальных конструкций, которые могут пригодиться для производства оружия в будущем; хранения различных «курьезных» образцов вооружения. В экспозиции Тульского музея оружия того времени отчетливо проводилась монархическая идея. В 1917 г. музей, учитывая его монархическую направленность, был ликвидирован. В 1920 г. он был воссоздан на новой идейной основе, которая определялась установкой советской власти: поставить музеи на службу социалистическому строительству. В послевоенное время главной идеей становится участие музеев в воспитании трудящихся на революционных и трудовых традициях. В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды музея, оформлялась экспозиция, наполнялись содержанием все формы работы. История музея свидетельствует, что при смене идеи, лежащей в его основе, менялись экспозиция, формы работы, а иногда и состав коллекции. Крах коммунистического мировоззрения обесценил идейные основания экспозиции, созданной в 1989 г. на основе коммунистических идей. Целью современной экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как важной составляющей общеисторического процесса российской цивилизации. Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

и всеми другими формами музейной деятельности. Автор считает, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и формы работы. Ключевые слова: идея музея, идеалистический подход к истории, история Тульского музея оружия, эволюция музейной коллекции.

Данная статья1 является проверкой теоретических положений разработанного автором идеалистического подхода к истории2, а также идеалистических взглядов на музей, изложенных в ряде статей3.

Автор исходит из того, что музей является результатом творческой деятельности человеческого сознания. В основе каждого музея лежат идеи, которые определяют его смысл и содержание. Без их понимания невозможно понять историю музея, его коллекции и экспозиции. Содержание этих идей тесно связано с господствующим мировоззрением. Музеи вынуждены меняться при разочаровании общества в тех идеях, которые положены в основание музейных собраний и экспозиций. Наиболее отчетливо это можно наблюдать на примере исторических музеев, меняющих экспозиции при каждом значимом мировоззренческом повороте общества и вынужденных создавать новый образ прошлого4. Для того чтобы понять музей и его историю, необходимо прежде всего понять идеи, лежащие в его основании и изменении.

С этих теоретико-методологических позиций автор рассматривает создание и неоднократные изменения Тульского государственного музея оружия, который в августе 2023 г. отметит свое 150-летие. Его прошлое достаточно хорошо известно, что позволяет сделать обоснованные выводы о возможности применения теории и методологии идеалистического подхода к изучению истории и феномена музея.

Формирование первой музейной коллекции берет свое начало в XVII в., когда постепенно создается собрание царских указов и грамот, хранившихся сначала у тульских оружейников, а впоследствии — на Тульском оружейном заводе (ТОЗ). Они были связаны с организацией оружейного дела в Туле, формированием сословия оружейников и первоначально имели сугубо практическое значение, но уже в начале XVIII в. потеряли его и приобрели все свойства коллекции.

Первый, кого мы должны упомянуть в числе причастных к созданию Тульского музея оружия, — это, конечно, Петр I, не только основавший в начале XVIII в. Тульский оружейный завод, но и распространивший идею музея в России. Эта идея была заимствована Петром I в Европе и была усвоена в высших слоях русского общества. Если в Кунсткамеру Петром предписывалось сдавать «все, что зело старо и необыкновенно»5 для изучения и просвещения, то собрание военных трофеев и старинного оружия преследовало иную цель: «для памяти на вечную славу»6.

1 Данная публикация отражает исключительно точку зрения ее автора, которая не во всем совпадает с мнением редакции журнала.

2 Герасимов, 2022.

3 Герасимов, 2020; Герасимов, 2021.

4 Герасимов, 2020. С. 119.

5 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. V. С. 542. № 3159.

6 Цит. по: Лебедянская, 2008. С. 17.

В XVIII в. руководители российской артиллерии и оружейного производства несколько раз указывали на необходимость сохранности старинного оружия. При этом к прежней идее хранения оружия «для памяти на вечную славу» добавляется идея собирания лучших изделий, чтобы они могли служить образцами для мастеров, причем если «мастеровым будут выдуманы вещи, достойные смотрения, то эти вещи содержать в цейхгаузах в полном порядке и чистоте»7. Третьей идеей, которая в этот период определяла содержание коллекции, было хранение образцового оружия, служившего эталоном в серийном производстве.

Во второй половине XVIII в., в результате выполнения петровского наказа, позднейших указаний военного начальства и производственной необходимости хранить образцовое оружие, при заводе образовалась довольно внушительная кол-лекция8.

В середине XVIII в. начинает формироваться коллекция так называемых царских ружей — художественно оформленного оружия, изготовленного в память посещения Тульского оружейного завода царствующими особами и великими князьями, которые обычно принимали символическое участие в их изготовлении. Начало этой традиции заложила Екатерина Великая, посетившая завод в декабре 1775 г. Управляющий Тульской оружейной канцелярией генерал-майор А. С. Жуков показал ей производство, а когда пришли в помещение, где заваривали стволы, императрице на стальном блюде был поднесен молоточек, которым она трижды ударила по завариваемому стволу9.

Идеей, лежавшей в основе коллекции «царских» ружей, в дореволюционный период было сохранение оружия, которого касалась рука помазанника Божия и которое являлось материальным свидетельством живой и неразрывной связи царей и тульских оружейников. Для рабочих и служащих завода эти ружья, наряду с царскими грамотами, вплоть до 1917 г. являлись главными и священными реликвиями.

До 1873 г. коллекция не могла считаться музеем, поскольку не систематизировалась, не изучалась и, главное, не была доступна для публики.

В середине XIX в. сложились идейные и материальные предпосылки для превращения коллекции оружия, хранившейся на Тульском оружейном заводе, в музей. В этот период мысль о распространении музеев как важной формы воспитания, образования и науки витала не только в обществе, но и в военной среде.

Как и в Европе, толчок к развитию российских музеев дали проводившиеся в стране масштабные выставки. Несколько музеев было создано на материалах Политехнической выставки 1872 г. Экспонаты выставки были положены в основу экспозиций Политехнического и Телеграфного музеев10, а также музея на Тульском оружейном заводе.

Реконструкция ТОЗ в 1871-1873 гг. открыла окно возможностей для реализации многих идей на стадии проектирования, поэтому создание музея, соответствующее тренду общественного мнения, легко могло быть воплощено в жизнь, наряду с другими новациями, вводившимися на перестраиваемом заводе.

7 Зыбин С. А. 1912. История Тульского Императора Петра Великого Оружейного завода. М.: Типо-лит. т/д. И. Н. Грызунов и К°. С. 127.

8 Афремов И. Ф. 1850. Историческое обозрение Тульской губернии. М.: Тип. В. Готье. С. 203.

9 Будаева, 2004. С. 29-30.

10 Каспаринская (ред.), 1991. С. 39-40, 44.

В журнале Хозяйственного комитета ТОЗ от 11 сентября 1871 г. впервые упоминается о намерении создать на заводе музей «для размещения в систематическом порядке имеющихся в Тульском оружейном заводе образцовых экземпляров: оружия, лекал и инструментов, а также подготовляемой для музея Тульского завода полной разработки переделочных винтовок системы Крынка, необходимо иметь приспособленные для этой цели отдельные витрины»11. Как видно из документа, предполагалось несколько развить идею хранения образцового оружия, приспособлений и вещей, необходимых для текущего производства, и сделать общедоступной существовавшую коллекцию оружия.

Главной задачей музея была практическая; она так описана в статье, опубликованной в «Оружейном сборнике» за 1873 г., посвященной открытию музея на Тульском оружейном заводе: «В музее, кроме перечисленных вещей, а также прежних образцовых инструментов и лекал и некоторых моделей, предполагается составить полную коллекцию разработки каждой части ружья, со всеми инструментами и лекалами. Такая коллекция составлена уже для винтовок системы Крынка и может быть крайне полезна на случай заказов подобных вещей впоследствии, когда изготовление системы уже прекращено и, следовательно, потребовалось бы вновь много времени на придумывание приспособлений и установку станков»12.

Практическая значимость коллекции, по мысли их создателей, заключалась в том, чтобы иметь образцы частей оружия, снятого с производства, и приспособлений для его изготовления на случай возобновления выпуска. Эта идея была здравой в середине XIX столетия, однако во второй половине века она уже не имела смысла, поскольку к производству прежнего вооружения не возвращались, а выпускали чаще всего новое. Практическая значимость музейной заводской коллекции сохранялась для обучения учащихся Тульской оружейной школы и их знакомства с историей развития конструкций вооружения и оружейного производства.

В экспозиции Тульского музея оружия до революции отчетливо проводилась монархическая идея, что было обусловлено особыми отношениями тульского оружейного сословия с династией Романовых. Поэтому вполне естественно, что главными реликвиями заводского музея оружия были: царские грамоты, ковш, подаренный заводу Александром I в 1801 г., и серебряный кубок, пожалованный Николаем I тульским оружейникам, а также ружья, в изготовлении которых принимали участие члены императорской фамилии.

К концу XIX в. заводской музей имел довольно четкую и логично построенную экспозицию, отражающую как историю развития русского оружейного дела, так и историю завода. Центральное место в экспозиции занимали ружья, изготовленные в честь посещения ТОЗ членами царской семьи, отечественное огнестрельное и холодное оружие.

Существенную роль в развитии музея сыграл заведовавший им на рубеже XIX-XX вв. гвардии полковник С. А. Зыбин. В 1901 г. он был направлен в заграничную командировку, с целью ознакомления с организацией оружейного производства в Европе. Посетив музей оружия в Льеже, С. А. Зыбин высказал ряд новых идей по развитию музея ТОЗ. Он полагал, что заводской музей должен иметь все последние образцы вооружения, позволяя конструкторам оружия изучить их и вос-

11 Государственный архив Тульской области (далее — ГАТО). Ф. 187. Оп. 1. Д. 8468. Л. 67.

12 Бестужев-Рюмин, Чебышев (ред.), 1873. С. 23.

пользоваться лучшими идеями мирового уровня. Используя их в собственных разработках, можно опередить конкурентов13. Воплотить эти идеи Зыбин попытался в созданной им экспозиции охотничьего оружия в музее ТОЗ.

Важно отметить отношение С. А. Зыбина к опытным образцам оружия, не получившим распространения вследствие неудачной конструкции. Он считал, что «обыкновенно, прежде чем какое-либо изобретение получит практическую ценность, ему предшествует целый ряд неудачных попыток. Эти попытки, неудачные каждая в отдельности, содержат массу удачных решений отдельных деталей вопроса и очень часто, изученные во всей своей совокупности, дают вполне достаточный материал для правильного его решения»14. В советское время эта идея нашла отражение в концептуальном подходе к развитию Тульского музея оружия, который базируется на изучении эволюции стрелкового оружия с учетом многочисленных экспериментов, воплощенных в опытных образцах.

Развитие Тульского музея оружия в начале ХХ в. пошло по пути оказания практической помощи в конструировании оружия, а также наглядной демонстрации эволюции оружия и его производства, используемой в подготовке оружейных мастеров и техников. В начале XX в. музей воспринимался прежде всего, как образовательное учреждение, в том числе для существовавшей при заводе Тульской оружейной школы. Сохранение заводской истории, являвшееся ранее его основной функцией, было отодвинуто на второй план.

Революция 1917 г. и сопровождавший ее мировоззренческий переворот обесценил многие прежние идеи, лежавшие в основе музейных собраний. Отношение к музеям у советской власти было двояким: в связи с национализацией культурных ценностей было вновь создано 426 музеев; а часть других, в том числе связанные с военным делом, например полковые музеи, были расформированы, закрыты15. Музей Тульского оружейного завода, учитывая его монархическую направленность, был ближе к последним и в 1917 г. ликвидирован.

В 1920 г. решением Центрального правления артиллерийских заводов было решено «организовать Советский оружейный музей при 1-х Государственных оружейных заводах» (в их состав входил и Тульский оружейный завод)16. Планировалось не восстановление музея в прежнем виде, а создание нового, советского по своему духу, музея.

В 1923 г. Правление заводов утвердило положение о музее, в котором определило и его назначение — сохранить для потомков плоды деятельности заводов и наглядно показывать посетителям развитие оружейного искусства на заводах с древнейших времен до настоящего времени17. В соответствии с этой целью была организована и экспозиция музея.

В 1920-е гг. шел постепенный процесс выработки культурной политики советской власти, определилась целевая установка: «...в направлении непосредственного сближения музейного дела и охраны памятников с основными задачами соци-

13 Зыбин С. А. 1903. Льеж и Тула. Тула. С. 23.

14 Там же. С. 23-24.

15 Юренева, 2004. С. 280, 282.

16 ГАТО Ф. Р-220. Оп. 1. Д. 1390. Л. 125.

17 Архив Тульского государственного музея оружия (далее — Архив ТГМО). Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп. 1. Д. 6. Л. 34.

алистического строительства»18. К 1929 г. достаточно ясно обосновывается новое идейное содержание экспозиции: «Экспонаты Музея, в большинстве, работы тульских мастеров, красноречивее всяких слов наглядно показывают посетителям на ум и талант русского рабочего. При рассказах на это и обращается главное внимание. Если такие высокохудожественные вещи делались в условиях тяжелых и ненормальных, то теперь, когда уму и таланту дан простор, страшиться за будущее нечего, а нужно смело смотреть вперед с уверенностью, что русское искусство не только сравняется с заграничным, но и перегонит его»19.

Для обсуждения вопросов активизации и перестройки музейного дела в декабре 1930 г. был проведен Первый Всероссийский музейный съезд. Направление работы съезда было дано в письме-приветствии наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова, призывавшего преодолеть «реакционное рутинерство», уйти от «музеев-кунсткамер», поставить музеи на службу социалистическому строительству, превратить их в «инструмент культурной революции, строить экспозиции на основе принципов материалистической диалектики». Эта линия определяла дальнейшую политику власти в отношении целей и задач музеев20. В решениях съезда говорилось: «Экспозиции музеев должны стать не только наглядными иллюстрациями на вещевом материале важнейших положений основоположников революции и основных директив партии, но и орудием мобилизации широких масс на активное участие в социалистическом строительстве»21.

Тульский музей не вполне соответствовал требованиям коммунистической партии. Об этом свидетельствуют ответы заведующего музеем Н. К. Герасимова на вопросы «Секции Историко-культурных музеев по подготовке музейного съезда», присланные в Музей 1-х ТОЗ накануне съезда:

Вопрос: «Применен ли диалектический метод в экспозиции?»

Ответ: «Этот метод в Музее не применяется, экспонаты располагаются хронологически»22.

К счастью, специфика Тульского музея оружия, предполагавшая пополнение заводом коллекций последними образцами военного и гражданского назначения, даже без дополнительных усилий свидетельствовала о достижениях в области производства вооружения и мирной продукции, которую в тот период выпускал ТОЗ, выполняя тем самым требование музейного съезда.

В советское время Тульскому музею оружия в определенной мере повезло, что он не был включен в общую систему музеев, а все время оставался ведомственным. Положение на периферии музейной системы позволило сглаживать последствия резких идеологических поворотов, которые обычно негативно сказывались на музеях. История музея показывает, что идеологические установки оказывали решающее влияние на формирование целей и задач музея, однако, будучи ведомственным музеем, он, учитывая общие рекомендации, предъявляемые к музеям, смог их относительно безболезненно адаптировать применительно к своей экспозиции.

18 Каспаринская (ред.), 1991. С. 129-130.

19 Герасимов Н. 1929. Музей 1-х Т. О. З. Тула: [б. и.]. С. 5.

20 Каспаринская (ред.), 1991. С. 142.

21 Луппол И. К. 1931. Диалектический материализм и музейное строительство: доклад на 1-м музейном съезде. М.; Л.: Нар. ком. прос. РСФСР. Сектор науки. С. 16.

22 Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп. 1. Д. 18. Л. 1.

Политическая борьба внутри руководства СССР и партии большевиков вылилась в репрессии инакомыслящих. Под каток репрессий попали и музеи, не успевшие своевременно перестроить свои экспозиции.

Репрессии 1930-х гг. коснулись и Тульского музея оружия. Правда, в состав репрессированных попали не его сотрудники, а экспонаты. Первым в 1933 г. был уничтожен портрет Л. Д. Троцкого23. В 1937 г. «комиссия под председательством представителя райкома ВКП(б) обследовала помещение Музея и места хранения. В результате чего было снято с экспозиции несколько портретов (фотографий) бывших начальников завода вследствие уличения их во вредительстве в последнее время, что заведующему музеем известно не было. Кроме этого, из хранения были изъяты предметы, не соответствующие профилю Музея, как то: 3 тома библии на русском языке, приходо-расходные книги бывшей заводской церкви, телеграммы верноподданнические бывшего начальства, посланные царю в 1905 году.. .»24. В связи с этим заведующий музеем С. А. Нозе запросил руководящих указаний в области научной и методической работы, а также «авторитетных указаний, что может музей собирать, хранить и оформлять в экспозиции, так как по этому вопросу на местах существуют неопределенные суждения, вследствие чего музейным работникам трудно ориентироваться и возможны ошибки и незаслуженные нарекания»25. На обращения заведующего музеем отреагировал заводской партийный комитет.

В 1940 г. комиссия партийного комитета ТОЗ впервые четко сформулировала отношение к Музею оружия с позиций коммунистической идеологии. На этой идейной основе был разработан масштабный план его развития. В докладной записке комиссии, была дана характеристика экспозиции музея. В ней подчеркивалось, что музей отражает «эволюцию видов вооружения, с которым великий русский народ отстаивал свою независимость от всех интервентов» и одновременно напоминает о «мрачных страницах истории российского самодержавия, которое славу русского оружия и героизм русского народа низвело до унижения, из средства обороны страны превратило его в средство угнетения и порабощения»26. Только советская власть под руководством партии Ленина — Сталина восстановила славу тульского оружия, которое теперь используется для защиты мирного труда советского народа. «Знакомясь с экспозицией оружия, посетители наглядно постигают его связь с историей техники, промышленности, историей Тульских заводов, с историей классовых отношений и классовой борьбы»27.

Комиссией было принято решение поставить перед дирекцией ТОЗ следую -щие задачи: создать положение о музее, научно-методический совет, построить отдельное здание, а до этого временно разместить музей в здании Богоявленского собора Тульского кремля28. Это была целая программа, осуществить которую смогли только к 2012 г.

23 Опись Тульского музея оружия по состоянию на 1 октября 1923 г. с описанием экспонатов, поступивших в музей в последующие годы вплоть до 1 сентября 1941 г. СССР. г. Тула. 1923-1941 гг. ТГМО КП-5767/Д-234. Л. 86.

24 Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп. 1. Д. 27. Л. 3.

25 Там же. Л. 4.

26 Там же. Д. 37. Л. 5.

27 Там же. Л. 6.

28 Там же. Л. 9.

На протяжении всего послевоенного советского периода в качестве главной задачи музейной деятельности провозглашалось участие в «коммунистическом воспитании трудящихся на славных революционных и трудовых традициях»29 (из постановления ЦК КПСС от 12 мая 1964 г.). Через двадцать лет это требование было еще раз закреплено в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982 г.)30. В соответствии с этими идейными установками вплоть до 1991 г. строил свою работу и Тульский музей оружия. Музей становится «важным политико-просветительным учреждением, имеющим большое значение в воспитании трудящихся и воинов Советской Армии в духе советского патриотизма и беззаветной преданности Советской Родине»31.

В соответствии с идейными партийно-государственными установками формировались фонды. Особо выделялась коллекция оружия с высокохудожественной отделкой, пополнившаяся в этот период ружьями, оформленными в честь XXVI съезда КПСС, 60-летия образования СССР, 600-летия Куликовского сражения и др. Самыми дорогими реликвиями музея оружия в тот период считались Грамота ВЦИК РСФСР № 1 о награждении Тульского оружейного завода орденом Трудового Красного Знамени и боевые знамена Тульского рабочего полка и 156-го полка НКВД, защищавших Тулу осенью 1941 г.32

Идейные установки отражались и в экспозиции музея. Как говорится в путеводителе по музею, изданном в 1965 г.: «.коллекции музея способствовали воспитанию животворного советского патриотизма, вызывая законную гордость за народ, коммунистическую партию и советскую власть. Они помогали распространению военно-технических знаний среди трудящихся, внушали любовь и уважение к труду, к искусству предков, к прославленному тульскому мастерству»33.

Действуя согласно требованиям господствующей в то время коммунистической идеологии, а также руководящим документам советской власти, Тульский музей оружия проводил большую работу в области идейно-политического, трудового и нравственного воспитания населения на революционных, трудовых и боевых традициях тульских оружейников. Основными формами этой работы были экскурсии, выставки, встречи с рабочими, оружейниками, ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими; лекции в музее, школах, вузах и на предприятиях города; мероприятия, посвященные юбилеям конструкторов оружия34; публикации в центральной и местной печати, выступления на радио и телевидении.

В 1989 г. музей переезжает в новое помещение — здание бывшего Богоявленского собора Тульского кремля. Экспозиция первого этажа в новом помещении — «Эволюция оружия с XIV до начала XX в.», по замыслу ее создателей, должна была помочь посетителям понять роль Тульского оружейного завода в повышении экономического и оборонного могущества страны в дореволюционной России. Для этого необходимо было проследить историю зарождения и развития отечествен-

29 Евстегнеев В. С., Газалова К. М. (сост.). Сборник документов по музейному делу. 1964-1984. М.: ГИМ, 1987. С. 7.

30 Там же. С. 31.

31 Архив ТГМО. Ф. Музей Тульского оружейного завода (до 1996 г.). Оп. 1. Д. 45.13. Л. 1.

32 Архив ТГМО. Ф. Личный фонд Чуднова Г. М. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-22.

33 Ашурков В. Н. 1965. Тульский музей оружия: путеводитель. Тула: Приок. кн. изд-во. С. 6.

34 Архив ТГМО. Ф. Личный фонд Савенко О. Н. Оп. 1. Д. 34. Л. 1-13.

ного производства оружия, показав ведущую роль Тульского оружейного завода в снабжении русской армии и флота оружием; раскрыть роль и положение рабочего класса, рост его классового самосознания; показать развитие научно-технической мысли, воплотившейся в создании новых образцов стрелкового оружия. Теоретико-методологической основой раскрытия этих тем служили высказывания В. И. Ленина о роли и значении Тулы как кузницы оружия, о ее рабочем классе и о необходимости защиты революционных завоеваний35.

Основная идея экспозиции советского времени, размещенной на втором этаже здания, состояла в том, чтобы на основе документального материала показать решающую роль и влияние партийной организации завода на сплочение масс, увеличение выпуска продукции и улучшение его качества, на борьбу за выполнение пятилетних планов. Для реализации этой идеи было необходимо раскрыть деятельность коммунистической партии по мобилизации туляков на ратный и трудовой подвиг во время Гражданской войны, в период строительства социализма и в годы Великой Отечественной войны. Большое место в экспозиции было отведено героической обороне Тулы, которую возглавили коммунисты города36.

Экспозиция имела ярко выраженную идеологическую направленность, что не помешало полно и всесторонне отразить ключевые моменты истории оружейного производства в Туле в ее коммунистической интерпретации.

Восприятию заложенных в экспозицию идей способствовало художественное оформление экспозиции. Росписи сводов и арок являются примером живописи социалистического реализма — в ее характерной манере представлены сцены производства оружия, портреты рабочих, мастеровых и выдающихся конструкторов оружия.

Распад СССР, смена политического строя и отказ от коммунистических идейных основ общества неизбежно вели к изменению форм, содержания и методов работы музея.

Крах коммунистического мировоззрения в одночасье обесценил идейные основания экспозиции музея, открытой в 1989 г. Она начала стремительно терять свою актуальность, что неизбежно вело к внесению изменений в ее содержание. Первыми переоборудовали комплексы, прежде игравшие главную роль в экспозиции: «Участие оружейников в трех русских революциях и гражданской войне», «Организация социалистического соревнования на ТОЗ в годы первых пятилеток». Было изменено содержание и некоторых других экспозиционных комплексов. Однако все эти изменения не носили системного характера, поскольку актуального в современных российских условиях идейного содержания, которое могло бы лечь в основу новой концепции экспозиции, выработано еще не было.

Важным фактором, заставившим искать новые экспозиционные решения, стало получение в 1996 г. музеем статуса государственного. Если до этого музей был заводским и освещал в основном его историю, то теперь он должен был раскрывать историю всей оборонной промышленности. В рамках этого направления собираются данные и проводятся научные исследования, связанные с деятельностью не только тульских предприятий оборонного комплекса, но и Ижевского и Сестро-

35 Архив ТГМО. Ф. Музей в здании Богоявленского собора. Оп. 1. Д. 2.2. Л. 1.

36 Там же. Д. 3.2. Л. 2.

рецкого оружейных заводов. На основе этих исследований создаются новые экспозиционные комплексы.

В 1990-е гг. пропагандистская работа, которой в советское время придавалось большое значение, постепенно трансформируется в культурно-просветительскую. Работники музея по-прежнему активно выступают с лекциями на предприятиях города и в средствах массовой информации, но идейное содержание их выступлений меняется. Место пропаганды достижений советского строя занимают идеи преемственности мастерства тульских оружейников, эволюции развития оружия и оружейного производства, достижений тульских конструкторов и изобретателей. Постепенно меняются и формы этой работы. Музей начинает отмечать Международный день музеев, организуя костюмированные экскурсии, конкурсы и викторины. Опробуются новые формы работы с населением Тульского региона, включая проведение занятий с детьми по оружейно-исторической тематике. Информационная работа постепенно заменяется рекламой и маркетингом.

Значительное увеличение фондового собрания настоятельно требовало расширения площади фондохранилищ и постоянной экспозиции. Решение о строительстве нового современного комплекса Тульского государственного музея оружия было принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1996 г. Новый музейный комплекс введен в эксплуатацию в марте 2012 г. С открытием нового здания перед музеем встала задача создания в нем постоянной экспозиции на четырех экспозиционных уровнях общей площадью 5187 м2.

Новое здание имеет необычную форму в виде сфероконического шлема древнерусского воина. В своей символике оно ярко воплощает идею героической защиты Отечества. Округлая форма здания и его образность подсказали авторам основную идею художественно-дизайнерского решения новой постоянной экспозиции, в основу которой положен образ фортификационных сооружений XVII в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция новой экспозиции «История стрелкового и холодного оружия с XIV в. до современности» основывается на идее показа оружия как важной и неотъемлемой части цивилизации, развивающейся под влиянием инноваций в науке, технике, военном деле и в свою очередь оказывающем широкое влияние на эти сферы и общество в целом.

Формируя чувство гордости за свою страну, экспозиция является действенным средством патриотического воспитания. Особое место в концепции занимает отражение истории тульского оружейного производства.

Целью экспозиции является формирование интереса к развитию оружия как составляющей общеисторического процесса с опорой на наиболее важные и характерные явления в истории вооружения российской армии, истории охоты и спорта, а также истории Тулы как старейшего центра государственного оружейного производства России. В результате история оружия представлена как процесс, интегрированный в развитие российской цивилизации. Экспозиция демонстрирует сложный путь совершенствования оружия, разнообразие конструкторских идей, а также отражает вклад отдельных изобретателей и конструкторских коллективов в укрепление обороноспособности России.

В основу художественной концепции новой постоянной экспозиции Тульского государственного музея оружия, разработанной заслуженным художником РФ А. Н. Коновым, положен принцип построения системы оборонительных укрепле-

ний сложной формы с большим количеством острых углов. Такие фортификационные сооружения, получившие название «фортеции», создавались в ответ на усиливавшуюся мощь артиллерии в XVI-XVII вв. По подобию фортеции располагаются витрины серединной части экспозиции. Резкие острые углы образуют «зону агрессии», в то время как плавные дуговые линии формируют «зону мира», что символизирует двойственный характер оружия, соединяющего в себе агрессию и защиту, и реализует одну из основных идей экспозиции: человечество выжило во многом благодаря оружию. Особенно это актуально для России, которой на протяжении истории приходилось вести немало оборонительных войн.

А. Н. Конов в интервью автору рассказал, как он нашел главную идею экспозиции: «Как родилась идея распадающейся фортеции Вобана? Когда мне сказали, что Петр I был основатель тульского оружейного музея, я сразу вспомнил, что Петр I был большой поклонник фортеции. Я понял, что фортеция — концепция оборонительная, но чем более она агрессивна, тем больше шансов выжить у человечества. Важно понять, что человечество выжило благодаря оружию, но оно уходит и уступает самому главному — миру и жизни, миру и процветанию. Мир и его жизнь победит всякое оружие». Посетитель, поднимаясь по этажам музея, последовательно попадает в «зону мира» и в «зону агрессии», но при этом первая остается неизменной, а вторая начинает постепенно разрушаться.

Витринные комплексы, выполненные в форме фортеции, не только демонстрируют оружие, но и передают главный смысл всей экспозиции: российское оружие на протяжении всей истории использовалось для защиты Отечества.

Каждая витрина по своей конструкции является аналогом ружья. Ее нижняя часть имитирует дерево, что соотносится с прикладом. Верхняя часть, выполненная «под металл», символизирует ствол. Средняя застекленная часть, в которой расположены экспонаты, по своему значению приравнена к ружейному замку или ствольной коробке — наиболее важной и сложной составляющей стрелкового оружия. При этом цвет металла и дерева на разных уровнях существенно отличается — от ржавого железа до вороненой стали, от темных до светлых оттенков дерева, что символизирует неумолимый ход времени.

Кульминацией основных идей экспозиции является Зал Славы российского оружия, полностью занимающий пятый — последний этаж.

На четырех экспозиционных уровнях в 101 витрине и на подиумах представлено более 1770 предметов из музейного собрания, в том числе 1138 единиц оружия. В экспозиции размещено 47 мультимедийных комплексов, шесть объемно-пространственных композиций, четыре мини-кинотеатра, две детские игровые зоны, компьютерный класс и т. д.

Экспозиция является мощным средством патриотического воспитания, формирования исторической памяти и гордости за оружейную Тулу и великую Россию.

Идеи, заложенные в экспозицию, транслируются и всеми другими формами музейной деятельности.

Культурно-образовательная деятельность современного музея оружия представляет собой целостную систему, включающую разнообразные виды мероприятий с использованием новых современных приемов и методик. Циклы масштабных событийных мероприятий, посвященных героическим датам в истории страны, исторические праздники, театрализованные представления военно-историческо-

го театра «Несокрушимые», интерактивные программы, мастер-классы известных тульских мастеров-оружейников, тематические музейные программы для детей, уроки истории стали неотъемлемой частью жизни музея. Их цель — оказать эффективное воздействие на формирование ценностных установок в массовом сознании и определенной социально-психологической атмосферы.

В заключение можно отметить, что история Тульского государственного музея оружия подтверждает положение идеалистического подхода к истории о том, что в основе каждого музея лежат идеи, определяющие его цели, задачи, содержание коллекции, экспозиции и форм работы. Понимание этих идей позволило непротиворечиво объяснить историю ТГМО. Изменение идей, лежащих в основе музея, всегда влекло за собой перемены в экспозиции, содержании и формах его деятельности. Иногда эти изменения задевали и состав коллекции.

Литература

Бестужев-Рюмин В., Чебышев В. (ред.). 1873. Исторический обзор Тульского оружейного завода.

Оружейный сборник (4): 1-31. Будаева Л. П. 2004. Царские ружья из собрания Тульского государственного музея оружия: (к визитам членов царской семьи на Тульский оружейный завод). Тульский краеведческий альманах 17 (2): 29-34.

Герасимов Г. И. 2020. Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии 11 (1): 119-132. https://doi.

org/10.21638/11701/spbu27.2020.112 Герасимов Г. И. 2021. Идеальная сущность музейного предмета. Вопросы музеологии 12 (1): 116-130.

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112 Герасимов Г. 2022. Идеалистический подход к истории: теория, методология, концепции. Екатеринбург: Издательские решения. Каспаринская С. А. (ред.). 1991. Музей и власть: государственная политика в области музейного

дела (XVIII-XX вв.). М.: НИИК. Лебедянская А. П. 2008. Артиллерийский исторический музей: исторический очерк (1703- 1917 гг.).

СПб.: ВИМАИВиВС. Юренева Т. Ю. 2004. Музееведение. М.: Академический Проект.

Статья поступила в редакцию 22 февраля 2023 г.;

рекомендована к печати 3 апреля 2023 г.

Контактная информация:

Герасимов Григорий Иванович — д-р ист. наук, доц.; [email protected]

The idea of the museum and its implementation: On the example of the history of the Tula State Museum of Weapons

G. I. Gerasimov

Tula State Museum of Weapons,

2, ul. Oktyabr'skaya, Tula, 300002, Russian Federation

For citation: Gerasimov G. I. 2023. The idea of the museum and its implementation: On the example of the history of the Tula State Museum of Weapons. The Issues of Museology 14 (1): 4-16. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.101 (In Russian)

The purpose of the article is to test the theoretical provisions of the idealistic approach to history developed by the author, as well as idealistic views on the museum. The author examines

the history of the Tula State Museum of Weapons. The article substantiates the decisive importance of ideas in the evolution of the museum of weapons, the formation of its collection. The pre-revolutionary museum collection was formed on the basis of ideas: the preservation of weapons; savings necessary in the technological process of "exemplary" products; preservation of original designs that may be useful for the production of weapons in the future; storage of various "curious" weapons. The exposition of the Tula Museum of Weapons of that time clearly carried out the monarchist idea. In 1917, the museum, given its monarchical orientation, was liquidated. In 1920, it was recreated on a new ideological basis, which was determined by the installation of the Soviet government. In the post-war period, the main idea was the participation of museums in the education of workers on revolutionary and labor traditions. The museum funds were formed, the exposition was organized, all forms of work were filled with content. The collapse of the communist worldview devalued the ideological foundations of the exposition created in 1989 on the basis of communist ideas. The purpose of the modern exposition is to generate interest in the development of weapons as an important component of the general historical process of Russian civilization. The ideas embodied in the exposition are also transmitted by all other forms of museum activity. The author believes that the history of the Tula State Museum of Weapons confirms the position of an idealistic approach to history that every museum is based on ideas that determine its goals, objectives, content of the collection, exposition and forms of work.

Keywords: idea of a museum, idealistic approach to history, history of the Tula Museum of Weapons, evolution of the museum collection.

References

Bestuzhev-Ryumin V., Chebyshev V. (eds). 1873. Historical review of the Tula arms factory. Oruzheinyi

sbornik (4): 1-31. (In Russian) Budaeva L. P. 2004. Royal guns from the collection of the Tula State Museum of Weapons: (on the visits of members of the royal family to the Tula Arms Plant). Tul'skii krayevedcheskii al'manakh 17 (2): 29-34. (In Russian)

Gerasimov G. I. 2020. Museum as an ideal phenomenon. The Issues of Museology 11 (1): 119-132. https://

doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112 (In Russian) Gerasimov G. I. 2021. The ideal essence of a museum object. The Issues of Museology 12 (1): 116-130. https://

doi.org/10.21638/spbu27.2021.112 (In Russian) Gerasimov G. 2022. Idealistic approach to history: theory, methodology, concepts. Yekaterinburg: Izdatel'skie

resheniia Publ. (In Russian) Kasparinskaya S. A. (ed.). 1991. Museum and power: state policy in the field of museum business (18th-20th

centuries). Moscow: NIIK Publ. (In Russian) Lebedyanskaya A. P. 2008. Artillery Historical Museum: Historical sketch (1703-1917). St. Petersburg:

VIMAIViVS Publ. (In Russian) Yureneva T. Yu. 2004. Museology. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Received: February 22, 2023 Accepted: April 3, 2023

Author's information:

Grigoriy I. Gerasimov — Dr. Sci. in History, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.